Истребитель корабельного базирования Су-33

Конструкция

При создании Су-33 была применена нормальная аэродинамическая схема с интегральной компоновкой. Воздухозаборники находятся под центропланом. У трапецевидного крыла есть развитые наплывы, благодаря чему оно плавно сопрягается с фюзеляжем и образует с ним единый несущий корпус. Турбореактивные двухконтурные двигатели, оснащенные форсажными камерами располагаются в разнесенных мотогондолах, это уменьшает их взаимное влияние.

4.1 Воздухозаборники

Воздухозаборники в Су-33 регулируются, из-за чего он может летать со скоростью, превышающую, свыше, чем в два раза, звуковую. Они располагаются над наплывами крыла и оборудованы защитными решетками, что не дает попадать посторонним предметам в двигатель во время взлетов и посадок. Защитные устройства поднимаются, когда шасси выпускается и опускаются при его убирании.

4.2 Особенности

Истребителю Су-33 присущи все плюсы Су-27, вместе с тем он имеет следующие особенности:

  • Способен эффективно поражать надводные цели.
  • Может взаимодействовать с радиоэлектронными корабельными системами.
  • Системы и конструкция защищены от коррозии с целью обеспечения большого срока использования в морском климате.
  • При заходе на посадку на палубу используется пилотажно-навигационное оборудование.
  • В целях увеличения компактности, в целях увеличения общего количества на палубе и в ангарах авианосцев, горизонтальное оперение и консоли крыльев могут складываться.
  • Благодаря механизации, возросшей площади и ПГО, произошло усовершенствование несущих свойств крыльев во время взлетов и посадок.
  • Чтобы можно было осуществлять посадки при вертикальных скоростях и больших перегрузках усилились установка посадочного гака и стойки шасси.
  • В целях возможности совершения второго круга при посадке и короткого взлета с палубы по причине незацепления за аэрофинишер, стала больше тяговооруженность.
  • Имеется убираемая штанга, чтобы можно было дозаправиться в небе, возможна установка подвески УПАЗ-1К в целях дозаправки другого самолета, а также, чтобы было больше время патрулирования и боевой радиус.
  • Возросло общее количество подвешиваемых в одно и то же время ракет класса «воздух-воздух» в целях увеличения боевого потенциала в одном боевом вылете.

Во время рабочего проектирования в конструкцию самолета были внесены некоторые важные изменения, главным из которых стало переднее горизонтальное оперение, которое нужно было для статической продольной неустойчивости истребителя. Дело в том, что он мог потерять ее из-за смещения центра масс и во время увеличения массы радиолокационной станции почти на двести килограммов. Когда шли испытания Т-10-24 с передним горизонтальным оперением, оказалось, что благодаря ему увеличилась подъемная сила планера. В результате его стали применять во всех модификациях Су-27.

Как повел себя в Сирии

Боевое применение Су-33 получил в ходе войны в Сирии. С помощью этих самолетов были нанесены бомбовые удары по ИГ* (запрещенная в РФ организация) в провинциях Хомс и Идлиб. Целями были скопления и центры подготовки террористов, заводы по изготовлению разного рода средств массового поражения и склады с боеприпасами. Конкретно в Идлибе игиловцам 15 ноября 2016 года был нанесен болезненный удар, в ходе которого были уничтожены многие полевые командиры, готовившие наступление в Алеппо и Хаме.

Боевых потерь в ходе операции в Сирии среди Су-33 нет, однако по техническим причинам была потеряна одна машина. Во время посадки порвался трос торможения, т.к. не было соблюден правильный угол приземления самолета, в итоге Су-33 свалился за борт и утонул, к счастью летчик успел катапультироваться.

Даже такие потери болезненны для отечественной военной авиации, т.к. Су-33 снят с производства, а на вооружении их осталось 22 единицы.

По ряду причин Су-33 не является экспортным. Это связано с тем, что Су-33 самолет 4-го поколения и у него хватает более передовых конкурентов. Тот же отечественный МиГ-29К, которым его в будущем заменят. Сказывается и стоимость производства Су-33, которая выше в 2 раза по сравнению с МиГ-29К, который по причине относительной дешевизны был заказан Индией для своего флота.

Су-33 являясь самолетом 4 поколения, тем не менее, имеет большой потенциал к модернизации, а так как в армии и флоте остается потребность иметь «длинные руки» для поражения морских и наземных целей Су-33 продолжит эксплуатироваться до 2025 года.

*Террористическая организация, запрещенная на территории России

« Как выходили замуж бесприданницы

Краткая история военной российской авиации

Военно-воздушные силы Российской империи берут свое начало с 1910 года, когда правительство закупило первые французские самолеты и начало подготовку пилотов. Императорский военный флот был одним из лучших, однако был расформирован в 1917 году после Октябрьской революции. На смену флоту пришли воздушные войска Вооруженных сил СССР, основанные в 1918 году и получившее наиболее интенсивное развитие в 30-х годах XX века, когда начали производиться истребители И-15, И-16, а также бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.

За годы Великой Отечественной войны погибло большое количество летчиков, потери боевых самолетов были колоссальными, однако после победы СССР военно-воздушные силы стали активно модернизироваться, а в 1947-1950-х годах началось серийное производство реактивной авиации.

К концу 1980-х годов в распоряжении ВВС было около 10 000 самолетов. В это же время начались разработки истребителя пятого поколения, были запущены программы МиГ 1.44 и С-37 (оба проекта закрыли).

Распад СССР положил начало деградации ВВС России (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники, аэродромов, малое финансирование), которая приостановилась в начале 2000-х годов. После 2009 года начался капитальный ремонт и интенсивная модернизация всего парка ВВС РФ.

Характеристики Су-33КУБ

длина 21,2 м размах 15,9 м высота 5,7 м площадь крыла 71,4 кв.м

двигатели АЛ-31Ф третьей серии, 2 * 12800 кгс АЛ-31ПФ

максимальная взлетная масса 38800 кг боевая нагрузка 6500 — 8000 кг

максимальная скорость 2120 км/ч у земли 1300 км/ч практический потолок 17000 м практическая дальность 3200 км максимальная перегрузка + 8,5

БРЛС » СОКОЛ» ( ЖУК-МСФ)

На базе бортовой радиолокационной станции «Жук-МЭ» корпорацией «Фазотрон-НИИР» создается семейство радаров, предназначенных для установки не только на истребители МиГ-29, но и на Су-30, сообщил «Интерфаксу-АВН» заместитель генерального директора, первый заместитель генерального конструктора корпорации Юрий Гуськов. «Разрабатываемый для самолета Су-30МК3 радар «Жук-МСЭ» отличается от базового радара «Жук-МЭ» большим диаметром антенны. (у «Жук-МСЭ он увеличен с 624 мм до 980 мм — ИФ-АВН). Проведенные в этом году испытания показали что новый радар полностью подтверждает заявленные характеристики. С его помощью можно обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 200 км и получать радиолокационные карты с разрешением превосходящим все имеющиеся и находящиеся в разработке самолетные отечественные радары», — сказал Ю. Гуськов. По его словам, проводимые в настоящее время работы позволят довести разрешение на радиолокационной карте до 1х1 м. «Такое разрешение позволяет распознавать обнаруженные наземные объекты по их физической конфигурации», — сказал Ю. Гуськов. «На базе радара «Жук-МЭ» мы разрабатываем еще один радар — «Жук-МСФЭ» с фазированной антенной решеткой, т.е. имеющий антенну с электронным сканированием луча», — сказал Ю. Гуськов. Он сообщил, что над этим радаром корпорация работает уже около 6 лет. Созданная «Фазотроном-НИИР» фазированная антенная решетка отличается большим углом сканирования (отклонения луча антенны) до 70 градусов и отсутствием дифракционных «паразитных» лепестков в диаграмме направленности. Говоря о радаре «Жук-МЭ» Ю. Гуськов сообщил, что этим радаром оснащаются истребители МиГ-29СМТ и палубные самолеты МиГ-29К. По словам собеседника агентства, зарубежные заказчики высоко оценивают возможности радара «Жук-МЭ». «На истребителе МиГ-29СМТ с радаром «Жук-МЭ» выполняли полеты летчики индийских ВВС, Венесуэлы и Алжира. Все они очень высоко оценили работу радара в воздухе в режимах «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», сказал он. (Москва. 09.06.2004) Для новейших самолетов разработки ОКБ «Сухой» корпорация «Фазотрон-НИИР» предлагает свою новинку — систему управления вооружением и обороной (СУВО) самолета, состоящую из многофункциональной прицельной БРЛС передней полусферы «Сокол» с ФАР, прицельной БРЛС защиты задней полусферы «Фараон» с ФАР и РЛС кругового оповещения об угрозе, совместное использование которых создает эффективную систему круговой обороны самолета. ЖУК – МСФ наиболее современный радарный проект ОКБ «Фазатрон». Радар будет иметь диаметр антенны 980 мм и весить 275 кг. Одновременно сопровождая 24 цели и автоматически обстреливает от 6 до 8 из них.

Источник paralay.com

Эксплуатация

Распад СССР привел к сворачиванию программы строительства авианосного флота, и «Адмирал Кузнецов» остался единственным подобным кораблем в России. Соответственно сократился и выпуск истребителей Су-33. Впрочем, от МиГ-29К решили вообще отказаться.

В первой половине 90-х годов самолеты медленно проходили государственные испытания, демонстрировались на парадах и выставках, а в 1995 году вместе с «Кузнецовым» впервые вышли в боевой поход. Официальное принятие на вооружение, однако, произошло только в 1998 году. Из выпущенных 26 машин на авианосце базируются 10, остальные вошли в состав 279 истребительного полка Северного Флота.

При этом устанавливаются новые двигатели с повышенным ресурсом, модернизируются навигационные и прицельные комплексы. Боевое крещение Су-33 получили в 2016 году в Сирии. Самолеты из авиагруппы «Адмирала Кузнецова» наносили удары по наземным силам террористов.

Обновленный вариант

Су-33 способен противодействовать не только вражеским самолетам, но и наносить бомбовые удары по наземным и надводным целям. Для этого в арсенале истребителя есть неуправляемые бомбы (в том числе кассетные) 500, 250 и 100 кг по 8, 28 и 32 шт. Помимо неуправляемых бомб есть возможность подвески управляемых ракет «воздух-поверхность» типа «Москит» и П-800 «Оникс», которые сложно сбить ЗРК противника.

В ходе модернизационных работ на истребитель была установлена высокоточная система бомбометания СВП-24, которая позволила уже обновленному Су-33М метать некорректируемые бомбы как высокоточные, что было продемонстрировано в Сирии. Данный апгрейд позволил Су-33М уничтожать объекты террористов некорректируемыми бомбами, созданными еще в СССР с высоты шесть километров с точностью до 4 метров.

СВП-24 выдает сигнал для сброса бомбы в оптимальной точке на основе анализа данных о позиции цели и самолета, скорости и направлении ветра, атмосферном давлении, баллистики самой бомбы и еще десятка других параметров, что позволяет точно поражать цель даже неуправляемыми бомбами.

Разнообразный арсенал и его способность эффективно применять делает Су-33 многоцелевым самолетом, способным выполнять самые разные боевые задачи.

Сравнение с аналогами

Сравнение с аналогами

Модель и страна

Су-33

МиГ-29К

Shenyang J-15

Внешний вид

Год принятия на вооружение

1998

2013

2015 (план)

Годы производства

1989 — н/д

с 2005

Выпущено, единиц

26

>20

н/д

Масса пустого, кг

19 600

12 700

Масса боевой нагрузки, кг

6500

4500

Встроенная пушка

1 × 30 мм ГШ-30-1

1 × 30 мм ГШ-30-1

Макс. взлётная масса, кг

33 000

22 400

Силовая установка

2 × АЛ-31Ф 3-й серии

2 × РД-33МК

Макс. тяга двигателя, кН * на форсаже

2 × 74,5 кН 2 × 122,6 кН

2 × 53,4 кН 2 × 88,3 кН

Макс. скорость, км/ч

2300

2300

Практический потолок, м

17 000

17 500

Практ. дальность (без ПТБ), км

3000

2000

Модель и страна

Boeing F/A-18E/F Super Hornet

Grumman F-14 Tomcat

Dassault Rafale M

Внешний вид

Год принятия на вооружение

1999

1974

2004

Годы производства

с 1997

1974 — 1992

с 1997

Выпущено, единиц

>500

712

36

Масса пустого, кг

13 387

18 191

10 000

Масса боевой нагрузки, кг

8051

5900

Встроенная пушка

1 × 20 мм М61А1 Вулкан

1 × 20 мм М61А1 Вулкан

1×30 мм Nexter DEFA 791B

Макс. взлётная масса, кг

21 320

33 720

24 500

Силовая установка

2×General Electric F414-GE-400

2 × General ElectricF110-GE-400

2 × SNECMA M88-2-Е4

Макс. тяга двигателя, кН * на форсаже

2 × 62,3 кН 2 × 97,9 кН

2 × 61,4 кН 2 × 124,7 кН

2 × 50,04 кН 2 × 75,62 кН

Макс. скорость, км/ч

1915

2485

1900

Практический потолок, м

15 240

16 150

15 240

Практ. дальность (без ПТБ), км

2003

2960

1800

Военные самолеты Су. Российский многоцелевой истребитель поколения «4+» Су-30.

Су-30

При эксплуатации современной боевой техники выяснилось, что нагрузка на пилота при ведении боевых действий чрезмерно высока. Летчик просто не успевал при интенсивном маневрировании управлять сложным комплексом вооружения. Исходя из этого, принимается решение дополнить экипаж летчиком-оператором, который смог-бы взять часть задач на себя. Поэтому инженеры-конструкторы ОКБ Сухого начали прорабатывать концепцию истребителя в двухместном варианте.

В 1988г. два самолета Су-27УБ подвергаются переоборудованию и модернизации. В конце 1987г. новый двухместный многоцелевой истребитель поднимается в воздух. Испытания самолета прошли успешно и его запустили в серию. Однако, в связи с развалом Советского Союза было не до закупок Су-30 и его активно экспортируют в Индию, Алжир, Армению, Анголу, Уганду, Малайзию, Белоруссию, Венесуэлу, Китай, Казахстан, Индонезию и Вьетнам.

В последующем машина неоднократно подвергалась модернизации. Всего до 2018г. было построено больше 1000 машин этого типа в различных модификациях.

Су-35С – видео

https://youtube.com/watch?v=yu_lMsMFqzs

«Поколение 4++» является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого поколения. За исключением технологии малой заметности и АФАР, он удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения.

Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (первоначально программа глубокой модернизации самолёта Су-27 называлась «Су-35БМ» — большая модернизация). В 2006 году начато производство установочной партии Су-35. Начало лётных испытаний первого образца новой партии было намечено на середину 2007 года, однако сроки начала лётных испытаний были перенесены на начало 2008 года.Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.

Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.20 февраля 2008 года самолёт был представлен президенту Российской Федерации В. В. Путину и первому вице-премьеру В. И. Зубкову во время их посещения города Жуковский. 7 июля 2008 года Су-35 успешно совершил первый демонстрационный полёт в Жуковском. 2 октября 2008 года с аэродрома Комсомольска-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух второй лётный образец, совершивший 20 полётов.

В рамках открывшегося 18 августа 2009 года в подмосковном Жуковском авиационно-космического салона МАКС-2009 заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке боевых самолётов. Договорённость предусматривает поставки 48 новейших многофункциональных истребителей Су-35C c 2012 по 2015 год включительно. Подобный контракт также планируется заключить на 2015—2020 годы.В июле 2010 года Компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности и о готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с лётчиками ВВС России. 3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С.

ВВС России в 2013 году получили 12 новых истребителей Су-35С. Об этом 25 декабря заявил главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев. С учетом уже поставленной партии общее количество самолётов такого типа в авиапарке России составило 22 единицы. 12 февраля 2014 года боевой состав военно-воздушных сил России пополнился 12 истребителями Су-35С, которые были формально переданы ВВС в декабре 2013 года. Самолёты поступили на вооружение 23-го истребительного авиационного полка (аэродром Дземги, Хабаровский край) из состава третьего командования ВВС и ПВО России. Торжественная церемония передачи 12 истребителей Су-35С прошла в среду в Комсомольске-на-Амуре на Авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина, где были произведены самолёты.

В ходе учений ВВО Приморского края 8—11 апреля 2015 года лётчиками Су-35 были произведены пуски ракет воздух-воздух. 9 мая 2015 4 Су-35 ВВО Приморского края участвовали в проводившемся в Москве параде, посвященном 70-летию победы в Великой Отечественной войне. 16 июля 2015 «Сухой» передал 2 Су-35 Минобороны. 4 Су-35 были переданы ВКС России. По две машины 27 октября и 2 ноября 2015 (с красными бортовыми номерами “03”, “04”, “05” и “06”). На 10.02.2016 изготовлено 46 истребителей, из них 6 принимают участие в испытаниях в 929 Государственном лётно-испытательном центре в Ахтубинске, 6 находятся в 4 Государственном центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний в Липецке, 23 находятся на вооружении 23-го истребительного авиационного полка (Дзёмги, из них 4 в Сирии) и ещё 11 переданы 22-му истребительному авиаполку (Центральная Угловая).

Лётно-технические характеристики

6.1 Технические характеристики

  • Экипаж. чел: 1
  • Длина,см: 2118
  • Размах крыла, см: 1470; с подвешенными ракетами на законцовках — 1494,8; со сложенным крылом: 740
  • Размах заднего горизонтального оперения, см: 990; со сложенными стабилизаторами — 740
  • Высота, см: 572
  • Площадь крыла, м²: 67,84
  • Профиль крыла: П44М
  • Коэффициент сужения крыла: 3,76
  • Коэффициент удлинения крыла: 3,48
  • Угол стреловидности по передней кромке, градус: 42,5
  • База шасси, см: 587
  • Колея шасси, см: 444
  • Масса пустого, т: 19,6
  • Масса снаряжённого, т: 20,44 – две Р-73 и две Р-27Э
  • Масса взлетная нормальная: с полной заправкой, т: 29,940; с частичной – 26
  • Масса взлетная максимальная, т: 33
  • Масса топлива, т: 9,4; основной вариант заправки – 5,35
  • Объём топливных баков, л : 12100
  • Посадочная нормальная масса, т: 22,4
  • Посадочная предельная масса, т: 26
  • Двигатель: тип — двухконтурный турбореактивный с форсажной камерой. Модель — АЛ-31Ф серии 3. Масса, т – 1,52. Тяга, кгс: на форсаже: 2 × 12500 (122,6 кН), максимальная: 2 × 7670 (74,5 кН), чрезвычайный режим: 2 × 12800 (125,5 кН). Степень двухконтурности: 0,571.

6.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость, км/ч: у земли: 1300 (М=1,09), на высоте: 2300 (М=2,17)
  • Посадочная скорость, км/ч: 235—250
  • Дальность полета, км: у земли: 1000, на высоте: 3000
  • Продолжительность патрулирования на удалении 250 км, мин: 120
  • Практический потолок, км: 17
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: при нормальной взлётной массе: с полной заправкой – 441, с частичной – 383. При максимальной взлётной массе — 486
  • Тяговооружённость на форсаже: при нормальной взлётной массе: с полной заправкой — 0,84, с частичной — 0,96. При максимальной взлётной массе: 0,76
  • Длина пробега, м: 90, при использовании аэрофинишёра
  • Длина разбега, м: 105, при использовании трамплина
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8 или 8,5 g.

6.3 Вооружение

  • Пушечное: пушка ГШ-30-1 калибра 30 мм, 150 снарядов
  • Боевая нагрузка, т: вариант В-В: 3,2 – шесть ракет Р-73 или восемь Р-27Э, максимальная: 6,5
  • Узлов подвески вооружения: 10. Бомбы — бомбовые кассеты, свободнопадающие различного назначения: восемь по 500 кг – РБК-500, ФАБ-500, ЗБ-500 либо двадцать восемь по 250 кг – РБК-250, ФАБ-250 и так далее, либо тридцать две по 100 кг. Ракеты «воздух-воздух»: две Р-73, две Р-27Т/ЭТ, четыре-шесть Р-27Р/ЭР. Неуправляемые ракеты: четыре по 266 мм С-25-ОФМ-ПУ либо двадцать (4 × 5) на 122 мм С-13Т в блоках Б-13Л либо восемьдесят (4 × 20) на 80 мм С-8КОМ/С-8БМ в блоках Б-8М1.

6.4 Авионика

  • Радиолокационная станция: РЛПК-27К. Антенна — тип: Н001К, диаметр: 1075 мм. Общее число одновременно сопровождаемых целей – десять. Дальность обнаружения воздушной цели с эффективной площадью рассеяния — 3 м²: вдогон — 40 км, навстречу — 100 км. Зона обзора, градус: по азимуту: ±60, по высоте — ±50.
  • ОЭС: ОЭПС-27К. Тип — ОЛС-27К (46Ш). Поле обзора, градус — 120×75. Зона обзора, градус: по азимуту — ±60, по высоте — -15°/+60. Угол обзора, градус: 3×3, 20×5, 60×10. Диапазон измеряемых дальностей, км – 6. Дальность сопровождения воздушной теплоконтрастной цели, км: вдогон — 100, навстречу — 40.
  • Нашлемная система целеуказания: Щель-3УМ-1.

Конструкция Су-33

Су-33 – двухмоторный самолет нормальной аэродинамической схемы, с двухкилевым хвостовым оперением. Одной из основных инженерных особенностей Су-33, отличающей его от Су-27, стало переднее горизонтальное оперение. Появилось оно для того, чтобы утяжеленный, по сравнению с оригинальным образцом, самолет смог сохранить продольную устойчивость особенно при малых скоростях.

После этого переднее оперение появилось и на модернизированных машинах Су-27. Другими отличиями стали усиленное шасси и увеличение массы, как самого самолета, так и его боевой нагрузки. Помимо такого очевидного отличия, как наличие складывающихся крыльев, изменилась и их механизация.

За носовым обтекателем истребителя расположен радиолокационный комплекс РЛПК-27К, оснащенный допплеровской РЛС. Там же находится оптико-электронная прицельная система ОЭПС-27К, в состав которой входят теплопеленгатор, лазерный дальномер и баллистический вычислитель. Герметизированная кабина Су-33 размещена в головной части фюзеляжа, за отсеком с антенной РЛС и блоками прицельной системы. Кресло летчика – катапультируемое, модели К-З6ДМ. Оно комплектуется радиомаяком и аварийным запасом.

Радиоэлектронное оборудование разместили под кокпитом и в отсеке за кабиной. В пространстве за кабиной находится и боекомплект пушки. Сама пушка размещена в правом наплыве крыла. Левый наплыв отведен под прочие агрегаты.

Два турбореактивных двигателя марки АЛ-31Ф3 отличаются от стандартных агрегатов наличием особого режима тяги. Он необходим для того, чтобы истребитель мог взлетать с трамплина даже с полной боевой нагрузкой. Гондолы с двигателями находятся под корпусом самолета и относятся к хвостовой части фюзеляжа.

Воздухозаборники регулируются при помощи подвижных панелей. При взлете и посадке каждый воздухозаборник автоматически перекрывается защитной панелью из титана.

Передний топливный бак размещен в средней части фюзеляжа над воздухозаборниками двигателей, задний – в центральной балке фюзеляжа за отсеком для оборудования. Общая емкость баков 12100 литров керосина. Для дозаправки в воздухе самолет оснащен выдвижной штангой-топливоприемником. А при установке подвесного агрегата УПАЗ-1К Су-33 сам может выполнять функцию топливозаправщика. В качестве камуфляжа на Су-33 обычно используется трехцветная окраска серо-голубых оттенков.

ШТУРМОВАЯ АВИАЦИЯ

Работы по глубокой модернизации самолёта Су-25, начатые в ОКБ П.О.Сухого в 1976 году, привели к появлению «противотанкового» штурмовика Су-39. Проектирование машины (первоначальное обозначение – Су-25Т, «фирменное» – Т-8М), создаваемой на базе самолёта Су-25УБ, было завершено в 1982 году, а прототип машины впервые поднялся в воздух 17 августа 1984 года. Его испытания продолжались до середины 1990 года.

Су-25Т получил по сравнению с «родоначальником» семейства новое БРЭО, расширенную номенклатуру вооружения и усовершенствованный комплекс боевой живучести.

Су-25Т

Первая серийная машина взлетела 26 июля 1990 года, а всего до конца 1991 года выпущено 11 машин данной версии, и в 1992-96 гг. они были переданы в ВВС России. Часть производственного задела по машине (называется цифра в 12 самолётов) достроена Грузией уже самостоятельно. В 1994 году обозначение Су-25Т изменено на Су-39.

В январе 1986 года принято решение о создании всепогодной модификации самолёта круглосуточного действия – Су-25ТМ (Т-8ТМ) с новым БРЭО и расширенной номенклатурой вооружения. Правда, первый полёт опытный самолёт данной версии совершила только 4 февраля 1991 года. А первая предсерийная машина поднялась в небо 15 августа 1995 года. Да и построили их всего 4 экземпляра…

Су-25ТМ

Под обозначением Т8-Б в 1985 году в ОКБ Сухого велись работы по созданию усовершенствованной версии Су-25. С 1988 года начаты работы над Су-25Б – дальнейшему развитию машины. Она должна была получить новый двигатель Р-195, изменённый состав БРЭО, увеличенную массу боевой нагрузки и усиленное бронирование.

Также был разработан и вариант Су-25 с 45-мм авиационной пушкой, работающей на активно-реактивном принципе, которую предполагалось разместить в неподвижной подфюзеляжной установке. Её скорострельность оценивалась в 1250 выстр./мин. В одном из вариантов она размещалась стволом против полёта. Это должно было повысить вероятность поражения цели и снизить вероятность обстрела в заднюю полусферу при выходе Су-25 из атаки. Уменьшение разницы скоростей «самолёт-снаряд» компенсировалось тем, что второй из них имел ракетный двигатель.

Кроме того, велись работы по созданию штурмовика ВВП для нужд ВВС на базе самолёта Як-141.

Силовая установка Су-33

Палубный истребитель этой модели оснащен двумя двигателями ТРДДФ АЛ-31К мощностью в 13 300 кгс каждый. Эти модели являют собою турбореактивные двухконтурные агрегаты с форсажными камерами. На Су-33 можно установить дополнительный подвесной бак с топливом. Данный самолет имеет возможность дозаправляться прямо в воздухе, причем роль заправщика может выполнить другой Су-33. В воздушном режиме заправки истребитель может получить до 6 тонн топлива.

В новом истребителе было установлено более качественное и современное бортовое оборудование. Была устранена вся механическая система управления, на замену которой пришел автоматический навигационный комплекс, обеспечивающий управление всеми основными системами. Он предусматривает автоматическую регулировку тяги двигателей, корректирует полет к заданной точке, а также возможна автоматическая посадка за счет использования системы «Резистор-К-42», которая устанавливается на авианосцах.

Учебно-тренировочные самолеты

Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов.  В строю и на хранении числится 33 машины.

Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2018 года поставлено 106 самолетов.

В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.

Модификации самолета Су-27

  • Су-30 – многоцелевой истребитель, рассчитан на экипаж из двух человек.

  • Су-33 – палубный истребитель. В нем присутствует крюк для экстренного торможения.

  • Су-34 – бомбардировщик, используемый в штурмовых операциях.

  • Су-35 – истребитель широкого военного применения.

  • Су-27С – одноместный истребитель-перехватчик (двигатели АЛ-31Ф).

  • Су-27СК – экспортный экземпляр, производимый с 1991 года. Вооружение − Р-27 и Р-73.

  • Су-27СМ – более усовершенствованный вариант самолета. В наличии системы СУВ-27Э и СУВ-ВЭШ.

  • Су-27СМ3 – сконструировано 12 машин. Двигатель АЛ-31Ф-М1.

  • Су-27СКМ – экспортный вариант Су-27СМ.

  • Су-27П – истребитель-перехватчик, рассчитанный на одного пилота. Используется исключительно для ПВО.

  • Су-27УБ – двухместный истребитель учебно-боевого характера.

  • Су-27УБК – экспортный вариант.

  • Су-33УБ – палубный истребитель, сконструированный для боевых учений.

  • Модификации украинского производства: Су-27УБ1М, Су-27УП1М, Су-27С1М, Су-27П1М.

Один из основных отечественных фронтовых истребителей, полностью удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к самолету этого класса. Первый полет на истребителе совершил летчик-испытатель В. С. Ильюшин 20 мая 1977 г. К 2000 г. было выпущено 760 самолетов Су-27. Силовая установка: два турбовинтовых двухконтурных с форсажной камерой двигателя АЛ-31Ф тягой по 12 500 кг.

Су-27 фото

Тактико-технические характеристики фронтового истребителя Су-27

  • Размах крыла, м 14,7

  • Размах крыла с управляемыми ракетами Р-73Э на консолях, м  14,95

  • Длина самолета (без штанги приемника

  • воздушного давления), м 21,94

  • Высота самолета, м 5,93

  • Высота самолета Су-27УБ, м 6,36

  • Площадь крыла, м2    62,04

  • Взлетная масса, кг: максимальная  28 000

  • Взлетная масса, кг: нормальная 23 000

  • Масса пустого самолета, кг 16 300

  • Масса топлива во внутренних баках, кг 9400

  • Боевая нагрузка, максимальная, кг 4000

  • Скорость, максимальная, км/ч: Су-27 2500

  • Скорость, максимальная, км/ч: Су-27 УБ 2125

  • Скорость у земли, максимальная, км/ч  1400

  • Практический потолок, м: 18 500

  • Практический потолок, м Су-27 УБ:   17 250

  • Динамический потолок, м 24 000

  • Скороподъемность, максимальная, км/ч  300 м/с

  • Дальность практическая, км: Су-27 3900

  • Дальность практическая, км: Су-27УБ 3000

  • Дальность практическая у земли, км 1400

Су-27 схема

Вооружение:

  • масса боевой нагрузки составляет, кг 6000-8000

  • Тип оружия: пушка ГШ-301 (калибр 30 мм);

  • десять управляемых ракет средней, увеличенной и малой дальности;

  • пять контейнеров малогабаритных грузов;

  • до шести блоков неуправляемых ракет (калибра 80, 122 мм);

  • до 38 свободнопадающих бомб.

  • Возможны другие типы оружия.

Технические и летные характеристики Су-33

Основные ТТХ и массы:

  • длина (со штангой ПОД)/высота самолета, м – 21,15/5,85;
  • полный размах крыла/размах со сложенными консолями, м – 14,7/7,4;
  • взлетная масса с полной заправкой – 29940 кг;
  • максимальная взлетная-33000 кг;
  • максимальная при посадке (посадочная) – 22300 кг.

Основные летные характеристики:

  • скорость отрыва при взлете с трамплина/скорость захода на посадку, км/ч – 140/240;
  • летный потолок – 17000 м;
  • max скорость на высоте/ у земли, км/ч – 2300/1400.

Су-33 – самый дальнобойный и мощный в мире истребитель корабельного базирования. Производят его в Комсомольске-на-Амуре, где до 2020 года уже выпущено более 2000 самолетов брэнда “Сухой”. В 2020 году этот палубный истребитель намерен сохранять позиции по зарубежным поставкам. В России он признан как один из приоритетных направлений развития морской палубной авиации в 2020 году.

Су-35

Из современных «Сушек» упомянутый выше Су-33 — единственный одноместный самолет с ПГО. Однако в 90-х–начале 2000-х годов на слуху был Су-35 (первый носитель этого имени тьфу, это из другой оперы — первый с этим индексом, короче) и Су-37 (тот же Су-35, но с двигателями с управляемым вектором тяги, УВТ). Это была первая попытка глубокой модернизации Су-27. Выпустили несколько машин, но по финансовым причинам производство «не пошло». От Су-33 их отличить можно по окраске; еще на большинстве установлены более высокие кили с горизонтальной, а не скошенной верхней кромкой. Впрочем, единственный построенный Су-37, к сожалению, разбился, а ранние Су-35 уже почти не летают.

Конструкция палубного самолёта Су 33

За основу для Су 33 взята традиционная аэродинамическая схема с интегральной компоновкой, отличающаяся применением ПГО. Складывающееся крыло в виде трапеции плавно сливается с корпусом самолёта, образуя единую несущую конструкцию. Размещённое в местах сопряжения крыла и корпуса ПГО повышает коэффициент подъёмной силы и улучшает маневренные возможности, что играет немаловажную роль для самолёта палубной авиации.

Экономичные двигатели АЛ-31Ф-М1 с большим межремонтным ресурсом и тягой в 13500 кгс разнесены по обе стороны фюзеляжа, чтобы избежать эффекта взаимовлияния. Силовые установки оснащены регулируемыми воздушными заборниками, позволяющими развивать скорость, превосходящую скорость звука в два раза. На машинах, прошедших модернизацию, в кабине пилота стоят вместо аналоговых приборов ЖК-дисплеи, отображающие информацию о полёте и состоянии самолёта.

Су 33 в бою

Начиная с 2002 года все Су 33 направлялись на ремонт и модернизацию. По имеющимся данным, в Комсомольске на Амуре уже 19 машин прошли данный процесс (из них две повторно). Нормативы ремонта и модернизации не нарушаются, оставшиеся самолёты также должны быть модернизированы и вернуться в строй.

История создания корабельного истребителя Су-33

Су-33 является палубным истребителем, который был разработан и изготовлен на территории РФ. Данная модель самолета является 4-м поколением истребителей, которые были разработаны в конструкторском бюро имени Сухого. Данная машина была изготовлена под руководством главного конструктора Михаила Петровича Симонова.

     

Новый истребитель был сконструирован на базе модели истребителя Су-27. Истребитель Су-33 по плану конструкторов должен иметь все достоинства предыдущей версии истребителя.

В начале 1940 года остро встал вопрос о пополнении ВМФ такими единицами, как авианосцы. Но начать воплощать эту идею удалось только после окончания второй мировой войны. Заказчиком данной машины было командование ВМФ России во главе с адмиралом Николай Герасимовичем Кузнецовым. Он выдвигал требования к новому истребителю. Главной задачей он считал, чтобы машина могла эффективно уничтожать надводные цели.

 

После учета всех требований и доработок проект нового Су-33 был готов зимой 1985 года. В начале 86 года в конструкторском бюро Сухого была начата сборка прототипа. Его сначала изготовляли с обычным крылом, а не складным. Новую модель собрали в 1987 году, рабочее название нового самолета было Т-10К-1. В этом же году летом новый истребитель осуществил свой первый полет.

Самолет был собран из деталей и агрегатов, которые разрабатывались в опытном цехе бюро, а некоторые детали были взяты с серийной модели Су-27. Через полгода после первого взлета была изготовлена еще одна модель нового летательного аппарата. Второй прототип уже имел складывающееся крыло, как и планировалось с начала. Он имел также отличие в оперении, поскольку оно было горизонтальным. Первый отрыв от земли вторая модель осуществила зимой 87 года, но в сентябре 88-го эта модель потерла крушение из-за неисправности гидросистемы.

В октябре 1989 года был изготовлен авианосец   «Адмира́л Фло́та Сове́тского Сою́за Кзнецуо́в» , который мог принимать истребители на свою палубу, но он был еще не до конца укомплектован.

Он имел полный комплекс приспособлений для взлета и посадки самолетов, но еще не имел радиолокационной системы. Самолеты-истребители могли только отрабатывать полеты над палубой, но на очень низкой высоте, иногда они касались палубы колесами. На конец октября 89 года было решено совершить первую посадку самолета Су-33 на палубу авианосца имени Кузнецова. Первая посадка прошла успешно, и в этот же день был произведен взлет с палубы. За штурвалом нового истребителя был испытатель Виктор Георгиевич Пугачев.

Все летные испытания истребителя Су-33 завершились в ноябре 1989 года. 

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий