Вертолеты
На вооружении ВКС России состоит около тысячи вертолетов различного назначения. Среди которых ударные вертолеты:
- черная акула;
- аллигатор;
- крокодил;
- ночной охотник.
Двухместный вариант вертолета Ка-50 «Черная акула», получивший индекс Ка-52 «Аллигатор», создан для поражения пехоты и техники противника на расстоянии до 20 км. Способен атаковать воздушные цели. К 2021 год в войсках проходят службу 118 вертолетов, всего заказано 146 боевых машин.
Узнай: Является ли военный билет удостоверением личности
Ми-24 «Крокодил» отлично зарекомендовал себя в годы Афганской войны и конфликтов в Чеченской республике. Высокая защищенность экипажа и сильное ракетно-пушечное вооружение делают вертолет грозным противником. Около 180 вертолетов находится на вооружении ВКС России.
Вертолет Ми-28 «Ночной охотник» предназначен для борьбы с бронетехникой противника при активном воздействии вражеской ПВО. В 2013 году началось серийное производство модификаций Ми-28Н (ночной) и Ми-28НМ (ночной модернизированный). К середине 2021 года армия получила не менее 110 вертолетов.
Транспортно-боевой вертолет Ми-24ВМ (Ми-35) применяется для огневой поддержки сухопутных войск, десантирования групп спецназа, эвакуации раненых, перевозки грузов. С 2010 года авиация получила более 60 вертолетов.
В ВВС России находится более 300 многоцелевых вертолетов Ми-8 различного назначения: учебные, транспортные, медицинские, минные заградители и постановщики помех, боевые модификации (АМТШ) с комплексом ракетного вооружения. Почти все вертолеты прошли модернизацию либо изготовлены не ранее 2010 года.
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26, обладает грузоподъемностью 20 тонн. В 2012 году, после почти двадцатилетнего перерыва, было возобновлено производство этих вертолетов. В ВКС России эксплуатируется 41 машина этого типа.
Что за спутники?
Все три спутника «Ресурс-П» предназначены для панхроматической и спектрозональной съёмки объектов, находящихся на Земле. Большинство из источников «Ъ» утверждают, что съёмка велась для нужд «Роскосмоса», Минприроды, МЧС, Минсельхоза, Росгидромета, Росреестра и Росрыболовства. Но источник Минобороны утверждает, что один из трёх спутников использовался не только для гражданских, но и для военных нужд. Так, его применяли для космической съёмки территории Сирии наравне со спутниками оптико-электронной разведки «Персона».
«Ресурс-П»
Их разрабатывало одно предприятие — Самарский ракетно-космический центр «Прогресс». Запланированный срок службы каждого из них — пять лет. Все три спутника запускали последовательно: июнь 2013, декабрь 2014 и март 2016 гг.
Задействованная в Сирии техника
С момента начала операции российских вооруженных сил в САР, состав группировки регулярно менялся. Техника проходит ротацию в связи с изменениями военно-политической обстановки и стоящих перед группировкой задач. Также осуществляется замена техники для проведения ремонтных работ в России и предотвращения чрезмерного износа самолетов.
С территории России осуществляли вылеты на боевые задачи самолеты дальней и стратегической авиации. Начиная с 17 ноября 2015 года, вылеты совершили не менее 6 Ту-160, 5 Ту-95МС и 14 Ту-22М3.
За 3 года проведения операции были задействованы не менее 86 самолетов истребительной и фронтовой авиации, не менее 20 вертолетов.
По данным открытых источников, в Сирии побывали 8 истребителей Су-35, 4 истребителя Су-27СМ, не менее 16 Су-30СМ, 34 бомбардировщиков Су-24 и 12 Су-34. Штурмовые удары наносили 12 Су-25СМ. Так же, по сообщениям СМИ, в феврале 2022 г. в Сирии проходили тестирование в боевых условиях истребители пятого поколения Су-57, в количестве от 2 до 4 машин.
Поддержка авиационной группировки осуществляется самолетами ДРЛО А-50 и разведчиками Ил-20М1. Поддержка российских ССО и сирийской армии осуществляли и осуществляют вертолеты Ка-52, Ми-8, Ми-24 и Ми-28.
Другая техника
Воздушно-десантные войска России в 2022 году получили около 500 единиц новой и модернизированной техники, а также 13 тыс. комплектов средств десантирования и парашютных систем.
В Арктике, по данным Минобороны, созданы новые военные базы. Также идет реконструкция пяти аэродромов региона.
По словам Сергея Шойгу, России по оснащенности армии удалось выйти на первое место в мире. При этом сохраняется финансовый ресурс, более 258 млрд рублей, который будет направлен на поставку высокоточных средств поражения. К 2026 году число носителей высокоточного оружия большой дальности увеличится на 30%, а крылатых ракет различных видов базирования — в два раза.
Василий Кучушев
Что вообще происходит в «Роскосмосе»?
Сейчас с государственной корпорацией творится какая-то неразбериха: за последние годы «Роскосмос» был заметен в нескольких скандалах. Самый крупный из них — коррупционный. При строительстве космодрома «Восточный» прокуратура выявила 17 тысяч хищений на сумму более 10 млрд рублей!
Космодром «Восточный». Фото: Владислав Ларкин
Последняя череда скандалов не прекращается с лета 2018 года. Большинство из них связаны с поломками: в августе на МКС нашли просверленную кем-то дырку. В октябре случилась авария корабля «Союз МС-10».
«Союз МС-10». Фото: Сергей Савостьянов, ТАСС
Затем глава госкорпорации Дмитрий Рогозин неуместно пошутил, пообещав проверить, действительно ли высаживались американцы на Луну в 1969 году. «Роскосмосу» пришлось объяснять действия своего начальника. И сразу после этого глава Счётной палаты Алексей Кудрин заявил, что госкорпорация является рекордсменом по количеству украденных денег.
Кстати, это не первый раз, когда Счётная палата обвиняет «Роскосмос». Например, в 2013 году ведомство не стеснялось в словах:
В 2017 году та же Счётная палата выявила нарушения при ликвидации Федерального космического агентства на сумму 627,4 млрд рублей. На эту сумму можно было построить сразу два космодрома «Восточный». И как раз двадцатка на коррупционные скандалы осталась бы.
В общем, в госкорпорации происходит какой-то атас. Это всё похоже, скорее, на попытки выжать последние соки из умирающей организации, чем на подъём с колен. А ведь сейчас в космической индустрии дикая конкуренция. И если раньше гонка велась только крупными государствами, то теперь подключились и государства поменьше, а также различные частные организации типа SpaceX. И из-за этого даже традиционные партнёры выбирают конкурентов: так, в начале ноября Казахстан решил отправить свои спутники в космос с помощью Falcon 9. Всё из-за цены. То есть доставить спутник в США к Илону Маску и отправить его в космос дешевле, чем запускать его с помощью Роскосмоса с Байконура, находящегося в Казахстане! Как тебе такое, Дмитрий Рогозин?
UPD: материал обновлён в связи с ошибочно указанной цифрой количества спутников дистанционного зондирования планеты, запущенных Российской Федерацией. Приношу свои извинения за неверно поданный материал.
Примечания
- ↑ .
- . ГОИ им. С.И. Вавилова. Дата обращения: 16 августа 2020.
- ↑ . «РИА Новости» (31 мая 2012). Дата обращения: 16 августа 2020.
- ↑ . Деловая газета «Взгляд» (23 августа 2012). Дата обращения: 26 июня 2020.
- ↑ . РИА Новости (26 декабря 2014). Дата обращения: 16 августа 2020.
- . РКЦ «Прогресс». Дата обращения: 16 августа 2020.
- . «Совзонд». Дата обращения: 16 августа 2020.
- . Федеральное космическое агентство «Роскосмос». Дата обращения: 16 августа 2020.
- ↑ . Lenta.RU. Дата обращения: 28 июня 2022.
- ↑ . ТАСС (26 ноября 2018). Дата обращения: 27 ноября 2018.
- . «РИА Новости» (13 марта 2016). Дата обращения: 16 августа 2020.
- . «РИА Новости» (21 февраля 2020). Дата обращения: 21 февраля 2020.
- . Федеральное космическое агентство «Роскосмос» (3 июля 2013). Дата обращения: 16 августа 2020.
- Алдияр Косенов. . Tengrinews.kz (17 ноября 2012).
- . Телестудия Роскосмоса (3 апреля 2013).
- . «РИА Новости» (29 мая 2013). Дата обращения: 16 августа 2020.
- ↑ Иван Синергиев, Иван Сафронов. . Газета «Коммерсантъ» (26 ноября 2018). — №217. Дата обращения: 26 ноября 2018.
- . Телестудия Роскосмоса (24 декабря 2014). Дата обращения: 30 сентября 2017.
- Павел Котляр. . Газета.Ru (26 декабря 2018). Дата обращения: 26 декабря 2018.
- ↑ Иван Чеберко. . «Известия» (13 ноября 2012). Дата обращения: 16 августа 2020.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 октября 2013.
- . «РИА Новости» (19 августа 2011). Дата обращения: 16 августа 2020.
- . «РИА Новости» (13 марта 2016).
- . ТАСС (20 июня 2016). Дата обращения: 26 июня 2020.
- . Деловая газета «Взгляд» (6 сентября 2016). Дата обращения: 26 июня 2020.
- . «Известия» (19 мая 2017). Дата обращения: 16 августа 2020.
- . ТАСС (29 мая 2020). Дата обращения: 16 августа 2020.
Истребители
Многоцелевой истребитель поколения «4++» Су-35, поступающий в войска с 2014 года. По всем своим характеристикам, за исключением технологии малой заметности («Стелс»), самолет удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям 5-го поколения. По состоянию на январь 2022 г. в ВКС России числилось 70 машин данного типа. Всего до 2022 года планируется поставка 98 истребителей.
Истребитель Су-27. Всепогодный истребитель 4-го поколения, состоящий на вооружении с 1982 года. Именно на основе этого самолета были разработаны новейшие Су-30, Су-34 и Су-35. По состоянию на 2022 год ВКС имели 119 самолетов Су-27, из них более половины прошли глубокую модернизацию.
Истребитель-бомбардировщик Су-30 предназначен для завоевания господства в воздухе. К сентябрю 2022 года военная авиация России располагает 103 единицами Су-30СМ и 20 единицами Су-30М2. Все самолеты произведены не ранее 2010 года.
Истребитель МиГ-29. Самый массовый из действующих истребителей отечественного производства, производящийся с 1982 года. По состоянию на 2016 год в строю числилось 168 истребителей разных модификаций. Из них более 70 самолетов прошли модернизацию после 2009 года. Планируется постепенная замена на МиГ-35.
Высотный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31, вставший в строй в 1981 году. ВВС располагают 120-ю машинами данного типа. Ожидается, что до 2022 года все самолеты будут модернизированы до уровня МиГ-31БМ, 10 машин прошли модернизацию для возможности несения сверхзвуковых ракет «Кинжал».
БПЛА Аэростатического типа¶
БПЛА аэростатического типа (blimps) – это особый класс БПЛА, в котором
подъемная сила создается преимущественно за счет архимедовой силы,
действующей на баллон, заполненный легким газом (как правило, гелием).
Этот класс представлен, в основном, беспилотными дирижаблями (рисунок –
21)
Дирижабль (от фр. dirigeable – управляемый) – летательный аппарат легче
воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с движителем (обычно
это винт (пропеллер, импеллер) с электрическим двигателем или ДВС) и
системы управления ориентацией благодаря которой дирижабль может
двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных
потоков.
Рисунок – БПЛА аэростатического типа
Отличительное преимущество дирижабля – большая грузоподъемность и
дальность беспосадочных полетов. Достижимы более высокая надежность и
безопасность, чем у самолетов и вертолетов. (Даже в самых крупных
катастрофах дирижабли показали высокую выживаемость людей.) Меньший, чем
у вертолетов, удельный расход топлива и, как следствие, меньшая
стоимость полета в расчете на единицу массы перевозимого груза. Размеры
его внутренних помещений могут быть очень велики, а длительность
нахождения в воздухе может измеряться неделями. Дирижаблю не требуется
взлетно-посадочной полосы (но зато требуется причальная мачта) — более
того, он может вообще не приземляться, а просто «зависнуть» над землей
(что, впрочем, осуществимо только при отсутствии сильного бокового
ветра).
Рисунок – Дирижабль для аэрофотосъемки
Наиболее типичные применения современных беспилотных дирижаблей – это
реклама и видеонаблюдение (рисунок – 22). Однако в последние годы их все
чаще заказывают телекоммуникационные компании для использования в
качестве ретрансляторов сигналов. Существуют также проекты постройки
дирижаблей очень большой грузоподъемности – 200-500 тонн.
Привлекают внимание новые концепты дирижаблей, имеющие, как правило,
нетрадиционные форму оболочки и способ движения. Беспилотные дирижабли линзообразной формы планирует выпускать ОАО
«Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» при поддержке
«Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий»
Они будут иметь от 22 до 200 м в
диаметре и смогут переносить до нескольких сотен тонн груза. Пока
созданы лишь демонстрационные масштабные модели таких дирижаблей. Пример
– успешно испытанная модель ДП-27 «Анюта» (рисунок – 23). Дисковидная
форма этого аппарата обеспечивает устойчивость к боковому ветру,
простоту управления и высокую маневренность этого многоцелевого
беспилотного дирижабля. Диаметр корпуса судна – 17 м с объемом оболочки
– 522 куб. м, грузоподъемность – 200 кг, максимальная высота подъема
достигает 800 м. С помощью 4 двигателей по 25 л.с. аппарат развивает
скорость до 80 км/ч, бензобак объемом 40 л позволяет демонстратору
осуществлять полет на дистанцию 300 км
Беспилотные дирижабли линзообразной формы планирует выпускать ОАО
«Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» при поддержке
«Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий». Они будут иметь от 22 до 200 м в
диаметре и смогут переносить до нескольких сотен тонн груза. Пока
созданы лишь демонстрационные масштабные модели таких дирижаблей. Пример
– успешно испытанная модель ДП-27 «Анюта» (рисунок – 23). Дисковидная
форма этого аппарата обеспечивает устойчивость к боковому ветру,
простоту управления и высокую маневренность этого многоцелевого
беспилотного дирижабля. Диаметр корпуса судна – 17 м с объемом оболочки
– 522 куб. м, грузоподъемность – 200 кг, максимальная высота подъема
достигает 800 м. С помощью 4 двигателей по 25 л.с. аппарат развивает
скорость до 80 км/ч, бензобак объемом 40 л позволяет демонстратору
осуществлять полет на дистанцию 300 км.
Чем будут воевать в стратосфере завтра
Безвоздушное пространство — специфический полигон для боя. Ударная волна без атмосферы не распространяется. Радиации в космосе хватает и без взрывов. От теплового воздействия надежно защищают космические расстояния. Таран на такой высоте означает смерть и экипажа, и аппарата. Свои варианты военным предлагают ученые и даже футурологи.
Так, в 2018 году военные НАТО решили, что Россия вывела на орбиту лазерное оружие и будет уничтожать им вражеские спутники. Лазерное оружие имеет большой потенциал: так, США уже применяли сверхточные световые пушки в Персидском заливе, Китай заявил о готовности своих первых боевых лазеров, способных поджечь объект на расстоянии до километра, а Россия поставила на вооружение лазерную установку «Пересвет». Официально в космические войска РФ «Пересвет» пока не поступал.
В космос можно поднять и неядерное оружие. Например, орбитальные стержни из вольфрама размером с телефонные столбы. Это редкий металл, который не сгорит в атмосфере и упадет на землю со скоростью больше 11 тыс. км/ч. Сила удара сравнима с ядерным взрывом, но без выпадения радиации. Американский военный эксперт Эми Вульф считает, что одна боеголовка легко уничтожит аэродром или любую другую наземную цель.
Управлять вольфрамовыми стержнями планируется через спутники: один поднимает, другой отдает команду на сброс
Агентство перспективных исследовательских проектов в области обороны США (DARPA), возможно, работает над оружием, способным стрелять расплавленным металлом, который мощнейшие электромагниты бросят через пространство со скоростью в несколько тысяч км/ч. Расплавленный металл во время полета превратится в аэродинамический снаряд, который может пробить другой космический корабль или спутник, и боеприпас взорвется внутри.
Информация вокруг космического оружия будущего крайне противоречива. Пока нет достоверных подтверждений, мы можем только гадать, существуют ли такие разработки или это только фантазии футурологов. Однако рано или поздно у новых космических войск появится сугубо орбитальное оружие.
Системы управления оружием
Литерное обозначение | Заводское обозначение | Шифр ОКР | Индекс | Децимальный номер | Тип | Применение | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|---|
АПП-95 | Дуб | аппаратура подготовки и пуска УР Х-55 | Ту-95М-55, Ту-95МС | ||||
СУВП-29 | 20СП | 6Ж1.330.029 | система управления выбросом помех | МиГ-29 | |||
20СП-М-01 | система управления выбросом помех | МиГ-29К, МиГ-29УБК | |||||
СУО-1-6М | система управления оружием | Су-24М | |||||
СУО-21И | система управления оружием | МиГ-21-93 | |||||
СУО-25Т | 8ПМ | система управления оружием | Су-25Т | ||||
СУО-27 | 10П | система управления оружием | |||||
СУО-27М | 10ПМ | система управления оружием | Су-27 (в составе СУВ-27) | ||||
10ПМ1Э2 | система управления оружием | Су-27СКК, Су-27УБК | |||||
СУО-29 | 20П | система управления оружием | МиГ-29 (в составе ОЭПрНК-29) | ||||
СУО-29К | ИГАП.794125.002 | система управления оружием | МиГ-29К, МиГ-29УБК | ||||
СУО-29КС | система управления оружием | ||||||
СУО-29М | 20ПМ | система управления оружием | МиГ-29 (в составе ОЭПрНК-29) | ||||
СУО-29М2 | 20ПМ2 | 6Ж1.320.006 | система управления оружием | МиГ-29 (в составе ОЭПрНК-29Э2) | |||
СУО-30 | система управления оружием | ||||||
СУО-30МК | 30ПИ | система управления оружием | Су-30МКИ | ||||
СУО-30ПК | 30ПК | система управления оружием | Су-30МКК (в составе СУВ-ПЭ) | ||||
СУО-30ПК-1 | 30ПК-1 | система управления оружием | Су-30МК2В (в составе СУВ-ПЭ) | ||||
СУО-30ПК-29 | система управления оружием | МиГ-29СМТ, МиГ-29УБТ | |||||
СУО-30ПКР-Э | система управления оружием | Су-27СКМ (в составе СУВ-ПЭ) | |||||
СУО-30ПМ | 30ПМ | система управления оружием | Су-30МКМ | ||||
СУО-39 | 39П | система управления оружием | Су-39 | ||||
СУО-39М | 39ПМ | 6Ж1.320.023 | система управления оружием | Су-25СМ | |||
СУО-40 | система управления оружием | ||||||
СУО-48 | система управления оружием | ||||||
СУО-48М | система управления оружием | ||||||
СУО-54 | 54П | система управления оружием | Су-17М4 (в составе ПрНК-54) | ||||
СУО-84Д | система управления оружием | ||||||
СУО-255 | 25П | система управления оружием | |||||
СУО-280 | система управления оружием | Ми-28 | |||||
СУО-280Н | система управления оружием | Ми-28Н | |||||
СУО-300 | система управления оружием | ||||||
СУО-800 | система управления оружием | Ка-50 | |||||
СУО-800М | система управления оружием | Ка-50 (в составе ПрПНК-80) | |||||
СУО-2000 | система управления оружием | ||||||
СУО-Т8 | 8П | система управления оружием | Су-25 | ||||
СУО-Т8-54 | 8ПА | система управления оружием | |||||
СУО-Т8-54К | система управления оружием | ||||||
СУО-F8 | система управления оружием | F-8-II | |||||
5П | система управления оружием | ||||||
17П-1 | система управления оружием | ||||||
35П | система управления оружием | ||||||
Осина | аппаратура подготовки и пуска УР Х-55 | Ту-95МС | |||||
Спрут | К-016 | аппаратура подготовки и пуска УР Х-55 | Ту-95МС, Ту-160 | ||||
Спрут-СМ | аппаратура подготовки и пуска УР Х-55 | Ту-160 |
Истребители
Многоцелевой истребитель поколения «4++» Су-35, поступающий в войска с 2014 года. По всем своим характеристикам, за исключением технологии малой заметности («Стелс»), самолет удовлетворяет требованиям, предъявляемым к истребителям 5-го поколения. По состоянию на январь 2021 г. в ВКС России числилось 70 машин данного типа. Всего до 2021 года планируется поставка 98 истребителей.
Истребитель Су-27. Всепогодный истребитель 4-го поколения, состоящий на вооружении с 1982 года. Именно на основе этого самолета были разработаны новейшие Су-30, Су-34 и Су-35. По состоянию на 2021 год ВКС имели 119 самолетов Су-27, из них более половины прошли глубокую модернизацию.
Истребитель-бомбардировщик Су-30 предназначен для завоевания господства в воздухе. К сентябрю 2021 года военная авиация России располагает 103 единицами Су-30СМ и 20 единицами Су-30М2. Все самолеты произведены не ранее 2010 года.
Истребитель МиГ-29. Самый массовый из действующих истребителей отечественного производства, производящийся с 1982 года. По состоянию на 2021 год в строю числилось 168 истребителей разных модификаций. Из них более 70 самолетов прошли модернизацию после 2009 года. Планируется постепенная замена на МиГ-35.
Узнай: Можно ли взять академический отпуск для службы в армии
Высотный сверхзвуковой перехватчик МиГ-31, вставший в строй в 1981 году. ВВС располагают 120-ю машинами данного типа. Ожидается, что до 2021 года все самолеты будут модернизированы до уровня МиГ-31БМ, 10 машин прошли модернизацию для возможности несения сверхзвуковых ракет «Кинжал».
Космическая битва
Как убрать весь мусор с орбиты, человечество пока не придумало. Зато додумалось, как сбивать космические спутники. Сегодня на это способны армии четырех стран: США, России, Китая и с 2019 года Индии.
В 2007 году Китай сбил свой вышедший из строя спутник перехватчиком SC-19 на высоте 800 км. Годом позже собственный переставший реагировать на команды орбитальный аппарат противоракетной системы SM-3 уничтожили космические войска США. В 2019 году к «антиспутниковому» клубу присоединилась Индия, заявив, что сумела поразить свой низкоорбитальный спутник, летящий на высоте 300 км, за 3 минуты.
Повторные испытания по уничтожению спутника Китай успешно провел в 2014 году
(Фото: Reuters)
Если говорить про Россию, то для борьбы с орбитальными аппаратами у армии есть специальное оружие — системы противоракетной обороны А-235 «Нудоль». «Уничтожение орбитальной группировки противника лишит его спутниковой связи, возможности вести разведку из космоса и использовать навигационные системы, — считает военный эксперт Алексей Леонков. — Это колоссальный удар по боеспособности современной армии. Без спутников невозможно использовать высокоточное оружие, гораздо сложнее применять авиацию».
Ликвидация орбитальных группировок будет означать не только глобальное наземное столкновение, но и то, что военным вновь придется вернуться к старому проверенному способу — бумажным картам.
Авиационно-ракетные комплексы для поражения наземных и надводных целей
Литерное обозначение | Шифр ОКР | Индекс | Тип | Самолет-носитель | Бортовое оборудование носителя | Ракеты | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|---|
К-10 | Комета-10 | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | Ту-16К-10 | СУ К-10У с РЛС ЕН | К-10С | принят на вооружение в 1961 г. | |
К-10-26 (К-36) | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | Ту-16К-10-26, Ту-16К-10-26Б | К-10С, КСР-5 | принят на вооружение в 1969 г. | |||
К-10-26Н | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | Ту-16К-10-26Н | К-10СН, К-10СНБ, КСР-5Н | принят на вооружение | |||
К-10-26П | авиационно-ракетный противорадиолокационный комплекс | Ту-10К-10-26П | К-10СП, КСР-5, КСР-5П | принят на вооружение | |||
К-10Д | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | Ту-16К-10Д | СУ с РЛС ЕН-Д | К-10СД | принят на вооружение в 1966 г. | ||
К-10ДВ | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | К-10СДВ | принят на вооружение | ||||
К-10Н | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | Ту-16К-10Н | СУ с РЛС ЕН-2-6 | К-10СН, К-10СНБ | принят на вооружение | ||
К-10П | авиационно-ракетный противорадиолокационный комплекс | Ту-16К-10П | К-10СП | принят на вооружение в 1979 г. | |||
К-11 | авиационно-ракетный противорадиолокационный комплекс | Ту-16К-11 | СУ с СРТРЦ “Рица” | КСР-11 | принят на вооружение в 1962 г. | ||
К-11-16 | авиационно-ракетный противокорабельный и противорадиолокационный комплекс | Ту-16К-11-16, Ту-16К-11-16Б, Ту-16К-11-16КС, Ту-16КСР-2-11 | СУ “Рубикон” с РЛС “Рубин-1К”, СУ с СРТРЦ “Рица” | КСР-2, КСР-2М, КСР-11 | принят на вооружение | ||
К-12 | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | К-12С | проект | ||||
К-12Б | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | Бе-10Н | СУ К-12У с РЛС “Шпиль” | К-12БС | опытный | ||
К-14 | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | 3МД | К-14 | опытный | |||
К-16 | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | Ту-16КСР-2, Ту-16КСР-2А | СУ “Рубикон” с РЛС “Рубин-1К” | КСР-2, КСР-2М | принят на вооружение в 1961 г. | ||
К-20 | Комета-20 | авиационно-ракетный комплекс | Ту-95К | СУ с РЛС ЯД | Х-20 | опытный | |
К-20М | авиационно-ракетный комплекс | Ту-95К, Ту-95КД, Ту-95КМ | СУ с РЛС ЯД | Х-20М | принят на вооружение в 1960 г. | ||
К-22 | Буря | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | Ту-22К | СУ К-22У с РЛС ПН и ЦНВУ-Б-1А | Х-22, Х-22А | принят на вооружение в 1967 г. | |
К-22М | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | Ту-22М2 | СУ “Планета” с РЛС ПНА | Х-22М, Х-22МА, Х-22Н, Х-22НА | принят на вооружение в 1976 г. | ||
К-22МП | авиационно-ракетный противорадиолокационный комплекс | Ту-22МП | СУ с СРТРЦ “Курс-НМ” | Х-22МП | опытный | ||
К-22Н | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | Ту-22М3 | СУ “Планета” с РЛС ПНА-Д | Х-22Н, Х-22НА | принят на вооружение | ||
К-22П | авиационно-ракетный противорадиолокационный комплекс | Ту-22КП | СУ с РЛС ПН и СРТРЦ “Курс-Н” | Х-22П | принят на вооружение | ||
К-26 | авиационно-ракетный противокорабельный и противорадиолокационный комплекс | Ту-16К-26, Ту-16КСР-2-5, Ту-16КСР-2-5-11 | СУ “Взлет” с РЛС “Рубин-1КВ” | КСР-2, КСР-5, КСР-11 | принят на вооружение в 1969 г. | ||
К-26М | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | Ту-16К-26М | КСР-5М | принят на вооружение | |||
К-26Н | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | Ту-16К-26Н | КСР-5Н | принят на вооружение | |||
К-26П | авиационно-ракетный противорадиолокационный комплекс | Ту-16К-26П | СУ “Плот” с СРТРЦ “Рица” и АНП-К | КСР-2, КСР-5, КСР-5П, КСР-11 | принят на вооружение в 1973 г. | ||
К-26ПМ | авиационно-ракетный противорадиолокационный комплекс | Ту-16К-26ПМ | КСР-5ПМ | ||||
К-28П | авиационно-ракетный противорадиолокационный комплекс | Як-28Н | Х-28 | опытный | |||
К-95-22 | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | Ту-95К-22 | СУВ “Кама” с РЛС ПНА-Б | Х-22М, Х-22МА, Х-22Н, Х-22НА | принят на вооружение в 1987 г. | ||
К-95-26 | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | Ту-95М-5 | СУ “Волга” с РЛС “Рубин-1КВ” | КСР-5 | опытный | ||
К-106 | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | Ту-106К | СУ К-22У с РЛС ПН и ЦНВУ-Б-1А | Х-22, Х-22А | проект | ||
Су-7КГ | авиационно-ракетный комплекс | Су-7БМ | СУВ “Прожектор” | Х-25 | опытный | ||
Су-17М-28 | авиационно-ракетный противорадиолокационный комплекс | Су-17М | Х-28 | принят на вооружение | |||
Су-17МКГ | авиационно-ракетный комплекс | Су-17М | СУВ “Прожектор” | Х-25, Х-29Л | опытный | ||
Комета | авиационно-ракетный противокорабельный комплекс | Ту-4КС, Ту-16КС, Ту-16К-11-16КС | СУВ К-3 с РЛС “Кобальт-М” | КС-1 | принят на вооружение |
Как армейские спутники попадают в космос
Для запуска спутников военным нужны космодромы с комплексом сооружений и высокоточной аппаратуры. Все они построены далеко от мест заселения, чтобы при взлете ракет случайно не навредить мирному населению. Эксперты National Geographic посчитали, что за всю историю человечества запуски проводились с 29 космодромов, 23 из них действуют до сих пор.
Поскольку космос все больше коммерциализируется, недалек тот день, когда откроются частные космопорты. Например, такой строит Илон Маск и его компания SpaceX в Браунсвилле, штат Техас. Однако до сих пор монополистами в этой сфере остаются военные, для отправки спутников у крупнейших держав существуют собственные космодромы:
- В России космические аппараты отправляют со стартовых площадок «Капустин Яр», «Восточный», «Мирный» и с государственного испытательного космодрома Плесецк — главного военного космодрома России. Он принадлежит Минобороны и входит в структуру Космических войск. Часть подразделений ВКС перебралась сюда с «Байконура», который после распада СССР оказался в Казахстане. Россия арендует его за $115 млн в год;
- ВВС США базируются на мысе Канаверал (Флорида). Для отправки в космос военные пользуются также космическим центром Кеннеди, военно-воздушной базой Ванденберг, стартовым комплексом Кадьяк;
- Китай владеет четырьмя космодромами. Два из них решают военные задачи (Цзюцюань и Сичан), производя испытания баллистических ракет, запуск спутников-шпионов, испытания техники перехвата иностранных космических объектов на экваторе.
- С космодрома Мусудан (Северная Корея) с помощью ракет-носителей «Тэпходон» и «Тэпходон-2» армия дважды пыталась запустить в космос спутники, оба раза неудачно (1998 и 2009 годы). Вашингтон, Сеул и Токио посчитали это испытанием МБР, способной нанести удар по Аляске или Гавайским островам, после чего следить за космодромом стали еще пристальней.
Космодромы есть и в других странах: Франции, Италии, Израиле, Германии, Бразилии, Южной Корее. Однако из их космических гаваней на орбиту уходят не только армейские аппараты, поэтому считать их чисто военными нельзя.
Специальные самолеты
К специальной авиации относят:
- заправщики ИЛ-78;
- самолеты радиолакационной службы А-50;
- разведчики Ту-214;
- самолеты наблюдения Ан-30.
Заправщики ИЛ-78 (Ил-78М) способны осуществлять заправку других летательных аппаратов в воздухе. Ил-78М перевозит до 35 тонн топлива при дальности полета 4000 км, а при дальности полета 1800 км он способен перевезти до 65 тонн топлива.
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 применяется для обнаружения летательных аппаратов и кораблей противника, передачи сведений командным центрам, наведения на цели самолетов. Все авиакомплексы базируются на аэродроме Северный в г. Иваново. Постоянно выполняют боевые задачи 10 самолетов (из них 4 модернизированы до А-50У).
Самолет разведки Ту-214. Самолет оснащен радиокомплексом с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора, а также системой оптико-электронного наблюдения «Фракция». Первые самолеты переданы авиации в 2016 году, построено 4 разведчика Ту-214Р и Ту-214ОН.
Самолет воздушного наблюдения и фотосъемки Ан-30 был создан для обнаружения замаскированных целей, фотографирования районов военных действий, инфраструктуры. Развитие спутниковых технологий слежения и высокая уязвимость Ан-30 от средств ПВО противника приводят к тому, что он постепенно выводится из эксплуатации. Сейчас в ВКС числится менее 10 самолетов этого типа.
Применение новых войск
Практически сразу после официального указа о формировании воздушно-космических сил, новая единица российской армии была введена в эксплуатацию – с 30 сентября 2015 года ВКС стали частью сирийской военной операции, которая продолжается и сегодня. В ходе атакующих мероприятий в небе над Сирией были задействованы свыше 100 видов самолетной и вертолетной техники.
За два года ведения войсками ВКС показана высокая результативность. Как следствие, действия представителей воздушно-космических сил РФ по достоинству оцениваются не только российской и сирийской сторонами, но и НАТО (войска альянса также принимают участие в военном конфликте в Сирии). Европейцы отмечают, что, несмотря на меньшее количество техники со стороны России, эффективность войск превышает НАТОвские показатели за счет профессиональной выучки и опыта пилотов.
Таким образом, мы видим, что воздушно-космические силы РФ актуальны сегодня не только для нашей страны, ВКС является мощным аргументом России и на международной арене.
Основные задачи Ресурс-П (Resurs-P ):
- составление и обновление общегеографических, тематических и топографических карт;
- контроль загрязнения окружающей среды, экологический контроль в районах геологоразведочных работ и добычи полезных ископаемых, контроль водоохранных и заповедных районов;
- инвентаризация природных ресурсов (сельскохо-зяйственных и лесных угодий, пастбищ, районов промысла морепродуктов), создание земельного кадастра и контроль хозяйственных процессов для обеспечения рациональной деятельности в различных отраслях хозяйства;
- информационное обеспечение поиска нефти, природного газа, рудных и других месторождений полезных ископаемых;
- контроль застройки территорий, получение данных для инженерной оценки местности в интересах хозяйственной деятельности;
- информационное обеспечение для прокладки магистралей и крупных сооружений, автомобильных, железных дорог, нефте- и газопроводов, систем связи;
- оценка ледовой обстановки;
- наблюдение районов чрезвычайных ситуаций с целью мониторинга стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также оценки их последствий и планирования восстановительных мероприятий.
На орбите Ресурс-П должен заменить КА Ресурс-ДК.
На борту кадого спутника «Ресурс-П» в качестве полезной нагрузки установлена следующая аппаратура:
- Широкозахватная мультиспектральная аппаратура среднего и высокого разрешений (ШМСА-ВР и ШМСА-СР);
- Оптико-электронная аппаратура высокого разрешения «Геотон-Л1»
- Гиперспектральная аппаратура;
В Ресурс-П также увеличена ширина зоны захвата, ширина спектрального диапазона, улучшена точность привязанных снимков.
Среднеквадратическая ошибка координатной привязки снимков оптикоэлектронной аппаратуры в надир без опорных точек будет составлять не более 10-15 м. в системе координат WGS-84.
Кроме того на борту КА “Ресурс-П“ установлена аппаратура измерения космических лучей, а также для мониторинга изменений электромагнитных полей Земли, как предвестника землетрясений.
КА «Ресурс-П» будет обеспечивать следующие режимы съёмки:
- объектовая;
- маршрутная;
- стереосъёмка маршрутов размером 115 км ;
- съёмка площадок размером до 100 км х 300 км.