Конструкция
Лодка разделялась переборками на 7 отсеков:
- 1 отсек — торпедный.
- 2 отсек — жилой отсек, с кают-компанией. Под палубами — аккумуляторные батареи.
- 3 отсек — центральный пост.
- 4 отсек — жилой отсек, с камбузом. Под палубами — аккумуляторные батареи.
- 5 отсек — дизельный.
- 6 отсек — электромоторный.
- 7 отсек — торпедный.
Корпус
При проектировании обводов корпуса большое значение придавали мореходности в надводном положении, что обусловило наличие заострённого форштевня и седловатость в срединной части. Гидролокатор и шумопеленгатор, размещённые в носовой части, закрыли обтекателями.
Проект 641Б, шифр «Сом»
Неатомные подводные лодки
Перечень всех типов и проектов
·Все фотографии судов этого проекта
Таблица судов проекта
Сортировать по: Дате постройки
· Месту постройки · Году и месту постройки · Модификации · Последнему названию · Первому названию · Редакторская сортировка
103 | 30.09.1975 | 03.05.2001 | Б-437 Магнитогорск | 1998 | ВМФ России | Краснознамённый Северный флот | |
Б-437 | 26.07.1992 | ||||||
15.02.1992 | ВМФ СССР | Краснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана | |||||
Б-437 Магнитогорский комсомолец | 09.06.1980 | ||||||
Б-437 | 1977 | ||||||
Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот | |||||||
105 | 29.12.1976 | 10.04.2002 | U-434 | 10.04.2002 | Гамбург | Памятники | |
Б-515 | 1999 | ВМФ России | Краснознамённый Северный флот | ||||
26.07.1992 | |||||||
ВМФ СССР | Краснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана | ||||||
121 | 28.09.1979 | 05.05.2001 | Б-30 | 26.07.1992 | ВМФ России | Краснознамённый Северный флот | |
14.07.1981 | ВМФ СССР | Краснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана | |||||
Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот | |||||||
123 | 30.09.1980 | Б-396 | 16.03.1998 | Москва | Памятники | ||
26.07.1992 | ВМФ России | Краснознамённый Северный флот | |||||
15.02.1992 | ВМФ СССР | Краснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана | |||||
Б-396 Новосибирский комсомолец | 01.05.1986 | ||||||
Б-396 | |||||||
124 | 30.12.1980 | Б-307 | 2002 | Тольятти | Памятники | ||
≈ 1996 | ВМФ России | Дважды Краснознамённый Балтийский флот | |||||
26.07.1992 | Краснознамённый Северный флот | 4-я эскадра ДПЛ | |||||
ВМФ СССР | Краснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана | ||||||
125 | 25.09.1981 | 16.03.1998 | Б-319 | 26.07.1992 | ВМФ России | Краснознамённый Северный флот | |
15.02.1992 | ВМФ СССР | Краснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана | |||||
Б-319 Комсомолец Чувашии | 16.12.1988 | ||||||
Б-319 | |||||||
133 | 26.12.1982 | 2016 | Б-380 Святой князь Георгий | ???? | ВМФ России | Краснознамённый Черноморский флот | |
Б-380 | 26.07.1992 | ||||||
15.02.1992 | ВМФ СССР | Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот | |||||
Б-380 Горьковский комсомолец | 12.11.1982 | ||||||
Б-380 |
Простой вид списка судов (записи по учётным данным)
Перечень всех типов и проектов
·Все фотографии судов этого проекта Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта
Подземная база подводных лодок в Балаклаве
Проект 613 («Whiskey») – 1951 г.
Средняя дизель-электрическая торпедная подводная лодка. Самая массовая ДЭПЛ в СССР (выпущено 215 шт.), более 20 лет составляла основу советского подводного флота. Модификация 613В – с увеличенной до 45 суток автономностью. В составе КЧФ (не считая модификаций, описанных ниже): С-66 (В), С-67 (РЗС-576, ПЗС-85; В), С-70 (В), С-74 (В), С-76, С-88 (В), С-89 (В), С-95, С-96, С-97 (РЗС-495), С-98 (УТС-284), С-100, С-147 (СС-552), С-157, С-165 (УТС-386), С-172 (В), С-185 (В), С-186, С-197 (В), С-217, С-230, С-231, С-232, С-233, С-234, С-243 (СС-243), С-244 (в Болгарии – «Слава»), С-245 (в Болгарии – «Победа»), С-246, С-282, С-284, С-287, С-296, С-338, С-339, С-344, С-348, С-360, С-376 (УТС-187), С-379, С-382, С-383
Основные характеристики новых подлодок
Ответственными за проектирование сделали небезызвестных конструкторов С.А. Егорова и З. А. Дерибина. Корпус их разработки отличается малой седловатостью, а также заметно скошенным, «усеченным» форштевнем. Последнее было сделано для того, чтобы максимально улучшить мореходные качества подлодки в надводном положении. Лодки этого проекта также отличаются выраженными обтекателями в носовой части, которые служат для размещения различной радиолокационной и прочей аппаратуры.
Кроме того, там также были жилые каюты и дополнительные блоки аккумуляторов. Пятый отсек — дизельный, в следующем расположены электрические движки, а в последнем, то есть седьмом, базируются резервные торпедные аппараты.
Внешний облик лодок этого типа характеризуется еще и очень высоким ограждением вокруг рубки. Оно настолько «монументально», что над ним ничего не возвышается. Кроме того, в обтекателе на носу, о котором мы уже говорили выше, располагается не только электронная аппаратура, но также газоотвод и оборудование, обеспечивающее возможность работы дизельного двигателя под водой.
Новое время – иные требования
Ко второй половине 50-х годов прошлого века стало понятно, что «старушки» проекта 611 новым требованиям уже совершенно не соответствуют. Американцы в то время уже интенсивно налегали на проекты атомных подлодок, но в СССР делали важную ставку и на классические проекты, причем небезосновательно.
Дело здесь в том, что дизель, каким бы парадоксальным это ни казалось, значительно тише атома: проблема последнего в вибрациях, шуме от работы парогенераторов и конденсационных установок. Дизельные же подлодки в подводном положении идут исключительно на электричестве, а потому шумность у них чрезвычайно низкая.
Операторы
Самый популярный сервис в Советский флот. Фокстроты также строились для ВМС Индии (восемь единиц, с 1967 по 1974 год), Ливийский (шесть единиц, с 1978 по 1980 гг.), и Кубинец (шесть единиц, с 1978 по 1983 годы) военно-морские силы. Некоторые советские фокстроты позже служили в Польский и украинец флот.
- Советский флот (передано государствам-преемникам)
- Русский флот (бывший советский флот)
- ВМС Индии Варианты, известные как Кальвари учебный класс, сейчас списан (INSКурсура превращен в музей)
- Ливийский флот 6 единиц (2 осталось, но, вероятно, заброшено)
- Кубинский флот 6 шт.
Ливийский фокстрот
Польский флот 2 единицы (бывший ВМФ СССР)
- ORP Wilk (1987–2003)
- ORP Дзик (1988–2003)
- ВМС Украины 1 блок (Запорожье ), был захвачен российскими войсками во время 2014 Крымский кризис.
Доказательства и ссылки
Замечания
- B-143 упоминается в подписи и на страницах музея. Однако, согласно российским источникам, в Зебрюгге выставлен катер B-821.
Индивидуальные доказательства
- ↑ к А.Б. Широкорад : Советские подводные лодки послевоенные постройки. С. 68 и Дж. Апальков: Корабли ВМФ СССР. Многоцелевые ПЛ и ПЛ спецназначания. С. 41.
- ↑ А. Широкорад: Советские послевоенные подводные сооружения. С. 68.
- ↑ Дж. Апальков: Корабли ВМФ СССР. Многоцелевые ПЛ и ПЛ спецназначания. С. 41.
- Норман Фридман: Руководство Военно-морского института по мировым военно-морским системам вооружения. С. 732.
- ↑
- А.Б. Широкорад: Поствоенные постройки советских подводных лодок. С. 64.
литература
- А.Б. Широкорад: Советские подводные лодки послевоенной постройки (AB Широкорад: Пост-военные постройки советских подводных лодок. ) Москва 1997, ISBN 5-85139-019-0 (рус.).
- Я. Апальков: Корабли ВМФ СССР. Многоцелевые ПЛ и ПЛ спецназначания. (Например: Корабли СССР – многоцелевые подводные лодки и специальные подводные лодки. ), Санкт-Петербург 2003, ISBN 5-8172-0069-4 (рус.).
- Норман Фридман: Руководство Военно-морского института по мировым военно-морским системам вооружения. 5-е издание, US Naval Institute Press, 2006, ISBN 978-1-55750-262-9 (английский).
- Джеффри Толл: подводные лодки и глубоководные аппараты. Neuer Kaiser Verlag, 2002, ISBN 3-7043-9016-X .
Представители
Корабль-музей INS Kursura S20
Б-39, вид спереди
Б-21 в парке-музее в Зеебрюгге, Бельгия
Б-427 в качестве музейного экспоната в Лонг-Бич (США)
Б-440, Вытегра, 2014 год
Номер | Страна | Заложена | Спущена | Списана | Инфориация |
---|---|---|---|---|---|
Б-94 | 3 October 1957 | 28 December 1957 | 1 October 1984 | ||
Б-95 | 2 February 1958 | 25 April 1958 | 22 February 1980 | ||
Б-36 | 29 April 1958 | 31 August 1958 | 24 August 1993 | ||
Б-37 | 18 July 1958 | 5 November 1958 | 11 January 1962 | ||
Б-133 | 27 September 1958 | 26 January 1959 | 1 October 1983 | Переименована в Б-833 | |
Б-135 | 20 December 1958 | 30 March 1959 | 1 July 1977 | – | |
Б-139 | 25 February 1959 | 30 May 1959 | 1 October 1976 | Переименована в Б-839 | |
Б-57 | 23 April 1959 | 15 August 1959 | 24 June 1991 | – | |
Б-116 | 9 June 1959 | 10 October 1959 | 28 September 1994 | – | |
Б-130 | 22 August 1959 | 17 December 1959 | 1 October 1988 | – | |
Б-143 | 21 October 1959 | 17 February 1960 | 24 June 1991 | ||
Б-85 | 23 December 1959 | 19 March 1960 | 19 April 1990 | – | |
Б-59 | 21 February 1960 | 6 June 1960 | 19 April 1990 | – | |
Б-156 | 20 April 1960 | 2 August 1960 | 19 April 1991 | – | |
Б-4 | 14 June 1960 | 3 October 1960 | 24 June 1991 | В 1963 года унаследовала от М-105 почётное наименование «Челябинский комсомолец» | |
Б-153 | 6 August 1960 | 31 January 1961 | 24 June 1991 | Переименована в Б-854 | |
Б-164 | 26 October 1960 | 2 August 1960 | 3 July 1992 | – | |
Б-33 | 3 February 1961 | 27 April 1961 | 24 June 1991 | – | |
Б-7 | 14 April 1961 | 29 June 1961 | 19 April 1990 | – | |
Б-105 | 1 July 1961 | 1 October 1961 | 24 August 1993 | – | |
Б-169 | 17 August 1961 | 29 November 1961 | 19 April 1990 | – | |
Б-38 | 30 October 1961 | 31 January 1962 | 25 April 1989 | – | |
Б-53 | 8 January 1962 | 12 April 1962 | 19 April 1990 | Переименована в Б-853 | |
Б-50 | 7 March 1962 | 15 June 1962 | 3 July 1992 | – | |
Б-8 | 9 May 1962 | 21 July 1962 | 19 April 1990 | – | |
Б-31 | 18 August 1962 | 3 November 1962 | 24 June 1991 | – | |
Б-2 | 27 October 1962 | 25 January 1963 | 24 June 1991 | – | |
Б-55 | 22 January 1963 | 5 April 1963 | 3 July 1992 | Переименована в Б-855 | |
Б-98 | Продана Польше | 4 April 1963 | 15 June 1963 | 2001 | Переименована в ORP Wilk 292 |
Б-101 | 19 June 1963 | 30 August 1963 | 30 June 1993 | – | |
Б-6 | 9 August 1963 | 30 November 1963 | 24 August 1994 | ||
Б-15 | 10 October 1963 | 21 February 1964 | 29 October 1992 | – | |
Б-103 | 14 December 1963 | 16 April 1964 | 24 June 1991 | – | |
Б-109 | 22 February 1964 | 17 June 1964 | 28 September 1997 | – | |
Б-107 | 18 April 1964 | 25 July 1964 | 4 August 1995 | Переименована в Б-807Рубка установлена в экспозиции Музея подводных сил России в Санкт-Петербурге | |
Б-112 | 19 June 1964 | 27 October 1964 | 19 April 1990 | – | |
Б-25 | 26 August 1964 | 22 December 1964 | 3 July 1992 | – | |
Б-21 | 29 October 1964 | 16 February 1965 | 3 July 1995 | В 1989 году присвоено почётное наименование «Брянский комсомолец» Музеефицирована в Зебрюгге, Бельгия. В 2019 сдана на слом. | |
Б-9 | 26 December 1964 | 31 March 1965 | 17 July 1997 | – | |
Б-26 | 6 May 1965 | 10 August 1965 | 24 June 1991 | В 1965 году присвоено наименование «Ярославский комсомолец»В 1970 году переименована в Б-826 | |
Б-28 | 24 May 1965 | 10 August 1965 | 30 June 1993 | – | |
Б-34 | 13 August 1965 | 16 November 1965 | 24 June 1991 | – | |
Б-40 | 24 September 1965 | 16 November 1965 | 30 June 1993 | – | |
Б-29 | Продана Польше в 1988 | 25 March 1966 | 20 May 1966 | 2003 | Переименована в ORP Dzik 293Рубка экспонируется в Военно-морском музее в Гдыне. |
Б-41 | 7 April 1966 | 20 May 1966 | 24 August 1993 | – | |
Б-46 | 13 August 1966 | 24 December 1966 | 30 June 1993 | – | |
Б-49 | 12 October 1966 | 24 December 1966 | 31 December 1993 | После списания и продажи переименована новыми владельцами в U-475 «Черная вдова»Музеефицирована. Ожидает реставрации в Рочестере, Англия. | |
Б-39 | 9 February 1967 | 15 April 1967 | 5 July 1994 | Музеефицирована в San Diego, California, USA В 2022 году отбуксирована в Мексику на утилизацию. | |
Б-51 | Продана Индии | 15 апреля 1967 | 26 сентября 1967 | 1992 | Переименована в INS Kalvari S23Рубка установлена на главной базе ВМС Индии в Визакхапатнаме |
Б-397 | 7 May 1967 | 22 August 1967 | 30 June 1993 | – | |
Б-400 | 29 May 1967 | 22 August 1967 | 24 September 1991 | – | |
Б-413 | 28 June 1968 | 7 October 1968 | 1999 | Музеефицирована в Калининграде, Россия | |
Б-416 | 18 July 1968 | 25 February 1969 | 3 July 1992 | – | |
Б-205 | 17 June 1969 | 29 August 1969 | 31 January 1996 | – | |
Б-213 | 1 October 1969 | 20 January 1970 | 30 June 1993 | – | |
Б-440 | 1 June 1970 | 16 September 1970 | 1999 | Музеефицирована в Вытегре, Россия | |
Б-409 | 18 December 1970 | 2 March 1971 | 30 June 1993 | – | |
Б-435 | Передана Украине | 24 March 1970 | 29 May 1970 | Переименована в U-01 «Запорожье» | |
Б-427 | 10 April 1971 | 22 June 1971 | 28 April 1994 | Музеефицирована в Long Beach, California, USA. В 2021 году отправлена на утилизацию. | |
Б-402 | Продана Индии | 18 декабря 1969 | 28 февраля 2001 | Переименована в INS Kursura S20Музеефицирована в Визакхапатнаме, Индия | |
Б-401 | Продана Индии | ||||
Б-405 | Продана Индии | ||||
Б-456 | Продана Индии | ||||
Б-464 | Продана Индии | ||||
Б-470 | Продана Индии | 29 апреля 1972 | 7 июля 1972 | 2001 | Переименована в S41 Vagir |
Б-522 | Продана Индии | ||||
Б-311 | Продана Ливии | ||||
Б-330 | Продана Ливии | ||||
Б-533 | Продана Ливии | ||||
Б-587 | Продана Ливии | ||||
Б-588 | Продана Ливии | ||||
Б-590 | Продана Ливии | ||||
Б-309 | Продана Кубе | ||||
Б-510 | Продана Кубе | ||||
Б-586 | Продана Кубе |
Характеристики двигателей
Сердцем субмарины являются сразу три дизеля модели 37Д. Они оснащены газотурбонаддувом, ограждены от основных отсеков массивной звукоизоляционной переборкой. Как мы уже говорили, за подводный ход отвечают два электрических мотора марки ПГ-101. Мощность каждого составляет 1350 л. с. Имеется резервный мотор ПГ-102, мощность которого сразу 2700 л.с. Есть также экономичный 140-сильный ПГ-104. Используется он в случаях, когда необходимо экономить ресурсы, «сидит» на одном валу с ПГ-102. Для движения лодка может использовать три гребных винта, шаг которых может произвольно изменяться экипажем. В надводном положении для движения используются дизели, которые одновременно заряжают аккумуляторные батареи.
Литература
Подводные лодки проекта 641, 641И, 641K – 40 ед.
Б-2 (14 июня 1963), Б-4 ЧЕЛЯБИНСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ с 18 января 1963 и до апреля 1992, (31 августа 1961), Б-6 (30 июля 1964), Б-7 (15 декабря 1961), Б-8 (18 декабря 1962), Б-9 (30 ноября 1965), Б-15 (30 сентября 1964), Б-21 (31 октября 1965), Б-25 (6 сентября 1965), Б-26 с 15 февраля 1965 ЯРОСЛАВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ (24 марта 1966), Б-28 (18 июня 1966), Б-29 (28 ноября 1966), Б-31 (25 июня 1963), Б-33 (27 ноября 1961), Б-34 (31 августа 1966), Б-36 (30 сентября 1959), Б-37 (5 ноября 1959), Б-38 (30 сентября 1962), Б-39 (28 декабря 1967), Б-40 (6 сентября 1966), Б-41 (24 декабря 1966), Б-46 (30 июня 1967), Б-49 с 23 сентября 1967 ВЛАДИМИРСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ (30 июня 1967), Б-50 (8 декабря 1962), Б-51 (26 октября 1967), Б-53 (5 ноября 1962), Б-855, до 1970 Б-55 (20 сентября 1963), Б-57 (28 июля 1960), Б-59 (10 июня 1961), Б-85 (23 декабря I960), Б-94 (25 декабря 1958), Б-95 (30 февраля 1959), Б-98 (15 мая 1964), Б-101 (29 мая 1964), Б-103 (24 декабря 1964), Б-105 (15 июня 1962), Б-107 (28 апреля 1965), Б-109 (15 апреля 1965), Б-112 (5 августа 1965), Б-116 (25 августа 1960), Б-130 (22 сентября 1960), Б-133, с 1970 Б-833 (5 ноября 1959), Б-135 (5 ноября 1959), Б-139 (15 марта 1960), Б-143 (5 ноября I960), Б-153 (30 сентября 1961), Б-156 (18 апреля 1961), Б-164 (16 октября 1961), Б-169 (28 июля 1962), Б-205 (28 декабря 1969), Б-213 (II августа 1970), Б-309 (10 декабря 1978), Б-311 (11 февраля 1978), Б-330 (27 октября 1977), Б-397 (31 декабря 1967), Б-400 (25 сентября 1968), Б-401 (19 сентября 1968, ошибочно получила N 402), Б-402 (5 сентября 1969), Б-405 (2 июля 1969), Б-409 (10 сентября 1971), Б-413 (25 декабря 1968), Б-416 (4 декабря 1969), Б-427 (4 декабря 1971), Б-435 (6 ноября 1970), Б-440 (25 декабря 1970), Б-456 (10 октября 1972), Б-464 (16 декабря 1973), Б-470 (5 июля 1973), Б-510 (20 октября 1983), Б-522 (20 сентября 1974), Б-533 (8 октября 1976), Б-586 (30 ноября 1979), Б-587 (25 октября 1981), Б-588 (28 сентября 1982), Б-590 (21 ноября 1980)
Водоизмещение: 1950/2550 т Размеры: 91,3 x 7,5 х 5,1м Глубина: 280/250 м 10-533 мм ТА (6 нос., 4 кормов.) 22 торпеды или 32 мины, 3 диз. типа 2 Д-42, 6000 л.с. (на 45 ПЛ установлены дизели 37-Д, на Б-397 дизели 40-Д), 3 элдв., 5400 л.с. (средний элдв. 2700 л.с.), 3 вин., 16,4/16 уз. 477 т. топ., Дальность – 30000 миль (8,13 уз)/ 15,3 мили (16 уз). Аккумуляторы – 48 СМ (по 112 элементов в 4 группах). 70 чел. (11 офиц.) Автономн. – 90 сут. Время непрерывного пребывания под водой – 575 час.
Глубина стрельбы – до 80 м. Гирокомпас Курс-5, лаг ЛР-2, эхолот НЭЛ-5, эхоледомер ЭЛ-1, РЛС Буря, РЛС Накат, ответчик свой-чужой Хром-К, ГАС кругового обзора Тулома, ГАС Арктика, ГАС обнаружения гидролокаторов Свет-М, антенна передатчика ВЧ Ива (заваливается),
Решение о проектировании принято в октябре 1954, гл. констр. С.А. Егоров, затем З.А. Дерибин. Строились в Ленинграде (з-ды Судомех и Адмиралтейский); Двухкорпусная, 7 отсеков. Головная Б-94 зал. 3 октября 1957, сп. 28 декабря 1957 (з-д Судомех). Поставлялись на Кубу – проект 641K (7 февраля 1979 Б-309, март 1980 Б-586, февраль 1984 Б-510), в Индию – проект 641И (апрель 1968 Б-51, март 1969 Б-401, февраль 1970 Б-402, ноябрь 1969 Б-405, ноябрь 1973 Б-456, декабрь 1973 Б-470, октябрь 1974 Б-464, февраль 1975 Б-522), в Ливию (декабрь 1976 Б-311, февраль 1978 Б-330 и Б-533, февраль 1981 Б-587, январь 1982 Б-588, февраль 1983 Б-590). 2 ПЛ переданы Польше (в 1987 и 1990). Экспортный вариант строился на Адмиралтейском з-де, одна оборудована по пр. 641ИЭ как учебный корабль.
Б-37 взорвалась 11 января 1962, Б-33 затонула во Владивостоке 26 января 1991. Выводятся в резерв и на слом.
разработка
Проект 641 последовал за классами Project 611 и Project 633 . При проектировании проекта 641 во многом были приняты двигательная установка, форма корпуса, расположение торпедного вооружения и другие особенности предыдущих классов; исправлены некоторые из известных уязвимостей. Удлиняя и расширяя корпус, можно было перевозить больше топлива и припасов, а у моряков было больше места на подводной лодке. Глубина погружения конструкции была увеличена до 250 метров, велась подготовка к применению современных торпедных и морских мин .
корпус
Чертеж правого борта катера проекта 641
Форма фюзеляжа во многом основывалась на проекте 611. Оба проекта имели сравнимую силовую установку с тремя валами , поэтому использование аналогичной формы корпуса было очевидным. В проекте 641 сопротивление потоку было уменьшено за счет перемещения датчика гидролокатора с днища корпуса на носовую часть носовой части. Поведение обтекания было улучшено за счет другой кривизны бортов корабля, так что скорость проекта 641 практически не изменилась по сравнению с его предшественником, несмотря на большее .
Системы машин
Два из трех дизельных двигателей Тип 37Д в верхней части ГМВ В-39. На заднем плане виден доступ в машинное отделение.
Во время надводного плавания и подводного плавания подводные лодки приводились в движение стандартным судовым дизельным двигателем советских подводных лодок. Конфигурация была идентична таковой на проекте 611: три двигателя Тип 37Д мощностью 2000 л.с. (1471 кВт) каждый. Максимальная скорость составляла 16,8 узла.
Когда под водой, лодки были приведены в действие электрическими двигателями, которые получили свою энергию из свинцово-кислотных батарей. Два двигателя PG-101 мощностью 1350 л.с. (993 кВт) каждый приводили в движение два внешних вала , средний приводился электродвигателем PG-102 мощностью 2700 л.с. (1986 кВт). PG-104 электродвигатель с 140 л.с. (103 кВт) был доступен для обхода , который действовал на среднем валу. PG-104 потреблял намного меньше энергии, чем двигатели PG-102, и был намного тише.
Диапазон
При крейсерской скорости 8,13 узла лодки проекта 641 на одном баке горючего могли преодолевать 30 000 морских миль . В подводном положении емкости батареи хватало на 16 морских миль при скорости 15,30 узлов. Припасы на борту позволяли развертывание до 90 дней.
Вооружение
Проект 641 получил шесть носовых и четыре кормовых торпедных аппарата калибра 533 мм. Подобная комбинация уже использовалась в проекте 633, но только с двумя кормовыми торпедными аппаратами. Могли нести 22 торпеды или 32 морские мины МДТ. 18 из этих торпед могли храниться в носовом торпедном отсеке и четыре – в кормовом.
Диапазон торпед, которые можно было использовать, был очень широк: от старых моделей, таких как 53-39 времен Второй мировой войны до 53-51 1951 года, до типов торпед 53-65М и 53-65К, разработанных в конце 1960-х годов. . Торпеды 65-й серии уже были очень быстрыми с максимальной скоростью почти 70 узлов, имели автоматическое наведение, неконтактный взрыватель и могли быть сброшены с глубины до 150 метров. Однако они подходили только для поражения целей на поверхности воды и не могли использоваться против подводных лодок противника. Также можно было использовать 533-мм модели торпед с ядерной боевой частью .
Подводным лодкам проекта 641, построенным в 1970-1980-х годах для экспорта в Индию, были переданы другие 400-мм кормовые торпедные аппараты.
Датчики
Б-101 1982 или 1983 г. во время исследовательской миссии “Регул”.
Гидроакустический зал Б-821 в Зебрюгге
Проект 641 был оборудован гидроакустической системой “Арктика-М”. Вы можете использовать активные и пассивные гидролокаторы . Рядом с гидроакустической системой в носовой части была установлена система акустической подводной телефонной связи «МГ-10» или «МГ-15» . На поверхности могут быть размещены система ESM «Накат» , радар «Флаг» и несколько радиоантенн.
Чем были вооружены подлодки этого типа?
Основное вооружение – шесть носовых торпедных аппаратов, которые дополняют ещё четыре кормовые. Но все же основные – носовые, так как только они оснащены специальной системой быстрой перезарядки. Общий боезапас – 22 торпеды. В их число входили и первые «телеметрические» модели, управляемые по проводам. Но на практике в боевые походы нередко брали до 1/3 мин, заменяя ими торпеды. За управление процессом стрельбы отвечал комплекс «Ленинград-641».
Субмарины имели на вооружении торпеды с ядерной боевой частью, но предназначены они были исключительно для атак на надводные корабли противника.
Список лодок проекта 641Б[ | ]
Лодка | Название | Спуск на воду | Вывод из состава флота | Современный статус |
Б-443 | май 1973 | 4 августа 1995 | разобрана на металл в 2003 году | |
Б-474 | декабрь 1974 | 12 октября 1995 | разобрана на металл. | |
Б-437 | До 1992 г. «Магнитогорский комсомолец» | сентябрь 1975 | 1 ноября 2001 | в 2001 году находилась в акватории завода Нерпа, в ожидание утилизации |
Б-498 | декабрь 1975 | 4 августа 1995 | разобрана на металл в 2003 | |
Б-515 | 29.04.1976 | 10.04.2002 | музейный экспонат в Гамбурге под обозначением U-434 | |
Б-519 | декабрь 1976 | 4 августа 1995 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта) | отбуксирована на утилизацию в Угольную гавань Санкт-Петербурга | |
Б-290 | сентябрь 1977 | 4 августа 1995 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта) | ожидает утилизации в Кронштадте | |
Б-303 | декабрь 1977 | 4 августа 1995 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта) | разобрана на металл до 1999 | |
Б-146 | Комсомолец Казахстана | сентябрь 1978 | 22 января 1998 | разобрана на металлолом |
Б-546 | декабрь 1978 | 1998 | В 2002 поставлен в отстой г. Полярный, позже утилизирована | |
Б-30 | октябрь 1979 | 1998(2001???) | ??? | |
Б-215 | декабрь 1979 | 6 октября 1997 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта) | ожидает утилизации в Полярном | |
Б-396 | «Новосибирский комсомолец» (1984—1992) | сентябрь 1980 | 22 января 1998 | музейный экспонат в Москве |
Б-307 | 30 декабря 1979 | с 2004 | музейный экспонат в Тольятти | |
Б-319 | ранее «Комсомолец Чувашии» (с 16 декабря 1988 по 15 февраля 1992 года) | сентябрь 1981 | 22 января 1998 | разобрана. Рубка установлена в г. Полярный как часть мемориального комплекса |
Б-225 | декабрь 1981 | 22 января 1998 | разобрана на металл | |
Б-312 | июль 1982 | 16 марта 1998 | продана как металлолом | |
Б-380 | «Горьковский комсомолец» (1982—1992) «Святой князь Георгий» | декабрь 1982 | 247-й отдельный дивизион подводных лодок Черноморского флота РФ. Проходила капитальный ремонт в Севастополе с 2000 по 2009 годы. В конце 2009 года принято решение ремонт прекратить, корабль передать в ОФИ для демонтажа и утилизации. 14 декабря 2021 года затонула в Южной бухте Севастополя. Будет отправлена на утилизацию 16 декабря 2021 года. |
«Новосибирский комсомолец» в Музее ВМФ Лодка Б-307 в музее АвтоВАЗа
Б-515. U-434 музейный экспонат в Гамбурге.
История проекта
Для замены первых послевоенных океанских лодок проекта 611 в конце 1950-х годов в ЦКБ-18 разработан новый проект, получивший обозначение 641. Главным конструктором проекта был С. А. Егоров, затем этот пост с 1958 года занимал З. А. Дерибин, с 1974 года Ю. Н. Кормилицин. Проект 641 предназначался для тех же задач, что и проект 611: боевые действия на дальних коммуникациях, минные постановки, разведка, противолодочные действия.
За время службы лодки заслужили высокие боевые оценки, в том числе четыре лодки проекта (Б-4 «Челябинский комсомолец», Б-36, Б-59 и Б-130) участвовали в операции «Кама» в период Карибского кризиса.