История разработки
Идея создания нового военно-транспортного воздушного судна принадлежит конструкторам ОКБ им. О. Антонова. Они поставили цель разработать и сконструировать самолет, который придет на смену Ан-26. Эта модель уже выработала свой ресурс.
Работы начались в 1970 году. Изначально они выполнялись только по инициативе руководства Конструкторского бюро. Чуть позже эту идею одобрил главный штаб ВВС. Его руководство утвердило план проектирования авиасудна, а также включило его в годовой план работ ОКБ им. Антонова.
Внешний вид Ан-72 похож на американский Боинг YC-14.
Были сходства и во внутреннем оснащении. Конструкторы отрицали заимствование конструкционных элементов у иностранных коллег.
В 1977 году к испытаниям были готовые три экземпляра Ан-72. Они были разной модификации. Исследования показали, что именно необходимо изменить в конструкции каждого из них, чтобы создать самолет с отличными техническими характеристиками.
В 1979 году воздушное судно было представлено общественности на выставке авиационного оборудования в г. Ле Бурже. Серийное производство самолетов этой модификации началось в 1982 году и продолжалось до середины 1990 г.г.
Сравнительные параметры
Для сравнения рассмотрим некоторые характеристики предшественника (АТР-42):
- год выпуска – 1984;
- скорость крейсерская – 490 километров в час;
- дальность полета – две тысячи километров;
- потолок эксплуатационный – 7200 метров;
- длина/высота/размах крыла – 22,6/7,5/24,5 м;
- фюзеляж в диаметре составляет 2860 миллиметров;
- вместимость пассажиров – от 42 до 50 человек;
- взлетная масса – 16,7 тонны;
- обслуживающий экипаж – два человека.
АТР-72 – самолет, который пришел на замену сорок второй серии. Разработчики оптимизировали показатели вместимости, мощности и габаритов, что сделало летательный аппарат новой модификации более востребованным и практичным.
Ан-72 / Военно-транспортный самолет
- Общие данные
- Мониторинг
Дата изменения данных: 03.09.2013
Военно-транспортный самолет Ан-72МОДИФИКАЦИИ. Ан-72А, Ап-72ЛТ — транспортные самолеты; Ан-720 — административный самолет; АН-72П — патрульный самолет; Ан-74 (1984 г.) — транспортный самолет для эксплуатации в условиях Арктики, имеющий увеличенный состав экипажа; Ан-74А — вариант самолета Ан-72А с новым БРЭО и более мощной бортовой РЛС; Ан-74ТК, АН-74ТК-100 — грузопассажирские самолеты; Ан-74П-100 — самолет-салон, предназначенный также для грузовых перевозок; Ан-71 — самолет ДРЛО (опытный, программа прекращена).РАЗМЕРЫ. Размах крыла 31,89 м; длина самолета 28,07 м; высота самолета 8,65 м; площадь крыла 98,62 м2; диаметр фюзеляжа 3,10 м; длина грузовой кабины 10,50 м, ширина пола грузовой кабины 2,15 м, высота грузовой кабины 2,20 м; стреловидность по передней кромке крыла 17╟.ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 3-5 чел.ДВИГАТЕЛИ. Два ТРДД Д-36 (2х63,74 кН/2х6500 кгс) или Д.436 (2х73,5 кН/2х7500 кгс) с системой реверса тяги, созданные ОКБ «Прогресс» (г. Запорожье, Украина).МАССЫ И НАГРУЗКИ , кг: максимальная взлетная 34500 (Ан-72П — 32000); нормальная взлетная при эксплуатации с ВПП длиной 1500 м — 33000: нормальная взлетная при эксплуатации с ВПП длиной 1000 м — 27500; максимальная полезная нагрузка 10000 (Ан-72П — 5000), боевая (Ан-72П) 650; пустого 19050, топлива 12950.ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость 705 км/ч (Ан-72П — 720 км/ч); крейсерская скорость 550 — 600 км/ч; скорость патрулирования (Ан-72П) 300 — 350 км/ч; практический потолок 11800 м (Ан-72П — 10 100 м); максимальная дальность полета: с нагрузкой 10000 кг — 800 км (Ан-74 — 1150 км), с нагрузкой 7500 кг — 2000 км, с нагрузкой 5000 кг (Ан-74А) — 3200 км, с нагрузкой 1500 кг (Ан-74А) — 5300 км, перегоночная 4800 км; взлетная дистанция (взлетная масса 27 500 кг) 620 м, посадочная дистанция 420 м; потребная длина ВПП (Ан-72П, бетон или грунт прочностью 8 кгс/см2) 1400 м.ОБОРУДОВАНИЕ. Навигационно-метеорологическая РЛС, доплеровская цифровая навигационная система, радионавигационное оборудование, индикатор с подвижной картой. Самолет Ан-71 оснащен ИНС. Герметизированный грузовой отсек способен вмещать 68 пассажиров, 57 парашютистов или 24 раненых. Имеются средства механизации погрузочно-разгрузочных операций. Па самолете ДРЛО на киле установлена антенна РЛС, имеющая круглую в плане форму. Ан-72П оснащен дневной обзорной телевизионной системой ОТВ, расположенной в обтекателе перед левой основной стойкой шасси (в нерабочем состоянии закрывается шторкой), обеспечивающей разрешение 10 м на дальности 3000 м.КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Самолет короткого взлета и посадки с двигателями, расположенными над крылом.ВООРУЖЕНИЕ самолета Ан-72П включает два блока ПАР на подкрыльевых узлах подвески и двухствольную пушку ГШ-23, расположенную и правом обтекателе перед основной стойком шасси. В грузовой кабине над грузовой рампой установлены четыре бомбодержателя (боеприпасы могут сбрасываться в полете при откате рампы под фюзеляж).СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Состоит на вооружении пограничных войск России. Строится в кооперации авиазаводами г. Арсеньева, Омска н Харькова.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Предназначен для замены самолетов Ан-26. Первый полет первого опытного самолета, построенного в Киеве, состоялся 22 декабря 1977 г. (на Киевском авиазаводе было построено восемь предсерийных Ан-72). Ан-72П предназначен для патрулирования территориальных вод и прибрежных экономических зон (патрульные полеты продолжительностью 5,0 — 5,3 ч при АНЗ на 1 ч осуществляются на крейсерской высоте 500-1000 м).РАЗРАБОТЧИК. ОКБ им. О. К. Антонова
Интерфакс:
Российский военный самолет вновь нарушил воздушную границу Эстонии
КАЗИНФОРМ:
Авиадиспетчер Канат Акильбеков, осужденный на 6 лет по обвинению в крушении само…
Новости-Казахстан:
К шести годам лишения свободы в колонии-поселении приговорен авиадиспетчер Канат…
КАЗИНФОРМ:
Диспетчер в крушении самолета не виноват, заявил на судебном процессе в Шымкент…
Самолет Ан-72 – видео
https://youtube.com/watch?v=UUsdJt6jK_8
На начальном этапе разработка велась в инициативном порядке самим ОКБ и встретила поддержку Главного штаба ВВС. После согласования и утверждения ВВС и МАП тема легкого фронтового транспортного самолета была включена в план работ ОКБ. По решению правительства СССР работа по «самолету 200» (под таким шифром самолет фигурировал в проектной документации) была начата. Ведущим конструктором по самолету был Я.Г. Орлов. Уверенность в выбранной схеме была столь велика, что другие компоновочные варианты практически не рассматривались. Внешне самолет очень напоминает американский «Боинг» YC-14, хотя сам O.K. Антонов, говоря о выбранной схеме, делал упор на то, что сходство это возникло ради защиты двигателей от попадания в них посторонних предметов. Но все же без влияния «Боинга» здесь не обошлось, тем более что, кроме схожести схемы, можно обнаружить и похожие технические решения.Продувки моделей самолетов в аэродинамических трубах подтвердили теоретические расчеты. Прирост подъемной силы был довольно значительным и на некоторых режимах достигал 20%. На специальных натурных стендах изучалось взаимодействие крыла, закрылка и двигателя. Для увеличения обдуваемой поверхности двигатели были вынесены перед центропланом, а их гондолам сзади придана форма, «размазывающая» выхлопную струю по крылу.
Самолет Ан-72 выполнен по схеме высокоплана с сильно механизированным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Такая схема еще при продувках в аэродинамической трубе вызывает образование вихрей в месте стыка крыла и фюзеляжа в зависимости от угла атаки. При полете самолета его управляемость могла изменяться, поэтому хвостовому оперению была придана Т-образная форма, а по бокам хвостовой части установлены большие гребни, снижающие вредную интерференцию. Для обеспечения путевой устойчивости на самолете установили мощный киль. Фюзеляж самолета имеет вместительную грузовую кабину длиной 9 м, высотой 2,2 м и шириной 2,15 м. Большой грузовой люк оригинальной конструкции расположен в хвостовой части фюзеляжа. Его проем закрыт рампой, которую можно опускать на землю для въезда самоходной техники. По рольгангам, установленным на полу кабины, можно легко перемещать любые грузы. Кабина герметична, оборудована системой кондиционирования воздуха.Проектирование «самолета 200» шло быстрыми темпами, а на Киевском заводе уже готовилась подготовка к производству. Летом 1977 г. сборка самолета была закончена, и 31 августа состоялся первый полет. Пилотировал его экипаж во главе с летчиком-испытателем В.И. Терским. Решение о серийном производстве приняли, не дожидаясь конца испытаний, которые проводились на Харьковском авиазаводе. На самолете было установлено свыше 20 мировых рекордов в разных весовых категориях.
Эффект Коанда
Главной «изюминкой» проекта ведущий конструктор выбрал реализацию эффекта Коанды. Без погружения в теорию аэродинамики и технические детали достаточно сказать, что расположенные специальным образом над крыльями двигатели создавали дополнительный (до 20 %) импульс и тягу от встречи струи газов с поверхностью крыла. Стремясь как можно более сократить посадочный пробег, ввели в систему торможения парашют, а для уменьшения нестабильности изменили форму хвостового оперения и киль. В хвост же переместили и грузовой люк.
Об опытном образце испытатели говорили только положительно, на высоте были все характеристики:
- Эргономика кабины, надежность и актуальность оборудования.
- Пониженный эшелон шумности.
- Простота управления и хорошая маневренность.
- Применяемые композитные материалы: стекло- и углепластик.
Все были настолько поражены результатами неоконченных тестов Ан-72, что запустили его в серийный выпуск в 1977 году, даже не дождавшись их окончания (зарубежный аналог – Боинг YC-14 – в производство так и не пошел). Таким самолетом заинтересовалась и гражданская авиация, но ей нужно было нечто другое и по грузоподъемности, и по дальности. В результате и то, и другое увеличили.
Для выпуска практически новой машины понадобилось время, и первый ее образец увидел свет в 1985 г. Наконец-то в 1989 г. Ан-72 взлетел окончательно. Первые экземпляры «оседлали» штабисты (в армии этот борт так и прозвали – генеральским), а вот у десантников он не прижился (командирская машина внутрь Ан-72 входила, а вот десантная – нет). В черновой работе как у военных, так и у гражданских эта машина показала себя трудягой, за что получила дополнительное прозвище – Верблюд.
Модификации самолёта:
- Ан-71 (“изделие 87”) – самолёт ДРЛО. Переоборудовано 3 Ан-72.
- Ан-72 – прототип. Отличался коротким крылом (размах 26,58 м), двумя подфюзеляжными
гребнями, 2 боковыми створками грузолюка. В 1977-1978 годах изготовлено 5 прототипов
(из них 3 лётных). - Ан-72 (“изделие 72.04”) – серийный военно-транспортный самолёт. Отличался увеличенным
до 31,89 м размахом крыла, удлинённым на 1,4 фюзеляжем. Изготовлено 35 самолётов. - Ан-72 (“изделие 72.10”) – салон. Изготовлено около 60 самолётов.
- Ан-72-100 – гражданский транспортный самолёт. Переоборудовались ранее выпущенные Ан-72.
- Ан-72-100Д – грузо-пассажирский. Отличался салоном на 14 пассажиров в передней части
фюзеляжа и наличием санузла. Переоборудовано 3 Ан-72. - Ан-72В – экспортный для Перу. Отличался составом оборудования, наличием штурмана
в составе экипажа. Переоборудован 1 самолёт. Использовался в ОКБ Антонова в
качестве самолёта сопровождения. 10 февраля 1995 года с ним столкнулся опытный
Ан-70. - Ан-72П – морской патрульный для авиации погранвойск.
Отличается наличием поискового оборудования и вооружения. Первый полёт 29 ноября
1984 года. Построено 17 самолётов. - Ан-72ПС – поисково-спасательный. Переоборудован 1 Ан-72.
- Ан-72Р (“изделие 88”) – разведчик. Оснащён комплексом радиотехнической разведки,
разработанным Московским НПО “Пальма”. Переоборудовано 3 Ан-72, переделка четвёртого
не завершена. - Ан-74 (Ан-72А) – гражданский транспортный самолёт
(арктический). Первый полёт 29 сентября 1983 года. Серийно выпускается с 1989 года. - Ан-720 – административный (“салон”).
Модификации
Модификации семейства самолётов Ан-72 | ||
---|---|---|
Тип | Описание | Единиц построено |
Ан-71 | Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). | 3 |
Ан-72(по заводским документам — 72.04) | Транспортный самолёт. | ~ 35 |
Ан-72(по заводским документам — 72.10) | Пассажирский самолёт в варианте «салон». | ~ 60 |
Ан-72-100 | Транспортный самолёт, сертифицированный по международным нормам. | |
Ан-72-100Д | Пассажирский самолёт в варианте «салон», сертифицированный по международным нормам. Переоборудовались серийные машины. | 3 |
Ан-72А «Арктический» | Переделанный опытный Ан-72, в дальнейшем получивший развитие как Ан-74. | 1 |
Ан-72АТ | Модификация для перевозки стандартных авиационных контейнеров. | |
Ан-72В | Транспортный самолёт. Экспортная модификация, разработанная по заказу ВВС Перу. | 1 |
Ан-72П | Первый полёт выполнен 29 ноября 1984 года. Самолёт для несения патрульной службы в прилегающей к побережью 200-мильной морской зоне Прицельно-навигационное и пилотажное оборудование обеспечивает автоматическое самолётовождение на всех этапах полёта, вывод самолёта в заданную точку, аппаратурный поиск, определение координат надводных судов, их скоростей и курсов движения. Для пресечения действий судов-нарушителей Ан-72П вооружён пушкой ГШ-23Л с 250 снарядами, двумя блоками неуправляемых ракет и четырьмя бомбами калибром 100 кг. Фотооборудование, установленное на самолёте, обеспечивает аэрофотосъёмку целей в дневное время и с помощью осветительных патронов СФП-2А — в ночное время. Также именовался Ан-76. | 18 |
Ан-72ПС | Поисково-спасательный самолёт. | 1 |
Ан-72Р («изделие 88») | Самолёт радиоэлектронной разведки. Разрабатывался как аналог Boeing E-8A J-Stars. Предназначался для радиолокационной разведки и обнаружения на большом расстоянии наземных целей и наведения на них наземных и воздушных средств поражения. (АиВ № 3/2008). Переоборудовались серийные машины. | 4 |
Ан-72С | Административный самолёт. | |
Ан-74 | Многоцелевой самолёт. Создавался для применения в условиях Крайнего Севера, имеются модификации как гражданские, так и военные (патрульные и военно-транспортные). | 81 |
Палубный вариант Ан-72 | Проектные работы велись в 1982-83 гг. Для базирования на авианесущем корабле машина имела складывающееся крыло. Взлёт должен был выполнятся с использованием трамплина, а посадка аэрофинишера. Для взлёта предполагалось оснастить самолёт 1-2_мя разгонными двигателями в хвостовой части и двумя пороховыми ускорителями. Проект не был реализован. |
Технические характеристики Ан-72
Самолет Ан-72 имеет следующие технические характеристики:
- Двигатели – Д-36.
- Взлетная тяга составляет 2х6500 кгс.
- Размах крыла составляет 31,89 м.
- Длина составляет 28,068 м.
- Высота составляет 8,65 м.
- Площадь крыла составляет 102 м2.
- Габаритная длина (без рампы) грузовой кабины составляет 10,50 м.
- Габаритная ширина (по полу) грузовой кабины составляет 2,15 м.
- Габаритная высота грузовой кабины составляет 2,20 м.
- Масса пустого самолета составляет 19,05 т.
- Масса взлетная нормальная составляет 27,5 т.
- Масса взлетная максимальная составляет 34,5 т.
- Запас топлива составляет 12950 кг.
- Максимальная масса коммерческой нагрузки составляет 7500 кг.
- Максимальная скорость составляет 720 км/ч.
- Крейсерская скорость составляет 550-600 км/ч.
- Дальность полета с максимальной нагрузкой составляет 1000 км.
- Перегоночная дальность полета составляет 4300 км.
- Практический потолок составляет 10100 м.
- Длина разбега составляет 620 м.
- Длина пробега составляет 420 м.
- Экипаж составляет 3 человека.
Вооружение:
- Стрелково-пушечное: 23-мм пушка ГШ-23Л в контейнере УПК-2-23
- Точки подвески: 2
- Неуправляемые ракеты: блоки УБ-32М на подвеске
- Бомбы: до 100 кг на подвеске
Описание самолета Ан-72 и его особенности
Где выпускали данный самолет? Производитель Ан-72 – ОКБ «Антонов». «Чебурашка», как его называют в народе за два двигателя, возвышающихся над крыльями, – высокоплан со стреловидным крылом. Он является уникальным транспортником, до настоящего времени несущим службу в вооруженных силах РФ.
Ан-72 в полном объеме соответствовал требованиям к аппаратам короткого взлета-посадки (далее по тексту – КВП):
- Небольшой вес и приличная скорость.
- Не длинная разгонная дорожка – качество среднее и ниже.
- Устойчивая, при соблюдении предписанной скорости посадки, и неординарная ее траектория.
- Он в прямом, а не в переносном смысле, «прыгает» вверх.
При посадке надо было соблюдать правило пониженной скорости (до 165 км/час) и тогда Чебурашка, или, как его именовали в Европе, Угольщик, мог сесть на поле с кочками по площади равной квадратному километру (17 стандартных садовых участков площадью шесть соток), а его пробег по земле составлял менее четырехсот метров. Для взлета ему хватало и полкилометра.
Еще при проведении испытательных полетов, а также в самом начале эксплуатации было установлено три мировых рекорда высоты и скорости полета.
В 1986 г. спасена экспедиция на Полярный полюс планеты. Благодаря короткой взлетной полосе из снега и льда (300 м), АН-72 взлетел с 27 пассажирами – членами экспедиции.
В 1987 г. в условиях полярной ночи самолет пролетел более двадцати тысяч километров от Чукотки до Антарктиды, производя посадку на неумело подготовленную учеными площадку.
Bombardier (Canadairs CL-415)
В декабре 1986 года компания «Canadair Ltd» была куплена фирмой «Bombardier Inc.», а в августе 1988 года образовалась группа «Canadair Group of Bombardier Inc.». Эти исторические события произошли в период, когда «Canadair» вела разработку турбовинтового варианта летающей лодки-амфибии CL-215. Замена поршневых моторов турбовинтовыми двигателями обещала повышение летных данных, увеличение тяговооруженности и облегчала снабжение самолета топливом и запасными частями. В 1991 году улучшенный вариант амфибии получил обозначение CL-415, чтобы не путать с турбовинтовой конверсией CL-215T поршневого самолета. Официальная презентация новой модификации состоялась в октябре 1991 года – после получения первого заказа от Франции.
Первый CL-415 поднялся в воздух 6 декабря 1993 года, канадский сертификат летной годности был получен в июне, а сертификат США – в октябре 1994 года. В декабре 1994 года первую машину передали Франции. Изначально предполагалось построить 50 самолетов первой производственной серии, но к маю 2009 года заказчики получили 67 самолетов, к этому времени компания получила заказы на 71 машину.
CL-415 унаследовал проверенный планер амфибии CL-215, хотя в конструкцию самолета внесли ряд изменений, самым важным из которых стала установка двух турбовинтовых двигателей Pratt & Whitney Canada PW123AF, гондолы которых разместили над крылом, чтобы поднять выше ось вращения новых четырехлопастных винтов Hamilton Standard. К другим заметным внешним отличиям относятся небольшие винглеты на концах крыла, установленные для повышения поперечной устойчивости. С целью компенсации потери путевой устойчивости из-за перемещения вверх двигателей, доработали хвостовое оперение. Также была увеличена мощность приводов поверхностей управления, установлена система централизованной заправки топливом под давлением, приборное оборудование выполнено по принципу «стеклянной кабины», заменена электросистема, установлен кондиционер кабины. Конструкция планера усилена с целью увеличения максимальной взлетной массы, установлены четыре бака для воды или противопожарной смеси суммарной емкостью 6140 л.
Bombardier (Canadairs CL-415) (общий вид)
В стандартном варианте амфибия CL-415 предназначена для тушения пожаров, а также перевозки грузов и пассажиров. Обычно самолет обозначают просто «415» или «415 Superscooper». Противопожарный самолет может быть достаточно легко переоборудован в транспортный. Даже в противопожарном варианте самолет способен перевозить до восьми пассажиров, после переоборудования пассажировместимость возрастает до 30 человек. Если установленные над полом кабины баки для воды не демонтируются, то самолет способен перевозить груз и до 11 пассажиров, кресла для пассажиров ставятся перед и за баками. «Canadair» также предлагает вариант CL-415M, предназначенный для патрулирования морских акваторий, выполнения поисково-спасательных и специальных задач. На CL-415M предусмотрена возможность установки РЛС, современной навигационной системы и другого специального оборудования. В серию самолет запущен как Bombardier 415MP.
Всего на 2014 год построено 88 самолетов, из которых в эксплуатации находятся порядка 70 машин. Самолет занимает довольно узкий рынок специальных самолетов, но в этой области он хорошо распространен в Европе и Северной Америке.
Технические характеристики Bombardier (Canadairs CL-415)
Наименование показателя | Значение |
Экипаж, чел. | 2 |
Размах крыла, м | 28,63 |
Длина самолета, м | 19,82 |
Высота самолета, м | 8,98 |
Площадь крыла, м2 | 100,33 |
Масса пустого самолета, кг | 12860 |
Максимальная взлетная, кг: | |
– с воды | 17230 |
– с суши | 19890 |
Внутреннее топливо, л | 5800 |
Тип двигателя | 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW123AF |
Мощность, л.с. (кВт) | 2 х 2380 (1774) |
Максимальная скорость, км/ч | 359 |
Крейсерская скорость, км/ч | 333 |
Скорость сваливания, км/ч | 126 |
Дальность действия, км | 2443 |
Практический потолок, м | 4500 |
Скороподъёмность, м/с | 8,1 |
Полезная нагрузка | 26-30 пассажиров или 3864 кг груза, или 6,12 т огнетушащего вещества |
Бе-200
Самолет нового поколения Бе-200 является последним достижением мировой гидроавиации и наиболее совершенным и эффективным из существующих самолетов-амфибий. Благодаря совершенной аэро- и гидродинамической схеме по своим летно-техническим характеристикам Бе-200 не уступает сухопутным самолетам-аналогам, но обладает уникальной возможностью взлета и посадки на сушу и на воду.
Пожарный самолет Бе-200
Бе-200 может эксплуатироваться с аэродромов класса «В» (длина ВПП – 1800 м) или с внутренних и морских акваторий глубиной не менее 2,6 м и высотой волны до 1,2 м (3 балла). Экипаж самолета состоит из двух пилотов. Базовая модификация самолета-амфибии Бе-200 – противопожарный вариант, может заправляться водой, как на аэродроме, так и осуществлять ее забор на водоеме в режиме глиссирования. Самолет-амфибия Бе-200 способен на скорости 150-190 км/ч, на режиме глиссирования, забирать 12 тонн воды в баки, расположенные под полом грузовой кабины, за 12 секунд. В грузовой кабине самолета установлены баки для химической жидкости общим объемом 1,2 м3. Максимальный взлетный вес самолета после забора воды на режиме глиссирования 43 т. Время залпового сброса воды над очагом пожара 0,8-1 сек на скорости около 250 км/ч. Масса сбрасываемой воды за одну заправку топливом до 270 тонн (дистанция «аэродром-пожар» – 100 км, «аэродром-водоем» – 10 км). При незначительном переоборудовании Бе-200 может использоваться для проведения поисково-спасательных работ, доставки специальных команд, перевозки грузов, несения санитарной службы, патрулирования 200-мильной экономической зоны, контроля экологической обстановки и т.п.
Самолет-амфибия Бе-200 – моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом, Т-образным оперением и лодкой большого удлинения с переменной поперечной килеватостью. Два маршевых турбовентиляторных двигателя размещаются в гондолах на верхней палубе центроплана на пилонах, над крылом на обтекателях шасси и защищены от попадания водяных брызг на взлете и посадке передней частью крыла. Шасси трехопорной схемы состоит из передней и двух основных опор.
Силовая установка Бе-200 состоит из двух турбореактивных двигателей Д-436ТП и вспомогательной силовой установки ТА 12-60
Технические характеристики Бе-200
Наименование показателя | Значение |
Экипаж, чел. | 2 |
Полезная нагрузка | 12000 кг груза или 72 пассажиров |
Дальность полета, км | 1500 |
Максимальная скорость, км/ч | 710 |
Емкость баков под огнетушащие вещества, л | 12000 |
Количество баков, шт. | 8 |
Скорость при сбрасывании, км/ч | 240-250 |
Время заправки баков, сек | 12-14 |
Время слива | регулируемое, залповый сброс 2 сек |
Габаритные размеры (длина х размах крыла х высота), м | 31.20 x 31,80 x 8,7 |
Мощность, л. с. (кВт) | 2 x 5500 ( 2 x 4102) |
Тип двигателя | 2 ТРД АИ-20Д |
Масса, кг: | |
– пустого | 29000 |
– максимальная взлетная | 43000 |
Порядок применения самолета Бе-200ЧС изложен в методических рекомендациях по обеспечению применения самолета Бе-200ЧС для пожаротушения с акваторий на территории Российской Федерации.
Шасси
Рассмотрим шасси Ан-72. При проектировании были изучены более трех десятков схем, включая «экзотические». Шасси обеспечивает выполнение «угольщиком» его главной особенности – садиться практически везде (поле с кочками, грунтовая проселочная дорога, снежный покров и даже льдины в Антарктике) с пробегом до полукилометра. Пятиопорное убирающееся шасси при отказе гидравлики выпускалось механическим путем (соответствующие замки отсутствуют). Ан-72 может приземлиться без особых неудобств на трех основных и носовой стойке, если одна сломается. По нагрузке на одно колесо «биноклю» уступал даже более продвинутый и современный Ил-76.
Арктический вариант Ан-72 или, как его впоследствии стали именовать, чтобы не путаться, Ан-74 (именно именовать, так как отличий от модели 72А практически не было) стал незаменим для применения во всех сферах жизни на сибирских просторах и в суровом климате Крайнего Севера России и Антарктики. На нем были дополнительно оборудованы места для штурмана и гидролога.
На концах хвоста и крыльев для большей заметности появились красные полосы, плюс специальная окраска для контроля за обледенением. Оборудован выпуклый обтекаемый иллюминатор (обзор стал лучше) и соответствующий опрокидыватель для груза, если посадка не предусмотрена.
Операторы [ править ]
Ан-72 ВМФ России. Вид спереди напоминает «Чебурашку».
Ан-72 Национальной гвардии Украины в аэропорту Жуляны
Казахстанская пограничная служба Антонов Ан-72-100
Гражданские операторы
В августе 2006 года , в общей сложности 51 Ан-72 и Ан-74 самолетов были в авиакомпании службы. Основные операторы включают Badr Airlines (три) и Shar Ink (восемь). Около 17 других авиакомпаний имеют меньшее количество самолетов этого типа.
Судан
- Badr Airlines
- Green Flag Airlines
Украина
- Мотор Сич: авиакомпании
- Антоновские авиалинии
Военные операторы
По состоянию на декабрь 2022 года на вооружении находятся 42 самолета:
Ангола
Ангольские ВВС : 6
Экваториальная Гвинея
Военно-воздушные силы Экваториальной Гвинеи : 1
Казахстан
ВВС Казахстана : 1
Ливия
Ливийские ВВС : 1
Россия
- ВВС России : 28
- ВМФ России : 5
Бывшие военные операторы
Армения
Армянские ВВС
Грузия
ВВС Грузии
Ливия
Ливийские ВВС
Молдова
Молдавские ВВС : два
Перу
ВВС Перу — два (эксплуатировались до конца 1990-х годов и проданы на гражданский рынок)
Советский союз
Советские ВВС
Лётные происшествия
Потери
Дата | Бортовой номер | Место происшествия | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
23.10.1994 | 72960 | Воркута | 0/34 | Борт ФПС РФ. Отказ гидросистемы при наборе высоты, при посадке самолёт выкатился с ВПП. |
10.02.1995 | 72966 | около Гостомеля | 0/3+ | При сопровождении Ан-70, потерявшего управление в испытательном полёте, столкнулся с ним в воздухе. Произвёл аварийную посадку в Гостомеле. Списан, кабина и часть фюзеляжа были использованы для тренажёра. |
23.12.1996 | н. д. | Нагурское | 0/24 | Борт ФПС РФ. Выкатился с ВПП при аварийной посадке в сложных метеоусловиях. Самолёт пилотировал полковник В. В. Таланов, который в 1994 году совершил на Ан-72 аварийную посадку в Воркуте. |
22.12.1997 | ER‑ACF | Атлантический океан | 5/5 | Исчез при полёте над океаном. Возможно, был сбит самолётом ВВС Анголы. |
06.10.2000 | TL‑ACW | Лузамба | 0/10 | При посадке экипаж забыл выпустить шасси, сел на брюхо и вылетел с ВПП. |
21.04.2002 | ES‑NOP | Вамена | 0/4 | Грубая посадка с разрушением носовой стойки шасси и последовавший пожар. |
25.12.2012 | UP‑72859 | Шымкент | 27/27 | Самолёт Пограничной службы КНБ Казахстана в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу при выполнении четвёртого разворота в процессе захода на посадку в аэропорт Шымкент. Самолёт рухнул в карьер местного цементного завода с высоты 800 метров. Ошибка экипажа в сочетании с отказом радиовысотомера и автопилота. |
30.07.2017 | 032 | Южный регион | 0/7 | Упал в воду в сложных метеоусловиях. |
11.10.2019 | EK-72903 | Киншаса | 8/8 | Самолёт вылетел в пятницу утром из города Гома на востоке страны и взял курс на столицу Киншасу. Спустя час после вылета контакт с ним был потерян, сообщило управление гражданской авиации Конго. |
03.08.2020 | RA-74044 | Гао | 0/11 | Совершил жёсткую посадку. Отказ обоих генераторов и ряда систем, задействованных при приземлении. Ситуация была усугублена сложными метеоусловиями. |
Инциденты
- 5 июля 1994 года Ан-72В (72966) выполнял перелёт из Новосибирска в Киев. На борту находилась делегация АНТК, пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза В. В. Мигунов. В полёте произошёл тепловой разгон аккумуляторной батареи с последующим обесточиванием бортового оборудования. В том числе перестали проходить команды к исполнительным механизмам выпуска шасси и механизации крыла, топливо могло вырабатываться только из третьей группы баков. Ан-72 совершил аварийную посадку в аэропорту Кургана на скорости 340 км/ч (нормальная посадочная — 220 км/ч), при пробеге произошло разрушение правого заднего пневматика и самолёт на скорости 50 км/ч выкатился с ВПП. Никто из пассажиров и экипажа серьёзно не пострадал.
- 7 июля 2000 года при полёте из Моздока в Москву произошла разгерметизация самолёта. Экипаж не отреагировал на предупреждающий сигнал и продолжил полёт. В результате из-за наступившей гипоксии экипаж и пассажиры полностью потеряли работоспособность. Самолёт с высоты 8500 метров начал неуправляемое снижение. Находящийся в кабине в качестве пассажира полковник Валерий Геннадьевич Шалагин смог привести в чувство членов экипажа, которым удалось восстановить управление полётом. Самолёт совершил посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в штатном режиме. По результатам расследования происшествия экипаж был уволен.
Второй экземпляр «Мрии»
Второй Ан-225 готов в наше время лишь на 70 %. Его сборка началась еще во времена Союза на авиазаводе им. Антонова. Как сообщает руководство завода, при появлении заказчика его смогут довести до рабочей летной готовности.
Исходя из заявления генерального директора киевского «Авианта» Олега Шевченко, сейчас требуется около $90-100 млн инвестиций, чтобы поднять в воздух второй экземпляр Ан-225. А если учесть еще сумму, необходимую на летные испытания, то общая стоимость может вырасти до $120 млн.
Как известно, в основе разработки этого самолета лежит Ан-124 «Руслан». Главные отличия АН-225 от самолета Ан-124 следующие:
два дополнительных двигателя,
увеличение длины фюзеляжа в результате вставок,
новый центроплан,
замена хвостового оперения,
нет хвостового грузового люка,
система крепления и наддува наружных грузов,
увеличение количества стоек основного шасси.
Что касается остальных характеристик, то Ан-225 «Мрия» почти полностью отвечает Ан-124, что существенно облегчило и удешевило разработку новой модели и ее использование.
Конструкция самолета
Техническое оснащение самолета Ан-124 Руслан:
- Система автоматизированного штурвального управления совершается при помощи 24 компьютеров).
- Сверхточная система электроснабжения.
- Одна из самых надежных систем жизнеобеспечения пассажиров и экипажа судна.
- Мощный гидравлический комплекс.
- Комплекс автоматизированной радионавигационной техники.
- Современная навигационная система повышенной надежности.
- Точный навигационно-прицельный комплекс.
Все перечисленное оснащение позволяет совершать перелеты вне зависимости от времени суток и погодных условий. Для улучшения аэродинамических свойств самолета Ан-124 Руслан крылья судна достаточно толстые и имеют стреловидную форму. Экипаж самолета может вместить до 6 человек. Плюс 88 сопровождающих груз.
Максимальная грузоподъемность самолета Руслан составляет 150 тонн. С такой загруженностью судно может совершить полет дальностью до 5600 км. При загруженности менее 50 тонн дальность полета Ан-124 составит уже 11000 км.
Ан-124 легко вмещает поезд
Переносные значения слова «чебурашка»
«Чебурашкой» часто называют предметы, так или иначе напоминающие Чебурашку, в числе которых:
- самолёты A-10 «Тандерболт-II» и Ан-72, с характерным «ушастым» расположением двигателей;
- спиннинговый груз шарообразной формы с двумя проволочными петлями;
- электровоз ЧС2 — ассоциативное внешнее сходство с Чебурашкой благодаря массивным рамкам лобовых стёкол; в мультфильме «Шапокляк» герои едут на электровозе, похожем на гибрид ЧС2 и ВЛ22;
- автомобили «Запорожец» моделей ЗАЗ-966 / 968 / 968А — из-за характерных воздухозаборников, выступающих по бокам кузова;
- машина тропосферной связи 15В75 «Торф-2» ракетного комплекса РТ-2ПМ «Тополь» — из-за характерной формы антенны;
- мобильный телефон Nokia N-Gage — из-за того, что при разговоре его нужно было подносить к уху торцом, вследствие чего он становился похож на большое ухо.
- По названию витаминизированного напитка «Чебурашка», «чебурашками» называют бутылки для напитков емкостью 0,33 л и 0,5 л.
Также существует ироничное выражение «мех чебурашки», или «чебурашка натуральный», означающее искусственный мех.