Поиск

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: история создания, достоинства и недостатки, боевое применение

Вооружение

Упрощенная схема крейсера с акцентом на вооружение

Вооружение крейсера «Адмирал Кузнецов» условно делят на три категории:

  • авиация, включая самолеты и вертолеты;
  • средства поражения наземных, надводных и воздушных целей;
  • противолодочные комплексы.

С учетом всех типов вооружений корабль рассчитан на участие в глобальном противостоянии, включая применение ядерного оружия. Вне подобных сценариев судно способно обеспечивать прикрытие наземных операций в локальных конфликтах.

Самолеты

Вопрос о том, сколько самолетов на авианосце «Адмирал Кузнецов», имеет неоднозначный ответ. В соответствии с проектом авиационная группа крейсера включает 50 самолетов и вертолетов:

  • 26 истребителей МиГ-29К или Су-27К;
  • 4 вертолета Ка-27РЛД;
  • 18 противолодочных вертолетов Ка-27 или Ка-29;
  • 2 вертолета Ка-27ПС.

Фактическая авиационная группа состоит из:

  • 14 истребителей Су-33;
  • двух учебных штурмовиков Су-25УТГ;
  • 10 истребителей МиГ-29К;
  • 4 истребителей МиГ-29КУБ.

ПКР «Гранит»

На авианосном крейсере установлено 12 противокорабельных комплексов (ПКРК) 4К89 «Гранит». Пусковые установки находятся под трамплином в носовой части корабля. Приведение их в боевую готовность и открытие шлюзов отменяет полеты.

Ракеты способны поражать цели на расстоянии до 700 км, забрасываемый вес составляет 750 кг. Первоначально ориентировались для уничтожения надводных целей, однако последующая модернизация сделала их эффективным оружием и против наземных объектов.

ЗРК «Кинжал»

Для противодействия воздушным налетам «Адмирал Кузнецов имеет 24 пусковых установки зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Кинжал». Боекомплект рассчитан на 192 ракеты. Предназначен для поражения воздушных объектов в ближней зоне.

ЗКБР «Кортик»

В дополнение к ЗРК «Кинжал» крейсер оборудован зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами (ЗРАК) «Кортик». Имеется 8 таких установок, ориентированных на поражение высокоточных ракет противника, воздушных целей, а также небольших объектов надводного и наземного пространства. Общий боекомплект составляет 256 ракет.

Глубинные бомбы

Для борьбы с подводными лодками и торпедными атаками имеются две реактивные бомбометательные установки РБУ-12000 «Удав». Комплексы стационарные, имеют две плоскости наведения с десятью стволами. Боекомплект — 60 глубинных бомб.

АК-630

В качестве дополнительного вооружения крейсер оснащен шестью корабельными артиллерийскими установками АК-630. Каждая имеет 6 стволов 30-ого калибра. Предназначена для самообороны, способна поражать воздушные цели по наклонной дальности в пределах 4 км и легкие надводные объекты в радиусе 5 км. Боекомплект включает 48 тыс. снарядов.

Основные сведения

Начало работ по проекту датируется 1978 годом. За конструкторскую деятельность отвечало Ленинградское ПКБ. Сперва инженеры предложили военным специалистам проект 1143, предусматривающий постройку тяжелого авианесущего крейсера. В основу были положены давние работы по крейсеру 1160 с ядерной силовой установкой.

Имеются следующие проекты, реализованные в виде построенных кораблей или существовавшие в виде макетов и эскизов:

  • Эскиз 1160, предусматривающий закладку авианосца, водоизмещение которого составляло бы 80 000 тонн.
  • Тип 1153. Водоизмещение этого авианосца должно было составлять 70 00 тонн, проект предусматривал мощное вооружение корабля (помимо самой авиационной группы). Нет построенных и заложенных кораблей.
  • Проект, на принятии которого настаивал Минсудпром. Как и в первом случае, водоизмещение должно было составлять 80 000 тонн. Предусматривалось, что на борту будет базироваться не менее 70 единиц самолетов и боевых вертолетов.
  • Проект 1143 М. Планировалось, что на вооружении корабля будут сверхзвуковые самолеты вертикального взлета Як-41. Третий авианосец типа 1143 – 1143.3. Закладка корабля была произведена в 1975 году. На вооружение он был принят через семь лет, но уже в 1993 году его списали и разрезали на металлом. Причина – «экономическая нецелесообразность эксплуатации».
  • Тип 1143 А. Схож с кораблями проекта 1143М, но предусматривалось увеличенное водоизмещение. Это четвертый авианосец, построенный в СССР. Закладка произведена в 1978 году, в состав флота официально вошел в 1982-м. В 2004 году было заключено соглашение об аренде корабля индийским ВМФ, производилась его модернизация под их нужды. В состав ВМС Индии вошел три года назад, в 2012 году.
  • Тяжелый авианосец проекта 1143.5. Как нетрудно догадаться, это очередная модернизация типа 1143. Пятый и последний построенный авианесущий корабль.

Фото авианосца Адмирал Кузнецов

Похожее

Адмирал Кузнецов – тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

Японский линкор “Ямато” – самый большой в мире

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Варяг – бронепалубный крейсер Российского Императорского флота

Подводные лодки проекта 941 «Акула» – самые большие в мире

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Аскольд – бронепалубный крейсер Российского императорского флота

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Немецкий линкор «Бисмарк» – корабль Второй мировой войны

Французские линкоры типа “Ришелье” Второй мировой войны

Худ – британский линейный крейсер Второй мировой войны

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Проект 971 «Щука-Б» – атомные подводные лодки

Джеральд Р. Форд – авианосец США

Ракетный крейсер “Москва” (Слава) – флагман Черноморского флота России

Эскадренный миноносец “Настойчивый” – флагман Балтийского флота

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли

Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») – сторожевые корабли погранвойск

Ракетный крейсер “Варяг” (Червона Украина) – флагман Тихоокеанского флота России

Проект 1143 «Кречет» – тяжелые авианесущие крейсеры

Ляонин (бывший Варяг) – первый авианосец Китая

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Затонувшие корабли

ССВ-33 «Урал» – корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»

Громобой – броненосный крейсер российского императорского флота

Фото американских авианосцев. Подборка

Гнейзенау – германский линкор тип “Шарнхорст”

Акаги – японский авианосец Второй мировой войны

Проект 641Б «Сом» – дизель-электрическая подводная лодка

Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») – сторожевые корабли

«Бора» и «Самум» – малые ракетные катера на воздушной подушке

БДК типа «Иван Рогов» – большой десантный корабль

«Императрица Мария» – русский линкор Первой мировой войны

Линкор «Фусо» – линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») – сторожевые корабли (фрегаты)

Россия – броненосный крейсер российского императорского флота

«Дельфин» – первая российская подводная лодка

Проект 1135М “Буревестник” (тип “Резвый”) – сторожевые корабли

«Литторио» – итальянский линкор Второй мировой войны

Американские линкоры типа “Айова” Второй мировой войны

«Адмирал граф Шпее» – германский линкор Второй мировой войны

Рональд Рейган – авианосец США

АПКР К-18 “Карелия” – атомный подводный ракетный крейсер

Джордж Буш – авианосец США

Мистраль – десантные корабли-вертолетоносцы

КИК «Маршал Крылов» – корабль измерительного комплекса проекта 1914.1

Пересвет – броненосец российского императорского флота

Шарль де Голль – авианосец ВМС Франции

Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны

«Дюнкерк» – французский линкор Второй мировой войны

Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны

Дизель-электрические подлодки проекта 633

Космонавт Юрий Гагарин – научно-исследовательское судно

Линкор «Ямасиро» – линейный корабль Японии 1917-1944 год

Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль

АК-726 – корабельная 76-мм артустановка

Подводные лодки типа «Касатка»

«Альбион» – десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании

Адмирал Ушаков – русский броненосец

Кета – подводная лодка

Тип «Сом» – подводные лодки 1904 – 1906 годов

Форель – подводная лодка

Тип «Осётр» – подводные лодки

Подводные лодки тип «Карп»

You have no rights to post comments

Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров

С учетом экономической ситуации почти все корабли проекта 1143 были проданы или разобраны. «Адмирал Кузнецов» остался единственным авианесущим крейсером на вооружении Российской Федерации. Полноценных авианосцев флот также не имеет.

Дискуссии о развитии вооружений в данном направлении продолжаются еще с 2000-х годов. Без авианосных кораблей Россия не может иметь достаточно мощный флот. Однако их проектирование и сборка требуют значительных финансовых затрат. Также нет и оборудованной верфи, способной собирать новые корабли.

С учетом того, что «Адмирал Кузнецов» до 2021 года отправлен на модернизацию, вопрос об авианосцах остается актуальным. Имеющиеся разработки ориентируются на создание таких судов с атомными реакторами. Проекты «Шторм» и «Ламантин» могут оказаться перспективными, однако требуют значительных средств, которые Минобороны пока не может выделить.

Технические характеристики

Технические характеристики корабля

С учетом отличительных особенностей от предыдущих кораблей серии, у авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» характеристики рассматриваются в отдельном порядке. Это относится к радиоэлектронному оборудованию, габаритам, и некоторым другим аспектам.

Радиоэлектронное оборудование и вооружение

После модернизации многие системы на крейсере «Адмирал Кузнецов» были заменены. Для навигации применяется комплекс «Бейсур». Радиоэлектронное оборудование включает около 60 наименований различных систем.

Среди них БИУС «Лесоруб», комплекс «Марс-Пассат», трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА», РЛС для низколетящих целей «Подкат», система связи «Буран-2» и комплекс радиоэлектронной борьбы «Созвездие БР». Управление авиацией обеспечивается через «Резистор-К42» и «Газон».

Энергетическая установка

Энергетическая установка крейсера котлотурбинная, четырехвальная. Имеется четыре ГТЗА ТВ-12-4 и восемь котлов КВГ-4. Мощность каждой из четырех паротурбин составляет 50 тыс. л. с. Девять турбогенераторов и шесть дизель-генераторов дают по 1500 кВт каждый. В качестве движителей используются четыре пятилопастных винта.

Дальность плавания

Авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов» способен развивать скорость до 29 узлов (54км/ч). При таком значении дальность хода составляет 3850 миль. Боевой экономичный ход корабля — 18 узлов (33 км/ч), позволяет покрывать расстояние в 7680 миль. Обычный экономичный ход — 14 узлов (26 км/ч), на нем судно способно переходить на 8417 миль. Общая автономность плавания корабля составляет 45 суток.

Водоизмещение

«Адмирал Кузнецов» имеет несколько показателей по водоизмещению в зависимости от нагрузки:

  • стандартное — 46540 тонн;
  • нормальное — 53050 т;
  • полное — 59100 т;
  • наибольшее — 61390 т.

Габариты и вес

Габариты авианосного крейсера по данным википедии имеют следующие технические характеристики:

  • длина судна по ватерлинии — 270 м, наибольшая — 306,45 м;
  • ширина по ватерлинии — 33,41 м, наибольшая — 71,96 м;
  • высота наибольшая — 64,49 м.

При замере от ватерлинии высота имеет разные значения. В носовой части она составляет 31,42 м, на миделе и корме 25,7 м. Вес корабля соответствует его водоизмещению.

Служба живучести

Для хранения большей части авиагруппы служит специальный защитный ангар длиной 153 метра, шириной 26 метров. Высота этого служебного помещения равняется 7,2 метрам. В ангаре размещается примерно 70% всех летных единиц корабля. Кроме того, в нем же располагаются пожарные машины и аварийные тягачи. Самолеты из ангара выводятся в полуавтоматическом режиме, по палубе же их ведут тягачи. Весь ангар разделен четырьмя специальными «шторами», которые смонтированы в целях повышения противопожарной безопасности.

Для повышения «живучести» корабля его внутренние перегородки выполнены по схеме бутерброда – с чередованием слоев стали и стеклопластика. Предел текучести металла, который использован для строительства перегородок – 60 кгс/мм². Все цистерны автозаправщиков, помещений и транспорта для подвоза боеприпасов защищены слоем брони.

«Кузнецов» уникален еще и тем, что на нем (впервые в истории отечественного кораблестроения) использована подводная комбинированная защита. Ее глубина составляет порядка пяти метров. Корабль может выдержать затопление сразу пяти смежных отсеков, общая длина которых составляет приблизительно 60 метров.

Перспективы

Согласно госпрограмме развития вооружений ГПВ-2020 до 2020 года строительство авианосцев совершаться не будет.

В 2014 году крейсер находится в боевой готовности, а в 2013 принял участие в учениях СФ. После пройденного ремонта вошли в строй головной ракетный комплекс «Гранит» и около 70% зенитной артиллерии, почти восстановлен функционал средств наведения и наблюдения. Уровень укомплектованности авиацией позволяет проводить боевую подготовку.

В первом полугодии 2014 года запланировано провести на предприятии «Севмаш» замену системы оружия, радиоэлектронное оборудование и скорее всего, силовую установку.

Сейчас же возможности крейсера невозможно полностью использовать из-за отсутствия самолетов ДРЛОиУ и недостатка численности авиагруппы. А Су-33 не могут наносить удары, а только перехватывают их.

Поэтому до 2015 года эти самолеты заменят более функциональными МиГ-29 К в количестве двадцати машин. Два таких истребителя уже несут службу вместе с Су-33 и Су-25УТГ в корабельном палубном авиаполке, базирующемся на «Адмирале Кузнецове».

С 2002 года в Комсомольске-на-Амуре были модернизированы и отремонтированы 19 истребителей.

В феврале 2014 года 8 Су-33 находились в походе на борту авианосца, шесть размещались на аэродроме полка в Североморске, а семь находились в этом городе на хранении.

По информации на апрель 2014 года велась разработка электромагнитной капсулы.

Постройка

Постройка его относится к 1982 году. Крейсер отличался от предшественников возможностью посадки и взлетов с него самолетов традиционной схемы, обновленных вариантов Миг-29, Су-27 и Су-25. Для этого были оборудованы трамплин для взлета и увеличенная полетная палуба.

Крейсер был спущен на воду в конце 1985 года, после этого была произведена достройка на плаву. Тогда же были оборудованы помещения, были произведены погрузка и монтаж авиационно-технических средств, электрооборудования, систем кондиционирования и вентиляции.

В 1989 году крейсер в недоукомплектованном и недостроенном состоянии был выведен в море. Там были проведены летно-конструкторские испытания самолетов, которые впоследствии были размещены у него на борту. После их завершений в том же году крейсер был достроен. В следующем году он неоднократно выходил в море для заводских и госиспытаний.

Глазами младших офицеров и матросов

На форуме Balancer`а есть целых три поста, в которых авторы делятся впечатлениями о походе «Адмирала Кузнецова» из Севастополя в поселок Видяево — место базирования авианесущего крейсера на Северном флоте.

Посетитель под ником Oldcondor сообщает: «…Мы на три недели попали в такую передрягу, что и вспоминать не хочется. Половину экипажа набрали с других кораблей, вторая половина — всякие инженеры, наладчики с завода, спецназ, офицеры штаба ЧФ и проч. Были даже пограничники и какая-то береговая охрана из Севастополя.

А у нас, на всякий случай, восемь ярусов надстройки, семь палуб и две платформы. Все это разделено на 53 схода. Географию судна никто толком не знает. Личный состав — слепые котята — тычутся по всем палубам. Никого никуда посылать нельзя. Гонец обязательно заблудится, и тогда нужно объявлять «загонную охоту», чтобы найти скитальца… Впрочем, можно охоту не объявлять, человек проголодается и сам вернется к людям. Правда, есть опасность, что этого матроса приютят «земляки», тогда он два дня будет спать, сачковать от вахты, а это при нехватке людей начальством не приветствуется…».

— «Земляки» — уникальное изобретение. — Продолжает воспоминания форумчанин под ником Capitan Sidor. — На «Кузнецове» землячества появились уже на второй день хода, сразу после Босфора. Весь экипаж разделился на «русских», «хохлов», «молдаван», «грузин» и «прибалтов». Были еще, кажется, какие-то азиаты: не то таджики, не то узбеки, точно не помню. Хохлы все время хотели бежать на родину. При выходе из Босфора они бросили за борт три плота, пытались скопом добраться до турецкого берега. Всех, конечно, выловили и спрятали в карцер до самого Видяево…

Грузины тащили из камбуза все подряд. Однажды при погрузке продовольствия увели целую говяжью тушу под носом у вахтенного офицера… У них на четвертом ярусе, где были пустые каюты летчиков и десантуры, образовалась своя шашлычная. Ребята бойко торговали…

Молдаване — мирный, безропотный народ. Все сосредоточились в боцманской команде и особых хлопот нам не доставляли. Зато эстонцы и латыши сразу ушли в «катакомбы» — на самые нижние ярусы — наверх их было не загнать…».

Рота охраны — корабельный ОМОН — была задействована в походе по полной программе. Ребята охраняли белую кость на «острове» (командная надстройка — авт.) и охраняли хорошо. Без ОМОНа никто никуда не перемещался. Только Срезневский — командир БЧ-6 — не боялся спускаться ниже 4-го яруса… Всех остальных офицеров ждала неминуемая расправа. Они, как правило, в темноте бывали раздетыми и ограбленными…».

Нельзя относиться к сообщениям на форумах как к достоверным фактам и, тем более, как к историческому источнику. Анонимные корреспонденты безнаказанны в своей писанине. Они говорят то, что хотят. Ответственности никакой. Тем не менее, статистика негативных отзывов о последнем авианесущем крейсере николаевской постройки заставляет задуматься.

Покраска

 Грунтовка – серая Тамия из баллончика. Затем было так:

  • подводная часть TS-33 Тамия (Dull Red)
  • палубы (кроме полетной) 2:X-7 Red+1:XF-64 Red brown (получилось кстати практически одинаково с Dull red )
  • надстройка, надводный борт XF-19 Sky Grey
  • полетная палуба (кроме углового участка полетной палубы) XF-53 Neutral Grey
  • угловая посадочная часть полетки XF-63 German Grey + XF-53 Neutral Grey в пропорции 50/50. 

После окраски участков палуб красно-коричневого цвета, замаскировал их Тамиевским скотчем и красил остальное. После окраски бортов и палуб приступил к разметке полетной палубы. Оказалось не сложно, но достаточно долго и нудно было выкладывать на полетку маски для прерывистых линий. Также добавил хлопот оранжевый цвет от Тамии Х-6 – укрывистость у него никакая. Даже после 3-х слоев просвечивал цвет палуб. Проблему решил смешав его с красным Х-7 в пропорции 3:2.
Немного повозился с посадочными кругами для вертолетов, но и это было решено с помощью трафаретов для расшивки и ножа для резки круговых отверстий OLFA CMP-1.
После завершения всех покрасочных работ изготовил из проволоки 0,3/0,5 мм антенны связи и расположил их по корпусу в горизонтальном положении. Натянул посадочные тросы из проволоки, диаметр 0,2 мм – надо было тоньше брать, смотрятся они не масштабно.

Далее стандартно – глянцевый эмалевый лак (Х-22), декали, смывка (акварель+фейри), матовый лак Vallejo.
После завершения работ с корпусом была собрана надстройка и поставлена на штатное место. Порядок работ аналогичен корпусу. И дополнительно смонтировал несколько антенн из лески диаметром 0,2 мм на ходовой рубке.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» – видео

Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты МИГ-29К, Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования – Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования – Североморск-1), а также новейшие ударные вертолеты Ка-52К корабельного базирования.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет чрезвычайно мощное и постоянно модернизируемое собственное ближнее ПРО для отражения ракетно-бомбовых атак. Зенитное вооружение корабля состоит из 4-х шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8-ми пусковых установок «Кортик» (256 ракет), 6-и шестиствольных 30-мм скорострельных установок АК-630М (48000 снарядов). Также авианосец имеет весьма совершенную эшелонированную защиту от торпед из 2-х установок РБУ-12000 (60 ракет) включающую постановку ложных акустических целей, быстрое развертывание противоторпедных минных полей и уничтожение торпед глубинными бомбами у самого авианосца. Авианосец имеет также конструкцию обеспечения живучести с множеством переборок выдерживающим попадание ниже ватерлинии боеприпасов до 400 кг тротила. Таким образом, авианосец может отражать массированные ракетно-бомбовые и торпедные атаки даже без помощи собственно ордера, который может сосредоточится на уничтожении носителей ракет и торпед.

Авианосец является также носителем 12-и вертикальных пусковых установок 4К-80 для тяжелых ракет Гранит способных поражать цели на 700 км с забрасываемым весом 750 кг. Первоначальные версии ракеты были созданы для уничтожения авианосных групп США, последние модернизации комплекса позволяют ему поражать и береговые цели.

Авианосец “Адмирал Кузнецов” является единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Черном Море, т.к. по конвенции Монтре проход чистых авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен.

Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ СССР – «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года (г. Николаев, УССР). От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в ТАВКР «Леонид Брежнев». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.Погрузка и монтаж вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.

11 августа 1987 года переименован в ТАВКР «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года – заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Ремонт 2018-2022 годов

В апреле 2018 года Минобороны РФ заключило с “Объединенной судостроительной корпорацией” (“ОСК”) контракт на проведение среднего ремонта и ограниченной модернизации “Адмирала Кузнецова” к 2022 году. Ремонтные работы начались в мае 2018 года в Мурманске на базе 35-го судоремонтного завода (“35 СРЗ”, филиал АО “Центр судоремонта “Звездочка”). В период с 14 по 17 сентября 2018 года авианосец был переведен от причала “35 СРЗ” в большой плавучий док ПД-50.

В ночь на 30 октября 2018 года во время планового выхода крейсера из дока произошло нерасчетное затопление ПД-50. В результате инцидента пропал без вести старший механик смены, четыре сотрудника предприятия были госпитализированы с переохлаждением. Корабль был отбуксирован обратно на “35 СРЗ”. Представитель “Звездочки” Евгений Гладышев рассказал ТАСС, что причиной происшествия стало отключение насосов из-за скачка напряжения в электросети в момент спуска авианесущего крейсера на воду. ПД-50 был единственным плавучим доком на севере России, способным принимать такие корабли, как “Адмирал Кузнецов” и тяжелый атомный ракетный крейсер “Петр Великий”.

9 декабря 2019 года глава “ОСК” Алексей Рахманов сообщил журналистам, что работы на авианосце идут по графику, однако дефектация корабля показала необходимость дополнительных ремонтных работ.

Авианосцы США: «Нимиц»

Для нужд американского флота было построено 10 авианосцев класса «Нимиц» (это без учета универсальных десантных кораблей США, которые тоже могут нести самолеты). Первый такой авианосец был спущен на воду в далеком 1972 году, а последний встал в строй в 2009. По своим размерам авианосцы этого типа больше российского авианесущего крейсера. Авианосцы «Нимиц» вообще являются самыми большими в мире военными кораблями. Их длина превышает 330 метров, а водоизмещение достигает 106 тыс. тонн.

На борту каждого из кораблей класса «Нимиц» размещаются более 5 тыс. человек. В отличие от «Адмирала Кузнецова», авианосцы типа «Нимиц» не несут тяжелого противокорабельного вооружения. Из бортового вооружения на этих судах есть только зенитные системы. Мощь американских авианосцев строится вокруг многоцелевых истребителей F/A-18 «Hornet» различных модификаций.

Всего на борту каждого из таких кораблей могут располагаться 48 истребителей. Кроме этого, на корабле находятся самолеты радиоэлектронной борьбы, транспортные самолеты, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и противолодочные вертолеты. Общее количество самолетов и вертолетов на борту авианосца класса «Нимиц» может достигать 90 единиц.

Нимиц

Как мы видим, каждый из кораблей класса «Нимиц» может нести больше летательных аппаратов, чем ТАКР «Адмирал Кузнецов». Нужно также учесть, что американские истребители F/A-18 более многофункциональны (особенно это касается модификации F/A-18Е/F «Super Hornet»), чем отечественные палубные Су-33, и могут применять мощное управляемое вооружение класса «воздух-поверхность». Но ТАКР «Адмирал Кузнецов» станет куда более опасным противником, когда на нем будут размещаться новейшие истребители МиГ-29К. Последние имеют в своем арсенале управляемые противокорабельные ракеты.

Авианосцы типа «Нимиц» имеют более высокий боевой потенциал, чем российский авианесущий крейсер. Ведь дальность действия F/A-18 с управляемым вооружением гораздо больше дальности полета крылатых ракет «Гранит», составляющих основу бортового вооружения отечественного авианосца. Вообще же, как это повелось еще со времен Второй мировой войны, мощь того или иного авианосца определяется качеством и количеством базирующихся на нем боевых самолетов.

Авиация

 Поскольку самолеты из набора выглядели удручающе, я использовал (заказывал дополнительно) авиацию от Trumpeter в масштабе 1/700. Состав авиакрыла:

  • 4 вертолека Ка-27 (2 в походном положении, 2 в рабочем)
  • 2 самолета МиГ-29К
  • 2 самолета Су-25УТГ
  • 6 самолетов Су-33

Самолетам (кроме 2х Су-33) отпилил крылья и приклеил их в сложенном состоянии. Рассверлил сопла. Из недостатков отмечу немного облоя на деталях (легко удаляется) и переразмеренные ОЗ: звезды раза в 2, бортовые номера чуть меньше.

Окраска самолетов выполнена тем, что было в запасах и прототипам соответствует весьма условно. Но, учитывая, что вся модель корабля получилась скорее «по мотивам» – это не самый большой недостаток.
Все декали «приваривались» жидкостями Set и Sol от Microscale.

Всем спасибо за внимание. Критика не возбраняется

Происшествия на ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

– 19 октября 1995 года произошла авария вертолёта Ми-8. Во время руления по полетной палубе вертолёт был опрокинут сильным боковым ветром. Повреждений корабль не получил. У летательного аппарата был полностью разрушен несущий винт. Фрагмент лопасти попал в руку офицеру и вырвал кость.

– 18 октября 2004 года произошла авария Су-25УТГ. Самолёт совершил жёсткую посадку, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Больших разрушений на крейсере удалось избежать благодаря тому, что Су-25УТГ зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишёра. Среди предполагаемых причин аварии — ошибка экипажа и усталостное напряжение металла. Самолёт был доставлен на 121 АРЗ (Кубинка), но признан неремонтопригодным, после чего был списан.

– 5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на ТАВКР произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (управлявший самолётом подполковник Юрий Корнеев катапультировался), второй удержался на палубе. Причиной обеих аварий был обрыв троса аэрофинишёра. Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), однако выяснилось, что это сделать невозможно. Командование ВМФ выразило надежду, что самолёт разрушится сам.

– 6 января 2009 года во время стоянки на рейде в рамках проведения военных учений в турецкой ВМБ Акзас на борту авианосца в одном из носовых помещений произошёл пожар. Ликвидировать пожар удалось силами экипажа корабля. В результате отравления угарным газом погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычёв. По заявлению специалистов, ТАВКР не получил серьёзных повреждений и 11 января принял участие в совместных учениях с Грецией.

История разработки и строительства

Первоначальный, эскизный проект инженеры подготовили уже к 1979 году. Практически сразу документ был одобрен командующим ВМФ, которым на ту пору был адмирал С. Горшков. В следующем году Д. Устинов (глава всего армейского ведомства) подписывает другой документ, в котором утверждает необходимость кардинальных изменений проекта 1143.5. Из-за этого срок реального начала строительства корабля практически сразу отодвинулся на 1986-1991 год.

Но уже в апреле 1980 года С. Горшков утверждает новый проект, в который уже были внесены все необходимые изменения. Наконец, летом того же года все стороны, которые участвовали в разработке нового корабля, признают разработку крейсера типа 1143.5 окончательно завершенной.

Но на этом доработки проекта все еще не завершились. Загвоздка вышла в перечне необходимого авиационного вооружения, которое должно было иметься на корабле: его требовалось проработать в полном соответствии с постановлением Совета Министров СССР, что накладывало определенный отпечаток на скорость работы. В конце года проект корабля 1143.5 снова подвергается корректировке.

Некоторые эксперты в то время высказывали мнение, что было бы целесообразнее построить второй крейсер по проекту 1143.4 (1143 А), а не тратить время и деньги на доработку чертежей нового. Впрочем, вскоре от этой идеи отказались, а проект 1143.4 сам был доработан до стадии 1143.42.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий