Большие противолодочные корабли проектов 1155 и 1155.1

Постройка и испытания

Головной корабль проекта – «Надёжный» – во время испытаний, 1979 год

Заказ на постройку кораблей проекта 61МЭ выполнил судостроительный завод имени 61 коммунара в городе Николаеве. Ранее именно на этом заводе была построена большая часть БПК проекта 61 для ВМФ СССР. Имеющийся опыт постройки, а также хорошо отлаженная работа предприятия позволила выполнить индийский заказ в достаточно короткие сроки. Уже в 1974 году, ещё в ходе проектирования кораблей в СПКБ, завод начал выпускать технологическую документацию для начала строительства, и 11 сентября 1976 года головной корабль проекта был заложен на стапеле. В ноябре того же года за головным последовал второй, а в июне следующего – 1977 – года заложили и третий БПК проекта 61МЭ. Предполагалось постройкой этих трёх кораблей и ограничиться, однако в 1979 году, когда головной корабль уже завершался строительством, руководство ВМС Индии решило увеличить свой заказ ещё на две единицы. Для этих двух кораблей второй серии проект был несколько усовершенствован; заложены они были в 1981 и 1982 годах, а сданы заказчику уже в 1986 и 1987-м соответственно.

При достройке корабли комплектовались советскими экипажами и временно включались в состав 130-й дивизии противолодочных кораблей КЧФ. После прохождения всех испытаний принятый от промышленности корабль приводили в Поти, где его принимал индийский экипаж. Предварительно индийские моряки стажировались на советском БПК «Решительный», а потом, после получения своего корабля – дополнительно проходили практику уже на нём. Полигоны для этой практики предоставлял советский Черноморский флот. В Индию достроенные корабли уходили уже с индийскими экипажами, на борту первое время оставалось лишь несколько гарантийных специалистов от советской промышленности. В дальнейшем обслуживание и поддержание боеготовности техники переходило полностью к индийской стороне; по контракту с СССР для ремонта газотурбинных двигателей в индийском порту Вишакхапатнам был построен специализированный завод.

Сроки строительства всех кораблей проекта 61МЭ отражены в таблице ниже.

Название, заводской № Заложен Спущен на воду Вступил в строй Передан ВМС Индии Индийское название, бортовой номер
«Надёжный», С-2201 11.09.1976 17.09.1977 30.11.1979 4.05.1980 «Раджпут» (англ. Rajput), D51
«Губительный», С-2202 29.11.1976 27.09.1978 30.09.1981 10.02.1982 «Рана» (англ. Rana), D52
«Ловкий», С-2203 29.06.1977 16.06.1979 20.07.1983 24.11.1983 «Ранджит» (англ. Ranjit), D53
«Твёрдый», С-2204 24.10.1981 12.03.1983 30.12.1985 21.04.1986 «Ранвир» (англ. Ranvir), D54
«Толковый», С-2205 19.03.1982 1.02.1986 15.10.1987 21.12.1987 «Ранвиджай» (англ. Ranvijay), D55

Принятые Индией корабли в дальнейшем включались в состав Восточного флота ВМС Индии с главной базой в порту Вишакхапатнам.

История создания

Проектирование корабля началось в 1956 г. Согласно оперативно-тактическому заданию, в функции корабля входила противовоздушная оборона соединений кораблей от атак самолётов и крылатых ракет, а также противолодочная оборона. Разработка проекта была поручена Институту военного кораблестроения.

В процессе предэскизного проектирования определялся состав вооружения и его рациональная компоновка. Было принято линейно-возвышенное расположение ЗРК и артустановок (по одному ЗРК и одной артустановке в носовой и кормовой частях корабя); гидроакустические средства для уменьшения осадки было решено разместить в выдвижном обтекателе; из состава вооружения исключили противолодочные ракеты, за счёт чего боекомплект зенитных ракет увеличили до 24; при этом стандартное водоизмещение корабля составило 3600 т. При утверждении тактико-технического задания было предложено рассмотреть вариант применения на корабле газотурбинного двигателя. В итоге этот вариант, уменьшавший водоизмещение на 400 т, был принят. Таким образом, корабль стал первым в мире крупным боевым кораблём с газовыми турбинами в качестве основного двигателя

.

После утверждения в начале 1957 г. основных тактико-технических элементов, ЦКБ-53 во главе с Б. И. Купенским приступило к разработке эскизного проекта. Технический проект был завершён и утверждён в 1958 г., после чего на заводе им. 61 коммунара в Николаеве 15 сентября 1959 г. был заложен головной корабль — «Комсомолец Украины». 31 декабря 1960 г. он был спущен на воду, а 15 октября 1962 г. был передан флоту для государственных испытаний. Программа испытаний была полностью выполнена кроме испытаний на полный ход, которые из-за неотработанности двигательной установки перенесли на 1963 г. Было обнаружено также отсутствие достаточного запаса остойчивости и водоизмещения, однако со скидкой на принципиальную новизну корабля результат был признан удовлетворительным.

К числу прочих, более мелких замечаний, впоследствии успешно устранённых, была недостаточная надёжность первых образцов ЗРК «Волна» и системы управления артогнём «Турель». Было отмечено, что малый радиус обнаружения подводных лодок гидроакустическими средствами не позволял использовать противолодочные торпеды и бомбомёты РБУ-6000 на максимальную дальность.
Испытания подтвердили хорошую мореходность корабля, обеспечение полной скорости хода при волнении до 4-5 баллов, хорошую работу успокоителей качки. Максимальная скорость головного корабля составила 35.5 узлов, а на всех других кораблях серии не опускалась ниже 34 уз.

31 декабря 1962 г. после подписания акта Госприёмки корабль был зачислен в состав ВМФ СССР. В 1966 г. создатели корабля были удостоены Ленинской премии.

Общие сведения

Построенная в СССР в 1970-1980-х годах, серия из пяти индийских эсминцев типа «Раджпут» всё ещё остаётся в строю. Выдающиеся характеристики положенного в их основу советского проекта 61М, а также бережное отношение новых хозяев обеспечили им продолжительную активную службу. Также следует отметить, что своевременные модернизации позволяют поддерживать боевые возможности этих кораблей на должном уровне. Высокая оценка, данная в Индии этому проекту, выразилась также в том, что именно на его основе при помощи советских специалистов были спроектированы эсминцы типа «Дели», строившиеся уже на индийских верфях.

Модернизация БПК «Маршал Шапошников»

С 11.02.2016 г. БПК «Маршал Шапошников» находится на модернизации в ОАО «Центр судоремонта Дальзавод» (Владивосток). Согласно опубликованному плану закупок «Дальзавода» на 2017 год, для модернизации корабля проекта 1155 закуплено:

  • поз. 601-ЕП: УВПУ 3С-14-1155, 2 шт., поставщик — АО «КБСМ», г. Санкт-Петербург (пусковые установки комплекса «Калибр»);
  • поз. 570-ЕП: Изделие 3Р-14Н-1155, 1 шт., поставщик — АО «Концерн «Моринсис-Агат», г. Москва (система управления стрельбой комплекса «Калибр»);
  • поз. 432-ЗЦ: АПК ИПЭ-1155 (аппаратно-программный комплекс информационной поддержки эксплуатации);
  • поз. 431-ЗЦ: СИП БЖ 1155-114 (система информационной поддержки борьбы за живучесть);
  • поз. 596-ЕП: КАСУ 3Р-60У, поставшик — АО «Концерн «Гранит-Электрон», г. Санкт-Петербург (аппаратура системы управления ПКРК «Уран»);
  • поз. 576-ЕП: Изделие «Пурга-115», поставыщик — АО «Концерн «Гранит-Электрон», г. Санкт-Петербург (система управления торпедной и бомбовой стрельбой противолодочного оружия).

Также планируются работы:

  • поз. 147-ЗЦ, 395-ЕП: Восстановление стеклопластиковой части обтекателя ГАК МГК-355 (ГАК «Полином»);
  • поз. 418-ЗЦ: Средний ремонт газотурбинных двигателей ДО63 (маршевые двигатели);
  • поз. 417-ЗЦ: Средний ремонт газотурбинных двигателей ДТ59 (форсажные двигатели);

Таким образом, в результате модернизации на корабле планируется установить 8 ПКР «Уран» и комплекс «Калибр» с УВП на 16 ячеек.

В составе ВМФ СССР

БПК «Адмирал Чабаненко»

В конце 50-х годов ХХ века в СССР было принято решение создать эшелонированную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проекта 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стали БПК проекта 61. Стоит отметить, что временно в состав ВМФ СССР включались также корабли проекта 61МЭ, которые строились по заказу ВМС Индии. Позже в составе индийского военного флота эти БПК были переклассифицированы в эсминцы.

Дальнейшим развитием БПК проекта 61 стали большие противолодочные корабли с усиленным вооружением – проект 1134 «Беркут», решение о проектировании которых было принято ЦК КПСС и Советом Министров СССР 30 декабря 1961 года.

Позже проект 1134 получил развитие в виде БПК проектов 1134А и 1134Б. Несмотря на большую схожесть названий этих проектов, по сути это были существенно отличающиеся друг от друга корабли.

По тактико-техническому заданию 1972-1973 годов Северным проектно-конструкторским бюро был разработан проект новых противолодочных кораблей проекта 1155. Всего было построено 12 таких БПК.

В середине 1970-х годов в СССР начались работы по созданию нового корабля, который должен был стать ответом на создание в США крупной серии современных эсминцев УРО типа Spruance. Однако созданные эсминцы проекта 956 не удовлетворяли требованию универсальности из-за недостаточно эффективных противолодочных средств. По этой причине на основе БПК проекта 1155 был создан новый проект – большие противолодочные корабли проекта 11551. Всего планировалось построить 10 кораблей данного типа, однако до развала СССР были заложены только 3 из них, а достроен только один – «Адмирал Чабаненко».

Кроме перечисленных типов, к БПК также относили переоборудованные из эскадренных миноносцев боевые единицы – проекты 57А и 56-ПЛО. Также до 1977 года к большим противолодочным относились корабли проекта 1135, которые позже переклассифицировали в сторожевые (СКР).

Список больших противолодочных кораблей ВМС СССР

БПК проекта 57А БПК проекта 61БПК проекта 61МЭБПК проекта 1134 «Беркут»БПК проекта 1134АБПК проекта 1134ББПК проекта 1155 БПК проекта 11551
«Гневный» (1958)«Комсомолец Украины» (1960)«Надёжный» (1977)«Адмирал Зозуля» (1965)«Кронштадт» (1968)«Николаев» (1969)«Удалой» (1980) «Адмирал Чабаненко» (1992)
«Упорный» (1959)«Сообразительный» (1961)«Губительный» (1978)«Вице-адмирал Дрозд» (1968)«Адмирал Исаков» (1968)«Очаков» (1971)«Вице-адмирал Кулаков» (1980)
«Гремящий» (1959)«Проворный» (1962)«Ловкий» (1979)«Владивосток» (1968)«Адмирал Нахимов» (1969)«Керчь» (1972)«Маршал Василевский» (1981)
«Жгучий» (1959)«Огневой» (1963)«Твёрдый» (1983)«Севастополь» (1969)«Адмирал Макаров» (1970)«Азов» (1973)«Адмирал Захаров» (1982)
«Зоркий» (1960)«Образцовый» (1964)«Толковый» (1986)«Маршал Ворошилов»«Петропавловск» (1974)«Адмирал Спиридонов» (1983)
«Бойкий» (1959)«Одарённый» (1964)«Адмирал Октябрьский» (1971)«Ташкент» (1975)«Адмирал Трибуц» (1983)
«Дерзкий» (1960)«Отважный» (1964)«Адмирал Исаченков» (1972)«Таллин» (1976)«Маршал Шапошников» (1985)
«Гордый» (1960)«Славный» (1965)«Маршал Тимошенко» (1973)«Симферополь» (1987)
«Храбрый» (1961)«Стройный» (1965)«Василий Чапаев» (1974)«Адмирал Левченко» (1985)
«Стерегущий» (1966)«Адмирал Юмашев» (1976)«Адмирал Виноградов» (1987)
«Красный Кавказ» (1966)«Адмирал Харламов» (1988)
«Решительный» (1966)«Адмирал Пантелеев» (1988)
«Смышлёный» (1966)
«Строгий» (1967)
«Сметливый» (1967)
«Смелый»
«Красный Крым» (1969)
«Способный» (1970)
«Скорый» (1971)
«Сдержанный» (1972)

Представители проекта

НаименованиеВерфьЗаложенВ строюФлотСостояние
Удалой637Прибалтийский ССЗ «Янтарь»11123.07.197705.02.198031.12.1980СФСписанУтилизирован
Вице-адмирал Кулаков626ССЗ им. А. А. Жданова73104.11.197716.05.198029.12.1981СФВ строю
Маршал Василевский687ССЗ им. А. А. Жданова73222.04.197929.12.198108.12.1983СФСписанУтилизирован
Адмирал Трибуц564ССЗ им. А. А. Жданова73319.04.198026.03.198330.12.1985ТОФВ строю
Адмирал Захаров513Прибалтийский ССЗ «Янтарь»11216.10.198104.11.198230.12.1983ТОФСписанУтилизирован
Адмирал Левченко605ССЗ им. А. А. Жданова73427.01.198221.02.198530.09.1988СФВ строюЗаложен как «Хабаровск»
Адмирал Спиридонов555Прибалтийский ССЗ «Янтарь»11311.04.198228.04.198430.12.1984ТОФСписанУтилизирован
Маршал Шапошников543Прибалтийский ССЗ «Янтарь»11425.05.198327.12.198430.12.1985ТОФВ ремонте и модернизацииПереклассифицирован во фрегат в ремонте до 2020 года
Североморск619Прибалтийский ССЗ «Янтарь»11512.06.198424.12.198530.12.1987СФВ строюДо 27.12.1995 — «Симферополь»
Адмирал Виноградов572Прибалтийский ССЗ «Янтарь»11605.02.198604.06.198730.12.1988ТОФВ строю
Адмирал Харламов678Прибалтийский ССЗ «Янтарь»11707.08.198629.06.198830.12.1989СФВ резерве
Адмирал Пантелеев548Прибалтийский ССЗ «Янтарь»11828.01.198807.02.199019.12.1991ТОФВ строю

Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный  — списан, утилизирован или потерян

Оценка проекта

Корабли проекта 61 были весьма удачной серией советских БПК (де-факто эскадренных миноносцев). Они представляли собой значительное продвижение вперед в плане оборонительных систем в сравнении с предшествующим классом 58.

Впервые в мире на серийных кораблях в качестве основного привода установлены газотурбинные установки. Было удвоено число функционирующих ракетных установок и каналов управления огнём, а артиллерия расположена более рационально, что существенно затрудняло нанесение ударов по кораблю авиацией противника.

В то же время, собственно как противолодочные, корабли проекта 61 на момент их постройки уже не вполне отвечали современным требованиям. Хотя по характеристикам, оба используемых реактивных бомбомета превосходили принятую на вооружение ВМС США в 1951 установку RUR-4 Weapon Alpha (превосходя по скорострельности почти в 2 раза (РБУ-6000) и по дальности в 6 раз), но в 1960 году на вооружении американского флота появилось новое семейство противолодочного оружия ПЛУРК RUR-5 ASROC. В результате, возможности ПЛО корабля не соответствовали в полной мере требованиям борьбы с современным ДПЛ и АПЛ США, хотя этот недостаток частично компенсировался наличием 5 533-мм торпедных аппаратов, с возможностью применения противолодочных торпед семейств СЭТ и ТЭСТ.

Сравнение с ближайшими аналогами

В целом, как показывает сравнение, БПК проекта 61 были примерно равноценны современным им американским ракетоносным эсминцам. Важным преимуществом советского корабля была его ГТУ, гораздо более компактная, менее шумная, и способная практически сразу после запуска выйти на полную мощность без необходимости подъема давления пара в котлах.

ПараметрПроект 61 Тип «Чарльз Ф. Адамс»
Водоизмещение стандартное/полное3400/4300 т.3277/4256 т.
Силовая установкаГТУ, 72000 л. с.ПТУ, 70000 л. с. (4 котла)
Скорость34 узла33 узла
Зенитное ракетное вооружение2×2-х балочные ПУ М-1 «Волна». Боезапас 32 ракеты В-601 или В-601М. Каналов управления огнём — 21×2-х балочная ПУ Mk-11 или 1×1-балочная ПУ Mk-13. Боезапас до 40 ракет RIM-24 Tartar или SM-1MR. Каналов управления огнём — 2
Противолодочное ракетное вооружениеОтсутствует8-зарядная ПУ RUR-5 ASROC
Противолодочное торпедное вооружение1×5-и трубный ТА калибром 533 мм2×3-х трубных ТА калибром 324 мм
Противолодочные бомбометы2 бомбомета РБУ-6000 и 2 бомбомета РБУ-1000Отсутствует
Артиллерийское вооружение2×2 76-мм АУ2×1 127-мм АУ
Авиационное вооружениеПлощадка для 1 вертолетаОтсутствует

Оба корабля имели сопоставимое противовоздушное вооружение: наличие у проекта 61 двух пусковых установок компенсировалось большей скоростью перезарядки американских пусковых, кроме того, RIM-24 «Tartar» был в целом более дальнобоен чем «Волна».

По противолодочным возможностям корабли несколько различались. Проект 61 имел более мощную ближнюю противолодочную оборону за счет наличия бомбометов и 533-мм торпедных аппаратов. Американский эсминец имел только 324-мм ТА (из которых на борт могло быть наведено только три) и не имел бомбометов, но зато наличие противолодочного ракетного комплекса ASROC давало ему значительное преимущество на дистанции 5-16 километров. Кроме того, ASROC мог быть оснащен ядерной боевой частью, что позволяло эсминцам типа «Чарльз Ф. Адамс» наносить ядерные удары по подводным и поверхностным целям.

Несомненным и значимым преимуществом проекта 61 было наличие посадочной площадки для вертолета. Американские эсминцы, которые, как предполагалось в то время, должны будут действовать либо в составе авианосной группы (и прикрываться палубными вертолетами
и самолетами авианосца) либо в составе противолодочного соединения фрегатов (несущих палубные вертолеты) подобного оснащения не имели, что в перспективе стало их значимым недостатком.

По возможностям поражения надводных и береговых целей, «Чарльз Ф. Адамс» существенно превосходил советского аналога, за счет наличия 127-миллиметровых АУ. В некоторой степени это компенсировалось наличием на БПК проекта 61 крупнокалиберных торпедных аппаратов, пригодных для стрельбы противокорабельными торпедами. Также оба корабля могли применять свои ЗРК для поражения противника. В целом, существенные различия в боевых возможностей кораблей объяснялись большей специализированностью БПК проекта 61 на противолодочной обороне и автономных противолодочных операциях, в то время как американский эсминец создавался как универсальный эскортный корабль, с меньшими противолодочными возможностями, но большей универсальностью применения.

Двигательная установка

С самого начала рассматривались два варианта главной энергетической установки — традиционная паротурбинная (ПТУ) и газотурбинная (ГТУ). Последняя благодаря своей лёгкости и компактности (удельная масса 5.2 кг/л. с. против 9 кг/л. с.) уменьшала водоизмещение корабля с 3600 до 3200 т и повышала экономичность. Кроме того, запуск из холодного состояния занимал у ГТУ 5-10 минут по сравнению с несколькими часами, необходимыми для ПТУ. По этим причинам был принят вариант с газотурбинными двигателями.

За мелодичный свист газовых турбин корабли серии на флоте окрестили «поющими фрегатами».

Носовое и кормовое машинные отделения занимали по одному отсеку. В каждом размещался всережимный главный газотурбозубчатый агрегат (ГГТЗА) М-3 мощностью 36 000 л. с. производства «Южного турбинного завода» в г. Николаеве, два газотурбогенератора ГТУ-6 на 600 кВт каждый и дизель-генератор ДГ-200/П на 200 кВт. Отсеки между отделениями занимали вспомогательные механизмы (успокоитель качки, вспомогательные котлы). Топливо хранилось в цистернах междудонного пространства емкостью 940 т, там же хранилось 70 т пресной воды для экипажа и 13 т воды для вспомогательных котлов.

Суммарная мощность энергетической установки составляла 72 000 л. с. Каждый ГТЗА состоял из двух нереверсивных газотурбиных двигателя (ГТД) мощностью по 18 000 л. с. с реверсивным спаривающим редуктором. Каждый ГТД имел собственную газоотводную трубу. Каждый из двух валов имел четырёхлопастный винт фиксированного шага.

Применение газовых турбин потребовало принятия мер по уменьшению шумов, которые включали систему шумопоглощения в воздухозаборных шахтах, амортизацию механизмов, звукопоглощающие покрытия. Управление двигателями осуществлялось дистанционно со специальных постов, находившихся в помещении электростанции.

Якорное устройство состояло из двух якорей Холла. Руль полубалансирный.

Оценка проекта

После вступления в строй первых кораблей проекта 1155 и накопления опыта их эксплуатации на одном из совещаний у Главкома ВМФ С. Г. Горшкова в 1983 году был поставлен вопрос о недостатках проекта 1155. Таковыми считалось отсутствие на корабле ПКР, слабое зенитное и артиллерийское вооружение.

По результатам рассмотрения Главком ВМФ С. Г. Горшков принял решение о разработке модификации корабля с усиленным артиллерийским и управляемым ракетным оружием. Главным конструктором нового проекта 1155.1 стал В. П. Мишин, заместителями были назначены его помощники по проекту 1155, позже заместителем был назначен И. М. Шрамко, главным наблюдающим — Н. А. Андреев.

При сохранении практически всех кораблестроительных элементов в новом проекте противолодочный ракетный комплекс «Раструб-Б» был заменён на противокорабельный «Москит», 533 мм торпедные аппараты — на универсальный противолодочный комплекс «Водопад», а две 100-мм артиллерийских установки АК-100 на одну 130-мм АК-130, реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 — на ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1», 30-мм автоматы АК-630М — на ЗРАК «Кортик», а ГАК «Полином» — на ГАК «Звезда-2».

Для повышения мореходности, улучшения условий использования вооружения и комфортности экипажа на БПК проекта 11551 впервые установили успокоитель качки с неубирающимися рулями. По сравнению с ранее применявшимися успокоителями с выдвижными рулями, новый успокоитель стал занимать значительно меньшие объёмы, и был изготовлен в виде единого агрегата.

Сравнительная оценка по совокупности решаемых противолодочных, противоторпедных, ПРО-ПВО и противокорабельных задач БПК проекта 1155.1 и корабля проекта 1155 показывает, что БПК проекта 1155.1 превосходит своего предшественника в 1,3-1,4 раза и, по существу, является прототипом для перспективных многоцелевых кораблей охранения. Заложенные в нём инженерные решения и высокий модернизационный потенциал могут быть базовыми для создания новых (в том числе экспортных) вариантов, максимально учитывающих требования заказчика. В составе ВМФ России находится только один корабль этого проекта — «Адмирал Чабаненко».

Сейчас это основные российские корабли дальней морской зоны — именно их отправляют в Аденский залив на борьбу с сомалийскими пиратами, которую Россия активно ведёт с 2008 года.

Как рассказал «Известиям» источник в главном штабе ВМФ, 30-летние БПК оснастят современными пушками А-192 «Армат», ракетами «Калибр», «Циркон» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут».

— Благодаря такой переделке БПК станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолёты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями, — пояснил собеседник издания.

По его словам, модернизация БПК 1155, по предварительным расчётам, обойдется в 2 млрд рублей за каждый корабль, тогда как стоимость строительства нового эсминца сравнимого уровня начинается от 30 млрд рублей.

Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил «Известиям», что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота.

— Новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Удалых», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения, как БПК 1155, пока ещё даже нет в проекте. А из современных кораблей такие функции, как у него, есть только у фрегатов проекта . Но они почти в два раза меньше, поэтому менее автономны — не могут отплывать далеко от базы — и несут меньше вооружения, — пояснил Захаров.

Описание конструкции

Общий вид БПК проекта 11551

Архитектура корабля и конструкция главной энергетической установки, в основном, повторяет прототип – БПК проекта 1155. Внешне наиболее заметное отличие – одна двухорудийная башня универсального калибра в носовой части, вместо двух линейно-возвышенных одноорудийных башен на прототипе

Менее заметное, но очень важное изменение – замена счетверённых ПУ ракето-торпед «Раструб» под крыльями ходового мостика на четырёхконтейнерные ПУ сверхзвуковых крылатых ракет «Москит». ПВО корабля усилили заменой шестиствольных автоматов АК-630 новейшими зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик»

Из невидимых снаружи, но тоже очень важных усовершенствований – замена гидроакустического комплекса (ГАК) «Полином» более новым ГАК «Звезда», а также основных газотурбинных двигателей на их улучшенную версию. Переработке подверглись обводы корпуса в носовой части (под новый ГАК) и компоновка внутренних помещений.

Корпус и архитектура

Модель корабля проекта 11551, хорошо видны обводы корпуса и массивый бульб

Стальной корпус, подобно кораблям проекта 1155, имеет удлинённый до 2/3 длины корпуса полубак и большой развал шпангоутов в носовой части. Последнее было введно для компенсации негативного влияния массивного бульбового обтекателя мощной гидроакустической станции. Двойное дно по всей длине служит как для целенй непотопляемости, так и для хранения топлива. Установлена активная система успокоения бортовой качки (сокращает размах качки в три раза).

Помещения разделены огнеупорными переборками с применением негорючих материалов. Также для борьбы с пожарами используется стационарная система пенотушения.

Три группы надстроек, расположенных в средней и кормовой частях, изготовлены из лёгкого алюминиево-магниевого сплава. Антенные посты радиотехнических средств корабля, главным образом, размещены на двух мачтах ферменной конструкции.

Энергетическая установка и ходовые качества

«Адмирал Чабаненко» проекта 11551 на ходу в море

Главная энергетическая установка газотурбинная, состоит из четырёх ГТД, работающих на два гребных винта. Двигатели попарно объединены в два агрегата М9Б, каждый из которых состоит из маршевого двигателя ДО90 мощностью 15000 л. с. и основного (также называемого форсажным) ГТД ДТ59 мощностью в 22500 л. с. Таким образом, суммарная мощность каждого из двух агрегатов М9Б составляет 37500 л. с., а энергетической установки в целом 75000 л. с. Каждый агрегат работает на свою линию вала. На экономическом режиме действуют лишь маршевые турбины – более экономичные и отличающиеся большим ресурсом, зато и менее мощные; при необходимости развить полный ход к маршевым подключаются мощные основные турбины. На предшествующем типе «Удалой» вместо М9Б стояли более ранние версии тех же агрегатов – М9, отличающиеся почти вдвое меньшей мощностью маршевых ГТД (8500 л. с. против 15000 л. с.). Таким образом, по сравнению с проектом 1155, на БПК проекта 11551 суммарная мощность ГЭУ возросла на 13000 л. с. (с 62000 до 75000 л. с.) Тем не менее, в этом отношении проект 11551 так и не сравнялся с эсминцами проекта 956, чья паротурбинная установка способна развивать мощность до 100000 л. с., это сказалось и на скорости (29,5 узлов против 33,4 узла у эсминца).

Экипаж и обитаемость

Экипаж корабля состоит из 296 человек (из них 32 офицера). Для размещения экипажа на борту предусмотрены одно- и двухместные каюты для офицерского состава, двух- и четырёхместные каюты для мичманов, а также кубрики на 12 и 14 человек для матросов. Автономность по запасам провизии составляет 30 суток.

Для использования корабля в различных климатических условиях обитаемости БПК уделили существенное внимание. В конструкции предусмотрены помещения для отдыха и занятий спортом, а также лазарет.

Заключение.

Даже по сегодняшним меркам, эти устаревшие противолодочные корабли производят впечатления и представляют реальную опасность подводным лодкам противника. Они вполне способны выполнять свои противолодочные функции.

Да их начинка серьезно устарела, один только ГАС «Полином» имеет вес около 800 тонн и имеет максимальную дальность обнаружения 50 км. И корпус так же не соответствует современным тенденциям к снижению радиолокационной заметности.

Но нашему флоту не хватает кораблей первого ранга, и модернизация вполне удачных кораблей проекта 1155, может положительно сказаться на укреплении нашего флота.

Надеюсь все корабли этой серии пройдут такую (или более продвинутую) модернизацию.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий