Немецкий линейный корабль «Бисмарк»: история создания, блестящей победы и почётной гибели

Обнаружение

Немецкий линкор «Бисмарк», по всей видимости, продолжал принимать сигналы радаров «Саффолка», и уже в 7 часов утра 25 мая адмирал Лютьенс сообщил командованию о продолжении преследования. Вечером того же дня командование потребовало от «Бисмарка» данных о его местоположении и скорости и указало, что британцы, скорее всего, потеряли немецкое судно из виду. Лютьенс не послал ответной радиограммы, однако благодаря перехвату утренних сообщений враг все-таки смог определить его приблизительный курс. Ошибочно предположив, что линкор направился к проливу, разделяющему Исландию и Фарерские острова, адмирал Тови отправился во главе своего соединения на северо-восток.

К 10 утра 26 мая летающая американо-британская лодка «Каталина», вылетевшая с Лох-Эрне (Северная Ирландия) на поиск немецкого судна, обнаружила его точное местоположение. На тот момент “Бисмарку” оставалось всего 700 миль до французского Бреста, где он мог бы рассчитывать на поддержку бомбардировщиков люфтваффе. В силу этого обстоятельства, лишь одно британское соединение имело шансы на замедление линкора – базирующееся в Гибралтаре соединение «Н», которым командовал адмирал Соммервилль. Главным козырем этой флотилии был авианосец «АркРойял», с которого уже в 14:50 того же дня вылетел отряд торпедоносцев. На тот момент в районе их атаки находился крейсер «Шеффилд», который отделился о соединения для установления контакта с неприятелем. Пилоты не были об этом оповещены, поэтому атаковали свой собственный корабль. К счастью для британского флота, ни одна из 11 пущенных торпед не попала в судно. Впоследствии плохо себя проявившие магнитные детонаторы торпед было решено заменить на контактные.

В 17:40 крейсер «Шеффилд» установил с линкором «Бисмарк» контакт и принялся преследовать его. В 20:47 с авианосца «Арк Ройял» для второй атаки вылетело 15 торпедоносцев. Им удалось нанести два (по некоторым источника, три) точных удара, один из которых стал для немецкого корабля роковым. В попытке уклониться от торпеды линкор получил мощный удар в кормовую часть, в результате которого у него заклинило рули. Потеряв возможность маневра, судно начало описывать циркуляции. Все попытки восстановить управляемость были тщетны, и линкор начал движение на северо-запад. Примерно через час после начала атаки торпедоносцев линкор начал обстреливать «Шеффилд» и ранил 12 человек из его экипажа. Ночью произошел бой линкора «Бисмарк» с пятью британскими торпедоносцами. Обе стороны так и не смогли нанести точный удар.

Рулевое устройство

Маневренность линкоров обеспечивалась двумя балансирными рулями. Они имели форму усеченной трапеции размером 6480×4490 мм, наибольшей толщиной в 900 мм и площадью продольного сечения по 24,2 м , к их поверхностям были прикреплены антикоррозийные пластинки из цинка.

Нижние кромки рулей находились на горизонтальной оси центрального вала, посередине между средним и боковыми винтами. Оси вращения рулей были наклонены внутрь под углом 8° и соединены с рулевыми машинками поперечным валом и парным приводом. Каждая рулевая машинка могла управлять обоими рулями, в случае выхода второй машинки из строя. Рулевой привод состоял из левой и правой осей, прикрепленных к центральному валу, управляемому с помощью электрической системы Варда-Леонарда. Оригинально было решено устройство рулевого управления в ходовой рубке: рациональные немцы отказались от традиционного штурвала, заменив его двумя кнопками, нажимая на которые, рулевой перекладывал рули направо или налево.

Действия подводных лодок

Немецкие субмарины, которые в составе «волчьих стай» вели в Атлантике охоту на вражеские конвои, были оповещены о выходе «Бисмарка» и «Принца Ойгена» в поход.

24 мая по радиограмме подлодки получили сообщение о победе линкора над «Худом», а также установку в дальнейшем руководствоваться приказами, учитывающими положение «Бисмарка».

25 мая подводная лодка U-557, находящаяся в нескольких сотнях миль от линкора, обнаружила и атаковала крупный конвой. На следующий день ей приказали поделиться своими координатами с другими субмаринами для совместного удара.

Рано утром 27 мая всем субмаринам, у которых остался запас торпед, приказали на максимальной скорости отправиться к «Бисмарку». Подлодки получили приказ с запозданием в 8 часов: он был подписан в 22 часу предыдущего дня. На момент подписания большинство лодок принимало участие в атаке конвоя, скрывалось от эскортов и по техническим причинам не могло получить приказ. Кроме того, в этот момент субмарины, преследующие конвой, оттянулись от «Бисмарка» на север. 27 мая в 11:25 штаб сообщил подлодкам, что линкор стал жертвой массированной атаки противника. Все находившиеся поблизости субмарины получили приказ отправиться на спасение членов экипажа корабля.

Придя на место гибели, подлодки обнаружили на поверхности огромное количество обломков и толстый слой нефти. После дня поисковых работ они вернулись в районы патрулирования.

Гордость нации, стальной зверь

К моменту ввода корабля в строй 24 августа 1940 года, война уже перевернула ситуацию в Европе, и главными врагами Германии на море стали британцы, а не французы.

Захват немцами Норвегии лишил королевский флот стратегических позиций в Северном море, и если бы немецким линкорамШарнхорст» иГнейзенау» удалось объединиться сБисмарком» иТирпицем», получился бы грозный отряд для противостояния англичанам. В воздухе бушевалаБитва за Британию», немецкие подлодки охотились на транспорты островитян в Атлантике. Если бы такой отряд присоединился к блокаде морских путей снабжения, Англию удалось бы уморить голодом.

С питанием населения уже и так возникали перебои, поскольку немецкие подлодки, действуя из французских портов, потопили более 260 тысяч тонн транспортов только за август.

ОрудияБисмарка»

РейдШарнхорста» иГнейзенау» в начале 1941 года в ходе операцииБерлин» показал, что германские линкоры-рейдеры вполне могут истреблять союзные конвои, каждый раз исчезая перед носом у королевского флота. Рейдом, отправившим на дно более 115 тысяч тонн грузов, лично руководил адмирал Гюнтер Лютьенс — командующий надводными силами кригсмарине. В мае 1941 года он и возглавит следующую операцию на новейшемБисмарке».

Именно на скорую блокаду Британии и рассчитывал немецкий адмирал Эрих Редер, когда отдал командованиеБисмарком» адмиралу Гюнтеру Лютьенсу. Старшим помощником был Эрнст Линдеман. Команда, состоявшая более чем из 2000 человек, была подобрана из добровольцев со всей Германии, обладавших наивысшей квалификацией. В Балтийском мореБисмарк» провёл первые учения, отрепетировав поединок с линейным крейсеромХуд». Построенный в конце Великой войныХуд» долгое время был флагманом королевских ВМС и олицетворял британскую морскую мощь.

Первые испытания прошли успешно.Бисмарк» развил скорость в 30,8 узла, что позволяло ему уйти от любой угрозы.

Эрнст Линдеман и командаБисмарка»

Было лишь два недостатка. Во-первых, отдача главного калибра была слишком велика, возникли опасения, что в реальном бою она может повредить оборудование корабля. Во-вторых, учения, имитирующие повреждение руля, провалились. Без руля корабль практически не мог маневрировать. Впрочем, рули и винты были слабым местом любого корабля. Так что адмиралтейство проигнорировало вторую проблему, решив, что вероятность выхода руля из строя очень мала.

К апрелю 1941 годаБисмарк» достиг боевой готовности. Ему предстояло вернуться в Северное море, встретиться там с тяжёлым крейсеромПринц Ойген» и отправиться на соединение сГнейзенау» в Атлантику. Редер получил приказ потопить за три месяца как можно больше транспортов. МощьБисмарка» позволила бы отряду нападать даже на охраняемые конвои. Правда, на тот момент иГнейзенау», иПринц Ойген» были повреждены и ожидали ремонта.

Бисмарк» ждал их. Пятого мая корабль посетил Адольф Гитлер. Фюрер любил боевые корабли, но не имел ни малейшего понятия о морской тактике и стратегии. К флотским операциям он относился с опаской. С одной стороны — хотелось поддержать раздуваемый пропагандой имидж мощи кригсмарине, с другой — не хотелось нервировать нейтральных американцев и их флот. Так что командование флота не стало посвящать Гитлера в свои планы.

Восемнадцатого августаБисмарк» иПринц Ойген» тайно направились в Атлантику. Эти два корабля были достаточно сильны, чтобы нанести серьёзный ущерб британским коммуникациям. Англичане скорее всего знали, чтоБисмарк» готов к бою, но немцы всё равно пытались соблюдать секретность. До выхода в океанБисмарк» мог попасть в ловушку, где его задавили бы превосходящими силами. Однако как именно кригсмарине собирались держать в тайне перемещения крупнейшего линкора в мире — совершенно непонятно.

Вид наБисмарк» с борта тяжёлого крейсераПринц Ойген»

Двадцатого августаБисмарк» был обнаружен, а на следующий день члены норвежского сопротивления заметили немецкие корабли, прячущиеся во фьордах. Они дали знать англичанам.

Ужас морей — «Бисмарк»

Инди: Что же сподвигло вас написать оБисмарке»?

Пэр: Мы получали много просьб об этом от фанатов. После выхода альбома Coat of Arms в 2010 году мы официально попросили слушателей присылать нам идеи песен. И за небольшое время мы получили больше десяти тысяч писем. У меня ушло несколько недель на то, чтобы просто прочитать их.

Инди: А там прямо истории были написаны? Не простоСделайте песню проБисмарк»?

Пэр: По разному. Некоторые писали, типавам надо написать песню проЗвёздные войны»» и всё, а кто-то расписывал историю целиком.

Инди:Звёздные войны» — это не военная история, хоть их действие и происходит давным-давно в далёкой галактике!

Пэр: Когда я закончил с письмами, я понял, что одна история попадалась там много раз. Множество людей написали, что хотят услышать песню о линкореБисмарк». Я сам люблю боевые корабли, морские сражения, так что очень хотел реализовать эту идею. Но в альбоме Carolus Rex такой песне места не было. В альбом Heroes теоретически можно было бы её вставить, написав от имени кого-то из моряков. В Last Stand, в принципе, можно было запихнуть, но не случилось. А потом мы начали сотрудничать с игровой компанией Wargaming. У них есть игра World of Tanks, где есть специальный танк Sabaton. И ещё у них есть игра про корабли.

Инди: World of Warships.

Пэр: Она самая. И нас спросили, нет ли у нас песни, которая бы подошла по теме. У нас была песня Midway — про морское сражение. Но мы поняли, что представилась возможность создать нечто уникальное. Выпустить песню, которую мы давно мечтали написать, вне альбома — для тематической игры. Так что мы отправились в студию и записали песню Bismarck, а Wargaming потом помогли нам со съёмками великолепного клипа для неё.

Инди: Потому что песня того стоит. А как в целом прошло? Сочинение песни, запись, съёмки клипа, вот это всё.

Пэр: Клип снимали на нескольких площадках. Наша часть была на корабле. Надо было найти спокойный водоём и корабль, на котором поместилась бы сцена с оборудованием. Пока нас снимали, в нас всё время брызгали водой, корабль шёл полным ходом, так что было довольно холодно. Снимали дубль за дублем, в конце мы так промокли и замёрзли, что пальцы еле двигались на инструментах.

Инди: А съёмочная группа была в куртках?

Пэр: Да, они были тепло одеты, пили кофе и наслаждались зрелищем мокрых нас.

Инди: Быть рок-звездой очень тяжело. Очень.

Пэр: Но клип в итоге получился классным. С этим не поспоришь.

Инди: Мне и песня понравилась. И очень здорово, что у нас есть этот канал, так что мы можем рассказать о ней людям, которые могли её пропустить.

Пэр: Верно.

Инди: Это была песня Bismarck!

Пэр: И каналИстория с Sabaton»!

Тяжелые

Вам будет интересно:Сколько островов в Индонезии? Лучшие острова Индонезии для отдыха

Намного большее значение оказали тяжелые крейсеры во Второй мировой войне. Они были предназначены для ведения боевых действий на значительных расстояниях, участвовали в установке минных заграждений, обеспечивали высадку морского десанта. У этих кораблей была развитая бронированная защита, которая могла эффективно противостоять артиллерии противника.

Став важной силой для всех крупных флотов, участвовавших в войне, они интенсивно использовались армией Великобритании, Японии, США, Франции, Италии и Германии. Но при этом результаты их деятельности считались весьма неоднозначными

Например, английские крейсеры результативно проявили себя при обороне коммуникаций, за счет своей автономности могли на протяжении длительного времени оставаться на океанских просторах, нанося существенный урон вражескому флоту.

Полезными оказались эти корабли и при эскортировании полярных конвоев. Но были и существенные минусы. При столкновении с серьезным противником примитивная система управления огнем и слабая защита значительно ограничивали их боевые возможности. Например, они были крайне уязвимы при атаках с воздуха из-за слабо развитой системы противовоздушной обороны.

Американские тяжелые крейсеры были эффективны в качестве огневой поддержки при осуществлении десантных операций, при этом несли существенные потери, сталкиваясь с японскими эсминцами. Итальянские тяжелые крейсеры были не в состоянии добиваться успеха на больших дистанциях, а на сближение умышленно не шли из-за слабого бронирования. Более того, они вообще редко выходили в море из-за недостатка топлива, поэтому никаких успехов не добились в принципе.

Не лучшим образом во время войны чувствовали себя и тяжелые крейсеры Гитлера. Только в начале они имели определенный успех, а затем были практически полностью уничтожены британской авиацией.

Японские суда превосходно себя показали на первом этапе войны. Но когда в дело вступили подводные лодки и авиация, они не смогли им противостоять.

Участие во Второй мировой войне

Начало Второй мировой войны застало «Бисмарк» в стадии завершения его достройки. В августе 1940 года линкор был сдан под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеману, но установка оборудования и испытания корабля продолжались до весны 1941 года. Немецкое командование не рассматривало «Бисмарк», несмотря на его впечатляющую мощь, как корабль для классического эскадренного боя.

В планах Кригсмарине «Бисмарку» отводилась роль линкора-рейдера. Большая дальность плавания позволяла ему достаточно долгое время находиться в море, а при встрече с превосходящими силами противника он мог избежать боя благодаря высокой скорости. Для масштабных линейных морских сражений немецкому флоту попросту не хватало крупных кораблей.

К весне 1941 года Германия контролировала территорию почти всей континентальной Европы. Но в войне на море главным и весьма серьёзным противником немецких кораблей являлся флот Великобритании. «Бисмарк» превосходил любой английский корабль, но противник имел значительный перевес в численности. К началу 1941 года во флоте Британии было пятнадцать дредноутов и линейных крейсеров, ещё несколько строились.

Но проскользнуть незамеченными на оперативный атлантический простор германским рейдерам не удалось. Их заметил нейтральный шведский крейсер, а информация от него в Стокгольм очень быстро стала известна англичанам. Уже 23 мая в Датском проливе «Бисмарк» и «Принц Евгений» были визуально обнаружены британскими крейсерами Suffolk и Norfolk. В них полетели первые 380-миллиметровые снаряды германского флагмана, но избавиться от слежки не получилось.

К утру 24 мая ударные английские корабли — новейший линкор Prince of Wales и линейный крейсер Hood, считавшийся наиболее боеспособным в Королевском флоте и являющийся его флагманом, — атаковали противника, рассчитывая на своё объективное превосходство в огневой мощи. Но поспешная атака британского флагмана привела к катастрофическим для него результатам.

Используя своё преимущество в скорости, германские корабли на курсе сближения смогли занять очень выгодную для себя позицию: справа по носу английских кораблей. Тем самым британцы в начальной стадии боя лишились своего главного преимущества, поскольку не могли вести огонь из кормовых башен главного калибра. А «Бисмарк» с «Принцем Евгением» получили возможность задействовать сразу всю свою артиллерию.

Корабли открыли огонь по противнику почти одновременно, достигнув дистанции около 24 километров. Немцы с первых секунд боя сосредоточили весь огонь на «Худе». Англичане же сперва ошибочно приняли немецкий крейсер «Принц Евгений», шедший головным, за «Бисмарк» (их силуэты были довольно схожи), что на первое время дезорганизовало их огонь.

Вскоре снаряд с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», повредив топливные цистерны, но на этом удача англичан покинула: два других попадания были успешно отражены броневой защитой немецкого гиганта. «Худ» безуспешно отправил свои 381-миллиметровые снаряды по «Принцу Евгению», который не только не пострадал, но и первым поразил английский флагман.

Вслед за этим снаряд главного калибра «Бисмарка» пробил броневые палубы «Худа» и взорвался в пороховом погребе. Страшный взрыв переломил «Худ» пополам, и корабль стремительно пошёл на дно вместе с 1418 членами команды, из которых только троим удалось спастись.

Служба

Немецкое командование планировало использовать «Бисмарк» для атаки на торговые суда Великобритании. В мае 1941 года дредноут впервые вышел в море. Его сопровождал тяжелый крейсер «Принц Ойген»

По задумке командования линкор должен был оттягивать внимание конвоя, в это время крейсер атаковал небоевые судна неприятеля. В Северной Атлантике немецкие корабли встретились с британским линейным крейсером «Худ» и линкором «Принцем Уэльским»

В результате начавшегося боя «Бисмарк» получил повреждения. Английский «Худ» принял на борт множественные снаряды, после последнего на палубе произошел взрыв. Судно ушло под воду за несколько минут. Из 1418 членов экипажа в живых осталось лишь три человека. «Принц Уэльский» получил 7 ранений и, спрятавшись за дымовой завесой, ушел с поля боя.

С этого момента началась погоня за «Бисмарком». Трое суток лучшие британские линкоры и крейсеры пытались настигнуть и потопить вражеский линейный корабль. 27 мая 1941 года немецкий дредноут получил смертельное ранение и ушел под воду. Англичане успели спасти 111 членов вражеского экипажа, а также легендарного кота по кличке Сэм, который после «Бисмарка» отправился служить на британский эсминец «Казак», а затем на авианосец «Арк Ройял».

В открытое море «Тирпиц» вышел уже после гибели «Бисмарка». Его основной задачей была охота на арктический конвой, сопровождающий торговые корабли. Зоной ответственности являлись Норвежские воды. Помня о гибели британского «Худа», Союзники стремились уничтожить близнеца «Бисмарка» и проводили многочисленные операции для его поиска и устранения.

Осенью 1943 года союзнические подводные лодки закрепили на днище немецкого линкора несколько бомб. Пробоины, появившиеся в результате взрывов, латали полгода. В апреле 1944г. британцы направили на «Тирпиц» многочисленную авиацию. Судно получило 14 повреждений, погибло более 100 членов экипажа. Зенитная артиллерия смогла сбить лишь 4 самолета. Хорошо бронированный корпус продолжал держать удары, которые постоянно осуществляли британские воздушные судна. 12 ноября 1944 года атака Союзников оказалась наиболее удачной. «Тирлиц» получил смертельные ранения, перевернулся и затонул.

Линкоры типа «Бисмарк» были самыми крупными кораблями времен Второй мировой войны. Они не придерживались правила бронирования основного числа дредноутов – «все или ничего». Их строили для выполнения задач в тяжелых условиях Северных морей. Предполагались бои не на дальних, а на средних дистанциях

Поэтому большое внимание уделялось вертикальному и горизонтальному бронированию. Немецкие супер-броненосцы были достойными соперниками для французского флота, однако с появившимися у британцев авианосцами и новейшими дредноутами они соперничать не могли

Вооружение

На выборе схемы с двухорудийным размещением артиллерии главного калибра в четырёх башнях настояло немецкое военно-морское командование. Такой вариант требовал больше места, брони и, соответственно, веса, но позволял линкору быть более живучим. Кроме того, это повышало число одновременно поражаемых целей, интенсивность и точность стрельбы. Великолепная выучка немецких артиллеристов, совершенная система управления огнём, эффективные составы пороха и отличное качество прицельных приспособлений позволяли германскому линкору уверенно пробивать 350-мм броню противника на дистанции в 20 километров.

Минно-торпедным вооружением линкор не оснащался (хотя предполагалось установить на него два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата), но располагал небольшую собственную авиацию и две катапульты для её запуска. Линкор «Бисмарк» имел на вооружении 4 одномоторных гидросамолёта «Арадо» Ar-196, способных находиться в воздухе до 4 часов при проведении разведки либо нести две 50-кг бомбы. Обладая двумя 20-мм пушками и тремя 7,9-мм пулемётами, он мог вполне эффективно применяться и как истребитель против основных британских бипланов-торпедоносцев начала войны «Суордфиш» и «Альбакор».

Восемь 380-мм орудий главного калибра

Орудия главного калибра «Бисмарка» SK C/34 производились знаменитым германским концерном Krupp. Они имели длину ствола в 52 калибра (18,4 м) и достаточно высокую практическую скорострельность — 2-3 выстрела в минуту. В корабельном варианте углы обстрела и возвышения этих орудий составляли до 30 градусов.

Линкор «Бисмарк»: архивное фото

Каждая башня главного калибра имела собственное имя: носовые — Антон и Брюн кормовые — Цезарь и Дора. Кроме традиционного немецкого качества, от артиллерии аналогичного калибра у французов и итальянцев главные орудия «Бисмарка» отличались меньшим весом снаряда (800 кг), но заметно повышенной дальностью стрельбы — до 36,5 километров.

Двенадцать вспомогательных орудий калибра 150 мм

Артиллерия среднего калибра предназначалась для эффективного отражения атак эсминцев, и потому часто именовалась «противоминной». На «Бисмарке» она размещалась в шести двухорудийных установках. Производителем этих пушек был концерн Rheinmetall.

Зенитная артиллерия

ПараметрыЗначения по типам зенитной артиллерии
Калибр105 мм37 мм20 мм
Число установок, мм8820
Число стволов161620
Практическая скорострельность, выстр./мин.15-1830120-220
Потолок по высоте поражения, км12,56,83,7

Вооружение

  • Главный калибр включал 8 380-мм скорострельных пушек 38-см/52 SK С/34. Орудия устанавливались парами на башенных надстройках по линейно-возвышенной схеме. Новая Крупповская артиллерия обеспечивала 2,3 выстрела в минуту на расстояние более 35 км. Максимальный угол возвышения техники составлял 30 градусов.
  • Для противодействия эсминцам использовали 12 150-мм/55 орудий SK С/28, которые располагались на палубе на двухорудийных башнях – по 3 установки с каждой стороны борта. Дальность полета снаряда – 23 км, угол возвышения 40 градусов.
  • Зенитная артиллерия состояла из 16 105-мм/65 зениток SKC/33, 8 пар 37-мм автоматов и 12 20-мм единиц техники.
  • Авиация включала 4 гидросамолета и 2 катапульты.
  • Торпедное вооружение не планировалось использовать, однако после проведения нескольких военных операций с другими линкорами стало понятно, что торпеды являются оптимальным средством для атаки на торговые суда. В 1941 году на «Тирпице» были установлены 2 533-мм аппарата.

Система управления огнем главного и противоминного калибра включала дальномеры фирмы Carl Zeis Jena и вычислительные посты.

Дредноут “Тирпиц”

История создания

Линкор «Бисмарк» стал продолжением немецких «карманных линкоров», которые Германия была вынуждена строить из-за ограничений, наложенных на нее Версальскими соглашениями.

В 1935 году Германия в одностороннем порядке денонсировала Версальские соглашения – никакой реакции со стороны стран-победительниц на это не последовало, никто не хотел воевать с Гитлером. Более того, в этом же году был подписан англо-германский договор относительно морских вооружений, который фактически признал новый status quo.

На тот момент Германия уже обладала тремя линейными крейсерами (тип «Дойчланд»), в 1935 и 1936 годах на воду были спущены «Шарнхорст» и «Гнейзенау», которым англичане дали глумливое прозвище «карманных линкоров». Несмотря на весьма высокие боевые качества всех вышеперечисленных кораблей, они заметно уступали своим английским аналогам. Чтобы добиться паритета с ведущими морскими державами того времени, США и Великобританией, немцам необходимо было создать что-то принципиально новое. Нужен был прорыв.

1 июля в Гамбурге на верфи Blohm & Voss был заложенный новый германский линейный корабль, который получил название в честь канцлера Отто фон Бисмарка, объединившего страну «железом и кровью». Линкор «Бисмарк» стал первым полноценным кораблем  подобного класса, созданным в Германии после окончания Первой мировой войны.

«Бисмарк» задумывался как океанский рейдер, и для подобной работы он подходил идеально. Линкор был спущен на воду 14 февраля 1939 года, на церемонии присутствовал канцлер Германии Адольф Гитлер и внучка Бисмарка Доротея фон Левенфельд, которая и разбила бутылку шампанского о киль корабля. 24 августа 1940 года его командиром был назначен Эрнст Линдеман.

Во время испытаний в Балтийском море линкор продемонстрировал скорость более 30 узлов, что было одним из лучших показателей для подобных кораблей в мире. Объем топливных баков «Бисмарка» соответствовал показателям тихоокеанских линкоров, линкор мог размещать на борту шесть гидросамолетов Ar 196.

Корабль был прекрасно бронирован, хорошо вооружен, система управления огнем «Бисмарка» на то время считалась одной из лучших в мире.

Через несколько месяцев в эксплуатацию был принят однотипный «Тирпиц».

К этому времени уже вовсю бушевала мировая война, Германия контролировала территорию практически всей Европы, основным противником немецких линкоров являлся английский флот. И здесь ситуация для стальных гигантов Гитлера была весьма неоднозначной. «Бисмарк» превосходил любой английский корабль, но их было гораздо больше. К началу 1941 года во флоте Британии было пятнадцать дредноутов и линейных крейсеров, еще несколько строились. Естественно, что «Бисмарк» не мог рассчитывать на честный «рыцарский» поединок, такая ситуация могла возникнуть только в результате ошибки британского командования.

Германское военное руководство планировало использовать «Бисмарк» и «Тирпиц» в качестве рейдеров, то есть они должны были охотиться за караванами транспортных судов союзников. И запас хода, и скорость линкоров позволяли им выполнять подобные задачи.

Военные эксперты и историки до сих пор спорят относительно целесообразности такой тактики использования линкоров. С одной стороны, эффективно уничтожать транспорты могли и подводные лодки вместе с авиацией, но с другой стороны, выход на коммуникации такого мощного боевого корабля как «Бисмарк» «ставил на уши» весь британский флот.

Для противодействия подобной угрозе англичанам приходилось расходовать огромные ресурсы, что во много раз перевешивало ущерб, который мог нанести линкор в открытом бою. Единственный поход «Бисмарка» и позднейшие немногочисленные рейды «Тирпица» — яркое тому подтверждение.

Как бы то ни было, 18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» в сопровождении тяжелого крейсера «Принц Ойген» вышли в открытое море.

Память

Военные корабли «Бисмарк» и «Тирпиц» часто сравнивают с гражданскими лайнерами «Титаник» и «Олимпик». В обоих случаях мировую известность получило то судно, которое погибло в своем первом плавании, а корабль, прослуживший гораздо дольше, остался в тени. В 1960 году режиссером Льюисом Гильбертом была снята картина «Потопить “Бисмарк”».

Место, где закончилась история линкора «Бисмарк», было обнаружено лишь 8 июня 1989 года благодаря стараниям Роберта Балларда, который ранее нашел тот самый «Титаник». По международным законам, это место считается военным захоронением. С момента потопления и по сей день туда было организовано шесть экспедиций. В том же 1989 году Патрик Прентис снял еще одну документальную картину о тайнах линкора «Бисмарк». В 2002 году свою лепту в память о корабле внес и режиссер фильма «Титаник» Джеймс Камерон. Пользуясь российскими подводными аппаратами «Мир», он осуществил подводные съемки для фильма «Экспедиция “Бисмарк”».

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий