CH-74 Chinook – двугорбый верблюд армии США

Боевое применение[ | код]

Сбитый американский CH-47 во время войны во Вьетнаме

Американские CH-47 в Афганистане. 2008 год.

США | код

За время войны во Вьетнаме зарекомендовал себя наилучшим образом. Помимо транспортного назначения, применялся как постановщик дымовых завес, распылитель аэрозолей, эвакуатор подбитой и брошенной авиатехники. Также прошли войсковые испытания 4 единицы «летающей артиллерии» ACH-47A

Всего США использовались 550 вертолётов CH-47A, совершено 2,6 млн вертолёто-вылетов с налётом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезено около 8,5 млн человек и 4,5 млн.т грузов, эвакуировано более тысячи летательных аппаратов общей стоимостью ~3 миллиарда долларов. Также, при эвакуации вьетнамских беженцев, был зарегистрирован своеобразный рекорд в перевозке живой силы: 147 человек с вещами.

70 таких вертолётов, начиная с 1972 года. получил Южный Вьетнам.

В ходе всей вьетнамской войны только лишь США, по разным данным, потеряли от 170 до 200 CH-47 (из них 136 из состава армии США) Потери «Чинуков» Южного Вьетнама неизвестны. 36 «Чинуков» северовьетнамцы захватили в качестве трофеев.

За первые два года войны в Ираке боевые потери составили 14 вертолётов «Чинук», количество потерянных до 2011 года неизвестно.

В афганской войне американцы опять столкнулись с угрозой РПГ-7, из-за которых они понесли тяжелейшие потери. 28 июня 2005 года афганские моджахеды из РПГ-7 сбили «Чинук», все 16 американских солдат погибли. 6 августа 2011 года талибы из РПГ-7 сбили в провинции Вардак ещё один «Чинук», погибло 30 американских и 8 афганских солдат. Это была самая крупная единовременная потеря американских войск в Афганистане на тот момент.

25 июля 2012 года талибы из ПЗРК «Стингер», поставленного американцами ещё против советских вертолётов, подбили американский вертолёт CH-47 «Чинук».

Италия | код

Применяет «Чинуки» в ходе войны в Афганистане и Ираке. 5 января 2014 года итальянский CH-47 получил повреждения от огня с земли в 30 км от города Шинданд.

Иран | код

В 1972—1976 годах в Иран было поставлено 70 вертолётов CH-47C.

Иран использовал «Чинуки» во время Ирано-Иракской войны. Не менее семи — восьми CH-47 было сбито иракскими истребителями, два было угнано в Ирак и несколько разбилось. Ещё один был брошен и захвачен пытаясь уйти от вертолётов Ми-25.

Зачастую потери «Чинуков» приводили к значительным жертвам иранской пехоты. Например, во время операции «Хайбер» иранский CH-47 был сбит иракским МиГом, погибли все 33 десантника и весь экипаж.

Фолклендская война | код

Применялись Аргентиной (2 CH-47C, 2 CH-47) и Великобританией (4 HC.Mk1) в войне за Фолклендские острова. Три британских Chinook HC.Mk1 были уничтожены, когда перевозящий их корабль был потоплен ракетами аргентинского самолёта «Супер Этандар», таким образом почти всю войну действия британского соединения обеспечивал единственный HC.Mk1 серийный ZA718, код — . Экипаж выполнял до 15 вылетов в сутки, за 3 недели налетал 109 лётных часов, перевёз 2150 человек и более 550 тонн вооружения и боеприпасов. Один аргентинский CH-47 был уничтожен на земле британским «Харриером», ещё один был захвачен.

Модификации[ | код]

Военные модификации | код

  • СН-47А: базовый вариант.
  • ACH-47A (Armored CH-47A): «ганшип», вариант с усиленным бронированием и вооружением.
  • СН-47В: модификация с новыми двигателями и лопастями.
  • СН-47С: модификация с новыми двигателями.
  • CH-47D: модификация с целью увеличения ресурса, грузоподъёмности и иных характеристик. С 1993 года начата программа продления срока эксплуатации имеющихся CH-47D дополнительно на шесть лет
  • СН-47D International Chinook (Model 414—100): первая экспортная модификация CH-47D
  • НС.Мк.1 и Мк.1В: вариант СН-47 для ВВС Англии
  • MH-47D: вариант для спецопераций с возможностью дозаправки в полёте, системой десантирования путём спуска на тросе со спускового устройства роликового типа и другими обновлениями. Шесть вертолётов MH-47D преобразованы из CH-47A, шесть — из CH-47C.
  • С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
  • CH-47F: развитие CH-47D с новыми двигателями, авионикой и планером.
  • MH-47G: вариант для спецопераций на базе MH-47E с новой авионикой.
  • HH-47: спасательная модификация MH-47G.
  • СН-47J: вариант для Сил самообороны Японии.
  • CH-47SD (Супер D): дальнейшая модернизация CH-47D, увеличенные топливные баки, улучшенное цифровое управление

Гражданские модификации | код

  • Model 234LR (Long Range)
  • Model 234ER (Extended Range)
  • Model MLR (Multipurpose Long Range)
  • Model 234UT (Utility Transport)
  • Model 414

Внутри CH-47 Chinook

CH-47С Chinook

CH-47D Chinook

CH-47J Chinook

Похожее

Ми-28Н Ночной охотник Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-24 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Ка-52 Аллигатор Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-8 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет AH-64 Апач Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Ка-50 Чёрная акула Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-26 Двигатели. Размеры. Грузоподъемность. История. Дальность полета

Вертолет CH-47 Чинук Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-2 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-6 Грузоподъемность. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Белл UH-1 Ирокез Вооружение. Скорость. Размеры. Двигатель

Вертолет Ми-12 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-27 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-62 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-4 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-26 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-226 Двигатели. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Вертолет Ми-38 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-34 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-14 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Як-24 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-29 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-1 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-60 Касатка Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-10 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет В-7 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет AH-1 Кобра Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-25 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-118 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-10 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Вертолет Ка-8 Иркутянин Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-15 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок

Вертолет Ка-22 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-126 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-37 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-31 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок

Вертолет Ка-18 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета

You have no rights to post comments

Многоцелевой характер: Ка-62

Ка-62 – перспективный многоцелевой вертолет, первый для ОКБ Камова выполненный не по соосной, а по традиционной схеме. Сегодня холдинг «Вертолеты России» продолжает испытания машины, а запуск серийного производства запланирован на 2020 год. В числе основных сфер применения нового вертолета – транспортировка пассажиров, спасательные операции, работы в нефтегазовой области. Кроме того, Ка-62 может получить морскую версию, а также использоваться в Арктике.

Рулевой винт Ка-62 выполнен в закрытом виде типа «финестрон». Грузоподъемность вертолета составляет до 2,2 т в кабине и 2,5 т на подвеске или 15 пассажиров. В качестве двигателей используются французские Ardiden 3G мощностью 1680 л. с. Ка-62 может развивать скорость до 310 км/ч и отличается повышенной ударостойкостью. Дальность полета – более 650 км при крейсерской скорости 290 км/ч. По планам производителя большая часть планера (до 60%) и лопасти винтов будут выполнены из современных композитных материалов, что значительно снизит вес машины. Ка-62 стал первым в мире вертолетом, на который устанавливается система управления общевертолетным оборудованием. 

Внешний вид и особенности

Фото: Двугорбый верблюд, или бактриан

Двугорбый верблюд — это крупное животное с крепким и массивным телом. Camelus bactrianus обладает крупным, округлим телом. Длинными и массивными ногами, которые оканчиваются раздвоенной ступней на мозольной подушке. Шея у верблюда сильная и крепкая, которая изгибается вниз, а далее имеет загиб вверх. Дикие верблюды данного вида имеют густой и плотный шерстяной покров коричневого — песочного цвета. Однако встречаются и бурые верблюды и белые (кремовые). Правда верблюды со светлым окрасом встречаются довольно редко и ценятся больше.

Голова верблюда небольшая. Верблюд обладает необычными подвижными и жёсткими губами, которые приспособлены для того, чтобы срывать грубую пустынную растительность и колючие кактусы. Верхняя губа животного слегка раздвоена. Уши имеют округлую форму, небольшие. На затылке есть парные железы, которые более развиты у самцов. Глаза верблюда защищены от песка и пыли длинными и густыми ресницами.

Двугорбые верблюды достаточно большие и массивные животные. Высота самца в холке может достигать 230-240 см. Серловина горбов находится на высоте 170 сантиметров, высота горбов может меняться в зависимости от внутреннего состояния животного, но обычно размер горбов в высоту могут достигать 0,5 метра. Между горбами расстояние в 30 см. Вес взрослого самца от 750 кг до 1 тонны. Самки животных этого вида в разы меньше самцов от 400 до 750 кг.

Внутреннее строение двугорбого верблюда такое же, как и у всех мозоленогих. Верблюд имеет трехкамерный желудок, в котором выделены 3 отдела (рубец, сычуг и сетка). Слепая кишка у верблюдов короткая. Почки могут всасывать воду из мочи. Кровь верблюдов может сохранять нормальную текучесть, даже при довольно сильно сгущении, благодаря особой овальной форме эритроцитов которые легко могут проходить через капилляры. Также эритроциты в крови верблюда способны накапливать в себе жидкость, в несколько раз, увеличиваясь в объёме.

В горбах верблюдов находиться жир, который является запасом питательных веществ. Горбы способствуют термоизоляции животного. Если бы жир равномерно распределялся по телу верблюда, он не позволял выходить теплу из организма. В горбах верблюда содержится до 150 кг жира.

Особенности внешнего строения животного позволяют экономить влагу в организме. Ноздри верблюда всегда закрыты, они открываются только при вдохе или выдохе. Это, же облегчает передвижение, по пустыне минимизировав попадание пыли в ноздри. Пот на теле верблюда выступает при нагреве температуры тела верблюда до 41°C. Верблюды долгожители, в среднем дикий верблюд в хороших условиях жизни живёт, в среднем до 40-50 лет.

Теперь Вы знаете как называется двугорбый верблюд. Давайте же посмотрим, где он живет.

Тактико-технические характеристики CH-47 Чинук

— Начало эксплуатации: декабрь 1962 года — Единиц произведено: 1 200+ (на 2012)

СтоимостьCH-47 Чинук

— US$ 28,9 млн (2012)

Экипаж CH-47 Чинук

— 2-3 человека (2 пилота, борттехник или командир операции)

Вместимость CH-47 Чинук

— 33-55 солдат или 24 лежачих больных с 2 сопровождающими

Габаритные размеры CH-47 Чинук

— Длина: 30,14 м — Длина фюзеляжа: 15,87 м (без штанги дозаправки) — Диаметр несущего винта: 18,29 м (каждый) — Высота: 5,59 м — Площадь, ометаемая несущим винтом: 525,3 м² — База шасси: 7,87 м

Габариты грузовой кабины

— Длина: 9,19 м — Ширина: 2,51 м — Высота: 1,98 м — Площадь пола: 21,0 м² — Полезный объём: 41,7 м³

Вес CH-47 Чинук

— Масса пустого: 12210 кг — Нормальная взлётная масса: 22680 кг — Максимальная взлётная масса: 24494 кг

Грузоподъемность CH-47 Чинук

— Масса полезной нагрузки: 12284 кг

Объем баков CH-47 Чинук

— Объём топливных баков: 7828 л (+3 × 3028 л дополнительных бака в грузовом отсеке) — Масса топлива во внутренних баках: 6815 кг

Двигатели CH-47 Чинук

— Силовая установка: 2 × турбовальных Honeywell T55-L-714 — Мощность двигателей: 2 × 4168 л.с. (2 × 3108 кВт) — Тяговооружённость: 229,4 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)

Скорость CH-47 Чинук

— Максимальная скорость: 285 км/ч — Крейсерская скорость: 259 км/ч — Скороподъёмность: 9,35 м/с

Дальность полета CH-47 Чинук

— Боевой радиус: 935 км — Перегоночная дальность: 2333 км

Практический потолок CH-47 Чинук

— 3090 м

Статический потолок CH-47 Чинук

— Статический потолок с использованием эффекта земли: 1675 м — Статический потолок без использования эффекта земли: 2985 м

Вертолет CH-47 Чинук – видео

https://youtube.com/watch?v=0KAd3jN3DG8

В 1956 г. по контракту с армией США фирма «Боинг-Вертол» начала разработку среднего военно-транспортного вертолета двухвинтовой продольной схемы с двумя ГТД. Армией были заданы следующие требования к вертолету: перевозимая нагрузка 2725 кг при статическом потолке без учета влияния земли 1850 м и температуре окружающею воздуха 35‘С, максимальная крейсерская скорость 240 км/ч, тактический радиус действия 185 км с перевозкой на обратном пути половины нагрузки (1363 кг).

Первый из пяти опытных вертолетов YCH-47A с двумя П Д Лайконинг T55-L-5 мощностью по 1640 кВт/2200 л. с. совершил первый полет 21 сентября 1961 г, а серийное производство вертолетов СП-47 началось в 1962 г. Всего фирмой «Боинг-Вертол» было поставлено 752 военно-транспортных вертолета СП-47 всех модификаций для армии США, а также 136 военных вертолетов для других стран, включая 5 вертолетов для Аргентины, 12 для Австралии, 41 для Великобритании, 19 для Испании, 9 для Канады, 6 для Нидерландов, 6 для Сингапура, 6 для Таиланда, 5 для Тайваня и 2 для Японии. Дополнительно поставлено 13 гражданских вертолетов.

Вертолеты СН-47 производились с 1970 г. по лицензии в Италии фирмами Агуста и «Меридионали», которые произвели более 200 вертолетов, в том числе 41 вертолет армии Италии, 68 Ирану, 15 Египту, 10 Греции, 20 Ливии, 9 Марокко, а также 11 вертолетов для национальной гвардии США. Кроме того, 43 вертолета произведены по лицензии в Японии фирмой «Кавасаки».

Эксплуатанты[ | код]

Военные | код


Страны-пользователи вертолёта CH-47 Chinook

  • Аргентина

    • Армейская авиация Аргентины — 3 ед.
    • ВВС Аргентины — 3 ед. (списаны в 2004)
  • Австралия — 4 CH-47D и 7 CH-47F, по состоянию на 2016 год
  • Великобритания — 38 CH-47D, 8 CH-47SD и 12 CH-47F, по состоянию на 2016 год 2 CH-47F ожидают поступления по контракту 2011года

Трофейный южновьетнамский CH-47 в музее Вьетнама

  • Вьетнам
  • Греция — 9 CH-47D и 6 CH-47SD, по состоянию на 2016 год
  • Нидерланды — 11 CH-47D и 6 CH-47F, по состоянию на 2016 год Дополнительно, в 2015 г. заказано 14 CH-47F,первая партия должна поступить в 2019 г.
  • Египет — 16 CH-47D и 3 CH-47C, по состоянию на 2016 год
  • Индия — 5 единиц CH-47F(I) по состоянию на февраль 2019 года, всего заказано 15 единиц
  • Иран — 20 CH-47C и более 2-х CH-47, по состоянию на 2016 год
  • Испания — 17 CH-47D, по состоянию на 2016 год
  • Италия — 13 CH-47C и 13 CH-47F, по состоянию на 2016 год Всего заказано 16 CH-47F по контракту 2009 г.
  • Канада — 15 CH-47F, по состоянию на 2016 год
  • Ливия — 2 CH-47C, по состоянию на 2016 год
  • Марокко — 10 CH-47D, по состоянию на 2016 год
  • ОАЭ — 22 CH-47F, по состоянию на 2016 год
  • Сингапур — 10 CH-47SD и 6 CH-47D, по состоянию на 2016 год
  • США — 325 CH-47F, 75 CH-47D и 68 MH-47G, по состоянию на 2016 год
  • Таиланд — 5 CH-47D, по состоянию на 2016 год
  • Тайвань — 8 CH-47SD, по состоянию на 2016 год
  • Турция — в 2011г заказано 6 единиц CH-47F, первые поставки должны начаться в 2016г
  • Южная Корея — 31 CH-47D, 6 MH-47E и 5 HH-47D, по состоянию на 2016 год
  • Япония — 27 CH-47D (CH-47J), 30 CH-47JA и 15 CH-47, по состоянию на 2016 год

Гражданские | код

Примечания

  1. ↑ Jane’s, 2004.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 11 июня 2016.
  3. ↑ Мировая авиация, выпуск 127, 2011 г. «H-47 Chinook.Служба во Вьетнаме»
  4. Boeing Helicopters CH-47 Chinook. Дэвид Андертон и Джей Миллер. Aerofax, Inc, 1989. стр.8
  5. «Still, the official figures suggest the magnitude „Made in USA“ arsenal in Vietnamese hands (in addition to Hanoi’s Soviet and Chinese-supplied arms): 51 F-5A jet fighters, 22 F-5E jet fighters-bombers, 113 A-37 twin engine jet light-atack bombers, 36 A-1 propeller-driven attack fighters (Skyraiders), 40 C-119 propeller troop transports, 10 C-130A turboprop transports, 36 C-47 propeller transports (used as gunships, etc.), 159 O-1 and O-2 observation aircraft, 430 Huey light helicopters, 36 CH-47 heavy transport helicopters, 80 sel-propelled 175-mm. artillery guns, 250 150-mm. „Long Tom“ howitzers, 1000 105-mm. howitzers, 2,200 M-113 armored personnel carriers, 300 M-48/A3 tanks, 42,000 trucks, 47,000 M-79 grenade launchers, 63,000 light anti-tanks weapons, 15,000 M60 machine guns, 12,000 60-mm., 81-mm., and 90-mm. mortars, 791,000 M16 rifles, 857,000 rifles of other types, 90,000 .45-caliber pistols, 48,000 radios, 940 naval ships and craft (mostly landing ships), 130,000 tons of ammunition. The War We Left Behind.» Tad Sculz. New York Magazine. January 16, 1978. P.30-32.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 25 июня 2014.
  7. Asad of Syria: The Struggle for the Middle East (1990). Patrick Seale, Maureen McConville. University of California Press. стр.88
  8. Мировая авиация, выпуск 123, 2011 г. «Boeng H-47 Chinook. Фолкленды.»
  9. Special Warfare. The Professional Bulletin of the John F. Kennedy Special Warfare Center and School. Vol. 14, № 3, p. 10.
  10. The Military Balance 2016,p.233
  11. The Military Balance 2016,p.153
  12. The Military Balance 2016,p.162
  13. The Military Balance 2016,p.104
  14. The Military Balance 2016,p.123
  15. The Military Balance 2016,p.160
  16. The Military Balance 2016,p.326
  17. . www.armstrade.org. Дата обращения 26 марта 2019.
  18. The Military Balance 2016,p.328,330
  19. The Military Balance 2016,p.140
  20. The Military Balance 2016,p.111
  21. The Military Balance 2016,p.159
  22. The Military Balance 2016,p.302
  23. The Military Balance 2016,p.343
  24. The Military Balance 2016,p.346
  25. The Military Balance 2016,p.359
  26. The Military Balance 2016,p.288
  27. The Military Balance 2016,p.41
  28. The Military Balance 2016,p.293
  29. The Military Balance 2016,p.291
  30. The Military Balance 2016,p.161
  31. The Military Balance 2016,p.268,269
  32. The Military Balance 2016,p.261,263
  33. Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 591—594. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.

Прочие значимые происшествия

  • Инцидент с иранскими «Чинуками» (1978)
  • 11 сентября 1982 года на авиашоу в Мангейме (Германия) разбился американский CH-47C (серийный номер 74-22292), несущий парашютистов. Погибли 46 человек. Причиной стала блокировка смазки подшипников трансмиссии из-за накопления измельчённой скорлупы грецкого ореха, использовавшейся для чистки механизмов.
  • 6 ноября 1986 года британский «Чинук» компании , возвращаясь с платформы месторождения Брент в Северном море, после взрыва рухнул в море в четырёх километрах к востоку от аэропорта Самборо. 45 человек погибло, двое были спасены вертолётом береговой охраны.
  • 30 марта 1987 года CH-47C ливийских ВВС был угнан в Египет.
  • В 1988 году CH-47 американской армии участвовал в эвакуации вертолёта Ми-24, брошенного ливийской армией в пустыне во время войны в Чаде. С вертолётом на внешней подвеске «Чинук» ночью в условиях песчаной бури преодолел расстояние в 900 км с одной дозаправкой в воздухе.
  • 2 июня 1994 года по невыясненной причине «Чинук» Королевских ВВС Великобритании врезался в склон мыса Малл-оф-Кинтайр. Погибли все 4 члена экипажа и 25 пассажиров, сотрудников MI5.
  • 29 мая 2001 года «Чинук» южнокорейской армии при установке скульптуры на в Сеуле задел её несущим винтом. Фюзеляж разломился, одна часть упала в реку, вторая — на мост и загорелась. Все три члена экипажа погибли.
  • 11 сентября 2004 года «Чинук», принадлежавший греческой армии, потерпел крушение в северной части Эгейского моря. Погибло 17 человек.

Социальная структура и размножение

Фото: Детеныш двугорбого верблюда

Верблюды как мужские особи, так и женские достигают половозрелости к 3-5 годам. Брачный период у верблюдов выпадает на осень. В это время животные хорошо себя чувствуют, а самки обладают ресурсами для вынашивания здорового потомства. Во время гона самцы особенно агрессивны. Между самцами постоянно происходят стычки, иногда самцы могут пытаться спариваться с другими самцами. Самцы начинают бешено носиться, нападать на других, издавать громогласные звуки.

Вожаки стада сгоняют самок в одно место, и не пускают их расходиться. Во время гона самцы крайне опасны. Они могут напасть как на человека, так и других животных. Во время гона как самцы, так и самки метят свою территорию мочей, для этих же целей самцы также использует затылочные железы, касаясь камней головой. Во время брачных игр самка даёт знать самцу о готовности к спариванию ложась перед ним, и согнув всё четыре ноги.

Спариваются верблюды лёжа. Во время спаривания самцы скрипят зубами и у них идёт белая пена изо рта. Беременность у самки верблюда длится 13 месяцев. Верблюжонок рождается весом от 30 до 45 килограмм. Новорождённые верблюжата сразу хорошо стоят на ногах, и почти сразу после рождения они могут идти за матерью. У верблюжат есть зачатки горбов, в которых пока нет запасов жира, однако, на втором месяце жизни горбы поднимаются.

Самка кормит детёнышей до 1,5 лет. Из них до 4 месяцев рацион верблюжонка состоит исключительно из материнского молока, после детёныши начинают привыкать к растительной пище, траве, кустарникам. Самка может рожать несколько раз в год, и встречаются случаи, что самка кормит одновременно несколько своих детёнышей старшего и младшего. Самки охраняют своё потомство, защищаю своих и чужих детёнышей от других животных.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий