Р-40 (AA-6 ACRID)

История боя

На советской службе из Р-40 ни разу не стреляли в гневе. Стандартная процедура ПВО заключалась в стрельбе залпом из двух ракет по цели; 1 ракета с тепловым наведением R-40T, за которой следует SARH R-40R, чтобы избежать возможности захвата ракеты с тепловым наведением с ракетой с радиолокационным наведением.

Поскольку МиГ-25 экспортировался в различные государства Ближнего Востока, Р-40 использовался в боевых действиях Ирака и, вероятно, Сирии и Ливии. Автор Том Купер утверждает, что сирийские ВВС одержали воздушную победу 29 июня 1981 года, когда сирийский МиГ-25ПД (блок 1 FIS SAF) сбил израильский F-15. Это не подтверждено.

Рассекреченный документ ЦРУ сообщает, что в первую ночь бури в пустыне 17 января 1991 года Скотт Спайчер F / A-18C был сбит R-40R, выпущенным с иракского МиГ-25.

30 января 1991 г. IRAF МиГ-25 повредил ВВС США F-15C ракетой Р-40 в Саммура воздушный бой. Однако Ирак заявил, а позже подтвердил, что F-15 был сбит и упал в Саудовской Аравии после того, как бедуин-контрабандист обнаружил обломки, но ВВС США опровергают эти утверждения.

Конструкция

Ракета Р-40 имела высокие энергобаллистические характеристики, обеспечивала скорости полёта с числом Маха > 5, что привело к необходимости впервые использовать титан в качестве материала планера ракеты и решить ряд технических проблем по охлаждению агрегатов и созданию стойкого к кинетическому нагреву обтекателя. В качестве материала обтекателя РГС впервые применён жаростойкий ситалл.

Ракета разрабатывалась с двумя головками самонаведения:

  • с полуактивной радиолокационной импульсной головкой ПАРГ-12 (МНИИ «Агат»)
  • с инфракрасной головкой Т-40А1, разработанной в ЦКБ-589.

Соответственно ракеты получили индексы Р-40Р и Р-40Т (тепловая).

Дальность стрельбы ракетой Р-40Р была первоначально 50 км. Гиперзвуковые (М>5) УР большой дальности Р-40Т (Р-40ТД) с тепловизионной головкой самонаведения и Р-40Р (Р-40РД) с радиолокационной полуактивной системой наведения (максимальная дальность пуска по высотной цели на встречном курсе – 35-60 км)..

Ракета Р-40 создана по аэродинамической схеме «утка». Большая высотность в Р-40 достигалась за счет развитого крыла, ослабляющего влияние синхронных ошибок головки самонаведения, увеличения запаса топлива и разнесенной по длине ракеты боевой части, которая находилась как в середине корпуса, так и в хвосте.

Двигатель ракеты марки П1Д-134 твердотопливный. Вес топлива 118 кг. Осколочно-фугасная боевая часть весом 35 кг была разработана в ГСКБ-47. Боевая часть оснащена 2-канальным активным радиолокационным помехозащищённым взрывателем. Радиус эффективного поражения 7 м. Возможно, был вариант со специальной БЧ.

Трудности

Вместе с тем есть факторы, которые препятствует быстрому решению указанных задач. Речь идет главным образом о необходимости минимизации массы, габаритов и стоимости ракет.

Требования к ракетам со стороны летчиков не ограничиваются принципом «Пустил и забыл». Летчикам хотелось бы, чтобы требования ракеты к условиям пуска были минимизированы. Нашлемная система целеуказания эффективно справляется с задачей в ближнем воздушном бою, однако совершенно не годится для дальнего ракетного боя, который становится все более перспективным направлением развития авиации ВКО.

Экипажи нуждаются в «умных» ракетах, но и для высокотехнологичных ракет нужны квалифицированные специалисты. Бытует мнение, что шестое поколение истребителей может стать беспилотным. Эта перспектива вполне реальная, учитывая стремительное развитие концепции «бесконтактных войн». Как бы там ни было, постепенное и – что самое главное – постоянное наращивание тактико-боевых характеристик ракет класса «воздух-воздух» приводит к получению ими качественно нового места в вооруженном конфликте и повышению роли истребительной авиации в ВКО в целом.

Конструкция

Ракета Р-40 имела высокие энергобаллистические характеристики, обеспечивала скорости полёта с числом Маха > 5, что привело к необходимости впервые использовать титан в качестве материала планера ракеты и решить ряд технических проблем по охлаждению агрегатов и созданию стойкого к кинетическому нагреву обтекателя. В качестве материала обтекателя РГС впервые применён жаростойкий ситалл.

Ракета разрабатывалась с двумя головками самонаведения:

  • с полуактивной радиолокационной импульсной головкой ПАРГ-12 (МНИИ «Агат»)
  • с инфракрасной головкой Т-40А1, разработанной в ЦКБ-589.

Соответственно ракеты получили индексы Р-40Р и Р-40Т (тепловая).

Дальность стрельбы ракетой Р-40Р была первоначально 50 км. Гиперзвуковые (М>5) УР большой дальности Р-40Т (Р-40ТД) с тепловизионной головкой самонаведения и Р-40Р (Р-40РД) с радиолокационной полуактивной системой наведения (максимальная дальность пуска по высотной цели на встречном курсе – 35-60 км).[источник не указан 3969 дней].

Ракета Р-40 создана по аэродинамической схеме «утка». Большая высотность в Р-40 достигалась за счет развитого крыла, ослабляющего влияние синхронных ошибок головки самонаведения, увеличения запаса топлива и разнесенной по длине ракеты боевой части, которая находилась как в середине корпуса, так и в хвосте.

Двигатель ракеты марки П1Д-134 твердотопливный. Вес топлива 118 кг[источник не указан 3969 дней]. Осколочно-фугасная боевая часть весом 35 кг была разработана в ГСКБ-47[источник не указан 3969 дней]. Боевая часть оснащена 2-канальным активным радиолокационным помехозащищённым взрывателем. Радиус эффективного поражения 7 м. Возможно, был вариант со специальной БЧ.

С общей массой в 475 килограмм, Р-40 – самая крупная серийно выпускавшаяся ракета воздух-воздух[источник не указан 3969 дней].

Операторы [ править ]

Карта с операторами R-60 синим и бывшими операторами красным

Текущие операторы

Алжир Армения Ангола Болгария Хорватия Куба Грузия Индия Иран Ливия Малайзия Северная Корея Перу Польша Румыния Россия Словакия Сербия Сирия Украина Вьетнам

Бывшие операторы

Чехословакия Перешел на государства-преемники. Республика Чехия Восточная Германия Финляндия Использовался на МиГ-21Бис. До начала 2000-х годов использовался одновременно и впоследствии на BAE Hawks, заменен на AIM-9M. Германия Венгрия Используется на МиГ-29 Ирак С эпохи Саддама . Советский союз Перешел на государства-преемники. Югославия Перешел на государства-преемники.

Модификации

Р-40Р (вверху) и Р-40Т (внизу)

  • Р-40Р — с полуактивной радиолокационной импульсной головкой самонаведения ПАРГ-12 разработки НИИ «Агат»
  • Р-40Т — с тепловой головкой самонаведения Т-40А1 разработки ЦКБ-589
  • Р-40РД — модификация Р-40Р, толчком к созданию которой послужил инцидент с угоном в Японию 6 сентября 1976 года самолёта МиГ-25П лётчиком ВВС СССР В. Беленко. В целях совместимости нового БРЭО МиГ-25ПД, ракета была оснащена ГСН РГС-25, созданной на базе РГС-24 ракеты Р-24. Ракета способна селектировать цели на фоне подстилающей поверхности.
  • Р-40ТД — модификация Р-40Т, созданная одновременно с Р-40РД, с усовершенствованной ГСН 35Т1.
  • Р-40РД-1 — модификация Р-40РД, оснащена комбинированным радиооптическим взрывателем «Бекас» и более мощной БЧ
  • Р-40ТД-1 — модификация Р-40ТД, оснащена комбинированным радиооптическим взрывателем «Бекас» и более мощной БЧ

Модификации

  • Р-60К — модификация Р-60 с неконтактным радиолокационным взрывателем «Колибри». Поставлялась на экспорт. Радиус срабатывания — 5 метров;
  • УЗР-60 (сокр. отучебно-записывающая с регистратором , также обозначалась какУЗ-62 ) — учебный вариант Р-60 не имеющий крыла и двигателя.
  • Р-60М («изделие 62М») — модификация Р-60, оснащённая более чувствительной охлаждаемой ГСН «Комар-М» (ОГС-75 или ТГС-75) с большими углами целеуказания для слежения за высокоподвижной целью и более мощной стержневой боевой частью (БЧ) массой 3,5 кг (на 0,5 кг тяжелее Р-60) и соответственно, удлинённым на 42 мм отсеком БЧ. Разработка начата практически параллельно с принятием на вооружение базового варианта Р-60. Поставлялась на экспорт. Радиус срабатывания оптического взрывателя — 5 метров.Р-60МК («изделие 62М») — модификация Р-60М, оснащённая модернизированным радиолокационным взрывателем «Колибри-М», обладающим лучшей помехоустойчивостью. Поставлялась на экспорт.
  • Р-60МУ — учебный вариант Р-60М, в основном подобен УЗР-60.

РЛ-2 Праћка — зенитная управляемая ракета самоходных комплексов оснащённая стартовым двигателем.

Тактико-технические характеристики

МодификацияР-60Р-60МР-60КР-60МК
изделие 62изделие 62М
Принятие на вооружение1973197?
Самолёты-носителиМиГ-21бис, МиГ-23М, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-23М (до МиГ-23МЛД), МиГ-25ПД, МиГ-31, Су-15ТМ, Су-17М3/Су-17М4, Су-24М, Су-25T, Як-38
Тип ПУАПУ-60-1, АПУ-60-2, ПД-62 (на Су-15)
Максимальная дальность, км710710
Минимальная дальность, км0,2-0,25
Диапазон высот применения, км0,03-20
Длина ракеты, мм2096213820962138
Диаметр корпуса, мм120
Размах крыла, мм390
Стартовая масса, кг43,54443,544
Время управляемого полёта, сек.23-25
Максимальная скорость, Махов2,5
Максимальная стартовая перегрузка, g7
Максимальная перегрузка, g47 (42)
Перегрузка перехватываемой цели, gдо 12
Боевая частьтип БЧСтержневая
масса БЧ, кг3 (2,7)3,533,5
Система наведенияпринцип работыИК ГСН
модель ГСН«Комар» (ОГС-60ТИ)«Комар-М» (ОГС-75)«Комар» (ОГС-60ТИ)«Комар-М» (ОГС-75)
тип ГСНнеохлаждаемаяохлаждаемаянеохлаждаемаяохлаждаемая
угол целеуказания±12°±17°±12°±17°
Взрывательтипнеконтактный оптическийнеконтактный радиолокационный
модель«Стриж»«Колибри»«Колибри-М»
радиус действиядо 5 м
Двигательная установкаРДТТ ПРД-259

РВВ-АЕ

В середине 2000-х годов появилась модель ракеты «воздух-воздух» (Россия), объединяющая в себе все описанные выше характеристики. В настоящее время она продолжает совершенствоваться. Экспортная версия ракеты «воздух-воздух» нового поколения не единожды демонстрировалась публике на авиационных салонах и международных выставках вооружения под именем РВВ-АЕ. В 2003 г. появилась доработанная версия под названием РВВ-СД. Многих интересует, какая скорость ракеты «воздух-воздух» РВВ-СД? Так вот, данная ракета способна развить скорость до 4500 км/ч.

Новая ракета получила двухдиапазонную линию радиокоррекции с повышенным быстродействием, а также высокоточную систему управления. Новый двухимпульсный твердотопливный мотор с управляемой паузой и увеличенной массой топлива может работать до 100 секунд, обеспечивая тем самым повышенную энерговооруженность ракеты. Благодаря адаптивному боевому снаряжению с возможностью управления полем поражения ракета может эффективно попадать в цель даже при повышенной возможности промаха.

Внешние ссылки

Ракеты по типу

Ракетные аэробаллистический  · баллистической ракеты  · зенитной радар  · ракета воздух-воздух  · Ракетные воздух-земля  · противотанковый ракетный  · ПКР  · ракетными противолодочной  · Ракетные ASAT  · Ballistic Missile  · Ракетные изменение средней  · Ракетные Круизный  · ракеты наземного mer  · ядерная ракета  · ракета воздух-поверхность
См. Также: Торпеда  · Воздушная торпеда  · Ракета  · Управляемая бомба  · Летающая бомба  · Противоракетная оборона  · Батарейные авиационные ракеты.

Российские и бывшие советские ракеты ( обозначение России / обозначение НАТО )

Ракеты класса “воздух-воздух” Калининград К-5 ( AA-1 Щелочь )  • Вымпел К-13 ( Атолл AA-2 )  • Калининград К-8 ( AA-3 Анаб )  • Шило AA-4  • Ясень AA-5  • Бисноват R-40 ( AA- 6 Едкий )  • R-23 ( AA-7 Apex )  • R-60 ( AA-8 Aphid )  • Вымпел R-33 ( AA-9 Amos )  • R-27 ( AA-10 Alamo )  • Вымпел R-73 ( AA-11 Archer )  • Вымпел R-77 ( AA-12 Adder )  • Вымпел R-37 ( AA-X-13 Arrow )
Ракеты класса “воздух-поверхность” КС-1 Комет ( Питомник АС-1 )  • К-10С ( Кенгуру АС-2 )  • Х-20 ( Кенгуру АС-3 )  • Х-22 ( Кухня АС-4 )  • КСР-2 ( Кельт АС-5 )  • KSR-5 ( AS-6 Kingfish )  • Kh-23 ( AS-7 Kerry )  • Kh-28 ( AS-9 Kyle )  • Kh-25 ( AS-10 Karen )  • Kh-58 ( AS-11 Kilter )  • Х-25 ( АС-12 Кеглер )  • Х-29 ( АС-14 Кедж )  • Х-55 ( АС-15 Кент )  • Х-15 ( АС-16 Отдача )  • Х-31 ( АС-17 Криптон )  • Х-59 ( АС-18 Казоо )  • Х-90 Метеорит ( АС-19 Коала )  • Х-35 ( Байдарка АС-20 )  • Х-47М2 ( Кинжал )
Зенитные ракеты
Зенитные ракеты С-25 Беркут ( Гильдия СА-1 )  • С-75 Двина ( Гайд по СА-2 )  • С-125 ( СА-3 Гоа )  • 2К11 Круг ( СА-4 Ганеф )  • С-200 Ангара / Вега / Дубна ( СА-5 Гаммон )  • 2К12 Куб ( СА-6 Гайнфул )  • 9К32 Стрела-2 ( СА-7 Грааль )  • 9К33 Оса ( СА-8 Геккон )  • 9К31 Стрела-1 ( СА-9 Гаскин )  • С-300 ( SA-10 Grumble )  • SA-11 Овод  • S-300 ( SA-12 Gladiator / Giant )  • 9K35 Стрела-10 ( SA-13 Gopher )  • 9K34 Стрела-3 ( SA-14 Gremlin )  • 9K330 Tor-M1 ( SA-15 Gauntlet )  • 9K38 Игла ( SA-16 Gimlet )  • 9K37 Buk-M1-2 ( SA-17 Grizzly )  • 9K38 Игла ( SA-18 Grouse )  • 2K22 Tunguska ( SA-19 ​​Grison )  • S- 300 ( SA-20 Gargoyle )  • S-400 Triumph ( SA-21 Growler )  • Панцирь S-1 ( SA-22 Greyhound )  • С-300VM ( SA-23 Gladiator / Giant )  • 9K38 Игла ( SA-24 Grinch )  • Наземный Тор-М2У ( СА-Тор-М2У )  • С-500
Ракеты класса “воздух-воздух” СА-Н-1 Гоа  • С-75 Двина ( Гайд по СА-Н-2 )  • М-11 Шторм ( Кубок СА-Н-3 )  • 9К33 Оса ( СА-Н-4 Геккон )  • 9К32 Стрела-2 ( СА -Н-5 Грааль )  • С-300 ( СА-Н-6 Грамбл )  • 9К37 Бук-М1-2 ( СА-Н-7 Овод )  • 9К34 Стрела-3 ( СА-Н-8 Гремлин )  • 9К330 Тор- М1 ( SA-N-9 Gauntlet )  • 9K38 Игла ( SA-N-10 Grouse )  • 2K22 Tunguska ( SA-N-11 Grison )  • 9K37 Buk-M1-2 ( SA-N-12 Grizzly )  • 9K38 Игла ( SA-N-14 Рябчик )  • С-300 ( Горгулья SA-N-20 )
Ракеты класса “земля-земля”
Ракеты класса “земля-земля” GR-1 ( SS-X-10 Scrag )  • R-1 ( SS-1 Scunner ) / SS-1 Scud  • R-2 ( SS-2 Sibling )  • R-5 Победа ( SS-3 Shyster )  • R- 12 Двина ( SS-4 Sandal )  • R-14 Чусовая ( SS-5 Skean )  • R-7 Semiorka ( SS-6 Sapwood )  • R-16 ( SS-7 Saddler )  • R-9 ( SS-8 Sasin )  • Циклон Р-6 ( SS-9 Scarp )  • UR-200 ( SS-10 Scrag )  • UR-100 ( SS-11 Sego )  • Temp-S ( масштабная доска SS-12 )  • RS-12 ( SS-13 Savage )  • RT-15 ( SS-14 Scamp / Scapegoat )  • PL-1 ( SS-15 Scrooge )  • RS-14 ( SS-16 Sinner )  • RS-16 ( SS-17 Spanker )  • R-36 ( SS- 18 Satan )  • UR-100N ( SS-19 Stiletto )  • RSD-10 Pioneer ( SS-20 Sabre )  • OTR-21 Tochka ( SS-21 Scarab )  • OTR-23 ( SS-23 Spider )  • RT-23 Молодец ( Скальпель SS-24 )  • Тополь РС-12М ( Серп SS-25 )  • Искандер ( Камень SS-26 )  • 9М729 ( SSC-8 )  • Тополь-М ( Серп SS-27 В1 )  • Ярс РС-24 ( SS -X-29 )  • РС-28 Сармат ( SS-X-30 )
Ракеты класса “море-море” P-1 ( SS-N-1 Скруббер )  • P-15 Termit ( SS-N-2 Styx )  • P-5 Пятиорка ( SS-N-3 Shaddock )  • R-13 ( SS-N-4 )  • R -21 ( SS-N-5 Sark )  • R-27 Zyb ( SS-N-6 серб )  • P-70 Ametist ( SS-N-7 Starbright )  • R-29 ( SS-N-8 Sawfly )  • P -120 Малахит ( SS-N-9 Siren )  • P-35 Bazalt ( SS-N-12 Sandbox )  • R-27 Zyb ( SS-NX-13 )  • Противокорабельный комплекс Metel ( SS-N-14 Silex )  • РПК-2 «Вьюга» ( SS-N-15 Starfish )  • 100-RU Ведер ( SS-N-16 Stallion )  • RSM-45 ( SS-N-17 Snipe )  • RSM-50 Volna ( SS-N-18 Stingray). )  • П-700 Гранит ( кораблекрушение SS-N-19 )  • РСМ-52 Тайфун ( SS-N-20 Осетр )  • РК-55 ( SS-N-21 Сампсон )  • П-270 Москит ( SS-N-22 Загар )  • Р-29РМ «Штиль» ( SS-N-23 Skiff )  • R-29RMU Sineva ( SS-N-23 Sineva )  • R-29RMU2 Layner ( лайнер SS-N-23 )  • Метеорит Х-90 ( SS-N -24 Scorpion )  • Х-35 ( SS-N-25 Switchblade )  • P-800 Оникс ( SS-N-26 Strobile )  • Калибр 3M-54 ( SS-N-27 )  • R-30 Boulava ( SS-NX -30 )  • Циркон ( SS-N-33 )
Противотанковые ракеты Люциан  АТ-1  • Мухобойка АТ-2 (ru)  • Малютка 9М14 ( Саггер АТ-3 ) • Фагот 9К111 ( штуцер АТ-4 ) • 9М113 Конкурс ( Спандрель АТ-5 ) • 9К114 Чтурм ( Спираль АТ-6 ) • АТ -7 Saxhorn  • AT-8 Songster  • 9M120 Ataka -V ( AT-9 Spiral-2 ) • AT-10 Stabber  • 9M119 ( AT-11 Sniper ) • AT-12 Swinger  • AT-13 Saxhorn-2  • 9M133 Kornet ( АТ-14 Спригган ) • АТ-15 Спрингер  • 9К121 Вихрь ( АТ-16 Лук )
Код НАТО в курсивом

Разработка

Развитие Mach 3+ Североамериканский XB-70 Valkyrie угрожали сделать все перехватчики и ракетные силы Войска ПВО устаревает сразу благодаря невероятным скоростным и высотным характеристикам. Чтобы противостоять этой новой угрозе, был разработан МиГ-25, но также потребовались новые ракеты класса «воздух-воздух», чтобы МиГ-25 мог поражать намеченные цели на больших скоростях и высотах, продиктованных требованиями. КБ «Бисноват» приступило к разработке ракеты «воздух-воздух» большой дальности в г. . Результирующий R-40 изначально был согласован с Смерч-А («Торнадо-А») радар из МиГ-25. Он был построен в полуактивная радиолокационная система самонаведения (R-40R), с инверсным моноимпульсным ГСН, дающим ракете возможность поражать цели в Все аспекты и Инфракрасное наведение (Р-40Т) версии.

Чтобы гарантировать поражение на таких высоких скоростях и в разреженном воздухе, требовалась большая боеголовка, чтобы иметь достаточный эффект взрыва. Для обеспечения достаточной маневренности ракеты на большой высоте требовались большие опоры управления. Все это потребовало создания очень большой ракеты, и в результате Р-40 стала самой большой ракетой класса «воздух-воздух», когда-либо производившейся. Он немного больше, чем МИМ-23 Ястреб ракета земля-воздух.

После дезертирства Советские Войска ПВО пилот Виктор Беленко в и компрометация систем МиГ-25П и связанных с ним Р-40, Вымпел разработал улучшенную версию ракеты с улучшенным инфракрасные средства противодействия (IRCM) сопротивление и более чувствительные искатели. Модернизированные ракеты обозначались суффиксом -D (от «доработанные» – «доработанные»). Также были разработаны более поздние версии -D1.

Производство Р-40 закончилось в , но он остается в ограниченном количестве вооруженных сил МиГ-25 и немного МиГ-31 перехватчики.

Литература

  • Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракет «воздух-воздух» // Авиация и Космонавтика. — 2002. — № 1. — С. 5-11.
  • Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракет «воздух-воздух». Часть 2. Ракеты средней и большой дальности // Техника и вооружение. — 2006. — № 2.
  • Марковский В. Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух». — М.: Экспринт, 2005. — 47 с. — («Экспринт: Авиационный фонд»).
  • Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 23-25. — ISSN 0130-2701.
  • Широкорад, А. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.
  • Gordon Yefim. Soviet/Russian Aircraft Weapons. Since World War Two. — Hinkley, England: Midland Publishing, 2004. — 207 p. — ISBN 1-85780-188-1.

Боевое применение

В 1978 году советский истребитель МиГ-23М с помощью ракет Р-60 сбил иранский военно-транспортный вертолёт CH-47 «Чинук», нарушивший границу. В ирано-иракской войне иракские истребители с помощью ракет Р-60 сбили неизвестное число иранских самолётов и вертолётов. В одном из боёв иракский истребитель МиГ-21бис сбил с помощью ракеты Р-60 иранский перехватчик четвёртого поколения F-14A Tomcat. С помощью Р-60 был сбит ещё как минимум один F-14A в 1984 году, тогда воздушную победу одержал иракский МиГ-23МЛ.

Ракета Р-60 применялась сирийскими лётчиками в боях с израильскими самолётами над Ливаном в 1982 году. Сообщается о ряде случаев попадания ракеты точно в сопла двигателей самолётов противника (что, однако, возможно только при неисправности взрывателя, т.к. подрыв осуществляется на расстоянии от цели). По данным skywar.ru достоверно подтверждено только одно такое попадание, после которого израильский F-15D вернулся на базу и был отремонтирован. По данным ACIG ракетами Р-60 достоверно подтверждённо был сбит «Кфир», подбиты F-15D и RF-4E.

В 1988 году иракский истребитель МиГ-29 сбил ракетой Р-60 другой иракский самолёт этого же типа.

В 2002 году израильский БПЛА был сбит сирийским истребителем МиГ-23МЛ, вероятно с помощью ракеты Р-60.

Конструкция

Ракета сконструирована по аэродинамической схеме «утка». В целях повышения эффективности аэродинамических рулей на больших углах атаки для спрямления набегающего потока применяются небольшие дестабилизаторы, закрепленные на наружной поверхности корпуса головки самонаведения (ГСН). На поверхности передней части третьего отсека установлены попарно кинематически связанные аэродинамические рули.

Трапециевидные крылья большой стреловидности крепятся на корпусе двигателя (пятый отсек). Их малое удлинение при достаточной для требуемой маневренности площади обеспечивает компактность размещения ракеты на носителе. Вдоль задних кромок крыльев размещаются роллероны.

Двигатель

Твердотопливный двигатель ПРД-259 расположен в кормовом, пятом от начала отсеке ракеты и имеет переменную во времени диаграмму тяги с более мощным стартовым импульсом. Время работы двигателя — 3-5 секунд.

Система управления

Ракета Р-60 оснащена тепловой (инфракрасной) головкой самонаведения «Комар» (ОГС-60ТИ) имеющей неохлаждаемый фотоприемник, разработанной киевским предприятием «Арсенал» (главный конструктор С. П. Алексеенко). ГСН «Комар» (ТГС-60), размещенная в первом отсеке ракеты, имеет гироинерциальный стабилизатор, обеспечивающий отработку углов целеуказания до 12° по информации, поступающей из бортовой прицельной системы самолёта-носителя (РЛС или теплопеленгатора), которая указывает азимут и положение цели по вертикали с углами до 120 градусов. Сопровождение цели в пределах ±30…35° осуществляется с угловой скоростью до 35°/с. ГСН ТГС-60 не позволяла вести атаку самолётов в передней полусфере или атаковать крылатые ракеты и вертолёты.

Замена на модификации Р-60М ГСН на ГСН «Комар-М» (ОГС-75) с охлаждаемым фотоприёмником увеличило чувствительность ГСН и позволило применять ракету Р-60М в ближнем манёвренном бою в переднюю полусферу целей. Новая ГСН имеет большие углы целеуказания. Это серьёзно усилило боевые возможности носителей, так, расчетная вероятность поражения цели одной ракетой на ближней дистанции для Р-60М оценивается в 0,9, тогда как аналогичный показатель для предшественницы Р-60 — 0,5 (залпом двух ракет — 0,7-0,8).

Взрыватель

Р-60 различных модификаций оснащается неконтактными взрывателями — оптическим «Стриж» или радиолокационными «Колибри» («Колибри-М»), — расположенным в начале четвёртого отсека. Радиус действия взрывателя — 5 метров.

Боевая часть

Боевая часть стержневого типа расположена во втором отсеке. Неконтактный подрыв обеспечивает нанесение ущерба цели в пределах радиуса поражения 2,5 м (по расчетам, в технической литературе, берется примерно 20 радиусов поражающих элементов); уверенное уничтожение достигается при прямом попадании. Поражение методом реза — стержнями. Готовые поражающие элементы изготавливались из вольфрамовой проволоки.

Крепление к носителю

Р-60 применяется с пусковой установки АПУ-60-1 с одной направляющей массой 32 кг и с АПУ-60-2 с двумя направляющими, весящей 34 кг.

Носители

Ракета Р-60 была принята на вооружение в 1973 году и может использоваться практически всеми типами истребителей, включая МиГ-21, МиГ-23М, МиГ-25ПД, МиГ-29, МиГ-29С, МиГ-31, Су-17, Су-24М, Су-25Т и Як-38. На данный момент эта ракета практически не применяется ввиду малой практической дальности полета — до 10-12 км (в передней полусфере).

Основные модификации Кертисс P-40

  • Р-40 — двигатель V-1710-33 (1150 л.с), вооружение дополнено двумя крыльевыми 7,62-мм пулеметами. Выпускался с апреля 1940 г. Для авиакорпуса Армии США поставлено 200 машин.
  • Н-81А-1 — экспортный вариант. Заказан Францией в количестве 140 машин, но до поражения ни один не поставлен. Заказ передан Великобритании, при этом крыльевые 7,5-мм пулеметы французского образца были заменены 7,7-мм. Получил обозначение «Томагавк» I. Поставки в Великобританию начались в сентябре 1940 г. Впоследствии 16 машин передано СССР.
  • Р-40В — количество крыльевых 7,62-мм пулеметов увеличено до 4-х. С марта 1941 г. изготовлено 131.
  • Н-81А-2 — экспортный вариант Р-40В (с 7,7-мм крыльевыми пулеметами). Великобритании поставлено 110 единиц (обозначались как «Томагавк» Mk.IIA), из них 23 впоследствии передано СССР, а 1 — Канаде.
  • Р-40С — увеличена емкость топливных баков и улучшено их протектирование, а также предусмотрена подвеска 236-л ПТБ под фюзеляжем. С апреля 1941 г. выпущено 193 единицы.
  • Н-81А-3 — экспортный вариант Р-40С (британское обозначение «Томагавк» Мк.IIB). Произведено для Великобритании 930 машин, из них 195 передано СССР, 100 — Китаю, 6 — Египту и несколько единиц — Турции.
  • P-40D — двигатель V-1710-39 (1150 л.с), вооружение — 4 12,7-мм пулемета в крыле. Усилено бронирование. Под фюзеляжем возможна подвеска 195-л ПТБ или 227-кг бомбы, под крылом — 6 9,1-кг бомб. В 1941 г. выпущено 22 единицы.
  • Н-87А-1 — экспортный вариант P-40D. Британское обозначение — «Киттихоук» Mk.I. С мая 1941 г. поставлено 20 машин.
  • Н-87А-2 — вариант с усиленным вооружением (6 12,7-мм пулеметов). Британское обозначение -«Киттихоук» Mk.I. Поставлено 540 самолетов, из них 72 передано Канаде и 17 — Турции.
  • Р-40Е — вооружение усилено до 6 крыльевых 12,7-мм пулеметов (боекомплект 281 патрон на ствол). Изготовлено 1120 самолетов
  • Н-87А-3 и А-4 — экспортный вариант Р-40Е. Британское обозначение «Киттихоук» Mk.lA, американское — Р-40Е-1. Изготовлено 1500, из них часть осталась в США, 163 поставлено в Австралию, 12 в Канаду, 62 — в Новую Зеландию, 6 — в Бразилию.
  • P-40F «Уорхок» — вариант с двигателем «Паккард» V-1650-1 (лицензионная копия британского «Мерлина») мощностью 1300 л.с. Произведено 1309.
  • «Киттихоук» Mk.II — экспортный вариант P-40F. Для Великобритании изготовили 140, из них 100 передано СССР, 7 — Свободной Франции.
  • P-40R-1 — P-40F, получившие при ремонте моторы V-1710-81. Переоборудовано не менее 70.
  • P-40G — Р-40, получившие при ремонте крыло с 4 12,7-мм пулеметами. В августе-сентябре 1941 г. переоборудовано 44, из них 16 в октябре 1941 г. поставлено в СССР.
  • Р-40К — двигатель V-1710-73 (1325 л.с). Выпускался с августа 1942 г. Изготовлено 1300 единиц. Поставлялись Великобритании (192 самолета под обозначением «Киттихоук» Mk.lll), Австралии (42), Новой Зеландии (23), Канаде (9), Бразилии (25), а также Китаю.
  • P-40L — облегченный вариант P-40F. Изготовлено 700, из них 260 поставлено Великобритании (100 под обозначением Киттихоук» Mk.ll и 160 — «Киттихоук» Mk.lll).
  • P-40R-2 — P-40L, получившие при ремонте моторы V-1710-81. Переоборудовано не менее 53.
  • Р-40М — вариант, соответствовавший Р-40К, но с мотором V-1710-81 (1200 л.с). С ноября 1942 г. выпущено 600 единиц, из них 264 поставлено в Великобританию («Киттихоук» Mk.lll), 168 — в Австралию, 34 — в Новую Зеландию, 19 — в Бразилию.
  • P-40N — доработанный и облегченный вариант Р-40М. До ноября 1944 г. изготовлено 5220 самолетов. Поставлялся в Великобританию (586 единиц под обозначением «Киттихоук» Mk.IV), СССР (около 1000, в т.ч. 130 из британского заказа), Австралию (468), Новую Зеландию (172), Канаду (35), Бразилию (41), а также голландским ВВС в Ост-Индии.

Не был внедрен в серийное производство вариант XP-40Q, представлявший собой попытку кардинально улучшить летные качества Р-40 — он все равно уступал Р-51 и Р-47.

В общей сложности было изготовлено 13738 Р-40. Дольше всего они эксплуатировались в Бразилии, где прослужили до 1958 г.

Разработка

Развитие Mach 3+ Североамериканский XB-70 Valkyrie угрожали сделать все перехватчики и ракетные силы Войска ПВО устаревает сразу благодаря невероятным скоростным и высотным характеристикам. Чтобы противостоять этой новой угрозе, был разработан МиГ-25, но также потребовались новые ракеты класса «воздух-воздух», чтобы МиГ-25 мог поражать намеченные цели на больших скоростях и высотах, продиктованных требованиями. КБ «Бисноват» приступило к разработке ракеты «воздух-воздух» большой дальности в г. . Результирующий R-40 изначально был согласован с Смерч-А («Торнадо-А») радар из МиГ-25. Он был построен в полуактивная радиолокационная система самонаведения (R-40R), с инверсным моноимпульсным ГСН, дающим ракете возможность поражать цели в Все аспекты и Инфракрасное наведение (Р-40Т) версии.

Чтобы гарантировать поражение на таких высоких скоростях и в разреженном воздухе, требовалась большая боеголовка, чтобы иметь достаточный эффект взрыва. Для обеспечения достаточной маневренности ракеты на большой высоте требовались большие опоры управления. Все это потребовало создания очень большой ракеты, и в результате Р-40 стала самой большой ракетой класса «воздух-воздух», когда-либо производившейся. Он немного больше, чем МИМ-23 Ястреб ракета земля-воздух.

После дезертирства Советские Войска ПВО пилот Виктор Беленко в и компрометация систем МиГ-25П и связанных с ним Р-40, Вымпел разработал улучшенную версию ракеты с улучшенным инфракрасные средства противодействия (IRCM) сопротивление и более чувствительные искатели. Модернизированные ракеты обозначались суффиксом -D (от «доработанные» – «доработанные»). Также были разработаны более поздние версии -D1.

Производство Р-40 закончилось в , но он остается в ограниченном количестве вооруженных сил МиГ-25 и немного МиГ-31 перехватчики.

Модификации

Р-40Р (вверху) и Р-40Т (внизу)

  • Р-40Р — с полуактивной радиолокационной импульсной головкой самонаведения ПАРГ-12 разработки НИИ «Агат»
  • Р-40Т — с тепловой головкой самонаведения Т-40А1 разработки ЦКБ-589
  • Р-40РД — модификация Р-40Р, толчком к созданию которой послужил инцидент с угоном в Японию 6 сентября 1976 года самолёта МиГ-25П лётчиком ВВС СССР В. Беленко. В целях совместимости нового БРЭО МиГ-25ПД, ракета была оснащена ГСН РГС-25, созданной на базе РГС-24 ракеты Р-24. Ракета способна селектировать цели на фоне подстилающей поверхности.
  • Р-40ТД — модификация Р-40Т, созданная одновременно с Р-40РД, с усовершенствованной ГСН 35Т1.
  • Р-40РД-1 — модификация Р-40РД, оснащена комбинированным радиооптическим взрывателем «Бекас» и более мощной БЧ
  • Р-40ТД-1 — модификация Р-40ТД, оснащена комбинированным радиооптическим взрывателем «Бекас» и более мощной БЧ

Модификации

Р-40Р (вверху) и Р-40Т (внизу)

  • Р-40Р — с полуактивной радиолокационной импульсной головкой самонаведения ПАРГ-12 разработки НИИ «Агат»
  • Р-40Т — с тепловой головкой самонаведения Т-40А1 разработки ЦКБ-589
  • Р-40РД — модификация Р-40Р, толчком к созданию которой послужил инцидент с угоном в Японию 6 сентября 1976 года самолёта МиГ-25П лётчиком ВВС СССР В. Беленко. В целях совместимости нового БРЭО МиГ-25ПД, ракета была оснащена ГСН РГС-25, созданной на базе РГС-24 ракеты Р-24. Ракета способна селектировать цели на фоне подстилающей поверхности.
  • Р-40ТД — модификация Р-40Т, созданная одновременно с Р-40РД, с усовершенствованной ГСН 35Т1.
  • Р-40РД-1 — модификация Р-40РД, оснащена комбинированным радиооптическим взрывателем «Бекас» и более мощной БЧ
  • Р-40ТД-1 — модификация Р-40ТД, оснащена комбинированным радиооптическим взрывателем «Бекас» и более мощной БЧ

Ракета Р-40

Постановление СМ СССР от 5 февраля 1962 года задавало разработку комплекса перехвата С-155, включающего тяжелый истребитель и управляемые ракеты класса «воздух — воздух» средней дальности. Оба элемента комплекса должны были действовать на больших скоростях и высотах.

ДЕСЯТЬ ЛЕТ РАБОТЫ

Над тяжелым истребителем — будущим МиГ-25 — уже работало ОКБ-155 (впоследствии ММЗ «Зенит» им. А. И. Микояна). Разработку управляемой ракеты, получившей индекс К-40, в вариантах с полуактивной радиолокационной и с тепловой головкой самонаведения вело ОКБ-4 (НПО «Молния») под руководством М. Р. Бисновата. Выдержать заданные жесткие сроки не удалось, в том числе из-за смены уже по ходу работ некоторых смежников. В конце концов задачи распределились. Разработку радиолокационной ГСН для К-40 вел в НИИ-339( НИИ радио-строения) отдел во главе с Е. Н. Геништой, тепловой ГСН — коллектив Д. М. Хорола в ЦКБ-589 (ЦКБ «Геофизика), автопилот ракеты создавал завод № 118, комбинированный взрыватель — НИИ-571, твердотопливный двигатель — КБ-2 завода № 81, боевую часть — ГСКБ-47, РЛС «Смерч-2» для истребителя — тот же НИИ радиостроения.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий