Поиск

Проект 23560: самые мощные эскадренные эсминцы типа «Лидер»

Лидеры во Второй мировой войне

Во время Второй мировой войны лидеры эсминцев считались промежуточным между эсминцами и крейсерами классом. Их задачами были борьба с миноносцами и лидерами противника; выведение эсминцев в торпедную атаку; тактическая разведка и использование торпедного и минного вооружения.

На самом деле в ходе военных действий во время Второй мировой войны не было ни одного случая выведения эсминцев лидерами в торпедную атаку. Применение торпед обычно происходило либо в боях между эсминцами, либо при участии крейсеров. Примеров боевого применения в качестве суперэсминцев также не отмечено в истории Второй мировой войны. Французские лидеры практически не участвовали в войне, а советские лидеры и итальянские скауты применялись для выполнения не предусмотренных для них задач. Немецкие суперэсминцы предпринимали попытки вести морские бои, однако бой в Бискайском заливе наглядно показал слабость лидеров в бою даже с лёгкими крейсерами.

К середине войны задачей эсминцев чаще всего становился эскорт главных сил флота от воздушной и подводной угрозы. Они ещё могли принять участие в сражении, но это не было их основной задачей. Значение наступательного вооружения эсминцев утрачивалось, поэтому и пропадал смысл существования лидеров. После окончания войны класс лидеров сохранился тольк в СССР и Великобритании, причём британские лидеры уже имели мало отличий от эсминцев.

Общие сведения

История разработки бронированного лидера проекта 47 делится на два периода.

Первые работы по проекту были начаты с началом Второй мировой войны, когда опыт проведения боевых операций на море позволил более четко определить роль кораблей такого класса в составе военно-морских сил. В 1939 году специальной комиссией, созданной наркоматами ВМФ и Судостроительной промышленности для определения новых требований к данному классу кораблей, было сформулировано техническое задание на проектирование бронированного лидера. Фактически оно являлось дальнейшим развитием идей и решений, заложенных в ранее прорабатываемый проект 24.

К началу 1941 года, после проведения работ про предэскизному проектированию, стало ясно, что уровень кораблестроения и машиностроения тех лет не позволит в полной мере реализовать предъявляемые к кораблю требования.

К идее создания бронированного эсминца вернулись уже после окончания Великой Отечественной войны. Имея некоторый опыт включения корабельной брони в обеспечение общей прочности и опираясь на технологии сварки танковой брони, отработанные в годы войны, кораблестроители сделали попытку проектирования бронированного лидера, бортовая обшивка и палубы которого были выполнены из броневой стали. Такое решение позволяло почти полностью исключить вес брони из нагрузки масс корабля и заставить её работать не только для защиты от снарядов, но и для обеспечения общей прочности корпуса.

Проект был разработан в двух вариантах, отличавшихся составом вооружения. Первым вариантом, наиболее сбалансированном по наступательным и оборонительным качествам, предусматривалось оборудовать корабль тремя башнями орудий главного калибра. Второй вариант оснащался только двумя башнями. Для обоих вариантов был разработан единый теоретический чертеж корпуса.

Поводом для прекращения работ по проекту 47 стали недостаточно отработанные как в теории так и в практическом применении технологии сварки корабельной броневой стали.

История создания миноносца Лидер

В российской армии противоборствуют 2 лагеря, которые исповедуют разные концепции развития флота. Первая группа считает, что только тактика и стратегия может помочь осуществлять задуманное, а для этого необходимо использовать универсальные корабли, у которых малое или среднее водоизмещение

Такие корабли имеют невысокую стоимость строительства и могут выполнять широкий спектр задач, что позволяет сориентировать внимание производства именно на эту группу кораблей

Вторая группа исповедует к крупным боевым машинам, которые будут вселять в страх своей огневой мощью. Эта гигантомания сохранилась ещё со времён Советского Союза, и её риторика проста – больше, значит лучше. Атомный эскадренный миноносец Лидер хорошо подходит под данный концепт.

Лидер эсминцев «Ленинград» был первым сдан флоту в 1936. Однако, это произошло только формально, а фактически, он был спущен на воду в 1398, как и остальные судна проекта 1: «Москва» и «Харьков». После, эсминец Москва и остальные, подверглись тестам и выявились некоторые проблемы: мореходность и остойчивость не удовлетворяла запросы, запас плавучести слишком маленький, а корпус таким непрочным, что не самое сильное волнения моря могло его переломить.

Проект 38 пришел в исполнение в 1934-1935 годах. Эсминец «Ленинград» и остальные судна проекта 1 стали основой проекта. Инженеры постарались учесть предыдущие ошибки и устранить их. Эсминец «Минск» оказался первым построенным судном в 1938 году. Следом за ним бы спущен на воду лидер эсминцев «Баку» в 1939 и лидер «Тбилиси» в 1940 году. В итоге, действительно, некоторые улучшения всё-таки были произведены, но база проекта 1 давала о себе знать. Получилось так, что лидер эскадренных миноносцев проекта 38, получив отличное вооружение, но при этом остался без должной прочности и маневренности.

Проектирование

В задачу конструкторов входила создание крупного боевого корабля, оснащённого по передовым концепциям. Впервые о нём услышали в 2009 г. и в этот же момент было объявлено о начале работ. Тогда же были представлены первые предполагаемые характеристики:

  1. Наличие элементов технологии «стелс»;
  2. Высокий уровень автоматизации;
  3. Неограниченная мореходность;
  4. Скорость больше 30 узлов;
  5. Наличие ангара на 2 вертолёта;
  6. Водоизмещение в 9 тыс. тонн.

Выбор оптимальной конфигурации

Если вначале говорилось о водоизмещении в 9 тыс. тонн, то позже речь шла и о 9-10 тонн для газотурбинного, и 12-14 тыс. тонн для атомной спецификации. В итоге произошла утечка, в которой было сказано, что решили одобрить проект 23560, а именно атомный эскадренный миноносец (шифр «Лидер»). Однако технический проект был к тому моменту не готов и вплоть до конца августа 2017 инженеры занимались его разработкой. И только 23 августа стало известно, что проект одобрен в Министерстве обороны.

Постройка и испытания

На данный момент планы по строительству серии кораблей весьма грандиозны. Всего планируется построить 8 кораблей на которые возложат задачу защиты перспективных атомных авианосцев и вертолетоносцев.

Учитывая то, что эскизный проект уже утверждён, то остаётся только ждать постройки и испытания новой линейки кораблей. Если всё завершится успешно, то новый эсминец ВМФ россии станет именно тем судном, которое улучшит наше военное положение на мировой арене и превзойдёт новейший морской флот ведущих морских держав.

На стапеле и на кульмане

Эстафету поколений подхватывает «Хабаровск»

Минувший год показал, что у России есть достаточно современный и мощный флот, способный выполнять реальные задачи. Как учебные, когда стратегические ракетоносцы успешно поражали мишени в других частях света, в том числе залповыми пусками «Булавы», так и боевые. Большие десантные корабли, не привлекая до поры до времени внимания, обеспечили развертывание целой военной базы в Сирии. Малые ракетные корабли из Каспия поразили жизненно важные объекты террористов запрещенного в России ИГ. Столь же высокоточной стрельбой на сотни километров из подводного положения, чуть ли не мимоходом, отметилась ДЭПЛ «Ростов-на-Дону», следовавшая с Севера к месту службы на ЧФ.

История появления

HMS Swift

Бурное развитие миноносцев в начале XX века, усиление состава их вооружения сделало актуальным создание «противоминных» кораблей, которые могли бы успешно бороться с миноносцами противника. Кроме того, появилась потребность в кораблях, выводящих эсминцы в торпедную атаку, чтобы преодолевать сопротивление сил охранения противника.

Ведущие мировые державы, ещё перед началом Первой мировой войны, начали строительство «больших» эсминцев («суперэсминцев»). Эти корабли имели усиленное артиллерийское вооружение и превосходили эсминцы в скорости хода. Одним из таких суперэсминцев стал британский опытный миноносец HMS Swift. Его водоизмещение составляло 1800 тонн, вооружение состояло из четырёх 102-мм орудий и двух торпедных аппаратов. Корабль значительно превосходил минные крейсера русского флота по составу вооружения и водоизмещению.

Несмотря на все преимущества, для своих размеров HMS Swift имел слабое вооружение. Имея сравнительно высокую скорость хода в 35 узлов, он имел ограниченный радиус действия. В 1911 году У. Черчиллем англ. Winston Churchill был создан Крейсерский комитет (англ. Cruiser Committee). В его задачи входило и создание нового типа малого крейсера для разведки и лидерства эсминцев. Развитие проекта Swift не принесло ожидаемых результатов, поэтому был разработан новый проект корабля Super Active, впоследствии ставший типом Arethusa.

«Северную верфь» модернизируют под постройку нового атомного эсминца

На петербургской «Северной верфи» началось возведение нового судостроительного комплекса; после модернизации верфь начнет строить головной атомный эсминец проекта «Лидер». Об этом заявил глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, передает «Интерфакс». По словам Рахманова, в верфь будет вложено свыше 31 миллиарда рублей, первая и вторая очереди будут готовы в начале 2018 года, третья — в 2021 году, четвертая — в 2024 году. Одним из главных элементов нового комплекса будет сухой док, в котором можно будет строить крупные корабли как военного, так и гражданского назначения общей длиной на первом этапе до 240 метров, а в последующем — свыше 300 метров.

История эскадренных миноносцев России

Эскадренный миноносец – это особый класс боевых маневренных кораблей. Появился накануне первой мировой войны в 1914-1915 годах. Основное предназначение: ликвидация вражеских подводных лодок и воздушных аппаратов. Оснащение эсминцев позволяло выполнять охранную функцию и держать оборону при активном нападении врага.

Первые эсминцы СССР:

  • проект 35;
  • тип “Новик”;
  • проект 956;
  • проект 30 бис.

Проект 35 получил универсальное вооружение с артиллерией главного калибра 130 мм. Главная энергетическая установка была унифицирована с проектом 47. Модернизированные боевые машины получили артиллерийские установки типа АУ Б-2-У с боезапасом на 900 снарядов, зенитные установки типа АУ 66-К и противолодочное вооружение – 2 бомбосбрасывателя. Дополнительно корабли получили 3 минно-торпедные установки ТА 1-Н с калибром 533 мм. Скорость передвижения боевой машины составляла 40 узлов.

Эскадренный миноносец

миноносец типа “Новик”

Проект 956 прославился военным кораблем “Сарыч”. Он характеризовался усовершенствованным вооружением, представленным:

  • РЛС типа “Фрегат”;
  • ГАС “Платина-С”;
  • артиллерией типа АК-130 с боекомплектом на 2000 выстрелов;
  • ЗРК типа “АК-630”;
  • ракетами “Москит”;
  • ЗРК “Ураган”;
  • противолодочным вооружением РБУ-1000;
  • минно-торпедным вооружением типа СЭТ-65.

Лидер проекта 956 перемещался со скоростью 35 узлов.

Проект 30 бис прославился боевой машиной “Смелый”. Максимальная скорость перемещения корабля составляла 35 узлов. На вооружении у боевой машины находились:

  • радиолокационные установки “Гюйс-1” и “Заря”;
  • артиллерия АУ Б-2ЛМ;
  • ЗРК”92-К” и 70-К”;
  • ГАС “Тамир-5М”;
  • минно-торпедное вооружение КБ “Краб”.

Представленные военные машины считались лучшими эсминцами в истории ВМС России.

Роль эскадренных миноносцев в ВМФ России

Новейшие российские эсминцы нового поколения конструируются с начала 2014 года. Военно-морской флот активно пополняет «комплект» боевых машин, что связано с событиями последних годов. За указанный период на воду спустили пять обновленных кораблей (Москва, Дагестан, Настойчивый, Юрий Долгорукий, Северодвинск).

ВМФ России активно развивается. Обновленные корабли характеризуются большей мощностью в 31 узел и водоизмещение порядка 14 000 тонн.

В 2018 году строительство продолжается, в перспективе:

  • конструирование боевых машин с учетом нужд ВМС;
  • завершение испытательных мероприятий;
  • ремонт и усовершенствование кораблей, взятых в заложники;
  • выход обновленных машин на морские просторы.

Достигнуть поставленных задач необходимо в короткий срок – 12 месяцев.

Сколько эсминцев находится на вооружении России?

Согласно статическим данным, в составе ВМС находится всего 4 эскадренных миноносца. Один корабль класс несёт службу в рядах балтийского флота, 1 боевая машина находится на северном флоте и 2 эсминца в тихоокеанском флоте.

Миноносцы проекта 23560

Эсминцы проекта 23560 с шифром «Лидер» – это российский проект по созданию атомных эскадренных миноносцев. Эсминец «Лидер» в перспективе будет использоваться для выполнения следующих задач:

  1. Прикрытие торговых путей;
  2. Ликвидация стратегических объектов, находящихся на берегу предполагаемого противника;
  3. Огневая поддержка десантных групп;
  4. Проведение противодесантных операций.

История

В начале XX века существовал такой подкласс торпедно-артиллерийских кораблей, как лидер эскадренных миноносцев. Он подразумевал крупный эсминец, специально созданный для нахождения в нём командира и его штаба. Корабль выделялся сравнительно большими размерами, скоростью и вооружением. В Советском Союзе им было дано название: эсминец типа «Лидер».

Эскадренный миноносец

Предпосылки к созданию

Необходимость включения в состав ВМФ кораблей типа “Лидер” стала понятна после Первой мировой. Из-за отсутствия крейсеров было необходимо применять эсминцы для выполнения боевых задач, хотя они отставали от зарубежных образцов по характеристикам. Усугубляло ситуацию то, что Советский Союз не имел возможны построить легкие крейсеры, что и определило дальнейшую судьбу эсминцев.

Задача на создание проекта была поставлена в 1930 году. Учитывая то, что проект не имел прототипа, то работа фактически начиналась с нуля.

Было решено обратится к иностранным специалистам и 1935 год ознаменовался подписанием договора с итальянской фирмой о создании нового лидера для СССР. Закладка эсминца проводилась в Ливорно и в конце сороковых судно уже было передано советской стороне.

Ташкент

Новый эсминец стал именоваться «Ташкент».  В дальнейшем планировалось по итальянским чертежам построить ещё несколько корабля, но план не был осуществлён по причинам несовместимости технологий. К тому же, лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» оказался достаточно громоздким и слабо вооруженным для своего размеров, по мнению капитанов.

В 1937 году верхушка ВМС СССР выдало новое задание о создании проекта 48. Первоначально планировалось использовать наработки лидера «Ташкент» с корпусом лидера ЭМ типа «Минск», но позже проект перерос в самостоятельный проект. Результатом стал первое судно проекта 48 – эсминец «Киев», а чуть позже в этом году – Ереван. Всего планировалось согласно проекту построить ещё 8 кораблей. Нереализованные лидеры представлены ниже:

  1. Сталинабад;
  2. Петрозаводск;
  3. Очаков;
  4. Перекоп;
  5. Ашхабад;
  6. Алма-Ата;
  7. Архангельск;
  8. Мурманск.

К сожалению, начало Второй мировой, экономические проблемы и устаревание проекта сделало невозможным осуществления плана и только эсминцы «Киев» и «Ереван» были спущены на воду.

Сложности с местами строительства

Если говорить о габаритах, то это примерно 199 метров в длину, 22,5 – в ширину, при осанке в 6,8 метров (согласно результатов расчетов, имеющихся чертежей, а также существующих на флоте аналогов).

Судостроительные мощности в Северодвинске и Дальневосточные верфи пока заняты постройкой подводных лодок. Недавно введенный в эксплуатацию Керченский «Залив» еще не готов. Балтийская верфь специализируется на атомных ледоколах. Дальневосточная «Звезда» находится в стадии реконструкции.

Конец 2018 года был значимым для Северной верфи и Метростроя. Они наконец-то подписали соглашение о сотрудничестве, предполагающее совместное судостроение агрегатов больших водоизмещений. Для этого даже было подготовлено площадку размерами 250 на 140 метров.

По результатам изучения спутниковых снимков Google, работы начались, хотя это широко не афишируется. Также, по имеющимся данным, срок окончания данных мероприятий: первый квартал 2019 года.

Новые судостроительные мощности в СПб планируются к использованию для постройки двух десантных носителей вертолетов, и только после этого – к выполнению более масштабных задач.

Эсминцы России Второй мировой войны

Настоящим героем Второй Мировой войны оказался эсминец под названием «Гремящий». Он занимался конвоированием союзнических транспортных кораблей. Боевой машине удалось подавить несколько нападок со стороны вражеской Германии. Гремящий всегда вовремя реагировал на опасность и удачно ликвидировал не только наводные, но и подводные цели.

Гремящий относился к проекту 7, более известному как сталинские миноносцы. За строительством кораблей наблюдал сам Сталин.

Модель эсминца “Новик” Тип Быстрый проекта №7

Эсминцы проекта 7 поражали своей скоростью, но при этом части кораблябыли лишены брони. Водоизмещение боевых машин составляло 1800 тонн. На палубе были установлены орудия калибром 45 (21 К) и 76 мм (полуавтоматы типа 34 К), торпедные аппараты (типа 39-Ю, калибр 533 мм), глубинные бомбы (типа Б-1 и М-1) и морские мины (330 мм, Пакет НК). Корабли проекта 7 отличались от своих сородичей. Они превосходили все имеющиеся эсминцы по мощности (23 320 л.с.)Равных им не было по всему миру.

Гремящий активно отражал атаку немецких бомбардировщиков не имея при этом зенитных установок. Во время активного боя использовались обыкновенные пушки 100 мм калибра (АУ А-190). Слаженные действия экипажа корабля позволили эсминцу потопить не одно судно врага.

Тактическое применение
В начале Второй мировой войны все лидеры рассматривались как промежуточный класс. Они имели быстроходное артиллерийское вооружение 100 мм калибра (АУ А-190). Все корабли выполняли особые боевые задачи:

  • подавление нападения со стороны врага;
  • защиту своих кораблей;
  • тактическую разведку.

Влияние на ход сражений

Эскадренные миноносцы сделали важный вклад в течение Второй Мировой войны. Они защищали морское пространство от вражеских суден и вели активную разведывательную деятельность. Большинство кораблей выступало в роли живого щита. Они отвлекали врагов от настоящих целей, что помогло ВМС России нанести сокрушительные удары по боевым машинам противника.

эсминцы проекта Сарыч

Первоочередная задача оснащения фрегатами

Интересно, что при этом, вопрос с корветами решается более или менее успешно, но вот с фрегатом типа 22350 вышла существенная задержка. По официальной версии, ее причиной стали разногласия между заводом Северная верфь и автором проекта «Алмаз-Антей».

Схема расстановки оборудования

Добавим сюда информацию, что начавшееся почти 12 лет назад строительство одного из главных кораблей «Адмирал Горшков» не завершено до сих пор по причине сложности работ. Похоже на отговорку, не правда ли!? Но давайте продолжим анализировать факты.

Несмотря на запланированные шесть кораблей, относящихся к типу 22350, начиная с 2013 года, на существующих верфях не заложили ни одного из них. При этом, перспектив что это произойдет в ближайшее время, тоже пока не видно. Опять странно.

В то же время, по средствам массовой информации прошла информация о планах строительства улучшенной модификации «Адмирала Горшкова» под кодовым номером «22350 М». Но это сильно не разглашается. Все что известно:

  • Его вооружение больше, чем у «Адмирала Горшкова»;
  • Он планируется на роль главного фрегата океанской акватории;
  • Водоизмещение будет более 5000 тонн;
  • Постройкой планируют заниматься две верфи: Санкт – Петербургская верфь «Северная» и Калининградская «Янтарь».

«План введения в строй военных разработок на 2018-2027 года» четко обозначил акценты: для начала важно построить атомные и неатомные подлодки. После – фрегаты береговой охраны

Такое положение дел значит, что фактическое начало создания «Лидера» смещено во времени на 7 или даже 10 лет.

Примечания

  1. В процессе эволюции появилось несколько подклассов кораблей, объединённых общим понятием «лидер». Под это определение в общем случае подпадают «контр-миноносцы», «большие эсминцы», «суперэсминцы», «лидеры флотилий», «скауты» и т.д.
  2. Реже в литературе встречается название типа – Lightfoot
  3. Иногда встречается другое название типа – Grenville
  4. John I. Thornycroft & Company — ныне не существующая британская судостроительная компания, основанная Джоном Торникрофтом в XIX веке.
  5. Во многих литературных источниках этот класс называют Thornycroft
  6. В то время среди эсминцев только HMS Swift имел такой калибр артиллерии
  7. С 1916 года артиллерийское вооружение составляли 1 152-мм и 2 102-мм орудия
  8. Эта серия известна также под именем Bison – по имени головного корабля серии
  9. Встречаются также другие названия этой серии кораблей: Condottieri и Alberico da Barbiano

Новый эсминец для ВМФ России

В пресс-службе ВМС подтвердили информацию об имеющихся планах на строительство флагмана флота РФ будущего – современного эсминца. Планы по созданию и введение в эксплуатацию которого, были утверждены достаточно давно, однако по некоторым причинам, начало их реализации постоянно откладывалось. В чем же дело и когда строительство начнется?

Новый эсминец России

Эскадренный миноносец

Нет повода сомневаться в словах представителя военного ведомства, даже несмотря на такие промедления в строительстве и многочисленные слухи, якобы об отказе от плана. Конечно, подобные разговоры просто так не появляются. Надеемся, что дальше этого они не пойдут.

Первоначально постройка «Лидера» была внесена верхние позиции плана Министерства обороны РФ. Там они находились в разделе, касающегося новаторских разработок, внедрения перспективных образцов вооружения, расчетное время выполнение которого в 2013-20 годах. При этом, срок выполнения мероприятий именно по Лидеру четко не обозначен, есть только начало строительства: 30 декабря 2018 года.

По отчетным данным, предоставленным Северным проектно-конструкторским бюро, разработка эскизов нового эсминца под порядковым номером 23560 была начата в апреле 2015 года. Завершена в декабре этого же года. И что примечательно: выполнено на 100%. То есть первая стадия уже пройдена.

Как оказалось позже, это была лишь пауза. Полного сворачивания проекта не произошло. Ведь первоначальных целей постройки флагмана для ВМС так и не добились. Введение его в строй требуется для перекрытия океанской зоны шлейфа России от посягательств вероятных противников

Для сравнения, важность наличия эсминца подобного класса по значимости приравнено к необходимости иметь танки в сухопутных войсках и истребители – в авиации. То есть, без Лидера, никак

В чем же тогда дело? Предположительно, причинами временной паузы стали два фактора, а именно:

  • В то время стране важнее было построить корабли меньшего водоизмещения;
  • Просто не было соответствующей инфраструктуры.

История

Первые миноносцы России были спроектированы в 1900 году. По мере возрастания их значимости, количество боевых машин увеличивалось и к 1915 году составило 105 кораблей.

Характеристика первых эсминцев

Первые русские миноносцы отличались большим размером (117-126 м). Скорость передвижения кораблей составляла 25 узлов. На борту с трудом размещалась пара легких пушек типа АУ, в редких случая имелась возможность установить поворотные торпедные аппараты (ПТА-53-56). В носовой и кормовой части находилась торпедная установка 533 мм калибра.

До 1898 года водоизмещение кораблей не превышало 90-150 т, скорость передвижения приравнивалась 20-25 узлам. Все миноносцы называли «номерными», у них не было особого класса и собственных наименований. Первые эсминцы имели только один торпедный аппарат СЭТ-65, установленный на верхней палубе.

В самостоятельный класс эсминцев определили после 1905 года, по окончании Русско-японской войны.

Первые миноносцы СССР:

  • Проект «Кит» (Бесстрашный, Бдительный, Беспощадный и Бесшумный). Построены в 1898 году в размере 4 единиц. Энергетическая установка кораблей представлена вертикальными машинами тройного расширения, проектной мощностью 3000 л.с. Оснащены артиллерией 47 мм калибра «Гочкис». Минное вооружение представлено тремя минными аппаратами калибра 381 мм. Эсминцы проект «Кит» были списаны в 1925 году;
  • Проект «Форель» (Властный и Грозовой). Эсминцы были произведены специально для Российской империи, но на территории Франции. Оснащены пушками 75 мм и 47 мм калибра. Дополнительно имели две поворотные установки 380 мм калибра;
  •  Проект «Сокол». Включает 28 военных кораблей, которые считаются настоящей классикой среди эскадренных миноносцев. Оснащены 75 мм пушками типа «Канэ» с длиной ствола 50 клб и 47 мм пушками «Гочкиса». Подача боеприпасов осуществлялась в механическом режиме;
  • Проект «Буйный». Включает 10 единиц боевых машин. Вооружение представлено двумя 130 мм артиллерийскими установками Б-2-ЛМ, башенными установками 92-К и зенитными установками 70-К.

В заключение

Для справки: эсминцами являются миноносцы, действующие в составе эскадры. Впервые появились во времена Русско-Японской войны. Первоначально использовались в качестве сопровождения и охраны более крупных судов, отчего именовались истребителями. Кстати, слово уничтожитель – «destroyer» в настоящее время все еще употребляется в английском языке.

Так продолжалось до тех пор, пока основным силовым аргументом оставались мины и торпеды. Ситуация сменилась после постановки на вооружение крылатых ракет. Решающим рывком к смене концепции оснащения эсминцев стало широкое внедрение самодвижущихся торпед.

Типичным представителем данного поколения стал «Бедовый» 1958 года. Но, с целью приведения к требованиям действующей классификации, носители крылатых ракет были отнесены к иной категории. После чего было принято решение строить корабли меньшего водоизмещения – эсминцы (проект №958, получивший наименование «САРЫЧ»).

С учетом действующих на флоте категорий, крейсером станут именовать корабли, имеющие габариты, как у типа 23560. В обозримом будущем они, скорее всего, придут на смену стоящим на вооружении ракетным крейсерам «Петр Великий», а также «Адмирал Нахимов». Если применить данное распределение по категориям к нашему «Лидеру», с его громадным водоизмещением, то называть его эсминцем совершенно не корректно.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий