Поиск

АПЛ проекта «Ясень» – лучшие подлодки мира, это ясно всем

Подводный воздух

Вторым по значимости после энергетической установки на подлодке является сжатый воздух. Им продуваются цистерны с балластной водой, выстреливаются торпеды. Именно запасы воздуха на субмарине ограничивают время движения в подводном положении.

На субмаринах воздух содержится в трех системах:

  • основной, высокого давления (ВВД) ─ под давлением от 193 до 400 атмосфер;
  • среднего давления (в районе от 30 до 6 атмосфер);
  • низкого давления (менее 6 атмосфер).

Пока подводные суда не способны существовать без запасов воздуха, сжатого под высоким давлением. На современных субмаринах существуют системы получения воздуха из морской воды, но они не настолько совершенны, чтобы полностью заменить запасы ВВД. Запасы можно пополнять при всплытии, но тогда нарушается режим скрытности подлодки.

https://youtube.com/watch?v=x64g3wYMGwU

Поэтому ведётся жесткий контроль запасов ВВД на борту субмарины, рационирования и циркуляции воздуха. Баланс кислорода внутри лодки восстанавливается специальными устройствами. Подсчитано, что в конце похода современной АПЛ, подводники дышат воздухом, восстановленным более 150 раз

Системе регенерации воздуха на субмаринах уделяется особое внимание, технологии там почти космические

Невидимая угроза

И
это только самые общие данные, точные
характеристики атомоходов проекта
«Ясень» держат в строгом секрете.
Однако эти корабли, как пишет американское
аналитическое издание The National Interest,
оказали неизгладимое впечатление на
командование морских сил НАТО. Американский
контр-адмирал Дейв Джонсон даже установил
модель российской подлодки в своем
кабинете, сказав, что офицеры ВМС США
должны понимать, с чем будут иметь дело
в случае конфликта с Россией.Как «Кузнецов» российский флот опозорил

Первыми
забили тревогу ближайшие соседи России.
Глава разведслужбы Минобороны Норвегии
Мортен Хаги Лунде заявил, что норвежские
военные испытывают трудности с
обнаружением субмарин ВМФ России.
«Современное оснащение российских
подводных лодок находится на таком
уровне, что становится все сложнее их
обнаружить», — сказал Лунде. По его
словам, новейшие подлодки могут двигаться
под водой практически бесшумно.

Телеканал
CNN со ссылкой на экспертов ВМФ США
сообщил, что новые российские субмарины
проекта «Ясень» оспаривают господство
американского подводного флота. «Мы
вернулись в те времена, когда мы должны
учитывать наличие противника, способного
бросить нам вызов под водой. Гарантированного
превосходства больше нет», — посетовал
капитан ВМС США Оливер Льюис.

Американские
эксперты обеспокоены планами РФ выпустить
в море новый тип подводных лодок, которые
смогут охотиться на субмарины США,
вооруженные баллистическими ракетами.
«ВМС США не вполне уверены, что способны
отслеживать их. Среди всех субмарин,
которые есть у соперников США, подлодки
“Ясень” — самые бесшумные», — отметил
аналитик вашингтонского Центра Вильсона
Майкл Кофман.

Американскими
аналогами «Ясеня» считаются многоцелевые
субмарины классов Seawolf и Virginia. Российские
и зарубежные специалисты чаще сравнивают
«Ясень» с Seawolf, не отдавая явного
предпочтения одной из лодок. Бесшумность
«Ясеня» ожидается сравнимой с американскими
аналогами, но «Ясень» предназначен для
более широкого круга задач.

Эксперт
журнала The National Interest Кайл Мизоками,
сопоставив тактико-технические
характеристики российских и американских
многоцелевых атомных подводных лодок
четвертого поколения, пришел к выводу,
что в случае «дуэли» между ними шансов
на победу больше у американской субмарины
из-за более совершенной электроники.

Однако
преимущество американских субмарин не
очевидно. Редактор по военным вопросам
того же The National Interest Дейв Маджумдар
придерживается противоположного мнения.
По его расчетам, в поединке один на один
шансов на победу больше у «Ясеня». Он
отмечает, что к счастью для американских
моряков в строю у ВМФ России только один
корабль проекта 885 («Северодвинск»),
тогда как ВМС США располагают 12 Virginia и
тремя Seawolf.

Фото: пресс-служба СПМБМ «Малахит»

Директор
американского Института изучения
морского потенциала России Майкл
Петерсон имеет на это счет твердое
мнение. «Атомные субмарины “Ясень”
— самое опасное оружие, которым обладает
ВМФ России», — заявил он.

Многоцелевые убийцы

Согласно
открытым источникам, лодки «Ясень»
имеют надводное водоизмещение 8,6 тысячи
тонн, подводное — 13,8 тысячи тонн. Они
могут погружаться на глубину до 600 метров
и развивать под водой скорость примерно
в 31 узел (порядка 57 километров час).
Автономность плавания составляет 100
суток. Экипаж — 64 человека.

Корабли
885 проекта, по данным СПМБМ «Малахит», получили уникальный для российских субмарин
корпус. Дело в том, что российские атомные
подлодки традиционно имеют двухкорпусную
конструкцию: они разделены на внутренний
прочный корпус и внешний легкий. Между
ними находится часть оборудования.
Достоинство такой схемы — высокая
живучесть корабля. Недостатки — размеры,
меньшая маневренность и самое главное
— они издают больше демаскирующих
звуков.Удар из глубины: у кого субмарин больше?

Большая
часть американских лодок построена по
однокорпусной схеме. Они менее живучи
из-за меньшего запаса плавучести, но
имеют и неоспоримое преимущество —
меньшую шумность. А бесшумность —
важнейшая характеристика для современных
атомоходов. Кто первый обнаружил
противника, тот, как правило, и выиграл
подводный бой.

Конструкторы
«Ясеней» выбрали компромиссную
конструкцию, совмещающую достоинства
как двухкорпусных, так и однокорпусных
лодок. Легкий корпус облегает только
часть прочного корпуса в носовой части
корабля. Тем самым удалось совместить
высокую живучесть отечественных субмарин
с малой шумностью американских атомоходов.

По
информация «Малахита», впервые в
отечественном кораблестроении торпедные
аппараты на 885 проекте разместили не в
носовой части, а за отсеком центрального
поста. Это освободило место в носовой
оконечности для размещения сферической
антенны большого диаметра гидроакустического
комплекса (ГАК) «Иртыш-Амфора». Мощный
сонар позволит «Ясеням» обнаруживать
противника под водой на большей дистанции.

На
лодке этого проекта установлены шесть
650- и 533-мм торпедных аппаратов через
которые экипаж может вести стрельбу
всеми типами современных торпед,
проводить минные постановки и даже
использовать беспилотные подводные
аппараты.

В
центральной части корпуса также впервые
для отечественных многоцелевых субмарин
установили вертикальные пусковые
установки для ракет «Оникс» и «Калибр»,
прекрасно зарекомендовавших себя в
Сирии. В будущем лодки этого типа
планируется вооружить перспективными
гиперзвуковыми ракетами «Циркон».

На
кораблях «Ясень» применено множество
новшеств. Главная энергетическая
установка нового поколения на основе
одного водо-водяного атомного реактора.
Малошумный гребной винт составной
конструкции. Резервный движительный
комплекс. Лодки оснащены всплывающей
спасательной камерой, предназначенной
для спасения всего экипажа с глубин
вплоть до предельной.

Подводные лодки от античности до наших дней

Античные авторы говорят о подводных работах, как о чем-то само собой разумеющемся. Об этом свидетельствует знаменитое сообщение Аристотеля о… слоне! Слон, оказывается, представлял для древнего европейского естествоиспытателя куда большую диковину, чем подводник!

Риторика требовала «описывать непонятное через знакомое», и Аристотель дает объяснения хоботу неведомого слона через терминологию подводников: «слон переходит реку под водой благодаря задранному над поверхностью хоботу, через который, как к водолазу, поступает воздух».

Это означает, что подводные работы являлись для древних чем-то обыденным. Они были менее удивительными, чем слон. Вероятно, многие документы утеряны, иначе исследователям пришлось меньше ломать голову, например, над тем, что за «спецназ» смог во время войны Афин с Сиракузами (еще до Архимеда) перепилить «противокорабельное» подводное ограждение из толстых бревен.

Сохранились данные о гигантской перевернутой коробке из стекла, в которой Александр Македонский исследовал дно. Этот «проект» можно считать прообразом батискафа или подлодки античности.

В записях об этом факте есть упоминания, что колокол Македонского освещался изнутри. Электричества не знали, освещать могли только факелами, масляными лампами или свечами. Значит, Великий Александр сам себе злобно сократил время пребывания на дне ради «понтов», не учтя того, что реакция горения уменьшит запасы кислорода.

Ракетные «Ясени»

Лодки проекта «Ясень-М» будут отвечать за борьбу с авианесущими группировками вероятного противника, следить за субмаринами противника, имеющими ядерное оружие, а также наносить удары по стратегически важным наземным объектам.

В проектах 885 и 885М применена смешанная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного в носовой части для снижения шумности. Он изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. Это позволяет «Казани» погружаться на глубину более 600 м, что делает ее практически недосягаемой для всех видов современного противолодочного оружия. Обычные АПЛ погружаются на 400 м.

Для стрельбы используют восемь вертикальных пусковых установок и ТА. В арсенале субмарины — самые современные российские крылатые ракеты «Калибр» и противокорабельные «Оникс».

Дальность стрельбы первых составляет более 1,5 тыс. км, что позволяет таким лодкам держать под прицелом территории, удаленные от морского или океанического побережья. «Ониксы» предназначены для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия, а также для ударов по наземным целям.

лодка

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

В перспективе лодка сможет использовать гиперзвуковые «Цирконы». Они могут разогнаться до 8 Махов и поразить цели на дальности до 500 км. Скорость в 2,5 Маха является предельной для современных средств ПВО, что позволит ракетам преодолевать любую оборону. Также лодка может взять на борт противолодочные торпеды, которые будут нужны для уничтожения субмарин противника.

Реактор АПЛ изготовлен по новой технологии: внутри его корпуса размещены трубопроводы теплоносителя первого контура. Такая компоновка считается инновационной, так как значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Без перезарядки реактор может проработать 25–30 лет, что сопоставимо со сроком службы самой субмарины. Это серьезно упростит ее эксплуатацию.

Западные аналитики часто сравнивают «Ясень» по боевым возможностям с американскими подводными лодками типа «Морской волк» (Sea Wolf). Их построено всего три — по финансовым соображениям от проекта решили отказаться. «Морские волки» оказались самыми дорогими субмаринами из всех построенных ранее для ВМС США.

Скрытность

Обе лодки изготовлены с учётом почти векового опыта борьбы подводников за скрытность и малошумность, но компромиссные решения есть у обоих типов.

Вирджиния», созданная с оглядкой на экономию бюджета, достаточно компактна — подводное водоизмещение около 7900 тонн. С одной стороны, это снижает шумность за счёт сокращения омываемой водой площади поверхности корпуса. С другой — не позволяет эффективно применить ряд новейших разработок в области звукоизоляции агрегатов и механизмов. Тесно!

Кроме того,Вирджиния», традиционно для американцев, лодка однокорпусная — её прочный корпус не прикрыт снаружи вторым, лёгким корпусом-оболочкой. Из-за этого обтекатели части систем выступают снаружи корпуса и вносят свою лепту в образование предательских пузырьков. Шум от их схлопывания может выдать лодку неприятельскому акустику. Отчасти скрытность улучшает водомётный движитель —архимедов винт», который позволяет значительно снизить шум по сравнению с традиционными винтами, но — ценой низкой скорости хода.

Ясень» более крупный — почти 14000 тонн под водой. Это обусловлено и двухкорпусной конструкцией субмарины, и набором вооружения и оборудования. Размеры, с одной стороны, повышают вероятность обнаружения акустическими средствами: больше площадь поверхности корпуса, омываемая водой, — больше шума. Магнитными средствамиЯсень» обнаружить тоже проще — большая масса стали. С другой стороны, почти на полметра больший внутренний диаметр прочного корпуса даёт выигрыш во многие сотни кубов полезного объёма. Это позволяет разместитьшумящие» агрегаты и средства шумоподавления оптимальным образом, максимально сократив утечку звуков.

К-560Северодвинск»(фото: Источник)

Традиционно для российского подплаваЯсень» имеет двухкорпусную конструкцию. В итоге снаружи остаётся значительно меньше выступающих деталей, чем у американской субмарины: максимум возможного убран из потока в межкорпусное пространство, что повышает обтекаемость и снижает уровень шума.

Впрочем, это не сильно повредило. Современные агрегаты и мощныешумодавы» в сочетании с отличными гидродинамическими характеристиками делаютЯсень» значительно тише по сравнению сЩуками-Б» — многоцелевыми лодками предыдущего проекта 971. С учётом того, что поздние лодки 971 проекта считаются более тихими, чем тот жеусовершенствованный Лос-Анджелес»,Ясень» превосходитВирджинию» по этому параметру.

Рейтинг:

Ясень» — 4,5Вирджиния» — 4

Универсальное судно

АПЛ К-572 «Новосибирск», представляющая уже четвертое поколение российских атомных подводных лодок, стала третьей субмариной проекта 885 «Ясень», спущенной на воду. 15 июня 2010 года на воду была спущена АПЛ К-560 «Северодвинск», 31 марта 2017 года – АПЛ К-561 «Казань». Модернизация «Ясеня» началась уже с «Казани», которая первая в наименовании проекта получила букву «М». Однако «Новосибирск», по замыслу военных, будет первой подлодкой проекта 885 «Ясень-М», переданной в ВМФ. Информация о том, чем модернизированные образцы будут отличаться от «Северодвинска» не раскрывается, известно лишь что новые подлодки на 9 метров короче предшественницы.

Изначально планировалась постройка 30 субмарин этой серии, впоследствии пришли к решению, что на верфях «Севмаша» будет заложено лишь восемь АПЛ «Ясень-М». Все они начнут поступать на вооружение ВМФ РФ со второй половины 2020 года. Министерство обороны России рассчитывает, что группировка этих подлодок станет основой новых ударных сил подводного флота России.

«Ясени» должны заменить несколько серий АПЛ, поостренных в 1970-80-х годах: это проекты 705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Первые свои очертания АПЛ четвертого поколения получили еще в 1977 году. В планах было создание многоцелевого подводного крейсера, способного решать максимально широкий спектр задач. Проектировщиком новой серии АПЛ выступило Ленинградское конструкторское бюро «Малахит», главным конструктором стал Владимир Николаевич Пялов, известный специалист в области подводного кораблестроения.

Работа над четвертым поколением АПЛ шла тяжело, с большими перерывами: сначала проект замораживали в 80-х, потом в 90-х. Вернулись к работам лишь в 2004 году, но уже ориентируясь на значительно переработанный вариант. В нем впервые увидели свет многие технические решения, до тех пор не применявшиеся в отечественном судостроении.

Универсальные АПЛ «Ясень-М» созданы исключительно из российских комплектующих. Известны следующие параметры подводных крейсеров: длина составляет 130 м, наибольшая ширина – 13 м, высота – более 9 м. Надводное водоизмещение судна 8600 т, подводное – 13 800 т. Мощность водяного атомного реактора «ОК-650В» – 190 МВт. Субмарина способна развивать скорость до 60 км/ч и плавать на глубине до 600 метров. Численность экипажа 90 человек, длительность автономного плавания – около 100 суток.

По заверениям разработчиков, атомный реактор нового поколения сможет значительно повысить надежность работы энергосистемы подлодки. Срок его службы без перезарядки достигает 25-30 лет, что сопоставимо с периодом жизни самой субмарины. Особенность силовой установки в том, что проводка теплоносителя первого контура расположена в корпусе реактора – это многократно снижает вероятность аварии и радиоактивного облучения экипажа. Созданная специально для АПЛ 885 проекта информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения оповестит экипаж в случае превышения нормы.

На атомоходах серии «Ясень-М» размещены 8 торпедных аппаратов (на серии «Ясень» их 10) 553-мм калибра. На вооружении модернизированного варианта подлодки стоят новейшие крылатые ракеты «Калибр» (50 единиц) и «Оникс» (40), а в дальнейшем планируется оснастить субмарину гиперзвуковым оружием – 40 ракетами «Циркон». Кроме того, «Ясень-М» вооружен глубоководными тепловыми самонаводящимися торпедами (30), вместо которых возможно размещение на борту глубоководных мин.

Оценивая свое детище, генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев отметил, что «этот корабль носит универсальный характер, он позволяет успешно бороться с надводными кораблями, с группировками надводных кораблей, с подводными лодками, позволяет наносить удары по береговым объектам».

Важной отличительной чертой подлодок серии «Ясень-М» является их малошумный ход. Это возможно самая малошумная субмарина в мире

Ее корпус изготовлен из маломагнитной стали (требования к такому материалу связаны с ужесточением норм по вопросам безопасности, надежности и экологичности) – в носовой части он словно вложен в футляр из специального легкого сплава. Тем самым конструкторы усилии обтекаемость лодки и уменьшили ее подводный шум. В дополнение корпус «Ясеней» обложен шумогасящей резиной, которая мешает гидролокаторам противника обнаружить довольно габаритное подводное судно.

«Ясень» VS «Вирджиния»

Российская АПЛ серии «Ясень-М» в целом сопоставима с американской атомной подлодкой четвертого поколения класса Virginia SSN-774. Поэтому интересно рассмотреть преимущества или недостатки отечественной субмарины на фоне заокеанского конкурента. Первое, что отмечают специалисты, – «Ясень» явно выигрывает у «американца» по параметру «цена-качество». По предварительным оценкам, серийный «Ясень-М» будет обходиться бюджету в 50 млрд рублей ($1,6 млрд), тогда как «Вирджиния» стоит $2,8 млрд.

«Ясень-М» – типичный перехватчик, который, развивая скорость в 31 узел, способен настичь даже самые быстрые эсминцы, крейсеры и авианосцы. Скорость подводного хода «Вирджинии» выше – 34 узла, однако ее больше интересуют не надводные суда – она предназначена для борьбы с субмаринами и для прибрежных операций. В глубине погружения выигрывает «Ясень» с его 600 метрами, «Вирджиния» не дотягивает до этого показателя 110 метров.

АПЛ «Ясень» гораздо крупнее своего «штатовского» визави: почти 14 000 тонн подводного водоизмещения против 8000 тонн, габариты – 130 х 13 метров против 115 х 10.5 метров. Однако если российская подлодка вмещает до 90 членов экипажа, то американская – до 134.

О гидроакустике «Ясеня» нет достоверной информации. По некоторым данным, на российской подлодке установлен гидроакустический комплекс МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055», по другим – в носу субмарины смонтирована антенна гидроакустического комплекса «Лира». В любом случае он способен засечь подводный корабль противника в радиусе 320 км. «Вирджиния» заметит подлодку если она находится не дальше 160 километров.

Американская подлодка оснащена 14-ю высокоточными крылатыми ракетами «Томагавк», которые уже показали свои боевые качества во многих военных конфликтах с участием США. Их главное достоинство – умение менять цель непосредственно в полете. Кроме того, на вооружении «Вирджинии» значатся противокорабельные ракеты «Гарпун» с осколочно-фугасной боевой частью, способные настигнуть любую цель на расстоянии до 220 километров и дистанционно управляемые торпеды Mark 48, от которых крайне сложно уклониться.

Главная огневая мощь «Ясеней» – 40 сверхзвуковых крылатых ракет П-800 «Оникс», среди достоинств которых – загоризонтная дальность стрельбы, полная автономность боевого применения и малозаметность для РЛС противника. По заявлению военных, модернизированная российская субмарина также способна будет применять перспективные гиперзвуковые ракеты «Циркон» и новые сверхзвуковые ракеты «Калибр» с дальностью полета 4500 километров. Эксперты считают, что одним залпом «Ясень-М» способен пустить ко дну любой авианосец.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий