Комплекс К-13 (AA-2 ATOLL)

Разработка

Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности К-13 началась в ОКБ-134 в 1958 году. При разработке были использованы образцы предоставленной Китаем американской ракеты AIM-9 Sidewinder — одна из неразорвавшихся, после воздушных боёв Второго Тайваньского кризиса, ракет после поисков была найдена в прибрежной грязи и предоставлена СССР в начале 1958 года. Ещё одним образцом послужила неразорвавшаяся AIM-9B, доставленная на аэродром китайским МиГ-17 в собственном фюзеляже. Эта ракета была выпущена тайваньским F-86 Sabre во время воздушного боя 28 сентября 1958 года, но после попадания не взорвалась.

Также сильно помог в деле освоения образца американского вооружения шведский полковник Стиг Веннерстрём, работавший на советское ГРУ и передавший в это же время подробные чертежи изделия (когда полковника раскрыли, обвинение в передаче чертежей стало одним из главных пунктов обвинения, в результате которого Веннерстрём был приговорен к пожизненному заключению, позже сокращенному до 20 лет).

Ракета К-13 представляла собой почти полную копию американской ракеты. Исключения составили ТПГСН и ракетное топливо, которые были разработаны советскими учёными. Серийное производство ракеты началось в 1960 году.

Последующая проверка этой серии ракет, захваченных НАТО, показала, что детали от AIM-9 могут быть совместимы с деталями от К-13 и такая комбинация будет работать.

Background – the Sidewinder missile[]

During the Second Taiwan Strait Crisis in 1958, Taiwan’s F-86 Sabres faced the much higher performance mainland Chinese PLAAF MiG-17s. The MiG-17s had speed, maneuverability, and altitude advantages over the Sabres, allowing them to engage only when they desired, normally at advantageous times. In response, the US Navy rushed to modify 100 ROCAF Sabres to carry the newly introduced AIM-9 Sidewinder missile. These were introduced into combat on 24 September 1958, when a group of MiG-17s cruised past a flight of Sabres, only to find themselves under attack by missile fire. This was the first instance of guided missiles being used in air-to-air combat.

On 28 September 1958, a similar engagement resulted in one of the missiles becoming lodged in a MiG-17 without exploding, allowing it to be removed after landing. The Soviets later became aware that the Chinese had at least one Sidewinder, and after some wrangling, were able to persuade the Chinese to send them one of the captured missiles. Gennadiy Sokolovskiy, later chief engineer at the Vympel team, said that “the Sidewinder missile was to us a university offering a course in missile construction technology which has upgraded our engineering education and updated our approach to production of future missiles.”

A subsequent claim was made by Ron Westrum in his book Sidewinder that the Soviets obtained the plans for the Sidewinder from Swedish Colonel and convicted spy Stig Wennerström, and rushed their version into service by 1961 copying it so closely that even the part numbers were duplicated. Although Wennerström did leak information of the Sidewinder after negotiating its purchase for Sweden, none of the known Soviet sources mention this, while all explicitly mention the Chinese example.[dead link]

Авиационная ракета большой дальности Р-37 (РВВ-БД)

Управляемая авиационная ракета большой дальности Р-37 (К-37,РВВ-БД) предназначена для поражения воздушных целей (истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов военно-транспортной авиации, вертолетов, крылатых ракет) в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности, в т.ч. с многоканальным обстрелом по принципу «пустил-забыл».

Разработка ракеты К-37 (изделие 610) для вооружения перехватчика МиГ-31М на базе ракеты К-33 была начата ГосМКБ «Вымпел» по Постановлению Совмина СССР от 8 апреля 1983 г. Эскизный проект ракеты был защищен в 1983 г. Первый полет прототипа МиГ-31М (серийный №05-01-01) состоялся 21 декабря 1985 г. Испытания К-37 начаты в 1988 г. автономными баллистическими пусками ракет без системы управления (10 пусков). В 1989 г. в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения (4 пуска) — совершающие полет под управлением автопилота по программе.

В том же 1989 г. начаты испытания ракет с системой наведения (2 пуска). В апреле 1994 г. была успешно поражена воздушная цель на рекордной дальности — 304 км. Испытания ракеты продолжались до 1997г. После 1997 г. в связи с нарушением кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов. МиГ-31М с ракетой К-37 был представлен на международном авиакосмическом салоне МАКС-1997 (см.

,

,

,

,

,

,

,

), на вооружение ВВС России не принимался.

Полученный задел использовался для создания авиационного комплекса перехвата для истребителя-перехватчика МиГ-31БМ. Доработанная ракета, выполненная из российских комплектующих, получила обозначение К-37М (изделие 610М). Под обозначением РВВ-БД (изделие 620) ракета неоднократно выставлялась на выставках военной техники.

Наиболее важным улучшением, по сравнению с предыдущей версией, является применение для К-37M новой системы управления МФБУ-610МШ. Управляемые ракеты К-37М (изделие 610М) впервые были запущены с МиГ-31 в 2011 году и завершили государственные испытания в 2014 году. В настоящее время ракета производится корпорацией КТРВ в г.Королёв, производство бортового комплекса управления поручено Уральскому проектно-конструкторскому бюро «Деталь».

МиГ-31БМ оснащаются новой системой управления вооружением и радиолокационной станцией. Модернизированная система управления оружием РП-31МА «Заслон-АМ» (С-800АМ) с радиолокатором 8БM получила новый компьютер «Багет-55-06» вместо «Аргона-15A». Пассивная антенна с электронным управлением лучом осталась без изменений. Дальность обнаружения модернизированной радиолокационной станции составляет 320 км, автоматическое сопровождение – 280 км (дальность обнаружения истребителя -240 км). Одновременно сопровождаются 24 цели, из них – 6 одновременно обстреливаются ракетами (в прежней версии – 10 и 4 соответственно). Теплопеленгатор 8ТК остался без изменений.

В передней кабине некоторые механические приборы были заменены на жидкокристаллический дисплей, размером 127х127 мм, расположенный с правой стороны приборной панели. Кабина оператора (сзади) получила два больших 152х203 мм ЖК-дисплея вместо электронно-лучевых трубок. Самолёт получил новое связное оборудование (радиостанция Р800Л) и улучшенное радионавигационное оборудование, включая систему спутниковой навигации A737. С крыла исчезли большие пилоны для вооружения (ранее предначавшиеся для ракет Р-40TД), которые были заменены на подвески, достаточные для ракет Р-77-1 или Р-73. Кроме того, на внешних точках подвески, ранее использовавшихся только для подвески дополнительных топливных баков, теперь можно разместить ракеты класса «воздух-воздух». МиГ-31БМ немного тяжелее версии «Б» — максимальная взлётная масса — 46835 кг, а лётные данные практически не изменились, за исключением потолка, который снизился до чуть более 20000 м.

Серийное производство ракеты РВВ-БД началось в 2014г. На западе ракета получила обозначение AA-X-13 Arrow.

Послевоенная история


Копия рубки С-13 в Нижегородском кремле


Копия рубки и части корпуса создана в Музее военной техники УГМК

  • 7 сентября 1954 года «С-13» выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в учебно-тренировочную станцию.
  • 6 октября 1954 года «С-13» переклассифицирована в кабинет боевой подготовки и переименована в «КБП-38». Прошла соответствующее переоборудование.
  • 23 марта 1956 года «С-13» переведена в группу плавсредств Научно-исследовательского института № 11 ВМФ.
  • 17 декабря 1956 года «С-13» исключена из списков плавсредств ВМФ.
  • 31 мая 1957 года «С-13» расформирована и впоследствии разобрана.
  • В Центральном музее Вооруженных Сил экспонируется флаг подводной лодки «C-13».
  • Копия рубки ПЛ «С-13» установлена на территории Нижегородского Кремля.
  • Летом 2020 года копия рубки и части корпуса установлена в экспозиции Музея военной техники УГМК.

Более поздние версии

Команда «Вымпела» начала работу над более амбициозной модернизацией в конце 1960-х годов, получив название К-13М (Р-13М, Объект 380) для ИРХ и К-13Р (R-3R) для варианта SARH, были разработаны в конце 1960-х годов. Их окрестили Продвинутый Атолл (AA-2C и AA-2Dсоответственно) на западе. Р-13М был примерно эквивалентен улучшенному USN AIM-9G Sidewinder, с новым бесконтактный предохранитель, больше топлива для большей дальности, лучшая маневренность и более чувствительный азот -охлаждаемая головка искателя. Никто не был всесторонний ракеты. Те же обновления электроники были применены и к Калининград К-5 (AA-1) для вооружения истребителей, на которых не было К-13.

К-13 в разных модификациях широко экспортировался в Варшавский договор и другие военно-воздушные силы, и остается на вооружении нескольких небольших стран. Версия, созданная по лицензии, называется А-91 был построен в Румынии, а Китайская Народная Республика скопировал К-13 как ПЛ-2. Обновленные китайские версии были ПЛ-3 и ПЛ-5. Советский Союз предоставил Китаю ракетную технологию К-13 в рамках сделки с истребителями МиГ-21 в 1962 году. В 1967 году Китай успешно завершил испытания ракеты К-13 (ПЛ-2) местного производства и начал развертывание этой ракеты в боевых частях. . Впервые он был использован для перехвата БПЛА ВВС США, летевших из Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии в материковый Китай.

Модификации

  • Р-3С (AA-2 Atoll B) –
  • Р-3Р (AA-2 Atoll C) — модификация с полуактивной радиолокационной ГСН
  • Р-13М (К-13М, «изделие 380», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается формой оперения и рулей, более чувствительной охлаждаемой фреоном ГСН «Иней-70», новым радиовзрывателем. Разработана в 1969 году. Принята на вооружение 3 января 1974 года.
  • Р-13М1 («изделие 380М», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается увеличенным крылом двойной стреловидности, ГСН «Иней-М».
  • К-13ВВ — упрощённый вариант по технологии «военного времени»
  • PL-2 — китайский вариант Р-3С созданный на базе документации по К-13 и натурных образцов переданных КНР в соответствии с советско-китайским соглашением от 30 марта 1961 года, по Постановлению Правительства № 513—214 от 30 мая 1961 года.
  • A-91 — румынский вариант Р-3С, производившийся по лицензии

Operational history[]

The K-13 missile was used by North Vietnamese MiG-21 pilots. Due to the NVAF’s very limited number of MiG-21s, their common tactic was to approach an American formation at maximum reasonable speed, fire their missiles in volleys, and exit the area at maximum speed to avoid engagement.

Some of these missiles were seized by Israel during the Six-Day War in the Sinai Peninsula. They were used during the War of Attrition, by Squadron 101 (Mirage IIICJ) and probably also by 117 and 119 squadrons, all Mirage squadrons of the Israeli Air Force. In the late 1960s and early 1970s, the Israelis shot down dozens of MiGs – but there had been no success in using this missile, as Israeli pilots preferred to use cannons or indigenous missiles such as Shafrir 1 and Shafrir 2.

K-3 or K-13 missiles were also used during the Indo-Pakistani War of 1971 by the Indian Air Force; they were integrated on MiG-21FLs and used to shoot down at least two to four Pakistani F-104 Starfighters. They were used during the Yom Kippur War by the Arab Air Forces in 1973, and during the Iran–Iraq War by the Iraqi Air Force between 1980 and 1988.

On 19 August 1981, during the 1981 Gulf of Sidra incident, a Libyan Air Force Su-22 fired a K-13 missile head on at approaching US Navy F-14As; the missile was evaded.[citation needed]

Фон – ракета “Сайдвиндер”

Вовремя Второй кризис Тайваньского пролива в 1958 г. F-86 Sabers столкнулся с гораздо более высокой производительностью, материковый китайский PLAAF МиГ-17. МиГ-17 обладали преимуществом по скорости, маневренности и высоте по сравнению с «Саблями», что позволяло им вступать в бой только тогда, когда они хотели, обычно в выгодное время. В ответ ВМС США поспешил модифицировать 100 тайваньских саблей, чтобы нести недавно представленные AIM-9 Сайдвиндер ракета. Они были введены в бой 24 сентября 1958 года, когда группа МиГ-17 пролетела мимо пролета «Сэйбрз», но оказалась под обстрелом ракет. Это был первый случай применения управляемых ракет в боях воздух-воздух.

28 сентября 1958 г. аналогичное столкновение привело к тому, что одна из ракет застряла в МиГ-17 без взрыва, что позволило удалить ее после приземления. Позже Советы узнали, что у китайцев был по крайней мере один Sidewinder, и после некоторых споров смогли убедить китайцев отправить им одну из захваченных ракет. Геннадий Соколовский, впоследствии главный инженер команды «Вымпел», сказал, что «ракета Sidewinder была для нас университетом, предлагающим курс по технологии ракетостроения, который улучшил наше инженерное образование и обновил наш подход к производству ракет будущего».

Последующий иск был подан Рон Вестрам в его книге Sidewinder что Советы получили планы Sidewinder от шведского полковника и осудили шпион Стиг Веннерстрём, и к 1961 году поспешно запустили свою версию в эксплуатацию, скопировав ее настолько точно, что даже номера деталей были дублированы. Несмотря на то, что Веннерстрём допустил утечку информации о Sidewinder после переговоров о его покупке для Швеции, ни один из известных советских источников не упоминает об этом, хотя все явно упоминают китайский пример.[мертвая ссылка ]

1. Разработка

Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности К-13 началась в ОКБ-134 в 1958 году. При разработке были использованы образцы предоставленной Китаем американской ракеты AIM-9 Sidewinder — одна из неразорвавшихся, после воздушных боёв Второго Тайваньского кризиса, ракет после поисков была найдена в прибрежной грязи и предоставлена СССР в начале 1958 года. Ёще одним образцом послужила неразорвавшаяся AIM-9B, доставленная на аэродром китайским МиГ-17 в собственном фюзеляже. Эта ракета была выпущена тайваньским F-86 Sabre во время воздушного боя 28 сентября 1958 года, но после попадания не взорвалась.

Также сильно помог в деле освоения образца американского вооружения шведский полковник Стиг Веннерстрём, работавший на советское ГРУ и передавший в это же время подробные чертежи изделия (когда полковника раскрыли, обвинение в передаче чертежей стало одним из главных пунктов обвинения, в результате которого Веннерстрём был приговорен к пожизненному заключению, позже сокращенному до 20 лет).

Советским ученым удалось создать почти полную копию американской ракеты. Исключения составили ТПГСН и ракетное топливо, технологию производства которых советская промышленность освоить не смогла. Серийное производство ракеты началось в 1960 году.

Последующая проверка этой серии ракет, захваченных НАТО, показала, что детали от AIM-9 могут быть совместимы с деталями от К-13 и такая комбинация будет работать.

3. Тактико-технические характеристики[5]

ГСН ракеты К-13

МодификацияР-3СР-3РР-13МР-13М1
изделие 310изделие 320изделие 380изделие 380М
Принятие на вооружение1962196719741976
Самолёты-носители/боекомплектМиГ-19/2, МиГ-21/2, МиГ-23/4, Як-25/4МиГ-21С/2, МиГ-21СМ/4, МиГ-23/4МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4, МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4, МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4
Максимальная дальность, км7,681515
Минимальная дальность, км0,91,50,90,3
Длина ракеты, мм28383417 (3120)28752876
Диаметр корпуса, мм127
Размах крыла, мм528632651
Размах рулей, мм127420453
Стартовая масса, кг75,383,587,790,6
Время управляемого полёта, сек.21215452
Максимальная скорость, м/с550
Допустимая перегрузка при пуске, g3,75-6
Перегрузка перехватываемой цели, g3278
Боевая частьОФ 11,3 кгСтержневая 11,3 кг
Система наведенияИК ГСНТГС-13КПАРЛ ГСНПАРГ-13 (10-20 ГГц)ИК ГСН «Иней 70»
с охлаждением фреоном
ИК ГСН «Иней-М»
с охлаждением фреоном
Взрывательнеконтактный
оптический 454-К
неконтактный
радиовзрыватель «Ястреб»
неконтактный
радиолокационный «Синица»
Двигательная установкаПРД-80АПРД-80АПРД-240ПРД-240

Более поздние версии [ править ]

Команда «Вымпела» начала работу над более амбициозной модернизацией в конце 1960-х годов, появившись как К-13М ( Р-13М , Объект 380) для IRH и К-13R ( R-3R ) для варианта SARH, которые были разработаны в конец 1960-х гг. На западе они получили название Advanced Atoll ( AA-2C и AA-2D соответственно). R-13M был примерно эквивалентен улучшенному USN AIM-9G Sidewinder с новым бесконтактным взрывателем , большим количеством топлива для большей дальности, лучшей маневренностью и более чувствительной головкой ГСН с азотным охлаждением. Ни один из них не был всестороннимракеты. Такая же модернизация электроники была применена и к калининградскому К-5 (АА-1) для вооружения истребителей, на которых не было К-13.

К-13 в различных версиях широко экспортировался в ВВС стран Варшавского договора и других стран и остается на вооружении нескольких небольших стран. Лицензионная версия под названием A-91 была построена в Румынии, а Китайская Народная Республика скопировала K-13 как PL-2 . Обновленными китайскими версиями были ПЛ-3 и ПЛ-5 . Советский Союз предоставил Китаю ракетную технику К-13 в рамках сделки с истребителями МиГ-21 в 1962 году. В 1967 году Китай успешно завершил испытания ракеты К-13 (ПЛ-2) местного производства и начал развертывание этой ракеты в боевых частях. . Впервые он был использован для перехвата БПЛА ВВС США, летевших из Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии в материковый Китай.

Рекомендации

Цитаты
  1. ^ «Комната Сайдвиндера», Военно-морской музей вооружения и технологий США, База военно-морского вооружения Китайское озеро
  2. Newsweek, Том 52, стр. 41 год
  3. «Китайские ВВС: развивающиеся концепции, роли и возможности», Центр изучения военных вопросов Китая (США), издательство National Defense University Press, стр. 277
  4. Никита Сергеевич Хрущев, Сергей Хрущев, Джордж Шрайвер, Стивен Шенфилд, «Воспоминания Никиты Хрущева: государственный деятель, 1953-1964», стр. 443-445
  5. ^
  6. Рон Вестрам, “Сайдвиндер: творческая разработка ракет на Чайна Лейк”, стр. 206
  7. ^
  8. , п. 237. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFThe_M military_Balance_2016 (помощь)
  9. Полковник Ифтах Спектор, “Громко и ясно”
Библиография

Разработка и раннее использование [ править ]

ГСН ракеты К-13.

Sidewinder был быстро реконструирован как К-13 (также называемый Р-3 или Объект 300) и поступил на ограниченную службу только два года спустя, в 1960 году. За ним последовал улучшенный К-13А ( Р-3С , Объект 310), который поступил на вооружение в 1962 году. R-3S был первой версией, поступившей в массовое производство, несмотря на очень долгое время успокоения искателя, порядка 22 секунд по сравнению с 11 секундами у оригинальной версии. [ мертвая ссылка ]

R-3S был замечен на Западе в 1961 году и получил в отчетах НАТО название AA-2A «Атолл» . Минимальная дальность поражения для Р-3С – около одного километра. Все варианты К-13 физически похожи на Sidewinder, разделяя диаметр 5 дюймов (127 мм). Последующее изучение ракет AA-2, захваченных силами НАТО, показало, что части от AIM-9 могут быть заменены частями от AA-2, и любая комбинация будет работать.

В то время как Р-3С был представлен в 1961 году, началась работа над версией полуактивного радиолокационного самонаведения (SARH) для высотного использования, К-13Р ( Р-3Р или Объект 320) с дальностью действия 8 км, похож на малоиспользуемый ВМС США AIM-9C Sidewinder (установленный на F-8 Crusader ). Это заняло больше времени, и не поступило на вооружение до 1966 года. [ неактивная ссылка ] Эта версия получила обозначение AA-2B НАТО.

Также были разработаны три обучающие версии. R-3U ( «Учебная», обучение) был пустой корпус ракеты с набором самонаведения, что позволяет пилотам привыкнуть к прицельной системы. R-3P ( «Практическая», практика) была полная ракета без взрывчатого вещества боеголовки. RM-3V ( «Ракета-Мишень», ракеты-мишени) служили в качестве воздушной цели. [ мертвая ссылка ]

Разработка и раннее использование

ГСН ракеты К-13.

Sidewinder был быстро реконструирован как К-13 (также называемый Р-3 или Объект 300) и поступил на ограниченную службу только два года спустя, в 1960 году. За ним последовал улучшенный К-13А ( Р-3С , Объект 310). который поступил на вооружение в 1962 году. R-3S был первой версией, поступившей в массовое производство, несмотря на очень долгое время успокоения искателя, порядка 22 секунд, по сравнению с 11 секундами у оригинальной версии.

R-3S был замечен на Западе в 1961 году и получил в отчетах НАТО название AA-2A «Атолл» . Минимальная дальность поражения для Р-3С – около одного километра. Все варианты К-13 физически похожи на Sidewinder, разделяя диаметр 5 дюймов (127 мм). Последующее изучение ракет AA-2, захваченных силами НАТО, показало, что части от AIM-9 можно было заменить частями от AA-2, и любая комбинация по-прежнему будет работать.

В то время как Р-3С был представлен в 1961 году, началась работа над версией полуактивного радиолокационного самонаведения (SARH) для высотного использования, К-13Р ( Р-3Р или Объект 320) с дальностью действия 8 км, аналогичной малоиспользуемый ВМС США AIM-9C Sidewinder (установленный на F-8 Crusader ). На его разработку ушло больше времени, и он не поступил на вооружение до 1966 года. Эта версия получила обозначение AA-2B НАТО.

Также были разработаны три обучающие версии. R-3U ( «Учебная», обучение) был пустой корпус ракеты с набором самонаведения, что позволяет пилотам привыкнуть к прицельной системы. R-3P ( «Практическая», практика) была полная ракета без взрывчатого вещества боеголовки. RM-3V ( «Ракета-Мишень», ракеты-мишени) служили в качестве воздушной цели.

2. Модификации

  • Р-3С (AA-2 Atoll B) –
  • Р-3Р (AA-2 Atoll C) — модификация с полуактивной радиолокационной ГСН
  • Р-13М (К-13М, «изделие 380», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается формой оперения и рулей, более чувствительной охлаждаемой фреоном ГСН «Иней-70», новым радиовзрывателем. Разработана в 1969 году. Принята на вооружение в январе 1974 года.
  • Р-13М1 («изделие 380М», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается увеличенным крылом двойной стреловидности, ГСН «Иней-М».
  • К-13ВВ — упрощённый вариант по технологии «военного времени»
  • PL-2 — китайский вариант Р-3С созданный на базе документации по К-13 и натурных образцов переданных КНР в соответствии с советско-китайским соглашением от 30 марта 1961 года, по Постановлению Правительства № 513—214 от 30 мая 1961 года.
  • A-91 — румынский вариант Р-3С, производившийся по лицензии

Авиационная ракета Р-77 средней дальности

Проектировалась для истребителя пятого поколения МиГ – 1.42, так и не пошедшего в серию. Западное наименование АА-12 “Adder”. Принята на вооружение в 1994 году. Оснащена мощным двигателем и самыми совершенными радиолокационным и инфракрасным комплексами наведения. Предназначена для уничтожения движущихся и статичных воздушных объектов всех типов, в том числе крылатых ракет, летящих с огибанием рельефа местности, на фоне земли и морской поверхности во всех диапазонах высот. Радиус действия модификации с твердотопливными ускорителями достигает 160 км.

· Масса – 700 кг.

· Длина изделия – 3,5 м.

· Масса стержневой боевой части с мультикумулятивными элементами – 22 кг.

· Максимальная дальность поражения объектов – 100 км.

Боевое применение

Ракеты Р-3/13 применялись во многих вооружённых конфликтах, где достигли значительных успехов.

  • В ходе войны во Вьетнаме, лётчики МиГ-21 с помощью ракет Р-3С по минимальным оценкам сбили 76 американских летательных аппаратов, в это число входят 36 самолётов F-4, 17 F-105, 2 B-52B, 2 RF-101C, 1 EB-66C, 1 RA-5C, 1 F-102A, 1 A-7B, 1 вертолёт HH-53B и 4 БПЛА AQM-34. Стоит отметить это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.
  • В ходе израильского вторжения в 1967 году египетские лётчики МиГ-21 с помощью Р-3С сбили как минимум 3 израильских истребителя, 2 SMB.2 и 1 Mirage-III.
  • В последующей войне на истощение пилоты МиГ-21 сбили максимум 4 израильских самолёта.
  • В ходе индо-пакистанской войны 1971 года индийские МиГ-21ФЛ с помощью ракет Р-3С сбили 3 пакистанских F-104A, не понеся потерь.
  • В ходе войны Судного дня 1973 года египетские пилоты сбили не менее 10 израильских «Фантомов» и «Миражей». Сирийцы одержали как минимум 25 воздушных побед при помощи Р-3. Это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.
  • В 1974 году в ходе сражений за гору Хермон сирийские МиГ-21 одержали не менее 2 воздушных побед с помощью Р-3 и ещё 2 победы одержали МиГ-23.
  • В 1981 году сирийские МиГ-23 с помощью ракет Р-13 над Ливаном сбили два израильских штурмовика A-4.
  • В ходе израильского вторжения в Ливане в 1982 году ракетой Р-13, выпущенной сирийским МиГ-21 был сбит израильский истребитель F-4.
  • В ходе ирано-иракской войны иракские МиГ-21 и МиГ-23 использовали ракеты Р-13 в первой половине войны. С помощью их им удалось одержать как минимум 13 воздушных побед, вероятно это число может быть несколько или значительно выше.
  • Ракеты также применялись в инцидентах мирного времени. 26 сентября 1964 года чехословацкий истребитель МиГ-21 был сбит над ГДР советским истребителем при помощи Р-3С.

Итого, по неполным данным, с помощью ракет Р-3/13 было достоверно сбито около 170 самолётов, вертолётов и БПЛА.

История эксплуатации

Ракету К-13 использовали летчики Северного Вьетнама МиГ-21. Из-за очень ограниченного количества МиГ-21 у NVAF их обычная тактика заключалась в приближении к американскому строю на максимально разумной скорости, стрельбе их ракетами залпами и расширении (выходе из зоны действия) на максимальной скорости, чтобы избежать столкновения.

Некоторые из этих ракет были захвачены Израилем во время Шестидневная война на Синайском полуострове. Они использовались во время Война на истощение, к Эскадрилья 101 (Mirage C3), а также, вероятно, 117 и 119 эскадрилий, все эскадрильи Mirage ВВС Израиля. В конце 1960-х – начале 1970-х годов израильтяне сбили десятки МиГов, но безуспешно использовать эту ракету, поскольку израильские пилоты предпочитали использовать пушки или местные ракеты, такие как Шафрир 1 и Шафрир 2.

Ракеты К-3 или К-13 также использовались во время Индо-пакистанская война 1971 года ВВС Индии; они были интегрированы в МиГ-21FL и использовались для сбивания по крайней мере двух-четырех истребителей F-104 PAF. Они использовались во время Война Судного дня ВВС арабских стран в 1973 г., а в Иранско-иракская война ВВС Ирака с 1980 по 1988 год.

19 августа 1981 г. во время 1981 Инцидент в заливе Сидра Су-22 ВВС Ливии выпустил ракету К-13 в лоб по приближающимся F-14A ВМС США; от ракеты удалось уклониться.

Фон – ракета “Сайдвиндер” [ править ]

Во время Второго кризиса Тайваньского пролива в 1958 году, Тайвань F-86 Сабля столкнулась с гораздо более высокой производительностью, материковый Китай PLAAF МиГ-17S . МиГ-17 обладали преимуществом по скорости, маневренности и высоте по сравнению с «Саблями», что позволяло им вступать в бой только тогда, когда они хотели, обычно в выгодное время. В ответ ВМС США поспешили модернизировать 100 тайваньских саблезубов, чтобы нести недавно представленную ракету AIM-9 Sidewinder . Они были введены в бой 24 сентября 1958 года, когда группа МиГ-17 пролетела мимо пролета «Сэйбрз», но оказалась под обстрелом ракет. Это был первый случай применения управляемых ракет в боях воздух-воздух.

28 сентября 1958 г. подобное столкновение привело к тому, что одна из ракет без взрыва застряла в МиГ-17, что позволило удалить ее после приземления. Позже Советы узнали, что у китайцев был по крайней мере один “Сайдвиндер”, и после некоторых споров смогли убедить китайцев отправить им одну из захваченных ракет. Геннадий Соколовский, впоследствии главный инженер команды «Вымпел», сказал, что «ракета Sidewinder была для нас университетом, предлагающим курс по технологии ракетостроения, который улучшил наше инженерное образование и обновил наш подход к производству ракет будущего».

Последующее заявление было сделано Роном Вестрамом в его книге Sidewinder, что Советы получили планы Sidewinder от шведского полковника и осужденного шпиона Стига Веннерстрёма , и поспешили их версию на вооружение к 1961 году, скопировав ее настолько точно, что даже номера деталей были дублированы. Несмотря на то, что Веннерстрём допустил утечку информации о Sidewinder после переговоров о его покупке для Швеции, ни один из известных советских источников не упоминает об этом, хотя все явно упоминают китайский пример. [ мертвая ссылка ]

История эксплуатации

Ракету К-13 использовали летчики Северного Вьетнама МиГ-21. Из-за очень ограниченного количества МиГ-21 у НВАФ их обычная тактика заключалась в приближении к американскому строю на максимально разумной скорости, стрельбе их ракетами залпами и расширении (выходе из зоны действия) на максимальной скорости, чтобы избежать столкновения.

Некоторые из этих ракет были захвачены Израилем во время Шестидневной войны на Синайском полуострове. Во время они были использованы войнами Истощения , по эскадрилье 101 (Mirage C3) и , вероятно , также 117 и 119 эскадронов, все эскадрильи миража израильских ВВС. В конце 1960-х – начале 1970-х годов израильтяне сбили десятки МиГов, но безуспешно использовать эту ракету, поскольку израильские пилоты предпочитали использовать пушки или местные ракеты, такие как Shafrir 1 и Shafrir 2 .

Ракеты К-3 или К-13 также использовались во время индо-пакистанской войны 1971 года ВВС Индии; они были встроены в МиГ-21ФЛ и использовались для сбивания как минимум двух-четырех истребителей F-104 PAF. Они использовались во время войны Судного дня арабскими ВВС в 1973 году и во время ирано-иракской войны ВВС Ирака с 1980 по 1988 год.

19 августа 1981 года, во время инцидента 1981 года в заливе Сидра , Су-22 ВВС Ливии выпустил ракету К-13 по приближающемуся истребителю ВМС США F-14A; от ракеты удалось уклониться.

Исторический

По внешнему виду и функциональным возможностям она похожа на американскую ракету AIM-9 Sidewinder, с которой была скопирована. Наиболее вероятная гипотеза состоит в том, что AA-2 был получен путем копирования тайваньского AIM-9B, который застрял в сопле китайского МиГа, не взорвавшись, после столкновения в воздухе во время Второго тайваньского кризиса в 1958 году. После переговоров с Пекином. , Советы вернули бы его.

Атолл AA-2 также дал начало китайским копиям, таким как PL-2 , PL-3 и PL-5 .

Хотя с тех пор он был заменен более современными ракетами, находящимися на действительной службе, он широко использовался во многих странах.

Background

The PLA-AF and PLA-N operate a diverse mix of indigenously
manufactured and imported Russian Air to Air Missiles (AAM), carried by
a no less diverse fleet of combat aircraft.

While imported Russian R-27 / AA-10 Alamo, R-73 / AA-11 Archer
and R-77 / AA-12 Adder AAMs are primarily used with the imported
Russian built Su-27SK / J-11A and Su-30MKK/MK3 Flankers, indigenous
Chinese built weapons are dominant across the Chinese built fleets of
J-10A/S Sinocanard, J-11B Sino-Flanker, J-8 Finback, J-7 Fishbed, J-6
Farmer, A-5/Q-5 Fantan, and JH-7 Flying Leopard.

A much more diverse inventory of heatseeking short range
weapons exists. These include analogues or derivatives of a range of
Western missiles, such as the AIM-9 family and Rafael Python 3 series,
and uniquely Chinese developments such as the TY-90, designed for air
combat between helicopters.

Most Chinese built AAMs have been adapted for use as SAMs,
either land based, naval, or both. Most are also being offered widely
for export.

In perspective, the unpalatable reality of this decade is that
Australia’s RAAF faces a
genuine ‘rainbow threat’ environment across the wider region. The sheer
diversity of missile types in service or being introduced, be they of
US, Russian, EU, Israeli or Chinese origin, and the prospect of
evolving regional clone variants and derivatives, presents a genuine
long term problem in intelligence gathering, analysis and
countermeasures library maintenance.

Two key issues have arisen during this decade. The first is
the
large scale export of advanced variants of the Russian R-74, R-27 and
R-77, arming MiG and Sukhoi fighters. These weapons are highly
competitive against US and EU sourced AAMs operated by the RAAF, and
can be expected to further evolve over time. With diverse mixes of
seeker types in the BVR missiles, defending against them will present
real challenges. A robust apporach will require investment in training,
including simulation, tactics development, and adequate electronic and
infrared countermeasures on RAAF aircraft. none of these considerations
have been addressed to date in existing or planned RAAF aircraft.

The second issue to arise is the future export of very long
range
‘AWACS killer’ missiles, which are the poor man’s equaliser against an
opponent with an advantage in AEW&C capabilities. Much of the
current force structure plan is predicated on the RAAF holding an
assymetric advantage in AEW&C capability over any opponent,
indefinitely. Missiles such as the R-172 and R-37 allow
any Sukhoi operator to threaten an opposing AEW&C aircraft from a
safe distance.

There can be no doubt that a future RAAF force structure will
have to be planned around missile capabilities now developing across
the region, and compromises are simply not an option in the long term.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий