Надежный «Ладный»
В соответствии с планом сторожевой корабль (СКР) проекта 1135 «Ладный» должен выйти в море уже в середине мая, рассказали «Известиям» источники в Минобороны. В ходе ремонта на нем поменяли маршевые двигатели, которые исчерпали свой ресурс. Сейчас завершается наладка главной энергетической установки и ведутся заключительные работы по полному восстановлению походной готовности. Помимо этого были внесены некоторые изменения в конструкцию корпуса. По окончании ремонта СКР вернется в 30-ю дивизию надводных кораблей ЧФ. Корабль находится в доках с конца 2016 года.
Военные моряки всегда ценили сторожевики этого проекта за хорошие мореходные качества и условия обитаемости, объяснил «Известиям» бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.
— «Ладный» после смены газотурбинных двигателей прослужит еще несколько лет, пока на флоте в достаточном количестве не появятся новые корабли этого класса, — уверен эксперт. — СКР имеет противолодочный комплекс вооружения, который хорошо борется с субмаринами противника. В его составе — буксируемая глубоководная акустическая станция, противолодочные бомбы, торпеды и ракеты. Последние позволяют моментально нанести удар по подводной лодке даже в том случае, если она будет обнаружена на удалении в десятки километров. В СССР боеприпасы оснащались ядерными боеголовками.
В бой идут черноморские старики
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков
Сторожевики этого проекта несли основную нагрузку по охране морских рубежей страны в 1980–1990-х годах, рассказал военный эксперт Дмитрий Болтенков.
— Они зарекомендовали себя очень надежными, — рассказал специалист «Известиям». — Время показало, что конструкция кораблей проекта 1135 «Буревестник» имела большой модернизационный задел. На их базе были разработаны сторожевики для пограничников и экспортные фрегаты. Серия отечественных фрегатов проекта 11356 с головным кораблем «Адмирал Григорович» является глубокой переработкой еще советских СКР.
Сторожевики проекта 1135 считаются одними из самых красивых кораблей ВМФ. При проведении военно-морских парадов им всегда отводили важную роль. «Ладный» несколько лет подряд завершал церемонию прохода кораблей в бухте Севастополя. Причем СКР предоставляли почетное право эффектно закончить торжественную церемонию — выстрелить по ее окончании ракетами. В мае 1995 года «Ладный» посещал Санкт-Петербург, где участвовал в международном военно-морском параде, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Представители проекта
Наименование | б/н | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Состояние |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Адмирал флота Советского Союза Горшков | 454 | 921 | 01.02. | 29.10. | 28.07. | СФ | В модернизации |
Адмирал флота Касатонов | 431 | 922 | 26.11. | 12.12. | 05-06.2020 | СФ | Завершает госиспытания. Готовится к передаче флоту. |
Адмирал Головко | 923 | 01.02. | 05.2020 | 12.2021 | СФ | Выведен из эллинга. Готовится к спуску на воду | |
Адмирал флота Советского Союза Исаков | 924 | 14.11. | 12.2021 | 12.2022 | ТОФ | Строится. Сформирован корпус. | |
Адмирал Амелько | 925 | 23.04. | 12.2023 | 12.2024 | ЧФ | Строится | |
Адмирал Чичагов | 926 | 23.04. | 12.2024 | 12.2025 | ТОФ | Строится | |
927 | 05.2020 | 12.2025 | 12.2026 | ТОФ или ЧФ | Готовится к закладке. | ||
928 | 05.2020 | 12.2026 | 12.2027 | ТОФ или ЧФ | Готовится к закладке. |
Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный — действующий в составе ВМФ Жёлтый — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный — списан, утилизирован или потерян
Описание конструкции
Общий вид СКР проекта 11356
Энергетическая установка и ходовые качества
Изначально судовая электростанция состояла из пяти дизель-генераторов ДГАС-500/1МШ мощностью 500 кВт каждый. Имелись также три хладомашины МХМ-180. В дальнейшем они были заменены. В результате чего в составе электроэнергетической системы корабля предусматриваются две электростанции мощностью по 1600 кВт, в состав каждой из которых входят два дизель-генератора мощностью 800 кВт каждый, два трансформатора напряжением 380/220 В, один главный распределительный щит и один пульт системы автоматизированного управления электроэнергетической системой корабля «Ангара-11356». Система управления «Ангара-11356» – это новая разработка на современной элементной базе, которая отрабатывалась на головном корабле.
Электроэнергетическая система корабля проекта 11356 в сравнении с системами кораблей типа проекта 1135 имеет ряд преимуществ:
– наличие двух перемычек на 380 В между электростанциями вместо одной, что повышает надежность и живучесть системы;
– внедрение в сеть освещения стандартизированного напряжения 220 В вместо 127 В;
– наличие двух щитов питания с берега, вместо одного;
– применение новой современной микропроцессорной системы управления «Ангара-11356».
Кроме того, на корабле применены новые типы автоматических выключателей, новые типы электродвигателей и другое современное электрооборудование. По техническому уровню, структуре, качеству электроэнергии и некоторым другим параметрам электроэнергетическая система корабля идентична электросистемам современных зарубежных кораблей типа Bremen, Norfolk и другим.
Вооружение
Осуществлять массированный ракетный огонь корабль может при помощи новых установок «Калибр-НК» (крылатые ракеты). Этим оружием оснащен каждый фрегат 11356. Фото, представленное в статье, показывает вооружение судна «Адмирал Григорович». В ноябре 2016-го ракетные установки «Калибр-НК» были эффективно использованы в Сирии во время уничтожения целей инфраструктуры Исламского государства.
Судна проекта 11356 могут осуществлять атаки, используя, кроме крылатых ракет, корабельную артиллерийскую установку А-190. Ее созданием занимались работники Центрального НИИ «Буревестник». Данное вооружение представляет собой 100– миллиметровую 15–тонную установку, которая за минуту способна осуществить 80 выстрелов.
Специально для кораблей проекта 11356 тульским КПБ был создан артиллерийский зенитно-ракетный комплекс «Палаш». Он представляет собой единую башенную установку с эффективным многорежимным ракетным вооружением и встроенной системой управления. Как утверждают специалисты, корабль, оснащенный таким орудием, станет неуязвимым при ударе противника одновременно четырьмя противокорабельными ракетами.
Путь «Буревестника»
Для ВМФ СССР начиная с 1968 года было построено более 30 кораблей проектов 1135 и 1135М. Два сторожевика — «Ладный» и «Пытливый» — продолжают нести службу в ЧФ в одной дивизии с новейшими фрегатами проекта 11356 «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Их возраст уже подходит к 40-летнему рубежу, но они по-прежнему представляют собой серьезную военную силу.
«Ладный» в ВМФ всегда считали коренным крымчанином, так как он был построен на судостроительном заводе «Залив» в Керчи. В 1987 году СКР участвовал в международной операции по охране судоходства и организации конвоев гражданских судов в Персидском заливе во время ирано-иракской войны. Служить пришлось в самых напряженных условиях. «Танкерная война» двух арабских стран, в ходе которой они топили нефтеналивные суда друг друга, в то время обострилась. Во время конфликта иранские катера обстреляли советский сухогруз «Иван Коротеев», а танкер «Маршал Чуйков» подорвался на мине. Только своевременное появление кораблей ВМФ обезопасило судоходство отечественных плавсредств.
В бой идут черноморские старики
Сторожевой корабль «Ладный»
Фото: ТАСС/Д. Гетманенко
В августе 2009 года морякам «Ладного» пришлось встретиться с пиратами. СКР в составе группы кораблей ЧФ вышел из Севастополя и направился в Балтийск для участия в учениях «Запад-2009». Во время перехода сторожевик получил приказ изменить курс и отправиться на поиски сухогруза Arctic Sea с российским экипажем. На момент начала поисков было известно, что корабль бесследно исчез в Атлантическом океане недалеко от побережья Португалии.
Через несколько дней «Ладный» обнаружил сухогруз в 300 милях от островов Зеленого мыса и высадил на него досмотровую группу. По данным следствия, Arctic Sea захватили восемь граждан Эстонии, Латвии и России — все они были арестованы. Членов экипажа сухогруза перевели на СКР, где им была оказана медицинская помощь.
В 2015 году «Ладный» отправился в Средиземное море, где вошел в состав постоянного соединения ВМФ России. В ходе этого похода он принимал участие в российско-китайских учениях «Морское взаимодействие – 2015».
В бой идут черноморские старики
Сторожевой корабль «Ладный»
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков
Главное оружие СКР — универсальный ракетный комплекс «Раструб-Б», способный поражать не только субмарины, но и надводные корабли противника. Также на его борту есть торпедные аппараты и противолодочные реактивные бомбометы. ПВО корабля обеспечивают два зенитно-ракетных комплекса ближнего действия «Оса-М». Артиллерия представлена двумя двухорудийными 76,2-мм установками. Они способны поражать наземные, надводные и воздушные цели на дистанции до 15 км.
«Ладный» — не единственный корабль, который в нынешнем году после ремонта вернется в состав ЧФ. К 9 мая встанет в строй гвардейский ордена Нахимова ракетный крейсер «Москва». В доках флагман ЧФ находился с 2018 года. В июне 2019-го он ненадолго выходил в море для тестирования механизмов. Сейчас на корабле завершаются работы по полному восстановлению походной готовности. Ожидается, что летом крейсер отправится в Средиземное море, где войдет в состав постоянного соединения ВМФ России.
Испытания
Во время межфлотского перехода в Севастополь (май-июнь 2016 года) «Адмирал Григорович» в рамках обязательных испытаний использовался для обнаружения «вражеских» подводных лодок.
В Черном море данный фрегат провел артиллерийские стрельбы по буксируемому специальному щиту. Стрельба велась также по мишеням, которые сбрасывала на воду авиация. Морской порт в г. Новороссийске стал местом, где данный фрегат принял участие в проводившемся конкурсе «Кубок моря-2016». В августе судно прошло тренировочные учения по устранению вражеских подлодок. В роли противника использовалось подводное судно «Ростов-на-Дону». Корабль принял участие в «Русской неделе на Ионических островах» (общественный форум).
В ноябре 2016-го «Адмирал Григорович» вышел из порта Севастополя и направился к сирийским берегам. Задачей фрегата является усиление российских ВМФ Средиземноморья.
Система управления
Автоматизация судна «Адмирал Григорович» обеспечивается при помощи управленческой системы БИУС. Данная информационная система обрабатывает данные по пеленгу, дальности, курсу и скорости цели, используя высокопроизводительные вычислительные комплексы.
БИУС считается самой лучшей в мире, поскольку способна не только обрабатывать данные, но и управлять вооружением корабля. Система отображает быстро меняющуюся в боевых условиях тактическую обстановку. Сбор, обработка и отображение данных осуществляются автоматически. Далее преобразованную информацию получают навигация корабля и система вооружения. Таким образом, вести боевые действия фрегат может как в оперативном соединении с ВМФ, так и самостоятельно.
Постройка и испытания
Закладная доска СКР «Адмирал Эссен» проекта 11356
Контракт стоимостью около одного миллиарда долларов на поставку индийским ВМС трёх фрегатов проекта 11356 был заключён 17 ноября 1997 года. С российской стороны основным подрядчиком выступало ОАО «Балтийский завод». Первые два корабля — «Тальвар» (англ. Talwar) и «Тришул» (англ. Trishul) — были заложены в марте 1999 года и спущены на воду соответственно в мае и ноябре 2000-го. На период испытаний их временно включили в состав Балтийского флота с названиями «Дозорный» и «Ударный». Примечательно, что экипажи для них на время прохождения испытаний формировались из 128-й бригады надводных кораблей Балтийского флота — родного дома «Бдительного».
В мае 2001 года состоялся спуск на воду последнего фрегата первой серии — «Табар» (англ. Tabar). Согласно контракту, в состав индийского флота все три корабля вошли в 2002 — 2003 годах.
Торжественный спуск на воду СКР «Адмирал Эссен», 2014 год
В дальнейшем индийская сторона, вполне удовлетворённая полученными фрегатами, заказала вторую серию из трёх аналогичных кораблей. В этот раз их строил калининградский завод «Янтарь», и проект получил ряд доработок – в частности, для удешевления зенитно-артиллерийские комплексы для ближней ПВО были заменены более простыми 6-ствольными автоматами АК-630, а главный ударный комплекс «Калибр» сменили на уже принятые на вооружение противокорабельные ракеты «Брамос» совместной российско-индийской разработки.
В России наиболее перспективным типом сторожевого корабля/фрегата к тому времени считался новейший проект 22350, вооружённый ещё не принятым на вооружение ЗРК коллективной обороны «Полимент-Редут». Однако с доведением комплекса «Полимент-Редут» возникли большие сложности, и сроки принятия в состав флота вооружённых им кораблей постоянно переносились. В результате было принято решение построить также серию надёжных и отработанных СКР проекта 11356 и для ВМФ России.
Состав кораблей проекта
- Индия: 6 единиц (фрегаты пр.17):
- «Тальвар» F40 (до 18.06.2003 «Дозорный»),
- «Тришул» F43 (до 25.06.2003 «Ударный»),
- «Табар» F44 (до 19.04.2004 СКР-23),
- «Тег» F45, T6 (до 27.04.2012 зав.№01354),
- «Таркаш» F50 (до 9.11.2012 зав.№01355),
- «Триканд» F51 (до 29.06.2013 зав.№01356).
- Россия: 6 единиц (СКР/фрегаты пр.11356):
- «Адмирал Григорович» (2014),
- «Адмирал Эссен» (2014),
- «Адмирал Макаров» (2015),
- «Адмирал Бутаков» (2016),
- «Адмирал Истомин» (2017),
- «Адмирал Корнилов» (2017).