Крылатая ракета BGM-109 Tomahawk

«Tomahawk» – «умное» оружие

Но главная отличительная черта «Томагавков» – не эти крылья, а комплекс систем, управляющих ими. Именно «умная» начинка, позволяет ракете оставаться в воздухе и буквально кружить в радиусе поражения заданной цели, пока удаленный оператор не отправит ей команду на детонацию.

Ракета может запоминать до
пятнадцати целей, с подробным указанием координат и детальных характеристик
каждой. Данная особенность позволяет моментально перенаправлять «Томагавков» к
другой отметке, если вдруг по каким-либо причинам первоначальная цель
непригодна для атаки.

За управление
этой функцией отвечает тактическая система управления или «TTWCS».

Помимо нее, на борту ракеты также имеются другие сложные системы, которые и обеспечивают филигранную точность поражения и максимально отзывчивое управление «Tomahawk».

Расскажем о каждой из этих систем более подробно.

«GPS»

Все знают,
что это такое. Для «Томагавка» это главная координационная система,
поскольку расположение цели в первую очередь известно ракете по
GPS-координатам. Кроме того, благодаря «GPS» ракета обновляет траекторию
своего полета и при необходимости изменяет ее.

«INS»

Данная
система выступает в роли вспомогательной для других систем, либо же
координирует наведение ракеты, если «GPS» и «TERCOM-DSMAC» по
каким-либо причинам оказались заблокированными. Она включает в себя гироскоп и
акселерометр, показания которых позволяют рассчитать направление и необходимую
скорость для поражения цели.

«TERCOM-DSMAC»

Самая
интересная система «Томагавка», состоящая из двух подсистем. «TERCOM» использует данные, поступающие с радиолокационного альтиметра, и сравнивает их
с уже имеющейся информацией о ландшафте. «DSMAC» проделывает аналогичную
работу, но использует при этом фотографии со спутника.

Вместе эти
две системы создают крайне сильный симбиоз, позволяющий не только
координировать полет ракеты, но и проводить его на максимально низкой высоте, в
недоступной для радаров зоне.

навигация

TERCOM – Рельефный контур Matching. Цифровое представление площади местности отображается на основе цифровых данных рельефа местности или стерео изображения. Эта карта затем вставляется в миссии TLAM , который затем наносили на ракету. Когда ракета в полете он сравнивает сохраненные данные карты с данными радиовысотомера , собранных как ракета пролетает карту. На основании результатов сравнения инерциальная навигационная система ракеты обновляется и ракета корректирует ее ход. TERCOM был основан, и значительное улучшение на «отпечатков пальцев» технологии , разработанной в 1964 году для SLAM .

DSMAC – Цифровая Scene Matching Корреляция зона. Оцифрованное изображение области отображается, а затем встраивает в миссию TLAM. Во время полета ракета будет проверить, что образы, которые он накопил коррелирует с изображением он видит под собой. На основании результатов сравнения инерциальная навигационная система ракеты обновляется и ракета корректирует ее ход.

Двигатель «Tomahawk»

Теперь следует сказать несколько слов о двигателе «Томагавка», ведь именно он отвечает за столь длительный полет на большую дистанцию. Ракета оснащена турбовентиляторным двигателем «F107-WR-402». Хоть его и нельзя назвать самым быстрым, но при этом он обеспечивает стабильный полет с хорошей скоростью.

К слову, при
необходимости двигатель ракеты может быть оборудован специальным ракетным
усилителем, который после использования сбрасывается по типу ступеней
ракет-носителей.

А что с
боеголовкой, спросите вы? Поскольку «Томагавк» является, по сути,
модульной ракетой, ее головная часть может нести в себе как ядерный заряд, так
и обычные взрывчатые компоненты.

К примеру,
это может быть 450 килограмм взрывчатого вещества.

Или же
кассетные бомбы, если есть необходимость уничтожения тяжело бронированной цели.

Носители (По состоянию на 2008 год)

  • 31 АПЛ типа «Лос-Анджелес», до 12 КР;
  • 4 АПЛ типа «Огайо», по 154 КР;
  • 3 АПЛ типа «Сивулф», до 50 КР;
  • 3 АПЛ типа «Вирджиния», до 12 КР;
  • Британская ударная АПЛ «Астьют» (2007, первая из четырех этого класса), водоизмещение 7200/7800 тонн, срок службы ~ 30 лет, 6 торпедных установок, 38 КР;
  • 54 эсминца класса «Арли Бёрк» (англ. «Arleigh Burke» в строю и ещё 8 строятся на верфях Брансуика и Паскагулы, вооружение 90/96 КР (в зависимости от серии корабля);
  • 22 ракетных крейсера класса «Ticonderoga», в типовом варианте — 26 КР;
  • начиная с 2013 года спуск 2 новых эсминцев серии DDG-1000 с 80 ракетами каждый

Эффективность применения

Эффективность применения достигается за счет:

  • малой заметности (использование радиопоглощающих покрытий и размеры значительно меньше самолета или межконтинентальной ракеты)
  • низкой высоты полета (большое количество мертвых зон средств обнаружения ПВО)
  • высокой точности (достаточно одной ракеты с обычным зарядом для уничтожения ракетной шахты)
  • достаточно высокой скорости (требующей быстрой реакции ПВО)
  • высокой надежности (отработанной и подтвержденной в Югославии и Ираке)
  • низкой стоимости (по сравнения с самолетами, межконтинентальными ракетами, стратегическими комплексами ПВО, РЛС)
  • высокой стратегической маневренности носителей при выборе направлений массовых ударов (специальные арктические корабли и АПЛ принятые на вооружение в 90-х годах и начале XXI века, базы на суверенных территориях расположенных в непосредственной близости от атакуемой страны)
  • массированного применения, гарантирующего уничтожение всех основных целей в сочетании с внезапностью (на вооружении приняты тысячи ракет, темпы принятия новых будут незначительно (5..10 %) сокращаться после 2007; время запуска рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить одновременное поражение целей)
  • большого срока службы, позволяющего накапливать большое количество ракет, одновременно находящихся на вооружении
  • низкой стоимости поддержания в боевом состоянии
  • не попадания под действие выполняющихся договоров о стратегических вооружениях
  • низкой заметности в оптическом диапазоне.

Все эти характеристики в совокупности с налаженной системой обнаружения АПЛ и создаваемой ПРО делают невозможным создание асимметричного дешевого ответа на угрозу упреждающего удара.

военное снаряжение

TLAM-D содержит 166 суббоеприпасов в 24 канистр: 22 канистры семи каждого, и две канистры шести каждого , чтобы соответствовать размерам планера. В суббоеприпасах такие же тип комбинированных эффектов боеприпасов малокалиберной бомбы используется в больших количествах в ВВС США с ЦБ-87 Комбинированных эффектами боеприпасом . В суббоеприпасах канистра разливает два за один раз, один на каждую сторону. Ракета может выполнять до пяти отдельных целевых сегментов , что позволяет ему атаковать несколько целей. Однако для того, чтобы достичь достаточной плотности покрытия , как правило , все 24 канистры разливают последовательно от задней стенки к передней.

Варианты

Там было несколько вариантов BGM-109 Tomahawk, использующие различные типы боеголовок.

  • BGM-109A Tomahawk Land Attack Missile – Ядерная (TLAM-N) с W80 термоядерного оружия . Ушел из службы где- то между 2010 и 2013 г. Отчеты с раннего государства в 2018 году , что ВМС США рассматривают (повторно) о введении (пока неизвестный тип) крылатую ракету ядерной боеголовкой в эксплуатацию.
  • RGM / UGM-109B Томагавк Анти корабль Ракетный (ТАС-М) – активный радар наведения анти-корабль ракетного варианта; выведены из эксплуатации в 1994 году и преобразован в Блок IV версии.
  • BGM-109C Tomahawk Land Attack Missile – Обычные (TLAM-C) с унитарной боеголовкой. Это был изначально модифицированный буллпап боеголовки.
  • BGM-109D Tomahawk Land Attack Missile – Диспенсер (TLAM-D) с кассетными боеприпасами .
  • RGM / UGM-109E Томагавк Участок Атака Ракетный (TLAM Блок IV) – улучшенный вариант TLAM-C.
  • BGM-109G Ground крылатая ракета (КРНБ) – с W84 ядерной боеголовки; выведены из эксплуатации в 1991 году , чтобы соответствовать Договору РСМД .
  • AGM-109H / L Среднесрочный воздух на поверхность Missile (MRASM) – более короткий диапазон, турбореактивный двигатель работает воздух крылатой ракеты с кассетными боеприпасами ; не введен в эксплуатацию, стоимость US $ 569000 (1999).

Наземные крылатых ракет (КРНБ) и их грузовых автомобилей типа ракет – носителей были использованы на базах в Европе; они были выведены из эксплуатации в соответствии с 1987 года Договора о ликвидации ракет средней дальности . Многие из версий ПКРА были преобразованы в TLAMs в конце холодной войны . Блок III TLAMs который вступил в строй в 1993 году , может летать на 3 процента дальше , используя свои новые турбовентиляторные двигатели и использование глобальной системы позиционирования (GPS) приемников , чтобы ударить более точно. Блок III TLAM-Cs сохранить цифровой Scene Matching Area Корреляционная система навигации (DSMAC) II, позволяя GPS только миссии, которые позволяют для быстрого планирования миссии, с некоторым снижением точности, DSMAC только миссии, которые занимают больше времени , чтобы планировать , но терминал точность несколько лучше, и GPS автоматизированных миссий , которые сочетают в себе как DSMAC II и GPS навигацию , которая обеспечивает наибольшую точность. Блок IV TLAMs имеют улучшенный турбовентиляторных двигателя позволяет для управления дроссельной, что позволяет в полете изменения скорости, а также лучшую экономию топлива и более быстрые времена запуска. Блок IV TLAMs имеют расширенные возможности задерживаться и оснащены в режиме реального времени , системы наведения для поражения бегущих целей, а также на борту электрооптических датчиков , позволяющих в режиме реального времени оценки бой повреждений. Кроме того, ракета Block IV имеют возможностей быть перенацеленными Сел и способность передавать через Satcom , изображение непосредственно до воздействия , чтобы помочь в определении , если ракета была атаковать цели и вероятный ущерб от нападения.

«Tomahawk» – прошлое и настоящее

Всего, за всю историю существования «Томагавков» было разработано 7 разновидностей этих ракет. Часть из них снята со службы еще несколько десятков лет назад. Например, такая участь постигла комплексы, которые запускались с земли.

Что
интересно, в прошлом маршрут первых моделей приходилось прокладывать за неделю
до даты планируемой атаки при помощи воздушного картографирования, сделанного с
самолета. Во время пуска оставалось только надеяться на то, что тактическая
ситуация за это время не изменилась.

Не стоит на месте и техническое развитие данной модели ракеты. Так, в 2016 году Национальная лаборатория Лос-Аламоса представила разработку, позволяющую дополнительно увеличить боевую мощь «Томагавка» за счет несгоревшего топлива.

Также
налаживание производства этих ракет позволило снизить стоимость до 650 тысяч
долларов, вместо 1,5 миллионов в прошлом.

Вкупе с
универсальностью, касающейся выполнения боевых задач, «Томагавк» можно
смело называть одной из самых впечатляющих военных разработок последних лет.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий