«Императрица Мария» – русский линкор Первой мировой войны

Постройка и испытания

В октябре 1911 года новые линкоры зачислены в списки судов Черноморского флота. В апреле 1912 года судостроительный завод «Руссуд» получил заказ на постройку двух кораблей («Императрица Мария» и «Император Александр III»). Башенные установки для «Императрицы Марии» проектировал , турбины для «Императрицы Марии» и «Императора Александра III» поставляла британская фирма John Brown. Полная стоимость постройки «Императрицы Марии» составила 27,66 млн. руб.

Линкор «Императрица Мария» на стапелях.

Планировалось сдать «Императрицу Марию» на приемные испытания к 20 августа 1915 года, на сами испытания отводилось порядка четырех месяцев. Головной корабль новой серии был заложен 30 октября 1911 года, но это было всего лишь церемониальное мероприятие, поскольку проект еще не был завершен, а контракт не подписан. Высокие темпы и преддверие войны заставляло вести постройку корабля и чертежей – параллельно, несмотря на печальный опыт. Спуск на воду состоялся 19 октября 1913 года. В Севастополь «Императрица Мария» прибыла 13 июля 1915 года, где в течение следующих нескольких месяцев завершила оснащение и провела ходовые испытания.

Линкор «Императрица Мария» назван в честь императрицы Марии Федоровны, матери императора Николая II.

Что это был за корабль

Корабль получило свое название в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны, вдовы убитого террористами российского царя Александра III – это был корабль, относящийся к серии российских линкоров, спроектированных и введенных в поступок для противостояния турецким военным судам в Первой мировой войне. Согласно штатному вооружению, на линкоре «Императрица «Мария» был предусмотрены довольно современные для того времени системы минно-торпедных аппаратов, комплексы зенитной и корабельной артиллерии.

В дореволюционной России были аналоги таких линкоров. Но ни одинешенек из них в военном отношении себя не проявил.

«Мария» против «Гёбена»

Линкор «Императрица Мария» создавался на основе опыта проектирования и постройки наших «балтийских дредноутов». Таким термином обозначают линкоры типа «Севастополь» в целом ряде военно-морских исторических публикаций. Скоростью (23 узла) и мощью артиллерии (12 орудий калибром 305 мм) они превосходили почти все дредноуты первого поколения.

Правда, пришлось пожертвовать толщиной главного броневого пояса. 225 мм было бы вполне достаточно для линейного крейсера, но явно маловато для линкора. К такому утоньшению брони подтолкнуло еще и не совсем верное осмысление печального опыта Цусимского сражения. Желая максимально защитить надводную часть корпуса балтийских дредноутов, конструкторы «размазали» броню по всей высоте борта.

krym.rusarchives.ru
Линкор «Императрица Мария» в море.

На черноморских линкорах максимальную толщину брони борта довели до 262 мм. Усилили на них и вспомогательную артиллерию. Если «Севастополь» защищали от вражеских эсминцев 16 пушек калибром 120 мм, то «Марию» — 20 орудий калибром 130 мм. Эти усиления отчасти сказались на мореходности и, что важнее, на максимальной скорости, не превышавшей 21,5 узла.

«Гёбен» превосходил «Марию» длиной и не уступал ей водоизмещением, что, в общем-то, характерно для линейных крейсеров. Их главным козырем была мощь энергетической установки, позволявшей развивать высокую скорость. Ради нее часто жертвовали толщиной брони и силой артиллерии. Но надо отметить, что, в отличие от английских аналогов, германские линейные крейсеры были куда более сбалансированными и достаточно хорошо защищенными кораблями.

Борт «Гёбена» был прикрыт броней не весь, но толщина главного броневого пояса этого новейшего линейного крейсера достигала 270 мм, что даже чуть больше, чем у «Марии». В целом небольшое преимущество в бронировании все же имел русский линкор. Гораздо весомее был его перевес в артиллерии главного калибра.

Немецкий корабль нес в пяти башнях 10 орудий калибром 280 мм. Но из них на один борт в большинстве случаев могли стрелять только 8. Снаряд массой в 299 кг они отправляли на максимальную дистанцию в 20,5 км.

На «Императрице Марии» все 12 орудий калибром 305 мм располагались в четырех башнях так, что могли бить на один борт с любых курсовых углов. Их гораздо более тяжелые снаряды (471 кг) могли поражать цель на расстоянии до 23,5 км.

Таким образом, ясно, что для «Гёбена» и контр-адмирала Сушона вступление в строй «Императрицы Марии» обозначило переход к тяжелым временам. Еще более ситуация для немцев и турок усугубилась через три месяца, когда в состав Черноморского флота вошла однотипная с «Марией» «Екатерина Великая». Россия вернула себе безоговорочное доминирование на Черном море.

Фото из коллекции Юрия Чернова
Броненосец «Евстафий».

Общие сведения

Известие о заказе Турцией трех современных линкоров дредноутного класса вызвало безотлагательную потребность в усилении Черноморского флота. В целях сохранения баланса военно-морских сил на Черном море требовалось как можно скорее построить и вести в строй свои корабли. В мае 1911 г. император Николай II утвердил программу обновления Черноморского флота, предусматривавшую строительство трёх линкоров типа «Императрица Мария». В середине 1911 года был объявлен конкурс на проектирование линкоров для Черноморского флота. Лучшим был признан проект завода «Руссуд».

Линкор «Императрица Мария» вступил в строй 6 июля 1915 года, уже во время Первой мировой войны. Совместно с крейсером «Кагул» образовал 1-ю тактическую маневренную группу. С 13 по 15 октября 1915 года прикрывал действия 2-ой бригады линейных кораблей в Угольном районе, а также во время обстрела Варны и Евсинограда. Участвовал в Трапезундской наступательной операции. Окончательно списан в 1925 году, после окончания Гражданской войны в России.

Создание броненосцев

Так уж вышло, что Россия не была в числе зачинателей броненосного кораблестроения. Первый русский бронированный корабль — броненосная плавучая батарея с говорящим названием «Первенец» — был построен не в России, а в Англии в 1863 г. и в незаконченном виде (из-за дипломатического конфликта с Великобританией) приведен в Кронштадт.

Собственно, англо-русский конфликт со всей наглядностью показал, что рассчитывать на техническую и материальную помощь Запада в строительстве боевых кораблей России не следует. Да и особой необходимости в этом не было. В стране уже существовала своя оригинальная конструкторская школа, родоначальником которой был знаменитый адмирал Попов.

А. А. Попов (1821–1898) — выдающийся русский флотоводец, изобретатель, конструктор броненосных кораблей и организатор судостроения, видный военно-морской теоретик, полный адмирал. 1891

Под его руководством в 1872 г. был спроектирован и построен первый русский мореходный броненосец «Пётр Великий», ставший родоначальником нового класса боевых кораблей — эскадренных броненосцев. Именно они будут следующие 40 лет хребтом всех ведущих флотов мира.

«Пётр Великий» отличался удачным сочетанием всех конструкционных элементов и весьма добротной постройкой. Он прослужил до 1959 г., хотя в первой линии пробыл не так уж и долго — с 1877 по 1903 г.

Первый русский эскадренный броненосец «Пётр Великий»

Постройка и эксплуатация «Петра Великого» поставила ряд проблем перед русскими кораблестроителями и флотоводцами. Во-первых, выяснилось, что корабль такого класса очень дорог, и потому много их быть не может. Во-вторых, оказалось, что по своим тактико-техническим характеристикам он подходит для Балтики, но не для Черноморского флота.

И действительно, последующие русские эскадренные броненосцы почти полностью соответствовали идеологии «Петра Великого» — мореходные (у них постоянно увеличивались водоизмещение и высота борта), с хорошей дальностью плавания и неизменным основным вооружением — четыре 305-миллиметровых орудия в двух 2-орудийных башнях в носу и корме. Лишь длина ствола 12-дюймовок постоянно росла — от 20 до 40 калибров, равно как и увеличивался вес снарядов, дальность и скорость стрельбы. И конечно, скорость корабля — с 14 до 18 узлов (предел для тяжелых военных кораблей с паровой машиной). Вплоть до 1890 г. броненосцы для Балтийского флота не строились — вся судостроительная активность России была сконцентрирована в последующее десятилетие на Чёрном море. И не случайно.

Особые броненосцы

Победив Османский флот в войне 1877-1878 гг., русское военно-морское командование почивать на лаврах не могло. Броненосный флот Блистательной Порты по-прежнему был мощным — 14 единиц. То, что в силу ряда причин турки его в последующие десятилетия не развивали, в начале 1880-х гг. предположить не могли. Русскому же политическому руководству и военному командованию не давала покоя мысль о захвате Константинополя, для чего нужны были особые броненосцы, которые и воплотились в серии кораблей типа «Чесма» — «Екатерина II», «Синоп», «Георгий Победоносец», построенных в Николаеве в 1886-1892 гг.

По тем временам это были примечательные корабли. В отличие от принятого во всех мировых флотах стандарта — четыре 12-дюймовых орудия, они несли 6 таких пушек в трех башенноподобных установках, расположенных треугольником (2 впереди — справа и слева от надстройки, 1 сзади). Такое конструкторское решение было не случайным. Бригада новейших русских броненосцев должна была драться с турецким или британским флотом на встречном курсе у пролива Босфор.

В 1890 г. для Черноморского флота был построен броненосец «Двенадцать апостолов». Этот корабль от многих своих «одноклассников» в зарубежных флотах отличался весьма скромными размерами и крайне тривиальной судьбой: прослужив 20 лет, он не участвовал ни в одном сражении, на нем не произошло ни единой существенной аварии или поломки.

Броненосец «Двенадцать апостолов». 1892

Пятерка эскадренных броненосцев на целое десятилетие стала основой русского Черноморского флота (в 1895 г. к ним добавился «Три Святителя»). По своей мощи эти новейшие корабли превосходили застывший на уровне 1878 г. флот Османской империи.

Потому дальнейшие усилия в постройке эскадренных броненосцев русское командование сосредоточило на Балтийском флоте. Тем более что его корабли и активно действовали в Средиземном море, и ходили по бурной Атлантике.

Эскадренный броненосец «Екатерина II» в Севастополе. 1902. Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ

Броненосный корабль Чесма

Следствие продолжается

Взрыв линкора наделал много шума не только на Черноморском флоте. Сразу была назначена комиссия Морского министерства, которую возглавил адмирал Николай Матвеевич Яковлев – уважаемый моряк, который в русско-японскую войну был капитаном броненосца «Петропавловск». Приехали и другие высокопоставленные чиновники. Несмотря на то, что комиссия работала очень тщательно, особых успехов она не достигла. Опрошены были все участники и свидетели трагедии, но вот вещественные доказательства оказались на дне и не смогли помочь экспертам в определении причин трагедии.

Тем не менее версии трагедии были. Из наиболее вероятных обозначились целых три: взрыв самопроизвольный, вызванный техническими причинами или небрежностью и, наконец, диверсия. Комиссия рассмотрела все версии и не исключила ни одну из них. Особое место занимало несоблюдение уставных требований, или попросту халатность. Сейчас это безобразие обозначают выражением «человеческий фактор». В этот «фактор» входило, например, недолжное хранение ключей от помещений с пороховыми зарядами, причём некоторые отсеки вообще были открытыми. На линкоре находились посторонние люди: 150 инженеров и рабочих ежедневно приходили на борт и вели ремонтные работы.

Линейный корабль «Императрица Мария» после гибели

В этом плане очень показательны итоги работы комиссии, которая сделала важное и очень умное заключение: «Прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным, приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся при следствии обстоятельства». Разошлись во мнениях о причинах взрывов адмирал Колчак и морской министр Григорович. Первый не верил в диверсию, а вот министр считал, что это был злонамеренный акт при помощи адской машины, совершенный руками врагов России

Григорович считал, что этому преступлению способствовал и беспорядок на корабле. В такой обстановке легко можно было подкупить кого-нибудь из команды или, переодевшись в одежду рабочего, подложить адскую машину. В итоге командира корабля было решено отстранить от командования, а офицерам, которые были причастны к открывшимся беспорядкам, не давать новых назначений

Первый не верил в диверсию, а вот министр считал, что это был злонамеренный акт при помощи адской машины, совершенный руками врагов России. Григорович считал, что этому преступлению способствовал и беспорядок на корабле. В такой обстановке легко можно было подкупить кого-нибудь из команды или, переодевшись в одежду рабочего, подложить адскую машину. В итоге командира корабля было решено отстранить от командования, а офицерам, которые были причастны к открывшимся беспорядкам, не давать новых назначений

Разошлись во мнениях о причинах взрывов адмирал Колчак и морской министр Григорович. Первый не верил в диверсию, а вот министр считал, что это был злонамеренный акт при помощи адской машины, совершенный руками врагов России. Григорович считал, что этому преступлению способствовал и беспорядок на корабле. В такой обстановке легко можно было подкупить кого-нибудь из команды или, переодевшись в одежду рабочего, подложить адскую машину. В итоге командира корабля было решено отстранить от командования, а офицерам, которые были причастны к открывшимся беспорядкам, не давать новых назначений.

В заключение я вновь хочу вернуться к повести А. Рыбакова, к высказыванию Полевого, бывшего матроса с «Императрицы Марии»: «Разбирались в этом деле много, да всё без толку, а тут революция… С царских адмиралов нужно спросить…».

Линейный корабль Императрица Мария после постановки в док и откачки воды, 1919 год

P.S. Первые попытки поднять линкор начались ещё в 1916 году, но революция и Гражданская война не позволили поднять его и завершить расследование. В 1918 году корпус подняли и отбуксировали в док. Его перевернули, осушили, выгрузили боеприпасы и сняли вооружение. Советская власть планировала восстановить линкор, но денег таких не нашлось, и в 1927 году останки судна продали на металлолом.

Сноски

  1. Маклафлин, стр. 229–30
  2. Маклафлин, стр. 230–31.
  3. Маклафлин, стр. 233, 235–36.
  4. Маклафлин, стр. 228
  5. Гардинер и Грей, стр. 303
  6. Маклафлин, стр. 237
  7. Маклафлин, стр. 229, 235–37
  8. Маклафлин, стр. 233–34.
  9. Маклафлин, стр. 261
  10. ^ Маклафлин, стр. 234
  11. Маклафлин, стр. 233
  12. Фридман, Норман (2008). Морская огневая мощь: орудия линкора и артиллерия в эпоху дредноута. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. С. 273–75. ISBN  978-1-59114-555-4.
  13. ^ Маклафлин, стр. 234–35.
  14. Маклафлин, стр. 231–33.
  15. Маклафлин, стр. 231, 242, 304–06.
  16. Маклафлин, стр. 242, 306–07.
  17. Маклафлин, стр. 310
  18. Маклафлин, стр. 242, 308, 330–31.
  19. Маклафлин, стр. 241, 308, 323

Служба

«Императрица Мария» прослужила около года. В 1916 году по неизвестной причине на судне произошел взрыв, в результате которого линкор утонул. Погибло 225 человек. Операцией по спасению экипажа руководил лично адмирал Александр Колчак. «Император Александр III» был передан в советский флот и снят с вооружения в 1924 году. Дредноут «Екатерина Великая» участвовал в Первой мировой войне, после захвата Крыма немцами советские власти приняли решение потопить судно, чтобы оно не досталось Германии. «Император Николай I» в связи с войной и революцией так и не был достроен. Судостроительный завод, за которым он был закреплен, несколько раз переходил от одного государства к другому. В 1924 году он был пущен на слом.

Назло турецкому супостату

В 1911 году на кораблестроительном заводе в Николаеве была заложена серия российских линкоров, которые должны были противостоять новейшим турецким военным кораблям в Черном море.

Всего планировалось четыре корабля, из которых успели достроить три — «Императрица Мария», «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая».

Головным кораблем серии стал линкор «Императрица Мария», заложенный вместе с двумя другими кораблями 17 октября 1911 года. «Императрица Мария» была спущена на воду 19 октября 1913 года.

Своё название корабль получил по имени вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, супруги покойного императора Александра III.

Линкор был оснащен четырьмя 457 мм торпедными аппаратами, двадцатью 130 мм орудиями, а также башнями 305 мм орудий главного калибра.

Достройка корабля завершилась уже в разгар Первой мировой войны, в начале 1915 года, и 30 июня линкор прибыл в Севастополь.

Во время ходовых испытаний были выявлены недостатки, которые пришлось спешно устранять. В частности, из-за дифферента на нос потребовалось облегчить носовую часть.

Было также отмечено, что система вентиляции и охлаждения артиллерийских погребов была сделана неудачно, из-за чего там сохранялась высокая температура.

Но 25 августа 1915 года линкор вступил в строй.

Линкор «Императрица Мария» покидает завод Руссуд 24 июня 1915 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Строительство

Все три корабля были заложены 30 октября 1911 года, но это было просто торжественное мероприятие, так как проект еще не был доработан, а контракты подписаны. Наконец, 13 апреля 1912 г. был подписан контракт с Руссудом, в котором была указана дата поставки 2 сентября 1915 г. Императрица Мария и Император Александр III. Императрица Екатерина Великая был построен по более крупному проекту, добавившему более двух миллионов золота рубли к ее стоимости и отложила начало ее строительства через три месяца после ее сводных сестер. Несмотря на плотный график, судам пришлось несколько задержек в строительстве. 10 февраля 1914 года Морское министерство приказало внести изменения, чтобы учесть уроки, извлеченные из полномасштабных испытаний брони, проведенных с использованием Чесма. Это увеличило вес судов почти на 500 тонн (508 т) и повысило их стоимость на 220–250 тыс. Руб. Другие задержки произошли после начала войны, так как импортные компоненты доставлялись на верфи дольше, а фабрики перешли на военное производство. Построение Император Александр III была намеренно отложена, чтобы ускорить завершение строительства двух ее сестер, а некоторые из ее башен были перенесены в Императрица Мария также.

Описание

Императрица Мария на якоре 24 июня 1915 г .; конструкция на ее носу представляет собой причальную стрелу, а не бушприт

Императрица Мария был 168 метров (551 фут 2 дюйма) долго на ватерлинии. У нее был луч 27,43 метра (90 футов 0 дюймов) и проект 8,36 метра (27 футов 5 дюймов). Ее водоизмещение было 23600 длинные тонны (23 980 т) под нагрузкой, что на 1000 длинных тонн (1016 т) больше ее проектного водоизмещения 22 600 длинных тонн (22 960 т). Она оказалась очень тяжелой в эксплуатации и имела тенденцию пропускать через себя большие объемы воды. казематы. Боекомплект для передней 12-дюймовой (305-мм) пушки был уменьшен со 100 до 70 патронов каждая, в то время как боезапас 130-миллиметрового (5,1-дюймового) боеприпаса был уменьшен с 245 до 100 патронов на орудие в попытке компенсировать ее обрезку. . Это не решило проблему полностью, но Императрица Мария был утерян до того, как можно было внести какие-либо другие изменения.

Корабль был оснащен четырьмя Парсонс -тип паровые турбины импортировано из Джон Браун и компания из объединенное Королевство. Всего они были рассчитаны на 26000 человек. (19000 кВт), но выдавала на ней 33200 л.с. (24800 кВт). ходовые испытания с использованием пара, производимого 20-ю треугольными Котлы тысячелистника при рабочем давлении 17,5банкомат (1,770 кПа; 260 psi ). Расчетная скорость 21 узлы (40 км / ч; 20 миль / ч). Ее максимальная мощность по углю составляла 1700 длинных тонн (1727 т) плюс 500 длинных тонн (510 т). горючее, что дало ей диапазон 1640 морские мили (3040 км; 1890 миль) на максимальной скорости. Вся ее электроэнергия вырабатывалась тремя магистральными двигателями Curtis мощностью 360 киловатт (480 л.с.). турбогенераторы и два вспомогательных агрегата мощностью 200 киловатт (270 л.с.).

Ее основное вооружение состояло из десятка 12-дюймовых Обуховский узор 1907 г. орудия установлены в четырех тройных орудийные башни распределены по длине корабля. Ее вторичное вооружение состоял из двадцати 130-мм орудие Б7 образца 1913 года установлен в казематах. Они располагались двумя группами по шесть орудий на борт от носовой башни до кормы. воронка а остальные четыре сгруппировались вокруг задней башни. Она была оснащена четырьмя 75 миллиметров (3,0 дюйма) зенитные орудия, по одному на крыше каждой башни. Четыре 17,7-дюймовых (450 мм) погруженных торпедные аппараты несли, по две трубки на каждой борт позади передний магазин.

Версии

Современные российские историки называют трагедию, в результате которой была уничтожена «Императрица «Мария», самым громким событием в ВМФ российского флота Первой мировой войны. Линкор взорвался и затонул в Севастопольской бухте 7 октября 1916 года. Взрывов было несколько, и в общей сложности они полностью уничтожили корабль, навсегда лишив его боеготовности. Более чем столетняя загадка, которая могла бы объяснить причину трагедии, унесшей свыше ста жизней, необъяснима по сию пору. Официальные версии произошедшего (их несколько) разнятся с современными гипотезами случившегося. Что там произошло на самом деле, до сих пор непонятно.

Как говорил историк Черноморского флота, капитан 2-го ранга Октябрь Бар-Бирюков, многие годы посвятивший исследованию этой трагедии, «Императрица «Мария», взорвалась вследствие пожара в артиллерийском погребе. Спонтанные разрывы несколько сот зарядов унесли жизни 157 человек. Бар-Бирюков сообщал, что официальной версией причин взрывов послужил пожар в артиллерийском отсеке, возникший вследствие «случайной искры»

Официальные данные многочисленных экспертиз свидетельствуют о несоблюдении техники безопасности при хранении и обращении с артвооружением или с элетрооборудованием линкора. Бирюков предполагал, что «Императрицу «Марию», воспользовавшись недостатками «электрики», могли подорвать немецкие диверсанты. Но убедительных доказательств этому, как и другим версиям, нет.

Линкор в результате взрывов затонул.

В 30-х годах остатки разорванного линкора подняли со дна севастопольской бухты, 16-тоннаый ствол пушки с «Императрицы «Марии» – это по сути, единственное, что осталось от надежды российского флота начала века. Остальное продано как металлолом.

Черноморские проблемы

Первые разговоры об усилении османского флота стали доходить до Петербурга ещё в 1909 году. Поначалу это не было чем-то серьёзным, турки просто покупали в Германии старые броненосцы. Но в Порте решили серьёзно вложиться в обороноспособность. И заказали в Британии полноценные линейные корабли.

Этим кораблям не было суждено попасть к османам — вскоре после начала Первой мировой Лондон реквизировал вымпелы для собственного флота. Но проблем на Чёрном море это не убавило. В августе 1914-го в Дарданеллы прорвались два германских корабля — линейный крейсер «Гёбен» и лёгкий крейсер «Бреслау», которые формально вошли в состав турецкого флота. А вскоре и сама Османская империя вступила в войну. «Гёбен» и «Бреслау» обстреляли русские порты.

«Гёбен» и «Бреслау» под турецким флагом

Для эффективного противостояния новому «Гёбену» русские корабли должны были держаться вместе. Германский линейный крейсер при этом имел хорошие ходовые качества. Что давало ему возможность развлекаться на коммуникациях и в рейдах — «Гёбен» был хозяином положения).

Диверсия

На следующий день поездом из Петрограда в Севастополь выехали назначенные высочайшим повелением две комиссии – техническая и следственная. За полторы недели работы они так и не сумели достоверно установить причины взрыва. Рассматривались три версии: самовозгорание пороха, небрежность в обращении с огнем, диверсия или злой умысел. Первые две были признаны маловероятными. Однако отмечалось, что «на линкоре имелись существенные отступления от уставных требований в отношении доступа в артиллерийские погреба. В частности, многие люки башни не имели замков. Во время стоянки в Севастополе на линкоре работали представители различных заводов. Пофамильная проверка мастеровых не производилась». Поэтому комиссия не исключала вероятности злого умысла. Более того, отметив плохую организацию службы охраны на линкоре, она указала на сравнительно легкую возможность его осуществить.

Уже после Великой Отечественной войны исследователям удалось добыть некоторые секретные документы из архива КГБ. В них зафиксировано, что в Николаеве с 1907 года работала (в том числе и на судостроительном заводе, строившем русские линкоры) группа немецких шпионов, руководимая резидентом Верманом. В нее входили многие известные в городе лица (даже городской голова Николаева Матвеев), а главное, инженеры верфи Шеффер, Линке, Феоктистов, электротехник Сгибнев, обучавшийся в Германии.

В начале 1930-х годов некоторые члены шпионской группы были арестованы. Уже в ходе следствия они рассказали о причастности к взрыву на линкоре «Императрица Мария». Непосредственные исполнители акции – Феоктистов, Сгибнев и Верман – должны были получить за нее от Германии по 80 тысяч рублей золотом, а шеф группы Верман – к тому же еще и Железный крест.

В 1920-х годах появились сведения, что летом 1917 года русская агентура, работавшая в Германии, добыла и доставила в Морской штаб несколько небольших металлических трубочек, оказавшихся тончайшими, выделанными из латуни механическими взрывателями. Пронести на линкор «Императрица Мария» подобную трубку, подложить ее в не запиравшееся подбашенное отделение не составляло, как следовало из доклада комиссии, особого труда. Это вполне мог сделать кто-то из бывавших на корабле рабочих с заводов или при перегрузке угля с барж на линкор, происходившей незадолго до взрыва.

Но доказать факт диверсии так и не удалось. Как сказал о взрыве на линкоре герой повести «Кортик» Анатолия Рыбакова: «Темная история… Разбирались в этом деле много, да все без толку».


Наш канал в Телеграм

«Гёбен» и «Бреслау»

Первая мировая война разразилась в неудачный для Российской империи, и особенно для ее флота, момент. На Балтике не успел вступить в строй ни один из четырех достраивавшихся линкоров типа «Севастополь». Только к концу 1914 года их окончательно приняли на вооружение. А четыре мощных линейных крейсера типа «Измаил» вообще планировалось ввести в состав флота только в 1918 году. Достроить их, к сожалению, так и не удалось.

vfl.ru
Линкор «Императрица Мария» на стоянке в Севастополе.

На Черном море мы тоже запаздывали. «Императрицу Марию» ввели в эксплуатацию 6 июля 1915 года, «Екатерину Великую» — в октябре того же года, а «Александра III» — только в июне 1917-го. «Император Николай I», как и линейные крейсеры типа «Измаил», достроен так и не был.

При отсутствии в Черноморском флоте дредноутов фиктивная передача немцами туркам новейшего линейного крейсера «Гёбен» стала неприятным сюрпризом для русских адмиралов. Английская средиземноморская эскадра могла воспрепятствовать проходу «Гёбена» и сопровождавшего его легкого крейсера «Бреслау» в турецкие территориальные воды, но из-за формально еще сохранявшегося в последние предвоенные дни состояния мира шанс не использовала.

Уинстон Черчилль впоследствии писал о случившемся как о большой ошибке английских флотских начальников. Есть, однако, и другая точка зрения. Согласно ей, англичане преднамеренно допустили германский линейный крейсер в Черное море. Так они страховались от захвата проливов Босфор и Дарданеллы русским морским десантом, что считалось ими нежелательным.

Нашему командованию сразу же стало ясно, что Черноморский флот получил в лице германских крейсеров серьезную проблему. Любой отдельно взятый броненосец мог стать легкой добычей «Гёбена», и только целая их эскадра была в состоянии одержать победу над «немцем».

wikipedia.org
Линейный крейсер «Гёбен».

После боя у мыса Сарыч (18 ноября 1914 года) выяснилось, что для достижения перевеса над новейшим линейным крейсером достаточно трех относительно новых броненосцев — «Евстафия», «Иоанна Златоуста» и «Пантелеймона». Эту бригаду немцы окрестили «русской тройкой» и при встрече с ней спешили разорвать дистанцию и уйти, что с учетом почти двукратного превосходства «Гёбена» в скорости (28,5 узла против 16 у российских кораблей) сделать было нетрудно.

26 декабря 1914 года у входа в пролив Босфор «Гёбен» наскочил на минное поле, установленное нашими моряками в ходе рейда главных сил флота к турецкому берегу. Получив две огромные пробоины в корпусе, германский корабль все же дотянул до порта, продемонстрировав отличную живучесть.

На его ремонт потребовалось три месяца интенсивной работы инженеров и специально вызванных из Германии квалифицированных рабочих. В апреле 1915 года «Гёбен» вновь вышел в море, но дни его доминирования были уже сочтены. 6 июля Черноморский флот пополнился кораблем, способным в одиночку расправиться с немецким линейным крейсером.

Первый бой «Марии»

Все знали, что со вступлением в строй «Императрицы Марии» «Гебен» без крайней нужды теперь из Босфора не выйдет. Флот смог планомерно и в более широких масштабах решать свои стратегические задачи. Тогда же для оперативных действий в море, сохранив административную бригадную структуру, образовали несколько мобильных временных соединений, названных маневренными группами. В первую вошли «Императрица Мария» и крейсер «Кагул» с выделенными для их охраны эсминцами. Такая организация позволяла (с привлечением подводных лодок и авиации) осуществлять более действенную блокаду Босфора. Только в сентябре-декабре 1915 года маневренные группы десять раз выходили к берегам противника и провели в море 29 дней: Босфор, Зунгулдак, Новороссийск, Батум, Трапезунд, Варна, Констанца у всех берегов Черного моря можно было видеть тогда стелющийся по воде длинный и приземистый силуэт грозного линкора.

И все же поимка «Гебена» оставалась голубой мечтой всего экипажа. Не раз приходилось офицерам Марии поминать недобрым словом руководителей Генмора вкупе с министром А.С. Воеводским, срезавших у их корабля по крайней мере 2 узла хода при составлении проектного задания, что не оставляло надежд на успех погони.

Сведения о выходе «Бреслау» для новой диверсии у Новороссийска были получены 9 июля, и новый командующий ЧФ вице-адмирал А.В. Колчак сразу же на «Императрице Марии» вышел в море. Все складывалось как нельзя лучше. Курс и время выхода Бреслау были известны, точка перехвата рассчитана без ошибки. Гидросамолеты, провожавшие «Марию», удачно отбомбили караулившую ее выход подводную лодку UB-7, не дав ей выйти в атаку, эсминцы, шедшие впереди «Марии», в намеченной точке перехватили «Бреслау» и связали его боем. Охота развернулась по всем правилам. Эсминцы упорно прижимали пытающийся уйти германский крейсер к берегу, «Кагул» неотступно висел на хвосте, пугая немцев своими, правда, не долетавшими залпами. «Императрице Марии», развившей полную скорость, оставалось лишь выбрать момент для верного залпа. Но то ли эсминцы не были готовы взять на себя корректировку огня «Марии», то ли на ней берегли снаряды сокращенного боекомплекта носовой башни, не рискуя бросать их наугад в ту дымовую завесу, которой «Бреслау» немедленно окутывался при опасно близких падениях снарядов, но того решающего залпа, который мог бы накрыть «Бреслау», не получалось. Вынужденный отчаянно маневрировать (машины, как писал немецкий историк, были уже на пределе выносливости), «Бреслау», несмотря на свою 27-узловую скорость, неуклонно проигрывал в пройденном по прямой расстоянии, которое уменьшилось со 136 до 95 кабельтовых. Спасла случайность – налетевший шквал. Укрывшись за пеленой дождя, «Бреслау» буквально выскользнул из кольца русских кораблей и, прижимаясь к берегу, проскочил в Босфор.

Убийственный ответ

К счастью, слухи о стремлении Турции обзавестись линкорами даром не прошли. Флотское начальство осознавало свою уязвимость на Чёрном море. А поступающие со стороны южного соседа новости позволяли проталкивать через Думу выделение средств на нужные линкоры.

Заложили четыре «черноморских» дредноута. По концепции это были «балтийские» линкоры типа «Севастополь» с усиленным бронированием и вооружением минус скорость и запас хода. Причём увеличить мощность артиллерии удалось весьма изящно — за счёт утяжеления снаряда. По расчётам, эффективность новых 12-дюймовых боеприпасов против бронированных кораблей была такой же, как у 13,5-дюймовых орудий линкоров, заказанных турками в Англии.

И головным кораблём этой серии стала «Императрица Мария».

«Императрица Мария» покидает завод, 24 июня 1915 года

Война и корабли

Первая мировая внесла свои коррективы и существенно отодвинула сроки спуска на воду военного судна. «Император Николай I» (линкор) нуждался в различных импортных составляющих, но их доставка была отложена или прекратилась вовсе. Надежды возлагались на отечественные машины и механизмы. Но их установка требовала пересмотра некоторых узлов военного корабля. В проект был внесен дополнительный фальшборт от первой башенной установки до самого носа. Это способствовало улучшению мореходных качеств судна

Окончательные доработки были приняты во внимание, и судно было достроено на отечественных стапелях с дополнительным фальшбортом. Тогда же и окончательно утвердилось название корабля – «Император Николай I»

1916 год – время разгара мировой войны. Несмотря на сложную обстановку на фронтах, судостроители сумели довести до конца строительство судна — 5 октября линкор сошел со стапелей и пришвартовался у стенки завода. В то время готовность судна составляла 77,5%. Работы велись с перерывами весь 1917 год, но в начале 1918 Временное правительство было вынуждено заморозить их завершение, и «Император Николай 1» (линкор) так и не был окончательно достроен.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий