К-7 – К-75

Характеристики

Ракета атакует цель, совершающую полет в диапазоне высот

от 20м (5м для Р-73М РМД-2) до 20км соскоростью до 2500 км/ч, при любом ее начальном положении, в диапазоне углов целеуказания ±45° при угловых скоростях линии визирования до 60°/с.

Целеуказание головка самонаведения может получать от любых источников информации: радиолокационного или оптоэлектронного прицельного комплекса, нашлемной системы целеуказания и др., что позволяет проводить дальнейшую модернизацию по повышению дальности, помехозащищенности и эффективности

По уровню основных тактико-технических характеристик, определяющих эффективность ракет в ближних воздушных боях (максимальная перегрузка поражаемых целей, углы целеуказания, угловые скорости автосопровождения целей головкой самонаведения, минимальные дальности пуска по маневрирующим целям), ракета Р-73 превосходит лучшие зарубежные аналоги.

Р-27 ЭР и Р-27 ЭТ

Управляемая ракета класса «воздух-воздух» вариации «ЭР» отличается существенно увеличенной дальностью полета. По сравнению с базовой моделью она имеет большие габаритные размеры и вес. Полуактивная радиолокационная ГСН гарантирует уничтожение объектов в сложных метеоусловиях, независимо от естественных и искусственных помех.

Серия Р-27 ТЭ также имеет большую дальность действия, габариты и вес

Ее важное преимущество – применение в самолетных пусковых установках для ликвидации всех типов боевых летательных аппаратов, включая высокоманевренные самолеты крылатые ракеты. При этом на эффективность действия не влияют помехи, метеоусловия, фон земли или водной поверхности, ракурс наведения

Предыстория

Самолеты-истребители начали вооружаться авиационными ракетами еще в 1930 годах. Первым советским самолетом, получившим на вооружение ракеты в дополнение к пулеметам, был истребитель модели И-16. Ракеты тогда были неуправляемыми, поэтому летчик мог повлиять на траекторию снаряда лишь до его пуска. Пилоту нужно было тщательно выдержать условия пуска по точности и дальности. Сделать это во время воздушного боя было довольно сложно. Кучность такого огня уступа показателям бортовых пулеметов и пушек. Единственным достоинством реактивных снарядов был их солидный калибр и тот факт, что для поражения вражеского самолета было достаточно одного попадания.

Первые испытания управляемых ракет состоялись в Германии во времена Второй мировой войны. Стоит отметить, что в те годы, нарезное авиационное оружие (пушки и пулеметы), достигло своего совершенства. Доказательством тому являются успехи летчиков-истребителей в различных сражениях. На тот момент авиационное вооружение идеально подходило под существующие самолеты, и в руках умелого летчика позволяло достичь успеха в маневренном воздушном сражении. Но когда появилась реактивная сверхзвуковая авиация, скорость самолетов возросла, а вместе с ней возрос и пространственный размах воздушного сражения, возникла необходимость в ракетном оружии нового уровня. Кроме того, оно было необходимо и раньше для решения боевых задач в ночное время и в условиях тяжелых метеорологических условий.

В послевоенное время в Америке появились первые управляемые ракеты «воздух-воздух». США стали новаторами на этом поприще, но созданию управляемых ракет поспособствовали специалисты из Германии, которые после поражения были вывезены в Америку. Немного позже успехов в разработке управляемых ракет достиг и СССР.

PL-12

PL-11 выпускалась только для самолетов J-8 и J-10. С начала 1990-х годов велась работа над ее планируемым преемником, PL-12, который задумывался, как китайский ответ на AIM-120 AMRAAM.

Как и AMRAAM, PL-12, разработка которой стартовала в начале 1990-х годов, имеет активную радиолокационную ГСН, обеспечивающую принцип «выстрелил – забыл», а также канал передачи данных для обновления данных в середине курса. Ракета основана на миниатюрной активной радиолокационной ГСН плюс канал передачи данных, который, как предполагают некоторые источники, был разработан при содействии России.

PL-12 в целом немного больше, чем AMRAAM, а его хвостовые стабилизаторы управления имеют характерные вырезы. Согласно сообщениям, PL-12 использует ракетный двигатель с переменной тягой для обеспечения скорости и маневренности на всем протяжении полета. В НОАК считают, что ракета превосходит AIM-120B и российскую Р-77 (AA-12 Adder), хотя и немного уступает по мощности более совершенной AIM-120C.

J-10C НОАК выполняет тренировочный вылет с одной инертной PL-12 под правым крылом

На вооружение PL-12 принята в 2005 году и впервые передана подразделениям J-8F, а затем введена на J-10, J-11B, J-15, J-16, Су-30МК2 и J‑20. Ракета также предлагается на экспорт под обозначением SD-10. Она используется на истребителях JF-17 Thunder, эксплуатируемых Мьянмой, Нигерией и Пакистаном.

Сообщается, что улучшенная версия PL-12A оснащена модифицированной ГСН с новым цифровым процессором и, как утверждается, сопоставима с AIM-120C-4. По неподтвержденным данным, новая версия может также иметь пассивный режим наведения на глушилки, излучатели радиоэлектронной борьбы и самолеты раннего предупреждения.

Согласно официальным спецификациям, радиус действия PL-12 составляет от 44 до 62 миль. Показатель сокращен до 37-44 миль для экспортной конфигурации SD-10. По оценке RUSI, дальность стрельбы PL-12 «находится где-то между AIM-120B и AIM-120C-5».

Истребители авианосца J-15 на палубе авианосца “Ляонин”

Ходили слухи и о других, более продвинутых вариантах, в том числе об одном со складывающимися ребрами для внутреннего крепления, одном с антирадиационной ГСН и версии с прямоточным реактивным двигателем для дальних боев. Ни один из них, по-видимому, не перешел на оперативную эксплуатацию. Интересно, что в последнем докладе Пентагона Конгрессу о китайских военных разработках за прошлый год говорится, что Китай «разрабатывает ПВРД в дополнение к PL-15, находящейся за пределами видимости», хотя, похоже, никаких более широких доказательств этого нет.

Кратко о носителях

Транспортировку и запуск ракет Р-27, которые по стандартам НАТО именовались АА 10 Alamo, осуществляли несколько отечественных истребителей.

Среди них:

  1. Су-27 – советский, а потом российский многоцелевой истребитель четвертой генерации. Первый полет состоялся в 1977-м, а эксплуатация ведется с 1985 года. Указанная модель – один из основных летательных аппаратов ВВС РФ, предназначен для получения военного превосходства в воздухе.
  2. Су-33 – еще один представитель четвертого поколения истребителей РФ, состоящий на вооружении с 1998 года, отличается большой грузоподъемностью и дальностью полета. Особенность – возможность выполнять функции самолета-заправщика.
  3. Су-34. Мультифункциональный истребитель-бомбардировщик, ориентированный на поражение и бомбардировку наземных целей, противостояния объектам противника в воздухе. Особенности – уникальные боевые характеристики и наличие инновационных приборов противодействия радиоэлектронным системам.
  4. Су-35. Этот военный самолет известен еще как Су-27М, соответствует параметрам истребителей пятого поколения.
  5. Як-141 – всепогодный многоцелевой военный летательный аппарат с возможностью вертикального взлета и посадки. Первый вылет совершен в 1987 г.
  6. МиГ-29. Многоцелевой истребитель четвертой генерации, на вооружение принят в 1983 году.

К-7 / К-75

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)Ракета К-7Ракета К-75
  Опытная ракета “воздух-воздух”. Разработка ракеты задана Постановлением Совмина СССР от 30 декабря 1954 г. и велась КБ завода №134 (ОКБ-134, ныне – МКБ “Вымпел”), главный конструктор – И.И.Торопов. Изначально ракета проектировалась для вооружения перехватчика Т-3 ОКБ П.О.Сухого. Первой ракетой, разработанной по проекту была К-7Л с наведением по лучу РЛС и более мощной, чем у К-5 боевой частью, для минимизации недостатков точности наведения. В связи с выбором уже распространенной системы наведения по лучу РЛС разработка К-7Л продвигалась существенно быстрее других вариантов ракеты.В 1956 г. переоборудован и прошел заводские испытания самолет-носитель Як-25 (серийный №01-09). Самолет был оснащен макетом РЛС “Алмаз”. В 1956 г. с самолета проведены пуски управляемых по лучу ракет К-7Л, а в 1957 г. испытания были продолжены. Всего за два года выполнено 99 полетов, проведено 38 пусков ракет К-7Л.Уменьшенный вариант ракеты К-7Л для отработки системы наведения и оборудования – К-75 – на испытания вышел раньше полноразмерного аналога. Ракета наводилась на цель РЛС “Изумруд-2” – аналогично ракете К-5. Пуски ракет К-75 начаты в 1956 г. с переоборудованных самолетов-носителей Як-25К (серийные №№16-08 и 18-08). С 5 марта по 10 июня на Як-25К (сер.№16-08) с модернизированной РЛС “Изумруд” выполнили 23 полета и провели три пуска ракет на высотах 5 и 12 км. Ракета К-75 не имела ощутимого превосходства над технологически более предпочтительной К-5М – модернизированной К-5. В ноябре 1957 г. Як-25К (сер.№16-08) возвратили в ЛИИ ВВС и переоснастили для проведения испытаний неуправляемых авиационных ракет ТРС-85.До конца сентября 1958 г. с самолетов МиГ-19 / СМ-6 (зав.№№2100101 и 2100102 – те же, что использовались при испытаниях ракеты К-6) проведено 25 пусков ракет К-7. Подтверждена правильность заложенных в ракету основных технических решений. Результаты испытаний также подтверждали возможность применения ракет с носителей типа Т-3 и Як-25. Неготовность основного носителя – Т-3 – не позволяла приступить к совместным испытаниям, так же уже в 1957 г. разработчики Т-3 стали склоняться к переходу на более перспективную самонаводящуюся ракету К-8, отрабатывавшуюся в ОКБ-4 М.Р.Бисновата.Кроме ракет с наведением по лучу РЛС велись работы и над вариантами К-7 с полуактивным радиолокационным наведением К-7С-3 и с ИК ГСН К-7СТ. Эскизный проект и рабочая конструкторская докуентация на ракету К-7С-3 выпущены в 1957 г., а в 1958 г. начаты её испытания. Кроме прототипа Т-3 в испытаниях был задействован носитель Як-25 (серийный №02-21). В итоге из 38 намеченных пусков с Т-3 и Як-25 был произведен только 1 пуск с Як-25.  Так же в 1958 г. произведено 3 испытательных пуска ракет К-7СТ с тепловыми ГСН разработки ОКБ-393 и НИИ-10. Так же по Постановлению Совмина СССР от 7 марта 1957 г. для вооружения перехватчика Е-150 (по 2 ракеты) с РЛС “Ураган-56” начата разработка еще одного варианта ракеты К-7 – ракеты К-70 с ГСН разработки ОКБ-287.В 1958 г. в связи с успешными испытаниями более универсальной самонаводящейся ракеты К-8, а так же в связи с заданием ОКБ-134 на копирование ракеты “Сайдвиндер” (К-13), разработка ракет семейства К-7 была прекращена.

Опытный перехватчик Т-3 с ракетами К-7Л (Павлов В. Сверхзвуковые трубы “всесоюзного оркестра” ПВО. // Авиация и время. №6 / 1998 г., http://crimso.msk.ru).Ракета К-7Л под крылом Як-25К (Гордон Е. Большое семейство. // Авиация и время. №6 / 1997 г., http://crimso.msk.ru).

2. Конструкция

2.1. Аэродинамическая схема

схема ракеты РВВ-АЕ

Аэродинамическая схема — нормальная. Цилиндрический корпус и крылья являются основными элементами, создающими подъемную силу. Крылья малого удлинения имеют простую форму в плане и тонкий профиль, что минимизирует волновое сопротивление ракеты и упрощает её размещение во внутренних отсеках вооружения самолетов-носителей. Носовая часть ракеты имеет параболическую форму, что увеличивает общую подъемную силу ракеты. Использование решетчатых рулей с очень малым (в пределах 1,5 кгм) шарнирным моментом позволило применить малогабаритный электропривод малой мощности. Благодаря такой структуре рулей реализуется бессрывное обтекание и, следовательно, сохраняется эффективность до углов атаки порядка 40°. Имеется возможность изменения характеристик хвостового оперения путём варьирования количества ячеек руля, которые практически аэродинамически независимы друг от друга и от корпуса ракеты. У них более благоприятные по сравнению с традиционными рулями прочностные и аэроупругие характеристики. Решетчатые рули могут складываться и при необходимости автоматически раскрываться после пуска. Этим обеспечиваются минимальные транспортировочные габариты (квадрат со стороной 300 мм), а также решается задача снижения общей эффективной отражающей поверхности самолета.

2.2. Двигатель

Ракета РВВ-АЕ оснащена твердотопливным двигателем, обеспечивающим энергичный начальный отлет от носителя и максимальную дальность полета. При этом развивается скорость полета, соответствующая числу 4М.

2.3. Система управления

Активная радиолокационная головка самонаведения ракеты РВВ-АЕ. МАКС-2009

Наведение ракеты комбинированное: командно-инерциальное на начальном и активное на конечном участке траектории. Переход к активному наведению производится по сигналу с бортового компьютера, определяющего дальность захвата цели головкой самонаведения (ГСН). После перехода на самонаведение линия коррекции полетных данных ракеты с самолета-носителя продолжает формировать математическую модель цели. В случае срыва автосопровождения цели организуется повторный поиск с использованием этой модели. ГСН ракеты РВВ-АЕ оснащена фазированной антенной решёткой (ФАР). Дальность захвата цели с ЭПР равной 5 м², составляет 16 км.

Во всех режимах работы используется метод модифицированного пропорционального наведения. При наличии организованных помех, когда бортовая радиолокационная станция носителя не может передавать на ракету информацию о дальности и скорости сближения с целью, наведение происходит по специальным траекториям. В головке самонаведения ракеты реализована также возможность пассивного наведения на источник помех, совмещенный с целью.

В состав ГСН входит моноимпульсный пеленгатор и ЭВМ. Для повышения помехозащищенности и обеспечения высокой точности наведения реализована пространственно-временная обработка сигнала, калмановская фильтрация, непрерывное решение кинематических уравнений с возможностью поддержания процесса наведения при временных срывах автосопровождения цели.

2.4. Взрыватель

Взрыватель — лазерный. Облучая цель и определяя по отраженному сигналу расстояние до нее, устройство подрывает боевую часть на оптимальной дистанции. Параметры взрывателя адаптируются к размеру поражаемой цели. Предусмотрен также контактный взрыватель (для случаев прямого попадания или падения на землю или в воду) на случай необходимого самоуничтожения.

2.5. Боевая часть

Боевая часть — стержневая с микрокумулятивными элементами. Масса БЧ — 22 кг. Стержни соединены между собой так, что при подрыве образуют сплошное расширяющееся кольцо, которое буквально разрезает цель. Микрокумулятивные составляющие боевой части поражают высокоточные цели в режиме противоракетной обороны самолета-носителя.

История

Начавшиеся в ОКБ-2 Минпрома России под руководством Д.Л. Томашевича исследования этой ракеты начались в 1951 году , первые испытательные стрельбы состоялись в году на Яковлевском Як-25 .

Изначально К-5 проектировался как легкое оружие, поэтому его можно было разместить на нынешнем истребителе МиГ-15 , и было оговорено, что этот истребитель может нести четыре, что повысит его шансы поразить цель. . В рассекреченных документах ракета получила прозвище «огненный шар» ( рус  .: «ШМ» , ШМ).

Управление НИИ-17 отвечает за разработку РЛС, адаптированной к этому новому вооружению. В очень короткие сроки на базе всепогодной РЛС РП-1У «Изумуруд» ( изумруд ), установленной на истребителях МиГ-15 и МиГ-17 , была разработана модель РП-2У «Изумуруд-2» , которая будет устанавливаться на следующих модификациях МиГ-17, МиГ-19 и первых серий Як-25 .

Первая автономная стрельба проекта «болид» проведена с МиГ-17П.8 октября 1953 г., в центре авиационных экспериментов в Ахтубинске , городе Астраханской области . Затем в марте 1955 года ракета произвела серию выстрелов по беспилотным мишеням и поразила первую цель с восьмого дня.

В году ракета поступила на вооружение под названием «  Грушин / Томашевит РС-1У  » для оснащения МиГ-17ПФУ и МиГ-19П , на которых она была связана с РЛС РП-2У (Изумруд-2) . Эта новая версия МиГ-17, МиГ-17ПФУ, была создана специально для него. Это будет единственный вариант этого самолета, который будет оснащен 4 ракетами РС-1У, размещенными на 4 пусковых установках 369-Вт .

Усовершенствованная версия К-5, К-5М , разработана для истребителя МиГ-19 с увеличенными аэродинамическими характеристиками, большей стабильностью, большей боевой частью, более мощным двигателем и увеличенной дальностью полета. Он был испытан очень быстро, во Владимировке, весной 1956 года, и быстро получил хорошие результаты с МиГ-19. После принятия резолюции п O  1343 619ss Совета Министров СССР,28 ноября 1957 г., он обозначается С-2-У ( РС-2У ). Серия МиГ-19PM ( «продукт 65» ), летательный аппарат , специально предназначенного для использования этих ракет контролируются завод п о  21 Горьких, который производит 369 единиц, из до .

К концу 1950-х годов К-5 считался устаревшим, и никаких будущих приложений для будущих устройств не планировалось. Тем не менее, обстоятельство и ситуация в СССР в то время сделали , что с некоторыми изменениями, он стал базовым вооружением Су-9 в ПВО Strany . Су-9 был самым быстрым высотным перехватчиком, доступным советским войскам в начале 1960-х годов. Этот улучшенный вариант К-5М получил обозначение К-5МС ( РС-2УС ), но в ряде документов используется обозначение К-51 .

После принятия постановления 12- й  Военно-промышленной комиссии3 марта 1958 г., Было решено проверить ракету К-51 на одном из первых самолетов Су-9 продуктов в серии, серийный номер 0103. Завод п о  53 также содержит три дополнительных испытаний воздушных судов в мае и июле. ВМай 1958 г.Летчик-испытатель Владимир Ильин принимает первый самолет, оснащенный ракетами К-51, Т-43-1, опытный образец Су-9, который по этому случаю получил название ПТ-8. Под крылом этого самолета были установлены пусковые установки АПУ-19 (внутренняя пара) и АПА-20 (внешняя пара), оснащенные их ракетами. В ходе летных испытаний комбинации «Су-9 / К-51» было определено, что ракеты могут использоваться в диапазонах высот от 7 до 20  км и что автономный огонь возможен на максимальной высоте до 23  км .

В 10 октября 1960 г.Подписание указа п O  1108-460 Советом Министров СССР заявил , самолет был сертифицирован для оперативного использования ракеты К-51. По этому поводу его переименовали в Су-9-51. Он официально становится первым советским бортовым зенитным ракетным комплексом перехвата. Оснащен РЛС CDD-30 (RP9) . Впоследствии он будет оснащен радиолокационной станцией Z0T (РП-21) CD-30 CD-версии , которая затем будет установлена ​​на большом количестве самолетов, например на МиГ-21ПФ .

После разработки новой версии К-55 , взяв на себя инфракрасную и радиолокационную головки самонаведения ракеты К-13 (Р-3), ракета также будет установлена ​​на МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.

В году были проведены испытания по отработке применения ракет РС-2УС по наземным целям. Такое использование ракеты было вполне возможно, но создавало много проблем. Это действительно было непрактично, потому что ракеты несли слишком низкий боевой заряд, а система наведения была недостаточно точной. Ракета Х-23 , являющаяся производным от К-5, в значительной степени решит эти проблемы, будучи модифицированной для несения большего военного заряда.

Китай производит его, локальная копия, то PL-1 , оснастить его перехватчик J-6B (А МиГ-19 производится по лицензии).

Структура технического дивизиона С–75

■ Полуприцеп ПР–11Б с габаритно–весовым макетом ракеты типа 20Д. Фото: Михаил Ходаренок■ Графика Юлии ГореловойТара № 1 — в техническом дивизионе в ней хранится маршевая часть ракеты (II ступень). Фото: Михаил ХодаренокНазначение технологических сооружений и площадокСооружение (площадка) № 1В состав оборудования для стыковки и снаряжения ракет входят автопогрузчики. На снимке: автопогрузчик со специальным такелажным приспособлением 100Е. Фото: Михаил ХодаренокТехнологическое оборудование для работы с боевыми частями ЗУР (технологическая тележка 117Е55) и пороховыми ракетными двигателями. Фото: Михаил ХодаренокСооружение (площадка) № 2Площадка № 3Пороховой ракетный двигатель ПРД–58 к ракете типа 20Д на технологической тележке. Фото: Михаил ХодаренокПлощадка № 4аСооружение (площадка) № 4■ Две боевые части к ракетам типа 20Д на технологической тележке 117Е55. Фото: Михаил ХодаренокПлощадка № 46Площадка № 5Сооружение (площадка) № 8Автоцистерна ЗАК–21ЦМ. Предназначена для транспортировки окислителя. Фото: Михаил ХодаренокСооружение (площадка) № 9■ Автозаправщик окислителя ЗАК–32М. Фото: Михаил ХодаренокСооружение (площадка) № 10Площадка № 11Площадка № 12Площадка № 13■ Передвижная компрессорная станция типа УКС–400. Фото: Михаил ХодаренокПлощадка № 14Площадка № 15Площадка № 17Площадка контроля и зачехления (ПКЗ)Сооружения и площадки с навесом №№ 20212223■ Воздухозаправщик МС–10. Фото: Михаил ХодаренокСооружения №№ 3031323334384041Площадки №№ 5455Функционирование технического дивизиона■ Обмывочно–нейтрализационная машина 8Т311. Фото: Михаил ХодаренокПосле заправки окислителем автотягач перевозит полуприцеп с ракетой на площадку контроля и зачехления, где производятся осмотр ракеты и ТЗМ, прием сопроводительной документации начальником колонны и зачехление полуприцепа. Фото: Михаил Ходаренок

Версии 27-Р

Указанная модель представляет собой разновидность штатной ракеты, обладающую управлением инерциального типа с коррекцией посредством применения определенных радиочастот. Кроме того, в систему наведения входит полуактивный радиолокационный блок, активирующийся на финишной стадии полета.

Система наведения ГСН 9Б-1101К также разрабатывается конструкторами НИИ «Агат». Указанный узел ориентирован на захват объектов на высотах от 20 до 25 000 метров. При этом предельное завышение или занижение мишени при скорости до 3500 км/ч, составляет 10 км. Допускается старт пары зарядов по двум целям. Готовность ГСН к применению обеспечивается через одну секунду после получения указания мишени от блока управления носителя типа Су-33 или МиГ-29.

Устройство

Авиационная ракета Р-77 оснащена цилиндрическим корпусом с коническим обтекателем в головной части. Параметры:

  • Общая длина – 3710 мм.
  • Корпус в диаметре – 200 мм.
  • Размах трапециевидных крыльев – 420 мм.
  • Особенности – в хвосте предусмотрены решетчатые элементы размером 680 миллиметров.
  • На нижней части имеется небольшое утолщение, служащее для улучшения аэродинамики ракеты.
  • Начальная масса изделия – около 190 кг.

В головной части ракеты Р-77 предусмотрена самонаводящаяся боевая головка и датчики аппаратуры пилота-оператора. Сзади указанной конструкции монтируется взрыватель и боевая основа боеприпаса. Хвостовой отсек представляет собой мощный и относительно крупный силовой агрегат с решетчатым рулевым приводом, работающий на твердом топливе. Рассматриваемая боевая головка оснащается комбинированной системой наведения, которая гарантирует последующее нахождение и ликвидацию цели. Полет снаряда осуществляется посредством инерциальной навигационной схемы. После попадания в заданный отсек боеголовка ищет цель путем использования активного радиолокационного самонаводящегося бойка типа 9Б-1103М.

Указанное изделие разработано МНИИ «Агат», представляет собой многорежимный допплеровский комплект. Начальная версия данного агрегата была разработана в середине 90-х, массово презентована в 1998 году. После этого изделие прошло несколько этапов модернизации и реорганизации, с учетом последних разработок в соответствующей сфере.

Управление

В период полета ракеты высокой дальности «воздух-воздух» управление осуществляется посредством нескольких пар рулей решетчатого типа, смонтированных в хвостовом отсеке. К особенностям рассматриваемого оружия относят изменение конструкции указанных элементов. Они получили новое крепление, иные механизмы привода и стойки. Благодаря усовершенствованиям размах рулевых приспособлений удалось снизить на 70 миллиметров, наряду с повышением аэродинамических показателей. Средняя часть ракеты РВВ-СД оснащена боевой кумулятивной частью, вес которой составляет 22,5 килограмма.

Серия Р-27Т

Отличительным моментом этой модификации является наличие инфракрасного элемента самонаведения. Конструкция ракеты включает в себя следующие узлы и детали:

  1. В носовом отсеке под обтекателем расположен детектор инфракрасной ГСН.
  2. В следующей части корпуса находится аппаратура головки.
  3. Головная часть оборудована четырьмя рулями, сконфигурированными по схеме «утка».
  4. Боевая часть установлена за отсеком силовых приводов рулей. Там же предусмотрено место для взрывателя.

Корпусная часть в своем большинстве занята ракетным силовым агрегатом. Непрерывная работа составляет 3 часа (вместе с включенным охлаждающим контуром фотоприемника).

История создания

Разработка ракеты Р-77 началась в 2003 году по заданию Минобороны РФ. На конец 2005 года завершились основные работы по изготовлению опытных образцов указанного вооружения. Первые полевые пуски снарядов проводились уже в 2006 году, однако дальнейшая перспектива оставила желать лучшего. Во многом сыграло роль отсутствие подходящих самолетов-носителей.

Ракета Р-77 «воздух-воздух» причисляется к модернизированной версии аналога под индексом РВВ-АЕ. Это обусловило внешнюю схожесть боекомплектов и их основное предназначение. Стоит отметить, что в новом проекте были практически идентичные компоненты, узлы и агрегаты. Среди особенностей нового изделия отмечают уникальную конструкцию и компоновку внутренней начинки. Повышение боевых характеристик во многом связано с особенностями устройства обновленного заряда, по сравнению со стандартными аналогами.

Р-60 / Р-60М – AA-8 APHID

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Ракета К-60 / Р-60 / изделие 62 – AA-8A APHID-A
Ракета Р-60К – экспортный вариантРакета К-60М / Р-60М / изделие 62М – AA-8B APHID-BРакета Р-60МК – экспортный вариант – AA-8C APHID-C   Ракета малой дальности. Разработана ОКБ-4 М.Р.Бисновата (ныне – НПО “Молния”). Изучение концепции ракеты ближнего боя начато в конце 1960-х годов НИИ-2 Минавиапрома СССР (ГосНИИАС) под руководством Р.Д.Кузьминского и В.Ф.Левитина. Предложено создание ракеты К-60 на базе ЗУР 9М31 комплекса ПВО “Стрела-1″разработки КБТМ главного конструктора А.Э.Нудельмана – в той же размерности, с такой же, относительно легкой, боевой частью. Разработка новой ракеты начата ОКБ-4  в 1968 г., руководили разработкой главный конструктор М.Р.Бисноват и его первый заместитель В.И.Елагин, ведущие конструкторы – А.Л.Кегелес, Г.Н.Смольский и И.Н.Карабанов. Официально разработка ракеты поручена ОКБ-4 Постановлением Совмина СССР от 21 января 1970 г.В 1969 г. подготовлена техническая документация по ракете К-60 и начато изготовление первой экспериментальной партии отсеков ракеты (28 шт). В 1971 г. начата отработка ГСН на самолете-летающей лаборатории. В том же 1971 г.начаты пуски ракет – на первом этапе пуски осуществлялись с наземной ПУ по трассерам на полигонной вышке (дальность от 500 до 1500 м, 6 пусков), затем велись испытания с самолета-летающей лаборатории МиГ-21СМТ борт №117 (4 автономных пуска и два пуска телеметрических ракет по парашютным мишеням). так же в 1971 г. к испытаниям подключили два МиГ-23М (борты №№602 и 605), а с 1972 г. добавили еще два МиГ-23М (борты №№ 1701 и 1801). Этап испытаний главного конструктора завершился в августе 1972 г. Всего в ходе 17 пусков, выполненных в 1971 г. и 43 пусков 1972 года было сбито 7 мишеней МиГ-17 и Ла-17. В 1973 г. в ходе Государственных испытаний выполнено более 50 пусков ракет. Пуски осуществлялись с самолетов МиГ-21СМТ и МиГ-23 (№№ 2503, 1201, 1901, 1231).18 декабря 1973 г. ракета под наименованием Р-60 была принята на вооружение. Серийное производство ракеты велось с 1974 г. по 1991 г. на Тбилисском авиационном заводе. Всего заводом произведено более 30000 ракет, в некоторые годы темпы производства доходили до 6000 шт в год. Так же до 1991 г. производство ракеты велось Ижевским механическим заводом (г.Ижевск) и московским заводом “Коммунар” (ныне – “Дукс”)..Первое упоминание в западной специализированной прессе – 1976 г. – западными наблюдателями впервые ракета замечена на подвеске МиГ-23. По умолчанию данные ракеты Р-60.

Эксплуатация

Активация происходит за счет взрывателя, взаимодействующего с неконтактным индикатором мишени. Механизм находится сзади блока автоматики управления. Размещение прибора определяется по комплекту прозрачных округлых окошек на боковине остова. За остеклением предусмотрен лазерный датчик цели.

В хвостовике имеется одноступенчатый твердотопливный «движок», гарантирующий полет боеголовки на расстояние до 110 километров. Крейсерская скорость при этом достигает порядка 4,5 тысячи км/ч. Такие показатели в паре с доработками рулей существенно улучшают общие характеристики оружия.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий