Боевое применение Проект 58 типа «Грозный» — ракетные крейсера
Ракетный крейсер 58.
Ракетные крейсера проекта 58 (шифр «Грозный», обозначение НАТО — Kynda class) первые советские ракетные крейсера с противокорабельным ракетным вооружением. В ходе строительства классифицировались как эсминцы. Головной корабль — «Грозный».
Р акетный крейсер Грозный.
Ракетный крейсер Грозный — построен в рамках Проекта 58, тип «Грозный». Спущен на воду 26 марта 1961г. и вступил в строй 30 декабря 1962г., был включён в состав Северного Флота (СФ). 5 октября 1966г., перечислен в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ) и 6 января 1984г. — в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Принимал участие в маневрах «Океан» в 1970г. Бортовые номера: 898(1962), 854(1969), 943(1969), 841(1969), 859(1969), 847(1973), 855(1975), 856(1975), 841(1980), 147(1981), 107(1982), 121(1983), 155(1984), 179(1984), 145(1988), 152(1991), 810, 843, 851, 858, 239, 261, 170. Списан: 1991г.
Ракетный крейсер Адмирал Головко.
Ракетный крейсер Адмирал Головко — построен в рамках Проекта 58, тип «Грозный». Спущен на воду 18 июля 1962г. и вступил в строй 30 декабря 1964г. 22.01.1965г. был включен в состав Северного флота. С 01.06.1967г. по 31.06.1967г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 22.03.1968 г. зачислен в состав Черноморского флота. Бортовые номера: 810(1967), 852(1969), 019(1978), 845(1978), 847(1979), 121(1979), 118(1981), 844(1982), 110(1984), 105(1990), 118(1994), 849, 853, 854, 857, 859, 130, 170, 485. Списан: 2002г.
Ракетный крейсер Адмирал Фокин.
Ракетный крейсер Адмирал Фокин — построен в рамках Проекта 58, тип «Грозный». Изначально планировалось назвать корабль «Стерегущий», но так как порт приписки был во Владивостоке, то решили переименовать в Ракетный крейсер «Владивосток», а спустя 2 года, в 1964 был окончательно переименован в честь командующего Тихоокеанским флотом Адмирала Фокина. Спущен на воду 19.11.1961. и вступил в строй 28.12.1964., с именем Ракетный крейсер «Владивосток» и был включён в состав Тихоокеанского Флота (ТОФ). Принимал участие в маневрах «Океан» в 1970г. Бортовые номера: 336(1964), 176(1966), 641(1968), 823(1968), 831(1971), 835(1971), 822(1977), 019(1977), 845(1980), 120(1981), 022(05.1987), 017(05.1990). Списан: 1993г.
Ракетный крейсер Сообразительный.
Ракетный крейсер Сообразительный — построен в рамках Проекта 58, тип «Грозный». 31 октября 1962г. получил новое имя « Варяг ». Спущен на воду 7 апреля 1963г. и вступил в строй 20 августа 1965г., был включён в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота ( КТОФ). В период службы носил гвардейский флаг, унаследованный от ЭМ » Сообразительный » проекта 7-У ЧФ. Бортовые номера: 343(1965), 280(1965), 621(1966), 822(1967), 835(1968), 836(1974), 015(1976), 049(1981), 047(1982), 830(1984), 043(1985), 012(1987), 032(1990), 641, 821, 079. Списан: 1990г.
Создания проекта 22350 и программа строительства
В соответствии со старой классификацией новый корабль создавался как сторожевой корабль, рассчитанный на плавание вдали от основных мест дислокации. Как и прежде разработкой проекта занималось Северное ПКБ – одно из ведущих в данном направлении отечественных предприятий. В 2003 году после доработок и соотношения проектных параметров с техническим заданием проект под номером 22350 был утвержден Высшим военно-морским руководством страны.
Первый контракт на строительство фрегата проекта 22350 по условиям тендера выиграло ПАО ССЗ «Северная верфь», на мощностях которого был 01 февраля 2006 года заложен головной корабль серии фрегат «Адмирал Горшков». Проблемы с техническим оснащением нового корабля и долгий выбор оптимальной для кораблей этого класса системы вооружения, привели к тому что «Адмирал Горшков» строился более 4-х лет. Спуск корабля состоялся в 29 октября 2010 года, после чего Министерство Обороны подписало с питерскими судостроителями еще два контракта, в 2010 и в 2011 году на постройку 7 кораблей этого проекта.
«Северная верфь» выбрана в качестве единственного и головного предприятия-поставщика кораблей проекта 22350 для отечественного флота. Все заказанные для постройки суда должны вступить в строй не ранее 2020 года. В дальнейшем планируется вести строительство кораблей по усовершенствованному проекту 22350М.
Ввод в строй фрегата «Адмирал Горшков» сильно затянулся. До сегодняшнего дня корабль проходит государственные испытания. С этого момента в истории программы строительства боевых судов этого класса начинаются интересные моменты. Первый корабль серии фрегат «Адмирал Касатонов» заложили в 2009 году, однако его окончательная достройка затянулась еще больше. Только в 2020 году корабль спустили на воду. Ввод в строй корабля ожидался только в 2020 году при условии точного соблюдения всех условий контракта.
На форуме в интернете в те годы активно велась полемика на тему того, что послужило основной причиной такой затяжки ввода в строй новых кораблей. На этот счет имеются расхожие мнения, однако вероятнее всего, основной фактор такого длительного строительства обоих кораблей кроется в неудовлетворенном техническом состоянии основных корабельных узлов и агрегатов.
Сегодня можно найти информацию на форумах, где сообщается, что на головном корабле фрегате «Адмирал Горшков» в ходе заводских испытаний вышла из строя основная двигательная установка. Вместо ремонта на корабль было решено установить аналогичный газотурбинный двигатель, снятый со второго корабля. Вышедший из строя двигатель планировалось отправить на ремонт и доработку, после чего его хотели установить на корабль донор.
Разработка аналогов украинского изделия начата на НПО «Сатурн» и должна полностью вытеснить украинские компоненты из конструкции российских боевых кораблей.
Последние новости за 2020-2016 год сообщают, что головной фрегат проекта 22350 совершил испытательный переход с Балтики на Белое море, пройдя самостоятельно более 2 тыс. морских миль. На полигоне с корабля были осуществлены боевые пуски противокорабельных ракет, проведены испытания зенитно-ракетных комплексов. Ожидается принятие окончательного решения о принятии корабля в состав действующего флота.
Второй корабль из многострадальной серии фрегат «Адмирал Головко» заложили в 2012 году. Судно получило название в честь известного советского флотоводца Арсения Григорьевича Головко и должно продолжить боевые традиции своего предшественника, ракетного крейсера проекта 58 «Адмирал Головко».
Этот боевой корабль, исключенный из состава флота в 2002 году, продолжал нести боевую службу на Черном море более 30 лет. По водоизмещению и типу вооружения эти корабли больше всего напоминают современные фрегаты. На ракетные крейсера, однотипные с «Адмиралом Головко», возлагалась задача выполнения боевых задач и демонстрация флага в разных регионах.
Спуск нового корабля с одноименным названием планируется на 2020 год. Последние новости со стапеля свидетельствуют о том: корабль имеет готовность только 50%. К тому же поставка газотурбинной двигательной установки НПО «Сатурн» в указанные сроки находится под вопросом.
Третий корабль серии «Адмирал Флота Советского Союза Исаков» заложен на Северной верфи в ноябре 2013 года. Как и с предыдущими судами проекта 22350 вопрос своевременного ввода боевой единицы в строй находится под вопросом.
строительство
Вооружение
Проект 58 был первым советским ракетным крейсером и одним из первых классов кораблей, предназначенных для борьбы с флотом с помощью ССМ. Восемь SS-N 3 составляли основное вооружение класса Kynda. Безопасность воздушного пространства обеспечивалась на высотах от 100 м до 25 км и на дальности до 25 км зенитными ракетами типа SA-N-1 Goa . Против корабельных, наземных и воздушных целей в дальности до макс. Два двуствольных АК-726 (76 мм) могли использоваться на расстоянии 15 км . Для противолодочного применения были доступны две РБУ-6000 и две трехтрубные торпедные установки (533 мм). Торпеды также могли использоваться против корабельных целей.
Размеры и привод
Проект 58 имел длину 142 м, ширину 16 м и осадку 5 м, хотя и был крупнее кораблей списанного класса Fletcher или других эсминцев и фрегатов, но несколько меньше американских классов Arleigh Burke и Ticonderoga . Корабли класса Kynda приводились в движение четырьмя котлами и двумя турбинами, которые имели приблизительную мощность 100 000 л.с. и могли разгонять корабли до максимальной скорости 35 узлов .
История создания
Во второй половине 1950-х годов на флоте уже более-менее сформировались взгляды в области ракетостроения и постройки кораблей с ракетным вооружением. К тому времени было собрано много экспериментальных данных. Прогресс в этих областях помог сделать существенный скачок в строительстве ракетных кораблей. Это выразилось в развертывании работ по созданию ракетного корабля проекта 58 принципиально нового типа, обладающего большой ударной и оборонительной мощью, предназначенного для уничтожения боевых кораблей и транспортов противника. Состав его вооружения и боевые возможности послужили основанием к образованию в ВМФ нового подкласса кораблей — ракетных крейсеров. Первыми ракетными крейсерами стали корабли проекта 58. Их проектирование было поручено ЦКБ-53. Главным конструктором проекта был назначен В. А. Никитин, главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга П. М. Хохлов. Проектирование и строительство корабля, создание и полигонные испытания его ракетного и артиллерийского вооружения, а также некоторых других систем, механизмов и оборудования велось параллельно. Это обеспечило некоторый выигрыш по времени.
Внешние ссылки
- (ru) Стюарт Слэйд , , на globalsecurity.org.
ВМФ России | ||
---|---|---|
| ||
Авианосец | Класс “Адмирал Кузнецов” · проект : пр. 23000Э Шторм | |
Вертолетоносец | запланировано : класс Ивана Рогова | |
Крейсеры | Класс Киров ( Крейсерский бой ) · Класс Слава | |
Разрушители | Класс Удалой · Класс Современный · Класс Кашин · проект : Класс Лидер. | |
Фрегаты | Класс Неустрашимый · Класс Krivak · Класс Гепард · Адмирал Горшков Класс · Класс Адмирал Григорович | |
Корветы | Nanuchka класс · Класс Steregouchtchi · Класс Parchim · Класс Albatros · Класс Буян · Класс Karakurt · Класс Pauk · Строительство : Класс Гремящего , проект 20386 | |
Корабль быстрого нападения | Патрульных Ракетный : Класс Оса , Матка Класс · Торпедо подводного крыла : Класс Муха , Турья Класс · Корвет : Класс Tarentul , Бора класс ( поверхностный эффект судно / судно на высокой скорости ) | |
Десантный корабль / Десантный корабль | Класс Аллигатора · Класс Ропуча · Класс Иван Грен · Класс Полночный | |
Десантные суда | Класс «Ондатра» · Класс «Дюгон» · Корабль на воздушной подушке : класс «Зубр» · Класс «Аист» · Класс «Лебедь» · корабль с надводным эффектом : класс «Серна» · полупогружаемый военный корабль : Тритон-НН | |
Корабль минной войны | Класс Соня · Класс Натья · Класс Горя · Класс Александрит · Класс Лида · Класс Евгения · Класс Вице-адмирал Захарьин | |
Патрульный | Патрульные оффшоры : Класс Светляк · Класс Василий Быки · Patrol побережье : Grachonok Класс · патрульной прибрежная / река : Класс Raptor , Project 1204 , Мангуст класс · Класс КИ-16 · Класс BK-18 ( здание одножильных водолазы ) · См также: Русский Береговая охрана | |
Судно-сборщик информации | Класса Юрий Иванов · Класс Balzam · Класс Vishnya · Класс Мома · Класс Альпинист · Класс Kruys · Класс Океан · Тестирование и строительные меры : Класс Маршал Неделин · коснувшись гидроакустической : Класс Онега · Гидрографическая здания : Класс Момо , Класс Finik | |
Вспомогательное судно | Submarine конкурс : Коммуна , Малина класс · Repêcheur торпеда : Project 368 , в порядке : Project 1388 · снабженец и масло : Класс Луза , класс Борис Чиликин , класс Дубно , класс Калининграднефть ‘ , класс Alyay , класс Уд , класс Певек , Баскунчак Класс · транспортного судно : Muna Класс · корабль обслуживание : Класс Амур , Оскольский Класс · Судовая логистика : Sura Класс · Обучение суда : Класс Смольный · Лодка кран : Даугава · Бункер оффшоры : Класс Каштан · судно размагничивание : Класс Пелым , Береза Класс · спасательное судно : Игорь Белоусов , класс Pionier Moskvyy , · спасательное судно для подводной лодки : Класс Эльбрус ( ледокол ) · буксир и спасательное судно : Класс Ингул , Класс Слива ( ледокол ), класс IVA , Класс Горынь , Класс Sorum , Класс Рославль , Класс Катунь ( Pump лодка ), класс Спасатель Петр Грузинский ( ледокол ), класс Спасатель Караев ( ледокол ), Класс MPSV12 ( Ледокол ) · Буксир : Класс Нефтегаз , класс МБ-330 ( океан / шельф ) · Судно для испытаний : Класс Т-58 · Ледокол : Класс Добрыня Никитич · Госпитальное судно : Класс Обь | |
Подводные лодки | Подводный ядерный метатель шестерни : Класс Борей , Дельта класс , Typhoon подводной лодка класса , К-329 Белгорода · нападение атомной подводная лодка / АПЛИ пусковые крылатые ракеты : Оскар класс , класс Iassen , класс Акула , Сьерра – класс , Виктор класс · Submarine обычной атаки : класс Kilo , любовь класс , Lada класса · Submarine спасательное : класс Priz , ARS-600 , Бестер класс · Специальная Submarine : Uniform Классификация · Drone суб матрос : Консул класс , Klavesin-2R-ПМ , Нерпа ( Защита от водолазов ), Статус-6 Посейдон | |
Ушел со службы в 2000-х. | Авианосец класса Киев · Класс Кара · Класс Кында · Класс Иван Рогов · Класс Цапля · МКС-33 Урал · Карпаты · Класс Югра · Класс Космонавт Павел Беляев · Класс Пн · Класс Альфа (1998) | |
Вооруженные Силы Российской Федерации : · Военно-морской флот · Авиация · Земля · Ракеты стратегического назначения · Воздушно-десантные войска · Космические войска · Федеральная служба безопасности Российской Федерации : Береговая охрана России |
Ракетные крейсеры — возрождение в новом качестве
Воцарившееся на морях после Второй мировой войны всевластие авианосцев чуть было не положило конец существованию не только линкоров, но и крейсеров. Вообще, корабли всех классов со ствольной артиллерией потеряли всякую ценность для военных. К середине 1974 г. в составе ВМС стран НАТО находилось всего 14 крейсеров — ничтожное количество по сравнению почти с 300 крейсерами, состоявшими на вооружении по всему миру в 1914 г.
Американский ракетный крейсер «Лейк Эри» типа «Тикондерога»
Появление ракетного оружия, можно сказать, спасло существование крейсеров. В 1962 г. появился советский ракетный крейсер 1-го ранга «Грозный» проекта 58. Мощность его двигателей составляла 90 000 л. с., скорость хода достигала 34,5 узла. Корабль водоизмещением 5400 т оснащался новейшим ракетным противокорабельным комплексом П-35, четырьмя 76-мм пушками и шестью 533-мм торпедными аппаратами. Всего было построено 4 корабля этого проекта.
Неотъемлемой частью крейсеров стали радиолокаторы и боевые информационные посты. Новейшая боевая информационно-управляющая система «Иджис», разработанная для американских эсминцев и крейсеров, объединяет все боевые и технические средства корабля и сама управляет их ресурсами. Такая система впервые была установлена на американских ракетных крейсерах типа «Тикондерога». Эти корабли водоизмещением 9800 т вооружены двумя 127-мм артустановками, а также двумя 6-ствольными зенитными установками «Фаланкс» калибра 20 мм и двумя автоматическими установками «Бушмастер» калибра 25 мм. Имеется также 8 пусковых установок ракет «Гарпун», пусковая система на 122 ячейки для ракет «Томагавк» и 2 трехтрубных 324-мм торпедных аппарата. Всего было построено 27 крейсеров типа «Тикондерога».
25-мм автоматическая установка на палубе американского крейсера
Наиболее мощными кораблями своего класса являются российские атомные ракетные крейсеры проекта 1144 (шифр «Орлан») водоизмещением 26 000 т. Закладка головного корабля «Киров» состоялась в 1974 г. До 1991 г. удалось построить еще два таких корабля — «Фрунзе» и «Калинин» (позже переименован в «Петра Великого»). Атомная энергетическая установка этих кораблей мощностью 140 000 л. с. обеспечивает скорость хода до 31 узла при неограниченной дальности плавания. Основу вооружения составляют 20 крылатых противокорабельных ракет комплекса «Гранит», 90 зенитных ракет комплекса С-300 «Форт», 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм (боезапас 20 торпед или противолодочных ракет «Водопад»), 3 вертолета Ка-27.
Атомный крейсер «Пётр Великий» российского ВМФ
Советский ракетный крейсер «Варяг» проекта 58
Поделиться ссылкой
История создания
Появление в ВМФ СССР ракетных крейсеров проекта 58 было обусловлено стремлением советского военно-морского руководства найти асимметричные способы борьбы с многократно превосходящими советский флот ВМС стран НАТО. Не имея возможности создать сравнимые по корабельному составу силы, советские адмиралы желали достичь успеха за счёт новейших технических достижений, прежде всего в области ядерной энергетики и управляемого ракетного оружия. Особые надежды возлагались на ракеты, которые должны были компенсировать отсутствие у флота палубной авиации, что ограничивало его ударные возможности радиусом действия самолётов берегового базирования. В то же время у вероятного противника имелось достаточное количество целей для нового оружия и прежде всего — авианосные и амфибийные соединения.
Работы по созданию нового проекта начались в 1956 году. 6 декабря 1956 года Главнокомандующий ВМФ СССР С. Г. Горшков утвердил тактико-техническое задание на эсминец с управляемым реактивным оружием. Несколько ранее, в октябре того же года были выданы задания на разработку ЗРК «Волна» и ПКРК П-35, которые должны были стать основным вооружением новых кораблей. Разработка эсминца проекта 58 была поручена ЦКБ-53, а главным конструктором проекта 58 был назначен В. А. Никитин. Эскизный проект эсминца был рассмотрен в сентябре 1957 года, после чего Управление кораблестроения ВМФ выдало заказ на разработку технического проекта, который был подготовлен к марту 1958 года.
В ходе постройки первых кораблей проекта они именовались в документах ВМФ «кораблями с реактивным вооружением». Такая неопределённая формулировка была связана как с неясностью классификации нового проекта, так и с негативным отношением военно-политического руководства страны к крупным кораблям, особенно крейсерам. Тем не менее, начиная с 1960 года, в различных инстанциях флота обсуждался вопрос о несоответствии тактических задач и вооружения проекта 58 классу эскадренных миноносцев. Вопрос об окончательной классификации проекта 58 решился 22 июля 1962 года в ходе визита Н. С. Хрущева на «Грозный», который выполнил успешные ракетные стрельбы на глазах у советского лидера. Официальное решение о классификации кораблей проекта 58 как ракетных крейсеров было объявлено 4 ноября 1962 года.
Первоначальными планами предусматривалось построить 16 крейсеров проекта 58, но фактически построили только 4, по одному на каждый из флотов ВМФ СССР. Подобное изменение планов было вызвано, в большей степени, повышением приоритетности противолодочного направления в развитии советского надводного кораблестроения, а также субъективными причинами.
Исторический
Генезис проекта 58
Крейсер класса Kynda в 1990 году
Крейсеры проекта 58 (класс Kynda для НАТО) изучались в 1956 г. в ЦКБ-53 под руководством В.А. Никитина, в то время, когда ракеты только начинали появляться на боевых кораблях
Это было также время, когда советский флот уделял особое внимание ракетам и подводным лодкам из-за неприязни Кручева к крупным судам (действительно, потребуется кубинский ракетный кризис и неспособность Советов воспрепятствовать американской блокаде, чтобы Советы осознали необходимость безотлагательной войны. реальный флот открытого моря)
Корабли проекта 58 создавались с целью борьбы с американскими надводными кораблями, в частности с авианосцами, главной целью советских самолетов и подводных лодок. Из изначально запланированных 16 ракетно-пусковых крейсеров проекта 58 построено всего 4.
Первоначально разработанные как обычные эсминцы , они были значительно модифицированы во время строительства для размещения ракетной системы P-35 “Прогресс” (код НАТО SSN3B Shaddock) с двумя управляемыми четырехместными пусковыми установками и были реклассифицированы как ракетные крейсеры (KR) на29 сентября 1962 г.. В отличие от крейсеров следующих классов, у них нет бортового вертолета для наведения на средний курс, необходимого для этой ракеты для атаки за горизонт, и поэтому они зависят в этом случае от морской авиации с самолетами типа Ту-95 Медведь D . По этой причине, и особенно из-за перегрузки корпуса, серия была ограничена четырьмя экземплярами в пользу класса Kresta, который пришел на смену. Все они были уничтожены после вывода из эксплуатации в начале девяностых, за исключением адмирала Головко, который был возвращен на службу в году в качестве флагмана Черноморского флота , и эту роль он выполнял до 1997 года , когда « Кара» взял на себя управление, кажется, с тех пор. вернуться в резерв.
Единицы класса
Фамилия | Верфь | Назначение | Начало строительства | Запуск | Ввод в эксплуатацию | Радиация | Конец |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Грозный | Жданов, север Ленинграда | Балтийский флот | 23 февраля 1960 г. | 26 марта 1961 г. | 30 декабря 1962 г. | 24 июня 1991 г. | Снесен в 1993 г. |
Адмирал Фокин | Жданов, север Ленинграда | Тихоокеанский флот | 5 октября 1960 г. | 11 ноября 1961 г. | 28 декабря 1964 г. | 30 июня 1993 г. | Снесен в 1994 г. |
Адмирал Головко | Жданов, север Ленинграда | Черноморский флот | 24 апреля 1961 г. | 18 июня 1962 г. | 30 декабря 1964 г. | В запасе в 1997 г. , снят с вооружения в 2002 г. | |
Варяг | Жданов, север Ленинграда | Тихоокеанский флот | 13 октября 1961 г. | 7 апреля 1963 г. | 20 августа 1965 г. | 19 апреля 1990 г. | Снесен в 1994 г. |
Советская классификация[3][править]
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Крейсера Тяжелые крейсера Тяжелые авианесущие крейсера
- Тяжелые атомные ракетные крейсера
Легкие крейсера
Крейсера-вертолетоносцы
Ракетные крейсера
Противолодочные крейсера
Эсминцы
- Лидеры
Большие эсминцы
Противолодочные корабли
- Большие противолодочные корабли
Малые противолодочные корабли
Охотники Большие охотники
Малые охотники
Морские охотники
Ракетные корабли
- Большие ракетные корабли
Малые ракетные корабли Малые ракетные корабли на подводных крыльях
Ракетные корабли на воздушной подушке
Артиллерийские корабли
Сторожевые корабли
Мониторы
- Морские мониторы
Речные мониторы Большие мониторы
Средние мониторы
Малые мониторы
Озёрные мониторы
Шхерные мониторы
Канонерские лодки
- Мореходные канонерские лодки
Речные канонерские лодки Бронированные башенные корабли
Речные канонерские лодки ПВО
Малые канонерские лодки
Плавучие батареи
Минно-тральные корабли
- Минные заградители
Тральщики Эскадренные тральщики
Базовые тральщики
Рейдовые тральщики
Десантные корабли
- Большие десантные корабли
Средние десантные корабли
Малые десантные корабли Малые десантные корабли на воздушной подушке
Корабли огневой поддержки десанта
Десантные катера Десантные катера на воздушной подушке
Десантные боты
Боевые катера
- Торпедные катера Торпедные катера на подводных крыльях
- Ракетные катера Ракетные катера на подводных крыльях
Сторожевые катера
Патрульные катера
Катера-дымозавесчики
Катера ПВО
Бронекатера Большие бронекатера
Малые бронекатера
Морские бронекатера
Речные бронекатера
Озёрные бронекатера
Шхерные бронекатера
Бронекатера ПВО
Вспомогательные суда
- Гидрографические суда
Океанографические суда
Опытовые суда
Суда снабжения Танкеры снабжения
Ледокольные суда снабжения
Суда атомного технологического обслуживания
Ледоколы
- Линейные ледоколы
Портовые ледоколы
Спасательные суда
- Буксиры-спасатели
Судоподъемные суда
Суда-носители глубоководных спасательных аппаратов
Суда-мишени
Торпедоловы
Водоумягчительные суда
Килекторные суда
Суда контроля физических полей
Суда измерительного комплекса
Суда размагничивания
Суда энергетического обеспечения
Водолазные боты
Плавбазы
Плавмастерские
Плавказармы
Плавучие электростанции
Плавучие отопительные станции
Плавучие покрасочные станции
Блокшивы
Дноуглубительные суда
Плавкраны
Плавучие доки
- Большие плавучие доки
Средние плавучие доки
Малые плавучие доки
Транспортные плавучие доки
Баржи
- Морские баржи Морские артиллерийские баржи
Морские ракетные баржи
Морские минно-торпедные баржи
Морские сухогрузные баржи
Морские рефрижераторные баржи
Морские водоналивные баржи
Морские нефтеналивные баржи
Морские судоподъемные баржи
Рейдовые баржи
- Рейдовые артиллерийско-минно-торпедные баржи
Рейдовые сухогрузные баржи
Рейдовые нефтеналивные баржи
Рейдовые мусороотвозные баржи
Рейдовые грунтоотвозные баржи
Катера
- Cанитарные катера
Водолазные катера
Противопожарные катера
Разъездные катера
Экологические катера
Гидрографические катера
Катера-заправщики
Подводные лодки
- Дизельные подводные лодки Дизельные подводные лодки с баллистическими ракетами
Дизельные подводные лодки с крылатыми ракетами
Атомные подводные лодки
- Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами
Атомные ракетные подводные крейсера Атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами
Опытные атомные подводные лодки
Subcomponents
4K44 Progress
2×4 SM-70 trainable launcher for P-35 Progress anti-ship missile. 16 weapons carried, with 8 ready to launch. 4P44 Binom fire control radars provide target input.
M-1 Volna
1×2 ZIF-101 launcher for M-1 Volna system on the bow. 16 missiles in total. Upgraded to Volna-P in 1974-75 and later to Volna-N standard.
76mm AK-726
2×2 76mm AK-726 on the stern, controlled by 2x MR-105 Turel fire control radars.
30mm AK-630
4x 30mm AK-630 close-in weapon system. Added in the 1980’s. Used in conjunction with 2x MR-123 Vympel radar.
RBU-6000 Smerch-2
2x RBU-6000 depth charge launcher, controlled by Burya fire control system.
SET-53
533mm SET-53 torpedo launched from 2×3 TTA-53-57bis torpedo tubes.
Type 53-57
533mm 53-57 torpedo launched from 2×3 TTA-53-57bis torpedo tubes.
Kamov Ka-25PL
Facilities for a single Ka-25PL (NATO: Hormone-A) anti-submarine warfare helicopter.
История службы
«Грозный»
«Грозный» после модернизации. 1986 г.
После вступления в строй вошёл в состав Северного флота. Прибыл в Северодвинск с Балтики 6 июля 1962 года. 22 июля 1962 года произвёл в присутствии Н. С. Хрущёва успешный запуск двух ПКР П-35. Осенью 1962 года совершил обратный переход на Балтику, где прошёл второй этап государственных испытаний. 10 августа 1963 года прибыл на постоянное место базирования в Североморск. 25 июля 1965 года принимал участие в морском параде в Ленинграде в честь дня ВМФ, где и был впервые представлен советской общественности.
20 сентября 1966 года прибыл в Севастополь и вошёл в состав Черноморского флота. В этот период неоднократно нёс боевую службу в Средиземном море, посетил ряд зарубежных портов. В 1968 году корабль участвовал в съёмках фильма «Нейтральные воды» (1969)[источник не указан 1244 дня], где играл роль крейсера «Горделивый». С 19 июля 1976 года по 25 февраля 1982 года проходил средний ремонт и модернизацию на «Севморзаводе» в Севастополе. Получил новые радиоэлектронное оборудование, также были установлены 4 ЗАК АК-630М. С 11 июня по 15 сентября 1982 года, во время Ливанской войны, в составе соединения кораблей действовал у берегов Сирии, оказывая поддержку сирийским вооружённым силам.
26 декабря 1983 года прибыл в Балтийск и вошёл в состав Балтийского флота. Занимался боевой подготовкой, нёс боевую службу в Средиземном море в 1985−1986 годах, осуществляя слежение за американскими авианосными группами. 1 апреля 1989 года был поставлен на средний ремонт на судоремонтном заводе № 29 в Лиепае. К середине 1990 года работы на крейсере прекратились. Попыткам отбуксировать «Грозный» в Калининград помешали власти Латвии. 9 июля 1991 года крейсер исключили из списков флота. Корабль продолжал стоять у причала завода, где и затонул в марте 1993 года, вследствие расхищения оборудования мародёрами. Позднее был поднят и разделан на металл.
«Адмирал Фокин»
«Адмирал Головко». 1990 г.
После вступления в строй вошёл в состав Тихоокеанского флота, перейдя на место службы летом 1965 года по Северному морскому пути. Нёс боевую службу в Тихом и Индийском океанах. Существенных модернизаций не проходил. 30 июня 1993 года исключён из состава флота и передан на утилизацию.
«Варяг». 1989 г.
«Адмирал Головко»
После вступления в строй вошёл в состав Северного флота. В июне 1967 года, во время боевой службы в Средиземном море, оказывал содействие вооружённым силам Египта. 22 марта 1968 года переведён в состав Черноморского флота. С 4 июня 1982 года по 1 марта 1989 года проходил средний ремонт и модернизацию на «Севморзаводе» в Севастополе. Получил новые радиоэлектронное оборудование, кроме того, были установлены 4 ЗАК АК-630М. Исключён из состава флота в декабре 2002 года. Разобран на металл в Инкермане в -2004 годах.
«Варяг»
Входил в состав Тихоокеанского флота. Нёс боевую службу в Тихом и Индийском океанах. В ходе третьей индо-пакистанской войны группа кораблей тихоокеанского флота СССР, в состав которой входил и «Варяг», под командованием капитана 1-го ранга Андрея Андреевича Пинчука, обеспечила невмешательство кораблей ВМС США в конфликт на стороне Пакистана. В -1981 годах прошёл средний ремонт и модернизацию на «Дальзаводе» во Владивостоке, с частичной заменой радиоэлектроники и установкой 4 ЗАК АК-630М. 19 апреля 1990 года исключён из состава флота и передан на утилизацию.
Тактико-технические характеристики
По понятным причинам большая часть таких характеристик широким слоям общественности неизвестна, да и не должна быть известна. Впрочем, некоторые общие характеристики строящихся судов из новой серии у многих на слуху:
- Корпус оборудуется боковыми успокоителями качки, рули которых убираться не будут. Это устройство необходимо для того, чтобы корабль не терял своих ходовых качеств во время шторма;
- Надстройки будут выполняться из специальных материалов с композитными характеристиками. Такие материалы способствуют снижению радиоакустического фона судов;
- Фрегаты будут снабжаться технологией «Стелс». Такая технология делает корабли малозаметными, не позволяя вражеским радарам их засечь;
- У всех будет двойное дно, что поможет судам удержаться на плаву при возникновении повреждений;
- Будет установлена универсальная система тушения пожаров;
- Мощность двигательной установки будет достигать 55 тысяч лошадиных сил;
- Максимальная скорость будет достигать 29 узлов;
- Применяя экономический ход (14 узлов), фрегат сможет пройти без остановок 4000 миль.
Дизайн [ править ]
При водоизмещении 4350 тонн (4280 длинных тонн ) в стандартном исполнении и 5300 тонн (5200 длинных тонн; 5800 коротких тонн) с полной нагрузкой длина Грозного
составляла 142,7 м (468 футов 2 дюйма). Электроэнергия обеспечивалась двумя паровыми турбинами ТВ-12 мощностью 45 000 лошадиных сил (34 000 кВт), питаемыми четырьмя котлами КВН-95/64 и двумя винтами фиксированного шага . Расчетная скорость составляла 34 узла (63 км / ч; 39 миль / ч), что было превышено судном.
Корабль был спроектирован для противокорабельной войны вокруг двух счетверенных пусковых установок SM-70 P-35 для шестнадцати ракет 4K44 ( по классификации НАТО SS-N-3 «Shaddock»). Для защиты от авиации корабль был оборудован одной спаренной пусковой установкой ЗИФ-102 М-1 «Волна» с шестнадцатью ракетами В-600 4K90 (SA-N-1 ‘Goa’) вперед и двумя спаренными 76-мм ракетами (3 дюйма ). ) орудия в корме, поддерживаемые двумя одиночными 45-мм (2 дюйма) орудиями. Защита от подводных лодок обеспечивалась двумя тройными 533-мм (21 дюйм ) торпедами и парой 213-мм противолодочных ракетных установок РБУ-6000 .
В 1975 году ракеты были модернизированы, основная РЛС была модернизирована до МР-310А и добавлены две РЛС «Успех-У». Четыре системы оружия ближнего боя АК-630 были также добавлены в 1980-х годах для улучшения противоракетной защиты.
Description
Introduction
The Project 58 class is an early Cold War era class of Soviet cruisers. They were developed for use in the anti-ship role. In the West these ships were known under the NATO reporting name “Kynda”. The design proved not very effective, being top heavy. Of the 10 ships planned only 4 were completed. It was soon supplemented by the Project 1134 Berkut (NATO: Kresta I) class.
Layout
The Project 58 is a classic Cold War era Soviet rocket cruiser with the odd feature of having a large trainable four round SM-70 missile launcher forward and aft. A large sensor mast is fitted in front of each funnel. The twin arm SAM launcher of the M-1 Volna system is mounted forward and the two gun turrets at the rear. A helicopter deck allows a Ka-25PL anti-submarine helicopter to be carried.
Firepower
The main armament consist of two trainable four round launchers for the P-35 Progress (NATO: SS-N-3 Shaddock) surface to surface missile, with a total of 16 missiles carried. Additionally two twin 76mm AK-726 dual purpose turrets are fitted. Air defense is provided by a single twin round M-1 Volna (SA-N-1 Goa) launcher with 16 missiles. To augment self-defense four 30mm AK-630 close-in weapon systems were added in the 1980’s. Anti-submarine weapons include two tripple 533mm torpedo launchers and two RBU-6000 ASW rocket launchers.
Sensors
Sensor systems include a MR-302 surface search radar, MR-500 air search radar and GAS-372 hull mounted sonar. Additionally ECM equipment, navigation radar and fire control radars are fitted.
Mobility
The Kynda class is steam powered and features four boilers and two turbines that power two shafts. The 100.000 hp provides a maximum speed of 35 kt and maximum range of 7.000 nm at 15 kt.
Миноносец
Корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого являются торпеды
Эскадренный миноносец
Изначально эскадренные миноносцы (эсминцы) предназначались для ведения боёв в составе эскадр, противостояния вражеским торпедным кораблям.
В последствии на них легла задача противостоять подводным лодкам и даже авиации противника.
Эсминец УРО
В послевоенное время, как и другие корабли, эсминцы стали вооружаться ракетным вооружением. Эсминцы, вооруженные ракетами, которые активно управляются с корабля (обычно, средней или большой дальности) стали называть эсминцами УРО