АК-100 – ЗИФ-91

Описание второго рождения автомата АК

Новый этап в развитии автомата легендарной марки начался после развала Советского Союза, который случился в конце 1991 года. Заказы от новой российской армии не поступали, китайцы наладили собственное производство, надо было выживать. Ижевцы обратили свой взгляд на новые внешние рынки. Автомат Калашникова пользовался во всем мире таким авторитетом, что у них получилось: продавать свою продукцию на внешнем рынке научились. Для этого пришлось заняться адаптацией АК к новым стандартам боеприпасов, отличным от советских. Так произошло второе рождение АК – появилась «сотая» серия.

Автомат этой серии внешне очень похож на своих предшественников. Иного даже быть не могло. Весь маркетинг производителя Калашникова, завода «Ижмаш» основан на узнаваемости автомата. Бренд есть бренд. Модель с изменившимся внешним видом было бы очень трудно продвинуть туда, где к нему привыкли, где он пользуется авторитетом.

Экспорт

Венесуэла

В 2005 году Венесуэла заключила контракт на поставку 100 тысяч автоматов АК-103, 74 млн патронов калибра 7,62×39 мм, магазинов, штык-ножей, запчастей, технических руководств и 5 тренажеров общей стоимостью около $40 млн. В 2006 году было достигнуто соглашение о строительстве к 2012 году заводов по лицензионному производству автоматов и боеприпасов к ним. Помимо этого, президент страны Уго Чавес заявлял о готовности закупить ещё 920 тысяч автоматов. Строительство заводов было приостановлено в 2014 году. В дальнейшем окончание строительства завода было перенесено на конец 2015 года по причине смены подрядчика. После двухлетней паузы строительство в Венесуэле заводов по производству автоматов Калашникова и боеприпасов к ним возобновляется с 1 апреля, сообщил в интервью РИА Новости руководитель делегации “Рособоронэкспорта” на оружейной выставке FIDAE-2016 Сергей Ладыгин. На данный момент готовность двух предприятий – по производству автоматов Калашникова (АК-103) и боеприпасов к ним – составляет около 70%. В своё время строительство было приостановлено, в том числе и в связи с финансовыми трудностями, а также с работой генерального подрядчика. Теперь состоялась смена генподрядчика, и по новым планам заводы будут достроены в 2016-2017 гг. В 2021 году Рогозин заявил, что завод приступит к производству в 2021.

Пакистан

В 2021 году Пакистан планирует закупить крупную партию АК-103, это будет зависеть от того, какой автомат выберет армия, среди них 5 кандидатов: SCAR-H, CZ-806 BREN 2, Zastava M21, Beretta ARX-200 и АК-103. По данным на декабрь 2021 года, выбор был сделан в пользу CZ-806 BREN 2, с возможностью постепенной локализации производства в Пакистане.

Большой десантный корабль «Минск» проекта 775/II

Большой десантный корабль «Минск» является шестым в серии из 13 кораблей проекта 775/II, которая является второй серии кораблей проекта 775.

Корабль предназначен для высадки морского десанта на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. Способен транспортировать различные виды бронетехники, включая танки.

Место базирования: Балтийский флот.

Постройка, имя: Корабль построен в Гданьске (Польша) в 1984 году. Первоначально имел наименование «БДК-43».

Тактико-технические характеристики:

  • Скорость: 18 узлов;
  • Дальность плавания: 6000 миль при 12 узлах;
  • Экипаж: 87 человек.

Размеры:

  • Водоизмещение: 4080 тонн;
  • Длина: 112,5 метра;
  • Ширина: 15 метров;
  • Осадка: 3,7 метра.

Энергетическая установка: 2 дизеля, 2 винта, мощность — 19200 л.с.

Вооружение: 2 сдвоенные 57 мм артиллерийские установки АК-725, 2 пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М», 4 пусковые установки переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2». На борту могут располагаться до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников.

16 сентября 2000 года переименован в «Минск».

В 2004 году побывал с неофициальным визитом в британском порту Плимут.

В апреле 2005 года совершил трехдневный «Поход Памяти» по местам боевой славы Великой Отечественной войны. 04 августа на борту корабля был избит матрос-скинхед с татуировкой в виде свастики на плече. 31 июля участвовал в военно-морском параде в Санкт-Петербурге по случаю Дня ВМФ.

Летом 2011 года участвовал в международных учениях «Балтопс» и «Пассекс».

В сентябре 2013 года приступил к выполнению задач по планам оперативного командования в Средиземном море.

По сообщению от 15 мая 2014 года вернулся в Военную гавань города Балтийска после выполнения задач дальнего морского похода в составе Средиземноморской группировки ВМФ России.

26 июля 2015 года принял участие в военно-морском параде на День ВМФ в Санкт-Петербурге. В рамках итоговой проверки за 2015 учебный год принял участие в плановом учение по переброске морем и высадке подразделений морской пехоты береговых войск флота на необорудованное побережье, которое состоялось в октябре. 11 ноября 2015 года отправился в дальний поход в Средиземное море. 19 февраля 2016 года прошел через пролив Босфор и вошел в акваторию Черного моря. По сообщению от 08 сентября 2016 года в проливе Ла-Манш его сопровождал патрульный корабль HMS «Tyne» (P281) Королевского флота Великобритании. 09 сентября прибывает к месту постоянного базирования в порт Балтийск.

В 2017 году принял участие в военно-морском параде в Санкт-Петербурге. 04 октября вышел в дальний поход из Балтийской военно-морской базы. 16 апреля 2018 года совершил деловой заход в португальский порт Лиссабон. По сообщению от 19 апреля вышел в море для совершения перехода к месту постоянного базирования – в Балтийск. 29 апреля вернулся из дальнего похода в Балтийск. После этого перешел в Кронштадт для прохождения профилактических и ремонтных работ, которые продлятся до середины июля. 29 июля примет участие в торжественном военно-морском параде по случаю Дня Военно-морского флота России, а затем вернется к месту базирования.

По сообщению от 26 февраля 2019 года отрабатывает в море элементы второй курсовой задачи (К-2). По сообщению от 05 мая вернулся домой после 20-дневного развертывания в Балтийском море. По сообщению от 07 августа в рамках учения ВМФ России «Океанский щит – 2019» успешно отработал задачи по отражению атак средств воздушного нападения условного противника.

Интересные факты[]

  • Из всех автоматов сотой серии в России находятся на вооружении лишь версии АК-103, АК-104 и АК-105, эксплуатируемые вневедомственной охраной и подразделениями ФСБ. Остальные версии поставляются на экспорт, но особо широкого распространения не получили.
  • АК-100 и производные от него были разработаны в 1994 году Ижевским Машиностроительным Заводом, а поступили на вооружение в 1995 году. Конструктором данной серии выступил бессменный Калашников Михаил Тимофеевич, создатель всей линейки АК.
  • Аналогично с историей про АК-47 первоначально АК-100 назывался опытный образец автомата, однако из-за того что автоматы сотой серии похожи между собой, их всех часто называют так. На самом деле используются лишь версии от 101 до 105, версия 100 не используется вообще. Что интересно, обычно под АК-100 подразумевают просто автомат Калашникова под патрон 5.56х45 мм НАТО. Под АК-100 также подразумевается вся сотая серия автоматов.

АК-101

АК-104

АК-103

АК-105

АК-102

История создания автоматов Калашникова сотой серии

Серия моделей автоматов Калашникова очень популярна в мире. Известно, что более 50 стран выбрали его для вооружения своей армии. Знаменитый оружейный конструктор не только создал качественное стрелковое оружие, но и создал огромный потенциал для модернизации и дальнейших разработок на его основе.

Калашников создал первую модель автомата ещё в 1942 году. Разработанный им опытный образец из-за превратностей войны не сохранился. Вторая конструкторская разработка получила название «пистолет пулемёт 1942». Был создан опытный образец, который участвовал в конкурсе и показал своё высокое качество. Он не был принят на вооружение из-за того, что технология его производства была более сложной, чем требовалось для массового производства в военное время.

В 1947 году была создана модель, которая была принята на вооружение армии и приобрела мировую популярность. При её создании учитывался опыт боевых действий.

В семидесятые годы Министерством Обороны проводились конкурсы, имеющие целью внедрение современных образцов оружия. В течение некоторого времени лидером был Абакан. Созданный конструктором Никоновым. Однако этот вариант был отвергнут в пользу автомата Калашникова. Причиной послужили проблемы при производстве и эксплуатации Абакана.

Однако развитие этого стрелкового оружия не прекращалось. В семидесятые годы был создан АК 74, использующий калибр 5,45 мм. Его делали в четырёх модификациях:

  1. АК-74 рассматривался в качестве основной модели. У него был деревянный или полиамидный приклад, который не складывался.
  2. АКС-74 отличался тем, что использовал складной рамочный приклад.
  3. Были выпущены модифицированные модели под названиями АК 74 Н и складной вариант — АКС 74 Н. Их отличием было использование специальной планки для крепления обвеса, позволявшей устанавливать на это оружие различные виды прицелов.
  4. АКС 74 является укороченной моделью. Эта особенность уменьшала выходную скорость пули, но делала оружие намного компактнее. Его использовали в основном экипажи и сотрудники правоохранительных органов.

Было принято решение о том, что выпускать несколько разновидностей нецелесообразно и на основе перечисленных моделей был сконструирован АК 74 М, использовавший преимущества этих разновидностей. При этом были исправлены их недостатки, которые были выявлены в процессе применения. Эта модель принята на вооружение в армии РФ.

АК-74М является основой для разработки автоматов 100-й серии. В нём были произведены следующие изменения:

  1. Защёлка возвратного механизма стала прочнее. Это дало возможность применить подствольный гранатомёт. Это изменение гарантировало невозможность сдвига ствольной коробки при выстреле.
  2. Использовался складной приклад подобный тому, который имелся у АКС 74, однако он был полнотелым. Материалом для приклада и цевья изготовления стал высокопрочный реактопласт.
  3. Устройство не претерпело серьёзных изменений. Кучность стрельбы не изменилась.
  4. В устройство газового движителя были внесены изменения. Из-за отсутствия канавок, быстро происходило загрязнение механизма нагаром.

В девяностых объём заказов резко сократился. Предприятие стало перед необходимостью искать новые возможности для работы. В связи с этим стали активно разрабатываться новые модели. Рынку были предложены автоматы для 5,56 (широко используемых за рубежом) и 7,62 мм. Первый из них активно использовался в войсках НАТО, а второй широко применялся во время ВОв.

Первоначально сотая серия разрабатывалась в качестве экспортного варианта. Эти автоматы активно используются в ряде стран мира. В качестве примера достаточно привести Индонезию или Иран. В Венесуэле строят завод по лицензии Ижевского предприятия.

Статья:

После почти двадцатилетнего перерыва в работах над корабельными установками среднего калибра в конце июня 1957 года было решено начать разработку новой 100-мм универсальной корабельной артустановки. Тактико-техническое задание на нее было утверждено в сентябре 1967 года. Технический проект установки ЗИФ-91, выполненный в ЦКБ-7 (ПО «Арсенал»), был рассмотрен в марте 1969 года.

Заводские испытания опытного образца проходили в 1971-1972 годах. Государственные полигонные испытания опытного образца начались 15 марта 1973 года на Ржевке. В 1974 году завод «Арсенал» приступил к изготовлению опытной партии установок. На вооружение установка принята в 1978 году под названием АК-100 (А-214).

Установка имеет ствол моноблок с клиновым вертикальным затвором. Автоматика работает за счет энергии отката. Охлаждение ствола наружное непрерывное забортной водой. Подача обойменная в подбашенном отделении, безобойменная элеваторная, веерная на вращающейся и на качающейся частях. Веер служит для направления патрона из вертикального положения в горизонтальное при передаче из элеватора в захваты перегружателя.

Размещение боезапаса, готового к стрельбе в автоматическом режиме, на артустановке АК-100 осуществлено в подбашенном отделении установки в радиальных питателях, расположенных вокруг центрального приемника, который имеет возможность, поворачиваясь автоматически, подключаться к любому питателю, захватывать имеющиеся в нем патроны и направлять их в элеватор вращающейся части. Такая схема подачи получила название «лучевой».

Защита башни осуществляется листами из алюминиевых сплавов. Система управления огнем – «Лев-114» (РЛС МР-114). Прицел – «Конденсор-214А».

Для стрельбы применяются три типа снарядов: ОФ-58, ЗС-58 и ЗС-58Р. Эффективный радиус поражения снарядом ЗС-58Р по ПКР составляет около 5 м, по самолетам до 10 м. Максимальная дальность стрельбы около 21 км. Вес метательного заряда в выстреле УОФ-58 уменьшен на 12% по сравнению с выстрелами 100-мм артиллерийской установки СМ-5, соответственно немного ухудшилась баллистика.

Установками АК-100 вооружены тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Киров», тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4 «Баку» и корабли проектов 1135М, 1135М1, 1154 и 1155.

Боеприпасы

Карабин «вепрь 223»: модельный ряд, описание, производитель и тактико-технические характеристики

Стрельба ведётся выстрелами унитарного заряжания (патронами) трёх типов: осколочно-фугасным УОФ-58 и зенитными УЗС-58 и УЗС-58Р. Выстрел УОФ-58 включает снаряд ОФ-58 весом 15,6 кг. Вес взрывчатого вещества в снаряде — 1,53 кг, снаряд комплектуется ударным взрывателем В-429. Зенитные выстрелы УЗС-58 и УЗС-58Р предназначены для стрельбы по крылатым ракетам и самолётам. Выстрел УЗС-58 имеет снаряд ЗС-58 с дистанционным взрывателем ДВМ-60М1, а выстрел УЗС-58Р — снаряд ЗС-58Р с радиолокационным взрывателем АР-32. Радиолокационный взрыватель обеспечивает подрыв снаряда на расстоянии 5 м от крылатой ракеты и 10 м от самолёта. При этом обеспечивается гарантированное поражение летательного аппарата.

Вторая производственная серия

Уже при закладке первой производственной серии Заказчик указал на то, что 76-мм артиллерийская установка АК-726 неприемлема для огневой поддержки десанта и не совпадает с требованием ТТЗ о качественной поддержке разнородных сил флота в ближней морской зоне. Требовалось перейти на более крупный калибр, но в 1967 году такой артиллерийской установки в СССР не было.
Артустановка ЗИФ-91 100-мм калибра была разработана КБ «Арсенал» в 1967-1970 гг. Изготовление опытного образца производилось заводом «Арсенал». Установка разработана с целью значительного повышения скорострельности, эффективности стрельбы и полной автоматизации процессов при ведении огня. Заводские испытания опытного образца были закончены в 1972 г., а полигонные — в 1973-м. В 1974 г. началось изготовление головной партии серийных артустановок. В 1978 г. были проведены государственные корабельные испытания, и в этом же году артустановка ЗИФ-91 — под обозначением АК-100 — была принята на вооружение ВМФ.
Головные фрегаты второй производственной серии были заложены в 1974 году и вступили в строй в 1976 году.  В состав вооружения фрегатов второй  производственной серии были внесены два изменения:
1.    спаренная 76-мм универсальная артиллерийская установка АК-726 заменена на одноствольную универсальную артиллерийскую установку АК-100;
2.    антенный пост АРЛС МР-105 «Турель» был заменен на антенный пост РЛС СУАО «Лев»;
В связи с ростом массы полезной нагрузки стандартное и полное водоизмещение фрегатов несколько увеличились в сравнении с первой производственной серией. Основные размерения кораблей остались теми же. Обсуждался вопрос о замене ПКР «Термит» на ПКР «Малахит», но поскольку «Малахит» требовал еще трех антенных постов, из них один крупногабаритный, от этой идеи пришлось отказаться.

Оценка проекта

Начиная с 2003 года, в СССР началось проектирование фрегатов нового поколения. Предусматривалось вооружить корабль артиллерийской установкой, ЗРК средней дальности и противоторпедной защитой следующего поколения, а также привести форму надводной части корпуса к требованиям сниженной радиолокационной заметности, а форму подводной части корпуса — в соответствие последним научным достижениям. Главным же образом новое поколение фрегатов отличалось от предыдущего тем, что каждая корабельная система уже не являлась отдельной, полностью независимой, и иногда конфликтующей с другими корабельными системами. На полном ходу не требовалось теперь снижать эффективность системы кондиционирования воздуха, или ограничивать подачу горячей воды. Теперь системой являлся весь корабль, а его подсистемы не противоречили, а дополняли друг друга, объединенные единой информационной управляющей средой. Существенно изменились методы управления работой боевых и вспомогательных подсистем корабля, приборы наблюдения, навигации, целеуказания, связи, радиоэлектронной борьбы.
Однако и к 2017 году, спустя полвека от даты утверждения рабочего проекта фрегатов первой производственной серии, многочисленные советские фрегаты сохраняют свою актуальность как боевые единицы.
Как ни странно, эстетически именно фрегаты первой и второй серии надолго вошли в сердца любителей военно-морских сил всего мира, несмотря на очевидное огневое превосходство третьей и последующих серий. Частично это вызвано постановочной фотографией в журнале № 4 «Советский Союз» за 1975 год, в которой советский фрегат первой серии в вечерних сумерках одновременно  вел огонь из спаренной артустановки по левому борту, запускал две противолодочные ракеты по правому борту, две противокорабельные ракеты вперед и две зенитные ракеты вверх.

Пятая производственная серия

Головные фрегаты пятой производственной серии были заложены в 2001 году и вступили в строй в 2003 году.  В состав вооружения фрегатов пятой производственной серии были внесены изменения в части тактического ударного вооружения:
1.    вместо наклонных надпалубных счетверенных пусковых установок ПКР «Москит» (8 ракет) и салютной пушки  фрегат получил две вертикальные подпалубные универсальные пусковые установки УКСК 3С14 по 8 ячеек  — всего 16 ракет системы Калибр (противолодочные, противокорабельные, крылатые большой дальности и иные).
2.    в проект внесли существенные изменения в части РЭБ, приборов управления, навигации и связи.

АК-102

Эта модель повторяет АК-101, однако имеет укороченный ствол – 314 мм. Соответственно, конструкторам пришлось перенести мушку на стык ствола и газоотводной трубки. Следом за ней установлен надульник с раструбом. В результате укорачивания ствола уменьшилась и общая длина автомата: с откинутым прикладом она составляет 824 мм, а со сложенным – 586 мм. Кроме того, оружие немного потеряло в весе. Теперь с разряженной обоймой оно весит 3,2 кг, что на 400 г легче АК-101. Укорачивание ствола привело и к снижению скорости полета пули – 820 м/с. Изменился и регулируемый целик, он проградуирован от ста до пятисот метров. Скорострельность же осталась прежней.

В одной люльке

Разработка 30-мм двухавтоматной установки АК-630М1−2 была начата в июне 1983 года. Характеристики АК-630М1−2 позволяли с принятием ее на вооружение ВМФ прекратить производство АК-630М, а также разместить ее на ранее построенных кораблях взамен артустановки АК-630М без изменения корабельных конструкций, кроме крепления в штатном корабельном барбете АК-630М второго магазина на 2000 патронов. Это было допустимо за счет рационального размещения двух штатных автоматов ГШ-6−30К в вертикальной плоскости, а также за счет максимально возможного использования деталей и узлов от АК-630М (около 70%).

Наведение на цель осуществляется дистанционно от радиолокационной системы МР-123АМ2 или от оптической прицельной станции «ФОТ». МР-123/176М2 — это модернизированная система МР-123/176, в которую введен новый противоракетный режим работы. Система управления имеет лазерные прожекторы КМ-11−1 и лазерный дальномер ЛДМ-1 «Крейсер». Оба автомата ГШ-6−30К размещены в одной люльке, в нижней и верхней плоскостях. Режим стрельбы одного автомата ГШ-6−30К — 6 очередей по 400 выстрелов с перерывами по 5−6 секунд или по 200 выстрелов с перерывами 1−1,5 секунды.

Варианты

АК101

АК102

АК104

АК105
  • АК-101-1, АК-102-1, АК-103-1, АК-104-1, АК-105-1 — с упрощённым ударно-спусковым механизмом (без замедлителя и автоспуска с осью), позволяющим вести огонь только одиночными выстрелами. Предназначены для правоохранительных органов и охранных структур.
  • АК-101-2, АК-102-2, АК-103-2 (6П45.Сб-02), АК-104-2, АК-105-2 — варианты с модифицированным ударно-спусковым механизмом, позволяющем вести огонь с отсечкой очереди по 3 выстрела. Соответственно переключатель имеет 4 положения: П — предохранитель, А — автоматическая стрельба, 3 — стрельба с отсечкой очереди в 3 выстрела, 1 — стрельба одиночными выстрелами.
  • АК-103-3 — обновлённый вариант с пистолетной рукояткой эргономичной формы с дополнительной кнопкой предохранителя, планками Пикатинни на ствольной коробке и нижней части цевья, съёмной сошкой (выполняющей также функцию передней рукоятки).

В новой серии по-прежнему не используются облегчённые сплавы для снижения веса. Под стволом находится нескладываемый стержень-шомпол.

Разборка автомата

Устройство автомата практически ничем не отличается от АК-74. Разборка и сборка происходят аналогичным образом. Может понадобиться выполнение неполной или полной разборки. В первом случае это делают для визуального осмотра, ремонта, чистки или смазки. Полная разборка может потребоваться при наличии значительного загрязнения или для ремонта.

В большинстве случаев используется неполная разборка. Перед её началом нужно отвести место для неё. Если это происходит в походных условиях, то для это нужно расстелить кусок материи, на который будут выкладываться детали. Их располагают в порядке извлечения. При сборке нужно следить за номерами. Это нужно для того, чтобы случайно в автомат не была установлена чужая деталь.

Неполную разборку выполняют следующим образом:

  1. Сначала требуется извлечь магазин. Для этого его берут правой рукой, большим пальцем нажимают на рычажок сзади. В это время цевьё держат левой рукой.
  2. Нужно убедиться в том, что в патроннике отсутствует патрон. Для этого делают осмотр. Для него переключатель устанавливают в положение для ведение одиночного или автоматического огня. Рукоятку затворной рамы отводят назад. Осмотрев патронник, убеждаются, что патрона там нет. Отпускают затвор. Затем выполняется контрольный спуск, при этом направляют оружие в сторону.
  3. Из приклада извлекают пенал с принадлежностями. Для этого его пальцем утапливают так, чтобы он спружинил и вышел наружу. Пенал нужно открыть и извлечь из него принадлежности: выколотку, протирку, ёршик и отвёртку.
  4. Производится отделение шомпола. Для этого его передний конец отклоняют в сторону. Когда он освобождается, шомпол вытягивают вперёд.
  5. Отсоединяют дульный тормоз-компенсатор. Для этого необходимо сначала отвёрткой утопить фиксатор. После этого компенсатор откручивают. Его необходимо вращать против хода часовой стрелки.
  6. Производят отделение крышки ствольной коробки. Для этого левой рекой обхватывают шейку приклада, большим пальцем нажимая на выступ сзади. Ствольную коробку снимают правой рукой движением в направлении вверх.
  7. Вынимают возвратный механизм. Левой рукой его подают вперёд до упора. После выхода пятки из гнезда его поднимают вверх и немного назад.
  8. Достают затворную раму вместе с затвором. Для этого её двигают назад и вынимают. Последний отделяют и кладут отдельно.
  9. Отсоединяют газовую трубку со ствольной накладкой. Для этого пенал надевают на выступ замыкателя и поворачивают от себя до вертикального положения. После этого газовую трубку можно свободно снять.

Неполная разборка на этом окончена. Теперь выполняют необходимые действия (чистка, смазка или другие), а затем приступают к сборке. Для этого требуется сделать следующее:

  1. Сначала газовую трубку со ствольной накладкой устанавливают на прежнее место.
  2. Затвор соединяют с затворной рамой. Затем их вставляют в ствольную коробку.
  3. Ставят возвратную пружину.
  4. Устанавливают на место крышку ствольной коробки.
  5. Курок необходимо снять с боевого взвода и поставить на предохранитель.
  6. Дульный тормоз-компенсатор ставят на прежнее место.
  7. Ставят на место шомпол и фиксируют его.
  8. Пенал вставляют в приклад на прежнее место.
  9. Магазин вставляют в автомат.

Теперь автомат собран и готов к стрельбе. Разборка и сборка оружия сотой серии для всех моделей выполняется аналогичным образом. Нужно учитывать, что это процедура не должна применяться слишком часто, так как она способствует ускоренному износу частей.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий