Тайфун (проект)

Широкая кооперация

Создание семейства автомобилей повышенной защищённости «Тайфун» началось после принятия в 2010 году «Концепции развития военной автомобильной техники Вооружённых сил Российской Федерации на период до 2020 года». Главным образом документ предполагал списание устаревшей ВАТ и создание унифицированных перспективных образцов.

Комментируя концепцию на страницах газеты «Военно-промышленный курьер», начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны генерал-майор Александр Шевченко заявил, что в современных условиях востребованы «высокоскоростные транспортные средства различной грузоподъёмности и назначения, обеспечивающие мобильность боевых частей и подразделений тыла».

По его мнению, ВАТ нового поколения должна обладать высокой проходимостью «в сложных дорожных условиях», плавностью хода, устойчивостью и управляемостью на повышенных скоростях, быть малозаметной для технических средств разведки противника

Также, как отметил Шевченко, необходимо уделить внимание защищённости экипажа

В рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) над проектом «Тайфун» отечественные предприятия разработали единую унифицированную автомобильную платформу, дизельный двигатель нового поколения, автоматическую гидромеханическую коробку передач, управляемую подвеску, бронированный функциональный модуль, каркасно-панельную кабину, боестойкие шины регулируемого давления, средства противопульной и противоминной защиты, а также боевую информационную систему управления (БИУС).  Участие в реализации ОКР «Тайфун» приняли более 120 предприятий РФ.

Была выстроена достаточно сложная кооперационная цепочка, включавшая Уральский автомобильный завод (Миасс), КамАЗ (Набережные Челны), ЗАО «Ремдизель» (Набережные Челны), НИИ стали (Москва), ФГУП «Федеральный ядерный центр» (Саров), компанию «Магистраль» (Гусь-Хрустальный) и МГТУ им. Баумана (Москва).

Первым широкой публике (на параде 9 мая 2014 года) был представлен «Тайфун-К» (КамАЗ-63968) — универсальный шестиколёсный бронированный автомобиль, предназначенный для перевозки от 10 до 16 военнослужащих. Масса машины — 21 тонна, мощность двигателя ЯМЗ-5367 — 450 лошадиных сил, максимальная скорость — 105 км/ч, запас хода — 1,2 тыс. км.

В 2015 году на Красной площади появился рамный автомобиль «Тайфун-У» (Урал-63095) массой 24,5 тонны. Он способен перевозить до 16 военнослужащих или грузы весом до 4 тонн. Скорость машины по шоссе составляет 100 км/ч, запас хода — 1,4 тыс. км. Оба «Тайфуна» оснащаются видеокамерами, приборами ночного видения и средствами дистанционного управляемого вооружения.

Сейчас Минобороны рассматривает возможность установки на «Тайфуне-К» боевого модуля с дистанционным управлением (БМДУ) «Арбалет-ДМ» разработки компании «Оружейные Мастерские» и Ковровского электромеханического завода. Комплекс позволяет экипажу машины вести огонь из 12,7-мм пулемёта 6П49 «Корд» во всех направлениях. Дальность распознавания целей в зависимости от условий местности составляет 1,5—2,5 км.

К настоящему времени в войска были поставлены несколько сотен «Тайфунов». Их основными эксплуатантами являются подразделения общевойсковой разведки, Сил специальных операций, инженерных войск и военной полиции. В 2016 году КамАЗ-63968 и Урал-63095 были переброшены в Сирию для транспортировки грузов и военнослужащих. В частности, на «Тайфунах» передвигались сапёры и военные полицейские.

Помимо автомобилей массой свыше 20 тонн семейство «Тайфун» представлено двумя четырёхколёсными машинамми — К-4386 «Тайфун-ВДВ» («Росомаха») и КамАЗ-53949 «Тайфунёнок». Мощность 6-цилиндрового двигателя обоих образцов составляет 350 лошадиных сил. Машины могут перевозить до 10 десантников или двух тонн грузов.

Особенности

Подводные лодки проекта 941 «Акула» оснащались энергоустановкой, состоящей из двух модулей, разнесенных в разных, надежно укрепленных корпусах. Состояние реакторов отслеживалось импульсной аппаратурой, системой автоматического реагирования при малейшей потере электроснабжения.

При выдаче задания на проектирование одним из обязательных условий было обеспечение безопасности лодки и экипажа, так называемый безопасный радиус, для чего были рассчитаны методом динамической прочности и проверены экспериментальным путем узлы корпуса (два всплывающих модуля, крепление контейнеров, сопряжение корпусов и т. д.).

Подводная лодка класса «Акула» строилась на заводе «Севмаш», где специально для нее был спроектирован и создан самый большой в мире крытый эллинг, или цех № 55. Корабли проекта 941 характеризуются повышенной плавучестью – более 40 %. Чтобы лодка полностью погрузилась, ее балласт должен составлять половину ее водоизмещения, отчего появилось второе название – «водовоз». Решение о подобной конструкции было принято с дальновидным прицелом – проводить ремонт, профилактику будет необходимо на существующих пирсах и ремонтных заводах.

«Хорошо себя зарекомендовали»

По словам главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, «Напарник» — более универсальная машина по сравнению с «Тайфуном-ВДВ». Кроме того, важным отличием является возможность размещения в ней пункта управления.

Военный эксперт Алексей Хлопотов, в свою очередь, отмечает, что на данный момент в российских войсках положительно оценивают опыт эксплуатации машин семейства «Тайфун».

  • Показательные выступления многоцелевого бронеавтомобиля К4386 «Тайфун-ВДВ»
  • РИА Новости

«На «Тайфуны», которые уже эксплуатируются в войсках, военные не жалуются. Это достаточно эффективная и надёжная машина. Однако времени прошло ещё не так много с начала их использования. Посмотрим, как они будут работать дальше», — сказал специалист в беседе с RT.

Схожего мнения придерживается и Игорь Коротченко. По его словам, линейка «Тайфунов» доказала свою эффективность и «Ремдизель» продолжит её развитие в интересах Минобороны РФ.

«Тайфуны» хорошо себя зарекомендовали. Это надёжная и проверенная разработка. Например, «Тайфун-ПВО» существенным образом повышает возможность ведения противовоздушной обороны в сухопутных войсках и других подразделениях и родах войск России. То же самое можно сказать и о машине для десантников. Эта линейка востребована в войсках, и её создание поддерживается в Минобороны», — заключил аналитик.

Размеры подводных лодок в сравнении

В качестве основного конкурента проекту 941 выделяют подводные лодки класса «Огайо» — серия кораблей в США, рассчитанная на стратегические ракеты. Оба проекта разрабатывались примерно в одно время.

По габаритам у «Огайо» размеры подводной лодки в сравнении ненамного уступают «Акуле» — 170,7 м длины, 12,8 м ширины и 11,1 осадка. Значительнее отличается водоизмещение — американская субмарина весит 16746 и 18750 тонн в надводном и подводном состоянии соответственно.

Несмотря на меньшие размеры американская подлодка несет 24 баллистические ракеты Trident II D5. Ее ключевое преимущество — модульная система отдельных агрегатов, что облегчает постепенную модернизацию подлодки.

Единицы

#ИмяПоложилЗапущенВведен в эксплуатациюФлотПоложение дел
ТК-208Дмитрий Донской30 июня 1976 г.27 сентября 1979 г.23 декабря 1981 г.Северный флотВ действующей службе, модернизирован до проекта 941УМ для использования Ракеты булава
ТК-20222 апреля 1978 г.23 сентября 1982 г.28 декабря 1983 г.Снят с действующей службы в июне 1999 г., списан при финансовой поддержке США.
ТК-12Симбирск19 апреля 1980 г.17 декабря 1983 г.26 декабря 1984 г.Снят с действующей службы в 1996 г., списан в 2006–2008 гг.
ТК-1323 февраля 1982 г.30 апреля 1985 г.26 декабря 1985 г.Снят с действующей службы в 1997 г., списан в 2007–2009 гг.
ТК-17Архангельск9 августа 1983 г.12 декабря 1986 г.15 декабря 1987 г.Северный флотСписан в 2006 г. все еще в резерве
ТК-20Северсталь27 августа 1985 г.11 апреля 1989 г.19 декабря 1989 г.Северный флотСписан в 2004 г., все еще в резерве
ТК-2101986Незаконченный, сломанный в пути

История создания

Межконтинентальная баллистическая ракета тяжелого класса Р-36М была разработана в КБ «Южное» (Днепропетровск). 2 сентября 1969 года было принято постановление Совета министров СССР о создании ракетного комплекса Р-36М. Ракета должна была иметь высокую скорость, мощность и другие высокие характеристики. Эскизный проект конструкторы завершили в декабре 1969 года. Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета предусматривала 4 вида боевого оснащения – с разделяющимися, маневрирующими и моноблочными головными частями.

КБ «Южное» после смерти знаменитого М.К. Янгеля возглавил академик В.Ф. Уткин. Создавая новую ракету, получившую обозначение Р-36М, применяли весь опыт, накопленный коллективом при создании предыдущих моделей ракет. В целом это была новая ракетная система с уникальными ТТХ, а не модификация Р-36. Разработка Р-36М шла параллельно с проектированием других ракет третьего поколения, общими особенностями ТТХ которых были:

  • применение РГЧ ИН;
  • использование автономной системы управления с БЦВМ;
  • размещение командного пункта и ракет в сооружениях высокой защищенности;
  • возможность дистанционного переприцеливания непосредственно перед пуском;
  • наличие более совершенных средств преодоления ПРО;
  • высокая боевая готовность, обеспечивающая быстрый пуск;
  • использование более совершенной системы управления;
  • повышенная живучесть комплексов;
  • увеличенный радиус поражения объектов;
  • повышенные характеристики боевой эффективности, которые обеспечивает увеличенная мощность, скорость и точность ракет.
  • радиус зоны поражения Р-36М блокирующим ядерном взрывом уменьшен в 20 раз по сравнению с ракетой 15А18, стойкость к гамма-нейтронному излучению повышен в 100 раз, стойкость к рентгеновскому излучению — в 10 раз.

Чем опасен тайфун?

Атмосферное образование, при котором скорость ветра достигает огромных значений, обладает мощнейшей разрушительной способностью. В прошлые века при встрече моряков с тайфуном выжить на деревянных кораблях было практически невозможно. Но и современные суда не всегда выдерживают удар стихии.

Но наибольшую опасность тайфун представляет не на море, а при обрушении на сушу. Потоки ветра невероятной силы отрывают от земли и уносят, словно пух, людей, части строений, автомобили, выворачивают с корнем деревья. На берег опрокидываются волны многометровой высоты, уносят в океан прибрежные здания и причаленные суда. После атаки стихии остается опустошенный разрушенный берег.

Модификации

Как говорилось ранее, первая подводная лодка «Акула» была стравлена на поверхность воды в декабре 1981г.

Изначально в планах было собрать 7 аналогичных кораблей, однако по договоренности о сокращении численности стратегического оружия, Советский Союз ограничился 6 экземплярами.

Собранные и использовавшиеся модификации представлены ниже:

  • ТК-208 «Дмитрий Донской», строительство начато 17.06.1976г, спущен в воду спустя 4 года. В 2002г снят с вооружения для последующей модернизации. На сегодняшний момент переоборудован для нового вида вооружения «Булава».
  • ТК-202, спущен в воду в 1982 г., введен в ВМФ спустя 1 год, лишь в 1983. После 22 лет эксплуатации был распилен на металлолом.
  • ТК-12 «Симбирск» использовался с 1983 по 1998г, затем списан. В 2005 г. корабль доставили в Северодвинск и утилизировали совместно с американцами.
  • ТК-13, принятый на вооружение в 1985 г. использовался до 2007 г. Лишь после списания были начаты работы по его утилизации. На сегодняшний момент полностью разобран и переработан, а ядерный реактор перемещен в Заполярье для длительного хранения.
  • ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2006 году выведены из состава ВМС России. Решение об их дальнейшей судьбе пока не определено.

Почти все последующие модификации «Акулы», созданные Советским Союзом, потеряны. На сегодняшний момент осталось всего 2 экземпляра, находящихся под вопросом и 1 действующий. Все остальные демонтированы. Основной причиной стали результаты переговоров о сокращении ядерного оружия и прекращение холодной войны. На сегодняшний момент, весь боекомплект баллистических ракет Д-19 утилизирован, а для производства последующих нет оснований и мотиваций.

Распространение баллистических ракет

Первая в мире баллистическая межконтинентальная ракета под наименованием Р-7 прошла успешные испытания 21 августа 1957 года в СССР и в 1960 благополучно поступила на вооружение. Первая американская баллистическая ракета SM-65 Atlas прошла успешные испытания в 1958 году и поступила на вооружение в 1959 году. На сегодняшний день такие ракеты имеются на вооружении США, России, Франции, Великобритании и Китая.

Израиль в вопросе наличия у него на вооружении баллистических межконтинентальных ракет придерживается такой же позиции, что и вопросе обладания ядерным оружием – не отрицает и не подтверждает наличие этих ракет на вооружении. Так, Израиль получает двойную выгоду из ситуации: не присоединяется к международному договору, подразумевающего контроль распространения ракетных технологий и в то же время держит страны мира в напряжении, так как они не знают его реальные возможности. Но как бы там ни было, учитывая наличия у Израиля отработанной трехступенчатой твердотопливной ракеты-носителя «Шавит», страны не сомневаются в возможностях этой страны по созданию МБР.

Известно, что первые две ступени ракеты-носителя «Шавит» имеют «боевое происхождение», в их роле используют ступени баллистической ракеты средней дальности «Иерихон-2». К сожалению, точных данных о показателях ракеты «Иерихон-3» нет. Но эксперты считают ее межконтинентальной боевой модификацией РН «Шавит».

Разработку своих МБР ведут Пакистан, КНДР и Индия, прочем последняя в апреле 2012 года провела успешное первое летное испытание МБР типа Агни-V. Предполагалось, что она поступит на вооружение в 2014 году. Также стоит отметить, что характеристики небоевых индийских космических РН (к примеру, GSLV) давно превышают массо-энергетчиеские характеристики, требуемые для МБР.

Северокорейская МБР «Тэпходон-2», над которой начали работать в 1987 году, по мнению экспертов, считается испытанной под видом РН серии «Ынха».

Некоторые обозреватели считают, что Иран с помощью программы освоения космоса создает технологии, которые позволяют разрабатывать собственную МБР. Например, иранская космическая РН Сафир-2 при запусуске по суборбитальной траектории способна доставить боевой заряд на расстояние 4-4,5 тыс. километров.

В 1980-х годах ЮАР с целью противостояния странам СССР и Запада, при содействии Израиля работала над созданием МБР RSA-3, но после краха режима апартеида отказались от идеи принятия ее на вооружение.

Баллистическая ракета: что это?

Современный мир, пронизанный непрекращающимися локальными конфликтами и внешнеполитическими напряженностями между странами, постоянно находится под угрозой крупных глобальных войн. Каждое отдельно взятое государство понимает, что в случае войны победа будет за тем, чье вооружение лучше и мощнее.

Так было всегда, начиная еще с незапамятных времен. Именно война двигала прогресс — все изобретения для гражданских нужд были лишь побочным результатом изобретения военного оснащения. В двадцать первом веке производимое оружие имеет чудовищную разрушительную силу. Хорошим примером мощнейшего оружия является баллистическая ракета.

Что такое баллистическая ракета?

Баллистическая ракета — один из видов орудия массового поражения, действующего на дальние дистанции. Летит по изначально заданной параболической траектории и не поддаётся управлению в момент полета.

Существуют разновидности многоступенчатых ракет, похожих на те, что запускаются в космос для доставки спутников на орбиту — в процессе полета части ракеты отсоединяются от основания, чтобы увеличить скорость за счет импульса и уменьшения общей массы. Запуск таких ракет производится либо из шахтных установок расположенных в земле, либо с помощью мобильных перевозных установок.

Классифицируются ракеты каждым государством по-разному, но можно считать общепринятыми ракеты трёх видов:

  • Малой дальности.
  • Средней дальности.
  • Межконтинентальные.

Каждый из видов имеет свои задачи и максимальную длительность проходимого пути. В случае с ракетами малой дальности — это тысяча километров, средняя дальность обладает радиусом запуска в 5.5 тысяч километров, а межконтинентальные, направленные на то, чтобы поразить врага на другом конце земли, имеют дальность достаточную, чтобы облететь 50% земного шара.

Именно такие ракеты начиняют ядерными боеголовками. Самая большая длительность полета займет не более 30 минут, а гигантская скорость делает ракеты практически неуязвимыми для противовоздушной обороны — они просто летят быстрее снаряда, предназначенного для уничтожения этой ракеты.

Как работает баллистическая ракета?

Главная особенность её работы заключается в том, что практически всю длительность своего полета ракета ведет себя в точности, как обычный брошенный объект, не подвергаясь импульсам и ускорениям со стороны двигателей.

Весь её путь можно разделить на два этапа. В первом этапе ракете задаётся необходимая скорость с помощью реактивной тяги. После того, как нужное ускорение было достигнуто, двигатель вместе с топливным баком отсоединяется от ракеты для облегчения её веса. После этого наступает второй этап свободного падения.

Использование ракеты в гражданских целях

Устройство баллистической ракеты и манера её поведения в воздухе мало чем отличаются от ракет, запускаемых в космос на орбиту Земли. Благодаря этому удобству существует возможность создания универсальных устройств, которые в зависимости от внутреннего содержания будут использоваться в мирных или в военных целях.

На сегодняшний день существует несколько видов универсальных ракет, которые изначально были созданы с целью выведения на орбиту планеты различного военного спутникового оборудования. Целый класс ракет предназначен для вариативного использования. Стоит понимать, что одну и ту же ракету нельзя переоснастить для других целей. Хоть они и имеют общую базу, но собираются на различных заводах и не подлежат взаимному замещению.

https://youtube.com/watch?v=e31qo61ryRc

История создания

В 1957 году была успешно запущена первая в мире межконтинентальная ракета. Строение её было именно многоступенчатым, а радиус поражения подразумевал успешную доставку заряда в любую точку планеты. Разработка данного вооружения была инициирована еще за десять лет до её запуска. Большое количество научных деятелей, а также организаций было привлечено для исследований возможности перелетов и создания системы управления ракетой.

Специально для испытаний оружия подобного рода в Казахстане был построен полигон, строительство которого завершилось в один год с запуском ракеты. Однако первые испытания позволили выявить огромное количество недостатков данной ракеты. Только с четвертого раза после многочисленных доработок ракета смогла поразить условного противника, успешно завершив испытания на полигоне. Замена на более новые виды вооружения произошла только спустя 11 лет после начал использования первого прототипа.

История

Подводная лодка класса “Тайфун” на поверхности в 1985 году.

Советская подводная лодка с баллистическими ракетами типа «Тайфун» со вставкой, изображающей поле для американского футбола, чтобы передать ощущение огромных размеров судна.

Поперечные сечения

Класс “Тайфун” разрабатывался по проекту 941 как российский Акула класс (Акула), что означает акула. Иногда его путают с другими подводными лодками, поскольку Акула – это название, которое НАТО использует для обозначения российского проекта 971. Щука-Б (Щука-Б) -класса ударных подводных лодок. Проект разрабатывался с целью соответствовать вооружению БРПЛ Огайо-учебный класс подводные лодки, способные нести 192 ядерные боеголовки по 100 кт каждая, но со значительно большей дальностью полета. Чтобы приспособиться к такому увеличению дальности, советские БРПЛ были значительно крупнее и тяжелее, чем их американские аналоги ( Р-39 Риф более чем в два раза тяжелее UGM-96 Trident I; она остается самой тяжелой БРПЛ из всех находящихся на вооружении в мире). Подводную лодку пришлось соответствующим образом масштабировать.

В начале 1990-х годов поступали также предложения о переоборудовании некоторых подводных лодок типа «Тайфун» для подводные грузовые суда для транспортировки нефти, газа и грузов под полярным льдом на далекие северные территории России. Подводные лодки могли принять на борт до 10 000 тонн груза и отправить его под полярным льдом в танкеры ожидание в Баренцево море. Эти корабли – после значительных инженерных работ, необходимых для разработки технологий перекачки нефти с буровых платформ на подводные лодки, а затем и на ожидающие танкеры – затем доставляют свои грузы по всему миру.

Было построено шесть подводных лодок типа «Тайфун». Первоначально подлодки обозначались только бортовыми номерами. Позднее имена были присвоены четырем судам, оставленным ВМФ России, которые спонсировались городом или компанией. Заказ на строительство дополнительного судна (бортовой номер ТК-210) был отменен и так и не был выполнен. Только первая из этих подводных лодок, которая будет построена, Дмитрий Донской, до сих пор находится на действительной службе в ВМФ России, служа испытательной платформой для Булава (SS-NX-32) ракета. Архангельск (ТК-17) и Северсталь (ТК-20) остаются в резерве, в настоящее время не задействованы в российском флоте. Все ракеты Р-39 списаны. Тайфуны были заменены Борей класс с 2010-2011 гг.

В конце декабря 2008 года высокопоставленный чиновник ВМФ объявил, что две подводные лодки класса «Тайфун», ТК-17 Архангельск и ТК-20 Северсталь, находящиеся в резерве, не будут перевооружены новой БРПЛ «Булава». Однако их можно было модифицировать, чтобы нести крылатые ракеты или положить шахты, или могли использоваться в специальных операциях. В конце июня 2009 года главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий сообщил журналистам, что две субмарины будут зарезервированы для возможного будущего ремонта и модернизации. В мае 2010 года главком ВМФ сообщил, что российские подводные лодки класса «Тайфун» останутся на вооружении ВМФ до 2019 года. В сентябре 2011 года Минобороны России приняло решение о списании всех проектов 941. Акула атомные подводные лодки с баллистическими ракетами до 2014 года. Корабли класса «Тайфун» – это ограничения, наложенные на Россию Договором о сокращении стратегических наступательных вооружений, и успешные испытания новых Подводная лодка типа “Борей”.

Несмотря на то, что они заменяют многие типы подводных лодок, подводные лодки класса Borei немного короче, чем подводные лодки класса Typhoon (170 м (560 футов) в отличие от 175 м (574 футов)), и имеют меньший экипаж (107 человек вместо до 160). Эти изменения были частично направлены на снижение затрат на строительство и обслуживание подводных лодок. Кроме того, США и Канада предоставили 80% средств для слом старые подводные лодки класса «Тайфун», что делает строительство новой подводной лодки гораздо более экономичным.Однако, по данным других источников в Минобороны, такого решения принято не было; в этом случае подводные лодки останутся в составе ВМФ России.

В 2013 году государственное агентство «РИА Новости» объявило, что в 2018 году ВМФ утилизирует два «Тайфуна». Это будут ТК-17. Архангельск и ТК-20 Северсталь. По состоянию на 2017 год решение об утилизации ТК-17 и ТК-20 еще не принято.

Силовая двигательная установка

Многотонная подводная лодка приводится в движение ядерной двигательной установкой, сконструированной по блочному принципу.

Вместе с рядом других устройств, соединенных конструкторами, это делает «Акулу» мобильной:

  1. Водо-водяной реактор, 190 МВт — 2 блока.
  2. Паротурбинная установка, имеющаяся в каждом корпусе — 2 единицы.
  3. Двухкаскадное растение — 1 шт.
  4. Семилопастный винт фиксированного шага с установленными кольцевыми обтекателями (фенестронами) — 2шт.

Кроме того, имеются 2 резервных двигателя мощностью 190 кВт каждый, они могут обеспечить непрерывную работу субмарины в случае остановки основных судов в течение нескольких часов.

Для маневрирования в ограниченном пространстве имеются 2 отдельных двигателя мощностью 750 кВт, установленных в гребном винте, с собственным гребным винтом, установленным на каждом борту судна.

Побочный продукт

Широкой публике боевую бронированную машину (ББМ) КАМАЗ-53949 «Тайфун» челнинцы показали на московской выставке «Интерполитех-2014». Из разговора со специалистами выяснилось, что на тот момент это был единственный образец их «Тайфуна» 4х4 и его разработка шла в инициативном порядке. Машина оказалась более компактной, чем «Тайфун-У» – «Урал-53099»: длина 6374 мм против 7810 мм у «Урала» в первую очередь за счёт короткой колёсной базы (3800 мм против 4860 мм). За счёт высокой защищённости снаряжённая масса машины составила 12 т, что на 0,8 т меньше, чем у более компактного ВПК-3924 «Медведь» (см. «ГП» № 8, 2011 г.). Габариты и вес машины сформированы с учётом требований ВДВ к грузам, перевозимым военно-транспортными самолетами Ил-76, Ан-124 и вертолётами Ми-26.

Машина относится к классу MRAP и обеспечивает противоминную защиту личного состава по требованиям STANAG-4569 уровня III-b и IV-a. Он предполагает выдерживать подрыв противотанковой мины фугасного действия с массой заряда в тротиловом эквиваленте (ТЭ) 10 кг – под колесом, 8 кг – под днищем.

Бронирование корпуса, рассчитанного на двух членов экипажа и восемь десантников с полной боевой выкладкой, соответствует уровню III стандарта НАТО. Израильская броня Plasan Sasa предполагает защиту экипажа от поражения боеприпасами калибра 14,5 мм, бронебойными пулями типа Б-32, бронебойно-зажигательными пулями 7,62 мм х 54R используемыми в винтовках СВД.

В конструкции машины несколько смущали топливные баки, расположенные в корме, и доступ в задний десантный отсек через дверь в кормовом листе: чтобы её открыть, нужно сначала откинуть лестницу.

Учитывая, что премьера прошла в 2014 году, стало настораживать широкое применение импортных автокомпонентов, причём в более широком ассортименте, чем на «Тайфун-К» 6х6. Дизельный 350-сильный двигатель Cummins 6ISBe агрегатировали с 6-ступенчатой автоматической КП Allison, раздаточная коробка и мосты Timoney, колёса Hutchinson, голландская независимая гидропневматическая подвеска (ГПП) с автоматической подкачкой шин. И это не считая импортных кондиционеров и светотехники Hella. По сравнению с автомобилями старшего семейства боестойкие бескамерные шины Michelin имеют меньшую размерность (на 1 ступень) – 14.00 R20 и обеспечивают движение (повреждённой шины) при скорости до 50 км/ч на дальность до 50 км.

В оснащение вошла автоматическая блокировка межколёсного и межосевого дифференциалов. Следить за состоянием всех систем и наличием неполадок должна специализированная бортовая информационно-управляющая система (БИУС). В её основные функции вошли расчёт оптимальных параметров движения (клиренс, режим работы подвески и т.п.) и передача соответствующих команд на управление системами и механизмами бронеавтомобиля.

При осмотре первого КАМАЗ-53949 изумление вызвали несколько отверстий в нишах крыльев. Выяснилось, что после испытаний для проведения ревизии образец разобрали. А на обратной сборке оказалось, что во время испытаний отдельные детали получили деформацию, и крепёжные болты в отверстия уже без значительного усилия не всунуть. Бывает, случается… Но собранный заново «тайфунёнок» не потерял работоспособности. Практика показывает, что на макетных образцах часто бывает намного хуже – некоторые образцы потом даже ездить не могут.

В общем, образец КАМАЗ-53949 покатали в прошлом году весьма хорошо! Испытатели отметили надёжность АКП Allison и недостаточную надёжность «раздаток» Timoney.

Тактико-технические характеристики опытного экземпляра «Тайфун-К» 4х4 КАМАЗ-53949
Снаряжённая масса, кг12 000
Полная масса, кг14 000
Грузоподъёмность, кг2000
Вместимость, чел.10
Двигатель рабочий объём, cм3Cummins 6ISBe 350, турбодизель, I-6 6690
Мощность, л.с.350
Крутящий момент, Н∙м1090
Угол преодолеваемого подъёма, %60
Максимальная скорость, км/ч105
Запас хода, км850
Глубина преодолеваемого брода, мм1750
Колёса10.00 20
ШиныMichelin XZL+, 14.00 R20
Уровень баллистической защиты, калибр пульSTANAG-4569 уровень III, 7,62 мм х 54R СВД
Уровень защиты противоминныйSTANAG-4569 уровень III-b и IV-a, 10 кг в ТЭ под колесом и 8 кг в ТЭ под днищем

Засекреченные рекорды

На шести тяжёлых крейсерах в Западной Лице было развёрнуто 120 ракет. Когда в Москве приняли решение от них отказаться, ракеты стали утилизировать методом отстрела.

В декабре 1997 года провели экспериментальную стрельбу, в ходе которой первый и единственный раз за всю историю морских стратегических ядерных сил с борта тяжёлого крейсера осуществили пуск всех 20 ракет с интервалом в семь секунд. Ранее подобный эксперимент с кодовым названием «Бегемот» провели на борту подводного ракетоносца проекта «Дельфин». Но в его боекомплекте было 16 ракет, а на «Акуле» – 20. Полученные результаты дали уникальный по ценности материал о работе электроники и автоматики ракетного комплекса и состояния всех лодочных систем в целом. Ведь никто не знал, как поведёт себя подводный космодром, когда за две с небольшим минуты выпустит весь боекомплект, освободится от 1180 тонн железа и примет в ракетные шахты столько же тонн забортной воды. Всё это – уже история, но очень важная для конструкторов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения.

Спустя четыре года после принятия новой ракеты на вооружение Военно-морского флота, вновь встал вопрос: что делать с единственной оставшейся в строю «Акулой»? . А самому «Дмитрию Донскому» исполнилось уже 46 лет, из которых 40 – он служит Отечеству верой и правдой. Не стал ли военно-морской парад на Кронштадтском рейде последним в истории «Дмитрия Донского»? Ведь по всем канонам корабельной службы ему пора уходить на покой. И становится почему-то грустно от этой мысли.

mil.ru
Тяжёлый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской».

Слишком много страниц в его истории, чтобы вот так просто взять и закрыть Исторический журнал корабля с грифом «Совершенно секретно» на красной обложке, а потом сдать его на хранение в Центральный военно-морской архив, где он наверняка будет пылиться на полке среди таких же журналов других кораблей и подводных лодок.

Раньше считалось, что атомная подводная лодка не может лечь на грунт, так как это может повредить систему охлаждения атомных реакторов. Но что не могли делать атомные подводные лодки других проектов, оказалось доступным для «Акул». В августе 1988 года второй экипаж ТК-208 под командованием капитана 2 ранга Владимира Домнина впервые в мире освоил новый тактический приём – «Покладка подводного крейсера на грунт с имитацией стрельбы полным боекомплектом». Эксперимент продолжался более трёх суток. По воспоминаниям участников учений «Грунт» и «Россыпь», с грунта была выполнена имитация стрельбы ракетами миномётным, или как его ещё называют «холодным» стартом, это когда 90-тонную ракету выталкивают из шахты пороховым аккумулятором давления. Во время эксперимента были задействованы несколько аккумуляторов. То есть ракет в шахтах не было, но имитация их старта была очень реалистичной.

Бывший командир 18-й дивизии «Акул» контр-адмирал запаса Михаил Ильиных вспоминает: «Если американцы сократили подлётное время своих «Першингов» к Москве до десяти минут, то мы до Вашингтона и Нью-Йорка – до пяти минут». В этом есть заслуга и экипажей тяжёлых крейсеров, вышедших на боевую службу в Северную Атлантику для реализации так называемых ответных мер, введённых Юрием Андроповым. Наплаванность экипажей в этот период достигала 200 суток, то есть из 12 месяцев в году более шести подводники проводили на боевой службе. Такой интенсивной эксплуатации атомных подводных лодок никогда не было в Советском Союзе. И главное техника – выдерживала!

Утерянные запреты

В последнее время система ограничений, созданная в годы холодной войны, потихоньку начинается рушиться. Две главные потери у всех на слуху: это запрет на ПРО и на наземные ракеты средней и малой дальности.

Отказ от ПРО в своё время также объяснялся желанием достичь большей стабильности между сверхдержавами. Ведь первая страна, что создаст более-менее работоспособный противоракетный зонтик, будет иметь искушение атаковать как можно быстрее — пока противник не научился прорывать эту оборону или не создал свою. Исходя из этого, уже отстающий в гонке за ПРО встаёт перед выбором: или атаковать до завершения создания противоракетного зонтика, или оказаться проигравшим в ядерной войне.

Предполагаемые зоны размещения систем ПРО «Спартан» и «Спринт» до их ограничения Договором о ПРО

Но соглашение об ограничении ПРО стояло непрочно ещё в холодную войну. Одно дело запретить дорогое и не самое эффективное средство обороны. А вот если бы новые средства ПРО показали высокую эффективность — все бы ринулись их делать, забыв о запретах. Пример тому — история с американской программой стратегической оборонной инициативы.

Американские ракеты «Першинг 2» стали главной причиной запрета ракет малой и средней дальности наземного базирования

Ограничение на наземные ракеты малой и средней дальности также было продиктовано желанием ограничить возможности первого удара. Подобные ракеты из-за малого подлётного времени и высокой точности идеальны для уничтожения целей вроде ракетных шахт, аэродромов и штабов. Вот и решили от них отказаться. Но мир поменялся, и вдруг оказалось, что подобные ракеты делают многие — от китайцев и индийцев до корейцев и иранцев. И у США с РФ даже при желании нет возможности заставить их всех поддержать запрет.

Многие новые виды вооружения, вроде ракеты «Кинжал», вполне попадают под существующие запреты

Тенденция на снос запретов сохраняется, и вполне возможно, что скоро в прошлом останутся и другие из вышеперечисленных ограничений. И тогда, с одной стороны, мы снова будем наблюдать буйство инженерной мысли, а с другой — мир станет куда более нестабильным.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий