Ракетные крейсеры
С появлением и распространением баллистических ракет и ракетных установок представления о методах ведения боя в который раз претерпели существенные изменения.
Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
Теперь можно было поразить цель, которая находилась на расстоянии несколько сот километров одним нажатием пальца. И обычные артиллерийские крейсера выглядели устаревшими и отсталыми. По крайней мере — в глазах генсека Хрущева, который любил ракеты и не любил корабли.
Проект 58
Был начат в 56-ом году с целью обеспечить превосходство в морях и океанах, при этом не обладая превосходством в количестве. Поэтому упор делался на современные достижения техники, в том числе ядерной и ракетостроительной. Первые эскизы появились в 57-ом году, в 58-ом утвердили производство. В июле 62-го на глазах Хрущева были произведены пробные запуски ракет, которые впечатлили правителя СССР. Теперь о нелюбви к кораблям было забыто.
Ракетный крейсер «Варяг»
Всего было выпущено 4-ре ракетных крейсера — “Грозный”, “Адмирал Фокин”, “Адмирал Головко” и “Варяг”. Заклали их в 60-61 годах, спустили на воду в 61-63-ем. В 90-ые все поочередно,кроме “Адмирала Головко”, списали в утиль. Тот продержался до конца 2002-го.
Основой вооружения был противокорабельный ракетный комплекс(ПРПК) с ракетой длиною почти в 10 метров, и весом в 4,2-4,5 тонны. Дальность стрельбы — 100-300 км, высота полета — с 300-от метров до 7-ми км.
Проект 1164
Были следующим витком в развитии ракетных крейсеров. Строительство начали в 1972-ом году. Прошедший через сито конкурсных работ, окончательный эскиз утвердили в августе 74-го. Изначально планировали выпустить 10 единиц, но в ходе работ сошлись только на 3-ех. Первый корабль заложили в 76-ом, а на вооружение приняли в 83-ем. Сейчас все три находятся на вооружении ВМС РФ — это “Москва”, еще один “Варяг” и “Маршал Устинов”. Было несколько подвидов вооружения — противокорабельное, противолодочное(призванное уничтожать подлодки), две реактивные бомбовые установки, призванные уничтожат выпущенные по кораблю торпеды, 10-ть зенитно-ракетных установок, 6-ть зениток и два корабельных орудия калибром 130 мм. Как можно увидеть, вооружены такие крейсеры были “до зубов”. Основным боевым орудием является 16 пусковых установок “Вулкан”. Весит подобная ракета 6-ть тонн и имеет максимальную скорость в 3000 км/час. Радиус поражения — 700 км. Также стоит отметить комплект торпед, направленных на уничтожение, в основном, подводных кораблей противника. Всего в базовом наличии их было 10-ть штук, длиной до 7-ми метров и весом около 2-ух тонн. Разгоняться такая махина могла до 100-а км/час, а поражала цели на расстоянии до 22 км.
Проект 1144
И, наконец, на десерт — атомные реактивные крейсера. Были построены в период с 1973-го по 1996-ой года. Так как корабли строились с большим временным промежутком, то вспомогательное вооружение на них может сильно отличаться, в зависимости от года спуска на воду и развития технологий на тот момент. Наиболее совершенные орудия, что логично, были установлены на самый последний по выпуску корабль — “Петр Великий”.
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»
Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
В основе же орудий каждого корабля лежит противокорабельные ракеты П-700 “Гранит”. При длине в 10-ть метров, они достигали 7-ми тонной массы и могли развивать скорость свыше 3000 км/час.
В боевой части переносить ядерный заряд. Также стоит отметить зенитно-ракетные комплексы “Оса-М” и “Кинжал”. В качестве зенитной артиллерии выступали АК-130 с калибром 130 мм, имелся противолодочный ракетно-торпедный комплекс РПК-6М “Водопад”, морской бомбомет “Смерч-3” и противоторпедные ракеты “Удав-1М”
Отличительным свойством крейсеров “Проекта 1144” была атомная энергоустановка, которая выступала в качестве сердца и мотора. Без перезарядки функционирует 10-11 лет. Всего выпущено 4-ре корабля — “Киров”, “Адмирал Лазарев”, “Адмирал Нахимов” и “Петр Великий”. Из всех перечисленных только последний сейчас состоит на службе в ВМС РФ. Остальные либо сданы в утиль, либо находятся на модернизации.
Примечания
- При использовании резервной ЭУ на обычном топливе.
- Утилизация крейсера планировалась ещё на 2016 год, но тогда так и не состоялась.
- Назван в честь лёгкого крейсера Дважды Краснознамённого Балтийского флота, принимавшего участие в Великой Отечественной войне. Тот, в свою очередь, был назван в честь советского государственного деятеля Сергея Мироновича Кирова.
- При первой швартовке в Североморске «Киров», невзирая на свои размеры и водоизмещение, выполнил её собственными машинами, без помощи буксиров – что показало как хорошую управляемость крейсера, так и профессиональное мастерство командира и экипажа.
- Примечательно, что Краснознамённый Военно-Морской флаг ракетного «Кирова» был подлинным – тем самым, под которым во время Великой Отечественной войны ходил лёгкий крейсер «Киров». Сначала предполагалось отправить этот флаг в музей, но по инициативе совета ветеранов заслуженного крейсера его боевое знамя было вручено экипажу нового атомохода.
- Цитируется по «Заказу 800» Б. П. Пономарёва
- В ряде источников ошибочно указывается, что во время этого похода на крейсере произошла авария главного редуктора ГТЗА, чего на самом деле не было – см. «Заказ 800» Бориса Пономарёва.
- С точной датой переименования крейсера есть расхождения – встречаются версии о мае и октябре 1992 года. Фактически на корме крейсера по-прежнему остались литеры первого названия, лишь закрашенные шаровой краской под цвет борта. После 2004 года, когда название «Адмирал Ушаков» было присвоено находящемуся в строю эсминцу, экипаж атомного крейсера вновь отчистил от краски литеры «КИРОВ», хотя официально первое название не было кораблю возвращено.
- В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы крейсера. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности; для тех, кому за это время было присвоено очередное звание, оно приводится в скобках.
Тяжелые крейсеры СССР
Во время Второй мировой советское командование осознало свое отставание в морском вооружении, в том числе — в количестве и качестве крейсеров.
Вооружение крейсера Проект 26
Несмотря на то, что серия “Проекта 26” достаточно неплохо показала себя в боях, они напрочь проигрывали тяжелым моделям. Впрочем, первый опытные эскизы были созданы еще в середине 30-ых, когда о над Европой начинал только куриться дым будущего конфликта. К сожалению или к счастью, судьба у всех “тяжеловесов” оказалась несчастливой.
Проект 69
Тяжелые крейсеры типу “Кронштад” были представлены высшему руководству в июне 38-го года. Толщина брони была от 80-ти мм до 210-ти.
Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.
Вооружен он был 9-ю орудиями калибра 305 мм, 8-ю — калибра 152-ух мм, и 32-мя пушками калибра поменьше. Предназначался от также для ведения боевых в условиях открытого океана, поэтому дальность плавания составляла более 8000 миль.
Первыми заложили крейсеры “Кронштад” и “Севастополь” в декабре 39-го года. Всего планировали построить 15 крейсеров. В процессе строительства возникало множество проблем технического характера, многие орудия не удавалось установить в заданные сроки ввиду их неготовности. А не готовы они были из-за того, что у советских инженеров не было нужных образцов и разработку пушек приходилось начинать чуть ли не с нуля. Впрочем, все было тщетно — когда пришла война, строительство законсервировали, все силы бросили на оборону страны.
Изображение крейсера «Кронштадт»
“Кронштад”, который делали в Ленинграде, разобрали на металлолом, после войны осталась только половина построенного. “Севастополь” ждала та же участь, только теперь его пользовали немцы. По окончанию войны, все работы по восстановлению были признаны нецелесообразными. Проект вылетел в трубу.
Интересно, что большинство технических элементов, которых не было под рукой у советских инженеров, планировали покупать у Германии. Во многих случаях, на договорах стояли подписи, были уплачены деньги, а поставки ожидали в конце 40-го, начале 41-го года. Но они, почему-то, не пришли. Ага, почему-то.
Проект 66
Несмотря на путаницу в нумерацию, сейчас пойдет речь об идейном наследнике “69-ки”. В 47-ом году было принято решение продолжить строительство тяжелых крейсеров, которые по своим параметрам скорее напоминали средние. Так как “холодная война” уже началась, они должны были превосходить американского оппонента, судна типа “Де Мойна”, по всем параметрам. Разработка велась до 54-го года, когда и была полностью прекращена.
Американский крейсер «Де Мойна»
При крайне высокой себестоимости(900 млн. рублей при серийном производстве), практически во всем проигрывал конкуренту, был крайне уязвим для атак с воздуха и при подрыве на минах. Поэтому высшее руководство решило поставить точку и перейти к более перспективным проектам.
Проект 82
Если крейсеры “Проекта 66” были тяжелыми только по названию, то 82-ые были полновесными “тяжеловесами”. Приказ о разработке в 46-ом году отдал лично Сталин. В основу разработки был положен трофейный немецкий корабль “Лютцер”, который захватили еще в 41-ом году. В принципе, работы над созданием своего тяжелого судна стартовали тогда, но из-за тяжелых условий войны времени и денег на него не было. Обладал толстой броней свыше 200-т мм, в качестве основного вооружения имел 9-ть пушек СМ-33 калибра 305 мм. Масса одного снаряда была за 400-та кг!, а максимальная дальность полета — примерно 50 км. Имел особые снаряды легкого типа с радиусом обстрела до 120-ти км. Было заложено два корабля — “Сталинград” и “Москва”. Оба начали строить в 51-ом году. В 53-ом, после смерти Сталина, их разобрали на металоллом.
Тяжелый крейсер «Сталинград»
Такова печальная история тяжелых крейсеров в СССР. Ни один из них так и не был принят на вооружение, а в дальнейшем правительство Советского Союза не видела смысла в постройке кораблей этого типа, так как задачи по борьбе с аналогичными суднами противника она возлагала на другие боевые единицы.
Итальянский прототип для советских крейсеров
В конце 1920-х г.г. не один из флотов СССР не мог похвастаться большим количеством современных боевых кораблей, особенно плачевной была ситуация с кораблями крупного водоизмещения. Из более-менее современных проектов РККФ располагал разве только тремя крейсерами типа «Светлана», но, и эти корабли были заложены ещё до революции.
Первые опыты в проектировании даже относительно небольших сторожевых кораблей типа «Ураган» показали, что подготовка специалистов, оборудование, производственные мощности — всё это стране Советов только-только предстояло создать, а ведь на это уйдут годы и миллиарды вложенных рублей.
Современный, мощный флот нужен был уже сейчас, поэтому, единственным разумным средством для руководства РККФ в то не простое время, стали попытки купить военные корабли за рубежом. Однако, во-первых, обстановка в мире была такой, что добровольно, да ещё по сходной цене не одна ведущая военно-морская держава со своими новыми судами расставаться не желала, а во-вторых, уже тогда СССР рассматривался на Западе как прообраз «империи зла», вооружать который на свой страх и риск было опасно.
И все-таки, переговоры о покупке кораблей велись.
Итальянский крейсер «Раймондо Монтекукколи» — прототип для «Кирова»
Видео
|
Линейные корабли | «Севастополь» • «Архангельск»R • «Советский Союз» • проект 24Р • «Кронштадт»Х |
Лёгкие крейсера | «Светлана» • «Киров» проекта 26 • «Максим Горький» проекта 26-бис • «Чапаев» проекта 68-К • «Мурманск»L • «Коминтерн» • «Керчь»R |
Эсминцы | «Новик» • «Гневный» проекта 7 • «Сторожевой» проекта 7У • «Опытный»S • «Огневой»S • «Дерзкий»L • «Деятельный»L • «Доблестный»L • «Достойный»L • «Дружный»L • «Жаркий»L • «Живучий»L • «Жгучий»L • «Жёсткий»L • «Муссон»R • «Торос»R • «Легкий»R • «Ловкий»R • «Лихой»R • «Летучий»R |
Лидеры | «Ленинград» проекта 1 • «Минск» проекта 38 • «Киев» проекта 48 • «Ташкент» • проект 24Р • проект 47Р |
Подводная лодка | тип Д («Декабрист») • тип Л («Ленинец») II серия • тип Л («Ленинец») ХI серия • тип Л («Ленинец») ХIII серия • тип Л («Ленинец») ХIII-1938 серия • тип Щ («Щука») III серия • тип Щ («Щука») V серия • тип Щ («Щука») V-бис • тип Щ («Щука») V-бис-2 серия • тип Щ («Щука») Х серия • тип Щ («Щука») Х-бис серия • тип П («Правда») IV серия • тип К («Крейсерская») ХIV серия • тип М («Малютка») VI серия • тип М («Малютка») VI-бис серия • тип М («Малютка») XII серия • тип М («Малютка») ХV серия • тип С («Средняя») IХ серия • тип С («Средняя») IХ-бис серия • «Калев»R • «Ронис»R • ТС-1R • В-1R • В-2R • ТМ-4R • U-18R • Н-22R • Н-26R • Н-27R |
Сторожевой корабль | «Ураган» • «Жемчуг» • «Туман» |
Торпедный катер | Г-5 • Д-3 • «Комсомолец» |
Тральщик | «Фугас» • «Владимир Полухин» • проект 253Л |
Примечания: S: Единственный корабль в классе; R: Корабль полученный в качестве репараций или трофея; L: Корабль поставленный по ленд-лизу; X: Недостроен; P: Нереализованный проект;
Дополнительное вооружение
Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-16 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронных ловушек, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором. Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».
Взлётная палуба на корме крейсера «Калинин». Видны открытые двери ангара и палубные вертолёты Ка-25 и Ка-27
На каждом крейсере проекта 1144 базируются два тяжелых многоцелевых вертолёта Ка-27 в модификации РЛД и ПЛ. Вертолёты используются в противолодочном варианте и в качестве ретранслятора-корректировщика полёта ПКР «Гранит». Экипаж вертолёта — 3 человека (лётчик, штурман и оператор гидроакустической станции). Максимальная взлётная масса — 11 т, продолжительность полёта — 4,5 часа, потолок — 4300 м, максимальная скорость — 270 км/ч, дальность полёта — 800 км. Вертолёты могут иметь противолодочные ракеты АПР-2Е (диаметр — 350 мм, длина — 370 см) с твердотопливным ракетным двигателем, обеспечивающим под водой скорость 115 км/ч. Масса ракеты — 575 кг, б/ч — 100 кг. Под водой ракета движется по 2 мин, обследуя пространство радиусом 1500 м и определяя пеленг на цель с точностью 2°. На вооружении вертолётов — и управляемые глубинные бомбы массой 94 кг и скоростью движения 55 км/ч с активной гидроакустической системой наведения. Бортовой радиоэлектронный комплекс вертолёта Ка-27 обеспечивает полёт над морем в любую погоду, поиск и слежение за подлодками на удалении до 200 км от корабля, автоматический вывод вертолёта в точку сброса средств поражения, возврат и заход на посадку в автоматическом режиме.
Гидроакустическая система включает в себя гидролокатор с корпусной антенной (в бульбовом обтекателе) для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.
Постройка и испытания
Основная статья: Лёгкие крейсера типа «Киров» проекта 26
Корпус крейсера был заложен 22 октября 1935 на Ленинградском заводе №189 имени С. Орджоникидзе. 30 ноября 1936 года лёгкий крейсер «Киров» был спущен на воду. 12 марта 1937 года была проверена работа турбозубчатого агрегата, а в конце июня крейсер отбуксировали в Кронштадт. Корабль впервые самостоятельно вышел в море 7 августа 1937 года под заводским флагом. В Кроштадте было выявлены дефекты в изготовлении башен главного калибра, вследствие чего башни заклинило. 12 августа 1937 года пробило главный паропровод вследствие чего, 17 человек получили ожоги. После этого были арестованы ответственный сдатчик В. Л. Бродский и строитель корабля Н. В. Григорьев. Последний в скором времени был расстрелян. 15 сентября 1937 года были проведены первые стрельбы холостыми залпами. Вследствие стрельб получил деформации полубак, который в дальнейшем пришлось укрепить. В июне 1938 года во время испытаний торпедного аппарата, одна из торпед, на которой отсутствовал боевой заряд, описала циркуляцию и ударилась в борт крейсера. После этого случая, Векман А. К. который возглавлял комиссию по приёмке корабля был отстранён от должности.
Крейсер «Киров» перед войной.
9 сентября 1938 года были проведены сдаточные испытания крейсера «Киров». На них корабль развил скорость в 35,94 узла. А при экономической скорости в 18 узлов было пройдено расстояние в 3750 миль. Остановка крейсера с полного хода показала результат в 20 мин после команды «стоп» и пройдя 16,5 кбт по инерции, а с полного хода и при команде «полный назад», крейсер остановился через 2:42, пройдя 6,2 кбт.
26 сентября 1938 года комиссией под председательством капитана 2 ранга
Д. Д. Долина, был подписан акт о приёмке крейсера. И был утверждён заместителем Наркома ВМФ флагманом 1 ранга И. С. Исаковым 1 октября 1938 года.
Но приёмочная комиссия в акте отметила, что присутствует большое количество недоработок: броневая защита торпедных аппаратов не была установлена, скорострельность орудий главного калибра оказалась низкой, не заменены и не сданы редукторы главных турбин и арматура главного и вспомогательного паропроводов. Также не было установлено устройство паравана. Прибор управления зенитным огнём не был установлен. Также было отмечено наличие сильной вибрации носовой надстройки, неудачная конструкция мостика и рубок за счёт малой площади и плохого обзора с постов. Силовая синхронная передача для орудий «Б-34» была в нерабочем состоянии и орудия стреляли с помощью ручной наводки на цель, гировертикаль «Газон» была не эффективной вследствие неудачного расположения.
Вооружение
Главный калибр
Артиллерия главного калибра корабля была представлена 3 × 3 — 180-мм орудиями «Б-1-П» в башенных установках «МК-3-180». Две башни размещались в носовой части корабля, одна в корме. Боекомплект насчитывал 900 снарядов.
На крейсере была установлена система приборов управления стрельбой главного калибра «Молния».
Вспомогательная/зенитная артиллерия
На крейсере были установлены 6 × 1 — 100-мм орудия «Б-34». Они располагались в кормовой надстройке по три на борт. Боезапас составлял 300 снарядов на ствол. Управление стрельбой 100-мм артиллерии производилось с помощью системы «Горизонт».
Зенитная артиллерия крейсера была представлена 6 × 1 — 45-мм орудиями «21-К» с боезапасом 600 патронов на ствол и 4 × 1 — 12,7-мм пулемётами «ДШК» с боезапасом 12 500 патронов на ствол.
Носовые орудия крейсера «Киров»
Характеристики артиллерийского вооружения крейсера «Киров» | ||||
---|---|---|---|---|
Орудие/Калибр, мм | «Б-1-П»/180 | «Б-34»/100 | «21-К»/45 | «ДШК»/12,7 |
Год разработки | 1934 | 1936 | 1932 | 1937 |
Длина ствола, калибры/мм | 57/10 345 | 56/5795 | 46/2072,5 | 79/1003 |
Объём зарядной камеры, дм³ | 52,3 | 7,985 | 0,5 | — |
Масса снаряда, кг | 97,5 | 15,8 | 1,4 | 0,052 |
Скорострельность, выстр./мин | 4 | 15 | 30 | 250 |
Углы вертикальной наводки | −4°/+50° | -5°/+85° | -5°/+85° | -34°/+85° |
Максимальная дальность стрельбы, м | 37 129 | 22 000 | 9200 | 3500 |
Начальная скорость, м/сек | 920 | 900 | 760 | 840 |
Расчёт, чел. | 50 | 9 | 3 | 1 |
Минно-торпедное вооружение
На крейсере были установлены 2 × 3 — 533-мм торпедных аппарата «39-Ю». Боекомплект составлял шесть торпед которые хранились в самих торпедных аппаратах.
Также крейсер по необходимости мог нести 264 мины заграждения образца 1912 года или 100 мин «КБ-1». Для приема мин на верхней палубы размещались рельсы длинной 270 м. Сбрасывание мин в воду производилось по двум кормовым скатам.
Противолодочное и противоминное вооружение
Противоминное вооружение было представлено четырьмя параванами К-1, которые были размещены на тележках у барбета второй башни главного калибра.
Противолодочное вооружение было представлено большими глубинными бомбами «ББ-1» в количестве 20 штук, и малыми глубинными бомбами «БМ-1» в количестве 30 штук.