БТР-60 – «отец» нового поколения бронетранспортеров

Источники

  • [http://btvt.narod.ru/1/brilev/brilev.htm Генерал-майор Брилев О. Н. Доктор техничес­ких наук, профессор, заслуженный деятель на­уки и техники РФ, «Имеют ли танки будущее?», журнал «Техника и вооружение» №1/2006]
  • [http://btvt.narod.ru/1/bmp_future/bmp_future.htm Андрей «Новые концепции боевых машин для пехоты – выход из сложившегося тупика» (по материалам зарубежных аналитиков)]
  • http://www.army-guide.com/rus/article/article.php?topicID=1140&forumID=1044
  • http://www.army-guide.com/rus/article/article.php?topicID=485&forumID=479
  • http://www.army-guide.com/rus/article/article.php?forumID=1528

Конструкция

Компоновка БТР-80 следующая – в средней части находится совмещенные боевое и десантное отделение, в лобовой – отделение управления, а в корме – моторно-трансмиссионное. Штатный экипаж состоит из механика-водителя, командира машины (отделения) и наводчика. Транспортироваться в нем могут семь мотострелков.

Машина оборудована слабо дифференцированной противопульной бронированной защитой. Сборка броневого корпуса осуществляется из катаных листов броневой гомогенной стали толщиной 0,5-0,9 см. Основная часть листов вертикального бронирования бронетранспортера, кроме бортовых и кормового, имеют большой наклон. Корпус обтекаемый, что увеличивает его водоходные характеристики. А также дополнен складным волноотражательным щитком, который дополнительно увеличивает безопасность корпуса, когда укладывается на лобовой средний лист корпуса в походном положении.

В отделении управления находятся рабочие места командира и механика-водителя. Далее идет совмещенное с боевым, отделение десанта. Для десантников еще предусмотрены шесть мест в корме, и два места в передней части. Правое из этих двух мест, развернуто по ходу движения, чтобы можно было вести огонь, а десантник в левом, расположенном спиной к борту, в бою берет на себя функции башенного стрелка. Рядом с другими десантниками находятся шаровые установки, предназначенные для стрельбы из личного оружия. Так как, они расположены в направлении передней полусферы, задняя полусфера является мертвой. Также в десантных люках имеются два лючка, предназначенные для обстрела верхней полусферы, лишенные шаровых установок.

Кроме вышеуказанных двустворчатых дверей, на БТР для посадки/высадки есть два прямоугольных люка в крыше. Верхняя крышка двери открывается по ходу движения, а нижняя откидывается вниз, что позволяет пользоваться ею, как подножкой. Благодаря ей бронетранспортер может не останавливаться для посадки/высадки. Командир и механик-водитель имеют отдельные люки над своими местами. Кроме них, существует еще некоторое количество лючков и люков, ведущие к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебедки.

Гладко было на бумаге

Вроде всё понятно, и армии во всём мире либо серийно оснащаются современными колёсными бронемашинами, либо такая техника активно разрабатывается — даже в странахвторого эшелона». Свои тяжёлые БТР пилят Турция, Сингапур и Сербия, не говоря уж о США, Германии, Франции, Италии. У нас от идейБумеранга» к ощутимому результату вышло только к 2020 году. Все 90-е и начало 2000-х пытались получитькаменный цветок» всё из того же старого советского семейства. Сначала былраздутый» БТР-90Росток» и работы по ОКРГильза». От первого окончательно отказались только в 2011-м, при этом успев формально принять на вооружение. Тогда же утвердили проект будущегоБумера».

БТР-90 с башней БМП‑3

Военные жаждали получить новую платформу уже в 2013-м, а серию — в 2015. Но сроки постоянно сдвигались из-за недоработок и недовольства военных отдельными характеристиками. И несмотря на то, что опытные образцы показывали на параде Победы в 2015-м, доводка машины шла ещё четыре года. Теперь обещают серию в 2022-м, но, как говорит опыт мирового и особенно российского ОПК, — время растяжимо.

Внешний вид БТР по ОКРГильза»(фото: Алексей Хлопотов)

Бумеранг» за несколько лет подвергся множеству изменений и доводок, после которых удалось сильно снизить цену(по официальному заявлению, в три раза) на конечное изделие. Достаточно странное сообщение — или изначально стоимость была сильно завышена, илиБумер» в серийном исполнении станет гораздо беднее поначинке».

Как отметил недавно министр обороны Сергей Шойгу, отчасти из-за сдвигавправо» ряда амбициозных программ вроде БМПКурганец», БТРБумеранг» и танкаАрмата», уровень перевооружения современной техникой сухопутных войск продолжает оставаться самым низким в вооружённых силах. Тем временем сроки выхода на ГСИ постоянно сдвигаются. Абумеранги» нужны уже вчера.

Но пока по-прежнему основа транспорта наших мотострелков — это советские БМП-2 и странноватые БМП-3, а также разнообразные модификации БТР-80. Дошло до того, что решили проапгрейдить БМП-1 до уровня   Басурманина» с дистанционно управляемым модулем.

БМП-1АМБасурманин»(фото: Виталий Кузьмин)

Сплошные паллиативные решения на фонебоксёров» ипатрий». А солдаты и в Сирии до сих пор ездятна броне», а не внутри неё, ибо страх подорваться на мине больше, чем получить пулю от снайпера. И сколько не обмазывай БТР-80, он остаётся концептуально устаревшей машиной. Это уровень подготовки даже не к прошлой войне, а к позапрошлой.

БТР-60П

Технические особенности бронетранспортёра БТР-60П
Созданный на оригинальной базе бронетранспортёр стал первым в мире серийным БТР на четырехосном шасси с колесной формулой 8х8 (все колеса ведущие). Особенностью новой советской боевой машины была нехарактерная для БТР компоновка с передним расположением отделения управления, средним – десантного отделения, в котором в зависимости от модификации могло свободно разместиться от 8 до 14 человек, и кормовым расположением МТО. При преодолении небольших водных преград на броне БТР мог перевезти еще до 10 бойцов, запаса плавучести хватало. Во всех модификациях экипаж боевой машины состоял из двух человек – механика-водителя и командира.
Силовая установка БТР-60 представляла собой спарку шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-40П, выдававших общую мощность 180 л.с. Двигатели позволяли мехводу разогнать БТР боевой массой 10 тонн до 80 км/ч по шоссе, на плаву – до 10 км/ч. Двигатели питались бензином Б-70, который заливался в два бака общей емкостью 290 литров. Запаса топлива хватало, чтобы преодолеть по шоссе до 500 км. Новое шасси обеспечивало машине легкое преодоление траншей и рвов шириной до двух метров.
Корпус БТР-60П сваривался из бронелистов толщиной от 5 до 9 мм, он обеспечивал машине весьма условное противопульное бронирование, даже несмотря на то, что многие бронелисты корпуса были расположены под хорошими углами наклона к вертикали. Корпус являлся несущим, его нижняя часть имела обтекаемую форму, а днище было плоским. На модели БТР-60П корпус был открытым сверху, на марше для защиты экипажа и десанта от непогоды можно было натянуть брезентовый тент, который входил в укладку бронетранспортёра. Десант размещался на деревянных поперечных скамьях, для облегчения покидания боевой машины в верхних частях борта располагались откидывающиеся в сторону дверцы. На версии БТР-60ПА в крыше появились два специальных прямоугольных люка для высадки десанта, а на БТР-60ПБ к ним добавились еще и два боковых люка. У такого варианта расположения десанта были очевидные недостатки. Покидать машину солдаты должны были через борта, оказываясь на высоте два метра под огнем противника, на БТР-60ПА ситуация усугубилась еще больше, так как люков стало всего два. При этом раненным солдатам выбраться из БТР и до этого было очень сложно, а с крышей над головой ситуация в этом плане только ухудшилась. На БТР-60ПБ проблема решилась за счет размещения бортовых люков, но только частично.

Места боевой славы

С 1976 г. в Советском Союзе основным бронетранспортером был БТР-70 – машина неплохая, но унаследовавшая недостатки своего предшественника – БТР-60ПБ. У него был большой расход топлива, недостаточно продуманная система высадки и посадки десанта, ненадёжная силовая установка. В начале 80-х годов конструкторским бюро Горьковского автомобильного завода был спроектирован новый бронетранспортер – БТР-80, характеристики которого позволяют использовать его в самых различных условиях. Новая техника заслужила свою славу нелегким трудом, пройдя дорогами всех военных конфликтов СССР и СНГ с конца 1980-х годов: Молдавия, Таджикистан, Чечня, Нагорный Карабах и т.д.

БТР-80 использовался в качестве основного транспортного средства в войнах на Северном Кавказе. Десант возили прямо на крыше траспортника. В случае боевого столкновения в пути солдаты спрыгивали и укрывались за бронированными боками.

Для иностранцев русский солдат ассоциируется не только с автоматом Калашникова, но и с БТР-80. Технические характеристики позволяют эффективно использовать технику и в антитеррористических операциях. Это самая популярная колесная техника в Российской армии, модификации на базе БТР-80 используются штурмовыми подразделениями, подразделениями связи, артиллерией, а также как передвижной медпункт.

БТР-80 с автоматической пушкой

В 1994 году на вооружение была поставлена модификация бронетранспортера БТР-80А. Машина для десанта впервые была оборудована 30-миллиметровым автоматическим орудием 2А72, боекомплект в 300 снарядов. Подобная пушка применяется на боевых машинах пехоты и десанта, а также на вертолетах Ка-50, Ка-52 и Ми-28. Танковую броню в 120 мм способна пробить очередь из восьми снарядов из такой пушки БТР-80.

Технические характеристики новой башни позволяют поражать цели с большим углом возвышения – до 70 градусов. Дальность выстрела – до 4 км. С пушкой спарен все тот же ПКТ калибра 7,62 с 2000 патронов. Все оружие расположено за пределами обитаемого отсека, чтобы пороховые газы не поступали внутрь помещений. Для ведения стрельбы ночью установлен прицел ночного видения ТПН-3-42 «Кристалл», дальность прицельной стрельбы с его использованием – до 900 м.

Движение по воде

Машину-амфибию легко отличить по задранному носу – такому, как и у БТР-80. Фото выше показывает процесс высадки с корабля. На заднем плане плывет вторая машина, а первая уже выбралась на берег. Эксплуатация БТР-80 при форсировании водной преграды проста. В конструкции предусмотрен один водомет с осевым насосом, расположенный в кормовой части. Управление движением на воде осуществляется с помощью руля. Помимо двух передних мостов, которые движутся и на суше, на воде помогают повернуть водяные рули и заслонка. Бронетранспортер – машина тяжелая, и без гидроусилителя руля тут не обошлось.

Изначально БТР-80 задумывался без водомета, но командованию военно-морского флота требовалась машина, способная десантироваться с кораблей и адаптированная под нужды морской пехоты. Подразделения морской пехоты – от штурмовых войск до связи командования – все сидят на БТР-80.

Технические изменения в двигателе

В 80-е годы конструкторы Горьковского автомобильного завода получили задание создать бронетранспортер, исключив недостатки БТР-70. Устройство БТР-80 сильно отличается от его предшественника. В первую очередь, вместо двух карбюраторных двигателей поставили один дизельный от автомобиля КамАЗ – 4-тактный 8-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения. Такой двигатель имеет меньше шансов взорваться, а его объём на 30 процентов превышает объем его предшественника. Установлен турбокомпрессор, чтобы увеличить мощность. В итоге БТР-80 имеет 260 л.с., разгоняется до 100 км/ч. Это в идеальных условиях. По шоссе – 80 км/ч, по грунтовой дороге – от 20 до 40 км/ч. Может форсировать водные преграды со скоростью 9 км/ч.

Использование одного двигателя потянуло за собой и другие изменения. В трансмиссии механическое усилие через сухое фрикционное двухдисковое сцепление с гидравлическим приводом поступает на 5-тиступенчатую коробку передач. Все передачи, кроме первой, снабжены синхронизаторами.

Автор книги: Михаил Барятинский

Литература

Барятинский М.Б. Отечественные колесные бронетранспортеры БТР-60, БТР-70, БТР-80. «Бронеколлекция», 2007, специальный выпуск № 1(11). М.: ЗАО «Редакция журнала „Моделист-конструктор“», 2007.

Бронетранспортер БТР-60ПБ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М.: Воениздат, 1974.

Бронетранспортер БТР-70. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М.: Воениздат, 1981.

Бронетранспортер БТР-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Издание первое.

Бронетранспортеры БТР-152В1 и БТР-152К (дополнение к руководству по материальной части и эксплуатации колесного бронетранспортера БТР-152В). М.: Воениздат, 1962.

Медведков В.И., Комаров Ю.Н., Лобзин А.Ф. Устройство и эксплуатация БТР-60П, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131. М.: ДОСААФ СССР, 1978.

Прочко Е.И. Бронетранспортер БТР-152 («Бронеколлекция» № 5, 2001). М.: Редакция журнала «Моделист-конструктор», 2001.

Руководство по материальной части и эксплуатации бронетранспортеров БТР-40 и БТР-40Б. М.: Воениздат, 1966.

Солянкин А.Г., Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. Отечественные бронированные машины. XX век. Т. 3. Отечественные бронированные машины. 1946–1965. М.: Цейхгауз, 2010. Степанов А.П. Плавающая бронетехника России. Иллюстрированный справочник. М.: Астрель: ACT, 2002.

Журналы: «Арсенал-Коллекция», «Военные знания», «Военный парад», «Зарубежное военное обозрение», «За рулем», «Знаменосец», «Моделист-конструктор», «М-Хобби», «Танкомастер», «Техника – молодежи», «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра».

Информация общедоступной сети Internet.

ВНИИ – Всесоюзный научно-исследовательский институт; ГБТУ – Главное бронетанковое управление; ГРАУ – Главное ракетно-артиллерийское управление; ДОСААФ – Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту; ЗИП – запасные части и приспособления; ИК – инфракрасный; МТО – моторно-трансмиссионное отделение; ОКР – опытно-конструкторская работа; ПАЗ – противоатомная защита; ПЗРК – переносной зенитно-ракетный комплекс; ПТРК – противотанковый ракетный комплекс; ПТУР – противотанковая управляемая ракета; РЭБ – радиоэлектронная борьба; САО – самоходное артиллерийское орудие; СУО – система управления огнем; ТТТ – тактико-технические требования; ТТХ – тактико-технические характеристики; ППО – противопожарное оборудование.

В книге использованы фотоиллюстрации из Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), Агенства ФОТО-ИТАР-ТАСС, Министерства обороны Российской Федерации, а также из частных коллекций В. Кузьмина, М. Коломийца, А. Аксенова, С. Куранова, С. Попсуевича, В. Белогруда, М. Павлова и автора.

История развития

Файл:British Mark IX Armoured Personnel Carrier.jpg
Транспортный танк (бронетранспортёр) на базе Mk I.

БТРтранспортныйтанкбояпехотинцевБТРдвижителемВторой мировой войныБТРМ2СШАМ3ленд-лизуСССРфронтутанковСАУчастяхэрзац-бронетранспортерыСАУ

После войны отсутствие в СССР БТР было признано большим упущением и в короткое время были созданы современные образцы этих машин. В государствах-участниках блока НАТО и не связанных с ним странах после Второй мировой войны были созданы разнообразные конструкции БТР, отражающие национальные точки зрения на функции подобных машин в собственных военных доктринах и концепциях.

БТР-80. Инструкция по эксплуатации

Бронетранспортер управляется как обычная машина, имеется руль, педали и рычаг переключения передач. На новых моделях имеется даже автоматическая коробка передач. Обзор для механика-водителя маловат, но это и не гоночная машина. Главное – видеть всё, что впереди, а то, что сбоку, БТР-80 со своей массой и мощностью даже не заметит. Он не имеет такой проходимости, как гусеничная техника, но в боях на ровной местности незаменим. Быстрое перемещение десанта позволит создать численный и огневой перевес на нужных точках. Перекрыть улицы и отдельные районы города, форсировать реку, прижать пулеметным огнем вражескую пехоту – БТР-80 создан для выполнения именно таких задач.

Модификации

Файл:BTR70 004.jpg Мемориал Великой Отечественной войны на проспекте Гагарина в Нижнем Новгороде

Файл:BTR70 002.jpg Мемориале Великой Отечественной войны в Нижнем Новгороде

БТР-70КШМ — командно-штабная машина

БТР-70МС — машина радиосвязи. Отсутствует башня, установлены дополнительные радиостанции.

БТР-70М — модернизированный вариант БТР-70. Установлен дизельный двигатель КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с., вместо двух бензиновых двигателей, а также агрегаты трансмиссии от БТР-80.

ТАВ-77 — румынская модификация БТР-70

БТР-70М — украинская модификация БТР-70. Модернизация проводилась Харьковским конструкторским бюро машиностроения им. А. А. Морозова в рамках государственного оборонного заказа для оснащения миротворческих подразделений вооружённых сил Украины. Вместо двух бензиновых двигателей установлен многотопливный дизельный двигатель УТД-20 украинского производства. Вооружение — 14,5-мм крупнокалиберный пулемёт КПВТ и 7,62-мм спаренный пулемёт ПКТ. Боковые люки – по типу БТР-80.

БТР-70 «Гром» — украинская модернизация БТР-70, производимая Харьковским конструкторским бюро машиностроения имени А. А. Морозова. Установлены дизельный двигатель УТД-20 украинского производства вместо двух бензиновых двигателей и боевой модуль «Гром» (1×30-мм автоматическая пушка, 1×7,62-мм пулемёт, 1×30-мм автоматический гранатомет и ПТРК «Барьер» с боезапасом в 4 ПТУР) вместо штатной башни. Боковые люки – по типу БТР-80.

БТР-70 КБА-2 — украинская модернизация БТР-70, производимая Харьковским конструкторским бюро машиностроения имени А. А. Морозова. Установлены дизельный двигатель УТД-20 украинского производства вместо двух бензиновых двигателей и 30-мм пушка КБА-2 вместо пулемета КПВТ. Боковые люки – по типу БТР-80.

БТР-70Т — украинская модернизация БТР-70, разработанная компанией ООО НПК «Техимпекс». Установлены новые боковые люки десанта, как у БТР-80, радиостанция Р-173, два новых дизельных двигателя Д245.30Е2 суммарной мощностью 312 л.с., передние и задние габаритные фонари БТР-80, новые колёса с бескамерными шинами. Вместо башни может быть установлен боевой модуль.

БТР-70ДИ (БТР-7) — украинская модернизация БТР-70, производимая ГП «Николаевский бронетанковый завод». На машине установлены: комплекс активной защиты «Заслон», телевизионный, комбинированный дневной и ночной прицел с лазерным дальномером и система панорамного обзора «Панорама», автоматическая система пожаротушения, кондиционер, два дизельных двигателя FPT “Iveco” Тектор (ЕВРО-3), механическая шестиступенчатая коробка передач. Усилена противоминная защита, 3А и 3В по классификации НАТО. Модернизировано боевое отделение, установлены 30-мм автоматический гранатомёт АГС-17, ПТРК «Барьер» (4 ПТУР). Может устанавливаться 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-2 и оснащаться беспилотным летательным аппаратом, способным проводить разведку в радиусе около 20 км.

БТР-70М-А1 — белорусская модификация. Установлены два дизельных двигателя мощностью 136 л.с., с электронным управлением. Предусмотрена установка боевого модуля БМ-30, вместо стандартной башни и кондиционера мощностью 10 кВт.

БТР-70МБ1 — белорусская модификация разработки ОАО «140-й ремонтный завод». Установлены боковые десантные люки, водомётный движитель, сиденья и элементы трансмиссии от БТР-80, дизельный двигатель мощностью 260 л.с., радиостанция Р-173М

Кобра-К — модификация, разработанная в 2001-2002 гг. белорусскими 140-м ремонтным заводом и ОАО «Пеленг», и словацкими фирмами «Метапол» и «ZTS Dubnica». Установлен боевой модуль Cobra, оснащённый 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным пулемётом ПКТ и усовершенствованной СУО. Машина оснащена дымовой системой «Туча», немецкой системой кондиционирования DATO-V. Предусмотрена замена двигателей на один дизельный КамАЗ-7403, мощностью 260 л.с. Экипаж состоит из 3 человек и 8 пехотинцев в десантном отделении.

БТР-70М — азербайджанская модификация, совместная разработка Бакинского приборостроительного завода, Николаевского ремонтно-механического завода и Южно-Африканской компании EWT. Установлен боевой модуль «Шимшек», оснащённый 23-мм автоматической пушкой ЗУ-23 или 30-мм 2А42. Усилено противоминное и противоосколочное бронирование.

БТР-70МД — казахстанская модификация БТР-70 с двигателем Д-235.9Е2 (270 л.с.) вооружена пулеметами калибра 7,62 и 14,5 миллиметра, установлены тепловизоры ATS-10 производства турецкой компании «Аселсан»

Примечания

  1. [http://www.rg.ru/2010/01/14/reg-privolzhe/btr.html В Арзамасе начались испытания суперсовременных БТР-82 и БТР-82А — Илья Поносов, Николай Нестеренко — Российская газета]
  2. [http://www.arms-expo.ru/049057054050124049051057049056.html БТР-82 и БТР-82А проходят испытания — ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство]. Проверено 3 марта 2013. [http://www.webcitation.org/6F0OqUfcH Архивировано из первоисточника 10 марта 2013].
  3. [http://www.itar-tass.com/c9/287235.html ИТАР-ТАСС : В войска Северо-Кавказском региона России поступила новейшая бронетехника]. Проверено 3 марта 2013. [http://www.webcitation.org/6F0OxgWZM Архивировано из первоисточника 10 марта 2013].
  4. [http://vpk-news.ru/news/14377 Бронетранспортер БТР-82А принят на вооружение | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»]. Проверено 13 марта 2013. [http://www.webcitation.org/6F9Pyt9L9 Архивировано из первоисточника 16 марта 2013].
  5. [http://www.itar-tass.com/c13/257035.html ИТАР-ТАСС : Россия до 2013 года поставит Казахстану 100 бронетранспортеров БТР-82]. Проверено 3 марта 2013. [http://www.webcitation.org/6F0P3H75t Архивировано из первоисточника 10 марта 2013].
  6. [http://www.militaryparitet.com/teletype/data/ic_teletype/7516/ 04.05.10 БТР-80 vs БТР-82/БТР-82А. Внешне похожи, но разные возможности — Военный паритет]
  7. [http://lenta.ru/news/2010/01/15/btr/|Новые БТР из Арзамаса поступят на вооружение летом 2010 года. Lenta.ru]
  8. [http://ria.ru/world/20150425/1060816136.html Breaking Defense: бронетехника США выглядит слабо на фоне российской | РИА Новости]
  9. [http://tvzvezda.ru/weapon/bron/content/201302261328-4q9b.htm Бронетранспортер БТР-82А — Телеканал «Звезда»]
  10. [http://army.lv/ru/btr-82/1505/720 БТР-82 — бронетранспортёр]
  11. [http://www.amz.ru/wp-content/uploads/2014/02/Binder1.pdf «Арзамасский машиностроитель» 26 сентября 2014 года]
  12. http://www.rosoboronpostavka.ru/documents/pg_mo_2013_1.pdf
  13. [http://zavodkorpusov.ru/data/objects/2/file.1458726418.pdf Развитие ПАО «Завод корпусов» в 2015 году]
  14. [http://www.rg.ru/2010/01/14/reg-privolzhe/btr.html В Арзамасе начались испытания суперсовременных БТР-82 и БТР-82А]
  15. ↑ The Military Balance 2016,p.209
  16. [http://www.kommersant.ru/doc/2837807 Минск подтвердил закупку партии БТР-82А у России]
  17. The Military Balance 2016,p.185
  18. The Military Balance 2016,p.190
  19. The Military Balance 2016,p.354
  20. Jonathan Ferguson & N.R. Jenzen-Jones. [http://armamentresearch.com/Uploads/Research%20Report%20No.%203%20-%20Raising%20Red%20Flags.pdf Raising Red Flags:An Examination of Arms & Munitions in the Ongoing Conflict in Ukraine]. Armament Research Services Pty. Ltd. (November 2014).
  21. [http://www.mil.gov.ua/news/2014/08/21/ministr-oboroni-ukraini-general-polkovnik-valerij-geletej-ukraina-yak-odna-z-krain-zasnovnikiv-oon/ Міністр оборони України генерал-полковник Валерій Гелетей: «Україна, як одна з країн — засновників ООН, завжди була і залишається послідовним та надійним партнером у справі зміцнення миру»]. Міністерство оборони України. Проверено 2 февраля 2016.
  22. [http://www.bbc.com/russian/international/2015/09/150902_russia_syria_analisys «Российские БТРы для Башара Асада»]
  23. [http://www.bbc.com/russian/rolling_news/2015/09/150907_rn_mid_russia_syria «МИД: Россия не скрывала факты поставок военной техники Дамаску»]
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий