180 мм установка СМ-48

Береговая артиллерия России

Береговые войска в Российской Федерации как род самостоятельных сил ВМФ сформирован в 1989 году. Основу его огневой мощи составляют мобильные ракетно-артиллерийские комплексы:

  • «Редут» (ракетный).
  • 4К51 «Рубеж» (ракетный).
  • 3К55 «Бастион» (ракетный).
  • 3К60 «Бал» (ракетный).
  • А-222 «Берег» (артиллерийский 130-мм).

Эти комплексы поистине уникальны и представляют реальную угрозу любому флоту противника. Новейший «Бастион» в боевом дежурстве с 2010 года, оснащен гиперзвуковыми ракетами Оникс/Яхонт. Во время крымских событий несколько «Бастионов», демонстративно размещенных на полуострове, сорвали планы «демонстрации силы» со стороны флота НАТО.

Новейшая артиллерия России береговой обороны А-222 «Берег» эффективно работает и по малоразмерным скоростным судам, перемещающимся со скоростью 100 узлов (180 км/час), и средним надводным кораблям (в пределах 23 км от комплекса), и наземным целям.

Поддержать мощные комплексы всегда готова тяжелая артиллерия в составе Береговых войск: САУ «Гиацинт-С», пушка-гаубица «Гиацинт-Б», пушка-гаубица «Мста-Б», гаубицы Д-20 и Д-30, РСЗО.

Модификации АК-306 — 30-мм автоматическая артустановка

АК-230 Калибр: 30 мм. Количество стволов: два. Угол вертикальной наводки: 0° — +85° Начальная скорость снаряда: 1000 м/с. Эффективная дальность: 2500 м. Скорострельность: 1050 высгр./мин

АК-630 Калибр: 30 мм. Количество стволов: шесть. Угол вертикальной наводки: 0° — +85°. Начальная скорость снаряда: 1000 м/с. Эффективная дальность: 3000 м. Скорострельность: 3000 выстр./мин

Первой советской 30-мм зенитно-артиллерийской установкой была поступившая на вооружение в 1960 году АК-230, имевшая орудия с длиной ствола 60 калибров. Она сменила устаревшие 25-мм спаренные зенитно-артиллерийские установки (с такой же длиной ствола) на строящихся кораблях. Небольшая башенка ЗАК срытого типа этого комплекса на Западе получила прозвище «Далек», по имени одного из нескольких одинаковых роботов в детской научно-фантастической телепередаче «Доктор Икс», шедшей на канале ВВС 1 с 1963 по 1983 год. В башенке установлены два автоматических 30-мм орудия с водяным охлаждением. Максимальная проектная скорострельность составляет 1050 выстр./мин, однако на практике (чтобы не допустить поломки) этот показатель лежит в пределах 200-240 выстр./мин. Управление установкой обычно осуществляется с помощью РЛС управления стрельбой «Drum Tilt» (кодовое обозначение НАТО) или дистанционно-управляемого оптического прицела.

На небольших кораблях артиллерийская установка АК-230 используется также для поражения надводных и наземных целей. Эффективная дальность стрельбы 0,54-кг снарядами в этом случае составляет 2600 м. Будучи основным артиллерийским комплексом ракетных катеров типа «Оса», артиллерийская установка в больших количествах поступали в страны — союзники СССР. Для противодействия угрозе надводным кораблям со стороны противокорабельных ракет в СССР была разработана артиллерийская установка с шестью вращающимися 30-мм стволами, заключенными в общий цилиндрический кожух и размещенными в башенке, аналогичной по форме АК-230. Разработка нового комплекса, получившего обозначение АК-630, началась в 1963 году, в 1964-м был произведен первый опытный образец, а к 1966-му завершились испытания комплекса. В 1967 году зенитно-артиллерийская установка была принята на вооружение, а двумя годами позже началось ее серийное производство. АК-630 предназначен для ведения огня такой высокой плотности, которая гарантирует поражение воздушных целей размером с крылатую ракету на относительно малой дальности. Для стрельбы используются специально разработанные снаряды массой 0,54 кг с сердечником из высокопрочной стали. Артиллерийская установка АК-630 вместе с РЛС управления стрельбой «Bass Tilt» была установлена на кораблях типов «Киев», «Кинда», «Удалой», «Современный», «Слава» и «Креста-2», а позднее и на более ранних проектах. На кораблях меньшего водоизмещения зенитно-артиллерийская установка устанавливается обычно вместе с артиллерийская установка большего калибра и РЛС управления стрельбой. Установка имеет ленточную подачу боеприпасов из обычного магазина, а ее модернизированный вариант — АК-630М — из барабанного.

Артиллерийская установка АК-630 и АК-630М входят в интегрированную систему самообороны, которая получила обозначение А-213 «Вымпел-А». Система состоит из шестиствольной арт. установки АО-18, РЛС управления стрельбой, а также оптического и телевизионного прицелов. Одна система «Вымпел» может управлять огнем двух 30-мм артиллерийских установок или одной 30- и одной 50-мм артиллерийской установкой. Артиллерийская установка может поражать воздушные цели на дальности до 4000 м, а надводные — до 5000 м. Телевизионный прицел способен обнаруживать надводные цели размером от торпедного катера и выше на дальности до 7,5 км, а воздушные — 7 км. В 1983 году планировалось модернизировли установку АК-630 путем установки еще одного блока из шести стволов (модификация АК-630М 1-2). Уменьшенная версия комплекса АК-630, АК-306, была разработана для кораблей с небольшим водоизмещением, таких как на воздушной подушке, экранопланах и патрульных катерах. Единственным отличием этой артиллерийская установка (получила также обозначение А-219) является электрическая автоматика стрельбы, а не использующая энергию пороховых газов, как у АК-630. Кроме того, наведение установки осуществляется только через оптический прицел. Эти изменения привели к тому, что артиллерийская установка в большей степени способна поражать надводные цели, чем воздушные. Разработка АК-306 началась в 1974 году, а в 1980-м она поступила на вооружение.

голоса

Рейтинг статьи

Оценка проекта

Сравнение орудий главного калибра крейсеров типа «Киров» с современными им иностранными крейсерами показывает, что советские корабли имели значительное преимущество в весе бортового залпа и в дальности стрельбы главного калибра. Дальность стрельбы 180-мм орудий составляла 211 кбт (38,6 км), то есть была на 20-30% выше, чем у лучших образцов 203-мм орудий «вашингтонских» крейсеров. Однако на дистанциях 80-120 кбт английские, американские, французские и итальянские крейсера того же водоизмещения имели огневое превосходство благодаря большей скорострельности своих 152-мм орудий (4-7 выстр./мин). Уникальные баллистические данные артиллерии главного калибра достигались высокой ценой. Так, большая начальная скоpocть снаряда и не имевшая аналогов дальность стрельбы предопределили повышенный износ канала ствола 180-мм орудия.

Зенитно-ракетный комплекс С-75М «Волхов»

В 1956 году американские высотные самолеты Lockheed U-2 начали безнаказанно совершать разведывательные полеты над территорией СССР на высоте 20 километов, где были в полной безопасности: зенитные пушки доставали до 14 км, истребители могли подняться на высоту 17 км. Правительством СССР были приняты экстренные меры по усилению ПВО страны, одной из которых стало ускорение разработки и принятия на вооружение перевозимого ЗРК С-75.
Результаты боевой работы С-75 по высотным американским разведчикам U-2 получили широкую огласку. 4 самолета-нарушителя ВВС Тайваня были cбиты над Китаем и по одному над Кубой и над СССР. Стоит сказать, что международный скандал, которым завершился 24-ый разведывательный полёт U-2, сбитого под Свердловском, стал концом программы полётов над территорий СССР. Обломки этого U-2 выставлены в московском Центральном музее Вооруженных Сил и в Музее Войск ПВО страны. С-75 также хорошо известен публике по боевым действиям во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Такой известности немало способствовали поставки различных модификаций ЗРК в 40 стран, общим объёмом около 800 дивизионов.

Приборы управления стрельбой

В кормовой части башни размещался башенный центральный пост с башенным автоматом стрельбы. Также в башне были смонтированы 6-метровый стереодальномер ДМ-6, командирский визир ВБ и прицельный визир МБ.

Крейсера проекта 26 оснащались системой приборов управления стрельбой (ПУС) главного калибра «Молния», созданной на заводе № 212 («Электроприбор»). Основу ПУС составлял центральный автомат стрельбы ЦАС-2 (он имел также схему выработки торпедного треугольника и мог применяться в качестве торпедного автомата стрельбы). В ПУС «Молния», помимо ЦАС-2, входил целый ряд дающих и принимающих приборов целеуказания, сигналов команд и докладов обратного контроля положения оружия, постов, приборов и механизмов, а также оптические визиры и дальномеры. Так, крен по оси ствола (по оси визирования корабль—цель) отрабатывался вертикальным наводчиком ВМЦ-2.

Система ПУС “Молния” позволяла разделять огонь по нескольким целям. Например, носовые башни могли управляться по нормальной схеме из ЦАП, а кормовая башня вести огонь на самоуправлении и т.д. Каждая из артиллерийских башен имела свой автомат стрельбы, что в сочетании с собственными дальномерами ДМ-6 позволяло им самостоятельно вести огонь без использования данных из ЦАП. Ведение огня по внезапно появившейся цели ночью или в условиях плохой видимости обеспечивали два поста ночной центральной наводки, оснащенные ночными визирами 1-Н. Они представляли собой простейшие счетно-решающие приборы, позволявшие не только выдать целеуказание любой из башен, но и вводить коррективы по результатам первых залпов.

Тактико-технические характеристики А-222 Берег

– Разработчик: ОКБ-2- Производитель: ПО «Баррикады»- Годы разработки: 1976—1992- Годы производства: с 1988- Колёсная формула: 8 × 8 / 4 (первые две оси)

Экипаж: 8 человек

Вес А-222 Берег

– Боевая масса, т: 43,7

Габаритные размеры А-222 Берег

– Длина корпуса, мм: 12 950- Длина с пушкой вперёд, мм: 12 950- Ширина, мм: 3100- Высота, мм: 3925- Колея, мм: 2200

Вооружение А-222 Берег

– Калибр и марка пушки: 130-мм- Тип пушки: нарезная пушка- Длина ствола, калибров: 55- Боекомплект пушки: 40- Углы ВН, град.: -5..+50- Углы ГН, град.: -120..+120

Дальность стрельбы А-222 Берег

– до 23 км

Двигатель А-222 Берег

– Тип двигателя: Д-12А-525А- Мощность двигателя, л. с.: 525

– Преодолеваемый брод, м: 1,2

Последующие модификации

Существовали следующие модификации установки:

  • СМ-20 – установка на стадии техпроекта ЦКБ-34 с автоматами СМ-7;
  • СМ-20-ЗИФ – серийный вариант ЦКБ-7 с автоматами ЗИФ-21, производится с 1953 г.
  • СМ-20-ЗИФ1 – несколько модернизированный вариант установки СМ-20-ЗИФ.
  • ЗИФ-68 – установка, разработанная ЦКБ-7 (по постановлению СМ СССР №3574-1412 от 1 августа 1952 г.) для замены установок В-11М на крейсерах пр.68-бис типа «Свердлов». Основное различие заключалось в силовом оборудовании — двигатели СМ-20-ЗИФ1 работали на переменном трехфазном токе 220 или 380 В, а ЗИФ-68 на постоянном токе с напряжением 220 В. ТТЗ на ЗИФ-68 утверждено 8 сентября 1952 г. Опытный образец выпущен заводом №7 в третьем квартале 1953 г. (ствол для опытного образца был изготовлен на заводе №614). Полигонные испытания проводились с 3 июня по декабрь 1954 г. Серийное производство развернуто на заводе №7 в 1955 г. Всего было изготовлено и принято 30 установок, отправленных в 1955 г. на судостроительные заводы. Они предназначались для крейсеров «Таллин», «Кронштадт», «Кузьма Минин», «Архангельск» и «Адмирал Корнилов» (по 6 артустановок). Кроме того, рассматривался вопрос об установке ЗИФ-68 на крейсера проекта 26-бис. Но после сворачивания программы их строительства установки не использовались на кораблях и хранились на складах ВМФ СССР как минимум до 1991 г.

На открытой площадке в Шлиссельбурге

Образцы вооружений

В настоящее время ствольная артиллерия России располагает следующими образцами самоходных орудий:

  • Плавающая гаубица 2С1 «Гвоздика» (122-мм).
  • Гаубица 2СЗ «Акация» (152-мм).
  • Гаубица 2С19 «Мста-С» (152-мм).
  • Пушка 2С5 «Гиацинт» (152-мм).
  • Пушка 2С7 «Пион» (203-мм).

Активные испытания проходит самоходная гаубица с уникальными характеристиками и возможностью стрелять в режиме «шквал огня» 2С35 «Коалиция-СВ» (152-мм).

Для огневой поддержки общевойсковых частей предназначены 120-мм самоходные орудия 2С23 «Нона-СВК», 2С9 «Нона-С», 2С31 «Вена» и их буксируемый аналог 2Б16«Нона-К». Особенностью этих орудий является то, что они могут выполнять функции мортиры, миномета, гаубицы или противотанковой пушки.

Основные параметры станций С48-14М, С48-13М, С48-12М, С48-11М

ПараметрыНорма для исполнения
Станция С48-11МСтанция С48-12МСтанция С48-13МСтанция С48-14М
Давление нагнетания номинальное / максимальное (давление настройки предохранительного клапана), МПа0,63 / 0,80
Номинальная подача (при частоте вращения вала двигателя 3000 об/мин и кинематической вязкости рабочей жидкости 100…110 сСт), л/мин0,631,251,853,0
Мощность электродвигателя, кВт0,090,12
Коэффициент подачи не менее0,50,60,70,8
Тонкость фильтрации масла на выходе из станции, мкм40
Номинальная вместимость резервуара, л10
Масса станции (без смазочного материала) не более, кг12,513

Силовая установка

Силовая установка представляет собой единый 1200-сильный дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А (иногда обозначается как 2А12-3, 12ЧН15/16 или 12Н360). Моторесурс не менее 2000 часов. Масса до 5 тонн. Объем МТУ до 4 м3. Имеется возможность модернизации. По габаритно-массово-силовым характеристикам новинка должна превосходить лучшие зарубежные образцы моторно-трансмиссионных установок. необходимо отметить, что номинальная мощность двигателя 1500 л.с., до 1200 л.с. введено ограничение, что значительно увеличило моторесурс.

Разработкой двигателя занимался челябинский ГСКБ «Трансдизель», а производится будет на Челябинском Тракторном Заводе. Дизельный четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха, жидкостного охлаждения двигатель 12Н360 прошел весь ряд испытаний, от ресурсных до ходовых ещё в 2011 году.

Технические характеристики двигателя А-85-3А (12Н360) для САУ “Коалиция-СВ”

  • Тип двигателя – четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха.
  • Система смесеобразования – непосредственный впрыск топлива
  • Мощность двигателя без сопротивления на впуске и выпуске, кВт (л.с.) – 1103 (1500)
  • Частота вращения, с-1 (об/мин) – 33,3 (2000)
  • Запас по крутящему моменту, % – 25
  • Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) – 217,9 (160)
  • Масса, кг – 1550
  • Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг) – 0,74 (1,0)
  • Габаритная мощность, кВт/кг (л.с./кг) – 1026 (1395)
  • Удельная масса, кг/кВт – 1,32
  • Длина, мм – 813
  • Ширина, мм – 1300
  • Высота, мм – 820

Двигатель 12Н360 – это вполне освоенный мотор, отнюдь не стендовый, он точно такие же стоял на наших перспективных танках (объект 195), проходивших не так давно Государственные испытания. В части силовой установки ГИ завершились успешно, двигатель претензий не имел – несмотря на то, что испытания были очень жесткие.

Тактико-технические характеристики САУ Мста-С (ТТХ)

Вооружение
Марка и калибр пушки2А64, 152-мм
Тип пушки: нарезная гаубицанарезная гаубица
Длина ствола, калибров47
Боекомплект пушки50
Углы ВН, град.−4…+68°
Углы ГН, град.360°
Дальность стрельбы САУ, км6,5…29,06
ПрицелыПЗУ-5, 1П22, 1П23
ПулемётыНСВТ, калибра 12,7 мм
Бронирование
Тип бронистальная гомогенная
Подвижность
Тип двигателяВ-84А
Мощность двигателя, л. с.780
Скорость по шоссе, км/ч60
Запас хода по шоссе, км500
Ёмкость топливных баков, л1300
Удельная мощность, л. с./т19
Тип подвескиторсионная, индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см²0,87
Преодолеваемый подъём, град.25°
Преодолеваемая стенка, см50
Преодолеваемый ров, см260—280
Преодолеваемый брод, см200 (500 с оборудованием подводного вождения танков)


Чертеж САУ Мста-С

История эксплуатации

Артиллерия главного калибра крейсеров типа «Киров» и «Максим Горький» состояла из девяти 180-мм орудий Б-1-П в трех трехорудийных башенных установках МК-3-180. Всего артиллерийскими установками МК-3-180 были вооружены 6 крейсеров пр. 26 и 26 бис. В активных боевых действиях Второй Мировой войны приняли участие 4 из них «Киров», «Ворошилов», «Максим Горький» и «Молотов». В морских боях они участия не принимали ввиду отсутствия у противника крупных кораблей. В ходе войны в 1941-1944 годах крейсеры активно оказывали поддержку сухопутным войскам, ведя огонь по береговым целям главным калибром.

Памятник подвигу моряков Балтийского флота

Реактивные системы залпового огня

Со времен ВОВ реактивная артиллерия России, как правопреемница СССР, обладает мощной группировкой РСЗО. В 50-х годах создана 122-мм 40-ствольная система БМ-21 «Град». Сухопутные войска РФ располагают 4500 такими системами.

БМ-21 «Град» стала прототипом системы «Град-1», созданной в 1975 году для оснащения танковых и мотострелковых полков, а также более мощной 220-мм системы «Ураган» для артиллерийских частей армейского звена. Эту линию развития продолжили дальнобойная система «Смерч» с 300-мм снарядами и новая РСЗО дивизионного звена «Прима» с увеличенным числом направляющих и реактивными снарядами повышенного могущества с отделяющейся головной частью.

Ведутся закупки новой РСЗО «Торнадо» — бикалиберной системы, смонтированной на шасси МАЗ-543М. В варианте «Торнадо-Г» она ведет огонь 122-мм реактивными снарядами от РСЗО «Град», превосходя последнюю по эффективности втрое. В варианте «Торнадо-С», предназначенном для стрельбы 300-мм реактивными снарядами, по коэффициенту боевой эффективности она превосходит «Смерч» в 3-4 раза. «Торнадо» цели поражает залпом и одиночными высокоточными реактивными снарядами.

История создания

У этой артиллерийской установки интересная история. В 1980-м году начали разрабатывать принципиально новую артсистему. Полученный образец назвали «Мста-С». Она должна была сменить свою предшественницу САУ «Акация».

В 1983 году создана опытная машина, готовая к испытаниям. Танк Т-72 стал основой для самоходки. Однако это было неправильное решение, что и показали испытания. Самый главный недостаток – орудие сильно раскачивалось во время стрельбы. Тогда решили использовать как основу Т-80. И это помогло закрыть проблему.

В 1986 год стал началом Государственных испытаний. Они прошли весьма успешно. САУ прошла все тестовые задания. В 1989-м «Мста» начала поставляться в армию. А в 1986 году в армию поступила самоходка 2А65 «Мста-Б», это вариант с использованием буксира.

Существовали также конструкторские решения на колесном ходу. Это значительно увеличивает маневренность машины. Еще до создания основной САУ «Мста», на базе автомобиля КрАЗ-6316 была создана самоходная колесная гаубица.

Но испытания её дали ясно понять, что у такого типа вооружений слишком много недостатков, чтобы дальше продолжать испытания. В дальнейшем в конструкцию самоходной установки внесены коррективы и усовершенствования с учетом реального боевого применения:

  1. Учитывая опыт боевых действий, прежде всего на Кавказе, внесены некоторые усовершенствования, поставлена автоматика, которая управляет огнем.
  2. Для корректировки стрельбы в 2002 году разработано специальное программное обеспечение.

Последняя разработка советских конструкторов гаубица 2С19 152 мм. Она на долгое время стала основной артсистемой. 2012 год время последней модернизации самоходки.

Управление огнем еще более усовершенствовано, до 10 выстрелов в минуту увеличена скорострельность.

Новая роль корабельной артиллерии в современных условиях

20 век внес свои коррективы в существовавшие до этого приоритеты в морской артиллерии. Развитие морской авиации было тому причиной. Налеты авиации представляли большую угрозу для корабля, чем морские пушки противника.

Вторая мировая война показала, что противовоздушная оборона стала жизненно важной системой в противостоянии на море. Начиналась эпоха нового вида вооружения – управляемых ракет

Конструкторы переключились на ракетные системы. Одновременно с этим были прекращены разработки и выпуск орудий главного калибра.

Однако новое вооружение не смогло полностью вытеснить артиллерию, в том числе и корабельную. Пушки, калибр которых не превышал 152 мм (калибры 76, 100, 114, 127 и 130 мм), все же остались на военных флотах СССР (России), США, Великобритании, Франции и Италии. Правда, теперь морской артиллерии отводилась больше вспомогательная роль, чем ударная. Корабельные пушки стали использовать для поддержки десанта, защиты от вражеской авиации. На первый план вышла морская зенитная артиллерия. Как известно, важнейшим ее показателем является скорострельность. По этой причине скорострельная корабельная пушка стала объектом повышенного внимания военных и конструкторов.

Чтобы повысить частоту выстрелов, стали разрабатываться автоматические артиллерийские системы. При этом делалась ставка на их универсальность, то есть они должны одинаково успешно защищать корабль от вражеской авиации и флота, а также наносить урон береговым укреплениям. Последнее было вызвано изменившейся тактикой военного флота. Почти ушли в прошлое морские баталии между флотами. Теперь корабли стали больше использоваться для проведения операций вблизи береговой линии как средство уничтожения наземных объектов врага. Эта концепция нашла отражение и в современных разработках корабельного вооружения.

Тактико-технические характеристики двуствольной самоходной артиллерийской установки 2С36 “Коалиция-СВ”

  • Масса, тонн – менее 48
  • Тип брони – стальная катаная, противопульная
  • Шасси – С унификацией на базе перспективной платформы.(Армата)
  • Тип пушки – нарезная гаубица
  • Калибр, мм – 2 Х 152 2А86
  • Длина ствола, калибр. (мм) – до 52 (7904)
  • Боекомплект, снаряды / заряды – 70 / 300
  • Заряжание – Авто. пневматический механизм
  • Систем воспламенения метательного заряда – микроволновая
  • Скорострельность, выст./мин – 16 (23 – предположительно)
  • Дальность огня, км. – 40-70 в зависимости от снаряда
  • Режим «шквал огня» (MRSI) – Есть
  • Углы ГН, град. – 360
  • Экипаж, чел. – до 3
  • Защита экипажа – бронированная капсула
  • ТЗМ – есть на гусеничном и колесном шасси
  • Максимальная скорость км/час – 80-90
  • Запас хода км. – свыше 500

100-мм корабельный универсальный автоматизированный артиллерийский комплекс АК-100-МР-145

Предназначен для поражения воздушных, морских и береговых целей.

Основные элементы комплекса:

– морская многодиапазонная система управления в составе радиоэлектронных и телевизионных каналов визирования цели, вычислительного устройства;

– 100-мм артиллерийская установка (АУ, 1-2 шт.) с башенным оптическим прицельным устройством “Конденсор”;

– артбоеприпасы различных видов для стрельбы по морским, береговым и воздушным целям;

– артаппаратура сопряжения с внешними источниками информации и боевого использования.

Комплекс способен обеспечить:

– поражение средств воздушного нападения различных типов, в том числе ПКР, на предельно малых высотах полета;

– артиллерийский морской бой с надводными кораблями;

– обстрел участков побережья, портовых и других береговых сооружений, укрепленных пунктов при десантно-высадочных операциях сил флота.

– разработка многодиапазонной радиолокационной системы управления и использование телевизионных и оптических средств для резервного управления огнем;

– повышение точностных показателей стрельбы, помехоустойчивости и боевой живучести, а также эксплуатационных характеристик по сравнению с образцами, состоящими на вооружении;

– поражение целей различных типов (в том числе малоразмерных и скоростных) в сложной обстановке;

– наведение и управление огнем артиллерийской установки в различных режимах: дистанционное автоматическое – от РЛС, автономное полуавтоматическое – от башенного прицельного устройства. Кроме того, имеется ручное наведение при повседневном обслуживании.

Артустановка башенного типа с автоматическим орудием. Охлаждение ствола – жидкостное, непрерывное, прокачкой воды между кожухом и стволом. Первое заряжание производится гидроперезарядкой автомата. Скорострельность регулируемая – от одиночных выстрелов до очередей. Боеприпасы к автомату подаются с помощью подъемников и механизмов подачи, обеспечивающих практическую скорострельность, равную темпу стрельбы автомата.

Подпитка боекомплекта производится вручную. Наведение АУ осуществляется электрогидравлическими приводами наведения.

Система управления обеспечивает корректировку огня и эффективное поражение целей в зоне досягаемости комплекса, а также тренировки расчета практическими стрельбами по имитируемым целям. Комплекс размещается на кораблях проектов 1143.4, 1144, 1155, 1135М, 1135, 11540.

Зенитно-ракетный комплекс С-125М «Нева-М»

Первые отечественные ЗРК (С-25 и С-75) создавались для поражение высокоскоростных высотных целей. По сути, с их помощью решалась задача: как защитить наземные объекты от бомбардировщика с ядерной бомбой, который поднялся выше зоны поражения крупнокалиберных зенитных орудий и выше практического потолка истребителей-перехватчиков?
Боевое применение С-75 во Вьетнаме показало, что задача борьбы со стратегическим бомбардировщиками В-52 решается достаточно успешно. Но как быть с ударной фронтовой авиацией, которая ушла на малые высоты, под нижнюю границу зон поражения ЗРК?
Ответом на этот вопрос стал принятый на вооружение в 1961 году ЗРК С-125, предназначавшийся для перехвата скоростных целей на высотах от 100 до 5000 метров. К сожалению, дальняя граница зоны поражения С-125 была мала – всего 12 километров. Соответственно, при создании новой модификации ЗРК, решалась задача увеличения максимальной высоты и дальности действия комплекса. Кроме того, было принято решение увеличить число ракет на пусковой установке до 4 штук. Так в 1970 году на вооружении ВС СССР появился С-125М.

Описания и характеристики орудия

Работа автоматики основана на использовании энергии отката подвижных частей (ствола, короба и связанных с ними деталей) при небольшом ходе этих частей. Автомат револьверного (барабанного) типа, имеет вращающийся казенник (барабан) с четырьмя симметрично, расположенными патронниками, каждый из которых последовательно перед выстрелом подходит с патроном к каналу ствола и жестко фиксируется относительно его оси.

Наличие четырех патронников позволяет распределить подготовку и производство выстрела между патронниками следующим образом: первый патронник, расположенный непосредственно против канала ствола, используется для производства выстрела; второй патронник, считая по вращению казенника, — для выброса стреляной гильзы пороховыми газами, отводимыми из надульника автомата, третий и четвертый патронники — для досылки патрона в патронник. Такая схема дает возможность совместить по времени выстрел с выбросом и досылкой патрона в патронник и тем самым увеличить темп стрельбы.

Канал ствола запирается поворотом казенника. При этом патрон заводится за донную стенку (зеркало) короба- Предварительный сдвиг стреляной гильзы из патронника производится клиновым извлекателем, который при повороте казенника вытягивает гильзу за бурт на 3-5 мм. Выброс стреляной гильзы осуществляется пороховыми газами, отводимыми из надульного устройства. При откате подвижных частей основная энергия отката аккумулируется пружинами накатника: за счет этой энергии происходит накат подвижных частей. Досылка патрона в патронник осуществляется за счет сжатого воздуха пневмосети.

Ствол охлаждается снаружи жидкостью, циркулирующей между наружной поверхностью ствола и внутренней поверхностью трубы, надетой на ствол. Ствол сзади внутри и казенник спереди внутри охлаждаются после каждого выстрела путем впрыскивания жидкости в канал ствола сзади и в патронники казенника спереди и ее последующего там испарения.

Для стрельбы из автомата используются боеприпасы с электрокапсюльной втулкой, которая срабатывает при прохождении в цепи стрельбы тока 0,24 — 0,65 А. Питание автомата ленточное. Лента состоит из стальных звеньев. Все детали автомата находятся в кожухе. Автомат крепят на установке за кожух на двух точках, переднее его крепление является силовым, заднее — поддерживающим.

Режимы работы автомата: стрельба ведется очередями до 100 выстрелов непрерывного огня на ствол, после чего ствол охлаждается в течение 15-20 минут с включенной системой наружного охлаждения. В исключительных случаях допускается стрельба до израсходования всего боекомплекта (500 патронов) с перерывами между каждыми 100 выстрелами 15-20 сек. В таком случае обеспечивается безостановочность стрельбы, но происходит полный износ канала ствола, после чего тот к дальнейшей стрельбе не пригоден и не гарантируется живучесть отдельных деталей автомата.

Расчет — 2 чел Диаметр шарового погона установки — 1350 мм Число шаров — 164-166 шт Диаметр шаров — 22.2 мм Высота линии огня над шаровым погоном — 280 мм Высота установки над основанием барабана — 1340 мм Радиус обметания по стволам — 2020 мм Радиус обметания по казенной части — 785 мм Расстояние между осями стволов — 240 мм Масса качающейся части установки — 359 кг (по техпроекту) Масса вращающейся части установки — 804 кг (по техпроекту) Масса установки: — 1905 кг +2% (вариант «А», описание 1967 г.) — 1974 кг +2% (вариант «А», описание 1981 г.) — 1850 кг +2% (вариант «Б», описание 1967 г.) — 1926 кг +2% (вариант «Б», описание 1981 г.) Длина канала ствола вкл.казенник — 2140 мм (71.3 калибра) Длина нарезной части ствола — 1897 мм (63.2 калибра) Длина ствола (детали) — 1805 мм (60.1 калибра) Объем каморы — 0.221 куб.дм Крутизна нарезов — 28 калибров Число нарезов — 12 шт Глубина нарезов — 0.3 мм Ширина нарезов — 4.5 мм Предельная длина отката подвижных частей ствола — 92 мм Масса автомата НН-30 — 156 кг Скорость начальная — 1050-1060 м/с Давление в канале ствола — 3100 кг/кв.см Дальность максимальная (по таблице) — 4738 м Дальность баллистическая — 6700 м (при угле вертикальной наводки +45 град, без самоликвидатора) Дальность баллистическая по самоликвидатору — 5000 м Дальность наклонная прицельная — 4000 м Скорострельность — 1000 выстр./мин на ствол Угол наведения по вертикали — от -12 до +87 град. Угол наведения по горизонтали — +-180 град. Скорость вертикального наведения — 24 град/с Скорость горизонтального наведения — 35 град/с Боезапас — 2 х 500 снар. (в ленте)

Стоимость первых образцов АК-230 составляла 715.000 руб (в ценах до 1961 г.).

большой десантный корабль (БДК) проекта 775 «Ropucha»

БДК «Константин Ольшанский» ВМС Украины

БДК «Цезарь Кунников»

БДК «Ямал»

Со временем польская верфь продолжила постройку еще более совершенных десантных кораблей, которые полностью отвечали требованиям руководства ВМФ Советского Союза. По указанию главнокомандующего ВМФ адмирала С. Г. Горшкова было выдано тактико-техническое задание на создание корабля, способного обеспечить доставку одного батальйона морской пехоты, сменив немного устаревшие БДК проекта 1173.

Головной десантный корабль проекта 775 был построен польскими конструкторами на верфи «Stocznia Polnocna» в 1974 году.

Первая серия, состоявшая из 12 десантных кораблей, была закончена в 1978 году. Западные специалисты окрестили эти уникальные корабли как «Ropucha I», что в английском переводе означает «лягушка».

Усовершенствованная вторая серия, состоящая из 16 десантных кораблей («Ropucha II») была завершена в 1992 году. Они отличались более современными РЛС общего обнаружения, а также новейшими артиллерийскими установками 76 мм АК-176, и двумя 30 мм АК-630 вместо двух 57 мм АК-572.

Предусматривалась создание и третьей серии десантных кораблей проекта 778 для транспортировки новых танков Т-80, но внезапный распад Советского Союза прервал их строительство.

Корабли проекта 775 являются плоскодонными, многопалубными десантными кораблями океанской зоны с развитой кормовой надстройкой. По принципу приема техники их можно отнести к судам типа «Ro-Ro».

Основным назначением БДК является прием с оборудованного или необорудованного морского побережья гусеничной, колесной и другой военно-транспортной техники, пехотных подразделений; транспортировку морем и высадку на оборудованное или необорудованное побережье с минимальным уклоном дна 2 – 3 градуса через открытое носовое или кормовое устройство при состоянии моря до 4 баллов. Десантный корабль может быть использован для постановки минных заграждений, и доставки гуманитарной помощи или эвакуации людей из опасных районов. Как правило, десантные корабли проекта 775 действуют в составе корабельной десантной группы или в составе соединения миротворческих сил, однако могут выполнять свои функции самостоятельно, без кораблей прикрытия.Бронетехника размещается в танковом трюме, который имеет размеры: длина – 95 м, ширина в носовой части – 6,5 м, ширина в кормовой части – 4,5 м, высота по диаметральной плоскости – 4,0 м. Морская пехота размещается в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах.

высадка десанта Высадка десанта производится с развернутого носового устройства, состоящая из носовых ворот и аппарели. Аппарель в походном положении находится под створками ворот и разворачивается с помощью гидравлического привода. Наличие носовой аппарели и кормовых ворот позволяет создавать своеобразный «мост» из нескольких кораблей.

ТТХ в сравнении с аналогами

Технические характеристики выглядят наиболее эффектно, если их сравнивать с зарубежными аналогами.

ТТХ«Мста-С»AS-90M109«Палладин»PLZ05Type99K9ThunderPzH2000
Масса, т42452335404755
Скорость, км/ч60556755506767
Длина со стволом, мм119179900661411600113001200011670
Ширина, мм3380340031503380320034003480
Высота, мм3350300032803550430027303400
Калибр, мм152155155155155155155
Кол-во боеприпасов50482830304060
Дальность стрельбы, км29242240305650
Экипаж, чел54-564455
Двигателя Мощность, л.с.78066067552060010001000

Как видно из таблицы выглядит «Мста-С» во всяком случае ничуть не хуже зарубежных образцов.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий