140 мм ПУ ПК-2 – ЗИФ-121 Терция (КЛ-102)

В фильмах/компьютерных играх[ | ]

Проверить на соответствие критериям энциклопедичности.

Возможно, содержание этой статьи или раздела представляет собой произвольный набор слабо связанных фактов, инструкцию, каталог или малозначимую информацию новостного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения могут быть подробности.

  • В сериале Последний корабль (The Last Ship)
  • В компьютерной игре Naval War: Arctic Circle
  • В компьютерной игре Cold Waters
  • В компьютерной игре Dangerous Waters
  • В компьютерной игре Ace Combat: Assault Horizon
  • В фильме 22 Минуты
  • В мобильной игре Modern Warships (ТАРК Пётр Великий и ТАРК Адмирал Нахимов)

définition – ПК-2

voir la de Wikipedia

   Publicité ▼

Wikipedia

ПК-2

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

ПК-2 — советский корабельный комплекс радиоэлектронного подавления для постановки пассивных помех (дипольных отражателей и ложных тепловых целей).

Характеристики

Файл:PK-2.JPG ПУ ПК-2

Комплекс ПК-2 предназначен для постановки радиолокационных и оптических отвлекающих и дезинформирующих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения (самонаведения); состоит из двух пусковых установок ЗИФ-121. Пусковая установка ЗИФ-121 турельного типа (калибр — 140 мм) представляет собой пакет с двумя направляющими трубами; ПУС включает также систему приборов управления стрельбой «Терция» и 140-мм турбореактивные снаряды помех (ТСП-47; ТСТ-47; ТСО-47) массой 36 кг, 37,5 кг и 38,5 кг соответственно. Дальность постановки ложных целей — от 500 до 6000 м, темп стрельбы — 15 залпов в минуту. Пусковая установка ПК-2 способна наводиться по горизонту в пределах ±177° и по вертикали от −12° до +60°. Масса незаряженной установки — 3600 кг, масса приборов управления стрельбой — 1800 кг. Расчёт — 9 человек.

По полученным данным оператор ПУС комплекса производит постановку ложных целей. Снаряды устанавливаются вручную в тракт подачи в подпалубном помещении пусковой установки ЗИФ-121; далее процесс стрельбы идёт автоматически залпами из двух труб. Время срабатывания взрывателя снаряда по данным, выработанным ПУС, определяется перед выстрелом благодаря электромеханическому автоматическому установщику трубок. Удаление осечкового снаряда из трубы происходит дистанционноавтоматически при помощи пневмопривода.

Комплекс ПК-2 устанавливается на корабли среднего и большого водоизмещения, на эскадренных миноносцах проекта 956 он размещается в кормовой части.

Файл:Weapon template.gifЭто незавершённая статья об оружии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Характеристики

Файл:PK-2.JPG ПУ ПК-2

Комплекс ПК-2 предназначен для постановки радиолокационных и оптических отвлекающих и дезинформирующих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения (самонаведения); состоит из двух пусковых установок ЗИФ-121. Пусковая установка ЗИФ-121 турельного типа (калибр — 140 мм) представляет собой пакет с двумя направляющими трубами; ПУС включает также систему приборов управления стрельбой «Терция» и 140-мм турбореактивные снаряды помех (ТСП-47; ТСТ-47; ТСО-47) массой 36 кг, 37,5 кг и 38,5 кг соответственно. Дальность постановки ложных целей — от 500 до 6000 м, темп стрельбы — 15 залпов в минуту. Пусковая установка ПК-2 способна наводиться по горизонту в пределах ±177° и по вертикали от −12° до +60°. Масса незаряженной установки — 3600 кг, масса приборов управления стрельбой — 1800 кг. Расчёт — 9 человек.

По полученным данным оператор ПУС комплекса производит постановку ложных целей. Снаряды устанавливаются вручную в тракт подачи в подпалубном помещении пусковой установки ЗИФ-121; далее процесс стрельбы идёт автоматически залпами из двух труб. Время срабатывания взрывателя снаряда по данным, выработанным ПУС, определяется перед выстрелом благодаря электромеханическому автоматическому установщику трубок. Удаление осечкового снаряда из трубы происходит дистанционноавтоматически при помощи пневмопривода.

Комплекс ПК-2 устанавливается на корабли среднего и большого водоизмещения, на эскадренных миноносцах проекта 956 он размещается в кормовой части.

Противолодочная торпеда СЭТ-53

За время перехода от предыдущего экспоната к этой торпеде, мои познания в торпедной технике особо-то не расширились. Начну с цитирования статьи с MilitaryRussia.Ru: “Противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда. Создание первой отечественной самонаводящейся в двух плоскостях противолодочной торпеды велось на базе торпеды САЭТ-50 в НИМТИ (Минно-Торпедный Институт) ВМФ с 1950 г. Испытания опытного образца торпеды проходили на Ладожском озере в 1954 г. по оригинальной методике подледных испытаний, предложенной НИМТИ. Руководитель испытаний и главный конструктор – В.М.Шахнович. С 1955 г. работы по созданию торпеды переданы СКБ завода “Двигатель” и НИИ-400 (позже переименовано в ЦНИИ “Гидроприбор”), главным конструктором назначен первоначально В.А.Голубков, а затем – В.А.Поликарпов. В 1956 г. на заводе “Двигатель” по чертежам приготовленным в НИИ-400 изготовлены первые 8 экспериментальных торпед. Испытания опытной партии велись в том же году на Ладожском озере и на Черном море. В 1957 г. торпеда предъявлена на Государственные испытания в ходе которых произведено 54 выстрела торпед (проводились на Ладоге). Торпеда принята на вооружение в 1958 г. Модернизированный вариант СЭТ-53М разработан под руководством Г.А.Каплунова и принят на вооружение в 1964 г.”

ПК-2 / ЗИФ-121 Терция

140-мм пусковая установка

ЗИФ-121 “Терция “ комплекса постановки помех ПК-2 разработана по постановлению Совета министров СССР №832-372 от 21 июля 1959 г. в ОКБ-43 (индекс КБ – КЛ-102). В январе 1961 г. проект КЛ-102 передан в ЦКБ-34. Опытный образец установки выполнен заводом №7 и 18 мая 1962 г. отправлен на заводские испытания. Эскизно-технический проект готов к июню 1962 г. Из-за задержек с доработкой системы 20 ноября 1963 г. проект передан в ЦКБ-7 (ПО “Арсенал”) с переименованием установки в ЗИФ-121 (ЗИФ – наименование проектов ЦКБ-7).

Заводские испытания завершены в январе 1964 г. Государственные полигонные испытания проводились с 20 октября 1964 г. по 27 декабря 1965 г. Корабельные испытания велись на противолодочном крейсере проекта 1123 “Москва” с 1 августа по 30 октября 1967 г. Одновременно корабельные испытания проходили на ракетном крейсере проекта 1134 “Адмирал Зозуля”.

Система постановки помех под наименованием ПК-2 принята на вооружение в 1969 г. Модернизированный вариант комплекса и установки используется на тяжелом авианесущем крейсере “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” ВМФ России .

Пусковая установка ЗИФ-121 комплекса ПК-2 на БПК “Вице-адмирал Кулаков” пр.1155 (фото – Дениса Мокрушина, http://twower.livejournal.com)

Установки ЗИФ-101 “Терция” в ВМФ России

Пусковые установки комплекса ПК-2 используются на следующих кораблях ВМФ России:

  • Тяжелый авианесущий крейсер пр.11435 (по 2 ПУ на корабле), комплекс ПК-2М.

Ракетные крейсера пр.1164 (2 ПУ на корабле).

БПК пр.1155 (по 2 ПУ в носовой части корабля), комплекс ПК-2.

Конструкция установки

Пусковая установка турельного типа двухствольная с подпалубным отделением, электрические приводы горизонтального и вертикального наведения разработаны ЦНИИ-173 ((дистанционный электронно-следящий привод ЭСП-ЗИФ-121, начало НИОКР 25 января 1960 г.). Заряжание стволов установки производилось автоматически цепным досылателем из подпалубных турникетов, которые пополнялись вручную расчетом установки (командир и два заряжающих). При заряжании стволы автоматически приводились в вертикальное положение, заряжание происходило при любом горизонтальном угле наведения установки. Установка параметров дистанционных трубок снарядов обеспечивалась дистанционным электронно-следящим приводом автоматического установщика трубок ЭСП-АУТ. Есть механизм выброса неисправных снарядов. Автоматические системы парные – для каждого ствола.

Боекомплект – 100-200 выстр.

ТТХ установки ЗИФ-121 “Терция”

Схема установки ЗИФ-121

Боеприпасы комплекса

Снаряд ТСП-47 боекомплекта установки ЗИФ-121 комплекса ПК-2 на ракетном крейсера “Москва” (фото – Денис Мокрушин, http://twower.livejournal.com)

Система управления и наведения

Проект «Орлан»

Первые корабли-атомоходы начали строиться в 50-х годах. В СССР спустили на воду атомный ледокол «Ленин», в США – грузопассажирское судно «Саванна». Достаточно быстро началось строительство атомных субмарин – того класса, где преимущества реакторов многократно перекрывали недостатки. Сложнее обстояло дело с надводными кораблями.

Советские конструкторы решили, что сложность и дороговизна ядерного судна будут оправданы не только его автономностью, но и высокими боевыми качествами.

Изначально оснащать атомоход всем возможным вооружением не предполагалось – наоборот, «обязанности» должны были разделить крейсер проекта 1165 и противолодочный корабль проекта 1144. Один нёс ударное противокорабельное вооружение, второй обеспечивал его противолодочную оборону.

Затем решили, что строить по два корабля, не способные эффективно действовать друг без друга, нерационально. Постановили усилить проект 1144 ударным вооружением, и первый «Орлан» был заложен под обозначением «атомный противолодочный крейсер».

В июне 1977 года – за несколько месяцев до спуска головного крейсера на воду – классификация снова изменилась. Крейсер «набрал» такое количество вооружения, что противолодочные функции стали лишь одной из многих его задач, и официально считался теперь просто «тяжёлым ракетным крейсером». Флот принял «Киров» в последние дни 1980 года. Предполагалось построить пять кораблей проекта, но до 1991 года не успели достроить даже четвёртый, а строительство пятого отменили.

Тяжёлый крейсер «Киров» – ракетный «линкор» Советского Союза

Если символом военно-морского могущества США после Второй Мировой войны стали тяжёлые авианосцы, то в Советском Союзе ситуация была сложнее. Ни старые артиллерийские крейсера, ни новые ракетные, на роль главной ударной силы флота не претендовали. Только в начале 70-х годов началось строительство кораблей, подобных которым не было ни в одном флоте мира. Ими стали тяжёлые ракетные крейсера с ядерной силовой установкой проекта 1144 «Орлан». Однако чаще всего их называют по имени головного – классом «Киров». Большинство «Орланов» прослужили недолго и стали своеобразным воплощением тяжелого положения флота в 90-е годы.

Модификации АК-306 — 30-мм автоматическая артустановка

АК-230 Калибр: 30 мм. Количество стволов: два. Угол вертикальной наводки: 0° — +85° Начальная скорость снаряда: 1000 м/с. Эффективная дальность: 2500 м. Скорострельность: 1050 высгр./мин

АК-630 Калибр: 30 мм. Количество стволов: шесть. Угол вертикальной наводки: 0° — +85°. Начальная скорость снаряда: 1000 м/с. Эффективная дальность: 3000 м. Скорострельность: 3000 выстр./мин

Первой советской 30-мм зенитно-артиллерийской установкой была поступившая на вооружение в 1960 году АК-230, имевшая орудия с длиной ствола 60 калибров. Она сменила устаревшие 25-мм спаренные зенитно-артиллерийские установки (с такой же длиной ствола) на строящихся кораблях. Небольшая башенка ЗАК срытого типа этого комплекса на Западе получила прозвище «Далек», по имени одного из нескольких одинаковых роботов в детской научно-фантастической телепередаче «Доктор Икс», шедшей на канале ВВС 1 с 1963 по 1983 год. В башенке установлены два автоматических 30-мм орудия с водяным охлаждением. Максимальная проектная скорострельность составляет 1050 выстр./мин, однако на практике (чтобы не допустить поломки) этот показатель лежит в пределах 200-240 выстр./мин. Управление установкой обычно осуществляется с помощью РЛС управления стрельбой «Drum Tilt» (кодовое обозначение НАТО) или дистанционно-управляемого оптического прицела.

На небольших кораблях артиллерийская установка АК-230 используется также для поражения надводных и наземных целей. Эффективная дальность стрельбы 0,54-кг снарядами в этом случае составляет 2600 м. Будучи основным артиллерийским комплексом ракетных катеров типа «Оса», артиллерийская установка в больших количествах поступали в страны — союзники СССР. Для противодействия угрозе надводным кораблям со стороны противокорабельных ракет в СССР была разработана артиллерийская установка с шестью вращающимися 30-мм стволами, заключенными в общий цилиндрический кожух и размещенными в башенке, аналогичной по форме АК-230. Разработка нового комплекса, получившего обозначение АК-630, началась в 1963 году, в 1964-м был произведен первый опытный образец, а к 1966-му завершились испытания комплекса. В 1967 году зенитно-артиллерийская установка была принята на вооружение, а двумя годами позже началось ее серийное производство. АК-630 предназначен для ведения огня такой высокой плотности, которая гарантирует поражение воздушных целей размером с крылатую ракету на относительно малой дальности. Для стрельбы используются специально разработанные снаряды массой 0,54 кг с сердечником из высокопрочной стали. Артиллерийская установка АК-630 вместе с РЛС управления стрельбой «Bass Tilt» была установлена на кораблях типов «Киев», «Кинда», «Удалой», «Современный», «Слава» и «Креста-2», а позднее и на более ранних проектах. На кораблях меньшего водоизмещения зенитно-артиллерийская установка устанавливается обычно вместе с артиллерийская установка большего калибра и РЛС управления стрельбой. Установка имеет ленточную подачу боеприпасов из обычного магазина, а ее модернизированный вариант — АК-630М — из барабанного.

Артиллерийская установка АК-630 и АК-630М входят в интегрированную систему самообороны, которая получила обозначение А-213 «Вымпел-А». Система состоит из шестиствольной арт. установки АО-18, РЛС управления стрельбой, а также оптического и телевизионного прицелов. Одна система «Вымпел» может управлять огнем двух 30-мм артиллерийских установок или одной 30- и одной 50-мм артиллерийской установкой. Артиллерийская установка может поражать воздушные цели на дальности до 4000 м, а надводные — до 5000 м. Телевизионный прицел способен обнаруживать надводные цели размером от торпедного катера и выше на дальности до 7,5 км, а воздушные — 7 км. В 1983 году планировалось модернизировли установку АК-630 путем установки еще одного блока из шести стволов (модификация АК-630М 1-2). Уменьшенная версия комплекса АК-630, АК-306, была разработана для кораблей с небольшим водоизмещением, таких как на воздушной подушке, экранопланах и патрульных катерах. Единственным отличием этой артиллерийская установка (получила также обозначение А-219) является электрическая автоматика стрельбы, а не использующая энергию пороховых газов, как у АК-630. Кроме того, наведение установки осуществляется только через оптический прицел. Эти изменения привели к тому, что артиллерийская установка в большей степени способна поражать надводные цели, чем воздушные. Разработка АК-306 началась в 1974 году, а в 1980-м она поступила на вооружение.

голоса

Рейтинг статьи

большой десантный корабль (БДК) проекта 775 «Ropucha»

БДК «Константин Ольшанский» ВМС Украины

БДК «Цезарь Кунников»

БДК «Ямал»

Со временем польская верфь продолжила постройку еще более совершенных десантных кораблей, которые полностью отвечали требованиям руководства ВМФ Советского Союза. По указанию главнокомандующего ВМФ адмирала С. Г. Горшкова было выдано тактико-техническое задание на создание корабля, способного обеспечить доставку одного батальйона морской пехоты, сменив немного устаревшие БДК проекта 1173.

Головной десантный корабль проекта 775 был построен польскими конструкторами на верфи «Stocznia Polnocna» в 1974 году.

Первая серия, состоявшая из 12 десантных кораблей, была закончена в 1978 году. Западные специалисты окрестили эти уникальные корабли как «Ropucha I», что в английском переводе означает «лягушка».

Усовершенствованная вторая серия, состоящая из 16 десантных кораблей («Ropucha II») была завершена в 1992 году. Они отличались более современными РЛС общего обнаружения, а также новейшими артиллерийскими установками 76 мм АК-176, и двумя 30 мм АК-630 вместо двух 57 мм АК-572.

Предусматривалась создание и третьей серии десантных кораблей проекта 778 для транспортировки новых танков Т-80, но внезапный распад Советского Союза прервал их строительство.

Корабли проекта 775 являются плоскодонными, многопалубными десантными кораблями океанской зоны с развитой кормовой надстройкой. По принципу приема техники их можно отнести к судам типа «Ro-Ro».

Основным назначением БДК является прием с оборудованного или необорудованного морского побережья гусеничной, колесной и другой военно-транспортной техники, пехотных подразделений; транспортировку морем и высадку на оборудованное или необорудованное побережье с минимальным уклоном дна 2 – 3 градуса через открытое носовое или кормовое устройство при состоянии моря до 4 баллов. Десантный корабль может быть использован для постановки минных заграждений, и доставки гуманитарной помощи или эвакуации людей из опасных районов. Как правило, десантные корабли проекта 775 действуют в составе корабельной десантной группы или в составе соединения миротворческих сил, однако могут выполнять свои функции самостоятельно, без кораблей прикрытия.Бронетехника размещается в танковом трюме, который имеет размеры: длина – 95 м, ширина в носовой части – 6,5 м, ширина в кормовой части – 4,5 м, высота по диаметральной плоскости – 4,0 м. Морская пехота размещается в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах.

высадка десанта Высадка десанта производится с развернутого носового устройства, состоящая из носовых ворот и аппарели. Аппарель в походном положении находится под створками ворот и разворачивается с помощью гидравлического привода. Наличие носовой аппарели и кормовых ворот позволяет создавать своеобразный «мост» из нескольких кораблей.

Тяжёлый крейсер «Киров» – ракетный «линкор» Советского Союза

Если символом военно-морского могущества США после Второй Мировой войны стали тяжёлые авианосцы, то в Советском Союзе ситуация была сложнее. Ни старые артиллерийские крейсера, ни новые ракетные, на роль главной ударной силы флота не претендовали. Только в начале 70-х годов началось строительство кораблей, подобных которым не было ни в одном флоте мира. Ими стали тяжёлые ракетные крейсера с ядерной силовой установкой проекта 1144 «Орлан». Однако чаще всего их называют по имени головного – классом «Киров». Большинство «Орланов» прослужили недолго и стали своеобразным воплощением тяжелого положения флота в 90-е годы.

Характеристики

Файл:PK-2.JPG ПУ ПК-2

Комплекс ПК-2 предназначен для постановки радиолокационных и оптических отвлекающих и дезинформирующих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения (самонаведения); состоит из двух пусковых установок ЗИФ-121. Пусковая установка ЗИФ-121 турельного типа (калибр — 140 мм) представляет собой пакет с двумя направляющими трубами; ПУС включает также систему приборов управления стрельбой «Терция» и 140-мм турбореактивные снаряды помех (ТСП-47; ТСТ-47; ТСО-47) массой 36 кг, 37,5 кг и 38,5 кг соответственно. Дальность постановки ложных целей — от 500 до 6000 м, темп стрельбы — 15 залпов в минуту. Пусковая установка ПК-2 способна наводиться по горизонту в пределах ±177° и по вертикали от −12° до +60°. Масса незаряженной установки — 3600 кг, масса приборов управления стрельбой — 1800 кг. Расчёт — 9 человек.

По полученным данным оператор ПУС комплекса производит постановку ложных целей. Снаряды устанавливаются вручную в тракт подачи в подпалубном помещении пусковой установки ЗИФ-121; далее процесс стрельбы идёт автоматически залпами из двух труб. Время срабатывания взрывателя снаряда по данным, выработанным ПУС, определяется перед выстрелом благодаря электромеханическому автоматическому установщику трубок. Удаление осечкового снаряда из трубы происходит дистанционноавтоматически при помощи пневмопривода.

Комплекс ПК-2 устанавливается на корабли среднего и большого водоизмещения, на эскадренных миноносцах проекта 956 он размещается в кормовой части.

головной МРК и вооружение

Головной МРК был заложен на стапеле Ленинградского Приморского судостроительного завода под обозначением «МРК-3» 13 января 1967 года. Торжественный спуск на воду состоялся 28 октября 1968 года. Ему импонировала сила и мощь такого небольшого по размерам боевого корабля. На спуске присутствовал сам Адмирал Флота Советского Союза А. Г. Горшков, который принял решение присваивать имена разных погодных стихий. «МРК-3» получил название «Буря» и вошел в состав ВМФ СССР, находясь в порту Новороссийск. Во время перехода из завода МРК отработал большое количество учебных задач и провел стрельбы из всех комплексов. До 1972 года боевой корабль за кормой оставил 3823 мили. В 1982 году МРК «Буря» совместно с МРК «Гром» выполняли слежение за ударным авианосцем США CVA-67 «USS John F. Kennedy» в Средиземном море. За несение боевой службы была выставлена оценка «отлично» и пройдено 4956 миль.

МРК «Мороз»

МРК «Пассат»

МРК «Ливень»

Для борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами на улучшенных проектах 1234.1 МРК были размещены автоматическая установка «АК-630-М» с системой управления артиллерийским огнем «МР-123/176».

  пусковая установка ЗИФ-122 и ракеты 9М-33 ЗРК Оса-М  стрельба ЗРК Оса-МА холодная пристрелка артиллерийской установки АК-176 и АК-630 артиллерийская стрельба АК-725

МРК проектов 1234 и 1234.1 заняли свою нишу в стратегии и тактике советского ВМФ в начале 70-х. Надводный флот пополнялся мощными боевыми кораблями, ударные возможности которых позволяли решать задачи уничтожения крупных авианосцев противника. Разгрома конвоев и прочее. МРК совершенствую тактику боевого применения в составе однородных и разнородных тактических групп существенно увеличили возможности флота в борьбе с предполагаемым противником. МРК начали выполнять боевую службу в Средиземном море, и заставило командование шестого флота ВМС США пересмотреть концепцию оборонных действий авиационных ударных групп на данном направлении. Боевые возможности МРК в полной мере были востребованы и на Тихом океане в Южно-Китайском море.

МРК с авианосцем «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

МРК «Туча»

последний «Овод» МРК «Ливень»

МРК проекта 1234 являются самыми мощными ударными кораблями в классе корветов. Вот уже более 30 лет они остаются вполне приемлемым средством ведения морского боя. Они сохраняют высокую боевую готовность, обладают большой дальностью стрельбы высокоскоростными противокорабельными ракетами с возможностью массированного залпа и избирательного поражения крупных целей боевыми частями ракет с мощной поражающей способностью. Но время берет свое, стареющие надводные корабли должны уступать место молодым собратьям. Оставив заметный след в истории отечественного кораблестроения, МРК постепенно выводятся из боевого состава российского флота.

МРК проект 1234

Технические характеристики МРК проекта 1234 шифр «Овод»:Длина – 59,3 м;Ширина – 11,8 м;Осадка – 3,0 м;Водоизмещение – 670 тонн;Судовая силовая установка – три дизельных двигателя «112ЧСПН-16/17» мощностью по 10000 л. с.;Скорость – 35 узлов;Дальность плавания – 415 миль, при скорости 18 узлов – 1600 миль;Автономность – 10 суток;Экипаж – 60 человек;Вооружение:Ударное ракетное вооружение крылатые противокорабельные ракеты П-120 «Малахит» – 6;Зенитно-ракетное вооружение «Оса-М» – 1;Артиллерийское вооружение АК-725 -1;

Ракета 9М33 ЗРК «Оса-М»

Ещё один экспонат с интересной историей – зенитная ракета, подписанная “РЗ-13”. Рассказ о ней начнём с необычного упражнения: представим, что на дворе – 1960-ый год. На основе эксплуатации первых ЗРК и осмысления опыта локальных военных конфликтов, в СССР начинается разработка автономного самоходного армейского комплекса «Оса». К его созданию подталкивало три момента. Во-первых, появившиеся ЗРК загоняли авиацию на предельно малые высоты. Во-вторых, эти комплексы не были мобильными, т.е. не могли перемещаться вместе с войсками. Конструкторам и промышленности предстояло решить вопросы, характерные для армейской ПВО, но сильно отличавшиеся от задач прикрытия объектов. В-третьих, ВВС получили сверхзвуковые машины, например, Су-7, бороться с которыми армии было нечем.

Примерьте на себя ситуацию: в 1957 году в войсковую ПВО пошёл первый ЗРК СА-75 «Двина» с ЗУР В-750. Его огневой дивизион – это десятки единиц техники (кабины управления, антенные посты РЛС, пусковые установки и т.д.). Одна только аппаратура станции наведения ракет перевозится на пяти автомобилях ЗИЛ-157. А ведь всё это хозяйство надо состыковать кабелями, запитать от возимых дизельных электростанций, настроить и связать с остальными элементами комплекса. Нормативное время на перевод СА-75 из походного положения в боевое составляло 6 часов. Только значительно позже, по мере освоения ЗРК норматив на развёртывание сократили до 4, а затем и до 2 часов.

И вот три года спустя, в 1960 году, вам дают интересную инженерную задачу. Все боевые средства нового комплекса «Оса-М» нужно совместить на одной боевой машине. Соберите вместе РЛС разведки и наведения, пусковую установку, четыре ракеты, средства связи и топопривязки. Да, и чтоб не было слишком легко – источники электропитания нельзя выносить на прицеп, а РЛС СОЦ должна продолжать работать в движении. Массо-габаритные требования – жесточайшие, иначе шасси просто не увезёт всё это хозяйство. Кстати, шасси пока не существует. А ещё заказчики хотят, чтобы получившаяся у вас боевая машина было плавающей, умещалась в самолёт военно-транспортной авиации и не отставала на марше от прикрываемой танковой дивизии. Про всякие мелочи, типа размеров зоны поражения воздушных целей и говорить не стоит. Время развёртывания – менее 5 минут, а время реакции комплекса – не более 30 секунд. Срок исполнения – три года. И раз уж вы всё равно будете решать эту задачку, то заодно сделайте и морской вариант. Всё тоже самое, отличие только в одной букве: «Оса-М». Но чтоб он работал, заливаемый солёной водой, на качающейся палубе движущегося корабля. Нет, на морской модификации, в отличии от армейской, вариант пуска ракет с коротких остановок корабля не возможен.

Первый «Киров»

Сергей Киров, разумеется, не был флотоводцем, но в молодом СССР выбор знаменитых имён, которыми не стыдно назвать военный корабль, был невелик.

Однако предыдущий боевой «Киров» смог покрыть это имя заслуженной славой. Это был лёгкий крейсер, построенный во второй половине 30-х по проекту, приобретённому в Италии.

Вооружённый девятью орудиями калибра 180 мм, он участвовал в обороне Таллинна, а после перехода в Кронштадт до конца войны вёл обстрел немецких сил, блокирующих Ленинград.

За выполнение задач крейсер наградили орденом Красного Знамени – отныне он официально именовался «краснознамённым».

«Киров» прослужил на Балтийском флоте до конца 50-х, а уже в 1961 году вернулся в строй в качестве учебного корабля.

Долгая служба подошла к концу в 1974 году – крейсер разделали на металл, и до наших дней от него сохранились только две башни главного калибра с пушками.

Но, когда старый крейсер выводили из списков флота, уже был заложен новый «Киров» – атомный, ракетный.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий