Поиск

Малые артиллерийские корабли проекта 21630 Буян

Описание катера

Корпус

Артиллерийский катер проекта 1204. Москва. 2017. Сильно увеличивается

Стальной корпус АКА пр. 1204 гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА пр. 191М, для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе гребных винтов для их защиты. Кроме того, увеличен запас прочности корпуса (до 1,75) и он разделен водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков.

Деление на отсеки:

  1.  — Форпик (от 0-го до 4-го шпангоутов);
  2.  — Кубрик мичманов (4-й — 9-й шпангоуты);
  3.  — Носовой артиллерийский отсек (9-й — 12-й шпангоуты);
  4.  — Кубрик команды (12-й — 17-й шпангоуты);
  5.  — Командирский отсек с радиорубкой (17—21 ½ шпангоуты);
  6.  — Кубрик команды (21 ½—25 ½ шпангоуты);
  7.  — Отсек поста управления двигателями (ПУД) (25—29 ½ шпангоуты);
  8.  — Моторный отсек (генераторное и моторное отделения (29½—33 и 33—41 шпангоуты));
  9.  — Кормовой подбашенный отсек (41—44 шпангоуты);
  10.  — Камбуз (44—48 шпангоуты);
  11.  — Ахтерпик (48 шпангоут — транец).

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка двухвальная с расположением главных двигателей в одном моторном отделении.

Главные двигатели – дизели типа «М-50Ф» мощностью по 1200 л.с. (ресурс до переборки 600 ч.).

Электроэнергетическая система переменного тока с напряжением в 380 В включала два автоматизированных дизель-генератора «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт в генераторном отделении.

На АКА 1204 система дистанционного управления дизельными установками «Орион».

Охлаждение двигателей забортной водой. А у АКА 1204 на р. Амударье оборудована автономная система охлаждения. По бортам катеров сварены регистры из труб, проходя через которые вода из двигателей охлаждалась.

Радиоэлектронное оборудование

На АКА пр. 1204 навигационные радиолокационные станции «Донец-2» и «Лоция».

Оптические средства наблюдения дополнили электрооптической аппаратурой ночного видения «МЭ5» (Тромбон).

Навигационное и штурманское вооружение

На АКА пр. 1204 эхолот «НЭЛ-7». Кроме того, для навигационного освещения и световой сигнализации использовался морской прожектор «K-35-3TM».
Прожектор состоит из фонаря, поворотной вилки и основания для установки прожектора на месте работы. Внутри корпуса фонаря стеклянный отражатель, фокусирующее устройство с патроном и лампой, выключатель. К корпусу откидными замками крепятся: для навигационного освещения — рама с купольным стеклом (узкий луч) или с рассеивателем (широкий луч); для световой сигнализации — жалюзи и рама с купольным стеклом. Для защиты от механического разрушения купольного стекла или рассеивателя в нерабочем состоянии на раму устанавливается защитная крышка. К сети прожектор К-35-3 подсоединяется трехжильным кабелем со штепселем.
Срок службы прожектора 6 лет.

Штурманское вооружение АКА пр. 1204 состоит из гиромагнитного компаса «Градус-2» , предназначенного для выработки курса или азимутального направления и выдачи их авторулевому «Самшит-АО 13» , и магнитного компаса «КТ-М3м».

Радиосвязь

Средства радиосвязи на АКА пр. 1204 представлены КВ-радиостанцией Р-617 «Аргон-Фтор-К» и УКВ-радиостанцией Р-619-1 «Графит».

Обитаемость

Все жилые помещения изолированы от машинного отделения и сгруппированы в носовой части корпуса (2, 4, 5 и 6 отсеки). Между жилыми помещениями и моторным отделением пост управления двигателями (7 отсек), а переборки покрыты вибропоглощающей изоляцией. Также жилые помещения с искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе электроплита и холодильная камера.

Автономность

На АКА пр. 1204 запас топлива 4,8 т, запас масла — 0,3 т, а запас пресной воды — 0,165 т; запас провизии на АКА пр. 1204 принимается на 7 суток автономности .

Дальность плавания катера двадцатиузловым ходом 240 миль, а при скорости 10 узлов — 320 миль .

Корабли проекта

НаименованиеИзготовительЗаложен В строю ФлотСостояние
Град Свияжск021652 Зеленодольский завод имени A.M. Горького63127.08.201009.03.201327.07.2014 ККФлВ строю
Углич022

653

Зеленодольский завод имени A.M. Горького63222.07.201110.04.201327.07.2014 ККФлВ строю
Великий Устюг023651Зеленодольский завод имени A.M. Горького63327.08.201121.05.201419.12.2014 ККФлВ строю
Зелёный Дол602562Зеленодольский завод имени A.M. Горького63429.08.201202.04.201512.12.2015 ДКБФВ строюдо 2016 годав составе ЧФ
Серпухов603563Зеленодольский завод имени A.M. Горького63525.01.201303.04.201512.12.2015 ДКБФВ строю
Вышний Волочёк609Зеленодольский завод имени A.M. Горького63629.08.201318.05.201601.06.2018 КЧФВ строю
Орехово-Зуево626Зеленодольский завод имени A.M. Горького63729.05.201418.07.2018 2019 КЧФСтроится
ИнгушетияЗеленодольский завод имени A.M. Горького63829.08.2014 2018 2019 КЧФСтроится
ГрайворонЗеленодольский завод имени A.M. Горького63910.04.2015 2019 2020Строится
ГрадЗеленодольский завод имени A.M. Горького64024.04.2017 2020 2021Строится
Наро-ФоминскЗеленодольский завод имени A.M. Горького64123.02.2018 2022Строится
СтавропольЗеленодольский завод имени A.M. Горького64212.07.2018 2023Строится

История проектирования

Проект речного корабля нового поколения, получивший номер 21630 и шифр «Буян», был разработан предприятием (ФГУП) «Зеленодольское ПКБ» под руководством главного конструктора Я. Е. Кушнира, научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля для ВМФ осуществлял 1 ЦНИИ Минобороны России. Данный корабль был спроектирован Зеленодольским проектно-конструкторским бюро с учётом особенностей Каспийского моря и дельты Волги, при этом основными требованиями были высокая мореходность и возможность прохождения корабля на незначительных глубинах северной части Каспийского моря и дельты реки Волги. Среди требований тактико-технического задания была заданная дальность плавания, чтобы корабль был способен совершать переходы по всей протяжённости Волги и Каспия.

Оценка проекта

Небольшая ширина, высота и осадка корабля позволяют ему вписаться в габариты шлюзов, а также проходить под пролетами мостов Волго-Балтийского Водного Пути. Благодаря размерам корабль может войти и в Каспийское море.

Корабли относятся к классу «река-море», поэтому способны передвигаться по рекам, озерам, лиманам и мелководным заливам. МРК «Буян-М» способны передвигаться по Волго-Донскому, Московскому, Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому каналам. Это позволяет им оперативно перебазироваться, например, из Черного моря в Балтийское по внутренним водным артериям страны, находясь в относительной безопасности.

Класс корабля «река-море» предопределяет действия поблизости от берега или даже из рек, что объясняет сниженную мореходность и ослабленное ПВО корабля, так как корабль может находиться под прикрытием таких береговых систем, как С-400 и ей подобным.
Такие относительно небольшие корабли, перемещаясь внутри страны по речным путям, могут пользоваться прикрытием ПВО страны, сухопутных войск, фронтовой авиации ВКС РФ. Переброска их по речным путям позволяет сильно сократить время выведения на оперативный театр боевых действий, тогда как перебазирование из Черного моря в Балтийское через Гибралтар и Ла-Манш занимает в несколько раз большее время и в военное время становится опасным.

Существенным моментом являлось то, что Договор об ликвидации ракет средней и малой дальности, действовавший во время разработки и закладки кораблей, запрещал наземное базирование крылатых ракет, аналогичных «Калибр» с дальностью в 2500 км, но не морское, в то время как корабль-носитель таких ракет — сравнительно недорог и пользуется преимуществом ведения огня из акваторий, где ему не угрожает флот вероятного противника, а действия авиации противника частично скованы береговой ПВО.

Главными недостатками малых ракетных кораблей проекта 21631 являются слабая ПВО (представлена ЗАК АК-630М-2 и двумя ЗРК «Гибка» с ЗУР малой дальности, использующимися также в ПЗРК), ограниченная автономность (дальность 2 500 миль) и недостаточная мореходность, делающая практически невозможным применение их при шторме свыше 5 баллов, что не критично при условии применения их в сублиторальной зоне, поблизости от береговых баз ВМФ, под прикрытием береговых ракетных комплексов.

История создания МРК проекта 21631 «Буян-М»

Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» — это корабли в первую очередь созданные для внутренних, закрытых морей, таких как Черное, Азовское или Каспийское море. Обладая сравнительно небольшими размерами и водоизмещением, боевые корабли типа «Буян-М» вполне способны ходить по судоходным рекам, которыми изобилует наша страна. Эта особенность, в случае необходимости, позволяет им без проблем менять места дислокации, и даже, театры вероятных боевых действий.

Однако этот, на первый взгляд сугубо «тактический» тип кораблей, способен решать вполне стратегические задачи, так как вооружен восемью крылатыми ракетами «Калибр», способными поражать цели на расстоянии до 1500-2500 км. Если короче, то из акватории Каспийского или Черного моря, «Буян-М» вполне может «достать» до Суэцого канала, или «накрыть» большую часть акватории Средиземного моря. Неплохо для корабля с экипажем в 36 человек?

Модель малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М»

Этим «Буян-М» качественно отличается от предшествующего проекта 21630 «Буян», являющихся чисто артиллерийскими кораблями ближней морской зоны.

Проект кораблей типа 21631 «Буян-М» был разработан проектно-конструкторским бюро Зеленодольского ССЗ под руководством Кушнира Я. Е. Головной корабль проекта «Град Свияжск» был заложен 27.08.2010 г. В настоящий момент в строй вступили уже пять МРК типа «Буян-М»: «Град Свияжск» (2014 г.),  «Углич» (2014 г.), «Велики Устюг» (2014 г.),  «Зеленый Дол» (2015 г.), «Серпухов» (2015 г.). Ещё четыре корабля («Вышний Волочёк», «Орехово-Зуево», «Ингушетия», «Грайворон») находятся в различных стадиях строительства, и вступят в строй до 2019 г.

Запуск ракеты с МРК «Град Свияжск» проекта 21631 «Буян-М»

100-мм артиллерийская установка А-190М малого ракетного корабля «Зеленый Дол»

«Буяна» не унять: Каспийский флот идет на Балтику

Малый ракетный корабль примет участие в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге

Санкт–Петербург посетит «каспийский странник». Этим летом в Главном военно-морском параде Каспийскую флотилию впервые представит малый артиллерийский корабль (МАК) проекта 21630 «Буян». Он практически идентичен ракетоносцу «Буян-М», только на его борту нет ракет. Эксперты отмечают, что переход МАК из Каспийского в Балтийское море станет серьезной проверкой его возможностей. В будущем такие походы «Буянов» позволят быстро создавать ракетные группировки на стратегическом направлении, считают специалисты.

Конструкция

Корабль оснащён интегрированной мачтой с размещёнными на ней двумя неподвижными фазированными антенными решётками многофункционального радиолокационного комплекса «Минерал-М».

Корабли серии 22800 должны обладать, по сравнению с представителями МРК другого российского проекта 21631, лучшей мореходностью, так как изначально предназначены для использования на открытых морских театрах.

Силовая установка

Главная энергетическая установка — дизель-электрическая, производства завода «Звезда». В состав ГЭУ входит 3 главных двигателя М-507Д-1, выработку электроэнергии обеспечивают 3 дизель-генератора ДГАС-315.

Вооружение

Вооружение кораблей проекта 22800 включает в себя комплексы ударного и противовоздушного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи.

Ракетное

Основой ударного ракетного вооружения являются ракеты семейства «Калибр-НК» (КРБД и ПКР). Восемь ячеек универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) 3С14 расположены, как и на кораблях проекта 21631, в задней части надстройки — за ходовой рубкой, но в отличие от них, размещается поперёк, а не вдоль диаметральной плоскости корабля. УКСК 3С14 также способен производить пуск ракет «Оникс», а в перспективе «Циркон». Корабельная система управления стрельбой (КСУС) — 3Р14Н-22800.

Артиллерийское

По предварительным данным из разных источников артиллерийское вооружение кораблей проекта должно было включать или 100-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку А-190 и ЗРАК «Палаш» или 76-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку АК-176 и две 30-мм артиллерийские системы АК-306, или 57-мм артиллерийскую установку А-220М и две 30-мм установки АК-630. Фактически на первых двух кораблях установлены:

  • одна 76,2-мм автоматическая универсальная артиллерийская установка АК-176МА исп. 1 («стелс»)
  • две шестиствольные 30-мм установки АК-630М
  • две 12,7 мм пулемётные установки «Корд»
Противовоздушное

Первоначально противовоздушную оборону корабля планировалось обеспечивать за счёт боевых возможностей ЗРАК «Палаш». Фактически первые два представителя проекта не несут специализированного противовоздушного вооружения, вместо которого используются две АУ АК-630М. Начиная с третьего корабля взамен последних на МРК устанавливается зенитный ракетно-артиллерийский комплекс . Все МРК также вооружены ПЗРК типа «Игла-С», «Верба» (боекомплект 8 ЗУР).

Противолодочное

«Каракурты» не несут противолодочного вооружения. Для борьбы с подводными диверсантами корабли комплектуются гранатометом ДП-64 (индекс 97У), обнаружение противника осуществляется опускаемой ГАС МГ-757.

Радиотехническое

Радиотехническое вооружение включает в себя: РЛС «Позитив-МК» (на первых двух), РЛК «Минерал-М» (на первых двух — с двумя плоскими ФАР, на остальных — со стандартной антенной), 4 ФАР 1РС-3 комплекса «Панцирь-МЕ» (начиная с третьего корпуса), артиллерийская РЛС МР-123-02 «Багира», навигационная РЛС МР-231, АМКОИ «Трасса», БИУС «Сигма». Также имеются штатные средства РЭБ — комплекс радиотехнического подавления МП-405-1 и комплекс постановки пассивных помех КТ-216 (в составе 4-х ПУ).

История службы

В советское время экипаж АКА пр. 1204 состоял из командира — офицера в звании от лейтенанта до капитан-лейтенанта, помощника командира и механика (мичманы), и нескольких матросов.

Амур

  • 49-я дивизия речных кораблей ТОФ (г. Хабаровск: 1 дивизион АКА (днака), 1 дивизион консервации; г. Благовещенск: 139 днака в составе 74-й бригады речных кораблй); (г. Дальнереченск): 15 однака
  • Дальневосточный пограничный округ

    • 11-я отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей (11 ОБПСКР) с. Джалинда, Сковородинского р-на Амурской обл.
    • 12 ОБПСКР г. Благовещенск
    • 13 ОБРПСКР с. Нижнеленинское, Еврейская автономная область
    • 14 ОБПСКР с. Казакевичево, Хабаровский край
    • 15 ОБПСКР г. Дальнереченск, Приморский край

Чёрное море

На Черноморском флоте АКА пр. 1204 поступали в состав 327-го гвардейского Белградского дивизиона артиллерийских катеров 116-й Краснознаменной бригады речных кораблей, который базировался в Кислицком военном городке, расположенного на левом берегу Кислицкого рукава р. Дунай, напротив острова Кислицкий и на окраине с. Кислицы. Всего с 1968 г. по 1974 г. поступило 14 АКА пр.1204. Отправлявшиеся на консервацию АКА пр. 1204 передавались 356-му (с 1973 года 405-му) экипажу консервации АКА 21-го дивизиона кораблей резерва, также базировавшегося на окраине с. Кислицы.

  • Одесская манёвренная база:

После распада Советского союза Украине достался дивизион из 8 бронекатеров проекта 1204 «Шмель» с дислокацией в Измаильском районе, однако в 1990-е годы они были переданы Пограничной службе Украины. В 2009 году в Измаильском отряде морской охраны числилось 4 бронекатера проекта 1204 «Шмель»: BG-81 «Лубни» (Лубны), BG-82 «Канив» (Канев), BG-83 «Нижин» (Нежин) и BG-84 «Измаил». По данным Александра Храмчихина в декабре 2015 года на Украине было 2 катера проекта 1204 на вооружении и 2 катера проекта 1204 в отстое. В 2016-м году BG84 «Измаил», BG83 «Нежин» и BG82 «Лубны» прошли доковый ремонт на судоремонтном заводе «Дунайсудосервис». Весной 2019 Николаевское судоремонтное предприятие ООО «Магистраль-Юг» провело ремонт артиллерийских установок ПТ-76Б катеров пр. 1204 «Шмель» Морской Охраны ГПСУ (ДПСУ).

Балтийское море

  • 3-я (Балтийская) отдельная ордена Красной Звезды бригада пограничных сторожевых кораблей Краснознамённой Калининградской группы пограничных войск Федеральной пограничной службы РФ (Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области)
  • 4-я ОБРПСКР г Псков.

Средняя Азия

22-я ОБРПСКР (с 1981 по 1988 годы — 45 одск) Краснознамённый Среднеазиатский пограничный округ г. Термез, Ленинское. Вошла в состав ПВ Узбекистана в 1992—1993 годах.

Каспийская флотилия

В составе 327-го гвардейского Краснознамённого дивизиона артиллерийских кораблей «Золотой Затон» г. Астрахань.

Весной 2018 года два катера ВМФ России были переброшены в Азовское море с целью усиления охраны Крымского моста.

Корабли проекта

НаименованиеИзготовительЗаложенВ строюФлотСостояние
Мытищи567 ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное)25124.12.201529.07.201717.12.2018 БФВ строю
Советск577ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное)25224.12.201524.11.201712.10.2019БФВ строю
Одинцово584ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное)25329.07.201605.05.2018 12.2020БФЗаводские ходовые испытания
КозельскОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия)25410.05.201609.10.2019 12.2020 ЧФСпущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное)
ОхотскОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия)25517.03.201729.10.2019 07.2021ЧФСпущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное)
ВихрьОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(ФГУП «Судостроительный завод „Море“» г. Феодосия)25619.12.201713.11.2019 12.2021ЧФСпущен на воду. Достраивается на заводе “Пелла”(г.Отрадное)
Буря578ОАО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“»(г. Отрадное)25724.12.201623.10.2018 12.2020 СФСпущен на воду
Циклон АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь80126.07.2016 2020 12.2020ЧФСтроится. Сформирован корпус
АскольдАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь)80218.11.2016 2020 07.2021ЧФСтроится. Сформирован корпус
АмурАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь)80330.07.2017 2021 12.2021ЧФСтроится. Сформирован корпус.
ТучаАО «Зеленодольский завод имени A. M. Горького»(г. Зеленодольск)80426.02.2019 2022 07.2022СФСтроится
ТайфунАО «Зеленодольский завод имени A. M. Горького»(г. Зеленодольск)80511.09.2019 2022 10.2022СФСтроится
РжевПАО «Амурский судостроительный завод»20101.07.2019 2022 07.2023 ТОФСтроится
УдомляПАО «Амурский судостроительный завод»20201.07.2019 2022 12.2023ТОФСтроится
Павловск ПАО «Амурский судостроительный завод»203 05.2020 2023 12.2024ТОФГотовится к закладке
УссурийскПАО «Амурский судостроительный завод»20426.12.2019 2023 07.2024ТОФСтроится
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) 2020 2022 12.2023ТОФПодписан контракт
АО «Восточная верфь» (г. Владивосток) 2020 2022 12.2023ТОФПодписан контракт

Строительство

АКА пр. 1204. Дивизион ОВР ККФ. Видны 2М-3М и каземат. 2011

В 1967 году на судостроительном заводе (ССЗ) «Залив» в Керчи, после постройки головного катера, развернуто крупносерийное производство АКА пр. 1204. Также, производство катеров было налажено в Николаеве (ССЗ им. 61 коммунара) и в Ленинграде (производственное объединение «Алмаз»). Всего с 1967 по 1974 гг. на трех заводах построено 118 артиллерийских катеров пр. 1204. Из них 56 катеров получил ВМФ СССР (Балтийский флот 10, Тихоокеанский – 30 и Черноморский – 16), а 62 катера — морские части погранвойск КГБ СССР.

Модернизация

В процессе эксплуатации в состав вооружения АКА пр. 1204 вносили изменения: пулеметную установку 2М-6 заменили на 25-мм спаренную артустановку 2М-3М, а в середине 1970-х гг. на некоторых катерах в середине корпуса за рубкой установили каземат с бойницами для четырёх 30-мм гранатометов БП-30; зенитное вооружение катера дополнили двумя пусковыми установками переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2М» (боекомплект 8 ракет), при этом полное водоизмещение модернизированных катеров достигло 77,4 т. На некоторых АКА пр.1204 установили крепления для размещения многоствольного реактивного гранатомета «Огонёк».

Литература

  • Прасников В.Б. Послевоенные проекты речных боевых кораблей. Часть 3. Речной артиллерийский катер пр. 1204 // Военно-технический альманах «Тайфун». — 2000, № 4. — С. 2-7.
  • Апальков Ю.В. Ударные корабли. Часть 2 Малые ракетные корабли и катера. — СПб: Галея Принт, 2004. — 122 с. — (Корабли ВМФ СССР). — ISBN 5-8172-0087-2.
  • Платонов А.В. Советские мониторы, канонерские лодки и бронекатера Часть II. — СПб: Галея Принт, 2004. — 108 с. — ISBN 5-8172-0091-0.
  • Черников И.И. Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России. — СПб: Судостроение, 2007. — 696 с. — ISBN 978-5-7355-0706-2.
  • Чуприн К.В. Последняя крепость Сталина. Военные секреты Северной Кореи. — Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03421-2.
  • Polmar, Norman. The Naval Institute Guide to the Ships and Aircraft of the U. S. Fleet. — Naval Institute Press, 1993. — 639 с. — ISBN 1-55750-675-2.

История службы

Первый корабль проекта – «Астрахань» – вошёл в строй осенью 2006 года, спустя менее 3 лет после закладки. А вот следующий за ним МАК – «Волгодонск» – хотя и был заложен уже в начале 2005 года, на стапеле задержался. Только в 2011 году его удалось спустить на воду и передать флотилии. Третий «Буян», получивший имя «Махачкала», всё-таки «выполнил» обещание заводского руководства «сдавать по кораблю в год» – но уже в 2012 году.

Произошло это, очевидно, не потому, что «Буян» оказался плох. Просто командование флота продолжало требовать доработок проекта по новым и новым замечаниям. В итоге количество изменений в техзадании перевалило за ту отметку, когда проще было начать новый проект. Преемником стал малый ракетный корабль проекта 21631, сохранивший шифр «Буян-М». Ну а 3 «Буяна», построенные по первоначальному замыслу, продолжают нести службу в Каспийской флотилии.

Была также разработана экспортная модификация, получившая шифр «Торнадо». От базовой её отличала возможность установки различного вооружения и радиоэлектроники. Интерес к «Торнадо» проявил только Казахстан, собиравшийся приобресть 6 единиц для своего каспийского флота. Однако спустя 10 лет корабли поставлены не были, а заказ больше не упоминался.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий