Метеорит, ракета 3М25 – Х-80 – SS-NX-24 SCORPION – AS-X-19 KOALA – SSC-X-5

Испытания ракеты “Циркон”

Ракета должна поступить на вооружение уже в нынешнем году. Контракт на поставку был подписан Министерством обороны с НПО еще в 2021 году. Очевидно, в настоящее время проводятся последние ее испытания. В частности, об очередном успешном испытании Министерство обороны РФ сообщило 28 мая. Ракета была запущена из акватории Балтийского моря с фрегата “Адмирал Горшков” и поразила цель в Белом море, преодолев расстояние в 1000 км.

Гиперзвуковая ракета «Циркон» была неоднократно запущена с борта фрегата «Адмирал Горшков»

Надо сказать, с борта фрегата уже неоднократно проводились запуски данной ракеты. Так в марте нынешнего года ракета успешно поразила цели в Баренцевом море. Также известно, что в ближайшее время должны пройти завершающие испытания. По имеющейся информации, в ходе всех тестов ракета поразила наземные и морские цели. Причем полностью справилась с заданием при пуске из подводного положения, а также с надводных кораблей. В общей сложности российские военные совершили уже не менее 12-13 успешных запусков.

Применение

Ракетами Х-22 разных модификаций вооружались самолёты Ту-16К-22, Ту-22К, Ту-22М2/3, Ту-95К-22.

Единственный в стране 444-й бомбардировочный авиационный полк из гарнизона Воздвиженка был вооружён серийными Ту-16К-22, с 1968 по 1991. На самолёты можно было подвесить по две ракеты Х-22 на внешней подвеске. Задачей полка была борьба с АУГ в акватории Тихого океана.

В 1965—68 годах самолёты Ту-22К находились на вооружении трёх полков 15-й гв. Гомельской тяжелобомбардировочной авиадивизии: 341-й ТБАП (Озёрное), 121-й гв. ТБАП (Мачулищи) и 203-й гв ТБАП (Барановичи). Первый практический пуск ракеты выполнен экипажем 203-го ТБАП в 1968 году. Цели для полков дивизии находились в Северо-Западной и Центральной Европе. Также отрабатывались атаки корабельных группировок в различных боевых порядках, в том числе и на предельно малых высотах.

Применение ракетоносцев Ту-22К, оснащённых ракетами Х-22, по целям типа АУГ планировалось выполнять группами самолётов составом вплоть до (до 80 машин) по различным схемам — от фронтального удара с одного направления до разведения носителей на три группы с выстраиванием их в две волны (по дальности) и применением в авангарде уже запущенных ракет самолётов постановщиков помех.

Распределение целей в ордере между ракетами осуществлялось операторами самолётов-ракетоносцев по согласованию с ведущим самолётом. Пуск производился группой после согласования взятия целей группой на сопровождение. Задача дивизии считалась выполненной при поражении авианосца (выводе из строя на длительное время или потоплении).

Машины типа Ту-22 сняты с вооружения в 1992 году.

Самолёты Ту-22М в 1973 году поступили в 33-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава авиации ВМФ в г. Николаеве (Кульбакино). В 1974 году началось перевооружение на Ту-22М2 943-го морского ракетоносного полка ЧФ (Октябрьское, Крым). Затем в 1976 году вооружился 240-й МРАП из Быхова. Далее — 5-й МРАП (Весёлое, ЧФ), 924-й МРАП (Оленегорск, СФ), 574-й МРАП (Лахта, СФ), 568-й и 570-й МРАПы (Каменный ручей, ТОФ).

В части Дальней Авиации новые самолёты поступили несколько позже. Первым получил партию из пяти Ту-22М2 полтавский 185-й гв. ТБАП в 1974 году.

Ту-22М3 продолжают эксплуатироваться в Дальней авиации РФ (по состоянию на 2018 год).

Самолёты Ту-95К-22 переоборудовались из Ту-95КМ (носители КР Х-20). Процесс оказался сложным и трудоёмким, поэтому на вооружение Ту-95К-22 были приняты в 1987 году. На вооружении эти машины находились в двух полках ДА — 1006-й ТБАП в Узине и 1226-й ТБАБ в Семипалатинске. Целями этих полков были АУГ в Средиземном море и Индийском океане. Относительно свежие ракетоносцы Ту-95К и особенно Ту-95К-22 перебросили на Дальний восток, где в Амурской области (Украинка) была сформирована 73-я гв. ТБАД, с составе двух полков — 40-го гв. ТБАП и 79-го гв. ТБАП. Целями самолётов дивизии были авианосные ударные группы (АУГ) в Тихом океане. Сейчас Ту-95К-22 не эксплуатируются.

Разработан и серийно выпускался имитатор ракеты Х-22 — «И-098», который содержит оборудование ракеты и позволяет тренировать лётные экипажи (т. н. тактические пуски). Имитатор можно подвешивать и возить как на боевых Ту-22М, так и на учебном самолёте Ту-134УБК. Впрочем, из-за нехватки имитаторов в реальности в полках практиковалось использование боевых ракет со снятым нижнем килем (при случайном срабатывании механизма раскрытия киля ракету придётся сбросить, так как посадка с выпущенным килем подфюзеляжной ракеты запрещена). Для этого выбирали несколько экземпляров ракет и использовали на постоянной основе для учебных целей, наносили на борту красную надпись «учебная». Эти ракеты для реальных пусков не использовали.

4. Прочие обозначения МО США для советской и китайской авиации и ракет

Для самолётов советского производства Министерство обороны США с 1946 по 1955 год использовало систему условных обозначений, согласно которой обозначение состояло из слова «Type» и цифрового индекса — например, «Type 39» для МиГ-17. Система была отменена в связи с тем, что не давала возможности одновременной унификации самолётов по типам, предназначениям и модификациям.

Обозначения этой системы приведены в каталоге ВВС США, который начинается с самолётов, продемонстрированных 18 августа 1946 года на авиационном параде в Тушино.

Type 1 — МиГ-9; позднее — «Fargo»Type 21 — Ла-15; позднее — «Fantail»
Type 2 — Як-15Type 22 — Туполев, Проект 64
Type 3 — Ла-150Type 23 — Су-12
Type 4 — Ла-152Type 24 — Як-14
Type 5 — Ла-156Type 25 — Цыбин З-25
Type 6 — Ла-160Type 26 — Як-17УТИ
Type 7 — Як-19Type 27 — Ил-28
Type 8 — Су-9 (К)Type 28 — Як-23; позднее — «Flora»
Type 9 — Ту-12Type 29 — МиГ-15УТИ; позднее — «Midget»
Type 10 — Ил-22Type 30 — Ил-28У / Ту-14УТБ ?
Type 11 — МиГ И-270Type 31 — Ту-85; позднее — «Barge»
Type 12 — Ту-14; позднее — «Bonsun»Type 32 — Ми-1; позднее — «Hare»
Type 13 — не использовалосьType 33 — Бе-8; позднее — «Mole»
Type 14 — МиГ-15; позднее — «Falcon», «Fagot-A»Type 34 — Бе-6; позднее — «Madge»
Type 15 — Ла-168Type 35 — Ту-14; позднее — «Bosun»
Type 16 — Як-17Type 36 — Ми-4; позднее — «Hound»
Type 17 — Су-11(ЛК)Type 37 — М-4; позднее — «Bison»
Type 18 — Су-15(П)Type 38 — Як-24; позднее — «Horse»
Type 19 — МиГ КС-1 «Сопка» — ракетаType 39 — МиГ-17
Type 20 — Ту-16; позднее — «Badger»Type 40 — Ту-95; позднее — «Bear»

4.2. Обозначения экспериментальных самолётов и прототипов

Министерство обороны США, вновь обнаруженным советским или китайским самолетам, которые не были идентифицированы ранее, присваивает предварительное обозначение. Это обозначение состоит из кода идентифицирующего место обнаружения и последовательно назначаемой латинской буквы.

Коды советских регионов:

  • CASP — Каспийское море
  • KAZ — Казань
  • NOVO — Аэропорт НАПО им. Чкалова (Новосибирск)
  • RAM — Раменское
  • SIB — Экспериментальный полигон СибНИА им. С. А. Чаплыгина (Новосибирск)
  • TAG — Таганрог (Черное море)

Коды китайских регионов:

  • HARB — Харбин
  • NAN — Наньчан
  • XIAN — Сиань

4.3. Обозначения исследовательских и экспериментальных ракет

Система обозначений экспериментальных ракет подобна указанным выше авиапрототипам, но вместо присваивания латинской буквы используется численная последовательность.

Список кодов советских и российских испытательных полигонов:

  • BL — Барнаул (ВВС)
  • EM — Эмба (ПВО)
  • KY — Капустин Яр
  • NE — Нёнокса (ВМФ)
  • PL — Плесецк
  • SH — Сары-Шаган
  • TT — Тюратам (Байконур)
  • VA — Владимировка (ГЛИЦ)

Список кодов китайских испытательных полигонов:

SC — Шуанчэнцзы (Цзюцюань)

Даешь малые высоты!

Появлению нового поколения крылатых ракет предшествовал ряд технологических новшеств.

К ним можно отнести: уменьшение размеров ядерных боевых частей, миниатюризацию радиоэлектронных комплектующих и появление интегральных схем (а с ними и портативных быстродействующих цифровых вычислительных машин и схем управления с небольшим энергопотреблением), новое математическое обеспечение, появление компактных и экономичных турбореактивных двигателей, высокоэнергетических топлив, новых материалов и технологий в производстве летательных аппаратов. Авиация в ходе локальных войн осваивала малые и предельно малые — в десятки метров — высоты и сокращала время пребывания в зоне действия ПВО противника. С другой стороны, уже исчерпала себя концепция массированного ядерного удара, даже ядерное оружие требовало более избирательного применения. Им предполагали наносить удары только по важным военным и промышленным объектам — стартовым позициям ракет, военно-морским базам, пунктам управления, складам ядерного оружия и ГСМ, электростанциям, узлам коммуникаций.

В конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века практически одновременно в СССР и в США специалисты проработали концепцию нового боеприпаса большой дальности — малогабаритной дозвуковой (0,5—0,8М) крылатой ракеты малой заметности, реализующей полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности, с автономной системой наведения на основной части траектории. Стратегические КР такого типа уже не замахивались на межконтинентальные дальности: они должны были позволить своим носителям произвести массированный пуск, оставаясь вне пределов поражения средствами противовоздушной, противолодочной или противокорабельной обороны противника, его тактических ракет. Главными достоинствами КР должны были стать: небольшие размеры (которые позволили бы разместить большой боекомплект во внутренних бомбоотсеках бомбардировщиков, на кораблях и подводных лодках), возможность залпового пуска и подхода нескольких ракет к цели с разных направлений, незначительная радиолокационная заметность, малое время нахождения в «поле зрения» ПВО, всепогодность.

Полет на сверхмалых высотах с огибанием рельефа сложен в исполнении и невыгоден с точки зрения дальности полета. Обеспечение точного автономного выведения ракеты в район цели требовало специальной корреляционной системы. При небольших габаритах задача становилась особенно сложной. Требовались новые точные трехмерные карты земной поверхности. И в СССР — при наличии серьезных теоретических проработок — практические работы по этой теме развернули уже после появления сообщений об аналогичных разработках в странах НАТО.

Семен Федосеев

Развёртывание

АПУ 15У175М комплекса РС-24 «Ярс»

В конце 2009 года российский оборонно-промышленный комплекс поставил Ракетным войскам стратегического назначения (РВСН) первое боевое подразделение подвижных ракетных комплексов РС-24 «Ярс», оснащённых разделяющимися головными частями. В июле 2010 года факт развёртывания первого подразделения РС-24 был подтверждён официально заместителем министра обороны В. А. Поповкиным.

Второй дивизион с ракетным комплексом РС-24 «Ярс» поставлен на опытно-боевое дежурство в Тейковской ракетной дивизии (Ивановская область) в декабре 2010 года. Первый полк, вооружённый подвижным ракетным комплексом «Ярс», переведён на боевое дежурство 4 марта 2011 года в составе двух дивизионов РС-24, находившихся с 2010 года на опытно-боевом дежурстве.

Летом 2011 года первый ракетный полк, вооруженный ПГРК «Ярс» в Тейковском ракетном соединении, доведен до полного штатного состава (3 дивизиона, 9 АПУ). 7 декабря 2011 года в этой же дивизии поставлен на опытно-боевое дежурство второй полк РС-24 «Ярс» в составе подвижного командного пункта (ПКП) полка и одного ракетного дивизиона. Второй дивизион этого полка поставлен на дежурство в конце декабря 2011 года, таким образом, к началу 2012 года общее количество развёрнутых РС-24 составило 15 АПУ с ракетами. В сентябре 2012 года перевооружение этого полка на мобильные «Ярсы» завершилось, и общее количество АПУ РС-24 «Ярс» было доведено до 18 (2 полка, 6 дивизионов).

В конце 2012 года были начаты работы по перевооружению на этот комплекс Новосибирского и Козельского (шахтный вариант комплекса, Калужская область) ракетных соединений.

В 2013 году в российских РВСН началось перевооружение Новосибирского и Козельского ракетных соединений, а также практически окончилось перевооружение ракетных полков Тагильской ракетной дивизии. Кроме того, планово перешли на Ярс 29-я гвардейская, 14-я, 54-я гвардейская, 39-я гвардейская ракетные дивизии.

По состоянию на начало 2014 года, на вооружении РВСН находилось 33 ракеты мобильного базирования РС-24 с четырьмя боевыми блоками каждая.

По состоянию на начало 2016 года, на вооружении РВСН предположительно находилось суммарно 73 ракеты РС-24 (63 ракеты мобильного и 10 шахтного базирования).

По сообщениям СМИ Воткинский завод поставит Минобороны РФ в 2016 году около 20 ракет.

В 2016 году поставлены 23 пусковых установки ракетного комплекса РС-24 «Ярс». По сообщению командира 35 ракетной дивизии полковника Александра Прокопенкова три полка Ракетных войск стратегического назначения перевооружат на ракетный комплекс мобильного базирования «Ярс-С» до 2021 года.

По заявлению командующего РВСН Сергея Каракаева 29 ноября 2019 г., Ракетные войска стратегического назначения получили более 150 пусковых установок комплекса “Ярс” (в стационарном шахтном и подвижном грунтовом вариантах базирования) и приступили к их эксплуатации.

Разработан модернизированный вариант комплекса “Ярс-С” . В настоящее время на него перевооружают 35-ю ракетную дивизию. В сентябре 2019 года 479-й ракетный полк из состава дивизии, вооруженный “Ярсами-С”, заступил на опытное боевое дежурство. До 2021 года еще три полка РВСН перевооружат на модернизированный комплекс.

Модификации

Метеорит-А

Авиационный вариант ракеты Метеорит. Западное обозначение AS-X-19. Предположительный индекс — Х-80. Разработка велась по постановлению Совета Министров от 9 декабря 1976 года на конкурсной основе совместно с ракетой МКБ «Радуга» Х-55. В качестве носителя планировались стратегически бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. В связи с принятием на вооружение крылатой ракеты авиационного базирования Х-55 все работы по «Метеориту-А» были прекращены в 1984 году.

Метеорит-М

Морской вариант ракеты (обозначение П-750). Западное обозначение SS-N-24 Scorpion. Предназначались для вооружения подводных лодок проекта 949М. Под ракетный комплекс Метеорит была переоборудована лодка К-420 проекта 667А «Навага». Проект получил обозначение .

“Циркон” ракета — особенности оружия

Ракета “Циркон” разработана и создана “НПО машиностроения”. По задумке она должна прийти на смену существующей тяжелой противокорабельной ракете П-700 “Гранит”. Надо сказать, что впервые завесу тайны приоткрыл сам президент Владимир Путин в 2019 году. Он рассказал, что ракета способна уничтожать морские и наземные цели. Позже стало известно, что она способна поражать как неподвижные, так и движущиеся цели.

Также из слов президента стало известно, что 3M22 будет базироваться на кораблях и подводных лодках. Речь шла о кораблях проектов 1155, 22350, 23560, 1144.2, а также подводных лодках 885, 885М и 949АМ. Кроме того, запуск возможен с подлодок и кораблей, которые строятся для ракет “Калибр”.

Зачатие и развитие

Военное прошлое

Распространение поверхность-воздух ракеты ( поверхности в воздух ракеты – SAM) сделал ликвидацию наземной ПВО приоритет для тех , кто с современной военно – воздушных сил будет предпринять наступательные действия против врага

Отслеживание и уничтожение радаров воздушного наблюдения и управления огнем является важной частью этой миссии.. Противорадиолокационные ракеты (ARM – Anti Radar Missile ) должны иметь довольно большую дальность действия, чтобы не допускать попадания стреляющего самолета в зону действия средств ПВО

Они также должны летать на высокой или даже очень высокой скорости, чтобы снизить вероятность поражения в полете, и должны быть оснащены ГСН, способной сканировать широкий , что позволяет нацеливать несколько типов радаров. быть уничтоженным. С другой стороны, их военная нагрузка не обязательно важна.

Противорадиолокационные ракеты (ARM – Anti Radar Missile ) должны иметь довольно большую дальность действия, чтобы не допускать попадания стреляющего самолета в зону действия средств ПВО. Они также должны летать на высокой или даже очень высокой скорости, чтобы снизить вероятность поражения в полете, и должны быть оснащены ГСН, способной сканировать широкий , что позволяет нацеливать несколько типов радаров. быть уничтоженным. С другой стороны, их военная нагрузка не обязательно важна.

Дизайн

Первая в Советском Союзе АРМ была разработана группой инженеров ОКБ « Радуга» , отвечавшей за создание ракет для тяжелых бомбардировщиков СССР. Х-22P был разработан с ракетой-6  т Радуга Х-22 (AS-4 ‘Кухня’ ).

Опыт, приобретенный в ходе этих экспериментов, привел к созданию в году Х-28 (АС-9 «Кайл» ), который использовался на тактических истребителях, таких как Су-7Б , Су-17 и Су-24 . Он обладал способностью развивать скорость 3 Маха и дальностью 120  км , что лучше, чем у современного AGM-78 Standard ARM .

За Х-28 в 1978 г. последовал Х-58 , имевший такую ​​же дальность и скорость, но чей двухтопливный ракетный двигатель был заменен гораздо более безопасным твердотопливным ракетным двигателем РДТТ.

Эволюции

Разработка более совершенных систем ЗРК, таких как « Патриот» и боевая система « Иджис» ВМС США , оказала давление на Советы, которым пришлось разработать более совершенную АРМ.

«Звезда» подошла к проблеме с другой точки зрения, чем « Радуга» , уже имея некоторый опыт в области ракет, особенно легких моделей класса «воздух-воздух». Однако в 1970-х годах они разработали успешное семейство ракет Х-25, ракеты малой дальности воздух-поверхность, одной из версий которых была именно противорадиолокационная ракета Х-25МП ( кодовое название НАТО  : АС-12 «Кеглер» ). «Звезда» приступила к проектированию дальнобойной АРМ в 1977 году , а первый запуск того, что тогда стало Х-31, был осуществлен в 1982 году . Он поступил на вооружение в 1988 году и впервые был представлен публике в 1991 году  : Х-31П в Дубае и Х-31А в Минске .

Разработка этой ракеты получила новый импульс с момента присоединения компании « Звезда» к группе Tactical Missiles Corporation в 2002 году . Были анонсированы новые версии с увеличенным охватом (версия D) и обновлениями в середине карьеры (версия M).

китайская версия

В декабре года сообщалось, что небольшое количество Х-31 было поставлено в Китай , но что «производство еще не началось» . Примерно в то же время русские продали китайцам самолеты Су-30 «  Фланкер-Г  » . Казалось бы, первоначально поставлялась российская модель, тогда обозначавшаяся как Х-31, для проведения испытаний, в то время как модель КР-1 разрабатывалась для производства по лицензии.

Местное производство могло начаться примерно в июле 2005 года .

Конструкция

Эскиз ракеты П-750 в полётной конфигурации

Крылатая ракета 3М25 Метеорит-А в музее техники Вадима Задорожного

Основная компоновка ракеты была выполнена в проектном комплексе Александром Георгиевичем Леоновым, который позднее стал генеральным директором ОАО «ВПК НПО машиностроения».

В качестве двигателя разгонной ступени использован жидкостный ракетный двигатель РД0242 разработки КБХА.
Система управления разрабатывалась НПО «Хартрон», г. Харьков, руководитель В. Г. Сергеев. Главный конструктор системы управления — В. А. Уралов.

Ракета размещались на переоборудованных атомных подводных лодках проекта 667А и самолётах-носителях Ту-95МС и Ту-95МА.

Результаты лётно-конструкторских и государственных испытаний (61 пуск) показали возможность достижения заданных высоких лётно-технических характеристик ракеты, а в шести из семи последующих дополнительных экспериментальных пусках в 1990–1991 годах были подтверждены основные лётно-технические характеристики унифицированной ракеты «Метеорит».

Крылатая ракета «Метеорит» демонстрировалась в 2007 году на авиасалоне МАКС-2007.

Модификации

Метеорит-А

Авиационный вариант ракеты Метеорит. Западное обозначение AS-X-19. Предположительный индекс — Х-80. Разработка велась по постановлению Совета Министров от 9 декабря 1976 года на конкурсной основе совместно с ракетой МКБ «Радуга» Х-55. В качестве носителя планировались стратегически бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. В связи с принятием на вооружение крылатой ракеты авиационного базирования Х-55 все работы по «Метеориту-А» были прекращены в 1984 году.

Метеорит-М

Морской вариант ракеты (обозначение П-750). Западное обозначение SS-N-24 Scorpion. Предназначались для вооружения подводных лодок проекта 949М. Под ракетный комплекс Метеорит была переоборудована лодка К-420 проекта 667А «Навага». Проект получил обозначение .

Авиационная сверхзвуковая крылатая ракета «Метеорит-А» (СССР)

Метеорит-А

История ракеты такова. В ответ на развертывание США крылатых ракет нового поколения, НПО машиностроения получило задание на разработку дальней СКР как одного из средств сохранения баланса стратегических ядерных сил. Оснащенная уникальным «интеллектом», позволяющим совершать любые маневры на траектории с точным выходом на заданную цель, эта ракета была бы практически неуязвима для средств ПВО. Постановлением советского правительства от 9 декабря 1976 г. НПО машиностроения определялось головной организацией по разработке комплекса авиационного, морского и наземного базирования с унифицированной СКР. К воплощению проекта в жизнь привлекались лучшие руководители и специалисты головной фирмы и предприятий-смежников.

Столкнувшись с новыми техническими вопросами, в т.ч. длительным полетом в атмосфере с высокой сверхзвуковой скоростью, специалисты предприятия нашли новые решения в выборе аэродинамической схемы, конструкционных материалов, силовой установки, обеспечении теплового режима. К разработке системы управления на новых принципах привлекались передовые научные и конструкторские коллективы. Комплекс создавался под постоянным контролем Совета главных конструкторов под председательством В.Н. Челомея. Защита эскизного проекта комплекса морского базирования состоялась в декабре 1978 г., а авиационного базирования – в январе 1979 г.

Большой объем наземной стендовой отработки удалось выполнить в сжатые сроки. Проведенные испытания подтвердили правильность технических решений. 20 мая 1980 г. был проведен первый пуск СКР с наземного стенда, а 29 января 1982 г. – первый пуск с погружаемого стартового комплекса из подводного положения. Для государственных испытаний комплекса «Метеорит» на Северном машиностроительном предприятии (нынешнее ПО «Севмаш») переоборудовали подводную лодку проекта 667А. А для отработки комплекса авиационного базирования на Таганрогском авиазаводе (ныне ОАО «ТАВИА») на базе ракетоносца Ту-95МС был подготовлен специальный самолет-носитель, получивший обозначение Ту-95МА.

В процессе летных испытаний «Метеорит-А» провели 70 пусков ракет – 50 с наземного стенда, с ПСК и с подводной лодки и 20 – с самолета Ту-95МА. Испытания сверхдальней ракеты поставили перед техническим руководством ряд новых задач. Дальности трассы полигона Капустин Яр оказалось недостаточно. На траектории полета от Волги до Балхаша пришлось проводить весьма экзотический (для ракеты с такой скоростью) маневр разворота на 180°. Пуски производились и в интересах оценки защищенности ракеты от средств ПВО, для чего задействовались два современных зенитных ракетных комплекса. Но даже зная траекторию полета и время пуска, при выключенных бортовых средствах защиты и программы маневрирования зенитные ракеты смогли поразить СКР лишь со второго пуска.

При испытаниях авиационного варианта ракеты («Метеорит-А») самолет Ту-95МА с ракетой на наружной подвеске поднимался с одного из подмосковных аэродромов, уходил в зону пуска СКР, выполнял пуск и возвращался обратно. Выпущенная ракета выполняла полет по замкнутому маршруту длиной несколько тысяч километров. Результаты испытаний подтвердили техническую возможность создания комплексов различных видов базирования с дальней стратегической СКР.

По своим тактико-техническим характеристикам «Метеорит-А» значительно превосходил все имеющиеся на тот момент стратегические крылатые ракеты авиационного базирования. При разработке комплекса создан ряд уникальных систем, одна из которых отмечена премией Правительства РФ. Однако «Метеорит-А» не суждено было поступить на вооружение: в начале 80-х гг. было решено оснастить стратегические бомбардировщики другой крылатой ракетой – созданной в 1982 г. в МКБ «Радуга» компактной дозвуковой маловысотной Х-55, которая и была в декабре 1983 г. принята на вооружение для стратегических авиационных комплексов Ту-95МС, а затем и Ту-160. «Метеорит» так и остался опытным образцом.

По командным пунктам

С ликвидацией Варшавского Договора и распадом СССР американцы и их союзники по НАТО (в основном самый верный в лице Великобритании) начали практическое испытание КР в конфликтах другого уровня и на других противниках. При этом они смогли наглядно продемонстрировать возможности высокоточных ракетных комплексов в поражении стратегически и тактически важных целей, но и о «воздушном терроре» не забыли. Масштабы применения КР и круг задач, решаемых с их помощью, расширялись, а сами ракеты совершенствовались. Особенности КР делают их отличным средством первого массированного удара, призванного прежде всего подавить и уничтожить стационарные объекты ПВО противника и его систему управления. Затем можно наносить по наиболее важным объектам групповые или одиночные удары по обстановке. Именно так они и применялись, начиная с операции «Буря в пустыне» 1991 года.

План:

  • Введение
  • 1 Описание системы

    • 1.1 Кодовые буквы
    • 1.2 Обозначения модификаций
  • 2 Кодификация для ракет

    • 2.1 AA
    • 2.2 ABM
    • 2.3 AS
    • 2.4 AT
    • 2.5 FROG
    • 2.6 SA
    • 2.7 SA-N
    • 2.8 SS
    • 2.9 SS-N
    • 2.10 SL
  • 3 Список кодовых имён НАТО для авиатехники

    • 3.1 Бомбардировщики
    • 3.2 Истребители
    • 3.3 Транспортные
    • 3.4 Вертолёты
    • 3.5 Смешанные типы
  • 4 Прочие обозначения МО США для советской и китайской авиации и ракет

    • 4.1 Обозначения «Type» каталога ВВС США (1946—1955)
    • 4.2 Обозначения экспериментальных самолётов и прототипов
    • 4.3 Обозначения исследовательских и экспериментальных ракет
    • 4.4 Обозначения радиолокационных станций

Примечания

Примечания

  1. : «Финансирование программы между тем стало спорадическим. Это обстоятельство, а также необходимость постройки специализированных носителей привели к тому, что по совместному решению промышленности и ВМФ финансирование по комплексу «Метеорит-М» в конце 1989 года вовсе прекратили».
  2. .
  3. .
  4. : «Основная компоновка ракеты “Метеорит” была выполнена в проектном комплексе Александром Георгиевичем Леоновым».
  5. . Дата обращения: 21 января 2010.
  6. .
  7. : «КР «Метеорит» размещались на переоборудованных АПЛ проекта 667А и самолётах-носителях Ту-95 МС, получивших обозначение 667М и Ту-95МА».
  8. : «Результаты лётно-конструкторских и государственных испытаний (61 пуск) показали возможность достижения заданных высоких ЛТХ ракеты».
  9. : «Бицилин (топливо, получаемое из вакуумного газойля с применением гидрогенизационных процессов. — «Известия») как раз и был разработан по нашему заказу для «Метеорита». Это жидкое горючее имеет очень большую плотность, позволяющую делать бак меньшего объема».
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий