пр.641 FOXTROT

Конструкция

Лодка разделялась переборками на 7 отсеков:

  • 1 отсек — торпедный.
  • 2 отсек — жилой отсек, с кают-компанией. Под палубами — аккумуляторные батареи.
  • 3 отсек — центральный пост.
  • 4 отсек — жилой отсек, с камбузом. Под палубами — аккумуляторные батареи.
  • 5 отсек — дизельный.
  • 6 отсек — электромоторный.
  • 7 отсек — торпедный.

Корпус

При проектировании обводов корпуса большое значение придавали мореходности в надводном положении, что обусловило наличие заострённого форштевня и седловатость в срединной части. Гидролокатор и шумопеленгатор, размещённые в носовой части, закрыли обтекателями.

Проект 641Б, шифр «Сом»

Неатомные подводные лодки

Перечень всех типов и проектов

·Все фотографии судов этого проекта

Таблица судов проекта

Сортировать по: Дате постройки

· Месту постройки · Году и месту постройки · Модификации · Последнему названию · Первому названию · Редакторская сортировка

10330.09.197503.05.2001Б-437 Магнитогорск 1998ВМФ РоссииКраснознамённый Северный флот
Б-437 26.07.1992
15.02.1992ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
Б-437 Магнитогорский комсомолец 09.06.1980
Б-437 1977
Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
10529.12.197610.04.2002U-434 10.04.2002ГамбургПамятники
Б-515 1999ВМФ РоссииКраснознамённый Северный флот
26.07.1992
ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
12128.09.197905.05.2001Б-30 26.07.1992ВМФ РоссииКраснознамённый Северный флот
14.07.1981ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
12330.09.1980Б-396 16.03.1998МоскваПамятники
26.07.1992ВМФ РоссииКраснознамённый Северный флот
15.02.1992ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
Б-396 Новосибирский комсомолец 01.05.1986
Б-396
12430.12.1980Б-307 2002ТольяттиПамятники
≈ 1996ВМФ РоссииДважды Краснознамённый Балтийский флот
26.07.1992Краснознамённый Северный флот4-я эскадра ДПЛ
ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
12525.09.198116.03.1998Б-319 26.07.1992ВМФ РоссииКраснознамённый Северный флот
15.02.1992ВМФ СССРКраснознамённый Северный флот ВМФ СССР / Северный флот ВМФ СССР / Морские силы Северного моря / Беломорская флотилия / Красная флотилия Северного Ледовитого океана
Б-319 Комсомолец Чувашии 16.12.1988
Б-319
13326.12.19822016Б-380 Святой князь Георгий ????ВМФ РоссииКраснознамённый Черноморский флот
Б-380 26.07.1992
15.02.1992ВМФ СССРКраснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот
Б-380 Горьковский комсомолец 12.11.1982
Б-380

Простой вид списка судов (записи по учётным данным)

Перечень всех типов и проектов

·Все фотографии судов этого проекта Сообщить о неточности в описании или названии типа/проекта

Подземная база подводных лодок в Балаклаве

Проект 613 («Whiskey») – 1951 г.

Средняя дизель-электрическая торпедная подводная лодка. Самая массовая ДЭПЛ в СССР (выпущено 215 шт.), более 20 лет составляла основу советского подводного флота. Модификация 613В – с увеличенной до 45 суток автономностью. В составе КЧФ (не считая модификаций, описанных ниже): С-66 (В), С-67 (РЗС-576, ПЗС-85; В), С-70 (В), С-74 (В), С-76, С-88 (В), С-89 (В), С-95, С-96, С-97 (РЗС-495), С-98 (УТС-284), С-100, С-147 (СС-552), С-157, С-165 (УТС-386), С-172 (В), С-185 (В), С-186, С-197 (В), С-217, С-230, С-231, С-232, С-233, С-234, С-243 (СС-243), С-244 (в Болгарии – «Слава»), С-245 (в Болгарии – «Победа»), С-246, С-282, С-284, С-287, С-296, С-338, С-339, С-344, С-348, С-360, С-376 (УТС-187), С-379, С-382, С-383

Основные характеристики новых подлодок

Ответственными за проектирование сделали небезызвестных конструкторов С.А. Егорова и З. А. Дерибина. Корпус их разработки отличается малой седловатостью, а также заметно скошенным, «усеченным» форштевнем. Последнее было сделано для того, чтобы максимально улучшить мореходные качества подлодки в надводном положении. Лодки этого проекта также отличаются выраженными обтекателями в носовой части, которые служат для размещения различной радиолокационной и прочей аппаратуры.

Кроме того, там также были жилые каюты и дополнительные блоки аккумуляторов. Пятый отсек — дизельный, в следующем расположены электрические движки, а в последнем, то есть седьмом, базируются резервные торпедные аппараты.

Внешний облик лодок этого типа характеризуется еще и очень высоким ограждением вокруг рубки. Оно настолько «монументально», что над ним ничего не возвышается. Кроме того, в обтекателе на носу, о котором мы уже говорили выше, располагается не только электронная аппаратура, но также газоотвод и оборудование, обеспечивающее возможность работы дизельного двигателя под водой.

Новое время – иные требования

Ко второй половине 50-х годов прошлого века стало понятно, что «старушки» проекта 611 новым требованиям уже совершенно не соответствуют. Американцы в то время уже интенсивно налегали на проекты атомных подлодок, но в СССР делали важную ставку и на классические проекты, причем небезосновательно.

Дело здесь в том, что дизель, каким бы парадоксальным это ни казалось, значительно тише атома: проблема последнего в вибрациях, шуме от работы парогенераторов и конденсационных установок. Дизельные же подлодки в подводном положении идут исключительно на электричестве, а потому шумность у них чрезвычайно низкая.

Операторы

Самый популярный сервис в Советский флот. Фокстроты также строились для ВМС Индии (восемь единиц, с 1967 по 1974 год), Ливийский (шесть единиц, с 1978 по 1980 гг.), и Кубинец (шесть единиц, с 1978 по 1983 годы) военно-морские силы. Некоторые советские фокстроты позже служили в Польский и украинец флот.

  • Советский флот (передано государствам-преемникам)
  • Русский флот (бывший советский флот)
  • ВМС Индии Варианты, известные как Кальвари учебный класс, сейчас списан (INSКурсура превращен в музей)
  • Ливийский флот 6 единиц (2 осталось, но, вероятно, заброшено)
  • Кубинский флот 6 шт.
  • Ливийский фокстрот

    Польский флот 2 единицы (бывший ВМФ СССР)

    • ORP Wilk (1987–2003)
    • ORP Дзик (1988–2003)
  • ВМС Украины 1 блок (Запорожье ), был захвачен российскими войсками во время 2014 Крымский кризис.

Доказательства и ссылки

Замечания

  1. B-143 упоминается в подписи и на страницах музея. Однако, согласно российским источникам, в Зебрюгге выставлен катер B-821.

Индивидуальные доказательства

  1. ↑ к А.Б. Широкорад : Советские подводные лодки послевоенные постройки. С. 68 и Дж. Апальков: Корабли ВМФ СССР. Многоцелевые ПЛ и ПЛ спецназначания. С. 41.
  2. ↑ А. Широкорад: Советские послевоенные подводные сооружения. С. 68.
  3. ↑ Дж. Апальков: Корабли ВМФ СССР. Многоцелевые ПЛ и ПЛ спецназначания. С. 41.
  4. Норман Фридман: Руководство Военно-морского института по мировым военно-морским системам вооружения. С. 732.
  5. А.Б. Широкорад: Поствоенные постройки советских подводных лодок. С. 64.

литература

  • А.Б. Широкорад: Советские подводные лодки послевоенной постройки (AB Широкорад: Пост-военные постройки советских подводных лодок. ) Москва 1997, ISBN 5-85139-019-0 (рус.).
  • Я. Апальков: Корабли ВМФ СССР. Многоцелевые ПЛ и ПЛ спецназначания. (Например: Корабли СССР – многоцелевые подводные лодки и специальные подводные лодки. ), Санкт-Петербург 2003, ISBN 5-8172-0069-4 (рус.).
  • Норман Фридман: Руководство Военно-морского института по мировым военно-морским системам вооружения. 5-е издание, US Naval Institute Press, 2006, ISBN 978-1-55750-262-9 (английский).
  • Джеффри Толл: подводные лодки и глубоководные аппараты. Neuer Kaiser Verlag, 2002, ISBN 3-7043-9016-X .

Представители

Корабль-музей INS Kursura S20

Б-39, вид спереди

Б-21 в парке-музее в Зеебрюгге, Бельгия

Б-427 в качестве музейного экспоната в Лонг-Бич (США)

Б-440, Вытегра, 2014 год

Проект 641 (NATO: Foxtrot Class)
НомерСтранаЗаложенаСпущенаСписанаИнфориация
Б-943 October 195728 December 19571 October 1984
Б-952 February 195825 April 195822 February 1980
Б-3629 April 195831 August 195824 August 1993
Б-3718 July 19585 November 195811 January 1962
Б-13327 September 195826 January 19591 October 1983Переименована в Б-833
Б-13520 December 195830 March 19591 July 1977
Б-13925 February 195930 May 19591 October 1976Переименована в Б-839
Б-5723 April 195915 August 195924 June 1991
Б-1169 June 195910 October 195928 September 1994
Б-13022 August 195917 December 19591 October 1988
Б-14321 October 195917 February 196024 June 1991
Б-8523 December 195919 March 196019 April 1990
Б-5921 February 19606 June 196019 April 1990
Б-15620 April 19602 August 196019 April 1991
Б-414 June 19603 October 196024 June 1991В 1963 года унаследовала от М-105 почётное наименование «Челябинский комсомолец»
Б-1536 August 196031 January 196124 June 1991Переименована в Б-854
Б-16426 October 19602 August 19603 July 1992
Б-333 February 196127 April 196124 June 1991
Б-714 April 196129 June 196119 April 1990
Б-1051 July 19611 October 196124 August 1993
Б-16917 August 196129 November 196119 April 1990
Б-3830 October 196131 January 196225 April 1989
Б-538 January 196212 April 196219 April 1990Переименована в Б-853
Б-507 March 196215 June 19623 July 1992
Б-89 May 196221 July 196219 April 1990
Б-3118 August 19623 November 196224 June 1991
Б-227 October 196225 January 196324 June 1991
Б-5522 January 19635 April 19633 July 1992Переименована в Б-855
Б-98Продана Польше4 April 196315 June 19632001Переименована в ORP Wilk 292
Б-10119 June 196330 August 196330 June 1993
Б-69 August 196330 November 196324 August 1994
Б-1510 October 196321 February 196429 October 1992
Б-10314 December 196316 April 196424 June 1991
Б-10922 February 196417 June 196428 September 1997
Б-10718 April 196425 July 19644 August 1995Переименована в Б-807Рубка установлена в экспозиции Музея подводных сил России в Санкт-Петербурге
Б-11219 June 196427 October 196419 April 1990
Б-2526 August 196422 December 19643 July 1992
Б-2129 October 196416 February 19653 July 1995В 1989 году присвоено почётное наименование «Брянский комсомолец» Музеефицирована в Зебрюгге, Бельгия. В 2019 сдана на слом.
Б-926 December 196431 March 196517 July 1997
Б-266 May 196510 August 196524 June 1991В 1965 году присвоено наименование «Ярославский комсомолец»В 1970 году переименована в Б-826
Б-2824 May 196510 August 196530 June 1993
Б-3413 August 196516 November 196524 June 1991
Б-4024 September 196516 November 196530 June 1993
Б-29Продана Польше в 198825 March 196620 May 19662003Переименована в ORP Dzik 293Рубка экспонируется в Военно-морском музее в Гдыне.
Б-417 April 196620 May 196624 August 1993
Б-4613 August 196624 December 196630 June 1993
Б-4912 October 196624 December 196631 December 1993После списания и продажи переименована новыми владельцами в U-475 «Черная вдова»Музеефицирована. Ожидает реставрации в Рочестере, Англия.
Б-399 February 196715 April 19675 July 1994Музеефицирована в San Diego, California, USA В 2022 году отбуксирована в Мексику на утилизацию.
Б-51Продана Индии15 апреля 196726 сентября 19671992Переименована в INS Kalvari S23Рубка установлена на главной базе ВМС Индии в Визакхапатнаме
Б-3977 May 196722 August 196730 June 1993
Б-40029 May 196722 August 196724 September 1991
Б-41328 June 19687 October 19681999 Музеефицирована в Калининграде, Россия
Б-41618 July 196825 February 19693 July 1992
Б-20517 June 196929 August 196931 January 1996
Б-2131 October 196920 January 197030 June 1993
Б-4401 June 197016 September 19701999 Музеефицирована в Вытегре, Россия
Б-40918 December 19702 March 197130 June 1993
Б-435Передана Украине24 March 197029 May 1970Переименована в U-01 «Запорожье»
Б-42710 April 197122 June 197128 April 1994Музеефицирована в Long Beach, California, USA. В 2021 году отправлена на утилизацию.
Б-402Продана Индии18 декабря 196928 февраля 2001Переименована в INS Kursura S20Музеефицирована в Визакхапатнаме, Индия
Б-401Продана Индии
Б-405Продана Индии
Б-456Продана Индии
Б-464Продана Индии
Б-470Продана Индии29 апреля 19727 июля 19722001Переименована в S41 Vagir
Б-522Продана Индии
Б-311Продана Ливии
Б-330Продана Ливии
Б-533Продана Ливии
Б-587Продана Ливии
Б-588Продана Ливии
Б-590Продана Ливии
Б-309Продана Кубе
Б-510Продана Кубе
Б-586Продана Кубе

Характеристики двигателей


Сердцем субмарины являются сразу три дизеля модели 37Д. Они оснащены газотурбонаддувом, ограждены от основных отсеков массивной звукоизоляционной переборкой. Как мы уже говорили, за подводный ход отвечают два электрических мотора марки ПГ-101. Мощность каждого составляет 1350 л. с. Имеется резервный мотор ПГ-102, мощность которого сразу 2700 л.с. Есть также экономичный 140-сильный ПГ-104. Используется он в случаях, когда необходимо экономить ресурсы, «сидит» на одном валу с ПГ-102. Для движения лодка может использовать три гребных винта, шаг которых может произвольно изменяться экипажем. В надводном положении для движения используются дизели, которые одновременно заряжают аккумуляторные батареи.

Литература

Подводные лодки проекта 641, 641И, 641K – 40 ед.

Б-2 (14 июня 1963), Б-4 ЧЕЛЯБИНСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ с 18 января 1963 и до апреля 1992, (31 августа 1961), Б-6 (30 июля 1964), Б-7 (15 декабря 1961), Б-8 (18 декабря 1962), Б-9 (30 ноября 1965), Б-15 (30 сентября 1964), Б-21 (31 октября 1965), Б-25 (6 сентября 1965), Б-26 с 15 февраля 1965 ЯРОСЛАВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ (24 марта 1966), Б-28 (18 июня 1966), Б-29 (28 ноября 1966), Б-31 (25 июня 1963), Б-33 (27 ноября 1961), Б-34 (31 августа 1966), Б-36 (30 сентября 1959), Б-37 (5 ноября 1959), Б-38 (30 сентября 1962), Б-39 (28 декабря 1967), Б-40 (6 сентября 1966), Б-41 (24 декабря 1966), Б-46 (30 июня 1967), Б-49 с 23 сентября 1967 ВЛАДИМИРСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ (30 июня 1967), Б-50 (8 декабря 1962), Б-51 (26 октября 1967), Б-53 (5 ноября 1962), Б-855, до 1970 Б-55 (20 сентября 1963), Б-57 (28 июля 1960), Б-59 (10 июня 1961), Б-85 (23 декабря I960), Б-94 (25 декабря 1958), Б-95 (30 февраля 1959), Б-98 (15 мая 1964), Б-101 (29 мая 1964), Б-103 (24 декабря 1964), Б-105 (15 июня 1962), Б-107 (28 апреля 1965), Б-109 (15 апреля 1965), Б-112 (5 августа 1965), Б-116 (25 августа 1960), Б-130 (22 сентября 1960), Б-133, с 1970 Б-833 (5 ноября 1959), Б-135 (5 ноября 1959), Б-139 (15 марта 1960), Б-143 (5 ноября I960), Б-153 (30 сентября 1961), Б-156 (18 апреля 1961), Б-164 (16 октября 1961), Б-169 (28 июля 1962), Б-205 (28 декабря 1969), Б-213 (II августа 1970), Б-309 (10 декабря 1978), Б-311 (11 февраля 1978), Б-330 (27 октября 1977), Б-397 (31 декабря 1967), Б-400 (25 сентября 1968), Б-401 (19 сентября 1968, ошибочно получила N 402), Б-402 (5 сентября 1969), Б-405 (2 июля 1969), Б-409 (10 сентября 1971), Б-413 (25 декабря 1968), Б-416 (4 декабря 1969), Б-427 (4 декабря 1971), Б-435 (6 ноября 1970), Б-440 (25 декабря 1970), Б-456 (10 октября 1972), Б-464 (16 декабря 1973), Б-470 (5 июля 1973), Б-510 (20 октября 1983), Б-522 (20 сентября 1974), Б-533 (8 октября 1976), Б-586 (30 ноября 1979), Б-587 (25 октября 1981), Б-588 (28 сентября 1982), Б-590 (21 ноября 1980)

Водоизмещение: 1950/2550 т Размеры: 91,3 x 7,5 х 5,1м Глубина: 280/250 м 10-533 мм ТА (6 нос., 4 кормов.) 22 торпеды или 32 мины, 3 диз. типа 2 Д-42, 6000 л.с. (на 45 ПЛ установлены дизели 37-Д, на Б-397 дизели 40-Д), 3 элдв., 5400 л.с. (средний элдв. 2700 л.с.), 3 вин., 16,4/16 уз. 477 т. топ., Дальность – 30000 миль (8,13 уз)/ 15,3 мили (16 уз). Аккумуляторы – 48 СМ (по 112 элементов в 4 группах). 70 чел. (11 офиц.) Автономн. – 90 сут. Время непрерывного пребывания под водой – 575 час.

Глубина стрельбы – до 80 м. Гирокомпас Курс-5, лаг ЛР-2, эхолот НЭЛ-5, эхоледомер ЭЛ-1, РЛС Буря, РЛС Накат, ответчик свой-чужой Хром-К, ГАС кругового обзора Тулома, ГАС Арктика, ГАС обнаружения гидролокаторов Свет-М, антенна передатчика ВЧ Ива (заваливается),

Решение о проектировании принято в октябре 1954, гл. констр. С.А. Егоров, затем З.А. Дерибин. Строились в Ленинграде (з-ды Судомех и Адмиралтейский); Двухкорпусная, 7 отсеков. Головная Б-94 зал. 3 октября 1957, сп. 28 декабря 1957 (з-д Судомех). Поставлялись на Кубу – проект 641K (7 февраля 1979 Б-309, март 1980 Б-586, февраль 1984 Б-510), в Индию – проект 641И (апрель 1968 Б-51, март 1969 Б-401, февраль 1970 Б-402, ноябрь 1969 Б-405, ноябрь 1973 Б-456, декабрь 1973 Б-470, октябрь 1974 Б-464, февраль 1975 Б-522), в Ливию (декабрь 1976 Б-311, февраль 1978 Б-330 и Б-533, февраль 1981 Б-587, январь 1982 Б-588, февраль 1983 Б-590). 2 ПЛ переданы Польше (в 1987 и 1990). Экспортный вариант строился на Адмиралтейском з-де, одна оборудована по пр. 641ИЭ как учебный корабль.

Б-37 взорвалась 11 января 1962, Б-33 затонула во Владивостоке 26 января 1991. Выводятся в резерв и на слом.

разработка

Проект 641 последовал за классами Project 611 и Project 633 . При проектировании проекта 641 во многом были приняты двигательная установка, форма корпуса, расположение торпедного вооружения и другие особенности предыдущих классов; исправлены некоторые из известных уязвимостей. Удлиняя и расширяя корпус, можно было перевозить больше топлива и припасов, а у моряков было больше места на подводной лодке. Глубина погружения конструкции была увеличена до 250 метров, велась подготовка к применению современных торпедных и морских мин .

корпус

Чертеж правого борта катера проекта 641

Форма фюзеляжа во многом основывалась на проекте 611. Оба проекта имели сравнимую силовую установку с тремя валами , поэтому использование аналогичной формы корпуса было очевидным. В проекте 641 сопротивление потоку было уменьшено за счет перемещения датчика гидролокатора с днища корпуса на носовую часть носовой части. Поведение обтекания было улучшено за счет другой кривизны бортов корабля, так что скорость проекта 641 практически не изменилась по сравнению с его предшественником, несмотря на большее .

Системы машин

Два из трех дизельных двигателей Тип 37Д в верхней части ГМВ В-39. На заднем плане виден доступ в машинное отделение.

Во время надводного плавания и подводного плавания подводные лодки приводились в движение стандартным судовым дизельным двигателем советских подводных лодок. Конфигурация была идентична таковой на проекте 611: три двигателя Тип 37Д мощностью 2000 л.с. (1471 кВт) каждый. Максимальная скорость составляла 16,8 узла.

Когда под водой, лодки были приведены в действие электрическими двигателями, которые получили свою энергию из свинцово-кислотных батарей. Два двигателя PG-101 мощностью 1350 л.с. (993 кВт) каждый приводили в движение два внешних вала , средний приводился электродвигателем PG-102 мощностью 2700 л.с. (1986 кВт). PG-104 электродвигатель с 140 л.с. (103 кВт) был доступен для обхода , который действовал на среднем валу. PG-104 потреблял намного меньше энергии, чем двигатели PG-102, и был намного тише.

Диапазон

При крейсерской скорости 8,13 узла лодки проекта 641 на одном баке горючего могли преодолевать 30 000 морских миль . В подводном положении емкости батареи хватало на 16 морских миль при скорости 15,30 узлов. Припасы на борту позволяли развертывание до 90 дней.

Вооружение

Проект 641 получил шесть носовых и четыре кормовых торпедных аппарата калибра 533 мм. Подобная комбинация уже использовалась в проекте 633, но только с двумя кормовыми торпедными аппаратами. Могли нести 22 торпеды или 32 морские мины МДТ. 18 из этих торпед могли храниться в носовом торпедном отсеке и четыре – в кормовом.

Диапазон торпед, которые можно было использовать, был очень широк: от старых моделей, таких как 53-39 времен Второй мировой войны до 53-51 1951 года, до типов торпед 53-65М и 53-65К, разработанных в конце 1960-х годов. . Торпеды 65-й серии уже были очень быстрыми с максимальной скоростью почти 70 узлов, имели автоматическое наведение, неконтактный взрыватель и могли быть сброшены с глубины до 150 метров. Однако они подходили только для поражения целей на поверхности воды и не могли использоваться против подводных лодок противника. Также можно было использовать 533-мм модели торпед с ядерной боевой частью .

Подводным лодкам проекта 641, построенным в 1970-1980-х годах для экспорта в Индию, были переданы другие 400-мм кормовые торпедные аппараты.

Датчики

Б-101 1982 или 1983 г. во время исследовательской миссии “Регул”.

Гидроакустический зал Б-821 в Зебрюгге

Проект 641 был оборудован гидроакустической системой “Арктика-М”. Вы можете использовать активные и пассивные гидролокаторы . Рядом с гидроакустической системой в носовой части была установлена система акустической подводной телефонной связи «МГ-10» или «МГ-15» . На поверхности могут быть размещены система ESM «Накат» , радар «Флаг» и несколько радиоантенн.

Чем были вооружены подлодки этого типа?

Основное вооружение – шесть носовых торпедных аппаратов, которые дополняют ещё четыре кормовые. Но все же основные – носовые, так как только они оснащены специальной системой быстрой перезарядки. Общий боезапас – 22 торпеды. В их число входили и первые «телеметрические» модели, управляемые по проводам. Но на практике в боевые походы нередко брали до 1/3 мин, заменяя ими торпеды. За управление процессом стрельбы отвечал комплекс «Ленинград-641».

Субмарины имели на вооружении торпеды с ядерной боевой частью, но предназначены они были исключительно для атак на надводные корабли противника.

Список лодок проекта 641Б[ | ]

ЛодкаНазваниеСпуск на водуВывод из состава флотаСовременный статус
Б-443май 19734 августа 1995разобрана на металл в 2003 году
Б-474декабрь 197412 октября 1995разобрана на металл.
Б-437До 1992 г. «Магнитогорский комсомолец»сентябрь 19751 ноября 2001в 2001 году находилась в акватории завода Нерпа, в ожидание утилизации
Б-498декабрь 19754 августа 1995разобрана на металл в 2003
Б-51529.04.197610.04.2002музейный экспонат в Гамбурге под обозначением U-434
Б-519декабрь 19764 августа 1995 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта)отбуксирована на утилизацию в Угольную гавань Санкт-Петербурга
Б-290сентябрь 19774 августа 1995 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта)ожидает утилизации в Кронштадте
Б-303декабрь 19774 августа 1995 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта)разобрана на металл до 1999
Б-146Комсомолец Казахстанасентябрь 197822 января 1998разобрана на металлолом
Б-546декабрь 19781998В 2002 поставлен в отстой г. Полярный, позже утилизирована
Б-30октябрь 19791998(2001???)???
Б-215декабрь 19796 октября 1997 (из-за отсутствия финансирования во время ремонта)ожидает утилизации в Полярном
Б-396«Новосибирский комсомолец» (1984—1992)сентябрь 198022 января 1998музейный экспонат в Москве
Б-30730 декабря 1979с 2004музейный экспонат в Тольятти
Б-319ранее «Комсомолец Чувашии» (с 16 декабря 1988 по 15 февраля 1992 года)сентябрь 198122 января 1998разобрана. Рубка установлена в г. Полярный как часть мемориального комплекса
Б-225декабрь 198122 января 1998разобрана на металл
Б-312июль 198216 марта 1998продана как металлолом
Б-380«Горьковский комсомолец» (1982—1992) «Святой князь Георгий»декабрь 1982247-й отдельный дивизион подводных лодок Черноморского флота РФ. Проходила капитальный ремонт в Севастополе с 2000 по 2009 годы. В конце 2009 года принято решение ремонт прекратить, корабль передать в ОФИ для демонтажа и утилизации. 14 декабря 2021 года затонула в Южной бухте Севастополя. Будет отправлена на утилизацию 16 декабря 2021 года.

«Новосибирский комсомолец» в Музее ВМФ Лодка Б-307 в музее АвтоВАЗа

Б-515. U-434 музейный экспонат в Гамбурге.

История проекта

Для замены первых послевоенных океанских лодок проекта 611 в конце 1950-х годов в ЦКБ-18 разработан новый проект, получивший обозначение 641. Главным конструктором проекта был С. А. Егоров, затем этот пост с 1958 года занимал З. А. Дерибин, с 1974 года Ю. Н. Кормилицин. Проект 641 предназначался для тех же задач, что и проект 611: боевые действия на дальних коммуникациях, минные постановки, разведка, противолодочные действия.

За время службы лодки заслужили высокие боевые оценки, в том числе четыре лодки проекта (Б-4 «Челябинский комсомолец», Б-36, Б-59 и Б-130) участвовали в операции «Кама» в период Карибского кризиса.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий