Поиск

Су-2 (АНТ-51) — советский ближний бомбардировщик

Бомбардировщик Су-2 – видео

https://youtube.com/watch?v=vGqDCHJCrMs

Первоначально самолет разрабатывался под мотор М-34ФРН жидкостного охлаждения, однако в начале 1937 г. было решено заменить его более надежным М-62 воздушного охлаждения. Самолет представлял собой цельнометаллический однодвигательный низкоплан с убирающимся шасси. С целью устранения разноса масс по длине фюзеляжа бомбоотсек оборудовали не за кабиной летчика, а под полом его кабины. Летчик как бы «сидел» на бомбах, подвешиваемых в фюзеляжном бомбоотсеке. В бомбоотсеке могли поместиться четыре бомбы массой по 100 кг и дополнительно еще 200 кг на внешних подвесках. В силу этого экипаж самолета АНТ-51 состоял из летчика и штурмана-стрелка, размещенных в относительно небольшой общей кабине. Вооружение состояло из подвижного пулемета ШКАС сзади кабины и нижней «кинжальной» установки с ограниченно подвижным пулеметом ШКАС, предназначенной для защиты нижней задней полусферы.

25 августа 1937 г. самолет, пилотируемый летчиком-испытателем М.М. Громовым, совершил свой первый полет. Заводские летные испытания показали хорошие летные и эксплуатационные данные. В сентябре опытная машина была повреждена при посадке, но ее восстановили и продолжили испытания. Государственные испытания проводились на второй опытной машине с воздушным винтом изменяемого шага. Самолет был представлен в вариантах разведчика и штурмовика. Испытания показали, что его летные данные соответствуют уровню современных ему зарубежных однотипных самолетов. Летные данные самолета могли быть улучшены за счет установки более мощного двигателя М-87, необходимость которого определялась ненадежной работой двигателя М-62.

Третий опытный самолет с двигателем М-87А приступил к испытаниям в ноябре 1938 г. По сравнению с предыдущими машинами он имел ряд преимуществ: увеличилась скорость полета, сократился разбег, увеличилась глиссада планирования. Государственные испытания самолет прошел с хорошей оценкой и был рекомендован для серийного производства. В 1939 г. на заводе № 135 в Харькове началось серийное производство самолета, получившего обозначение ББ-1 (ближний бомбардировщик — первый) (с конца 1940 г. — Су-2). В связи с хорошо освоенной технологией производства на харьковском заводе металлический фюзеляж, применявшийся на опытных машинах, был заменен деревянным монококом с фанерной обшивкой из березового шпона. К выпуску самолетов было подключено еще два завода в Таганроге и Москве. В общей сложности до окончания выпуска в 1942 г. было выпущено 877 самолетов Су-2. Они активно участвовали в Великой Отечественной войне, хотя как тип самолета подобного класса аппарат исчерпал себя. Его вытесняли более приспособленные для боев над полем боя штурмовики Ил-2.

Су-2 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

К середине 1930-х гг. потребовался самолет, способный выполнять многоцелевые задачи, а именно — разведчика, легкого бомбардировщика и штурмовика. К решению этой проблемы было привлечено на конкурсной основе сразу несколько КБ. В 1936 г. были разработаны технические требования к новому многоцелевому самолету, получившему условное название «Иванов», что подчеркивало простоту его конструкции, надежность и неприхотливость в эксплуатации. Одним из первых к проектированию такого самолета приступило ОКБ А.Н. Туполева. Конструкторская работа, получившая заводское обозначение АНТ-51 и «СЗ» («Сталинское задание»), велась под руководством И.О. Сухого.

Боевое применение

К 22 июня 1941 года подавляющее большинство бомбардировщиков Су-2 было сосредоточено в западных военных округах. По отчетам до конца 1941 года армия должна была получить еще более 700 самолетов. Ударными темпами шла подготовка пилотов и штурманов. Су-2 применялся не только в качестве ближнего бомбардировщика, но и штурмовика. Однако именно неприспособленность самолета к штурмовке объясняется факт чрезвычайно высоких потерь в первые месяцы войны.

Совершив в 1941 году примерно 5000 вылетов на Су-2, советские ВВС потеряли в бою и пропавшими без вести всего 222 этих самолёта, то есть одна потеря приходилась на 22,5 вылета. При этом средние боевые безвозвратные потери советских бомбардировщиков в 1941 году составили 1 самолёт на 14 вылетов, то есть были в 1,61 раз больше.

В частях, имевших на вооружении одновременно Пе-2 и Су-2, также отмечались значительно меньшие потери последних, несмотря на формально лучшие ТТХ машин Петлякова: в итоговой сводке 66-й авиадивизии за 1941 год боевые потери Пе-2 определяются в 1 потерю на 32 вылета, а у Су-2 на 1 потерю приходился 71 вылет.

Модификации бомбардировщика «СБ»

  • АНТ-40РЦ — первый прототип с звездообразными двигателями Райт «Циклон». Изготовлен в 1934 году. Первый полёт 7 октября 1934 года.
  • АНТ-40ИС — второй прототип, с крылом увеличенной площади и двигателями «Испано-Сюиза» 12Y. Изготовлен в 1934 году. Первый полёт 30 декабря 1934 года.
  • Ар-2 (Архангельский, по фамилии конструктора) (СБ-РК, РК, КР) — пикирующий бомбардировщик. Отличался новой носовой частью фюзеляжа, двигателями М-105Р с винтами ВИШ-22Е, крылом уменьшенной площади, наличием аэродинамических тормозов-решёток, установкой радиаторов в консолях крыла. Разработан в 1939 году. Выпускался в 1940-1941 годах. Изготовлено около 200 самолётов.
  • ММН — (опытный) вариант СБ с двигателями М-105. Имел уменьшенную площадь крыла и оперения, дополнительные топливные баки на 205 л. Вооружение сокращено до 3 пулемётов ШКАС. Изготовлен в 1939 году.
  • ММН-2М-104 — дублёр ММН, с двигателями М-104.
  • ПС-40 — транспортный самолёт с 3 грузовыми отсеками в фюзеляже общим объёмом 2,58 м3. Выпущен малой серией в 1938 году на заводе №22. Переоборудовано также несколько ранее выпущенных СБ. Применялся в гражданской авиации.
  • ПС-41 — транспортный и почтовый самолёт с двигателями М-103У, но без вооружения. Изготовлен 1 самолёт на заводе №89 ГВФ, кроме того в ПС-41 переоборудовались снимаемые с вооружения бомбардировщики.
  • ПС-41бис — вариант ПС-41 с подвесными баками.
  • СБ-2М-100 — серийный скоростной бомбардировщик, имел крыло с профилем NASA-230 и двигателями М-100 (лицензионный вариант «Испано-Сюиза» 12Y). Выпускался в 1936-1937 годах.
  • СБ-2М-100А — серийный с двигателями М-100А. Выпускался в 1937-1938 годах.
  • СБ-2М-100А (опытный) модернизированный, с экранированной пулемётной установкой Тур МВ-3, новой люковой установкой с коленным оптическим прицелом. Изготовлен в 1937 году.
  • СБ-2М-100А «крейсер» — ночной истребитель с носовой установкой из 4 пушек ШВАК. В 1941 году изготовлено 2 самолёта. Применялся при отражении налётов на Москву.
  • СБ-2М-103 1939 года — развитие «СБ» бис3. Выпускался массовой серией с 1939 года.
  • СБ-2М-103 (СН) — (опытный) со скорострельными пулемётами СН.
  • СБ-2М-103 «прожекторный» — самолёт для подсветки бомбардировщиков противника. В 1941 году переоборудован 1 самолёт. Использовался в ПВО Москвы.
  • СБ-2М-103 «тральщик» — воздушный тральщик. Переоборудован 1 самолёт.
  • СБ-2М-104 — самолёт с двигателями М-104. Выпущен малой серией.
  • СБ-2М-105 — самолёт с двигателями М-105. Выпущен в 1940 году малой серией.
  • СБ-2М-105ТК — опытный с турбокомпрессорами. Изготовлено 3 самолёта.
  • СБ бис (СБ-2М-103) — модернизированный, с увеличенной кабиной штурмана, двигателями М-103, измененным составом оборудования и увеличенной до 1500 кг бомбовой нагрузкой. Для улучшения обзора из кабины пилота мотоустановка несколько опущена вниз. Выпускался с сентября 1938 года.
  • СБ бис2 — опытный, с полированной обшивкой крыла. Изготовлен в марте 1938 года.
  • СБ бис3 — модернизированный, с новыми капотами двигателей, туннельными радиаторами, заменой водомасляных радиаторов на воздушно-масляные. Выпускался малой серией в 1938 году.
  • СБ с трёхколёсным шасси — (опытный). Отличался шасси с носовой стойкой. Изготовлен в 1940 году.
  • СББ-1 — (опытный) пикирующий бомбардировщик с двухкилевым оперением. Изготовлен в 1940 году.
  • СБ-Н — (опытный), с установкой в носовой турели пушки ШВАК вместо пулемётов.
  • СБ-Ш — (опытный) штурмовик, с 2х подвижными пушками ШВАК под фюзеляжем.
  • УСБ (СБ-УК) — учебный, со специальной кабиной инструктора, устанавливаемой вместо кабины штурмана. Выпускался с 1938 года. Изготовлено 29 самолётов. Ещё 81 самолёт переоборудован в войсках.
  • B-71 — чехословацкий вариант СБ с двигателями Авиа HS 12 Ydrs и вооружением. В 1938-1940 годах на заводах Авиа, Аэро и Летов изготовлено 160 самолётов.

Из-за большого количества модификаций, встречаются фото «СБ» с самыми разными конфигурациями двигателей

Разработка

В 1936 году в СССР был объявлен конкурс на разработку многоцелевого самолёта «Ива́нов». В конкурсе приняли участие ЦАГИ (главный конструктор А. Н. Туполев), ЦКБ (главный конструктор Н. Н. Поликарпов), ХАИ (главный конструктор И. Г. Неман), а также Д. П. Григорович, С. А. Кочеригин и С. В. Ильюшин.

25 августа 1937 года Михаил Громов впервые поднял в воздух бомбардировщик ближнего действия конструкции П. Сухого. В 1939 году на нём установили мотор М-88Б мощностью в 1000 л. с. и 10 реактивных снарядов РС-82. Этот самолёт, названный Су-2 (или ББ-1 — ближний бомбардировщик), с 1940 года выпускался серийно.

Планировалось развернуть строительство ББ-1 на заводах № 31 (Таганрог), № 135 (Харьков) и № 207 (Долгопрудный), однако завод в Таганроге, почти наладивший производство, был переориентирован на ЛаГГ-3 и так и не выпустил ни одного Су-2, а 70 почти готовых машин были переданы из Таганрога для достройки в Долгопрудный.

В ноябре 1941 года Су-2 был модифицирован и получил название Су-4. Новая модификация бомбардировщика-штурмовика стала выпускаться с мотором М-82 (АШ-82) мощностью в 1400 л. с.; с ним скорость самолёта достигала 486 км/ч. Производство Су-2 и Су-4 было прекращено в начале 1942 года, когда закончились машинокомплекты, эвакуированные из Харькова.

Всего было построено около 800 боевых самолётов Су-2 и его глубокой модификации Су-4.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на СУ-14-2
В сети Интернет
  • СУ-14-2 // Википедия
  • СУ-14 // LiveJournal
  • СУ-14 // Броне-сайт

Техника СССР

Лёгкие танки I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45  • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх  • III БТ-СВ  • III ЛТП  • III М3 лёгкий  • III БТ-7 артиллерийский  • III Т-116  • III БТ-5 • III Т-127  • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II  • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2  • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432  • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ
Средние танки III Т-29  • IV А-32  • IV Т-28Э с Ф-30  • IV Т-28 • V Матильда IV  • V Т-34 экранированный  • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М  • VI Т-34-85 Rudy  • VI М4-А2 Шерман Лозы  • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец  • VIII Т-44-100 (Б)  • VIII Т-44-100 (Р)  • VIII Т-44-100 (У)  • VIII СТГ  • VIII СТГ Гвардеец  • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907  • X Т-22 ср.  • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А
Тяжёлые танки V Черчилль III  • V КВ-220-2  • V КВ-220-2 Бета-Тест  • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р)  • VI КВ-85 • VI Объект 244  • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122  • VII ИС-2М  • VII ИС-2 экранированный  • VII ИС-2  • VIII ИС-3 • VIII ИС-6  • VIII ИС-6 Ч  • VIII КВ-5  • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730)  • VIII ИС-3 с МЗ  • VIII КВ-4 Креславского  • VIII Объект 252У Защитник  • VIII Объект 252У  • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II  • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II  • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260  • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний  • X СТ-II
ПТ-САУ II АТ-1 • III СУ-76И  • IV СУ-85А • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И  • VI СУ-100 • VI СУ-100Y  • VII ИСУ-122С  • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44  • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130  • VIII Т-103  • VIII СУ-130ПМ  • VIII СУ-101 • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
САУ II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261

САУ

Техника СССР II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261
Техника Германии II G.Pz. Mk. VI (e) • III Sturmpanzer I Bison • III Wespe • IV Pz.Sfl. IVb • IV Sturmpanzer II • V Grille • VI Hummel • VII G.W. Panther • VIII G.W. Tiger (P) • IX G.W. Tiger • X G.W. E 100
Техника США II T1 HMC • III T18 HMC • III M7 Priest • IV T82 HMC • IV M37 • V M41 HMC • VI M44 • VII M12 • VIII M40/M43 • IX M53/M55 • X T92 HMC
Техника Франции II Renault FT 75 BS • III Lorraine 39L AM • IV AMX 105 AM mle. 47 • V AMX 13 105 AM mle. 50 • V 105 leFH18B2  • VI AMX 13 F3 AM • VII Lorraine 155 mle. 50 • VIII Lorraine 155 mle. 51 • IX Bat.-Châtillon 155 55 • X Bat.-Châtillon 155 58
Техника Великобритании II Loyd Gun Carriage • III Sexton II • III Sexton I  • IV Birch Gun • V Bishop • VI FV304 • VII Crusader 5.5-in. SP • VIII FV207 • IX FV3805 • X Conqueror Gun Carriage

Сравнение с аналогами Ту-2

Учитывая специфику летно-технических характеристик, технологические особенности производства, соотношение боевых потерь, самолет Ту-2 стал наиболее эффективным и успешным советским фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны, несмотря на небольшой вклад в достижение капитуляции Германии. К сожалению, особенности военного положения не позволили своевременно развернуть массовое производство данного самолета.

Главным недостатком всех модификаций Ту-2 был плохой обзор из кабины летчика, который уступал практически всем аналогам того времени. За выпуск этого самолета Н. Туполеву дали звание генерал-майора.

Туполев Ту-2 характеристики:

Модификация  Ту-2
Размах крыла, м  18.86
Длина, м  13.80
Высота, м  4.13
Площадь крыла, м2  48.52
Масса, кг 
  пустого самолета  7601
  нормальная взлетная  10538
  максимальная взлетная  11768
Топливо, л  2200
Тип двигателя  2 ПД Швецов АШ-82
Мощность, л.с.  2 х 1850
Максимальная скорость , км/ч 
  у земли  444
  на высоте  521
Практическая дальность, км  2020
Скороподъемность, м/мин  490
Практический потолок, м  9000
Экипаж, чел  4
Вооружение:  две 20-мм пушки ШВАК , 
  три 7.62-мм пулемета ШКАС и один 12,7-мм пулемет УБТ
  10 реактивных орудий для снарядов РС-132
  бомбовая нагрузка нормально – 1000 кг, 
  максимально – 2000 кг, в перегрузку – 3000 кг

Модификации ближнего бомбардировщика Су-2

  • АНТ-51 СЗ-1 (АНТ-51, «51», заказ №351) — первый прототип с двигателем М-62 мощностью 830 л.с., двухлопастным винтом ВИШ-6, турелью СУ. Первый полёт 25 августа 1937 года.
  • СЗ-2 («Дублёр») — второй прототип, с турелью МВ-5. Бомбовая нагрузка ограничена 200-400 кг. Изготовлен в декабре 1937 года. Первый полёт в феврале 1938 года.
  • СЗ-3 — третий прототип, с двигателем М-87 (позже М-87А, М-87Б), трёхлопастным винтом, уменьшенным запасом топлива. Изготовлен в сентябре 1938 года. Первый полёт 3 ноября 1938 года.
  • «изделие МН» — опытный ближний бомбардировщик с двигателем М-90. В 1940 году на заводе №289 изготовлено 2 самолёта.
  • ББ-1 — опытный ближний бомбардировщик с двигателем М-81. Осенью 1940 года переоборудован второй экземпляр «МН».
  • Су-2 (ББ-1, «изделие Н») — серийный ближний бомбардировщик с двигателем М-88Б (на самолётах первых серий М-87Б, М-88). Часть самолетов (250 штук, без специального обозначения) оснащалась турелью ТСС-1.
  • Су-2 М-89 — с двигателем М-89, внешне различим по коку винта без храповика. На прототипе была установлена нижняя стрелковая установка ЛУ-100. В августе 1941 года на заводе №135 изготовлено несколько десятков самолётов.
  • Су-4 (ББ-3) — самолёт с двигателем М-82 (на прототипе М-90). Отличался деревянным крылом с металлическими лонжеронами. Выпускался в 1942 году.
  • ШБ (ББ-2) — (опытный) штурмовик-бомбардировщик с двигателем М-88, деревянным фюзеляжем, усиленным бронированием, улучшенной аэродинамикой. Изготовлен в 1940 году. Первый полёт в конце марта 1940 года.

Характеристики Су-2

Страна:
СССР

Тип:
Ближний бомбардировщик

Год выпуска:
1937 г.

Экипаж:
2 человека

Двигатель:
1х М-88Б мощностью 1100 л.с.

Максимальная скорость:
486 км/ч (у земли 430 км/ч)

Практический потолок:
8900 м

Дальность полета:
890 км

Масса пустого:
2954 кг

Максимальная взлетная масса:
4310 кг (нормальная взлетная)

Размах крыльев:
10,25 м

Длина:
14,3 м

Высота:
3,94 м

Площадь крыла:
29 кв.м.
Вооружение:
5х 7,62-мм пулеметов ШКАС, до 400 (в фюзеляже) или 600 кг (400 в фюзеляже + 200 на внешней подвеске) бомбовой нагрузки

Характеристики приведены для серийного ближнего бомбардировщика Су-2 (ББ-1)

• Справочник авиации • Самолеты того же периода • Бомбардировщики СССР и России •

Историческая справка

Основная статья: История СУ-14-2

СУ-14

СУ-14-Бр-2

В конце ноября 1936 г. для испытания пушечного варианта «триплекса» с Уралмашзавода и завода «Баррикады» были доставлены 152-мм длинноствольные орудия У-30 и БР-2. Перевооружение состоялось в конце 1936 г., а испытания машин, оснащенных пушками, состоялись в феврале 1937 г. и закончились успешно. Планом на 1937 г. предусматривалось изготовление установочной серии из пяти машин СУ-14-Бр-2 (со 152-мм орудием Бр-2), а с 1938 г. предполагалось наладить их серийный выпуск. К лету 1939 г. предусматривалось создание 280-мм самоходной мортиры СУ-14-Бр-5, но о гаубичном варианте СУ-14-Б-4 не вспоминали, так как создатель гаубицы Б-4 Магдесиев, начальник КБ завода «Большевик», сломался на допросах и сознался в своей вредительской деятельности. Правда, вскоре был арестован и руководитель работ по СУ-14 П.И. Сячинтов, и с этой интересной боевой машиной случилось то же, что и с орудием Б-4. Все работы по подготовке серийного производства САУ были остановлены, а два готовых образца были переданы на хранение военному складу №37 в Москве.

Вспомнили о них в декабре 1939 г. при штурме «линии Маннергейма». Красная Армия, столкнувшись с мощными современными укреплениями, остро ощутила потребность в бронированных артиллерийских установках крупных калибров. Постановлением Комитета Обороны СССР от 17 января 1940 г. «О спецзаданиях для нужд Действующей армии» заводу №185 имени С.М. Кирова (бывшему Опытному заводу Спецмаштреста) поручалось «отремонтировать и экранировать броневыми листами две СУ-14». Предполагалось, что экранированные самоходки смогут свободно подходить к финским дотам на 1,5 – 2 км и расстреливать их прямой наводкой.

В конце января 1940 г. машины прибыли из Москвы на завод, но работа затянулась — броневые листы с Ижорского завода начали поступать только в конце февраля. Экранировка машин была завершена лишь к 20 марта, когда боевые действия уже закончились. Самоходки, получившие дополнительную броню толщиной 30-50 мм, стали весить 64 т. 27 марта машины прошли обкатку на маршруте протяженностью в 26 км. Отмечалось, что «на 3-4 передаче скорость не превышает 20-22 км/ч., при движении по целине двигатель работает напряженно, развороты происходят тяжело». Из-за сильной перегрузки на опытном образце СУ-14 резиновые бандажи опорных катков заменили металлическими.

В апреле 1940 года СУ-14 и СУ-14-Бр-2 проходили испытания на НИАПе, а в июле в составе группы танков капитана П.Ф.Лебедева — в Киевском Особом военном округе. В сентябре 1940 г. обе машины передали на хранение НИБТПолигону. Осенью 1941 г., во время обороны Москвы, обе СУ-14, вместе с еще одной опытной САУ Т-100-Y в составе «Отдельного тяжелого дивизиона особого назначения» использовались в районе ст. Кубинка для стрельбы с закрытых позиций по наступавшим немецким войскам.
До сегодняшнего дня в Кубинке сохранилась бронированная СУ-14-1, вооруженная 152-мм пушкой Бр-2, а СУ-14 в 60-е годы была пущена на металлолом.

Тактико-технические характеристики

самоходных установок СУ-14

МодельСУ-14СУ-14-1СУ-14-Бр-2
Базовое шасси
тяжёлый танк Т-35
Годы выпуска
1934
1936
1940
Экипаж
7
Масса, т
47,06
48
64
Двигатель
дизельный М-17
дизельный М-17Ф
Мощность, л.с.
500
680
Макс. скорость, км/ч
27
31
22
Бронирование, мм
до 20
30-50
Вооружение203-мм гаубица Б-4, 3 х 7,62-мм пулемёта ДТ
152-мм пушка Бр-2, 3 х 7,62-мм пулемёта ДТ
Масса снаряда, кг
~100
49
Выпущено, шт
1
1
2

П.О. Сухой

Легкий бомбардировщик

Сухой Су-2

На вооружении: СССР.

Справка. Первый предвоенный серийный многоцелевой одномоторный самолет. Интенсивно применялся в начальный период войны в качестве разведчика, ближнего бомбардировщика, штурмовика и (иногда) истребителя. Нес значительные потери
от истребителей противника из-за низких летно-технических данных. Су-2 активно действовали под Сталинградом. С 1942 г., когда большинство полков были перевооружены штурмовиками Ил-2, Су-2 использовался в качестве ведущего строй, воздушного разведчика, буксировщика мишеней, учебно-тренировочного самолета и самолета связи.

Основные модификации

АНТ-51 — опытный; версия скоростного разведчика, ближнего бомбардировщика и штурмовика; двигатель М-62 (820 л.с); цельнометаллический низкоплан; установлено убирающееся шасси и посадочные щитки; общая кабина для летчика и штурмана-стрелка; вооружение: 4хШКАС (крыльевые пулеметы; несинхронные), по 1хШКАС в задней стрелковой и нижней люковой установках, бомбы — 4×100 кг в бомбоотсеке и до 200 кг на наружных бомбодержателях; установлен аэрофотоаппарат АФА-13 или НАФА-19; установлена радиоаппаратура.

СЗ-1, 2 «Иванов» — опытные; как АНТ-51; установлен ВИШ.

СЗ-3 «Иванов» — опытный; как СЗ-2; двигатель М-87А (950 л.с).

ББ-1 — серийный; как СЗ-3; изменена конструкция фюзеляжа.

Су-2 — серийный; версия ближнего бомбардировщика, разведчика и штурмовика; как ББ-1; двигатель М-88Б (1100 л.с.) с ВИШ-23-7; смешанная конструкция планера; бомбовая нагрузка—до 400 кг бомб на внутренней подвеске или PC и бомбы в разных комбинациях на наружной подвеске.

ШБ «Иванов» — опытный; версия штурмовика-бомбардировщика; двигатель М-88А; увеличен вес самолета; изменена конструкция шасси.

Су-4 — серийный; модификация Су-2; изменена конструкция крыла; вооружение: 2хУБС в центроплане и 2хШКАС (оборонительные).

Всего произведено (на заводах № 135 и 207) 877 экз.

ЛТД модификации СУ-2

Двигатель (мощность)1 х М-88Б (1100 л.с.)
Размах, м14,30
Длина, м10,25
Площадь крыла, м229,00
Вес, кг 
пустого 2970
полетный4345
Максимальная скорость у земли, км/ч375
Максимальная скорость на высоте 4600 м, км/ч468
Дальность, км1190
Время набора высоты 5000 м, мин11,3
Потолок, м 9000
Вооружение: 
стрелково-пушечное

2×7,62-мм ШКАС (крыльевые пулеметы)

2×7,62-мм ШКАС (оборонительные)

бомбовое, кг

До 600

10 х РС-82

или 10 х РС-132

Экипаж,чел.2

к списку  далее

Эксплуатация бомбардировщика «СБ»

Первой войной скоростного бомбардировщика «СБ», была гражданская, в Испании. Здесь СБ получил обозначение «BK», что расшифровывается для русского уха весьма забавным словосочетанием «Бомбардьеро Катюшка», по имени героини популярной тогда оперетты. Что поделаешь, секретность!

Едва появившись в небе, бомбардировщики «СБ» стали его хозяевами и бомбили когда и где хотели — испанские и немецкие истребители (в основном Хейнкель 52, бомбардировщики Капронн 101, Савойя 81, Юнкерс Ju-86) просто не могли догнать «Катюшку», и только с появлением у мятежников Франко новейших на то время «мессершмиттов» Bf-109, бомбардировщикам понадобилось истребительное охранение. Впрочем, до самого конца гражданской войны в Испании, бомбардировщики «СБ» эффективно действовали против различных наземных и морских целей — наносили удары по скоплениям войск противника, его аэродромам, портам, транспортам и военным кораблям. На первом этапе войны, нередки были случаи, когда самолеты СБ перехватывали и рассеивали в воздухе соединения бомбардировщиков противника!

После Испании, бомбардировщики «СБ» успешно воевали на Дальнем Востоке — в Китае, на о.Хасан и р.Халхин-Гол (также как и в Испании — без истребительного прикрытия), затем сражались в финскую войну, и даже застали начало Великой Отечественной войны.

Конечно к этому времени «СБ» уже не был передовой машиной, бомбовая нагрузка считалась уже совсем небольшой, оборонительное вооружение — слабым, да и главный козырь — скорость, уже не вызывала удивления у пилотов противника. Тем не менее бомбардировщики этого типа составляли основу советской фронтовой бомбардировочной авиации и применялись вплоть до 1943 года. Спектр боевых задач «СБ» не ограничивался только авианалетами — АНТ-40 доставляли груз, почту, служили в частях связи, использовались как буксировщики планеров и в системе ПВО.

Чешские «копии» АНТ-40, назывались «B-71» (около 110 машин с двигателем М-100А собранных по лицензии) в основном достались немцам, которые использовали их как вспомогательные и учебные, а позже передали своим союзникам: Болгарии, Венгрии, Словакии, Финляндии.

В Советском Союзе серийное производство «Скоростного бомбардировщика» продолжалось до 1941 года включительно. Всего было построено 6656 самолетов этого типа.

Интересные факты

  • К 22 июня 1941 года в ВВС РККА полностью был оснащен этими самолётами только один 135-й ББАП и ещё семь авиаполков получили по несколько Су-2.
  • Екатерина Зеленко, Герой Советского Союза, единственная женщина летчик ВВС РККА участвовавшая в Советско-финской войне, и единственная в истории авиации женщина летчик совершившая воздушный таран летала на СУ-2.
  • Именно Су-2 из состава 211 ББАП оказался первым самолётом, который сбил (по ошибке) в первый же день войны, 22 июня 1941 года, будущий советский ас и маршал авиации Александр Покрышкин. Покрышкин позднее оправдываясь, заметил, что не знал силуэта Су-2., так как это был новый и секретный самолёт ВВС СССР. Сбитие наблюдал летевший в той же группе Су-2 Иван Пстыго (также будущий маршал авиации, а после войны — однокурсник Покрышкина на учёбе в Высших офицерских курсах ВВС в Липецке).
  • На Су-2 был совершён единственный известный случай воздушного тарана, совершённого женщиной, — 12 сентября 1941 года пилот, старший лейтенант Екатерина Зеленко на своём Су-2 сбила тараном немецкий истребитель Me-109, отрезав самолёту крыло своим винтом, после чего второй Me-109 сбил её самолёт, который она пыталась после тарана приземлить, лётчица при этом погибла. Штурман-бортстрелок по приказу командира покинул самолёт, выбросившись с парашютом за борт.
  • Павел Осипович Сухой лично распорядился о постройке полноразмерного металлического макета Су-2 по оригинальным чертежам для установки в музейной экспозиции «Оборона Сталинграда» в городе Волгограде. В 2010 году этот макет был отреставрирован специалистами компании «Сухой».
  • Самолёт Су-2 («Иванов») упоминается в книгах Виктора Суворова (Резуна).
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий