Ударный беспилотник Predator B (MQ-9 Reaper)

Принцип работы

Принцип работы БПЛА зависит от его конструктивных особенностей. Существует несколько компоновочных схем, которым соответствует большинство современных ЛА:

  • Фиксированное крыло. В этом случае устройства близки к самолетной компоновке, имеют роторные или реактивные двигатели. Такой вариант наиболее экономичен по топливу и имеет большой радиус действия;
  • Мультикоптеры. Это винтовые машины, оснащенные не менее двумя моторами, способны осуществлять вертикальный взлет/посадку, зависать в воздухе, поэтому особенно хороши для разведки, в том числе в городской среде;
  • Вертолетный тип. Компоновка вертолетная, системы винтов могут быть разными, например, российские разработки часто оснащаются соосными винтами, что роднит модели с такими машинами, как «Черная акула» ;
  • Конвертопланы. Это комбинация вертолетной и самолетной схемы. Для экономии пространства поднимаются в воздух такие машины вертикально, в полете меняется конфигурация крыла, и становится возможным самолетный метод передвижения;
  • Планеры. В основном это устройства без двигателей, которые сбрасываются с более тяжелой машины и двигаются по заданной траектории. Этот тип подходит для разведывательных целей.

Силовая установка крепится в корпусе, здесь же размещается управляющая электроника, средства управления и связи. Корпус представляет собой обтекаемый объем для придания конструкции аэродинамической формы. Основой же прочностных характеристик является рама, которая обычно собирается из металла или полимеров.

Простейший набор управляющих систем следующий:

  • процессор;
  • барометр для определения высоты;
  • акселерометр;
  • гироскоп;
  • навигатор;
  • оперативное запоминающее устройство;
  • приемник сигнала.

Военные устройства управляются при помощи пульта (если дальность действия небольшая) либо по спутникам.

Сбор информации для оператора и программного обеспечения самой машины поступает из датчиков различных типов. Используются лазерные, звуковые, инфракрасные и прочие типы.

Навигация проводится за счет GPS и электронных карт.

Поступающие сигналы трансформируются контроллером в команды, которые передаются уже на исполняющие устройства, например, рули высоты.

Модификации

  • RQ-1 — разведывательный БПЛА
  • RQ-1 Predator XP — экспортная разведывательная модификация, лишённая возможности нести вооружение. В 2010 году Predator XP прошёл сертификацию для гражданского рынка. В июле 2010 года минимальная стоимость данного БПЛА составляла около $5 млн.
  • MQ-1 — ударный БПЛА (MQ-1 Predator стал первой моделью БПЛА, способной нести оружие)
    • MQ-1A Predator — первая модификация ударного БПЛА
    • MQ-1B Predator — модернизированный ударный БПЛА
    • MQ-1C Grey Eagle — глубокая модернизация MQ-1: установлен новый двигатель, увеличены размах крыла и полезная нагрузка. Стоимость одного БПЛА на 2019 год составляет $21 млн.
  • MQ-9 Reaper (Predator B)
  • Avenger (Predator C)

Разновидности БПЛА

Боевые дроны обычно классифицируются по типу управления на дистанционные, автоматические и неуправляемые.

Кроме того, в ходу классификация по массе и ТТХ:

  • Ультралегкие. Это самые легкие БПЛА, вес которых не превышает 10 кг. В воздухе они могут провести в среднем час, практический потолок составляет 1000 метров;
  • Легкие. Масса таких машин достигает 50 кг, подняться они способны на 3-5 км и провести в работе 2-3 часа;
  • Средние. Это серьезные устройства массой до тонны, их потолок составляет 10 км, и в воздухе они могут без приземления провести до 12 часов;
  • Тяжелые. Крупные летательные аппараты весом более тонны, способны подняться на высоту 20 км и без приземления отработать более суток.

Неуправляемые

Неуправляемые системы – это простейшая форма БПЛА. У них управление происходит за счет бортовой механики, установленных характеристик полета. В такой форме можно использовать мишени, разведчики или снаряды.

Дистанционного управления

Дистанционное управление обычно происходит за счет радиосвязи, что ограничивает радиус действия машины. Например, гражданские ЛА могут действовать в пределах 7-8 км.

Автоматические

В основном это боевые машины, способные самостоятельно выполнять сложные задачи в воздухе. Этот класс машин самый многофункциональный.

Описание

БПЛА Predator B был создан на базе успешного многоцелевого БПЛА RQ/MQ-1 Predator фирмы General Atomic Aeronautical Systems Inc. (GA-ASI). Работы надо Predator B были начаты в частном порядке в 1998 г., но частично финансировались NASA. Первый полет прототипа состоялся в феврале 2001 г.

Было выпущено 3 прототипа YMQ-9A:

  • Predator B-001- первая модернизация БПЛА MQ-1 Predator. На него установлен турбовинтовой двигатель (712 кВт). Визуальное отличие от MQ-1 представляют крылья, они увеличены с 14,8 м. до 20 м. B-001 может нести 340 кг. полезной нагрузки на высоте 15,2 км., со скоростью 390 км/ч. Время полета до 30 часов.

  • Predator B-002 — следующая модернизация БЛА. Грузоподъемность 215 кг., верхний потолок высоты 18,3 км., время полета 12 часов.

  • Predator B-003 или «Альтаир» — снова увеличен размах крыльев, до 25,6 м. Следовательно, увеличенная грузоподъемность БЛА до 1360 килограммов, а максимальная высота полета 15,8 км. Время полета увеличено до 36 часов!

БПЛА Predator B представляет собой увеличенный вариант RQ/MQ-1 Predator. Основным отличием является «более традиционное» V-образное хвостовое оперение, имеющее положительную V-образность. Фирма GA-ASI испытывала прототипы Predator B с двумя разными двигателями. Первый — ТВД фирмы Honeywell TPE-331-10T, а второй — ТРДД фирмы Williams FJ44-2A. Оборудование Predator B в основном идентично оборудованию RQ/MQ-1, и состоит из широкодиапазонной инфракрасной оптико-электронной прицельной системы Raytheon AN/ASS-52(V) и РЛС с синтезируемой апертурой AN/APY-8 Lynx фирмы General Atomics. Predator B так же может использоваться как многоцелевой боевой комплекс, вооруженный ПТУР AGM-114C/K Hellfire и другим управляемым оружием. Аппаратура управления БПЛА совместима с наземным оборудованием MQ-1B.

После успешных экспериментов с вооруженным RQ-1 возникла идея отработать применение оружия и с борта Predator B. В феврале 2003 г. БПЛА Predator B в варианте с ТВД, получил обозначение MQ-9A Reaper. И в конце года ВВС США закупили два опытных БПЛА YMQ-9A. Были проведены войсковые испытания этих машин. YMQ-9A продемонстрировали высокие, весьма превосходящие характеристики своего «родителя». БПЛА показали находится в воздухе до 24 часов на высоте 13700 м, а по заявлению фирмы GA-ASI максимальная продолжительность полета составляет 30 часов.

Новейший беспилотный самолет MQ-9 Reaper по классификации ВВС США относится к разряду «охотников-убийц» — самолетов, способных выслеживать цель и уничтожать ее.

MQ-9 Reaper способен нести до 14 ракет Hellfire класса воздух-земля, в то время как широко используемый сейчас беспилотный самолет Predator вооружен только двумя такими ракетами.  В случае необходимости вместо ракет MQ-9 Reaper может нести 4 AGM-114 «Хеллфайр» и две бомбы лазерного наведения — GBU-12 Paveway II по 250 килограмм каждая.

MQ-9 Reaper с полной нагрузкой может непрерывно находиться в воздухе в течение 14 часов и имеет максимальную скорость 480 километров в час, тогда как максимальная скорость самолета Predator не превышает 215 километров в час.

18 мая 2006 года Федеральное управление гражданской авиации выдало сертификат соответствия, что позволяет MQ-1 и MQ-9 летать в воздушном пространстве США предназначенном для гражданских перевозок.

Для ВМС США создается беспилотный аппарат на основе Reaper, названный «Mariner». Этот аппарат будет иметь складные крылья, увеличенный запас топлива, который позволит беспилотнику находиться в полете 49 часов.

В августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти — 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии. Перевооружение происходило в течение трёх лет. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед заменёнными F-16: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов и возможность их посменной работы при продолжительных полетах.

По состоянию на 2009 год парка беспилотных летательных аппаратов составляет 195 MQ-1 Predator и 28 MQ-9 Reaper.

Разработка

ЦРУ и Пентагон начали экспериментировать с беспилотными разведывательными аппаратами (дронами) в начале 1980-х годов. ЦРУ предпочитало небольшие и легкие дроны, в отличие от ВВС США, видевших в беспилотниках также и ударную силу. В начале 1990-х годов ЦРУ заинтересовалось БПЛА «Амбер»,  разработанным компанией Leading Systems, Inc. Владелец компании Авраам Карем прежде был главным дизайнером израильских ВВС, он иммигрировал в США в конце 1970-х годов. Карем создал тихий двигатель для БПЛА, звучавших прежде как «газонокосилки в небе». Новая разработка стала известна как «Хищник».

General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI) получила контракт на разработку Predator в январе 1994 года. Первый полет нового беспилотника состоялся 3 июля того же года в Эль-Мираж (аэродром в пустыне Мохаве). В результате у компании GA-ASI были приобретены три комплекта, состоявшие из двенадцати сбеспилотников и трех наземных станций управления.

Первоначально система Predator называлась RQ-1 Predator. «R» — это обозначение Министерства обороны Соединенных Штатов для разведки, а «Q» относится к беспилотной авиационной системе. «1» обозначает БПЛА как первый из серии авиационных систем, построенных для беспилотной разведки. В 2002 году ВВС США официально изменили обозначение на MQ-1 («M» для многоцелевого использования), чтобы показать его расширенный функционал в качестве вооруженного беспилотника.

Какие основные задачи MQ-9 Reaper?

Главной задачей MQ-9 Reaper не является сеять разрушения с неба, хотя об этом мы еще поговорим. В конце концов, главная их роль – разведывательная, то есть сбор данных. Именно для этого и были разработаны дроны. Эффективную реализацию этой функции и высокую выносливость полета обеспечивают экономичный двигатель, большой запас топлива, хорошее соотношение мощности и веса, широкий набор датчиков.

Но сбор данных – это не все. Конечно же, эффективная работа была бы невозможна без развитой системы связи. В прошлом, если самолет проводил разведку (это было древно, еще до появления дронов), анализ данных проводился по возвращении на базу. Так было со знаменитым У-2, так было много лет спустя и на других платформах. Благодаря развитию средств связи стало возможным передавать данные практически в режиме реального времени. Именно так работает беспилотник MQ-9 Reaper.

MQ-9 Reaper может выполнять такие миссии, как ISR (слежение, наблюдение и разведка), близкая авиационная поддержка или CSAR (боевой поиск и спасение), например, поиск пилотов сбитых самолетов. Американцы также используют их для наблюдения за конвоями и наступательными операциями, очистки маршрутов, определение целей и управление высокоточным оружием.

Надо, конечно, отметить, что по сравнению с Predator, Reaper имеет почти в шесть раз большую грузоподъемность, что позволяет ему использовать гораздо более широкий диапазон оружия, выходящего далеко за пределы ракет Hellfire. Давайте поговорим об этом подробнее.

Непрофессиональный перехват? Или таран

Командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Джеймс Хекер обвинил в крушении американского беспилотника MQ-9 Reaper экипаж российского истребителя Су-27.

Об этом сообщает CNN.

По словам генерала Хекера, один из российских самолетов Су-27 в результате “непрофессионального перехвата” врезался в винт MQ-9, установленный в задней части беспилотника, в результате чего американским силам пришлось сбивать MQ-9 в международных водах.

Хекер считает, что российские самолёты действовали “в безрассудной, экологически небезопасной и непрофессиональной манере” — сбрасывали топливо и близко пролетали перед MQ-9.

Спросим себя — для чего сбрасывали топливо? Вероятно, чтобы оно вывело из строя датчики и другое оборудование, и дрон “ослеп”, а затем ему повредили винт.

CNN полагает, что это “первое известное подобное взаимодействие, потенциально опасная эскалация в критический момент боевых действий”.

MQ-9 Reaper — это беспилотник-разведчик, потолок действия — до 15 км, крейсерская скорость — до 250 км/час. Стоимость тактической единицы MQ-9 — около 30 млн долларов. Она состоит из нескольких БПЛА, станции наземного управления, коммуникационного оборудования. Reaper способен нести также ракеты и бомбы.

Какие задачи призван решать MQ-9 Reaper?

По сравнению с другими беспилотными летательными аппаратами, цель MQ-9 Reaper заключается далеко не в уничтожении вражеских позиций с неба (хоть и такая опция также конструктивно предусмотрена). Основная цель применения MQ-9 Reaper сводится к разведке — сборе данных о местах расположения противника с относительно безопасной высоты.

Для эффективной реализации поставленной задачи производитель оборудовал БПЛА экономичным двигателем. В конструкции есть два бака увеличенной емкости, расположенные на каждом крыле. Чтобы поддерживать устойчивость летательного аппарата на большой высоте, разработчик внедрил ряд систем, позволяющих равномерно распределять подачу горючего из каждого крыла. По мнению ведущих американских, британских и европейских военных аналитиков, MQ-9 Reaper отличается от аналогов сбалансированным соотношением веса и производительности. А одним из ключевых достоинств представленной модели является обширный набор сенсоров для анализа местности (в том числе и на высоте, доходящей до предельной).

Механизм сбора и анализа полученных данных заслуживает отдельного внимания. Первые прототипы компании «General Atomics», как и другие беспилотные средства того поколения, работали по принципу «полетел — собрал информацию — прилетел на базу — передал операторам на анализ». Эта схема отличается серьезным недостатком: когда вражеские войска замечали БПЛА в воздухе, у них появлялась фора по времени, чтобы передислоцировать вражеские группировки. Теперь это полностью нивелируется передовой системой связи, позволяющей передавать информацию в режиме реального времени. Беспилотник MQ-9 Reaper работает по такому принципу, давая возможность мгновенно реагировать на потенциальные изменения на поле боя.

В спектр задач MQ-9 Reaper входит выполнение миссий по схеме «ISR», когда проводится слежка, анализ положения вражеских войск и диагностика потенциальных изменений. По мере необходимости, его можно перевести на схему работы «CSR», когда дрон ведет боевой поиск бригад союзников и задействуется для оперативного спасения состава. В течение всего времени существования MQ-9 Reaper американские операторы искали сбитые самолеты и смотрели, уцелели ли их пилоты. Также они диагностировали конвои и собирали данные, чтобы прогнозировать возможное ведение наступательных операций. Благодаря полезной нагрузке с высокоточным наведением появлялась возможность очищать маршруты для эвакуации союзников, определять цели и вести иные полезные операции.

Отдельного внимания заслуживает сравнение с «Predator». Тут «MQ-9 Reaper» в шесть раз лучше с точки зрения грузоподъемности, благодаря чему войска получают большую вариативность при использовании вооружения.

Применение

Удары по террористам с применением БПЛА были санкционированы решением Конгресса США, принятым после теракта 11 сентября 2001 г.. С точки зрения международного права, применение БПЛА отдельно никак не регулируется.

Первый MQ-9 Reaper был поставлен ВВС США в марте 2007 года, а уже в октябре аппараты данного типа выполняли боевые задания в Афганистане. Так, в ноябре 2007 года Пентагон сообщил об уничтожении управляемыми авиабомбами GBU-12 Paveway II, сброшенными с борта БПЛА MQ-9 Reaper, группы талибов.

Используется также для патрулирования границы с Мексикой.

К марту 2009 года в ВВС США находилось 195 БПЛА типа Predator и 28 — типа Reaper.

В августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти — 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии. Перевооружение происходило в течение трёх лет. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед заменёнными F-16: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов и возможность их посменной работы при продолжительных полётах.

Тактическая единица

Тактическая единица MQ-9 состоит из нескольких БПЛА, станции наземного управления, коммуникационного оборудования, и обслуживающего персонала. Экипаж БПЛА состоит из пилота и оператора электронных систем. В зависимости от боевого задания БПЛА может нести разнообразные комбинации вооружений и электронного оборудования. Так, например, мультиспектральная система наведения AN/AAS-52 производства компании The Raytheon включает телекамеры в видимом и инфракрасном диапазонах, телевизионную систему на основе фотоумножения (Image intensifier) и лазерный дальномер-целеуказатель, предназначенный для наведения систем вооружения. Имеется также радар с синтезированной апертурой, предназначенный для наведения управляемых бомб типа JDAM и датчик движения цели.

Боевое применение

  • 1 мая 2007 года в ВВС США было создано «крыло 432d» — подразделение для боевого применения БПЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper. Часть расположена на базе ВВС «Крич» в Неваде. Летом 2007 году начались боевые полёты в Ираке и Афганистане.
  • К началу марта 2008 года БПЛА Reaper совершили 16 налётов на цели в Афганистане с применением бомб и ракет Hellfire. Например, 4 февраля 2008 Reaper сбросил бомбу на грузовик, перевозивший минометный расчёт талибов вблизи Кандагара.
  • В сентябре 2009 года БПЛА Reaper были размещены на Сейшельских островах для операций против пиратов в Индийском океане.
  • В апреле 2010 в Афганистане ударом БПЛА Reaper был убит третий человек в руководстве «Аль-Каиды» Мустафа Абу Язид, известный также как Шейх аль-Масри.
  • 7 мая 2012 года ударом БПЛА Reaper был убит один из руководителей йеменского крыла «Аль-Каиды» Фахд аль-Куса.
  • 22 сентября 2016 года ударом БПЛА Reaper был убит лидер «Аль-Каиды» в Йемене Абдаллах аль-Санаани.
  • Гражданская война и вторжение в Йемен.
  • 3 января 2020 уничтожен иранский военный деятель, генерал-майор и командующий спецподразделением «Аль-Кудс» в составе Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР), предназначенного для проведения спецопераций за пределами Ирана Касем Сулеймани. Был нанесен удар ракетой AGM-114 «Hellfire» по двум авто, в одном из которых находился Сулеймани. Кроме самого Сулеймани, были убиты ещё семь человек, из них четверо — члены Хашд аш-Шааби, зять Сулеймани и шурин одного из основателей «Хизбаллы».
  • 18 августа 2020 года, по сообщению Пентагона, в небе над западной частью провинции Идлиб были одновременно потеряны сразу два очень дорогих ударно-разведывательных дрона MQ-9 Reaper, вылетавших парой на боевое задание с ракетами AGM-114R9X на борту. Предположительно, БПЛА были ликвидированы бойцами правительственной армии Сирии, которые использовали для этого белорусскую систему РЭБ «Гроза-С».

Преимущества и недостатки БПЛА

Какими же преимуществами обладают беспилотные летательные аппараты по сравнению с пилотируемыми самолетами и вертолетами? Их множество:

Значительное снижение габаритных характеристик по сравнению с традиционными ЛА, что уменьшает стоимость, повышает живучесть дронов.Возможность создания небольших БПЛА, способных выполнять различные задачи на поле боя.Беспилотные аппараты способны проводить разведку и передавать информацию практически в режиме реального времени.У БПЛА нет никаких ограничений для применения в особо тяжелых боевых условиях, связанных с большим риском уничтожения аппарата. Для решения особо важных задач вполне можно пожертвовать несколькими беспилотниками.Уменьшение (на несколько порядков) летной эксплуатации в мирный период, которая необходима обычным ЛА для подготовки летного состава.Высокая боеготовность и мо­бильность.Возможность создания небольших, простых и мобильных беспилотных комплексов для неавиаци­онных формирований.

Кроме несомненных преимуществ, современные БПЛА имеют и целый ряд недостатков:

недостаточная гибкость применения по сравнению с традиционной авиацией;пока не до конца решены многие вопросы связи, посадки, спасения аппарата;уровень надежность дронов пока еще уступает традиционным ЛА;полеты дронов в мирное время во многих районах ограничены по разным причинам.

1.MQ-1 Predator:

MQ-1 Predator (Хищник) — американский многоцелевой БПЛА.

Тактико-технические характеристики:

  • Размах крыла, м: 14,84
  • Длина самолёта, м: 8,23
  • Высота, м: 2,21
  • Масса, кг пустого: 512 / максимальная взлётная: 1020
  • Тип двигателя: 1 x ПД Rotax 914 UL
  • Мощность, л. с.: 105
  • Максимальная скорость, км/ч: 217
  • Крейсерская скорость, км/ч: 110—130
  • Дальность полёта, км: 740
  • Продолжительность полёта, ч нормальная более: 20 / максимальная: 40
  • Практический потолок, м: 7920

Стоимость:

Стоимость одного БПЛА типа «Predator» в разное время была неодинакова, также она отличается в зависимости от модификации:

  • в начале 2003 года стоимость одного БПЛА составляла 3,2 млн. долларов США.
  • в 2011 году стоимость одного БПЛА составляла 4,03 млн. долларов США, а стоимость одного часа полёта — 3234 доллара США.

Зарубежные беспилотные летательные аппараты

Одной из основных тенденций развития современных БПЛА является их дальнейшее уменьшение. Ярким примером этого дрон PD-100 Black Hornet, разработанный норвежской компанией Prox Dynamics.

Этот дрон вертолетного типа имеет длину 100 мм и вес 120 гр. Дальность его полета не превышает 1 км, а продолжительность – 25 минут. Каждый PD-100 Black Hornet оснащен тремя видеокамерами.

Серийный выпуск этих беспилотников начался в 2012 году, военное ведомство Англии закупило 160 комплектов PD-100 Black Hornet за 31 млн долларов. Данные дроны применялись в Афганистане.

Работают над созданием микродронов и в США. У американцев существует специальная программа Soldier Borne Sensors, направленная на разработку и внедрение разведывательных БПЛА, которые могли бы снабжать информацией каждый взвод или роту. Появилась информация о желании армейского руководства США к 2018 году снабдить индивидуальным дроном каждого бойца.

Сегодня самым массовым дроном в американской армии является RQ-11 Raven, который весит 1,7 кг, имеет размах крыла 1,5 м и может подниматься на высоту до 5 км. Электрический двигатель дрона обеспечивает ему скорость до 95 км/ч, в воздухе RQ-11 Raven может находиться от 45 минут до одного часа.

На беспилотнике установлена цифровая видеокамера дневного или ночного видения, аппарат запускается с руки, он не нуждается в специальной площадке для приземления. Аппарат может летать по заданному маршруту автоматически, ориентируясь на сигналы GPS, или управляться оператором.

Данный беспилотник находится на вооружении более десяти стран мира.

Более тяжелым БПЛА, находящимся в настоящий момент на вооружении армии США, является RQ-7 Shadow. Он предназначен для ведения разведки на уровне бригады. Серийное производство комплекса началось в 2004 году. Дрон имеет двухкилевое оперение и толкающий винт. Этот БПЛА оснащается обычной или инфракрасной видеокамерой, радиолокатором, аппаратурой подсветки целей, лазерным дальномером и мультиспектральной камерой. На аппарат можно подвесить управляемую бомбу массой 5,4 кг. Существует несколько модификаций этого дрона.

Еще одним американским БПЛА среднего размера является RQ-5 Hunter. Вес пустого аппарата составляет 540 кг. Это совместная американо-израильская разработка. БПЛА оснащается телевизионной камерой, тепловизором третьего поколения, лазерным дальномером, а также другим оборудованием. Дрон запускается со специальной платформы с помощью ракетного ускорителя, радиус его действия – 267 км, в воздухе он может находиться до 12 часов. Созданы несколько модификаций Hunter, на некоторые из них можно подвешивать небольшие бомбы.

«Дозор-600». Это многоцелевой аппарат, разрабатываемый компанией «Транзас», показан широкой общественности на выставке МАКС-2009. БПЛА считается аналогом американского MQ-1B Predator, хотя его точные характеристики неизвестны. «Дозор» планируют оснастить РЛС переднего и бокового обзора, видеокамерой и тепловизором, системой целеуказания. Данный БПЛА предназначен для разведки и наблюдения в прифронтовой зоне. Об ударных возможностях дрона информация отсутствует. В 2013 году Шойгу потребовал ускорить работы над «Дозором-600».

«Орлан-3М» и «Орлан-10». Эти БПЛА разработаны для ведения разведки, проведения поисковых работ, целеуказания. Аппараты очень схожи своим внешним видом, незначительно отличается их взлетная масса и дальность полета. Старт происходит за счет катапульты, а приземляется аппарат на парашюте.

Потери

Сбитый американский MQ-1 Predator в Белградском музее авиации

По российским заявлениям, с 1997 года до 18 января 2010 года ВВС США потеряли 58 MQ-1/RQ-1 Predator.

По данным США потери были выше, к 16 марта 2009 года было потеряно 70 MQ-1/RQ-1 Predator, из них 4 были сбиты, 11 потеряны в ходе боевых действий по иным причинам и 55 были потеряны в результате отказа оборудования, ошибки пилота и по иным причинам.

В течение 2015 года потери США составили 10 уничтоженных и серьёзно повреждённых БПЛА “Predator” (один из которых был сбит, а остальные выведены из строя или потеряны по небоевым причинам).

Развёрнутая информация имеется о следующих потерях БПЛА этого типа:

ДатаМодификация и бортовой номерМестоВоенный конфликтОписание
14.08.1995

н/д

Босния

Боснийская войнаСбит огнём ПВО
14.08.1995

н/д

Босния

Боснийская войнаРазбился из-за отказа двигателя
18.04.1999

RQ-195-3017

Босния, в районе военного аэродрома Тузла

Война НАТО против ЮгославииРазбился из-за отказа топливной системы
13.05.1999

95-3019

Союзная Республика Югославия, деревня Биба

Война НАТО против ЮгославииСбит югославской армией из ЗРК «Стрела-1М»
20.05.1999

95-3021

Союзная Республика Югославия, деревня Талиновце

Война НАТО против ЮгославииСбит югославской армией по одной версии из стрелкового оружия, по другой версии с помощью ЗРК «Стрела-1»
14 сентября 2000

RQ-1A

США, штат Невада

Авария при совершении посадки на испытательном полигоне авиабазы ВВС США Неллис
26 августа 2001

«Predator»

Ирак, в районе города Басра

БПЛА был сбит средствами ПВО Ирака при выполнении разведывательного полёта в воздушном пространстве Ирака. Министерство обороны США официально признало потерю БПЛА, но не комментировало, при каких обстоятельствах был утрачен БПЛА
декабрь 2001

н/д

Афганистан, вблизи населённого пункта Шамангал

Война в Афганистане (с 2001)Предположительно сбит средствами ПВО талибов
22 января 2002

н/д

Афганистан

Война в АфганистанеРазбился в результате технической неисправности, он стал третьим аппаратом данного типа, который США потеряли с начала операции в Афганистане. Причиной потери БПЛА стал отказ двигателя
18 мая 2002

н/д

Афганистан

Война в АфганистанеРазбился в результате технической неисправности в 25 км от города Джейкобабад
23.12.2002

н/д

Ирак

Сбит перехватчиком МиГ-25 ВВС Ирака, по ряду данных — во время попытки обстрелять МиГ-25 ракетами «Стингер» с небольшой дистанции.
20 января 2003

н/д

Пакистан

Война в АфганистанеРазбился во время тренировочного полёта над южной частью Пакистана
весна 2003

н/д

Ирак

вторжение в ИракУничтожение БПЛА вооружёнными силами Ирака официально подтвердило министерство обороны США
февраль 2007

MQ-1 «Predator»

Афганистан

Война в АфганистанеРазбился в 60 милях к северо-востоку от города Джелалабад по причине технической неисправности
июнь 2008

MQ-1 «Predator»

Афганистан

Война в АфганистанеРазбился в шести милях к югу от авиабазы Кандагар
ноябрь 2008

н/д

Афганистан

Война в АфганистанеПотерян над авиабазой Кандагар вскоре после взлёта в ветреную погоду — было утрачено управление и «Predator» разбился
15.01.2010

н/д

Афганистан

Война в АфганистанеРазбился в южной части Афганистана при выполнении ночного полёта
08.02.2011

н/д

Йемен, провинция Абиян, около г. Лодар

Революция в Йемене (2011-2012)Разбился
14 апреля 2012

MQ-1B «Predator»

Афганистан

Война в АфганистанеРазбился в результате отказа двигателя
17 марта 2015

«Predator»

Сирия, северная часть провинции Латакия

Сбит огнём ПВО Сирии
14 июля 2015

MQ-1B «Predator»

Афганистан

операция «Решительная поддержка»Разбился в связи с отказом двигателя
16 июля 2015

MQ-1 «Predator»

Ирак

Разбился в связи с техническими неисправностями (потерей связи)
7 января 2016

MQ-1 «Predator»

провинция Анбар, Ирак

Сбит
16 июня 2019

RQ-1C

Ирак

Разбился в связи с техническими неисправностями (потерей связи)
8 августа 2019

RQ-1C

52187

Ирак

БПЛА подвергся хакерскому перехвату

Конструкция MQ-1 Predator

Беспилотные самолеты MQ-1 Predator состоят из унифицированных авиационных электрических, механических и радиоэлектронных узлов, используемых на пилотируемых самолетах. Такой подход позволил создать действительно надежный самолет. Бортовое оборудование представляют радиолокационная станция с апертурой антенны, 2 цветных телевизионных камеры, лазерный дальномер-целеуказатель, ИК-системы с 6 полями зрения и аппаратура РТР/РЭБ. Оптоэлектронные средства находятся в шарообразном обтекателе.

БПЛА спроектирован по нормальной аэродинамической схеме. Он оборудован четырехцилиндровым двигателем. Тип посадки и старта – аэродромный, при этом применяется управление оператора или автоматика.

MQ-1 Predator видео

Для связи MQ-1 Predator с наземной станцией применяются спутниковые радиолинии. Таким образом, можно получить достоверную информацию, не ограничиваясь зоной прямой радиосвязи.

В США в 2001 году с самолета впервые запустили противотанковую ракету AGM-114 «Хеллфайр».

MQ-1 Predator характеризуется следующими модификациями:

  • RQ-1 – беспилотный разведывательный летательный аппарат;

  • MQ-1 А/В представляет собой беспилотный ударный летательный аппарат;

  • RQ-1 Predator XP является экспортным вариантом, который не в состоянии нести вооружение (5 млн долларов – минимальная стоимость);

  • MQ-1C Grey Eagle – усовершенствованный вариант MQ-1, оборудованный новым двигателем, имеет увеличенную нагрузку и размах крыла.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий