Описание конструкции
Самоходная установка СУ-152 имела компоновку, подобную остальным советским САУ военного периода (исключение – СУ-76). Машина была выполнена на базе танка КВ-1С, имела полностью бронированный корпус и была оснащена 152-мм гаубицей. Экипаж самоходки состоял из пяти человек.
Броневая рубка располагалась в передней части корпуса, она совмещала в себе боевое отделение и отделение управления. В рубке находились места членов экипажа, весь боезапас и орудие. В кормовой части машины располагался двигатель и трансмиссия.
В рубке три члена экипажа находились слева от орудия: механик-водитель, наводчик и заряжающий. Места еще двух членов экипажа, командира и замкового, располагались справа от пушки. В рубке самоходки находился один из топливных баков машины, что значительно уменьшало шансы экипажа выбраться живыми из машины при ее подбитии.
Корпус и рубка САУ сваривались из броневых катаных плит. Броневая защита машины была дифференцированной (толщина брони от 20 до 75 мм), противоснарядной, корпус имел рациональные углы наклона.
Рубка и кормовое отделение разделяла перегородка. Для посадки и высадки членов экипажа на крыше боевой рубки находился круглый люк, еще один двустворчатый люк располагался на стыке крыши рубки и ее задней стенки. Еще один круглый люк на крыше предназначался для вывода наружу оборудования машины (удлинитель панорамного прицела), но в экстремальных случаях и через него возможна была эвакуация экипажа САУ. Еще один люк для аварийного покидания машины находился в днище.
Основным оружием СУ-152 являлась 152-мм нарезная гаубица МЛ-20С образца 1937 года. Пушка, установленная на самоходке, мало чем отличалась от буксируемого варианта. Маховики вертикальной и горизонтальной наводки были перенесены на левую сторону орудия (у буксируемого варианта пушки они находятся по обе стороны), чтобы обеспечить большее удобство работы экипажа.
Углы вертикального наведения составляли от −5 до +18°, горизонтального — 12°.
Прямой наводкой СУ-152 могла стрелять на дистанцию 3,8 км, максимальная дальность стрельбы – 13 км. Заряжание раздельно-гильзовое, боекомплект – 20 выстрелов.
Для обеспечения кругового обзора использовался перископ ПТК-4 и пять смотровых приборов на крыше рубки. Обзор механику-водителю обеспечивал смотровой прибор, защищенный броневой заслонкой.
СУ-152 оснащалась дизельным двигателем В-2К с мощностью 600 л. с. Ходовая часть самоходной установки была полностью идентична танку КВ-1С. Трансмиссия СУ-152 – механическая с главным фрикционом сухого трения и четырехступенчатой коробкой передач.
История создания САУ ИСУ-122
Самоходная артиллерийская установка ИСУ-122 («объект 242»), оружие с первого взгляда несколько парадоксальное. Созданная на базе тяжелого танка ИС-2, она ни чем не превосходила оригинал, а по бронированию, так и вовсе ему уступала. Зачем же было создавать эту странную самоходку, казалось, устроенную не по обычным законам военного дела, а вопреки им? На самом деле, причины были довольно прозаичны.
В 1943 году с появлением на фронте немецких тяжелых танков Pz VI «Тигр» резко возросла потребность в мобильных тяжелых артиллерийских системах, способных эффективно бороться с ними. Очень успешно с этой задачей справлялись самоходные артустановки ИСУ-152 «Зверобой» («объект 241») вооруженные 152-мм пушкой-гаубицей МЛ-20С. Однако всего через 4 месяца с начала выпуска ИСУ-152 (апрель 1944 г.) выпуск бронекорпусов значительно превысил выпуск орудий для них предназначенных, а потребности фронта в тяжелых «самоходах» снижаться ещё и не думала.
Тогда и нашелся весьма неплохой выход из ситуации — используемые в качестве полевых орудий, и 152-мм пушка-гаубица МЛ-20С и 122-мм пушка А-19, устанавливались на один и тот же лафет 52-Л-504А, да и габариты имели примерно похожие. Вот и решили — избыток корпусов от ИСУ-152 приспособить под пушку А-19. Получившаяся в результате машина получила обозначение ИСУ-122 (не путать с СУ-122, по сути, самоходной гаубицей). Внешне её легко можно отличить от предшественника по характерному длинному стволу.
Чертеж САУ ИСУ-122
А-19 в танковом варианте называлась Д-25Т и отличалась заменой поршневого затвора на клиновый полуавтоматический, что позволило значительно повысить скорость стрельбы (2-4 выстрела в минуту). Однако до середины 1944 года Д-25 доставались только танкам, в то время как САУ довольствовались медлительным (1-2 выстрела в минуту) исходным орудием. Только со второй половины 1944 года, ИСУ-122 получила свою Д-25 (Д-25С) и не только сравнялась, но и превзошла по скорострельности танки — добиться этого удалось за счет включения в экипаж дополнительного заряжающего.
Модернизированная версия САУ имела индекс ИСУ-122С («объект 249») и внешне довольно заметно отличалась от серийной ИСУ-122: орудие оснастили дульным тормозом, а броневая маска пушки стала более компактной. Последнее стало возможным благодаря меньшим размерам противооткатных устройств у Д-25С по сравнению с А-19, это же обстоятельство позволило несколько увеличить угол горизонтальной наводки орудия.
После окончания войны производство ИСУ-122 было прекращено. Оставшиеся в строю ИСУ-122 прослужили до начала 1960-х г., и даже прошли капитальный ремонт в 1958 году. Тогда же на них были заменены радиостанция, переговорное устройство, а также смонтирован прибор ночного видения.
Вскоре ИСУ-122 начали массово выводиться из строевых частей и частично пошли на слом, частично были переоборудованы в тягачи, машины обеспечения ракетных комплексов, и даже сугубо гражданские вездеходы.
ИСУ-122С и её экипаж
Первые самоходки “Зверобои” ИСУ-152
Осколочно-фугасная граната ОФ-540 массой 43,56кг по выходе
из ствола ИСУ-152 имела скорость 655 м/с и при установке взрывателя на
осколочное действие наносила поражение осколками на 40м по фронту и на 8м в
глубину. Бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при выходе из ствола с начальной
скоростью 600 м/с пробивал на дистанции до 1500м лобовую броню всех танков
Вермахта. При попадании в башню он срывал ее с погона. Вследствие своей очень
большой массы в 48,8кг (для сравнения: 85-мм бронебойный снаряд имел массу 9,2кг)
даже при непробивании сильнобронированной цели (например, штурмового орудия
«Фердинанд») он гарантированно выводил ее из строя из-за поломок узлов и
механизмов вследствие сотрясения и поражения экипажа за счет многочисленных
внутренних отколов брони. Неплохие результаты давал обстрел вражеской техники
фугасными и бетонобойными снарядами. При использовании бетонобойного снаряда
Г-530 по прямому назначению он пробивал железобетонную стену толщиной около 1м.
Впрочем, на Курской дуге разрушать долговременные огневые точки противника
новым САУ не пришлось, а вот по немецким танкам они постреляли немало, и вполне
успешно. Так, майор Санковский на своей ИСУ-152 подбил 10 танков за один день. 8
июля 1943 года полк ИСУ-152 обстрелял атакующие «фердинанды» 653-го дивизиона,
подбив при этом четыре вражеские машины. Именно тогда солдаты стали называть
тяжелые артсамоходы «Зверобоями».
Самоходная установка ИСУ-152 во дворе Челябинского
Кировского завода. Весна 1944 года
Самоходки ИСУ-152 бои в городах
На заключительном этапе Великой Отечественной войны
самоходную артиллерию стали применять в боях за крупные населенные пункты, в
том числе хорошо укрепленные.
САУ должны были сопровождать пехоту и танки, отражать
контратаки танков и самоходных орудий противника и закрепляться на занятых
объектах. Сопровождая пехоту, САУ огнем прямой наводкой с места, реже с
коротких остановок уничтожали огневые точки и противотанковые орудия
противника, его танки и самоходки, разрушали завалы, баррикады и дома,
приспособленные для обороны, и тем самым обеспечивали продвижение войск.
Для разрушения зданий иногда применялся залповый огонь,
дававший весьма хорошие результаты. В боевых порядках штурмовых групп
самоходно-артиллерийские установки обычно двигались совместно с танками под
прикрытием пехоты. Если же танков не было – вместе с пехотой. Выдвижение
самоходно-артиллерийских установок для действий впереди пехоты оказалось
неоправданным, так как они при этом несли большие потери от огня противника.
Самоходка ИСУ-122 на улице Вены. Апрель 1945
года.
В 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта в боях за
польский город Познань в состав штурмовых групп 74-й гвардейской стрелковой
дивизии были включены по 2-3 ИСУ-152 394-го гвардейского тяжелого
самоходно-артиллерийского полка. 20 февраля 1945 года в боях за 8-й, 9-й и 10-й
кварталы города, непосредственно прилегавшие к южной части крепостной цитадели,
штурмовая группа в составе взвода пехоты, трех ИСУ-152 и двух танков Т-34
очищала от противника квартал №10. Другая группа в составе взвода пехоты, двух
самоходно-артиллерийских установок ИСУ-152 и трех огнеметных ТО-34 штурмовала
8-й и 9-й кварталы. В этих боях САУ действовали быстро и решительно.
Самоходка ИСУ-122 на окраине Берлина. На стене здания надпись:
Berlin bleibt deutsch -Берлин останется немецким!
Они приближались к домам и в упор уничтожали размещенные в
окнах, подвалах и других местах зданий немецкие огневые точки, а также
проделывали проломы в стенах зданий для прохода своей пехоты. При действиях
вдоль улиц самоходки двигались, прижимаясь к стенам домов и уничтожая огневые
средства противника, расположенные в зданиях на противоположной стороне. Своим
огнем установки взаимно прикрывали друг друга и обеспечивали продвижение пехоты
и танков. Вперед самоходно-артиллерийские установки продвигались поочередно,
перекатами, по мере продвижения пехоты и танков. В результате кварталы были
быстро заняты нашей пехотой и немцы с большими потерями отошли в цитадель.
Самоходка ИСУ-152 в центре Берлина на фоне
здания Рейхстага. 30 апреля 1945 года.
История создания
Историю самоходной установки СУ-152 часто начинают с декабря 1942 года, когда на Кировском заводе (г. Челябинск) начались работы по созданию этой боевой машины. Но это не совсем правильно. Проектирование и создание первой СУ-152 были проведены в рекордно короткие сроки, для этого конструкторам понадобилось всего 25 (!!!) дней.
Конечно же, шла война, и фронт испытывал острую необходимость в новой мощной бронетехнике, способной эффективно уничтожать немецкие танки. Однако, несмотря на это, самоходная установка не могла быть создана так быстро без использования наработок, сделанных советскими конструкторами еще в начале сороковых годов.
Первые САУ появились еще во время Первой мировой войны, однако они не получили широкого распространения. В период между двумя войнами работами над созданием САУ активнее всего занимались в Германии и СССР. В Советском Союзе осознали острую потребность в мощной самоходной артиллерийской системе после начала Зимней войны. Преодоление линии Маннергейма очень дорого стоило Красной армии. Именно в этот период начались работы над созданием САУ на базе танков Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были доведены до конца.
Вместо САУ была создана модификация тяжелого танка КВ (КВ-2), вооруженная 152-мм гаубицей М-10.
Совсем по-другому складывалась ситуация в Германии. На начальном этапе войны германская армия имела на своем вооружении большое количество устаревших и трофейных танков, которые можно было быстро и сравнительно дешево переделать в САУ.
Советские танки КВ-2 создавались для уничтожения вражеских полевых и долговременных укреплений, практически все они были потеряны в первые месяцы войны. К тому же стоимость производства танка КВ-2 была очень высокой, его скорострельность – низкой. Да и надежность КВ-2 оставляла желать лучшего: большинство этих танков на начальном периоде войны были потеряны не из-за огня противника, а по причине технических неисправностей (экипажи просто бросали свои машины). Производство танка было прекращено.
Уже в конце 1941 года советскому руководству стали приходить многочисленные обращения из действующей армии с просьбами создать самоходное орудие для артиллерийской поддержки танков и пехоты в бою. Эти голоса были услышаны и ЧКЗ получил задание разработать новую САУ на базе танка КВ.
Дополнительным стимулом для активизации работ стало начало советского наступления под Сталинградом. В его ходе Красной армии приходилось штурмовать укрепления противника, что было очень тяжело делать без артиллерийской поддержки. Однако вся ствольная артиллерия советских войск была буксируемой, что значительно ограничивало ее мобильность и повышало уязвимость к средствам поражения противника. Вопрос о создании штурмовой самоходной установки с пушкой большого калибра встал, как никогда остро.
Из имеющихся вариантов для реализации был выбран проект самоходки Жозефа Котина. Для новой САУ было выбрано шасси тяжелого танка КВ-1С и 152-мм гаубица МЛ-20. Сборка первого опытного образца боевой машины проводилась на ЧКЗ, 25 января 1943 года начались ее испытания на полигоне, а 14 февраля новая самоходка была принята на вооружения под обозначением СУ-152.
Производство новой самоходки было развернуто на Челябинском кировском заводе. В мае 1943 года первая партия СУ-152 (12 машин) была передана войскам. Серийный выпуск самоходной установки был недолгим. Уже в сентябре 1943 года КВ-1С, на базе которого изготавливалась САУ, был снят с вооружения. Было принято решение о производстве новой САУ с 152-мм пушкой, но уже на базе танка ИС-85 (ИС-1). Она получила название ИСУ-152, эту машину в исторической и популярной литературе также часто называют «Зверобоем».
Последние СУ-152 сошли с конвейера ЧКЗ в начале 1943 года.
Существует весьма распространенный миф о том, что советские самоходные установки с орудиями большой мощности (СУ-152, ИСУ-152) – это ответ отечественных танкостроителей на появление у гитлеровцев танков Pz Kpfw VI «Тигр». Это не совсем верно. Разработка подобных машин в СССР началась еще до первого контакта Красной армии с новой бронетехникой гитлеровцев. Однако после него работы были активизированы, так как стало понятно, что только машины, подобные СУ-152, могут эффективно бороться с новым немецким танком на всех дистанциях боя.
Но, даже принимая во внимание это обстоятельство, не следует считать СУ-152 истребителем танков. Данная САУ проектировалась в первую очередь, как штурмовое орудие
Чем вооружалась боевая машина?
В качестве основного танкового орудия использовалась 152-миллиметровая пушка-гаубица МЛ-20С, которая ранее использовалась как буксируемый вариант (образец 1937 года).
Для монтажа орудия на танк использовалась рамка, установленная на бронеплите лобовой части. В отличие от буксируемого варианта, гаубицы на ИСУ-152 устанавливаются так, что маховики, обеспечивающие вертикальную и горизонтальную наводку, расположены не с двух сторон орудия, а перенесены в левую сторону. Такое конструкторское решение обеспечило удобную работу для экипажа. В ИСУ-152 наводка по вертикальному углу составляла от -3 до +20 градусов, горизонтальная – 10. Ведение огня производилось на высоте 180 см. Стрельба осуществлялась при помощи электрических или ручных механических спусков.
В 1945 году оружейными конструкторами было принято решение оснащать танк крупнокалиберным зенитным пулеметом ДШК 12,7 мм. Он мог иметь открытый или зенитный прицел К-8Т и был рассчитан для стрельбы 250 патронами. Местом крепления пулемета стала турельная установка на правом командирском люке.
Кроме танковой пушки и пулемета экипаж для самозащиты был вооружен двумя автоматами ППШ или ППС. Их боекомплект состоял из 1491 патрона, которые содержались в двадцати дисках. Также в распоряжении экипажа были ручные гранаты Ф-1 в количестве 20 штук.
Достоинства и недостатки
уступала в эффективности специализированным противотанковым САУ
Бронебойный Зверобой! Чаще всего ИСУ-152 использовалась в уничтожении укреплений врага. Калибр 152 мм не оставлял шансов ни одному кирпичной или бетонной кладке.
Достоинства:
- Универсализм.
- Мощная лобовая броня.
- Ремонтопригодность, без отправки глубоко в тыл.
- Быстрое освоение даже необученными экипажами.
- Необязательное точное попадание по цели фугасным снарядом для ее поражения, в том числе и фатального.
Недостатки:
- Относительно малый боекомплект, которого хватало не более, чем на 15 минут активного боя (2/3 его составляли осколочно-фугасные снаряды).
- Относительная долгая (45 минут) загрузка нового боекомплекта.
- Из-за долгого разворота уязвимость для поражения сбоку и сзади. Приходилось отражать атаки вражеской бронетехники, расположив несколько самоходок веером.
- Недостаточная точность панорамного прицела, когда стрельба велась на дистанции более одного километра.
Организационно-штатная структура
СУ-76
СУ-152 ведёт огонь
- Управление полка;
- Штаб полка со Взводом управления;
- 6 огневых батарей (по 2 СУ-152 в каждой);
- Подразделения обеспечения: Взвод боепитания, Хозяйственное отделение, Парковый взвод, Полковой медицинский пункт, Артиллерийская техническая мастерская.
В апереле тяжёлые самоходно-артиллерийские полки РВГК переводились на штат № 010/454, отличавшийся от предыдущего штата введением во взвод управления полка танка KB для командира полка и одного бронеавтомобиля БА-64 для разведки и связи. Его организация включала в себя:
- Управление полка
- Штаб полка со Взводом управления (1 КВ командира полка, 1 БА-64 для ведения разведки)
- 6 батарей (по 2 СУ-152 в каждой)
- Подразделения обеспечения: Взвод боепитания, Ремонтный взвод, Хозяйственное отделение, Парковый взвод, Полковой медицинский пункт, Артиллерийская техническая мастерская.
В середине 1943 г. во всех самоходно-артиллерийских полках было произведено значительное сокращение личного состава, сама же организация полков осталась прежней.
Самоходно-артиллерийские полки РВГК смешанного типа прежде всего предназначались для усиления танковых частей в качестве их подвижной войсковой артиллерии, а также для усиления пехоты и танков общевойсковых соединений в качестве артиллерии сопровождения. При этом предполагалось и считалось возможным привлекать их к стрельбе с закрытых огневых позиций для поддержки пехоты и танков. Однако в ходе боев, в которых участвовали смешанные самоходно-артиллерийские полки, выявился ряд организационных недостатков. В результате в октябре 1943 г. организационно-штатная структура ТСАП была пересмотрена в сторону унификации с штатами полков, вооружённых СУ-76 и СУ-85, которые были более характерны для танковых войск, и организована по штату № 010/482 (234 человек, 12 СУ-152 и 1 КВ-1С). Его организация включала в себя:
- Управление полка
- Штаб полка со Взводом управления (1 КВ-1С командира полка)
- 4 батареи (по 3 СУ-152 в каждой)
- Подразделения обеспечения: Взвод боепитания, Ремонтный взвод, Хозяйственное отделение, Парковый взвод, Полковой медицинский пункт, Артиллерийская техническая мастерская.
Однако и этот вариант не был окончательным. В связи с запуском в серию новой САУ ИСУ-152 под них был разработан штат № 010/461, во многом унифицированный со штатом отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка (ОГвТТП), всего 21 машина в обоих случаях. Этот вариант организационно-штатной структуры был признан оптимальным и просуществовал вплоть до конца войны.Его организация включала в себя:
- Управление полка
- Штаб полка со Взводом управления (1 СУ-152/ИСУ-152 командира полка)
- 4 батареи (по 5 СУ-152/ИСУ-152 в каждой)
- Рота автоматчиков
- Подразделения обеспечения: Взвод боепитания, Ремонтный взвод, Хозяйственное отделение, Парковый взвод, Сапёрный взвод, Полковой медицинский пункт, Артиллерийская техническая мастерская.
Боевое применение
Боевым дебютом и «звездным часом» СУ-152 стала Курская дуга. Самоходка не сыграла решающей роли в этом сражении, по причине небольшого количества машин, которым располагали советские войска. Всего под Курск были направлены 24 единицы СУ-152.
Самоходную установку в основном использовали в качестве противотанкового средства. СУ-152 оказалась, чуть ли не единственным образцом советской бронетехники, которая могла гарантировано поражать все номенклатуру немецких танков и САУ на всех дистанциях боя.
Следует отметить, что серьезным противником для советских танкистов были не только всем известные «Тигры» и «Пантеры» (их было не так уж и много), не меньшую опасность представляли и модернизированные немецкие средние танки PzKpfw III и PzKpfw IV с лобовой броней, доведенной до 70 мм. Советские бронебойные калиберные снаряды могли пробить ее только с минимальных дистанций (менее 300 метров).
152-мм снаряд СУ-152 был практически смертелен для любого типа немецкой бронетехники. Бронебойный снаряд буквально разбивал немецкие средние танки, не могла противостоять им и броня «Тигров» и «Пантер». При недостатке бронебойных снарядов, использовали бетонобойные и даже осколочно-фугасные. Последние не пробивали броню, однако они уничтожали прицелы, орудие и другое оборудование боевых машин. Энергия снаряда была настолько велика, что башни вражеских танков часто срывало с погона.
На Курской дуге СУ-152 была единственной советской боевой машиной, которая могла противостоять немецкой САУ «Фердинанд».
СУ-152 действовали в основном из засад, уверенно уничтожая гитлеровскую бронетехнику. Количество танков и САУ противника, уничтоженных СУ-152, отличается в различных источниках. «Фердинандами» в Красной армии часто называли любую немецкую самоходку, а за «Тигры» принимали модернизированные варианты PzKpfw IV. Однако эффективность СУ-152 в качестве противотанкового средства не вызывает сомнений.
Во время Курской битвы немцам удалось захватить одну СУ-152.
САУ СУ-152 воевала до самого конца войны и находилась на вооружении советской армии до 1958 года.
Самоходная гаубица 2С1 Гвоздика
Самоходная гаубица 2С1 Гвоздика
https://youtube.com/watch?v=2wXGpFPxpQ0
В 1967 году принимается решение о создании самоходной гаубицы. Она должна была ликвидировать отставание от зарубежной самоходной артиллерии. Началу работы над машиной предшествовал сравнительный анализ артиллерийских орудий, созданных во время войны, и артсистем послевоенного поколения.
В результате была выбрана концепция перспективного развития самоходной артиллерии. За артиллерийскую часть отвечал Уралмаш, за шасси — Харьковский тракторный завод.
На вооружение самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» была принята в 1971 году, а в 1972 году начато ее серийное производство. Поступление с начала 70-х годов на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков на боевых машинах пехоты новой самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» позволило сравнять полковую артиллерию по подвижности и защищенности с мотострелковыми подразделениями.
122-мм гаубица Д-32 с баллистическими характеристиками буксируемой гаубицы Д-30, размещена в полноповоротной бронированной башне. В отличии от гаубицы Д-30 ствол орудия имеет эжекционное устройство и двухкамерный дульный тормоз.
В башне размещаются три члена экипажа: впереди слева — наводчик орудия, за ним — командир установки и справа от орудия — заряжающий. В задней части корпуса самоходки хранятся боеприпасы. Для облегчения заряжания гаубицы используется механизм досылания электромеханического типа с раздельным досылкой снаряда и гильзы в ствол после укладки их на лоток досылания.
Для гаубицы используется удлиненное шасси легкого многоцелевого тягача МТ-ЛБ. Движение на плаву обеспечивается за счет перематывания гусениц. Однако здесь есть ряд ограничений. Так скорость течения воды не должна превышать 0,6 м/сек, а высота волн не должна быть выше 150 мм. Кроме того, при преодолении водных преград на борту установки не должно быть более 30 выстрелов.
Модификации:
•
Технические характеристики:
Масса, т 15,7 Экипаж, чел. 4 Габаритные размеры, мм: -Длина 7260 -Ширина 2850 -Высота (по прожектору) 2725 Двигатель 8-цилиндровый V-образный дизель Мощность двигателя, л.с. 300 Скорость, км/ч: — по шоссе 61,5 — по пересеченной местности 30 — на плаву 4,5 Запас хода по шоссе, км 500 Преодолеваемые препятствия: — высота стенки, м 0,7 — ширина рва, м 3 — подъем, % 60
— крен, % 30
Общая оценка САУ
Среди серийных советских самоходно-артиллерийских установок первого поколения СУ-152 занимает несколько обособленное место — как наиболее удачной многоцелевой машины, пригодной к выполнению всех стоящих перед ней задач. Другие САУ — СУ-76, СУ-122 и СУ-85 — только частично оправдали возложенные на них ожидания. Сильно затруднительным оказалось применять СУ-122 против танков вследствие низкой настильности огня её орудия; мощность огня СУ-76 и СУ-85 по небронированным целям была в ряде случаев недостаточной, кроме того, СУ-76 первых модификаций были оснащены неудачной силовой установкой, что вынудило кардинально переработать её впоследствии. Благодаря сочетанию подвижности и большой огневой мощи, СУ-152 применялись и в роли штурмового орудия, и в роли истребителя танков, и как самоходные гаубицы. Однако низкая скорострельность орудия вследствие раздельного заряжания и большой массы снарядов существенно снижали качества машины как истребителя танков, а небольшой угол возвышения вместе с закрытым боевым отделением не благоприятствовали использованию СУ-152 для стрельбы с закрытых позиций. К этим недостаткам, которые были обусловлены вооружением и компоновкой машины, СУ-152 имела ещё ряд своих собственных — отсутствие принудительной вентиляции боевого отделения (особенно проявляющемся при заглушённом двигателе, были даже случаи угорания экипажей при стрельбе) и оборонительного пулемёта, недостаточное для 1943 года лобовое бронирование, тесное боевое отделение. Практически все собственные недостатки СУ-152 удалось если не устранить, то как минимум сгладить в конструкции её преемницы ИСУ-152 при сохранении основного вооружения и компоновочной схемы машины, которые были признаны адекватными условиям не только Второй мировой войны, но и послевоенного времени.
Среди зарубежных машин СУ-152 не имела прямых и близких по времени создания аналогов в своей категории по массе. Вооружённые длинноствольными орудиями калибра 150—155 мм немецкая САУ «Хуммель» и американская GMC M12 были легкобронированными самоходными гаубицами с полуоткрытой или открытой установкой основного вооружения на базе средних танков. Вооружённая 88-мм пушками StuK 43 немецкие САУ на базе тяжёлых танков «Фердинанд» и «Ягдпантера» были специализированными истребителями танков (первый имел также одним из своих официальных обозначений «штурмовое орудие» и более чем в полтора раза превышал СУ-152 по массе). Бронепробиваемость их орудий и лобовая бронезащита существенно превосходили эти параметры у СУ-152. Самым же близким аналогом советской САУ был так называемый «штурмовой танк» Sturmpanzer IV «Brummbär» («Гризли»), построенный на базе среднего танка PzKpfW IV и вооружённый короткоствольной 150-мм гаубицей StuH 43, модификацией известного пехотного орудия sIG 33. При незначительно меньшей массе осколочно-фугасной гранаты Brummbär отличался гораздо более мощным лобовым бронированием (до 100 мм с некоторым наклоном) и также был очень эффективен против укреплений и небронированных целей. Как и СУ-152, немецкая САУ могла использоваться для стрельбы с закрытых позиций, причём вследствие большого угла возвышения орудия была возможной навесная стрельба, но из-за низкой начальной скорости снаряда Brummbär проигрывал СУ-152 в максимальной дальности своего огня. Также с успехом Brummbär мог применяться и против танков, поскольку помимо и без того разрушительной 150-мм осколочно-фугасной гранаты в его боекомплект входил ещё и кумулятивный снаряд, пробивавший 170—200 мм брони. Однако преимуществом СУ-152 в стрельбе по бронецелям перед немецкой САУ была высокая начальная скорость её снарядов — то есть бо́льшая настильность траектории и дальность прямого выстрела, меньшие трудности в прицеливании по движущейся мишени.
Кормовое отделение
Ходовая часть САУ ИСУ-152Характеристики САУ ИСУ-152 «Зверобой»:
- Страна изготовитель – СССР.
- Предприятия изготовители – г. Челябинск (ЧКЗ) и г. Ленинград (ЛКЗ).
- Основа – тяжелый танк «Иосиф Сталин».
- Боевой расчет — 5 человек (командир – офицер, мехвод, наводчик, заряжающий и замковый – рядовой и сержантский состав).
- Масса — до 46,0 т.
- Длина с гаубицей — до 9,2 м.
- Длина корпуса — 6,8 м.
- Длина опорной поверхности — 4,3 м.
- Ширина — до 3,25 м.
- Высота — до 2,5 м.
- Клиренс – до 0,47 м.
- Двигатель – 4-х тактный, 12-ти цилиндровый, дизельный, V-образный В2ИС, мощностью 520 л/с.
- Максимальная скорость, запас хода и топлива – 35 км/час, до 220 км., до 0,9 т.
- Подвеска, КПП, бортовые передачи, система охлаждения – независимая торсионная, механическая, 8-ми скоростная с демультипликатором, 2-х ступенчатая с планетарным рядом, жидкостная с вентилятором.
- Допустимый подъем и крен – 30 и 36 градусов.
- Ширина преодолеваемого рва и стенки – 2,5 м. и 1,0 м.
- Бронирование «маски» – 120 мм, 60 мм (подвижная часть) и 60 мм (неподвижная часть).
- Бронирование корпуса (кроме кормы) и «лба» боевого отсека – 90 мм.
- Бронирование «скул» боевого отсека – 75 мм.
- Бронирование кормы и бортов боевого отсека – 60 мм.
- Бронирование дна – 20 мм.
- Орудие — 152,4-мм МЛ-20С образца 1937 г., «шестидюймовка».
- Углы наклона, тип заряжания, боекомплект — «-»5 +18 градусов вертикальный и горизонтальный до 12 градусов, раздельно-гильзовый, 21 выстрел.
- Дальность стрельбы, в том числе прямой наводкой, скорострельность, бронепробиваемость – до 13,0 км, в т. ч. до 3,8 км, 2-3 выстрела в минуту, до 123 мм. брони и до 1 метра бетона.
- Характеристика снарядов – ОФГ (осколочно-фугасная граната) поражает осколками в радиусе до 40 м, если взрыватель поставлен на осколки, а если на фугас может не пробив броню сильно повредить танк и танкистов, бронебойный выстрел пробивает любую броню на расстоянии до 1,5 км, а при попадании в башню «отрывает» ее, специальный снаряд для крушения укреплений противника пробивал любую стену толщиной до одного метра.
объединил в себе триединую сущность
- Был тяжелым орудием для штурма укреплений врага.
- Образцово уничтожал бронетехнику противника.
- Стрелял как гаубичное артиллерийское орудие, при этом передвигался самостоятельно.