Ту-154 — обзор среднемагистрального пассажирского самолета

История

Самолет был разработан в 1960-х гг. в конструкторском бюро авиационного завода номер 156 (с 1966 г. – Московский машиностроительный завод, ММЗ “Опыт”, с 1989 г. – Авиационный научно-технический комплекс имени А.Н. Туполева, ныне – ОАО “Туполев” в составе Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК). Руководил разработкой Андрей Туполев, главные конструкторы – Дмитрий Марков, Сергей Егер, Александр Шенгардт, Андрей Гришин. Новый самолет создавался на замену среднемагистральному лайнеру Ту-104. Первый полет совершил 3 октября 1968 г., серийно строилась модификация Ту-154А. Первый регулярный рейс самолет этого типа выполнил 9 февраля 1972 г. по маршруту Москва – Минеральные Воды. Серийное производство велось с 1970 г. по 2013 г. на Куйбышевском авиационном заводе (с 1996 г. – ОАО “Авиакор – авиационный завод”, Самара).

По данным ОАО “Туполев”, построено не менее 930 единиц разных модификаций.

Краткая история развития пассажирских самолетов

Первым в мире самолетом, который мог перевозить пассажиров, стал российский аппарат под обозначением «Илья Муромец». Несмотря на то что этот аппарат И. Сикорским был изготовлен еще в 1913 году, он был достаточно комфортабельным для пассажиров, поскольку на его борту был размещен ресторан, спальные помещения и ванная. Демонстрационный полет машины показал, что он может перевозить 16 человек.

Этому самолету принадлежит первый рекорд по дальности перелета, он смог преодолеть расстояние от Петербурга до Киева и в обратную сторону. При этом аппарат осуществил лишь одну посадку.

Дальнейшее развитие пассажирской авиации было направлено на изготовление менее масштабных однодвигательных аппаратов, таких как К-1, Сталь-2, ПС-35. Все же первыми пассажирскими авиалайнерами, которые изготовлялись массово, стали самолеты ЛИ-2 и ПС-84, в США это был DC-3.

В эти года массовым аппаратом для перевозки пассажиров стал Ford Trimotor, его изготовляли в США. Это был самолет с тремя поршневыми двигателями, при этом пассажировместительность равнялась 8 человекам. Производство было окончено в 1933 году, но и после этого их еще долго продолжали эксплуатировать. На смену пришел новый самолет DC-3. Нужно отметить, что этот аппарат является самым массовым по изготовлению пассажирским лайнером в мире. Самолет имел возможность перевозить до 32 человек на борту.

В европейских странах довоенного периода самым качественным самолетом для перевозки пассажиров стал Ju52. Также широко использовались и самолеты с поплавковым шасси.

По окончании войны изготовление пассажирских самолетов велось на основе модернизации имеющихся тяжелых бомбардировщиков. А с появлением в авиации в 50-х годах двигателя реактивного типа развитие пассажирских лайнеров вышло на качественно новый уровень развития. Так, летом 1949 года впервые взлетел британский самолет типа De Havilland Comet, это была не совсем успешная разработка, поскольку фиксировалось много крушений, и в 1954 году он был снят с полетов. Лидером пассажирского авиастроения оставался СССР со своим Ту-104 (1955 года выпуска) и американский Boeing 707 (1954 года выпуска).

Дальнейшее развитие и успехи были представлены пассажирскими самолетами корпораций Boeing и Airbus. Первые сверхзвуковые лайнеры для перевозки пассажиров появились в 60-х годах и были представлены отечественным Ту-144 и европейским Concorde. Данные аппараты довольно скоро были сняты с эксплуатации из-за крушений.

Самолеты, которые изготовляются сегодня, мало чем отличаются внешне от аппаратов 60-х годов

Современное авиастроение акцентирует свое внимание на создании более экономичных и менее шумных силовых установок самолетов. Немаловажным аспектом остается комплектация качественной авионикой

При создании новых самолетов используется большое количество композитных материалов, которые способствуют снижению веса конструкции.

Компоновочные схемы

Большая часть самолетов УВП спроектирована для проведения взлетов и посадок на неподготовленных площадках, однако некоторые требуют оборудованной ВПП, например De Havilland Canada DHC-7. Также большинство самолетов этого типа имеют в составе шасси хвостовое колесо, но есть и исключения, например Peterson 260SE, De Havilland Twin Otter, Quest Kodiak. Автожиры также относятся к летательным аппаратам с УВП-возможностями – способны приземляться без пробега и имеют при взлете короткий разбег.

Для конкретного типа самолета потребная длина ВПП зависит от квадрата скорости сваливания, поэтому проектные работы в создании СУВП сводятся к понижению этой скорости. Низкое лобовое сопротивление и большая тяговооруженность позволяют быстро оторваться от земли. Во время выполнения посадки пробег аппарата уменьшает действие мощных тормозов и малую посадочную скорость, менее распространено использование для этого реверса тяги и интерцепторов. Принадлежность летательного аппарата к типу УВП определяется наибольшей из двух дистанций: пробега и разбега.

Также значимую роль играет возможность самолета избегать при посадке и взлете столкновений с препятствиями, например линиями электропередач и деревьями. При выполнении взлета этому способствует слабое лобовое сопротивление и тяговооруженность аппарата. При посадке для увеличения лобового сопротивления используются закрылки и особая техника пилотирования – скольжения, при котором, задействовав руль направления, самолет летит слегка «лагом». Таким образом, увеличившееся лобовое сопротивление способствует выполнению крутого снижения без набора скорости, из-за которого пробег был бы увеличен.

Обычно самолет УВП в соотношении к собственному весу имеет большую площадь крыльев. Крыло часто оснащено аэродинамическими устройствами: турбулизаторами, выдвижными и щелевыми предкрылками. Разработка самолета с хорошими УВП-характеристиками приводит к снижению его максимальной скорости, но не отражается на изменении коммерческой нагрузки.

Для таких самолетов важным показателем является грузоподъемность, потому что для отдельных небольших поселений они являются единственной связью с окружающим миром, например северные районы Аляски или Канады.

Большинство самолетов УВП имеют возможность осуществлять посадку на неподготовленную поверхность. Привычное место приземления для таких аппаратов – ледовые или снежные площадки (на лыжное шасси), галечные берега рек, луга (на широких авиашинах с низким давлением), поверхность воды (на поплавках). Такие участки обычно загорожены высокими деревьями или холмами и крайне коротки. Шасси таких самолетов часто представлено комбинированным типом: колесно-поплавковым или колесно-лыжным, что дает летчику свободу выбора посадочной площадки.

Самый распространенный самолет производства СССР с УВП-возможностями – Ан-2. Его конструкция представляет собой расчалочный биплан с хвостовым колесом. Исходя из сведений летчиков, самолетом можно управлять в воздухе на скорости 590 км/ч.

Классификация пассажирских самолетов

В зависимости от дальности полета:

  • Самолеты для местных авиалиний – до 1000 километров.

  • Ближнемагистральные – дальность от 1 до 2,5 тысяч километров (представитель EMB 120).

  • Среднемагистральные – дальность от 2,5 до 6 тысяч километров (представитель CRJ 200).

  • Дальнемагистральные – более 6 тысяч километров.

Широкофюзеляжные

Их еще часто обозначают как аэробусы, они имеют много рекордов по своим габаритам. Самые большие представители данного класса могут иметь длину больше 70 метров, при этом диаметр в 6 метров. Это позволяет в салоне разместить до 10 кресел в одном ряду. Их еще подразделяют на однопалубные и двухпалубные. Основной задачей таких машин является перевозка большого количества пассажиров на большие дистанции. Из-за высокой себестоимости большинство авиакомпаний приобретают их в лизинг. Основные представители класса: А380, Ил-86, Боинг 747 и другие.

Узкофюзеляжные

Они более распространены, чем широкофюзеляжные. Их активно эксплуатируют на сообщениях со средней протяженностью полета. Количество пассажирских кресел в салоне значительно меньше, чем в широкофюзеляжных аппаратах. Диаметр фюзеляжа данных самолетов не превышает 4 метров. Основные представители класса: А320, Ту-154, Боинг 737 и другие.

Региональные

К этой категории относятся относительно небольшие пассажирские лайнеры, которые могут взять на борт до 100 человек и перевезти на расстояние до 2,5 тысяч километров. Они могут оснащаться как турбореактивными, так и турбовинтовыми двигателями. Основные представители класса: ATR, SAAB, Ан-24, ERJ, Як-40 и другие.

Местные

Самые маленькие пассажирские самолеты с пассажировместительностью до 20 человек. Полеты осуществляются на расстояние до 1 тысячи километров. В конструкции часто используются поршневые двигатели или турбовинтовые. Основные представители класса: Beechcraft, «Сессна». 

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий