Проект 20380 на боевом дежурстве — корветы Бойкий, Стойкий, Стерегущий, Разумный и другие

Корабли неближней зоны

Строительство новых сторожевых кораблей ближней морской зоны (корветов) проекта 20380 для ВМФ России началось в 2001 году, когда на Северной верфи был заложен головной корабль этого типа, получивший прославленное в истории отечественного флота имя “Стерегущий”. Четыре его систершипа (“Сообразительный”, “Бойкий”, “Стойкий”) были заложены в следующие пять лет — в том числе три также в Санкт-Петербурге и один (“Совершенный) — в Комсомольске-на-Амуре. Эти корабли — четыре питерской и один амурской постройки — составили первую серию нового проекта. В процессе разработки проект серьезно эволюционировал, из “сменщика” для малых противолодочных кораблей и прочих боевых единиц ОВР (охраны водного района) превратившись в полноценный многоцелевой корабль с ударным ракетным вооружением, которое сделало бы честь и иным фрегатам. Это сразу же заставило задуматься о перспективах применения новинки в дальней морской зоне, несмотря на недостаток автономности.

Строительство шло негладко — постройка и ввод в строй “Стерегущего” потребовали семь лет (2001-2008), по восемь ушло на завершение “Сообразительного”, “Бойкого” и “Стойкого” (переданы флоту в 2011, 2013 и 2014 годах соответственно), головной тихоокеанский корвет “Совершенный” был заложен в 2006-м и передан флоту в 2017 году после 11 лет постройки и испытаний.

Президент РФ Владимир Путин во время осмотра корвета проекта 20380 “Совершенный”, пришвартованного в бухте Аякс возле острова Русский

Фото: РИА Новости/Михаил Климентьев

Причины задержек в целом были понятны: общий развал кораблестроения, нехватка специалистов и проблемы смежников, приводившие к срыву сроков поставок различных систем и агрегатов, отнюдь не оздоровляли процесс, особенно с учетом технической новизны проекта, создававшегося целиком уже в постсоветское время с большой долей новых систем, особенно в наборе радиоэлектронного вооружения. На Дальнем Востоке всё усугублялось общим плохим состоянием Амурского судостроительного завода, который несколько раз приостанавливал работы по кораблю.

Тем не менее производственные процессы постепенно отлаживались, заводы модернизировались, а корабли постепенно вводились в строй. В 2012–2016 годах были заложены еще восемь единиц, пять из них — в рамках исходного проекта 20380, два — в модернизированном варианте 20385 с измененным составом вооружения и новой энергетикой и один — проекта 20386, по факту — новой разработки, учитывающей как прогресс в области вооружения и оборудования за полтора десятка лет, так и политические реалии, исключающие поставку немецких дизельных двигателей MTU, которые планировалось ставить на предыдущую серию 20385.

Церемония спуска на воду корвета “Гремящий” проекта 20385 на заводе ПАО “СЗ “Северная верфь” в Санкт-Петербурге

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Строительство новых единиц шло своим чередом, предполагается, что корвет “Гремящий” проекта 20385 будет передан флоту в 2018 году (в настоящее время он достраивается в Санкт-Петербурге), а в составе Балтфлота ко второй половине 2014 года было по факту сформировано первое в ВМФ России соединение кораблей, располагающее боеспособным отрядом боевых единиц нового поколения — все четыре корвета вошли в состав 128-й бригады надводных кораблей, где числятся также оба балтийских фрегата — “Неустрашимый” и “Ярослав Мудрый” и флагманский корабль Балтфлота, эсминец “Настойчивый”.

Тем не менее вплоть до недавнего времени новые балтийские корветы редко покидали пределы Балтики, совершая одиночные кратковременные выходы, при этом специалисты говорили о наличии “детских болезней”, сообщалось и о периодических инцидентах. На фоне активизации флота и дальних походов даже таких музейных экспонатов, как большие десантные корабли проекта 1171 и сторожевика “Сметливый” постройки 1960-х годов, простаивание четырех новейших боевых единиц выглядело довольно странно. Небоеготовность новых кораблей в сочетании со многим прочим в итоге вошла в список претензий, приведших к смещению со своих должностей почти всего комсостава Балтфлота в июне 2016 года.

Изменения последовали довольно скоро. Уже в июле 2016 состоялся первый выход тактической группы в составе “Бойкого” и “Стойкого” в Северное море. В октябре 2016 эти же два корабля выходили уже в Бискайский залив. В апреле 2017 года в Атлантику выходили “Бойкий” и “Сообразительный”, в июне 2017 года “Бойкий” и “Стерегущий”, и, наконец, пятый выход тактической группы вновь в составе “Бойкого” и “Сообразительного” стал первым для новейших российских корветов походом в Средиземное море.

Швартовка корвета “Стойкий” ВМФ РФ

Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо

Готов к апгрейду

Наличие объединенных информационных сетей на корабле влечет за собой ряд дополнительных преимуществ, связанных с надежностью, ремонтопригодностью и скоростью модернизации оборудования. По словам Юрия Александрова, в постройке корвета задействовано более тысячи промышленных и исследовательских предприятий, разбросанных буквально по всей России. Когда очередной компонент приходит на завод, наступает момент истины: он должен продемонстрировать идеальную совместимость со всеми системами корабля.

Проблемы с совместимостью в судостроении не редкость. К счастью, благодаря современным электронным технологиям многие компоненты стали меньше и легче, чем раньше. Появилась возможность вернуть их производителю на доработку или же пригласить специалистов на завод с необходимыми запчастями. Единая корабельная сеть, с одной стороны, означает определенную унификацию коммуникационных протоколов различных устройств. Компоненты изначально создаются именно под них, поэтому вероятность «отторжения» становится меньше. С другой стороны, предприятия-поставщики могут протестировать свои компоненты заранее с помощью компьютерных симуляторов. К примеру, если тестируется радиолокационная станция, компьютер может сыграть роль как всего остального корабля и его вооружений, так и цели, которую требуется обнаружить.

Наконец, модульная концепция корабля предусматривает возможность установки новейших вооружений по мере их вступления в строй. К примеру, если на титульном корабле проекта 20380 «Стерегущий» за противовоздушную оборону отвечал зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», то на «Бойком», появившемся на свет третьим, его место занял более современный и несопоставимо более мощный ЗРК «Редут». Три блока по четыре ячейки (всего 12 ячеек) могут нести от 12 ракет 9М96Е2 с дальностью пуска 135 км и высотой поражения до 35 км до 48 ракет самообороны 9М100 с дальностью до 12 км в различных комбинациях. Обороняться от нападения с воздуха «Редуту» помогут переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла» (запуск с плеча) и две кормовые шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М.

Конструкция

В конструкции судов проекта 20380 реализованы несколько технологических решений. В частности, гладкопалубный стальной корпус с новыми обводами подводной части. В результате конструкторам удалось заметно уменьшить сопротивление воды, сэкономив мощность двигателя при манёврах. Надводная часть претерпела серьёзные изменения, что позволило использовать мощную, но лёгкую силовую установку, высвободив порядка 20% водоизмещения для боевой части.

Закрытые сооружения палубной части выполнены из композитных материалов на основе углеродного волокна. Это делает корабль практически незаметным для радиолокационных систем противника, снижает вероятность возгорания надстройки. В задней части размещается площадка для вертолёта КА-27 с ангаром и 20-тонным запасом топлива для винтокрылой машины. Это принципиально новое решение для кораблей этого класса.

Сердце корабля – двухвальная силовая установка, состоящая из двух дизельных агрегатов 16Д49, дополненных реверсивными редукторами. ГЭУ (главная энергетическая установка) управляется микропроцессором, что позволяет оптимизировать работу двигателей и снизить уровень шума при работе. Аналогичная технология применяется на атомных подводных лодках последнего поколения, делая их незаметными для гидроакустического поиска.

Первый из корветов

Многоцелевой корвет проекта 20380 предназначен для действий в ближней морской зоне, борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, охраны конвоев, патрулирования зон блокады, а также для артиллерийской и огневой поддержки морского десанта. Вооружение позволяет наносить мощные и эффективные ракетные удары по сухопутным объектам. Корабли этого проекта запомнятся и тем, что благодаря именно им в ВМФ появился новый класс — корвет. Раньше подобные корабли относили к сторожевикам.

Интересно, что в странах НАТО корабль причислили к фрегатам, так как его водоизмещение по западной классификации оказалось слишком большим для корветов.

Корвет_3

Автоматическая пушка А-190 на носу корвета проекта 20380 «Совершенный»

Фото: РИА Новости/Андрей Ставанов

В ходе строительства корветов было опробовано много новых уникальных технологий. В частности, корабль создавали с использованием стелс-технологий. Его надстройки не только получили характерные изломанные очертания, но и были изготовлены из многослойных композиционных материалов, что серьезно снизило заметность корабля в радиолокационном диапазоне.

Обводы подводной части корпуса были спроектированы так, чтобы снизить сопротивление воды на скорости около 30 узлов примерно на четверть. Это позволило увеличить скорость полного хода корабля на 1,5–2 узла.

Что обеспечивает навигацию судна?

Контроль за осуществлением стрельбы и запуском ракет осуществляется на боевом посту радиотехнического вооружения (РТВ). Данный пост оборудован жидкокристаллическими мониторами, на которых отображаются цели. Для облегчения корректировки стрельбы РТВ использует оптический канал сопровождения. В результате цели противника подаются на экраны как реальные видеоизображения. Корабль оснащен многофункциональным телевизионным комплексом МТК-201. Система выхватывает сигнал на дистанции до 45 км. Постовому достаточно только захватить на экран цель, данные о которой сразу же автоматически поступают к стойкам оружейных комплексов. Наводка орудий осуществляется также при помощи автоматики.

Для корвета разработали боевую информационно-управляющую систему «Сигма», которая является программным обеспечением и операционной системой «Совершенного». Она связана с другими кораблями, береговыми пунктами и авиацией. Сюда поступает и обрабатывается информация о целях. Используя сигналы, исходящие от корабля противника, командир «Совершенного» может определить, какому государству принадлежит судно. При помощи сигналов легко устанавливаются бортовые номера, классы и даже названия кораблей. После того как вся информация о противнике будет собрана, МТК выбирает самые эффективные средства для его уничтожения.

Обнаружить вражеские цели в воздухе командир корвета может при помощи радиолокационной системы «Фурке-2». Данная РЛС способна выявлять угрозу на дистанции до 110 км. В результате экипаж корабля надежно защищен от ударов с воздуха.

Современные универсалы

В реализации проекта участвовало более 70 российских научно-исследовательских, проектных и промышленных предприятий. Корветы этой серии строились не только на верфях в Санкт-Петербурге, но и на востоке страны — в Комсомольске-на-Амуре.

Корабли получились сверхуниверсальными, отметил бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

Корвет_2

Корветы проекта 20380 «Громкий» (слева) и «Совершенный» у причала Владивостока

Фото: РИА Новости/Андрей Ставанов

— Корветы могут эффективно бороться с надводными кораблями и подводными лодками противника, – рассказал он «Известиям». — Они способны заменить три класса кораблей прибрежной зоны – малые ракетные корабли и катера, а также малые противолодочные корабли. Причем сделают это эффективно, так как имеют самое современное вооружение.

Флот древнего моря

Соединение ВМФ РФ в Средиземном море, воссозданное в 2013 году, не имеет постоянного состава — как и в 5-й оперативной эскадре ВМФ СССР, в его составе несут службу корабли нескольких флотов, с той или иной периодичностью сменяющие друг друга. Обострения политической обстановки регулярно сопровождаются походами в регион крупных кораблей флота, включая ракетные крейсера и единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов».

Помимо обеспечения «сирийского экспресса», необходимость поддержания которого силами ВМФ стала понятна после нескольких инцидентов с задержанием коммерческих транспортов с военными грузами для Сирии, на соединение легла задача освещения обстановки в Средиземном море (в первую очередь в его восточной части), ставшая особенно существенной после начала российской операции в Сирии в сентябре 2015 года.

В этих условиях дефицит кораблей с современным радиоэлектронным и гидроакустическим вооружением, способных рассеять «туман войны» более эффективно по сравнению с боевыми единицами советской постройки, стал особенно острым, и появления корветов нового типа в Средиземноморье ждали многие специалисты.

Возможности корветов проекта 20380 достаточно велики, особенно в том, что касается противолодочной обороны: набор из трех собственных гидроакустических станций, вертолета и новейшего комплекса ПЛО «Пакет-НК» делает их, возможно, лучшими охотниками за субмаринами в составе отечественного флота. Сравнимым арсеналом противолодочных средств в составе ВМФ располагают только куда более крупные большие противолодочные корабли проекта 1155 и тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий».

С другой стороны, корветы этого проекта не несут ракетный комплекс «Калибр» (эта система устанавливается на кораблях следующих серий), но для нанесения ударов по территории Сирии с моря в настоящее время можно использовать шесть новейших подлодок Черноморского флота и два его фрегата новой постройки — «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», к которым скоро присоединится третий — «Адмирал Макаров». Впрочем, размещенный на проекте 20380 комплекс «Уран» позволяет им бороться с кораблями противника, а для уничтожения береговых целей флот располагает и другими средствами.

Корветы же в этих условиях могут заниматься традиционными для своего класса задачами разведки и сопровождения, для чего их оборудование вполне достаточно. С этой точки зрения первый выход кораблей данного проекта в Средиземное море даст неоценимый объем информации, которая позволит как оптимизировать сам проект, так и внести необходимые изменения на уже построенных и строящихся кораблях семейства 2038х. В общей сложности потребности флота в кораблях этого класса составляют свыше 20 единиц, и очевидно, что дальние походы корветов в ключевые для безопасности РФ районы станут теперь регулярным явлением.

Предпосылки проекта 20380

Довольно длительное время, у российского флота не было многоцелевых сторожевых кораблей, которые могли выполнять служебно-боевые задачи в прибрежной зоне. Первой попыткой занять пустующую нишу, стала разработка проекта 12441 класса «Новик». Корабль был утверждён к строительству в 1991 году, и должен был стать самым совершенным судном, оснащённом по последнему слову техники. Однако в 1991 году великая страна распалась, и в перспективный проект начали вноситься изменения. Модернизация предусматривала улучшение ходовых и боевых характеристик, однако вместе с мощностью увеличивалось и водоизмещение. В результате «Новик» стал слишком неповоротлив для ведения боя в прибрежной зоне, проект не был завершён, и корабль переквалифицировался в учебный. С учётом допущенных ошибок, в 2001 году был запущен проект 20380, целью которого было создание дешёвого и многоцелевого корабля.

Незаметно, обтекаемо

В сравнении с предшественниками проект 20380 уже сейчас можно назвать успешным. Нам посчастливилось подняться на борт «Бойкого» — третьего корабля проекта, стоящего у причала завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Он пребывает на завершающей стадии заводских испытаний. Два других, «Стерегущий» и «Сообразительный», уже приняты на вооружение ВМФ России. Еще четыре корвета заложены на стапелях «Северной верфи» и Амурского судостроительного завода, всего же заказано 20 кораблей, и возможно, это не предел.


«Бойкий» получил более продвинутую, чем у «Стерегущего», оптико-электронную систему визирования и обеспечения управления стрельбой корабельной артиллерией «Сандал-В». Она включает высококачественный оптический перископ и несколько камер, работающих как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне. Помимо прочего система облегчает маневрирование в ограниченном пространстве, предоставляя обзор корабля с разных сторон.

Главные составляющие успеха проекта 20380 — тщательно проработанная конструкция корпуса и единая электронная система автоматизации. Эти слагаемые определяют и боевые качества, и состав вооружения, и условия работы экипажа, а также надежность, ремонтопригодность и возможность модернизации машины. Обводы стального корпуса корабля были разработаны с нуля и настолько удачно, что гидродинамическое сопротивление на полном ходу (27 узлов или 50 км/ч) уменьшилось на 25%. Это позволило использовать менее мощную и более легкую главную энергетическую установку (ГЭУ), тем самым высвободив более 15% водоизмещения для увеличения боевой нагрузки. Отсюда и внушительный для 1500-тонного корабля набор разнообразного вооружения, и даже вертолетная площадка, ангар и 20-тонный запас горючего для противолодочного вертолета «Ка-27».

Улучшенная мореходность корвета позволяет использовать его вооружение при волнении силой до пяти баллов (на два балла больше, чем у предшествующих аналогов). Кроме того, менее мощная ГЭУ работает тише, способствуя снижению заметности корабля в гидроакустическом диапазоне. Для уменьшения шумности механизмов двигателей были применены технологии, ранее отработанные на подводных лодках.

ГЭУ представляет собой два дизель-дизельных агрегата ДДА12000, специально разработанных ОАО «Коломенский завод» на основе проверенного дизеля Д49 с микропроцессорным управлением. Каждый агрегат состоит из двух 16-цилиндровых V-образных дизелей и суммирующего редуктора и приводит гребной винт фиксированного шага. Общая мощность двухвальной ГЭУ достигает 24?000 л.с. Четыре дизель-генератора по 630 кВт каждый обеспечивают бортовую сеть питанием.

«Стерегущий» не зря называют невидимкой, хотя следование принципам технологии «Стелс» — непременный атрибут современных кораблей такого класса. Надстройка корабля шириной от борта до борта сделана из трудногорючих радиопоглощающих стекло- и углепластиков. Антенные посты и ракетное вооружение по возможности убраны в корпус. Четырехтрубные 330-мм торпедные аппараты комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» скрыты в лацпортах. В целом средняя круговая эффективная поверхность рассеяния корабля уменьшена втрое по сравнению с предшествующими аналогами, благодаря чему вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет снижена с 0,5 до 0,1.

Вооружение судна

Корвет оснащен:

  • Противокорабельным ракетным комплексом «Уран». Это основа боевого вооружения «Совершенного». Местом для расположения дозвуковых ракет (могут использоваться Х-35, «БраМос» или «УКСК Калибр») стали две четырехконтейнерные (четырехствольные) пусковые установки. Один комплект ракетного вооружения состоит из восьми ПКР. Дальность Х-35 составляет 130 км. Используется для уничтожения надводных целей.
  • Зенитно-ракетным комплексом (ЗРК) «Редут». Представляет собой три модуля, в каждом из которых имеется по 4 ячейки. Таким образом ЗРК вмещает 12 ракет (9М96М или 9М96Е), рассчитанных на большую и среднюю дальность. Также ЗРК может комплектоваться ракетами, предназначенными на малую дальность: 9М100. При желании зенитно-ракетное вооружение можно комбинировать. Для каждой ракеты предусмотрена активная радиолокационная головка (АКГ), осуществляющая самонаведение на цель. Ракета приходит в движение и вылетает из ячейки вверх на высоту 30 метров под воздействием сжатого воздуха. После того как ракета выходит из ячейки, она на некоторое время зависает в воздухе. После включения турбореактивного маршевого двигателя она приводится в движение и при помощи данного двигателя и АКГ доставляется к цели: ракетам или самолетам противника.
  • Зенитной артиллерией АК-630. Представлена двумя артиллерийскими установками. Данные пушки расположены по бортам. Установки обладают высокой скорострельностью: за минуту одна пушка может осуществить до 5 тыс. выстрелов. В качестве боеприпасов используются осколочно-фугасные зажигательные снаряды. Радиус стрельбы составляет от 400 до 4 тыс. метров. В этих пределах зенитная артиллерия «Совершенного» представляет серьезную угрозу для воздушных и надводных целей противника.
  • Зенитным ракетно-артиллерийским оружием. Представлено комплексом «Кортик-М». Боевой комплект содержит ракеты (32 шт.) и 30-мм снаряды (3 тыс. шт.). Радиус поражения ракетами составляет от 1,5 до 8 км, снарядами – от 500 до 4 тыс. метров.

Артиллерийской системой АУ-А190.

Является универсальной корабельной установкой калибра 100 мм. В качестве боеприпасов для данной артсистемы используются осколочно-фугасные снаряды (ОФС) и снаряды, содержащие дистанционный взрыватель (СДВ). Дальность действия ОФС составляет свыше 21 км, а СДВ – до 15 км. Осколочно-фугасными боеприпасами уничтожаются надводные объекты противника, а СДВ – воздушные вражеские цели.

Артиллерийская система оснащена нарезным орудийным стволом. Для АУ-А190 разработана двухсторонняя подача боеприпасов. Было замечено, что при односторонней подаче скорострельность орудия не превышает 60 выстрелов в минуту. При двусторонней скорострельность удалось повысить до 80.

Местом для хранения снарядов стал специальный барбет артустановки. Артиллерийская система характеризируется высокой точностью. Поскольку после выполнения 20 выстрелов орудие сильно нагревается, конструкторы оснастили АУ-А190 системой водяного охлаждения: в ствольной полости расположен гибкий шланг, через который к орудию поступает морская вода, проходя через установку, охлаждая ствол, а затем вытекая обратно в море. В одном боекомплекте содержится 320 боеприпасов. Установка рассчитана на выполнение 2500 выстрелов.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий