Коронавирус мешает проведению авиасалона в Сингапуре
Россия поддержала Singapore Airshow – 2020 своим участием
Крупнейший в Юго-Восточной Азии авиакосмический салон Singapore Airshow – 2020 проводится в Сингапуре при содействии Агентства по военным наукам и технологиям и Управления гражданской авиации Сингапура. В этом году организаторы международной выставки предупредили о том, что экспозиция военной и гражданской авиатехники состоится с 11 по 16 февраля, но они не могут «гарантировать безопасность от заражения коронавирусом», эпидемия которого началась в конце декабря 2019 года в Китае и начала распространяться по всему миру.
Системы целеуказания и индикации
На МиГ-35 установлены нашлемная система целеуказания и индикации НСЦИ-КОС, аппаратура связи МВ-ДМВ/УКВ/КВ-диапазонов, передачи данных и кодирования.
Истребители этого типа оборудованы станцией непосредственной радиотехнической разведки Л-150М-02. Самолеты оснащаются:
- аппаратурой обнаружения атакующих ракет (ОАР, расположена в носовой части фюзеляжа, гаргроте и гондоле воздухозаборника. — Прим. ТАСС);
- аппаратурой лазерного облучения (ОЛО, находится на законцовках крыла);
- системой управления и целеуказания ракетами для поражения радиоизлучающих наземных и надводных целей;
- блоками выброса пассивных помех и бортовой автоматизированной системой контроля и регистрации полетной информации КАРАТ-Б-29К.
МиГ-35 и МиГ-35Д оборудованы системой видеонаблюдения и регистрации информации СВР-29М1К. По желанию заказчика на самолете может быть установлено дополнительно бортовое оборудование иностранного производства.
35-й будет оснащен новейшей навигационной системой БИНС-СП2, являющейся адаптированной версией разработанной КРЭТ системы для авиации корабельного базирования. По словам первого заместителя гендиректора концерна КРЭТ Игоря Насенкова, КРЭТ утвердил всю конструкторскую документацию по системе ЛИНС-100РС, которой оборудуются самолеты корабельного базирования МиГ-29К/КУБ.
«Универсальная машина»
Основное преимущество МиГ-35 заключается в его радиоэлектронном оборудовании. Прежде всего речь идёт о радиолокационной станции (РЛС) «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) разработки корпорации «Фазотрон-НИИР» (Москва). Мощность РЛС выросла почти вдвое, а масса уменьшилась с 240 до 220 кг.
АФАР считается более «чувствительным» радаром. Он способен работать на нескольких частотах одновременно и в самых сложных метеоусловиях. Это качество позволяет активной фазированной решётке сопровождать десятки целей, картографировать местность и защищаться от радиоэлектронных помех противника.
Благодаря «Жук-А» дальность обнаружения цели на МиГ-35 выросла до 200 км. Также истребитель получил возможность поражать наземные цели на дальности до 60 км, воздушные — до 130 км, сопровождать до 30 целей и вести обстрел до 8—10 объектов.
Важные изменения коснулись силовой установки. МиГ-35 оснащён модернизированным турбореактивным двухконтурным двигателем РД-33МК со всеракурсным управлением вектором тяги. Максимальная взлётная масса истребителя увеличилась до 23,5 т, боевая нагрузка — до 4,5 т, боевой радиус — до 1,4 тыс. км, скорость — до 2,4 тыс. км/ч (около 2 Махов).
«МиГ-35 — совершенно автономная машина, которая может выполнять весь спектр боевых задач: от отслеживания целей до их уничтожения всеми имеющимися в России типами авиационных боеприпасов. Это универсальная машина. Она планируется для использования во всех возможных широтах. У него широкий запас по выживаемости: от -50 °С до +50 °С, может действовать на высокогорье», — подчеркнул Михайлов в беседе с RT.
МиГ-35 во время испытательного полёта
Как отметил эксперт, при разработке МиГ-35 учитывался опыт эксплуатации корабельного истребителя МиГ-29К/KУБ. Благодаря этому длина разбега МиГ-29 с форсажем может составлять 260 м. Это качество даёт эксплуатанту возможность размещать отечественные истребители на небольших аэродромах.
Поставки боевых самолетов в Вооруженные Силы России в 2019 году
В 2019 году имело место значительное сокращение поставок новой боевой авиационной техники в Вооруженные Силы Российской Федерации. Фактически ВКС России в 2019 году получили только относительно небольшие партии истребителей Су-35С и фронтовых бомбардировщиков Су-34 – всего суммарно 18 самолетов (десять Су-35С и восемь Су-34) – столь низкий уровень поставок последний раз был в 2011 году. Впервые за длительное время в 2019 году не производились поставки Вооруженным Силам России истребителей Су-30СМ и учебно-боевых самолетов Як-130. Министерству обороны России были переданы для испытаний первые два предсерийных истребителя МиГ-35, но вся эта программа находится в неопределенном состоянии.
Особенности нового истребителя Миг 35
Аэродинамическая компоновка новой машины осталась прежней, как и у МиГ-29 – интегральная схема с двумя разнесёнными двигателями и низкорасположенным крылом. У МиГ-35 несколько улучшили прочностные характеристики и повысили несущие свойства крыла.
Благодаря отличной аэродинамической концепции, доставшейся этому самолёту от МиГ-29, удалось разместить топлива на 50% больше и увеличить количество вооружения. В итоге максимальный взлётный вес составил 23,5 тонны и МиГ-35 перешёл в разряд средних по этому классу машин.
Два мощных мотора РД-33МК с увеличенным эксплуатационным ресурсом обеспечили завидную тяговооруженность на форсаже – каждый по 9000 кгс. Силовые установки имеют бездымные камеры сгорания и новейшую управляющую систему FADEC. Некоторые машины оснащают двигателями с управляемым вектором тяги, но по желанию заказчика. Топливо подаётся из внутрифюзеляжных баков и двух отсеков внутри крыла общей ёмкостью 4300 литров.
Довольно просторная кабина лётчиков с каплевидным фонарём без переплётов аналогична по оформлению кабине МиГ-29К морской авиации. Этот вариант выбран из-за наиболее положительных отзывов о нём пилотов. Три дисплея отражают информацию на лобовом стекле и способствуют лётчику вести воздушный бой, уделяя меньше внимания на контроль приборов. В двухместном варианте такие же дисплеи установлены в задней кабине. Так, конструкторы воплотили принцип HOTAS для МиГ-35.
Истребитель МиГ 35
Скорости современных самолётов возросли многократно, и пилот уже не успевает адекватно реагировать на мгновенно меняющуюся ситуацию, здесь ему в помощь на МиГ-35 приходит система автоматического управления и система СОС-3М с сигналами ограничения. За ускоренную наводку и захват цели несёт ответственность бортовой комплекс СУВ-29 с двумя оптико-прицельными системами.
Опираясь на результаты испытаний, которые были проведены на вертолёте Ка-50 и на МиГ-35, было выяснено, что при работе в режиме земля-воздух нагрузка на пилота увеличивается в геометрической прогрессии, он не успевает следить одновременно за показаниями приборов и вести воздушный бой. Поэтому было решено в МиГ-35Д посадить двух лётчиков.
Перехватчик МиГ 35
Установка на самолёт новейшей бортовой РЛС ЖУК-АЭ с активной фазированной решёткой позволило сконцентрировать всё управление вооружением. Особенно ценится способность станции ЖУК-АЭ ставить радиолокационную завесу, не давая обнаруживать противнику свой самолёт практически до визуального контакта.
Эта локационная станция ведёт сопровождение 30 целей, может производить атаку на шесть из них сразу и обнаруживает самолёт типа «истребитель» на расстоянии до 160 км. Вмонтированная в шлем пилота система целеуказания, совместно с оптиколокационной станцией помогают засекать цели и вести воздушный бой.
Конструкторы хорошо поработали для придания самолёту большей живучести. Машина может совершать посадку на неприспособленные аэродромы и неосвещённые ВПП, а что стоит возможность совершать взлёт с полосы длиною всего в 260 метров.
Для большей надёжности у всего оборудования, включая управление самолётом и вооружением, БРЛО и прицельными станциями имеются дополнительные дублирующие системы, которые обычно включены в режим ожидания.
Решение разработчиков обеспечить высокую надёжность наглядно проявилось в энергоснабжении истребителя, где в отличие от предшественника размещены два дополнительных генератора и энергоузел в системе стартёров, обеспечивающий электроэнергией всю машину и дающий возможность произвести проверку всех бортовых систем при незапущенных моторах. О том насколько хорош новый перехватчик отражено в его лётно-тактических данных.
Лётные характеристики истребителя-перехватчика Миг 35
- Максимальный взлётный вес – 23500 кг.
- Обычный взлётный вес – 17500 кг.
- Максимальный посадочный вес – 16800 кг.
- Наибольший вес полезной нагрузки – 6500 кг.
- Максимальный вес топлива – 4800 кг.
- Максимальная скорость у земли – 1400 км/час.
- Максимальная скорость на высоте 11 тыс. м – 2400 км/час.
- Практическая дальность без подвесных баков – 2 тыс. км.
- Практическая дальность с подвесными баками – 3 тыс. км.
- Дальность с дозаправкой в воздухе и подвесными баками – 6 тыс. км.
- Потолок – 17,5 тыс. м.
- Максимальная тяга на форсаже – 2 х 9000 кгс.
- Тяга максимальная – 2 х 5400 кгс.
Вооружение самолёта Миг 35
- Максимальный вес вооружения – 6300 кг.
- Подвесных точек – 10.
- Пушка 30 мм ГШ-30-1.
- УРВВ малой дальности Р-73.
- УРВВ средней дальности РВВ-АЕ и Р-27.
- УР «воздух – поверхность» Х-25, Х-29, НАР.
- УР «воздух – воздух» Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, РВВ-АЕ, НАР.
- Противорадиолокационные Х-31П.
- Противокорабельные Х-31А, Х-35.
- Мины.
- Корректируемые авиабомбы.
«Высокое качество и приемлемая цена»
Кроме того, в настоящее время РСК «МиГ» ведёт переговоры с потенциальными заказчиками МиГ-35 из Казахстана, Мьянмы, Бангладеш, Перу, Ирака, Египта. Однако Илья Тарасенко полагает, что спрос на новый истребитель в перспективе возникнет у большинства эксплуатантов МиГ-29, то есть примерно у 20—30 стран мира.
В беседе с RT руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов заявил, что новинка РСК «МиГ» может быть востребована на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в том числе в Индии, Китае, Малайзии, Индонезии и Пакистане.
МиГ-35 был продемонстрирован широкой публике на международном авиакосмическом салоне МАКС—2017 и военно-техническом форуме «Армия-2017». Машина была в инициативном порядке разработана на основе Миг-29М/М2. При этом, несмотря на внешнее сходство, МиГ-35 существенно отличается от предшественника.
«Это новый комплекс, он приближен уже к пятому поколению. Тут новые технологии по локатору, по разведке. Есть новое вооружение, новое покрытие самолёта, которое делает его незаметным для противника. Поэтому все эти характеристики так привлекают», — пояснил Тарасенко.
Как заявил ранее глава Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, МиГ-35 создавался для выполнения боевых задач в условиях активного радиоэлектронного противодействия и высокой плотности противовоздушной обороны. В связи с этим у истребителя значительно снижена радиолокационная заметность, увеличены дальность полёта и количество точек подвески вооружения.
«Утверждённой государственной программой вооружений предусмотрена дальнейшая поставка самолётов МиГ-35 — комментарии о количестве и сроках поставки будет правильно адресовать нашему заказчику — Министерству обороны России. Мы готовы полностью заменить весь парк самолётов МиГ-29 на новые МиГ-35», — подчеркнул Тарасенко.
История создания истребителя Миг 35
Впервые новый истребитель продемонстрировали в 2005 году на авиасалоне МАКС-2005 под названием МиГ-29М ОВТ, до этого прототипом являлась машина МиГ-29М1/М2. Но это был самолёт исключительно для показательных полётов. В последующие годы шли дальнейшие лётные испытания и обкатка новых двигателей, новейшего оборудования и вооружения. Были разработаны две версии машины – одноместный МиГ-35 и двухместный МиГ-35Д.
Самолёт МиГ 35Д
В 2007 году самолёт представлен главкому ВВС и министру обороны уже как МиГ-35. До 2010 года решалась дальнейшая судьба нового перехватчика и только в 2014 году было принято решение о формировании двух эскадрилий МиГ-35. Машина включена в государственную программу вооружения ВВС до 2020 года.
Перспективы развития
Тактику боевого применения нового истребителя предстоит разрабатывать летчикам из группы “Стрижи”. Это знаменитое подразделение высшего пилотажа пересядет на МиГ-35 одним из первых. Затем самолеты направят в строевые части ВКС. По данным ряда СМИ, они будут базироваться на аэродромах в Подмосковье и Курской области. Таким образом, роль этих самолетов — оказывать воздушную поддержку сухопутным частям в случае вооруженного конфликта на западных границах страны. Ожидается, что до 2020 года ВКС получат около 30 фронтовых истребителей.
Помимо базового варианта МиГ-35С, к производству готовятся двухместные МиГ-35Д. Со временем они могут стать основными учебно-боевыми самолетами для летчиков фронтовой авиации. “Этот легкий истребитель очень экономичен. Он годится для обучения курсантов на выпускном курсе, для обучения пилотов в строевых частях и освоения всех видов техники пилотирования, маневров, всего вооружения”, — объяснил журналистам главком ВКС России Виктор Бондарев.
МиГ-35
У этого истребителя большое будущее не только в России, но и за рубежом. Из 56 стран — эксплуатантов МиГ-29 более половины уже заинтересовались приобретением самолетов МиГ-35. У них имеется вся необходимая инфраструктура для обслуживания этих машин. А одним из крупнейших потенциальных покупателей фронтового истребителя специалисты называют Индию. Делегация из Дели особенно пристально изучала самолет на авиасалоне МАКС-2017.
МиГ-35
Боевые возможности
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме — среднеплан с трапециевидным механизированным крылом. Имеет двухкилевое вертикальное оперение с цельноповоротными стабилизаторами. Обладает “интегральной компоновкой”: фюзеляж и крыло образуют единый несущий корпус, что обеспечивает меньшее лобовое сопротивление и большую подъемную силу при больших углах атаки.
Два двигателя РД-33 размещены в мотогондолах в хвостовой части фюзеляжа. Газотурбинный двигатель РД-33 — двухвальный, двухконтурный с кольцевой камерой сгорания, регулируемым соплом и гидроэлектронной системой управления.
Подфюзеляжные воздухозаборники при рулении на земле закрываются специальными шторками, предотвращающими попадание мусора в двигатели.
Летно-технические характеристики:
- Экипаж — 1 человек (два человека в учебно-боевой “спарке” МиГ-29УБ).
- Длина — 17,32 м; высота — 4,73 м; размах крыла — 11,36 м.
- Максимальная скорость — 2450 км/ч (2,3 Маха).
- Тяга одного двигателя в режиме “полный форсаж” — 8300 килограмм-сил.
- Практический потолок — 18 тыс. м.
- Практическая дальность полета на большой высоте — 1 тыс. 430 км (с подвесными топливными баками — 2 тыс. 100 км).
- Максимальный взлетный вес — 18,1 т; максимальный вес боевой нагрузки — 2,18 т.
Самолет оснащен пушкой ГШ-301 калибра 30 мм (боезапас 150 снарядов), на 6 узлах подвески может нести авиационные ракеты “воздух — воздух” разных типов (Р-27Р, Р-73, Р-60М), неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.
Интересные факты о самолёте МиГ 35
Эксплуатация одного лётного часа нового перехватчика обходится в 2,5 раза дешевле, чем у МиГ-29 – этому фактору придаётся в нынешнее время особое значение.
Установленный срок службы новой машины – 40 лет, налёт не менее 6 тыс. часов.
Для полётов над морем и в тропических условиях самолёт и его системы обработаны по специальной технологии защиты от коррозии.
Спецслужбы США давно охотились за данными на РЛС, установленную на индийском Су-30МКИ российского производства, и появление МиГ-35 с более совершенной радиолокационной станцией, стало для американцев большим сюрпризом.
Если учитывать, как изменились в последнее время геополитические тенденции, российский МиГ-35 стал более надёжным и простым в эксплуатации самолётом, нежели западные аналоги.
Примечания
- Илья Поносов. . «Российская Газета» (9 апреля 2015).
- (англ.). domain-b.com (14 August 2009). Дата обращения 23 января 2017.
- Dave Majumdar. (англ.). The National Interest (9 June 2016). Дата обращения 23 января 2017.
- . Президент России (26 января 2017).
- . РИА Новости (27 января 2017).
- . РИА Новости (26 января 2017). Дата обращения 26 января 2017.
- Телеканал ЗВЕЗДА. (27 января 2017). Дата обращения 27 января 2017.
- . Россия Сегодня (23 августа 2017).
- (20 июля 2017).
- . РИА Новости (20170127T1651). Дата обращения 12 мая 2020.
- (рус.) (неопр.) ?. (16.02.2018).
- ↑ . РИА Новости (14 февраля 2017).
- . РИА Новости (26 мая 2018).
- . РИА Новости (20190617T0805+0300Z). Дата обращения 17 июня 2019.
- . РИА Новости (20190617T0847+0300Z). Дата обращения 17 июня 2019.
- . Sputnik Абхазия. Дата обращения 12 декабря 2019.
- (англ.). Middle East Monitor (27 August 2019). Дата обращения 2 сентября 2019.
- . РИА Новости (17 июня 2019). Дата обращения 17 июня 2019.
- ↑ Олег Макаров. . АО РСК «МиГ» (5 июня 2016). Дата обращения 30 июля 2016.
- В модификации МиГ-35Д
- . РИА Новости (27 января 2017).
- . www.migavia.ru. Дата обращения 10 марта 2020.
- . www.migavia.ru. Дата обращения 10 марта 2020.
Разработка
Два опытных («предсерийных») образца МиГ-35 были построены по контракту на проведение соответствующих опытно-конструкторских работ с ВКС России на Производственном комплексе № 1 АО «РСК „МиГ“» в подмосковных Луховицах. Первый полёт состоялся 24 ноября 2016 года. Испытания проводятся на аэродроме ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском.
В октябре 2016 года объявлено о завершении работ по созданию МиГ-35. 26 января 2017 года начались испытания в воздухе и прошла официальная презентация МИГ-35.
«Первое — экономичность, он дешевле в эксплуатации, чем машины наших конкурентов. Второе — технические возможности, например, локатор и малозаметность. Третье — стоимость самого самолёта», — отметил глава генеральный директор российской самолётостроительной корпорации «МиГ» Илья Тарасенко.
МиГ-35 стал главной премьерой международного авиационно-космического салона МАКС-2017; корпорация «Миг» признана победителем в номинации «ОКБ года» в конкурсе «Авиастроитель года» за создание Миг-35.
27 января 2017 года состоялась презентация истребителя МиГ-35. Она прошла на территории производственного комплекса Корпорации в Луховицах.
В 2018 году самолёты МиГ-35 были переданы летчикам-испытателям Министерства обороны РФ для проведения государственных летных испытаний.
Корабельная версия
В интервью генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко допустил возможность разработки корабельной версии МиГ-35. Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) уже адаптировал под МиГ-35 новую систему посадки на палубу БИНС-СП-2.
Новый МиГ
Главная задача легкого истребителя — завоевание локального превосходства в воздухе на относительно небольшом участке фронта. Дальние рейды и свободная охота — это для тяжелых Су-27 и Су-35С. МиГ-35 действует в тесной привязке к земле — защищает от авиации пехоту и бронетехнику, прикрывает тыловые объекты, мешает воздушной разведке противника. Эти истребители, как правило, базируются почти у линии фронта, зачастую на малоподготовленных и не самых “комфортных” аэродромах. МиГ-35 унаследовал главные достоинства МиГ-29 — исключительную надежность и неприхотливость.
Впервые “тридцать пятый” показали широкой публике на авиакосмическом салоне МАКС-2017. Внешне он мало отличается от знаменитого предшественника, однако у него совершенно новая электронная “начинка”: РЛС “Жук-А” с активной фазированной решеткой, способная отслеживать до 30 воздушных целей на удалении до 200 километров; трехканальная электронно-дистанционная система управления (ранние МиГ-29 летали на механике); усовершенствованные двигатели РД-33МК с управляемым вектором тяги; встроенная и контейнерная оптико-локационные станции; нашлемная система целеуказания и прицеливания. У МиГ-35С увеличены боевая нагрузка, запас топлива, ресурс двигателей, а стоимость летного часа при этом уменьшена в 2,5 раза.
В состав бортового радиоэлектронного оборудования истребителя входит малогабаритная станция активных помех МСП-418КЭ в контейнерном исполнении, предназначенная для индивидуальной защиты самолетов этого типа от существующих и перспективных наземных и воздушных средств перехвата.
Но главное преимущество МиГ-35 перед F-16 в ближнем воздушном бою — двигатели с отклоняемым вектором тяги. Благодаря им российский самолет с легкостью выполняет сложнейшие фигуры высшего пилотажа: петлю Нестерова, кобру Пугачева, колокол, бочки, полубочки и многое другое. Ранее на это был способен разве что тяжелый сверхманевренный Су-35
Важно отметить, что высший пилотаж не просто “показуха” для авиашоу. За счет быстрых изменений направления и скорости полета МиГ-35 без особых хлопот зайдет в хвост любому менее маневренному самолету
А сбить противника, “оголившего” заднюю полусферу, — дело нескольких секунд.
Пропущенное время
Более дорогостоящий и тяжелый сослуживец-конкурент «МиГа» — Су-27 был малоизвестен в советские годы и не поставлялся на экспорт (первый контракт — с Китаем успели заключить еще при СССР, но поставки начала уже Россия), но в своих модернизированных версиях стал настоящим мировым бестселлером и символом современной российской авиации. МиГ-29, напротив, был популярен в 1980-е годы, активно поставлялся в дружественные страны, долгое время в западной культуре оставался синонимом истребителя русского производства (обычно в руках врагов бравых главных героев фильмов и игр), но после распада СССР не снискал большого успеха.
Во многом причинами успеха «Сухих» стала активная, инициативная и смелая работа по развитию и продвижению машин в новом, глубоко модернизированном облике, которая велась совместно силами конструкторского бюро, иркутского и комсомольского авиазаводов. Компания «МиГ» же после удачного и, без всякого сомнения, прорывного для российской оборонки контракта с Малайзией в 1994 году, судя по всему, почила на лаврах, что привело к занятию ключевых потенциальных рынков более тяжелыми истребителями Сухого.
МИГ_01
Советский многоцелевой истребитель четвертого поколения МИГ-29, 1988 год
Фото: РИА Новости
Не будет большим преувеличением сказать, что будущее семейства МиГ-29 спасли индийские авианосные амбиции. Приобретя в 2004 году в России авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», который после модернизации, в первую очередь заключавшейся в оснащении трамплином и аэрофинишерами, получил имя «Викрамадитья», ВМС Индии должны были закупить для него подходящие истребители. Палубный вариант МиГ-29 стал естественным выбором: он был меньше и легче единственного реального конкурента — Су-33, что было критично для куда меньшего, чем «Адмирал Кузнецов» индийского авианосца
В соответствии с индийскими требованиями была разработана новая палубная версия истребителя, которую важно не путать с проходившей испытания в советское время. Был кардинально обновлен планер, увеличен запас топлива, обновлено БРЭО и расширен арсенал средств поражения размещаемых теперь на восьми узлах подвески вместо шести
Уникальной особенностью МиГ-29К/КУБ (одно и двухместной версий соответственно) является то, что у нее всегда, вне зависимости от количества мест, длинный, «двойной», фонарь кабины. В одноместной версии вместо второго пилота размещается дополнительный топливный бак.
Индия закупила двумя контрактами 45 истребителей, чего достаточно для формирования авиагруппы «Викрамадитьи» и находящегося в достройке, несколько меньшего по размерам, «Викранта», который построен по схожей с российскими кораблями схеме (что неудивительно, так как проектировался он в том числе и Невским проектно-конструкторским бюро). Вслед за ним индийцы планируют построить тяжелый «Вишал» — уже с электромагнитными катапультами. Но учитывая крайне медленные темпы строительства и чудовищные задержки с «Викрантом», сомнительно, чтобы эти мечты воплотились раньше 2030-х годов.
МИГ_01
Самолеты МиГ-29К ВМС Индии на палубе авианосца «Викрамадитья»
Фото: REUTERS/Shailesh Andrade
Для российской стороны важно, что вновь, как с Су-30МКИ, удалось за индийский счет разработать, испытать и запустить в серию полезную для себя машину. Для ВМФ России в 2012 году был подписан контракт на 24 машины, которые были поставлены в последующие годы
Это стало куда более практичной покупкой, чем заключенный в 2014 году контракт на 16 менее продвинутых МиГ-29СМТ, который на фоне закупок «Сухих» десятками и наконец-то выстраивающейся унификации парка тактической авиации ВВС России выглядел слишком очевидной «поддержкой производителя».
Еще более полезным стало то, что МиГ-29К/КУБ стал не просто палубной машиной — в этой ипостаси он имел бы заведомо очень малый рынок, а основой для нового поколения «Двадцать девятых». В первую очередь — МиГ-29М/М2, фактически сухопутную модификацию К/КУБ, отличающуюся только отсутствием специфических систем, необходимых для морского базирования. Полсотни машин в этом облике закупил Египет, что стало самым крупным контрактом для корпорации «МиГ» за долгие годы. Дабы заинтересовать МО России и других потенциальных покупателей, предлагается развитие этой машины под уже традиционным именем МиГ-35.