Ударный беспилотник MQ-5B Hunter

МОРСКИЕ БЕСПИЛОТНИКИ США

Страны, имеющие выходы к морю, производящие торговлю по морю, развивают свой беспилотный надводный и подводный флот. Лидером по развитию морских БПЛА являются США.

Задачи, которые решают гражданские морские беспилотники США:

  • разведка акватории для строительства морских сооружений, береговых сооружений;
  • исследование морского дна;
  • контроль нефтепроводов, трубопроводов, проходящих по дну моря;
  • исследовательские задачи морских глубин;
  • проведение поисково-спасательных работ.

Какие задачи решают военные морские беспилотники США?

  • разведка акваторий, обнаружение вражеских кораблей;
  • охрана побережья акватории, охрана портов;
  • поиск и обезвреживание мин и минных заграждений;
  • огневая поддержка морского десанта;
  • огневая поддержка основных кораблей флота.

Также в США идет разработка подводных беспилотников.

Подводные БПЛА решают задачи обеспечения безопасности страны и логистических морских коридоров под водой. Это патрулирование, разведка, обнаружение кораблей, проведение спасательных мероприятий. Наблюдение и охрана акваторий.

Примером разработанного военного морского дрона является аппарат ORCA.

Командование ВМС США не так давно представило широкой публике свою новую разработку – быстроходный подводный дрон ORCA, разработанный совместно с DARPA.

  • Длина аппарата ORCA составляет 15.5 метров в длину
  • Развивает скорость в 14.8 км в час
  • Имеет дальность плавания до 12 000 км (или 6500 морских миль)
  • Глубина погружения – до 3 400 метров
  • Весит аппарат – 70 тонн.

Подводный дрон Orca

Задачи, которые решают беспилотные аппараты под водой:

  • Поиск и уничтожение вражеских мин
  • Поиск и уничтожение кораблей противника
  • Разведка обстановки и передача данных в пункты управления
  • Поддержка надводных сил флота
  • Проведение радиотехнической, оптоэлектронной и гидроаккустической разведки
  • Обеспечение деятельности подводных сил флота

Перед визитом Путина в Крым, американцев предупредили

Telegram-канал “Чисто для фиксации” пишет, что “таран поумерит активность разведывательной авиации американцев и англичан над Чёрным морем”

По мнению авторов, это тем более важно, если готовится диверсионный акт против Крымского моста или “Турецкого потока”. . Telegram-канал “Южный ветер” добавляет, что в последнее время с помощью MQ-9 США вели практически круглосуточную разведку объектов на территории Крыма

Добытые данные американцы передавали Киеву и на их основе осуществлялось применение как беспилотников типа “Мугин”, переоборудованных Киевом под ударные кустарным способом. А так же оперативно-тактических ракет комплекса “Гром”, на стадию практических испытаний которых выходит украинские конструкторы

Telegram-канал “Южный ветер” добавляет, что в последнее время с помощью MQ-9 США вели практически круглосуточную разведку объектов на территории Крыма. Добытые данные американцы передавали Киеву и на их основе осуществлялось применение как беспилотников типа “Мугин”, переоборудованных Киевом под ударные кустарным способом. А так же оперативно-тактических ракет комплекса “Гром”, на стадию практических испытаний которых выходит украинские конструкторы.

Действительно, ситуация, когда американские БПЛА беспрепятственно отслеживают действия нашей ПВО, собирают данные о целях, передают другие данные — неприемлема, и вряд ли на акцию не было дано добро “сверху”.

Тем более, что 18 марта ожидается визит президента Владимира Путина в Крым.

RQ-11В Raven

Беспилотник RQ-11В Raven был принят в армии США в далеком 2007 году. Он был создан для использования на уровне батальона, но впоследствии стал активно применяться спецназом.

Этот дрон имеет массу всего 1,9 килограмма. Он оснащен двухлопастным винтом, который приводится во вращение с помощью электрического двигателя Aveox 27/26/7-AV. Ширина крыльев составляет 1,5 метра. Максимальная скорость дрона – 90 км/ч, а крейсерская составляет 30 км/ч. БПЛА может пребывать в воздухе до полутора часов.ВВС США активно применяли беспилотники RQ-11А и RQ-11В на территории Афганистана и Ирака. Кроме того, эти дроны сегодня используются в боевых действиях на территории Украины. Украинские военные говорили о высоких для дрона такого класса характеристиках и простоте применения. Среди недостатков БПЛА выделяют уязвимость каналов управления.

БПЛА Raven

MQ-1 Predator

MQ-1 Predator (ˈpredətə ˈв переводе англ.  Хищник ) — разведывательный и ударный беспилотный летательный аппарат производства General Atomics (США). Первый полёт состоялся в 1994 году. Стоит на вооружении ВВС США. Активно применяется в данный момент на территории Ирака и Афганистана.

ТТХ:

•    Размах крыла, м: 14,84 •    Длина самолета, м: 8,23 •    Высота, м: 2,21 •    Масса, кг пустого: 512 максимальная взлетная: 1020 •    Тип двигателя: 1 x ПД Rotax 914 UL •    Мощность, л.с.: 105 •    Максимальная скорость, км/ч: 217 •    Крейсерская скорость, км/ч: 110—130 •    Дальность полета, км: 740 •    Продолжительность полета, ч нормальная более: 20 максимальная: 40 •    Практический потолок, м: 7920

БПЛА Predator B был создан на базе успешного многоцелевого БПЛА RQ/MQ-1 Predator фирмы General Atomic Aeronautical Systems Inc. (GA-ASI). Работы надо Predator B были начаты в частном порядке в 1998 г., но частично финансировались NASA. Первый полет прототипа состоялся в феврале 2001 г. Было выпущено 3 прототипа YMQ-9A: •    Predator B-001- первая модернизация БПЛА MQ-1 Predator. На него установлен турбовинтовой двигатель (712 кВт). Визуальное отличие от MQ-1 представляют крылья, они увеличены с 14,8 м. до 20 м. B-001 может нести 340 кг. полезной нагрузки на высоте 15,2 км., со скоростью 390 км/ч. Время полета до 30 часов. •    Predator B-002 — следующая модернизация БЛА. Грузоподъемность 215 кг., верхний потолок высоты 18,3 км., время полета 12 часов. •    Predator B-003 или «Альтаир» — снова увеличен размах крыльев, до 25,6 м. Следовательно, увеличенная грузоподъемность БЛА до 1360 килограммов, а максимальная высота полета 15,8 км. Время полета увеличено до 36 часов! БПЛА Predator B представляет собой увеличенный вариант RQ/MQ-1 Predator. Основным отличием является «более традиционное» V-образное хвостовое оперение, имеющее положительную V-образность. Фирма GA-ASI испытывала прототипы Predator B с двумя разными двигателями. Первый — ТВД фирмы Honeywell TPE-331-10T, а второй — ТРДД фирмы Williams FJ44-2A. Оборудование Predator B в основном идентично оборудованию RQ/MQ-1, и состоит из широкодиапазонной инфракрасной оптико-электронной прицельной системы Raytheon AN/ASS-52(V) и РЛС с синтезируемой апертурой AN/APY-8 Lynx фирмы General Atomics. Predator B так же может использоваться как многоцелевой боевой комплекс, вооруженный ПТУР AGM-114C/K Hellfire и другим управляемым оружием. Аппаратура управления БПЛА совместима с наземным оборудованием MQ-1B. После успешных экспериментов с вооруженным RQ-1 возникла идея отработать применение оружия и с борта Predator B. В феврале 2003 г. БПЛА Predator B в варианте с ТВД, получил обозначение MQ-9A Reaper. И в конце года ВВС США закупили два опытных БПЛА YMQ-9A. Были проведены войсковые испытания этих машин. YMQ-9A продемонстрировали высокие, весьма превосходящие характеристики своего «родителя». БПЛА показали находится в воздухе до 24 часов на высоте 13700 м, а по заявлению фирмы GA-ASI максимальная продолжительность полета составляет 30 часов. Новейший беспилотный самолет MQ-9 Reaper по классификации ВВС США относится к разряду «охотников-убийц» — самолетов, способных выслеживать цель и уничтожать ее. MQ-9 Reaper способен нести до 14 ракет Hellfire класса воздух-земля, в то время как широко используемый сейчас беспилотный самолет Predator вооружен только двумя такими ракетами.  В случае необходимости вместо ракет MQ-9 Reaper может нести 4 AGM-114 «Хеллфайр» и две бомбы лазерного наведения — GBU-12 Paveway II по 250 килограмм каждая. MQ-9 Reaper с полной нагрузкой может непрерывно находиться в воздухе в течение 14 часов и имеет максимальную скорость 480 километров в час, тогда как максимальная скорость самолета Predator не превышает 215 километров в час. 18 мая 2006 года Федеральное управление гражданской авиации выдало сертификат соответствия, что позволяет MQ-1 и MQ-9 летать в воздушном пространстве США предназначенном для гражданских перевозок. Для ВМС США создается беспилотный аппарат на основе Reaper, названный «Mariner». Этот аппарат будет иметь складные крылья, увеличенный запас топлива, который позволит беспилотнику находиться в полете 49 часов. В августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти — 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии. Перевооружение происходило в течение трёх лет. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед заменёнными F-16: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов и возможность их посменной работы при продолжительных полетах.

Основные направления развития БПЛА

Использование военных БПЛА над морем осуществляется как с кораблей, так и с наземных опорных пунктов. Зарубежными экспертами определены следующие направления развития беспилотных летательных аппаратов:

гибкость: среди военных БПЛА, только часть ориентирована для выполнения исключительно морских миссий. Большинство беспилотников, предназначенных для действий над морем, при необходимости, путем изменения полезной нагрузки или системы привода, пригодны также для использования над сушей. За исключением моделей на аккумуляторных батареях большая часть военных БПЛА морского назначения используют военное авиационное топливо, а в некоторых случаях, по выбору, также корабельное дизельное топливо.

  • автономия: в принципе каждый БПЛА может управляться дистанционно. Превалирующим направлением развития, однако, считается разработка автономно действующих систем. Прежде всего, большие БПЛА со значительной продолжительностью полета должны завершать свою миссию самостоятельной посадкой на аэродром взлета.
  • применение отрядов, или групп (тактика роя): согласно некоторым сценариям сотни малых или микро БПЛА должны самостоятельно поддерживать связь между собой с целью выполнения скоординированных задач. Использование отрядов БПЛА призвано перегружать и преодолевать систему обороны противника.
  • взаимодействие систем разного типа: БПЛА будут преимущественно применяться в сочетании с пилотируемыми системами (Manned / Un-Manned Teaming — MUM-T). Например, пилотируемый самолет с целью обнаружения и захвата цели высылает вперед БПЛА в качестве средства разведки. В дальнейшем пилот самолета поражает цель дистанционным оружием, не заходя в зону действия ПВО противника. Другим вариантом является взаимное автономное или полу-автономное оперирование БПЛА с наземными, надводными или подводными необитаемыми системами (Un-Manned / Un-Manned Teaming, UM-UM-T).

глобализация: помимо США, самой активной страной в секторе развития, производства и экспорта БПЛА считается Китай. Согласно некоторым оценкам, Пекин с 2025 года станет ведущим экспортером военных БПЛА. Тем не менее, во всем мире растет число стран, производящих БПЛА военного или двойного назначения. В частности, все большее значение приобретают транснациональные проекты в Европе.

Классифицирование БПЛА может быть проведено в основном по двум параметрам: согласно их основного предназначения или по размеру и боевой эффективности (производительности). Ниже приводятся примеры принятых на вооружение и перспективных образцов военных БПЛА.

MQ-5C Extended Hunter (E-Hunter) UAV

MQ-5C Extended Hunter (E-Hunter), a larger version of Hunter, has been developed for longer endurance and higher-altitude (up to 20,000ft) tactical missions. the first flight was in April 2005. E-Hunter has a new tail assembly, and a longer centre wing which extends mission endurance to 30 hours.

In October 2002, a series of flight tests demonstrated Hunter’s ability to carry and deploy the Northrop Grumman BAT (brilliant anti-tank) submunition. The BAT submunitions destroyed a BMP combat vehicle and incapacitated a moving T-72 tank. In August 2003, Hunter successfully deployed a derivative of the BAT, the Viper Strike precision munition with semi-active laser seeker instead of infrared and acoustic sensors and 1.8kg (4lb) warhead.

“US Army Hunter UAVs have been used for border patrol.”

Перспективы беспилотника «Охотник»

До конца 2020 г. С-70 вряд ли поступит в войска, как было обещано ранее. Эксперты прогнозируют задержку на 12-24 месяца. В любом случае проект вскоре будет завершен, поскольку развитие военной и гражданской авиации сегодня видится в создании и постоянной модернизации беспилотных машин разных классов.

В полете на высоких скоростях, когда нет времени на обдумывание, роботизированная система управления превосходит человека в быстроте реакции, поэтому у нее больше шансов не допустить ошибку в сложной ситуации. А появление летательных аппаратов со скоростями до 10 махов исключает возможность пилотирования из кабины. Для создания и совершенствования таких систем управления нужны действующие дроны. «Охотник» может выступить прототипом истребителя будущего.

Есть задачи и у специалистов по кодировке сигналов управления. Возможность перехватить чужой беспилотник и не дать противнику захватить свой – еще не до конца решенная задача.

Предполагаемая связка одного или нескольких «Охотников» с истребителем повысит ударную силу авиазвена под управлением одного пилота.

РОССИЙСКИЕ ТАКТИЧЕСКИЕ БЕСПИЛОТНИКИ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Собственно российские беспилотники разрабатывались рядом КБ: ОКБ «Яковлева», ОКБ МиГ и «Климов» (проект «Скат», ныне закрытый), ОКБ «Сухой» (тяжелый ударный БПЛА), ОКБ «Сокол», «Транзас».

БПЛА “Орлан-10”

На сегодняшний день наиболее «доведенными до ума» военными беспилотниками России являются «Орлан-10» разработки компании «Специальный технологический центр» и «Дозор-600» разработки компании «Транзас».

«Орлан-10» является тактическим разведывательным беспилотником малого радиуса действия. Его взлетная масса 14 кг, из них масса полезной нагрузки – 5 кг. Беспилотник оснащен двигателем внутреннего сгорания, работающем на обычном бензине А-95. Старт осуществляется с разборной катапульты, посадка – на парашюте. Максимальная скорость – 150 км/ч. Аппарат отличает значительная продолжительность полета – 16 ч. Максимальная дальность –  600 км. «Орлан-10» успешно прошел Государственные испытания и получил высокую оценку руководства Сухопутных войск и ВДВ. Серийное производство аппарата планируется начать в 2014 году.

«Дозор-600» относится к тяжелым разведывательно-ударным БПЛА. По боевым характеристикам и тактическому применению он, вероятно, сопоставим с американским MQ-1B. Взлет и посадка аппарата осуществляются по-самолетному. Основу полезной нагрузки должны составить: РЛС, видеокамера, тепловизор и фотокамера. При соответствующей доработке «Дозор-600» сможет выполнять и ударные функции. В настоящее время аппарат находится в разработке. Неизвестно, пойдет ли «Дозор-600» в серию, или наработки по нему будут использованы для создания каких-то других, возможно, еще более крупных БПЛА.

БПЛА “Дозор-600”

В то же время роль БПЛА в Вооруженных силах России еще до конца не определена. С одной стороны, в последние годы российские разработчики проявляли определенный интерес к теме БПЛА, включая тяжелые ударные беспилотники, с другой – в ноябре 2013 г на совещании, посвященном развитию российских ВВС Президент РФ В. Путин заявил, что масштабного, сравнимого с другими странами, использования беспилотников в ВС РФ не будет. В. Путин отметил, что беспилотники – «это не компьютерная игра, а серьезные боевые комплексы». В то же время, по его словам, использование беспилотников имеет хорошую перспективу.

Может показаться, что глава государства сказал две взаимоисключающие вещи. На самом деле, скорее всего, он имел в виду отказ от ударных беспилотников – с этими функциями отлично справляются пилотируемая авиация и крылатые ракеты. Действительно, жизнь это не компьютерная игра, и с моральной, да и военной точки зрения является сомнительным доверять принятие решения на поражение «цели» автоматизированному комплексу. Уже известно немало случаев ошибочного применения оружия против мирных жителей американскими беспилотниками в Афганистане и Пакистане. В то же время беспилотники России в качестве средств разведки и целеуказания имеет хорошие перспективы в Вооруженных силах.

(Подготовлено по материалам журнала «Оружие», сети Интернет для http://www.modernarmy.ru)

Удачный стартап отставных лейтенантов

К созданию первых дронов Израиль толкнула нужда. В 1969-м соседи объявили маленькой и ещё неокрепшей стране войну на уничтожение. В первые дни конфликта авиация Израиля несла серьёзные потери – советские зенитные ракетные комплексы, стоявшие на вооружении арабских стран, отрабатывали «на отлично». Отчаянная ситуация заставила экстренно искать решение. Пришлось распечатать «кубышку» и заглянуть в «военную лавку США» – так в авиаотряде Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) появились радиоуправляемые дроны Firebee. Громоздкие и неповоротливые полуторатонники всё-таки помогли в борьбе с арабскими ПВО. Однако к началу 1970-х машины уже явно устарели. Но где взять новинку, генералы и руководство Израиля пока не представляли: что-то поновее партнёры из США и Великобритании продавать не спешили.

davidpride.com
Радиоуправляемый дрон Firebee.

Впрочем, новинку в ВВС Израиля приняли холодно, а вот военным связистам «Мастифф» пришёлся по душе – он был способен заглянуть за горизонт.

Вскоре и ведущий авиастроитель страны – Israel Aircraft Industries (IAI) – изменил своё отношение к перспективной технике. Молодую компанию, которая к тому времени создала ещё один дрон по имени «Скаут», взяли под «крыло». Именно тогда беспилотники вчерашних отставных лейтенантов Мази и Эллиса получили мощный финансовый форсаж.

davidpride.com
Израильский дрон Scout.

Однако закрепиться в строю передовиков мира беспилотной авиации Израиль смог лишь в 2004 году. Тогда в сеть просочилась информация, что на Земле Обетованной начали разработку нового ударного БЛА по имени «Эйтан».

Как будет применяться “Охотник”?

С одной стороны, они были очень нужны. Вот американцы благодаря своим БПЛА RQ-4A Global Hawk и MQ-9 Reaper могут наносить удары по целям в Ираке или в Афганистане, находясь на своих базах в немецком Рамштайне или в континентальном Форт-Ноксе, где их операторы защищены от ответного огня. А мы вынуждены бороться с теми же террористами, атакуя их своими штурмовиками или бомбардировщиками, создавая риск для летчиков.  С другой стороны, есть загвоздка. Пентагон ведет агрессивные войны и даже борется с террористами далеко за пределами своей территории, им такие машины нужны позарез. Мы до недавнего времени сражались с международным бандитизмом на собственном Северном Кавказе, и в тяжелых ударных БПЛА для нас не было особой нужды. После Сирии и благодаря Сирии она появилась.

Есть еще одна деталь. Мы критиковали США за использование тяжелых ударных БПЛА как нарушение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Базирование в Европе и полеты тех же Global Hawk и Reaper с ракетами на борту четко вписываются в запретительные параметры ДРСМД, запрещавшего ракеты дальностью от 500 до 5,5 тыс. км. Если бы мы начали создавать такие машины и применять их, получалось бы, что мы тоже нарушаем это соглашение. Теперь, когда США вышли из договора, мы стали свободны от своих обязательств

Обратите внимание — первый полет “Охотника” пришелся на 3 августа, а договора закончился 2-го

БПЛА “Охотник”

Источник изображения: Пресс-служба Министерства обороны РФ/ТАСС

Надеюсь, я вполне внятно ответил на звонок коллеги. Она, как мне показалось, все услышала и поняла. Но остается еще много вопросов. В том числе и такие: где и как будет применяться наш “Охотник”? Вариантов, как полагают специалисты, тут множество. Может, в контуре с крылатыми ракетами большой дальности — например, с наземными “Калибрами”, которые со временем, если американцы не уберут свои пусковые Мк-41 в Румынии и Польше, будут перенесены с кораблей на сушу. Может, с другими новыми гиперзвуковыми ракетами — все зависит от того, как будут развиваться наши отношения с США и НАТО. Не исключено, что в перспективе может быть создана “охотничья стая”, по примеру крылатых ракет “Гранит”, которыми вооружены АПЛ проекта 949 “Антей”. Их называют “убийцами авианосцев”, потому что они, обладая искусственным интеллектом, могут атаковать авианосные ударные группировки противника, распределяя в полете цели между собой. Какие-то идут на авианосец, какие-то — на сопровождающие его крейсера, эсминцы, фрегаты.

Может, С-70 будут использовать сугубо против баз, лагерей подготовки и караванов террористов. Представьте, висит в воздухе на высоте нескольких километров такой “Охотник” и, как ястреб или орел, высматривает добычу. Как только на экране оператора, расположенного в сотнях и даже в нескольких тысячах километров от БПЛА, появляется ожидаемая цель, совпадающая по всем признакам с разведанной, от дрона уходит ракета — и еще одной террористической группировкой становится меньше.

Технические характеристики и конструкция

Поскольку все данные по проекту засекречены, приходится располагать лишь информацией, поступившей из МО, а также сведениями о тех характеристиках, которые можно определить визуально:

  • аэродинамическая форма – летающее крыло;
  • длина – 13,6 м;
  • размах крыльев – 18 м;
  • масса аппарата – 20000 кг;
  • масса полезной нагрузки – 2800 кг;
  • максимальная скорость – 920 км/ч (согласно некоторым источникам, более 1000 км/ч);
  • максимальная высота полета – 10500 м;
  • дальность полета – от 3000 км до 6000 км;
  • силовая установка – 1 реактивный двигатель.

«Охотник» изготовлен по технологии «стелс» и малозаметен для радаров.

АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» поставляет для С-70 авионику, включающую:

  • компоненты информационно-управляющей системы;
  • системы автоматического управления;
  • аппаратуры сопряжения с общеобъектовым оборудованием;
  • системы контроля и диагностики бортового оборудования;
  • инерциально-спутниковой навигационной системы.

В зависимости от поставленных целей, дрон сможет вести фото- и видеосъемку или использовать средства радиоэлектронной борьбы.

Для возможности нанесения ракетного удара на борту предполагается расположить скрытое и подвесное вооружение:

  • ракету класса «воздух-земля» Х-58 (с дальностью полета около 260 километров);
  • дозвуковую маловысотную ракету X-35, предназначенную для морских целей;
  • сверхзвуковую ракету X-74M2;
  • до 8 корректируемых авиабомб КАБ-250.

Что может тяжелый беспилотник “Охотник”

Как мы уже сказали, одна из особенностей “Охотника” его незаметность для средств обнаружения. Для этого в нем задействовано ряд современных технологий. Одна из них — двигатель с плоским соплом, изготовленным на 3D-принтере. Благодаря такому соплу, снизится заметность дрона для ракет с тепловым наведением.

Также известно, что беспилотник сможет летать в связке с истребителями Су-57. Дрон будет поражать наземные и воздушные цели. Ранее мы рассказывали, что БПЛА, которые способны поражать воздушные цели, в настоящее время практически нет. Подобной способностью обладают лишь некоторые дроны-камикадзе.

БПЛА «Охотник» во время летных испытаний

Летчик Су-57 сможет координировать действия одновременно четырех ударных беспилотников «Охотник». Скорее всего, такая возможность будет реализована в новой версии Су-57 с двухместной кабиной. Также известно, что БПЛА “Охотник”, как и другой дрон “Альтиус”, будет оснащен высокоточными современными ракетами Х-35У и Х-59МК2. Эти ракеты изначально разрабатывались для пилотируемых самолетов.

В целом же, БПЛА “Охотник” по своим возможностям практически не будет уступать современным пилотируемым самолетам. В частности, он сможет использовать весь набор противокорабельных и оперативно-тактических ракет, а также будет обладать средствами для ведения воздушного боя. В настоящее время не многие БПЛА могут похвастаться возможностями истребителя. Хотя, по мнению Илона Маска в ближайшем будущем дроны смогут полностью заменить самолеты.

Надо сказать, что в 2021 году беспилотники Илона Маска, а точнее, ударные дроны с искусственным интеллектом от компании SpaceX, должны были пройти испытания. О результатах пока не сообщалось, но это уже отдельная тема для разговора.

По технологии «стелс»

Идею разработать тяжёлый разведывательно-ударный беспилотный комплекс впервые публично озвучил генеральный директор ПАО «Компания «Сухой» Михаил Погосян на международном авиакосмическом салоне МАКС-2009. Спустя два года в СМИ появилась информация о старте НИР «Охотник».

В 2012-м Минобороны утвердило техническое задание на беспилотник. Макет аппарата был создан в 2014 году. Спустя три года Новосибирский авиационный завод имени Чкалова изготовил опытный образец «Охотника». В январе 2019 года в сети были опубликованы фотографии, на которых БПЛА совершает пробежку по взлётно-посадочной полосе аэродрома предприятия.

Также по теме


«Без риска потерь личного состава»: на что будут способны новые армейские беспилотники

Военная экипировка «Ратник-3» будет включать в себя портативный беспилотник, радиус его действия достигнет одного километра,…

После заводских испытаний беспилотник был доставлен в Лётно-исследовательский институт им. Громова (Жуковский), а потом — в 929-й Государственный лётно-испытательный центр имени Чкалова (ГЛИЦ, Ахтубинск). Как рассказал Эдуард Багдасарян, в России нет специальных площадок по проведению лётных испытаний беспилотников, но ГЛИЦ обладает необходимой материальной базой.

По данным портала Business Insider, «Охотник» выполнен по технологии «стелс», которая способствует уменьшению показателя радиолокационной малозаметности. В то же время аппарат не будет предназначен для ведения манёвренного воздушного боя, что делает его уязвимым для поражения истребителями.

«Аэродинамика «Охотника» позволяет сделать вывод, что он будет летать на дозвуковой скорости. Но никакой проблемы в этом нет: многие самолёты-разведчики и бомбардировщики выполняют задачи именно на такой скорости. Естественно, что они легко перехватываются любыми истребителями, если оказываются обнаружены средствами радиолокационного контроля», — пояснил Багдасарян.

Ещё одна особенность «Охотника» — однодвигательная силовая установка, нетрадиционная для российской авиастроительной школы. Как предполагают эксперты, беспилотник оснащён модификацией турбореактивного двигателя АЛ-41Ф-1 («изделие 117»), на котором летают опытные образцы Су-57‎ и серийные истребители ‎Су-35.

Hunter UAV operational deployments

lass=”rightpullquote”>“The Hunter system is capable of carrying out a range of missions: from target acquisition to battlefield observation.”

Since 1999, Hunters have been deployed in Macedonia, in support of NATO forces in Kosovo. In the first three months of Operation Allied Force, Hunters flew over 600 flight hours per 30-day period, providing imagery and real-time data. The Hunters operated in relay with two air vehicles airborne simultaneously for each mission.

Since March 2003, Hunter UAVs, deployed in support of Operation Iraqi Freedom, have flown more than 600 reconnaissance, surveillance and target acquisition missions. From November 2004, two US Army Hunter UAVs have been used for border patrol in Arizona by the US Department of Homeland Security. B-Hunter UAVs were deployed by Belgium in July 2006, in support of the European Union Force (EUFOR) in the Congo. An accident in October 2006 has led to the suspension of B-Hunter operations by Belgium.

Что ждет БПЛА?

Существует несколько наиболее перспективных направлений развития беспилотных летательных аппаратов.

Одним из таких направлений (Optionally Piloted Vehicles) является создание комбинированных аппаратов, которые можно использовать как в пилотируемой модификации, так и в беспилотной.

Другой тенденцией является уменьшение размеров ударных БПЛА и создания для них более миниатюрных видов управляемого вооружения. Такие аппараты дешевле и в изготовлении, и в эксплуатации. Отдельно следует упомянуть о дронах-камикадзе, способных барражировать над полем боя, а после обнаружения цели по команде оператора пикировать на нее. Подобные системы разрабатывают и для нелетального оружия, которое должно мощным электромагнитным импульсом выводить из строя вражескую электронику.

Интересной идеей является создание большой группы (роя) боевых дронов, которые бы совместно выполняли какую-либо миссию. Беспилотники, входящие в подобную группу, должны уметь обмениваться информацией и распределять задачи между собою. Функции могут быть абсолютно разными: от сбора информации, до атаки на объект или подавления вражеских РЛС.

Довольно пугающей выглядит перспектива появления полностью автономных беспилотных аппаратов, которые будут самостоятельно находить цели, идентифицировать их и принимать решение об их уничтожении. Подобные разработки ведутся в несколько странах и находятся на завершающих этапах. Также сейчас проводятся работы над возможностью дозаправки БПЛА в воздухе.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий