Фронтовой истребитель МиГ-23

Полет «Беркута»

Еще одной очень интересной машиной, созданной в ОКБ имени Сухого, является Су-47. Жаль, что до сих пор она остается на стадии прототипа. Этот самолет имеет крыло обратной стреловидности, что обеспечивает машине небывалые маневренность и скороподъемность. В Су-47 широко использовались композиционные материалы, был значительно улучшен интерфейс управления в кабине пилота.

Су-47 также создавался как прототип самолета пятого поколения. Но до требований, выдвигаемых к таким машинам, он пока не дотягивает. «Беркут» не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа. В дальнейшем самолет планируют оснастить новым двигателем с изменяемым вектором тяги, который позволил бы Су-47 преодолевать сверхзвуковой барьер без форсажа.

Свой первый полет «Беркут» совершил в 1997 году, построен только один такой самолет. В настоящее время он используется как испытательный.

Вот характеристики самолета Су-47 «Беркут».

Размах крыла, м16.70
Длина самолета, м22.60
Высота самолета, м6.40
Площадь крыла, м256.00
Масса, кг
нормальная взлетная25670
максимальная взлетная34000
Тип двигателя2 ТРДДФ Д-30Ф6
Максимальная скорость, км/ч
у земли1400 (М=1.12)
на высоте2200 (М=2.1)
Практическая дальность, км3300
Практический потолок, м18000

Производство

Серийное производство нового истребителя велось на московском заводе «Знамя труда». Необходимость дальнейшего совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также улучшение маневренных характеристик потребовало коренного улучшения самолёта. Модернизированный МиГ-23М оснащался новым двигателем, оборудованием, подвесным подфюзеляжным топливным баком и крылом с увеличенной площадью и улучшенной аэродинамикой. Требования дальнейшего увеличения маневренности, вызванные появлением в США истребителей четвёртого поколения, привели к созданию в 1974 году облегчённого истребителя МиГ-23МЛ. Самолёт получил усовершенствованное оборудование, более мощный двигатель. Были внесены изменения в конструкцию планера — укорочен форкиль и фюзеляж. Самолёт серийно выпускался для советских ВВС с 1976 по 1981 год, а на экспорт до 1985 года. На базе МиГ-23МЛ был создан перехватчик ПВО МиГ-23П с другим комплектом оборудования.

В конце 1970-х годов началось производство последней и самой совершенной модификации — МиГ-23МЛД. Доработки касались в первую очередь конструкции фюзеляжа и были призваны улучшить характеристики устойчивости самолёта на больших углах атаки. Истребитель оснащался усовершенствованной БРЛС, способной сопровождать до 6 целей одновременно. Для защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов на неподвижных частях крыла установили блоки-контейнеры с инфракрасными ловушками.

Двенадцать МиГ-23МЛД и два учебно-боевых МиГ-23УБ в период с конца 1984 до начала 1990-х гг. базировались на советской военно-морской и военно-воздушной базе Камрань, где выполняли задачи противовоздушной обороны базы. Поскольку дальности полёта даже с подвесными баками для перебазирования с аэродрома Хвалынка (г. Спасск-Дальний Приморского края) самолётам не хватало, в кратчайшие сроки была организована разборка самолётов на технологические отсеки и консервация их в специальных контейнерах. В этих контейнерах, сначала по железной дороге до Владивостока, а затем — на судне, самолёты и были доставлены во Вьетнам. После прибытия контейнеров в Камрань истребители в течение нескольких недель были собраны, проверены и облётаны, после чего эскадрилья приступила к выполнению поставленных задач.

В данный момент все МиГ-23 российских ВВС выведены в резерв и находятся на базах хранения.

Модификации

Выпускался в 1969—1970 гг. в Москве на ММЗ «Знамя труда» (в настоящее время ПК № 2 ОАО РСК МиГ). Наименование в производстве — «Изделие 22».

  • МиГ-23УБ — учебно-боевой самолёт «Спарка». Выпускался в 1970—1978 гг. в Иркутске.
  • МиГ-23М — самолёт с крылом увеличенной площади и усовершенствованной аэродинамикой, более мощной силовой установкой (ТРДФ Р29Ф-300). В состав оборудования истребителя вошли усовершенствованная РЛС«Сапфир-23Д», теплопеленгатор ТП-23 и оптический коллиматорный прицел АСП-23Д, что позволило применять УР средней дальности Р-23Р (радиолокационная полуактивная система наведения) и Р-23Т (ИК самонаведение), а также УР с ИК самонаведением малой дальности К-13М. Производитель — ММЗ «Знамя Труда», наименование в производстве самолётов МиГ-23М/МС/МФ- «Изделие 2».
  • МиГ-23МС и МиГ-23М с упрощенной бортовой радиоэлектроникой и вооружением в 1973 году предназначались для поставок на экспорт.
  • МиГ-23МФ — имел упрощенную РЛС, по сравнению с МиГ-23М, предназначался для стран Варшавского договора, а затем для арабских стран. Часть МиГ-23МФ была переоборудована из МиГ-23М.
  • МиГ-23БН — специализированный истребитель-бомбардировщик. Первоначальный вариант (шифр разработчика 32-24) имел двигатель АЛ-21Ф-3, выпускался на «Знамени Труда» под индексом «Изделие 24БН» и именовался МиГ-23Б. Последующий вариант 32-23 имел двигатель Р29Б-300 и выпускался под индексом «Изделие 32» до 1985 года. Весьма популярный и действительно универсальный истребитель-бомбардировщик, широко разошедшийся по странам третьего мира.
  • МиГ-23МЛ — начал выпускаться с 1974 г. Самолёт имел силовую установку с увеличенной тягой (ТРДФ Р35Ф-300), усовершенствованную автоматическую систему управления, РЛС «Сапфир-23МЛ», теплопеленгатор ТП-23М, систему опознавания «свой-чужой» СРО-2М и индикатор на лобовом стекле ИЛС АСП-17МЛ.
  • МиГ-23П — облегченный перехватчик для войск ПВО, способный вести борьбу с низколетящими целями. Начал выпускаться с 1977 года. Производитель — ММЗ «Знамя Труда», наименование в производстве — «Изделие 3» для МиГ-23МЛ/МЛД и «Изделие 6» для МиГ-23П.
  • МиГ-23ПД — экспериментальный истребитель с укороченным взлетом и посадкой. Первый полет совершил в 1967 году. На самолете дополнительно устанавливались два подъемных двигателя РД36-35 тягой по 2350 кгс.
  • МиГ-23МЛД — наиболее совершенная модификация в семействе МиГ-23. Самолёт имел оптимальную компоновку, обеспечивающую существенное улучшение маневренности при минимальной модификации планера. РЛСистребителя способна обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей, в том числе на фоне земли. Для защиты на малых высотах от ПЗРК и УР с ИК системами самонаведения на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеров с ИК-ловушками. Вооружение: УР Р-24Р, Р-24Т, а в дальнейшем устанавливались высокоманевренные ракеты ближнего боя Р-73 с ИК системой самонаведения. Часть самолётов доработана из МиГ-23МЛ.

Вертолеты

На вооружении ВКС России состоит около тысячи вертолетов различного назначения. Среди которых ударные вертолеты:

  • черная акула;
  • аллигатор;
  • крокодил;
  • ночной охотник.

Двухместный вариант вертолета Ка-50 «Черная акула», получивший индекс Ка-52 «Аллигатор», создан для поражения пехоты и техники противника на расстоянии до 20 км. Способен атаковать воздушные цели. К 2022 год в войсках проходят службу 118 вертолетов, всего заказано 146 боевых машин.

Ми-24 «Крокодил» отлично зарекомендовал себя в годы Афганской войны и конфликтов в Чеченской республике. Высокая защищенность экипажа и сильное ракетно-пушечное вооружение делают вертолет грозным противником. Около 180 вертолетов находится на вооружении ВКС России.

Вертолет Ми-28 «Ночной охотник» предназначен для борьбы с бронетехникой противника при активном воздействии вражеской ПВО. В 2013 году началось серийное производство модификаций Ми-28Н (ночной) и Ми-28НМ (ночной модернизированный). К середине 2022 года армия получила не менее 110 вертолетов.

Транспортно-боевой вертолет Ми-24ВМ (Ми-35) применяется для огневой поддержки сухопутных войск, десантирования групп спецназа, эвакуации раненых, перевозки грузов. С 2010 года авиация получила более 60 вертолетов.

В ВВС России находится более 300 многоцелевых вертолетов Ми-8 различного назначения: учебные, транспортные, медицинские, минные заградители и постановщики помех, боевые модификации (АМТШ) с комплексом ракетного вооружения. Почти все вертолеты прошли модернизацию либо изготовлены не ранее 2010 года.

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26, обладает грузоподъемностью 20 тонн. В 2012 году, после почти двадцатилетнего перерыва, было возобновлено производство этих вертолетов. В ВКС России эксплуатируется 41 машина этого типа.

Участие истребителя в боевых действиях

Поступив на вооружение 23-го МиГа, он стал лучшим многоцелевым истребителем СССР. Он превосходил западноевропейские самолеты Jaguar, Tornado, французский Mirage 3 или израильский Kfir».

При горизонтальном и вертикальном маневрах советский истребитель МиГ имел преимущество перед зарубежными машинами аналогичного класса. Это преимущество особенно проявилось при поступлении в полки ряда легких самолетов серий ML и MLD. Истребитель способен составить конкуренцию новому, на тот момент американскому F-15 на высотах более 10 км, если МиГ-23П пилотирует опытный пилот.

Бортовая радиолокационная станция советского МиГа лишь немного уступала РЛС Ф-15 по дальности и азимутальному углу обзора, но имела лучшие данные об угле возвышения в горизонтальной плоскости. Это позволяло скрыть истинное количество техники в боевом порядке. Но если у противника был воздушный командный пункт гавайского типа, это преимущество сводилось к нулю.

Популярность советского истребителя МиГ была обеспечена его высоким экспортным потенциалом.

он был продан по всему миру. Истребитель отлично зарекомендовал себя в боевых действиях в Анголе, Сирии и ирано-иракской войне. На боевом счету 23-го МиГа также американский фрегат «Старк», получивший на борту ракету во время атаки западной коалиции на Ирак. Но это был последний успешный эпизод с участием самолета, так как радиоэлектронная борьба была проиграна.

Американцы и союзники, благодаря мощной поддержке спутниковых и военно-морских систем, подавили все наземные контрольные точки в Ираке, что сделало самолет «слепым». С 2014 года МиГ-23М борется в составе сирийской армии с боевиками ИГИЛ. Боевые возможности устаревших самолетов все еще остаются на высоком уровне для нанесения бомбовых ударов по скоплениям живой силы, базам и оружейным складам.

Особенности конструкции МиГ-23

Данный самолет спроектирован как высокоплан с усовершенствованной аэродинамикой корпуса и крыла. Крылья аппарата имели стреловидную форму и могли производить поворот на нужный угол. В зависимости от задачи полета и нужного маневра пилот самостоятельно мог изменить геометрию крыла. За счет поворотов крыло могло быть стреловидным или же прямым, потому что часть крыла могла убираться в средину корпуса машины.

Конструкция крыла была представлена двумя неподвижными частями и двумя консолями, которые были подвижными. Подвижные части крыльев были изготовлены из стальных штамповок, которые были сварены между собою, и являли собой кессонную конструкцию. Для данного самолета были разработаны три вида крыльев разной конструкции, которые можно было менять.

Корпус аппарата имел полумонококовую схему и был разделен разъемом на две части: носовую и хвостовую. В носовом отсеке было расположено бортовое оборудование, а также кабина пилота, которая имела герметическую конструкцию. Кабина летчика имела фонарь с хорошим обзором. Кроме того, пилот имел возможность производить задний обзор за счет прибора ТС-27АМШ. В хвостовом отделе машины была установлена система воздушных тормозов, которые состояли из четырех частей.

Силовая установка самолета МиГ-23 была представлена форсажным двигателем турбореактивного типа, он обозначался как Р-35-300. Он производил тягу в 13 тысяч килограммов. Данный двигатель был спроектирован конструктором Хачатуровым в бюро «Союз». С помощью данной силовой установки самолет мог развивать скорость в 2,5 тысяч км/час, но это на большой высоте. Кроме того, большая тяга позволила самолету набирать высоту со скоростью в 12 900 м/мин. При использовании дополнительных подвесных баков самолет мог пролететь до 2360 километров.

Воздухозаборник был расположен сбоку аппарата и был регулируемым с помощью створок и клиньев, которые были подвижными. Особенностью защиты двигателя было то, что она могла выдерживать прямое попадание управляемых ракет класса ЗРК.

МиГ-23 видео

https://youtube.com/watch?v=BBb4Ri8Qs-E

Шасси самолета МиГ-23 состоит из трех стоек. Особенностью является передняя стойка, которая оснащена двумя колесами и имеет усиленную систему амортизации. Задние опоры были изготовлены более длинными, а именно они были выше на 17,5 сантиметров. Они оснащены одним колесом, на котором была установлена тормозная система дискового типа. Все колеса были бескамерного типа.

Как говорилось ранее, данный проект закрыт с 85 года, за все время было изготовлено 4278 машин данного класса. Нужно отметить, что на балансе ВВС РФ и сегодня находятся данные МиГи. Данная машина широко применялась разными странами в военных конфликтах практически во всех уголках земного шара.

Учебно-тренировочные самолеты

Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов. В строю и на хранении числится 33 машины.

Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2022 года поставлено 106 самолетов.

В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.

МИГ-31 — тяжелоуправляемый воздушный корабль

Истребитель-перехватчик дальнего действия (СССР)

МиГ-31 — единственный советский истребитель, официально именуемый «воздушным кораблем», его взлетная масса превышает 40 т

МиГ-31 по кодификации НАТО называется Foxhound, что означает «Лисья гончая». Группа из четырех таких машин способна контролировать пространство шириной в 800-900 км, поражая в нем все цели. При этом ночь, буря или радиолокационные помехи воспрепятствовать им не в силах.

К созданию МиГ-31 в ОКБ Микояна приступили в 1968 году. Строился он по схеме МиГ-21, но в связи с применением сложнейших систем управления оружием и обнаружения противника за спиной летчика пришлось посадить штурмана-оператора.

Управлять МиГ-31 было непросто: машина, сделанная на грани аэродинамической устойчивости, требовала от пилотов высокого летного мастерства. Когда число летных часов в авиационных частях России резко сократилось, эти самолеты начали падать.

Кабина штурмана МиГ-31 имеет ограниченный обзор, поэтому для улучшения обзора вперед и вниз на фонаре кабины смонтирован поднимаемый перископ

Первый полет истребитель МиГ-31 совершил в 1975 году. После шести лет испытаний он был принят на вооружение, заменив своего предшественника МиГ-25. В 1985 году машина дебютировала на авиасалоне в Ле-Бурже, но не произвела такого яркого впечатления, как Су-27 или МиГ-29. Приобрести 24 такие машины пожелал лишь Китай.

Сложный в управлении и понимании самолет, требующий высочайшего мастерства пилотов и штурманов, не нашел признания и в современной России, оставшись одним из памятников советской военно-инженерной мысли.

В 1994 году он был снят с производства. Сейчас на вооружении Российской Федерации состоят 252 МиГ-31, Военно-воздушные силы Казахстана насчитывают 43 машины этой модели.

Створки ниш основных опор шасси, которые хорошо видны под фюзеляжем, выполняют еще и функцию тормозных щитков и могут отклоняться прямо в полете

Тактико-технические характеристики МиГ-23

– Главный конструктор: А. А. Андреев- Первый полёт: 10 июня 1967 года (прототип «23-11»)- Начало эксплуатации: май 1969 года- Годы производства: 1969 — 1985- Единиц произведено: 3 630 (истребительных модификаций), 769 МиГ-23УБ

Экипаж МиГ-23

– 1 человек

Размеры МиГ-23

– Длина, м: 16,7- Размах крыла, м: 7,78 / 14,0- Высота, м: 5,0- Площадь крыла, м²: 34,16 / 37,27- Коэффициент удлинения крыла: 1,48 / 5,26- Коэффициент сужения крыла: 2,36 / 2,95- Нагрузка на крыло, кг/м² (расч.): 456,7 / 418,6- Угол стреловидности по передней кромке: 74°40′ / 47°40′ / 18°40′- База шасси, м: 5,77- Колея шасси, м: 2,66

Вес МиГ-23

– Масса пустого, кг: 10 550- Нормальная взлётная масса, кг: 15 600- Максимальная взлётная масса, кг: 20 100- Масса топлива, кг: 3319- Объём топлива, л: 4300

Двигатель МиГ-23

– 1 × ТРДФ Р35- Бесфорсажная тяга, кгс (кН): 1× 8550 (83,9)- Форсажная тяга, кгс (кН): 1 × 13000 (127,5)- Тяговооружённость (расч.): 0,548 / 0,833

Скорость МиГ-23

– Максимальная скорость: 2500 км/ч- Посадочная скорость, км/ч: 250- Скороподъёмность, м/с: 215- Длина разбега, м: 450- Длина пробега, м: 750/880

Скорость отрыва МиГ-23

– 280 км/ч

Дальность полета МиГ-23

– Практическая дальность, км (на высоте 200 м с 2 × Р-23): 900- Практическая дальность, км (на высоте 10-12 км, при М=0,74-0,77): 1450- Перегоночная дальность, км: 2360 (с 3 × ПТБ)

Практический потолок МиГ-23

– 700 метров

Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 8,5 g

Вооружение МиГ-23

– Стрелково-пушечное: 1 × 23 мм пушка ГШ-23Л- Точек подвески: 5- Ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-23Л/Т или Р-24Р/Т, 2-4 × Р-13М или 2-6 Р-60- Ракеты «воздух-поверхность»: 2 × Х-23М- НАР: 4 × 16 × С-5 или 2 × С-24Б- Авиабомбы: до 2000 кг.

Обзорные документальные фильмы

Ссылка на фильм (клик по картинке)Описание фильмаГод выпуска
Крылья России. Фильм первый «Истребители. Первые победы»документальный фильм об истории отечественной истребительной авиации от Первой Мировой войны до 1930-х годов2007
Крылья России. Фильм второй «Истребители. Грозовые годы» — документальный фильм об истории отечественной истребительной авиации во время Второй Мировой войны2007
Крылья России. Фильм третий «Истребители. Реактивная эра» — документальный фильм об истории отечественной истребительной авиации времён первых реактивных истребителей2007
Крылья России. Фильм четвёртый «Истребители. Борьба за превосходство» — документальный фильм об истории отечественной истребительной авиации 3, 4, 4+ и 4++ поколений2008

Какую лепту внесла разработка 23-го МиГа в историю авиации

Проблема разработки истребителя МиГ связана с падением авторитета истребительной авиации на фоне эйфории развития ракетной техники в начале 1960-х годов в СССР. На его основе разработано много перспективных технологий продукции четвертого поколения.

За время его существования было выпущено до двух десятков модификаций МиГ-23.

На основе этого типа конструкторы дали путевку в небо истребителю-бомбардировщику МиГ-27. Изменена конфигурация носа для лучшего обзора целей на земле. Самолеты серии ML отправлялись на экспорт.

Для советской авиации был поставлен 23-й МиГ серии МЛД. Описание характеристик истребителя:

    • усиленный планер;
    • система активных помех;
    • современное авиационное оборудование.

Всего было выпущено 66 самолетов этой модификации. Часть МиГов серии МЛ была переработана для МЛД. Прицельная система позволяла обнаруживать цели на фоне земли. Количество одновременных поражений истребительных целей составляло 6 единиц. В центральной части установлены контейнеры для отжигания тепловых ловушек для противодействия ПЗРК при полете на малой высоте. Истребитель МиГ-23 стал уверенно и долго защищать небо Родины.

После распада Советского Союза техническая поддержка самолетов во многих странах прекратилась. Например, Египет продал до десятка американских МиГов, где они вошли в состав специальной истребительной эскадрильи Red Eagles. Его летчики летали на советскую технику для изучения тактико-технических характеристик, определения инфракрасной и электронной подписи МиГа.

Воздушные бои велись с американскими аналогами. Но отсутствие технической документации и запчастей не позволяло существующему самолету летать в полном объеме. Последней страной, выпустившей 23-й МиГ, стал Китай. Общее количество выпущенных боевых машин составило 3630 единиц и 769 «близнецов».

Основное боевое применение МиГа пришлось на события, в которых активное участие принимали американские самолеты F-15 и F-16 четвертого поколения.

Решающим фактором поражений МиГов стала недостаточная подготовка арабских и африканских пилотов. Лучшие самолеты советского авиапрома 1960-х годов стали заложниками недальновидной политики руководства страны, которому приходилось вести борьбу с высококвалифицированными специалистами пилоты из США или Израиля. Но если в машине приедет советский инструктор, дело может кардинально измениться. Большинство воздушных побед на МиГах было одержано советскими летчиками.

Истребитель МиГ-23 — видео

Будущий самолет призван был сочетать лучшие качества МиГ-21, и ему заранее дали индекс «МиГ-23». Основными достоинствами должны были стать высокие скорость и скороподъемность, большие дальность и продолжительность полета. Отработка аэродинамики будущего истребителя проводилась в аэродинамических трубах ЦАГИ. Была создана полная серия моделей, испытанная при различных режимах полета: при взлете, посадке, на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. В 1964 г. ОКБ А.И. Микояна приступило к техническому проектированию двух вариантов МиГ-23. Истребитель с двумя подъемными двигателями — «23-01» и машина с крылом изменяемой геометрии — «23-11». Первый полет «23-01» совершил 3 апреля 1967 г. (летчик-испытатель П.М. Остапенко). После прекращения разработки самолета «23-01» с коротким взлетом и посадкой приоритет приобретает программа «23-11» с изменяемой стреловидностью крыла, выполнение которой было ускорено приказом МАП. МКБ «Родина» (главный конструктор Селиванов) поручалось создание механизма поворота крыла. Проектирование истребителя «23-11» велось быстрыми темпами. За очень короткий срок, с января по март 1966 г., был создан эскизный проект МиГ-23. Еще до окончательного выбора схемы «23-01» и «23-11» специально был разработан реактивный двигатель ТРДФ Р-27Ф-300 (ОКБ К. Р. Хачатурова) на базе ТРД Р-11Ф2С-300. Решающую роль в доводке этих систем сыграл шеф-пилот ОКБ А.В. Федотов.

10 июня 1967 г. летчик-испытатель А. В. Федотов совершил первый полет, при котором крыло находилось в положении стреловидности 16°. На втором полете он проверил крыло в полном диапазоне изменения угла стреловидности от 16° до 72°. На третьем полете Федотов перешел скорость звука. Самолет был показан на авиационном параде в Домодедово. Для А.В. Федотова это был 13-й полет. Всего в программе испытаний было задействовано девять машин.

Серийное производство МиГ-23 началось на московском . Всего МиГ-23 всех модификаций было построено 5047. Появление в частях этих самолетов принесло разочарование. Из-за недостаточной прочности планера были введены ограничения по перегрузкам. Учебные воздушные бои между истребителями МиГ-21 и МиГ-23 однозначно доказывали преимущество первого. Истребители МиГ-23 широко поставлялись на экспорт и применялись почти во всех международных конфликтах. Машина с № 231 находится в Музее ВВС в Монино.

II. Супербалалайка

Е-8 (он же МиГ-23(второй), а позднее — МиГ-21М) задумывался как преемник МиГ-21, оснащенный новым двигателем Р-21Ф-300 и системой вооружения С-23: РЛС «Сапфир-1» с заменой на втором этапе на «Сапфир-2», УР средней дальности К-23, прицел АСП-ПФ, ИК пеленгатор «Спектр». Для ускорения перехода производства нового самолета решено было строить его с элементами конструкции серийного МиГ-21ПФ. Из-за требования по размещению новых систем, в частности РЛС с большим диаметром антенны, требовалось отойти от классической уже для советского авиапрома «трубы» к схеме с клиновидным подфюзеляжным воздухозаборником. Другими особенностями в облик и так нестандартного по экстерьеру истребителя вносил носовой дестабилизатор (испытывался на Е-6Т/3) и складывающийся при выпущенном шасси подфюзеляжный киль, который затем был внедрен на «настоящем» МиГ-23.

9. Е-8/1

Естественно (для советского автопрома), что к моменту постройки Е-8 комплекс вооружения готов не был, оба построенных экземпляра летали с РЛС, ракетным вооружением и прочим оборудованием оставшимся в наследство от «двадцатьпервого». Естественно что и двигатель Р-21Ф-300 тоже был недоведен и по «старинному русскому обычаю» его доделывали «на лету». Разрушение двигателя в одном из испытательных полетов повлекло к потере Е-8/1 и тяжелой травме пилота — ГСС Г.К.Мосолова. После этого случая прекратили испытания и второго образца — Е-8/2.

В 1962-63 в ОКБ МиГ разработали два проекта на основе Е-8: перехватчик Е-8М – с РЛС «Сапфир-23П» и доведенным Р-21Ф-300, истребитель Е-8Ф с дополнительными подъемными двигателями, обеспечивающими укороченный взлет и посадку.

Последствия

Бельгия и Нидерланды направили СССР ноты протеста в связи с полётом и катастрофой истребителя, однако благодаря потеплению отношений двух военных блоков (Организация Варшавского договора и НАТО) ситуацию удалось разрешить благоприятно. Николай Скуридин выразил соболезнования семье погибшего. СССР выплатил Бельгии компенсацию за разрушения в размере 685 000 долларов.

Советские специалисты были допущены к месту катастрофы. Обломки истребителя вывезли в Советский Союз. Причина отказа двигателя не была установлена, хотя в ходе расследования выяснилось, что он за последний год пять раз был в ремонте.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий