«Дельфин» – первая российская подводная лодка

Силовая установка подводного ракетоносца

На современных подводных лодках устанавливаются ядерные энергетические установки (ЯЭУ) четвертого поколения. Конструкция их, конечно, не разглашается, но известно, что мощность ядерного реактора около190 мегаватт. Кроме того на лодке установлены паропроизводящие и паротурбинные агрегаты.

Для движения субмарины, установлена малошумная водометная установка мощностью 50 тысяч лошадиных сил, питающаяся от паровой турбины.

Имеются так же и гребные винты, вращающиеся от электродвигателей, но они не являются основными, а используются в качестве подруливающих. Скорость АПЛ в надводном положении – 15 узлов (28 км/час), в подводном – 29 узлов (54 км/час). Это конечно несравнимо с самой быстрой АПЛ, лодкой К-162 проекта 661 (44,7 узла). Но у каждого свои задачи.

Тип корабляРПКСН
Обозначение проекта955 «Борей»
Разработчик проектаЦКБ «Рубин»
Классификация НАТОBorei
Скорость (надводная)15 узлов
Скорость (подводная)29 узлов
Рабочая глубина погружения400 м
Предельная глубина погружения480 м
Автономность плавания90 суток
Экипаж107 человек, в том числе 55 офицеров

Атомные реакторы появились на флоте сразу же, как только появилась такая возможность, уже через 4 года после того как построили первую АЭС в СССР. Строительство АПЛ набирает темпы, Потому, что альтернативы им пока нет. Необходимо срочно заменить ими субмарины прошлого, работающие на ДВС, которые еще в большом количестве стоят на вооружении ВМФ России.

Прочность и водонепроницаемость

От этих важнейших характеристик зависит живучесть ПЛ. Их обеспечивает особая конструкция корпуса субмарины, который в свою очередь может состоять из двух корпусов – прочного и легкого или только из прочного. В первом случае речь идет о российских подводных лодках, во втором – об американских.

Прочный корпус принимает на себя давление воды, для чего ему придается специальная оптимальная форма. Внутри прочного корпуса находятся все основные системы и устройства подводной лодки. Для создания прочных корпусов используются в основном высокопрочные легированные стали и титановые сплавы. Толщина обшивки прочного корпуса при диаметре 8-12 м может составлять от 40 до 60 мм и более.

Отсеки АПЛ

Легкий корпус обеспечивает оптимальное обтекание во время плавания. Для обеспечения радиолокационной невидимости его «одевают» в специальное противорадиолокационное, звукоизолирующее резиновое покрытие. Внутри легкого корпуса размещаются балластные и топливные (для ДЭПЛ) цистерны, рулевые тяги и гидроакустические антенны.

В подводном положении межкорпусное пространство заполняется водой. Так-как давление на легкий корпус снаружи и изнутри уравновешено, нет необходимости делать его прочным. Толщина обшивки легкого корпуса составляет, как правило, от 8 до 16 мм.

Разделение на отсеки обеспечивают подводной лодке дополнительную живучесть. Отсеки отделены друг от друга водонепроницаемыми дверями-переборками с быстродействующими запирающими устройствами.

Ракетный отсек АПЛ Юрий Долгорукий

Примерный перечень отсеков ДЭПЛ: носовой и кормовой торпедные отсеки; отсек главных гребных электродвигателей и электростанция; машинный отсек; жилые помещения команды; центральный пост.

Баллистическая ракета Р-29РМУ2 «Синева» (СССР)

БРПЛ Р-29РМУ2 «Синева» (код СНВ – РСМ-54) – жидкостная трехступенчатая баллистическая ракета, предназначенная для размещения на подводных лодках проекта 667БДРМ. Работы по разработке новой модификации ракет Р-29РМ начались в 1999 году. Новая модификация получила обозначение Р-29РМУ2 и шифр «Синева». Были несколько изменены размеры ступеней, повышена устойчивость к воздействию электромагнитного импульса, установлены новые комплекс преодоления системы противоракетной обороны и система спутниковой навигации. Также для новой модификации разработаны боевые блоки среднего класса мощности в рамках опытно-конструкторских работ «Станция-2».

Головная часть может оснащаться четырьмя высокоскоростными малоразмерными боевыми блоками средней мощности, выполненными из углеродного волокна методом намотки ткани объемного плетения, с острым углерод-углеродным наконечником. Подобное плетение исключает обнуление угловой скорости при полете в атмосфере. Скорость полета блока в атмосфере сверхзвуковая и намного выше блоков предыдущего поколения. Летные испытания ракеты были завершены в 2004 году, 9 июля 2007 года комплекс с ракетой Р-29РМУ2 был принят на вооружение.11 октября 2008 года в рамках учений «Стабильность-2008» в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки К-114 из подводного положения был произведен запуск ракеты «Синева», которая установила рекорд дальности полета в 11 547 км и упала в экваториальной части Тихого океана. Вечером 6 августа 2010 года с борта атомной подводной лодки К-114 был проведен успешный запуск двух ракет Р-29РМУ2 «Синева» из акватории Баренцева моря по полигону «Кура» на Камчатке. Ракеты были запущены в залпе. Российский флот выполнил такую задачу после длительного перерыва, а залповый запуск Р-29РМУ2 «Синева» был выполнен впервые.

Государственным ракетным центром им. В. П. Макеева предлагалась дальнейшая модификация ракеты Р-29РМУ2 – Р-29РМУ3, как альтернатива ракете «Булава». С целью минимизации изменения проекта подводной лодки для Р-29РМУ3 предлагается «сухой» способ старта. Для уменьшения длины ракеты предлагалось увеличить диаметры 1-й и 2-й ступеней. Масса ракеты должна была составить 41 тонну. В качестве оснащения предлагалось 8 боевых блоков малого класса мощности со средствами преодоления противоракетной обороны или 4 новых боевых блока среднего класса.

БРПЛ Р-29РМУ2.1 «Лайнер» – модификация баллистической ракеты Р-29РМУ2 «Синева». Разработана ОАО «ГРЦ им. Макеева» и изготавливается в ОАО «Красноярский машиностроительный завод». Отличие от прототипа состоит лишь в новых возможностях преодоления системы противоракетной обороны и возможностью комбинировать боевую нагрузку. Летные испытания ракеты были проведены в 2011 году (2 пуска) и признаны успешными. В январе 2014 года ракета Р-29РМУ2.1 была принята на вооружение. Носителями ракеты являются подводные лодки проектов 667БДРМ и 667БДР.

Технические характеристики Р-29РМУ2 «Синева»Длина, м – 14,8Диаметр, м – 1,9Стартовая масса, т – 40,3Масса боевой части, т – До 2,8Максимальная дальность, км – 8300-11 500Круговое вероятное отклонение, км – 0,3Тип головной части – РТЧ ИНКоличество боевых блоков – 4 или 8Мощность головной части, Мт – 0,2 или #ввссссрроссииснг

На страх Камимуре

Наличие в русском флоте подводных лодок послужило хорошим сдерживающим фактором для японского флота. При планировании набеговых операций к берегам Приморья этот факт не мог не учитываться, так как боевые возможности субмарин в то время были мало исследованы ввиду отсутствия опыта их применения в военных целях.

К слову, о формировании во Владивостоке подводной флотилии в Японии хорошо знали задолго до столкновения миноносцев Микадо с субмаринами близ бухты Преображения.

Так, еще в конце марта 1905 года корреспондент газеты “Русское слово” телеграфировал своему изданию из Токио следующее:

“Сообщают, что русские во Владивостоке производят теперь опыты с шестью подводными лодками. Все лодки иностранного происхождения — французского, английского и американского типа”,

— писал он.

Стоит сказать, что военные историки считают, что командующий японским флотом в Русско-японской войне адмирал Того знал о появлении на вооружении у русского флота в дальневосточных водах столь грозного по тем временам оружия от агентуры во Владивостоке.

Можно предположить, что именно сам факт наличия почти десятка русских субмарин во Владивостоке сдерживал и намерения командующего японским отрядом крейсеров адмирала Камимуры нанести еще один удар по Владивостоку, подобный тому, что случился 6 марта 1904 года.

Специалисты сходятся во мнении, что подводная флотилия сыграла одну из определяющих ролей в предупреждении японского нападения на крепость Владивостока.

В документе тех лет — акте “Комиссии по исследованию состояния и боеспособности подводных лодок, находящихся во Владивостоке, за 1905 год”, есть слова подтверждающие их роль и значения в жизнедеятельности русского флота:

Комиссия полагает, что, несмотря на недавнее существование в России подводных лодок, уже вполне выяснилось, что необходимо всеми силами стремиться к развитию и усовершенствованию этого дела. Опыты и минные атаки показали, что подводные лодки в настоящее время представляют собой серьезное боевое средство…

Командир “Сома” князь Владимир Трубецкой писал:

С приходом лодок во Владивосток неприятельская эскадра ни разу к нему не подошла. Между тем, лодки есть одно из самых сильных средств береговой обороны. При умении ими пользоваться, подводными лодками можно наносить ужасный вред неприятелю в его же портах и своим там появлением наводить нравственный страх и переполох.

Подводная лодка “Касатка”. 1905 год, Владивосток. Фото: предоставлено А.М.Буяковым

Примечания

  1. ↑ Технические характеристики «Дельфина» менялись в процессе модернизаций.
  2. Лавров В. Н. Первые российские подводные плаватели. — СПб.: «Судостроение», 2006. — С. 21. — 216 с. — ISBN 5-7355-0686-2.
  3. Приказ по Морскому ведомству № 166 от 14 (27) сентября 1902 года. РГА ВМФ. Ф.249. Оп.1 Д.76. Л.256
  4. Лавров В. Н. Первые российские подводные плаватели. — СПб.: «Судостроение», 2006. — С. 24. — 216 с. — ISBN 5-7355-0686-2.
  5. А. С. Николаев. Часть экипажа ПЛ «Дельфин» Погибли 16.06.1904г. при учебном погружении. (25 человек). www.deepstorm.ru (июнь 2017). Дата обращения: 23 июня 2022. Архивировано 12 мая 2021 года.
  6. Подводная лодка «Дельфин» — трудная судьба первенца // korvet2.ru. Архивировано 24 мая 2019 года.
  7. «Дельфин» – первая российская подводная лодка // oruzhie.info. Архивировано 24 мая 2019 года.

Вооружение

Основой вооружения субмарин проекта «Дельфин» являются 16 новейших межконтинентальных баллистических ракет типа Р-29 РМ или Р-29 РМУ2 «Синева» (по классификации НАТО — SS-N23 Skiff) с дальностью полета до 8400 км. Допускается старт ракет с подводной лодки, двигающейся на глубине до 55 м на скорости до 7 узлов. Залповый старт всех ракет комплекта может осуществляться одновременно, что является уникальной особенностью подлодок типа «Дельфин».

Другой отличительной чертой субмарин проекта является возможность запуска малых космических аппаратов прямо с борта. В частности, в 1998 и 2006 гг. уже состоялись два запуска с борта подводной лодки «Новомосковск» ракетоносителей «Штиль-1» (гражданской модификации Р-29 РМ), которые вывели на околоземную орбиту искусственные спутники.

Противолодочное вооружение использует для стрельбы четыре носовых торпедных аппарата калибра 533 мм (на борт субмарины берется 12 торпед типа 53-65М либо САЭТ-60М). Вместо части торпед «Дельфин» может оснащаться минами в количестве до 24 шт., кроме того, в боекомплект могут входить противолодочные ракеты РПК-6 «Водопад» (по классификации НАТО — SS-N16 Stallion), запускаемые из торпедных аппаратов. Дополнительно для обеспечения ближней ПВО на борт берется до восьми ПЗРК 9К38 «Игла».

Конструкция

Корпус

Конструкция лодки — однокорпусная. Прочный корпус выполнен веретенообразным, изготовлен из высокопрочной никелевой стали толщиной 8 мм, рассчитан на глубину погружения 50 метров с двойным запасом прочности. 32 наружных шпангоута Z-образного профиля составлялись из двух половин, соединявшихся кузнечной сваркой, усиленной клепаной накладкой. Корпус клёпаный, круглый в сечении по всей длине, снаружи покрыт двумя слоями брусков лиственницы, обшитых сверху тонким оцинкованным железом. Оконечности, занимаемые цистернами главного балласта, были выполнены менее прочными.

Система погружения и всплытия

Для погружения служили три цистерны главного балласта. «Чёрная» цистерна находилась в носовой оконечности, средняя цистерна имела цилиндрическую форму и размещалась в центральной части корпуса под входным люком, «Красная» цистерна занимала кормовую оконечность. Принятие главного балласта осуществлялось самотёком через кингстоны, при этом вентиляция цистерн была выведена внутрь корпуса, вследствие чего при погружении верхний рубочный люк приходилось держать открытым для стравливания излишков давления и закрывать в последний момент. Время погружения первоначально составляло 15 минут.

Система осушения состояла из электрической поршневой трюмной помпы и малой ручной помпы.

Дифферентовка осуществлялась при помощи двух дифферентных цистерн, «белой» в носовой части и «синей» в кормовой, соединённых трубопроводами. Эти цистерны соседствовали с ЦГБ, но входили в прочный корпус. Перекачивание воды между дифферентными цистернами производилось осушительными насосами.

Продувание цистерн осуществлялось сжатым воздухом, запас которого располагался в шести баллонах общим объёмом 1 м³ под давлением 100 кгс/см². Из шести баллонов два предназначались для пуска торпед. Для пополнения запасов сжатого воздуха был предусмотрен электрический компрессор «Elwell et Leytrig», заполнявший баллоны за 4 часа.

Силовая установка

Надводный ход обеспечивался одним шестицилиндровым однорядным бензиновым двигателем номинальной мощностью 300 л. с. при 600 оборотах в минуту. Запас топлива хранился в двух побортных цистернах, располагавшихся вблизи двигателя, а также мог приниматься в два отделения «Красной» балластной цистерны. Общий запас бензина достигал 5,3 т.

Соосно бензиновому двигателю в корму от него размещался гребной электромотор для подводного хода. Он имел мощность 120 л. с. при 300 оборотах в минуту и соединялся с бензомотором через кулачковую муфту. С общего для двигателей вала крутящий момент передавался на гребной вал посредством зубчатой передачи с понижением частоты вращения в 4 раза.

Электробатареи располагались в носовой части лодки на специальных стеллажах. По проекту предусматривалось 50 элементов общей ёмкостью 5000 А·ч, однако фактически было установлено 64 элемента суммарной ёмкостью 3600 А·ч.

В режиме зарядки батарей электромотор вращался бензиновым двигателем и выступал в роли электрогенератора. Между зубчатой передачей и электродвигателем располагалась малая муфта, при размыкании которой была возможна зарядка батарей без движения лодки. Зарядка осуществлялась при напряжении 120—140 В, током в 300—550 А и занимала до 10 часов.

Размещение экипажа

Из-за небольшого водоизмещения и всемерного удешевления конструкции корабль получился очень тесным, а условия обитания экипажа были далеко не первостепенной задачей. Деревянные щиты, закрывающие аккумуляторы, могли служить местом отдыха экипажа. В носовой части находились три электрические розетки для подключения переносной электроплиты и электрических чайника, кофейника, молочника. Плита служила в основном для подогрева консервированной пищи. Питьевая вода хранилась в особой цистерне ёмкостью 20 вёдер. У средней цистерны размещались офицеры, там для них были предусмотрены два диванчика, небольшой стол, шкафчик для посуды. На отдельных боевых постах стояли табуреты.

Вооружение

Основным вооружением были два наружных решётчатых торпедных аппарата системы Джевецкого с двумя торпедами Уайтхеда образца 1898 года калибра 381 мм (15 дюймов) и дальностью хода 8 кабельтовых (около 1,5 км). Торпедные аппараты размещались побортно, были направлены по курсу движения и находились ближе к кормовой оконечности лодки. Управление аппаратами осуществлялось изнутри прочного корпуса при помощи специальных приводов.

Отдельный отряд миноносцев

23 декабря 1904 года приказом командира Владивостокского порта, контр-адмирала Николая Романовича Греве № 1102 начальником отдельного отряда миноносцев (до 1906 года подводные лодки за отсутствием специальных разработок по тактике и стратегии ведения подводной войны числились миноносцами — прим.авт.) назначили лейтенанта Александра Владимировича Плотто, бывшего ранее помощником заведующего обучением в учебном минном отряде Балтийского флота. Ротным командиром команд подводных лодок назначили лейтенанта Н.М.Белкина 3-го.

Таким образом было сформировано первое в русском флоте соединение подводных лодок — “отдельный отряд миноносцев”.

Экипажи их набирались на добровольной основе из числа офицеров и матросов надводных кораблей.

25 декабря во Владивосток прибывают еще две подводные лодки — “Сом” и “Дельфин” — уже со своими командами. Первая была приобретена у США и первоначально называлась “Фултон” (Fulton), но перед отправкой на Дальний Восток прошла модернизацию на Невском заводе в Петербурге, откуда вышла уже с новым именем. ПЛ “Дельфин” была построена на Балтийском заводе в Петербурге.

ПЛ “Сом”. 1905 год. Владивосток. Фото: портал “Старый Владивосток”

Эти две лодки, как и предыдущие четыре, временно зачислили во Владивостокский отряд крейсеров под командованием контр-адмирала Карла Иессена, а их команды (“Сом” — 9 человек; “Дельфин” — 10 человек) 29 декабря определили для довольствия в Сибирский флотский экипаж, в роту портовых средств. Приказом командира Владивостокского порта № 1116 от 29 декабря 1904 года “особому отряду миноносцев в составе 6 миноносцев” (за исключением “Форели”) с 1 января 1905 года было предписано “начать кампанию”. Война с Японией находилась в самом разгаре…

Куда идет российский подводный флот

Генеральный конструктор и начальник ЦКБМТ «Рубин», академик РАН Игорь Спасский в свое время выделял пять периодов в истории создания подводных сил отечественного ВМФ. «Белый» период длился с 1901 по 1925 год – в это время проектировались и создавались первые отечественные субмарины, разрабатывались теоретические основы проектирования подводных суден.

В «красный» период (1925-1945 годы) проектировались и строились советских подлодки, прошедшие через Великую Отечественную войну; в «синий» период (1945-1955 годы) была заложена основа для создания океанского подводного флота.

«Золотой» период (1955-1990 годы) обозначился постройкой субмарин с атомными энергетическими установками, освоением морского ракетного оружия, созданием и развитием подлодок стратегического назначения.

1990-е для подводного флота были названы «серыми». А вот современный период строительства подводного флота России какую-либо цветовую окраску пока не получил.

В настоящее время на отечественных судостроительных предприятиях строятся подводные лодки четвертого поколения. До конца года в состав ВМФ будет передан ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПК СН) проекта 955А («Борей») «Князь Олег», атомные подводные крейсеры проекта 885М «Ясень» – «Казань» и «Новосибирск». В постройке находятся два РПК СН проекта 955А – «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III». В этом году будут также заложены еще два ракетных подводных крейсера стратегического назначения проекта 955А «Князь Потемкин» и «Дмитрий Донской».

Наряду со строительством 4-го поколения атомных подводных лодок, ведется работа по созданию следующего, 5-го поколения многоцелевых и стратегических АПЛ.

В ближайшее время в состав ВМФ будет принята ДЭПЛ проекта 636.3 «Магадан». Планируется, что эта лодка будет спущена на воду 25 марта в Санкт-Петербурге. После достройки на воде и испытаний ДЭПЛ «Магадан» совершит переход на Тихоокеанский флот. В текущем году для подводных сил ТОФ на Адмиралтейских верфях будут заложены еще две дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 «Можайск» и «Якутск». Ведется активная достройка ДЭПЛ «Уфа». Две предыдущие подводные лодки проекта 636.3 «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов» уже приняты в состав ВМФ. Вся серия из шести единиц неатомных подводных лодок проекта 636.3 будет построена и передана в состав Тихоокеанского флота до 2024 года.

В ближайшем будущем ВМФ также получит в свой состав неатомные подводные лодки типа «Лада» проекта 677 «Великие Луки» и «Кронштадт». Планируется строительство еще двух единиц.

Будет продолжаться ремонт и модернизация атомных подводных лодок проектов 949А, 971. Срок службы этих субмарин будет увеличен вдвое.

«Хотел бы подчеркнуть, что процесс проектирования и строительства подводных лодок серии имеет важную особенность. Каждый последующий корабль одного и того же проекта воплощает в себе все более новые технологические решения. В этом есть неоспоримая логика, следуя которой, мы идем в ногу, а зачастую и опережаем мировой научно-технический прогресс в области подводного кораблестроения. Для этого у нас есть все: и научная база, и блестящая проектно-конструкторская мысль, и предприятия, способные строить надежные и современные подводные лодки», – заявил в день Моряка-подводника в интервью газете «Красная Звезда» главнокомандующий Военно-морским флотом Николай Евменов.

close

Один из членов экипажа очищает от снега рубку атомного ракетного подводного крейсера стратегического…

Один из членов экипажа очищает от снега рубку атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667БДРМ “Дельфин” К-18 “Карелия” на причале в Мурманской области, 2021 год

Михаил Ходаренок

Когда появились первые подлодки

Существует туманное свидетельство о недошедшем до нас эпосе 1190 года «Салман и Моролф», в котором главный герой перемещался под водой в подлодке из драккара с плотно закрытой водонепроницаемой кожей палубой. Но первые достоверные сведения о продолжении штурма человеком подводного мира относятся к началу XVI века.

Механизмы, схемы которых он находил в папских архивах, возможно, не были воплощены, но давали полет творческой мысли гению. Первый достоверный чертеж подлодки на мускульной тяге принадлежит именно великому Леонардо.

После него, история развития штурма глубин человеком ускоряется:

  • 1538 год ─ морская супердержава Испания проводит испытания подводного колокола при императоре Карле V;
  • 1620 (ориентировочно) год ─ механик Корнелиус Дреббель с королём Иаковым I проводят первый запуск весельной подлодки с экипажем из 15 человек;
  • 1716 год ─ исследователь космоса Галлей изобретает подачу кислорода в водолазный колокол.

Его изобретение позже было усовершенствованно системой насосов. Появление относительно автономной боевой подводной лодки, казалось, вот-вот состоится.

Задача поставлена

Да, именно эти семь субмарин были первыми на Дальнем Востоке. Да что там — первыми во всей России! Владивосток вписал себя в историю как колыбель российского подводного флота.

Отряд миноносцев продолжал прирастать новыми единицами.

В начале 1905 года во Владивосток железной дорогой прибыла еще одна субмарина американского производства — “Осётр” (ранее — Protector), но спуск ее на воду и ввод в состав отряда миноносцев произошел только в июне. 7 июля 1905 года во Владивосток прибудет еще одна “американка” — “Кефаль”, но на воду ее спустят только 5 августа.

Подводная лодка “Кефаль” в Золотом Роге. Фото: портал “Старый Владивосток”

Пока же в боевом строю отдельного отряда действовали семь субмарин.

Базой для них была выбрана удобная, хорошо укрытая от волн, бухта Улисс в окрестностях города. В бухте были построены небольшие временные ремонтные мастерские и казармы для личного состава. Нередко, особенно зимой, гостили субмарины и в редко замерзающем Золотом Роге, откуда выводились на учения ледоколом “Надежный”. Не раз вместе с ними за ледоколом следовали крейсера владивостокского отряда, чтобы отработать задачи по совместным действиям при нападении противника.

ПЛ “Сом” во Владивостоке. Фото: портал “Старый Владивосток”

29 января 1905 года во Владивостоке на крейсере “Громобой” состоялось секретное совещание.

Председательствовал на нем начальник отряда крейсеров, контр-адмирал Иессен, доклад делал лейтенант Плотто. На совещании обсуждали план активного применения пока только двух испытанных лодок совместно с миноносцами в районе Цугарского (Сангарского) пролива. Совещание приняло два варианта возможного применения субмарин, причем оба носили наступательный характер и предусматривали операции по нарушению японского судоходства в Корейском проливе.

По первому предполагалось, что, используя промежуточную базу в бухте Ольга, в которую перейдет также и один из транспортов, подлодки, по возможности, на буксире у миноносцев, будут подведены к берегам Японии, откуда самостоятельно проникнут в японские порты и атакуют их.

По второму — все боеготовые субмарины идут на буксире миноносцев к корейским берегам, пополняя запасы с приданного парохода. Базируясь на порт Шестакова, лодки будут вести операции против судоходства в Корейском проливе. Первый план предлагалось привести в действие по получении торпед лодкой “Сом”, второй — по готовности всех подлодок.

Подготовка масштабных операций наступательного характера была смелым и решительным шагом, но не соответствовала уровню подготовки экипажей и техническому состоянию подлодок того времени.

По этим причинам оба плана не были претворены в жизнь. Никто реально не представлял, на что способны лодки и как они должны действовать. Опыт пробного плавания субмарин в заливе Петра Великого показал, что они “слишком малы для непрерывного крейсерства в открытом море”.

Учитывая это, перед командирами подлодок ставилась другая, не менее важная задача — оборона порта Владивосток и прибрежных районов от набегов японского флота. Такой случай представился совсем скоро.

Историческое значение

Памятная стела в ЦКБ «Рубин» с макетами подводных лодок «Дельфин» и «Акула»

Удачные испытания «Дельфина» доказали возможность самостоятельной постройки подводных лодок на российских заводах. В связи с этим Морское министерство 13 августа 1903 года дало указание начать разработку проекта подводной лодки увеличенного водоизмещения (до 140 т). Эскизный проект новой лодки был подготовлен комиссией под руководством Бубнова и 20 декабря того же года Морской Технический комитет одобрил этот проект. Несмотря на неизбежные для испытаний проекта проблемы, служившие на ней моряки с энтузиазмом и самоотверженностью отрабатывали правила и приемы повседневной эксплуатации и боевого применения подводных лодок.

Согласно принятой в 1903 году десятилетней судостроительной программе Морское министерство предполагало построить к 1914 году 10 подводных лодок. В соответствии с этой программой 2 января 1904 года Балтийскому заводу был выдан заказ на постройку первой подводной лодки типа «Касатка» водоизмещением 140 т по проекту Бубнова и Беклемишева.

Виды подводных лодок

Атомная подводная лодка, проект 941 «Акула», способна погружаться на глубину до полукилометра и нести боевую вахту в течение 6 месяцев

Подлодки принято разделять на отдельные виды, различающиеся вооружением и конструкцией. Каждое такое судно предназначается для выполнения конкретной задачи.

В основе военно-морского флота Российской Федерации находятся подлодки четырех видов:

  1. Атомные подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами.
  2. Многоцелевые атомные подводные лодки с крылатыми ракетами.
  3. Ударные дизельные электрические подлодки.
  4. Атомные подлодки с крылатыми ракетами.

Россия известна тем, что она строит для себя подводные лодки всех основополагающих классов.

Атомные ПЛ

Атомные субмарины принято оснащать торпедами и крылатыми ракетами.

Основная задача АПЛ (атомных подводных лодок) заключается в уничтожении подводных, береговых и надводных объектов, которые представляют угрозу.

Наиболее мощной субмариной данного типа считается «Щука-Б». Это проект 971.

В общей сумме Россия располагает 11 атомными подводными лодками. Они размещены в пределах Тихоокеанского и Северного флотов. 5 из них вынужденно отправлены на проведение ремонтных работ.

Одной из наиболее интересных эксперты считают историю подлодки атомного типа К-152 «Нерпа». Она была запланирована для России в 1991 году, но определенные трудности вызвали срыв сроков ее завершения. В 2004 году был подписан договор о достраивании субмарины и ее передаче флоту Индии. Но добиться выполнения этого плана удалось лишь к 2012 году.

Вкратце стоит пройтись по наиболее значимым подводным лодкам, для которых характерен такой тип, как атомный:

  • Проект 949А «Антей». В планах было строительство 18 данных лодок. Но получить удалось всего 11 из-за наличия ряда финансовых трудностей. На данный момент не функционируют 3 из них. Еще одна была уничтожена летом 2000 года.
  • Проект 945 «Барракуда». Было построено всего 4 таких судна. Данный проект также дал жизнь судам Б-239 «Карп» и Б-534 «Нижний Новгород». Некоторые из них сейчас находятся на стадии ремонта.
  • Проект 671РТМК «Щука». В ВМФ насчитывается 4 такие подлодки. В скором будущем все они закончат свою работу и отправятся на заслуженный покой.

В 2014 году был поднят флаг на еще одной подлодке такого типа. Речь идет о К-560 «Северодвинск». Также в мероприятии принял участие проект 885 «Ясень». До 2020 года планируется строительство еще 8 подобных субмарин, которые будут оснащены ракетами.

Дизельные ПЛ (ДЭПЛ, НАПЛ)

«Варшавянка»: водоизмещение около 2400 тонн, экипаж 52 человека

Современные подводные лодки РФ включают в себя дизельные субмарины. Их созданием начали заниматься еще в 80-е годы. На тот момент был выпущен проект 877 «Палтус».

За несколько последних лет построили еще несколько вариаций «Палтуса», за счет чего удалось успешно модифицировать устаревшую версию.

Проект 877 положил начало созданиюнового проекта 636 «Варшавянка». Морской флот России уже успел пополниться рядом таких субмарин. Одними из первых были погружены в воду «Старый Оскол» и «Ростов-на-Дону».

ТТХ АПЛ:

Водоизмещение:  надводное: 23 200 т подводное: 48 000 т Длина: 172,6 (ТК-208 – 170,0) м Ширина (корпуса): 23,3 м Осадка (средняя): 11,2 м Скорость: надводная: 12,0 уз. подводная: 25,0 уз. Глубина погружения: рабочая: 400 м предельная: 500 м Экипаж: 160 человек, в т.ч. 52 офицера Автономность: 180 суток  Вооружение: 6х533 торпедных аппарата (боезапас 22 торпеды типа 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал»)  20 баллистических ракет Р-39 (РСМ-52) (NATO – SS-N-20 Sturgeon) Информацию взял отсюда: https://clck.ru/9ik22  http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/941/list.htm  За прототип выбрал 5-ый корпус лодки – ТК-17, впоследствии получивший наименование «Архангельск». Заложена 9 августа 1983 г., спущена на воду 12 декабря 1986 г., вступила  в строй 15 декабря 1987 г. 19 февраля 1988 г. включена в состав КСФ с базированием в г. Западная Лица. Июль-сентябрь 1988 г. – первый боевой поход. 27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал, лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт. 18 ноября 2002 г. присвоено наименование «Архангельск». 2008 год – выведен в резерв. 19 марта 2015 г. – наименование «Архангельск» снято с корабля. В настоящее время находится в резерве и ожидает утилизации. Более подробно о службе корабля здесь: http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/941/tk-17/TK-17.htm 

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий