КА-226Т (Россия)

Ка-226Т: поднимать больше и выше

Модификация Ка-226Т была разработана в 2008 году. Внешне вертолет не отличается от «родительской» версии, самое главное отличие – в двигателях. Ка-226Т поднимается в воздух с помощью двух газотурбинных двигателей Arrius 2G1 французского производителя Safran. Вместе с главным редуктором ВР-226Н двигатели обеспечивают взлетную мощность в 580 л. с., что на 130 л. с. больше, чем у базового Ка-226. Это позволило улучшить летные характеристики вертолета, увеличить высоту и скорость подъема, а также вес перевозимого груза.

Статический потолок Ка-226Т составляет 4900 м, практический – 5700 м. Взлетная масса увеличилась с 3400 до 3600 кг. Силовая установка обеспечивает взлет и посадку даже в условиях выхода из строя одного из двигателей, а крейсерская скорость вертолета достигает 220 км/ч.

Благодаря традиционной для ОКБ Камова соосной схеме и отсутствию хвостового винта, Ка-226Т очень компактен и может использоваться на площадках небольшого размера, в том числе на малотоннажных судах, в условиях городской застройки, в горной местности.

При производстве Ка-226Т применяются композитные технологии: лопасти винтов, транспортная кабина и хвостовое оперение сделаны из стеклопластика. Благодаря большей площади остекления кабины пилоты получили более широкий обзор.

Обновленный Ка-226Т получил комплекс современной авионики с бортовой системой индикации и контроля, систему автоматического управления, навигационную систему, метеолокатор. Все это позволяет осуществлять полеты на Ка-226Т днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, над сушей и обширной водной поверхностью, в ветреную погоду.

Вертолет прошел испытания в различных климатических условиях и может использоваться при температуре от -50 °С до +50 °С при относительной влажности до 100%. Еще одним преимуществом является возможность хранить Ка-226Т без специального ангара.

Создатель

В 1945 г. Миль М.Л. защищает докторскую диссертацию «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера», в которой излагался опыт по исследованию устройства винтокрылых машин. Вскоре он начинает разработку опытного вертолета ЭГ-1 (экспериментальный геликоптер).

Миль М.Л.

Осенью 1947 г. государственной комиссии был представлен полноразмерный макет вертолета. А 12 декабря вышло постановление о создании ОКБ-4, которое возглавлялось Милем М.Л.

Готовый образец машины получил наименование ГМ-1 (геликоптер Миля). 20 сентября 1948 г. вертолет впервые поднялся в воздух. В ходе испытаний ГМ-1 показал удовлетворительные летные характеристики. Однако в ходе испытательных полетов две машины разбились. Причиной аварий были технические недоработки. Только благодаря настойчивости и энтузиазму Миля работы над проектом не были прекращены.

Боевое применение.

Вертолет пошел в серийное производство под обозначением Ми-1. Первый государственный заказ ограничивался 15-ю машинами. Первоначально в высших кругах довольно скептически относились к идее массового использования вертолетов. Ситуация изменилась во время войны в Корее, после того как поступили сведения об успешном их применении американцами. Ми-1 и его возможности продемонстрировали Сталину. После этого началось крупносерийное производство вертолета.  Конкуренты Ми-1, Як-100 и Б-11, в серию не пошли. С 1954 по 1960 гг. было выпущено 2680 машин.

Судно Б-11.

Судно Як-100.

По своей конструкции Ми-1 – вертолет, выполненный по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом на хвостовой балке. Фюзеляж полумонококовый с алюминиевой обшивкой. Кабина состоит из места летчика и размещенного за ним сидения для двух пассажиров. Шасси трехопорное неубирающееся. Несущий винт трехлопастной. На  первых серийных машинах применялись лопасти составной конструкции со стальными, деревянными и полотняными элементами. На поздних модификациях устанавливались цельнометаллические лопасти из алюминиевого сплава. Рулевой винт трехлопастной с деревянными лопастями. Силовая установка состоит из поршневого двигателя АИ-26ГРФ (429 кВт).

Характеристики Ми-1

Ми-1 – многоцелевой вертолет, которых использовался как в ВВС, так и в гражданской авиации стран Варшавского договора. В медицинском варианте машина оснащена двумя подвесными гондолами для перевозки больных. Имеется возможность установки пулеметного и ракетного вооружения.

Максимальная взлетная масса 2330 кг. Максимальная скорость 185 км/ч. Практическая дальность полета 430 км. Практический потолок 3500 м. Полезная нагрузка состоит из двух пассажиров или 255 кг груза. 

Полный список характеристик:

Ми-1 видео

Вертолет Ми-1. Галерея.

Контракт жизненного цикла

Новый российский мотор обладает рядом преимуществ по сравнению с зарубежными аналогами – он меньше массой и у него ниже удельный расход топлива на взлёте. И хотя отличия не слишком велики, вряд ли можно преуменьшить значение появления на рынке отечественного двигателя, способного занять соответствующую нишу в своём классе, а значит, справиться с задачей импортозамещения, считают эксперты.

Реализация двигателя будет сопровождаться заключением контракта жизненного цикла, предусматривающего гарантированное послепродажное обслуживание. Это значит, что покупателю предлагается продукт с уже заложенной определённой полётной функ­цией и конкретной стоимо­стью лётного часа. Разработчик продолжит заниматься своим изделием, где бы оно ни находилось, с помощью мобильных сервисных центров. Техническое обслуживание будет организовано по принципу «единого окна», что удобно для эксплуатанта.

Переход отечественного авиапрома к формированию системы послепродажного обслуживания соответствует мировой тенденции, исключает риски использования контрафакта, гарантирует качественный сервис и минимальное время реагирования на запрос, от чего зависит безопасность полётов.

Для производителя сопровождение эксплуатации наладит «обратную связь», полезную для дальнейшего улучшения типовой конструкции, и обеспечит переход на более современную стратегию управления ресурсом.

Ремонт двигателя будет проводиться в виде замены модулей – это позволит обходиться без дорогостоящего и трудоёмкого капитального ремонта. Со временем технические возможности модулей будут расти, что снизит стоимость эксплуатации силовой установки.

Главные новинки на «Армии-2020»

Основной боевой танк Т-80БВМ, представляющий собой модернизацию танка Т-80БВ. По сравнению с предшественником Т-80БВМ обладает расширенными ударными и оборонительными возможностями. Кроме того, у танка усовершенствован газотурбинный двигатель. РИА Новости

АК-19 от «Калашникова». Новое оружие разработали на основе АК-12. Ключевое отличие АК-19 заключается в том, что он предназначен для стрельбы патронами калибра 5,56 мм, которые используются в странах НАТО. РИА Новости

Смарт-ружье МР-155 Ultima 12-го калибра, созданное на базе гладкоствольного ружья МР-155. Оно имеет возможность синхронизации с гаджетами. У ружья модульная конструкция, позволяющая модифицировать его под нужды клиента. Калашников Media

Автомобиль-амфибия «Дрозд». РИА Новости

Зенитная ракетная система «Антей-4000», предназначенная для поражения современных и перспективных самолетов тактической и стратегической авиации вероятного противника. РИА Новости

Прототип нового ручного пулемета РПЛ-20, который представляет собой принципиально новую разработку с калибром, уменьшенным до 5,45 миллиметров. РИА Новости

Самоходная пушка «Спрут». РИА Новости

Модернизированный ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник». РИА Новости

Что нового в «Альпинисте»

В новой модификации Ка-226Т внедрено множество изменений. Конструкторы создали новый планер с улучшенной аэродинамикой, а корпус вертолета выполнен из современных облегченных материалов. Модернизации подверглись система управления и электрическая система, установлен новый комплекс пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования. Существенные обновления коснулись несущей системы машины – Ка-226Т получил новую колонку несущего винта, лопасти и главный редуктор.


Ка-226Т на Dubai Airshow. Фото: Александр Уткин

Топливная система стала более ударопрочной и авариестойкой, при этом был увеличен объем топливных баков, что обеспечило большую дальность полета. Кроме этого улучшились и другие летно-технические характеристики вертолета: снизился вес пустой машины, увеличилась скорость полета, а высота применения достигла 6500 метров. Для примера, высота самой высокой горной вершины нашей страны Эльбруса − 5642 метра.

Опционально Ка-226Т может оснащаться кислородным оборудованием, баллонетами, системой кондиционирования и обогрева воздуха.
  

Вертолеты

На вооружении ВКС России состоит около тысячи вертолетов различного назначения. Среди которых ударные вертолеты:

  • черная акула;
  • аллигатор;
  • крокодил;
  • ночной охотник.

Двухместный вариант вертолета Ка-50 «Черная акула», получивший индекс Ка-52 «Аллигатор», создан для поражения пехоты и техники противника на расстоянии до 20 км. Способен атаковать воздушные цели. К 2022 год в войсках проходят службу 118 вертолетов, всего заказано 146 боевых машин.

Ми-24 «Крокодил» отлично зарекомендовал себя в годы Афганской войны и конфликтов в Чеченской республике. Высокая защищенность экипажа и сильное ракетно-пушечное вооружение делают вертолет грозным противником. Около 180 вертолетов находится на вооружении ВКС России.

Вертолет Ми-28 «Ночной охотник» предназначен для борьбы с бронетехникой противника при активном воздействии вражеской ПВО. В 2013 году началось серийное производство модификаций Ми-28Н (ночной) и Ми-28НМ (ночной модернизированный). К середине 2022 года армия получила не менее 110 вертолетов.

Транспортно-боевой вертолет Ми-24ВМ (Ми-35) применяется для огневой поддержки сухопутных войск, десантирования групп спецназа, эвакуации раненых, перевозки грузов. С 2010 года авиация получила более 60 вертолетов.

В ВВС России находится более 300 многоцелевых вертолетов Ми-8 различного назначения: учебные, транспортные, медицинские, минные заградители и постановщики помех, боевые модификации (АМТШ) с комплексом ракетного вооружения. Почти все вертолеты прошли модернизацию либо изготовлены не ранее 2010 года.

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26, обладает грузоподъемностью 20 тонн. В 2012 году, после почти двадцатилетнего перерыва, было возобновлено производство этих вертолетов. В ВКС России эксплуатируется 41 машина этого типа.

Стратегическая и Дальняя авиация

Стратегический бомбардировщик Ту-160. Все 17 бомбардировщиков состоят на вооружении 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной дивизии (г. Энгельс). Из них 6 самолетов модернизированы до уровня Ту-160М1. Планируется проведение модернизации всех ракетоносцев.

Стратегический бомбардировщик Ту-95МС. На вооружении состоят 50 «стратегов», из них 35 машин подлежат модернизации до уровня Ту-95МСМ. В ходе модернизации будет обновлено электронное оборудование самолета. По мнению журнала National Interest, не следует считать Ту-95 «устаревшим», так как его главным оружием являются крылатые ракеты Х-101, способные самостоятельно атаковать цели на расстоянии до 5500 км. Таким образом, сам самолет остается вне зоны действия любой системы ПВО.

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М. Главным назначением Ту-22 является противодействие авианосным группировкам противника, а также нарушение морских коммуникаций путем постановки минных заграждений. ВКС имеют в своем составе 60 бомбардировщиков этого типа. Проводится модернизация до уровня Ту-22М3.

Особенности конструкции Ка-226

Ка-226 — 2-двигательная модель, оснащенная двигателями 250-С20 R/2 Rolls-RoyceAllison. Каждый агрегат, спаренный с редуктором ВР-226, имеет номинальную мощность 380 л.с., а подъемную — 450 л.с.

Система управления вертолета Ка-226 включает комбинированные устройства КАУ-165.

Система электропитания подает постоянный ток 27 В, однофазный переменный — 115 В, 3-фазный переменный — 36 В. Генераторы постоянного тока — пара стартеров P/N 524-070К, аккумулятор 20НКБН-40-ТД-1 либо 20FP38H1CT-R, а также внешний источник, присоединяемый посредством разъема ШРАП-500К.

Приборное оснащение вертолета состоит из СЭИ-226 и регистрационного блока БУР-ЛКВ. Оборудование для радиосвязи монтируется по желанию заказчика. Обогревательная и вентиляционная системы стандартные для вертолетов такого типа. Навигационно-пилотажная система включает следующее оборудование:

  • навигатор ИНП-Р;
  • определитель статистического и полного давления;
  • сигнальную систему СВС-В2-226;
  • вариометр ВР-30;
  • высотомер-барометр ВМЦ-10;
  • основную и вспомогательную гировертикали МГВ-4В;
  • авиагоризонт АГР-81;
  • авиачасы ЧАМ-В;
  • скоростной контролер УСВИЦ-250;
  • курсовой указатель КИ-13.

Фюзеляж Ка-226 состоит из кабины экипажа, главного отсека, 2-х хвостовых балок и оперения. Фюзеляжный материал — сплавы алюминия (из них сделана основа) и стеклопластиковые сотовые пластины (из них выполнены хвостовые балки, панельные элементы кабины и оперение).

Кабина экипажа хорошо остеклена, чем обеспечивается высокая обзорность. В транспортный отсек можно монтировать 6–8 кресел для пассажиров. Можно использовать лебедку, чтобы загружать грузы через широкий проем с раздвижной дверью. В задней части отсека предусмотрен проем, чтобы транспортировать медицинские носилки.

Эксплуатационные характеристики редуктора ВР-226 вертолета оказались слабыми из-за конструкционных недочетов и низкого ресурсного запаса. Из-за дефектности и ненадежности этой модели редуктора случалось немало неприятных происшествий с вертолетами Ка-226. Был случай, когда редуктор заклинило в висячем положении машины из-за разрушившейся основной шестерни. Случалось, что из-за разрушенного привода переставал вращаться вентилятор, охлаждающий воздушно-масляные радиаторы. Поэтому на модифицированных вертолетах Ка-226Т установили усовершенствованный редуктор ВР-226Н, который показал себя значительно лучше.

Ростех совершенствует Ка-226Т

Ка-226Т стал первой машиной в отечественном вертолетостроении, разработка которой велась полностью в виртуальном пространстве без использования бумажных носителей. Это позволило снизить затраты как на саму разработку вертолета, так и на внесение изменений при последующей модернизации машины. Серийный выпуск вертолета освоен на Кумертауском авиационном производственном предприятии в Башкортостане и на Улан-Удэнском авиазаводе в Бурятии.

Хотя Ка-226Т уже запущен в серию, конструкторы продолжают улучшать вертолет. В сентябре 2019 года санкт-петербургское предприятие «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации, входящей в Госкорпорацию Ростех, начало разработку нового газотурбинного турбовального двигателя ВК-650В для вертолета.

Эта силовая установка имеет взлетную мощностью 650 л. с., а также на различных режимах выдает от 400 до 750 л. с. Для серийного выпуска ВК-650В будут использоваться детали только российского производства. Новый двигатель должен превзойти по своим характеристикам все имеющиеся аналоги.

Кроме того, концерн «Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех проводит опытно-конструкторские работы по созданию новой метеонавигационной радиолокационной станции для Ка-226Т, которая обеспечит повышенную безопасность при выполнении полетов на низких высотах и в условиях практически полного отсутствия видимости. А холдинг «Технодинамика» разрабатывает для Ка-226Т авариестойкую топливную систему, призванную снизить вероятность пожара и повысить безопасность полетов.
 

Вертолет Ка-226Т – видео

https://youtube.com/watch?v=Lekq5XUB0qg

Еще в далеком 1965 году, под руководством великого советского авиаконструктора Николая Ильича Камова (14.09.1902 – 24.11.1973) был создан вертолет Ка-26. Первый полет на нем был выполнен 24 мая 1965 года лётчиком-испытателем В. И. Громовым. Построенный по схеме «Летающее шасси» конструктивно он представлял собой вертолёт двухвинтовой соосной схемы с 4-х опорным колёсным шасси и 2-мя поршневыми 9-ти цилиндровыми звездообразными двигателями с воздушным охлаждением М-14В26 общей мощностью 650 л.с. Двигатели и главный редуктор Р-26 разработаны Воронежским Опытно-Конструкторским Бюро Моторостроения.

В зависимости от востребованности за кабиной пилотов могли устанавливаться разные типы подвески: пассажирская или грузовая кабина, лебедка, оборудование для авиационно-химических работ. Данная винтокрылая машина в силу удачных и смелых решений которые были применены при ее разработке, оказалась очень востребована как в СССР, так и за рубежом в большинстве своем на производстве авиационно – химических работ.

В связи с такой потребностью отечественных и зарубежных заказчиков, ОКБ Камова на базе Ка-26 в 1984 году начало разрабатывать новую модификацию Ка-126, но уже с одним газотурбинным двигателем ТВ-0-100 Омского Моторостроительного Конструкторского Бюро, мощностью 720 л.с. и новым усовершенствованным двухступенчатым, планетарным, с зубчатыми передачами главным редуктором ВР-126М. Первый полет на опытном образце был выполнен летчиком-испытателем ОКБ Г. Исаевым в октябре 1987 года. Далее на базе Ка-126 разработали экспортную модификацию Ка-128 под французский газотурбинный двигатель “Ариэль ID1” мощностью 730 л.с.

Исторически сложилось так, что в 90-е годы произошел «развал» СССР, что непосредственно отразилось на вертолетах Ка-26 и Ка-126, в итоге первый закончил свой жизненный цикл в 2001-2002 годах ввиду полной выработки ресурса, а производство второго прекратилось.

Вертолет, о котором пойдет речь, был так же создан в ОКБ Камова и явился последователем Ка-26 и Ка-126.

Назначение

Многоцелевой вертолет Ка-226 предназначен для перевозок пассажиров (грузов) в пассажирской (транспортной) кабине и других авиационных работ.

В теории Ка-226 должен был обеспечивать высокую безопасность полетов по причине предполагаемой установки на него двух ГТД, а также низкий уровень шумности при полетах и выполнении посадок в населенных пунктах.

Сравним модификации вертолета Ка-226, их технические данные, для понимания, насколько же специалисты ОКБ Камова продвинулись в своей работе за годы жизни (2002 – по н.в.) своего «детища». На просторах интернета огромное количество статей, восхваляющих возможности данного вертолета, но вы нигде не найдете обратной (фактической) стороны медали, для объективности сложившейся картины рассмотрим и ее.

Винтокрылый трансформер

При создании Ка-26, предшественника Ка-226Т, перед коллективом Николая Ильича Камова ставилась задача разработать многофункциональный вертолет. Основной областью его применения должно было стать сельское хозяйство, где вертолет особенно удобен ввиду частого отсутствия аэродромов и сложного рельефа. При этом аппарат должен быть многоцелевым, чтобы не простаивать между сезонами. Ка-26 работал по принципу «летающего шасси»: за кабиной пилотов могла размещаться различная подвеска – пассажирский блок, баки, лебедка или другое оборудование.

Эта же идея сохранилась и в Ка-226Т. Вертолет построен по модульной схеме, которая предполагает использование различных сменных модулей. Заменить модуль несколько человек могут в течение примерно двух часов.

В транспортном варианте Ка-226Т может перевозить тонну груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске. Для перевозки негабаритных грузов вместо транспортной кабины устанавливается грузовая платформа.

Пассажирский модуль оборудован двумя аварийными выходами и позволяет перевозить с комфортом до 7 человек. Также предусматривается выпуск корпоративной пассажирской версии.

Для медиков ОКБ Камова разработало два варианта модуля: эвакуационный и реанимационный. Первый может перевозить двух пострадавших на носилках и оснащен всем необходимым набором медоборудования, в том числе кислородными баллонами. Для персонала предусмотрены откидные сиденья. В реанимационной версии размещается один пострадавший и два медика, которые могут оказывать помощь прямо во время полета.

Полицейская модификация помогает стражам правопорядка вести патрулирование с воздуха, обнаруживать и преследовать преступников, а также регулировать дорожно-транспортную систему. В этой версии на борту могут находиться до 6 человек.

Отдельно стоит отметить широкие возможности Ка-226Т в работе поисково-спасательных служб

Благодаря своим уникальным характеристикам вертолет может выполнять стабильное висение, что очень важно для безопасного подъема пострадавших на борт. Малые габариты Ка-226Т и его прекрасная маневренность и управляемость делают его незаменимым при спасательных операциях в горной местности

Версия Ка-226Т для корабельного базирования имеет возможность складывания лопастей несущих винтов, а также его системы и компоненты адаптированы для использования в агрессивной морской среде.

Учебно-тренировочные самолеты

Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов. В строю и на хранении числится 33 машины.

Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2021 года поставлено 106 самолетов.

В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.

Эксплуатация Ка-226

Разные вариации Ка-226 по-прежнему в эксплуатации. Службы МЧС пользуются вертолетами медицинского, аварийного и патрульного назначения. На службе в Москве стоят летательные аппараты для тушения пожаров, оказания медпомощи, перевозки пассажиров, охраны правопорядка, ликвидации аварий и спасения людей.

Медицинский вариант Ка-226 оснащают реанимационным оборудованием. В основной отсек вмещаются либо 6 носилок с эвакуируемыми людьми, либо 2 носилок и несколько медицинских работников. Аварийный вариант Ка-226 для службы МЧС с левой стороны оборудован электрической лебедкой, поднимающей 300 кг, с правой стороны борта — боксом, содержащим спасательное оснащение. Также в комплектацию входят рупор и прожектор.

Авионика

В систему управления вышеупомянутого вертолета входят стандартные рычаги, гидроусилители КАУ-165, жесткие тяги, дифференциальный автопилот (20-процентный). Все управление происходит при помощи тросовой проводки. Управление двигателями происходит в автоматическом режиме гидромеханической системой, в которую входят насос регулятора и регулятор частоты вращения турбины. Запуск двигателя осуществляется при помощи электрической системы – стартера-генератора. Абсолютная аэродинамическая симметрия Ка-226 делает технику пилотирования достаточно простой. В результате данный летательный аппарат легко маневрирует между различными преградами, не страдает от величины и направления ветра. Он может осуществлять различные развороты без изменения высоты, фактически в статическом положении

Особенно это важно при выполнении спасательных работ.  Его предшественники делать это не могли

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий