Канонерская лодка «Гиляк», 1898 г.

Служба на флоте

4 сентября «Гиляк» покинул Кронштадт , направляясь на Тихий океан . Командиру Отдельного отряда судов в Средиземном море предписывалось произвести подробный осмотр корабля и отправить его далее с таких расчетом, чтобы он прошел Индийский океан в самое тихое время года.

13 сентября в Либаве были проведены предписанные МТК испытания на раскачивание при бурном море. Результаты испытаний в штормовую погоду признали удовлетворительными, и 19 сентября канонерская лодка вновь вышла в море.

На всем протяжении перехода плохо работали опреснители. В Пирее осмотр показал «значительную слабость механизмов». В рапорте говорилось, что «после двух-трехдневного перехода… приходится неустанно поджимать гайки».В целом лодку признали «вполне исправной»

31 декабря «Гиляк» под командованием капитана 2-го ранга И. Индрениуса вышел из Пирея и 31 мая 1900 года прибыл в Порт-Артур . По пути следования канонерская лодка «Гиляк» зашла в Персидский залив, став первым русским военным судном, посетившим этот район.

«Гиляк» в составе международной эскадры принимал участие в подавлении восстания «боксёров» . 4 июня 1900 года канонерская лодка приняла активное участие в бою с фортами Таку , который длился более 5 часов и проходил на минимальной дистанции. «Гиляк» получил самые сильные повреждения: в него попало три китайских снаряда, один из которых сделал подводную пробоину и проник в носовой 75мм погреб, где вызвал пожар патронов и взрыв нескольких снарядов . Экипаж «Гиляка» в течение 15 минут справился с пожаром и подвел пластырь под пробоину. Кормовая артиллерия лодки не прекращала огня ни на минуту. Потери «Гиляка» составили 59 убитых и раненых . За доблесть в этом бою «Гиляк» был награжден Георгиевским серебряным рожком.

1 января вышел из Чемульпо в Порт-Артур с депешами русского посланника в Сеуле Павлова , уступив место стационера канонерской лодке « Кореец ».

28 января 1904 года участвовал в бою с основными силами японского флота, но ввиду безрезультатности огня перешёл на внутренний рейд.

В течение Русско-японской войны «Гиляк» участвовал в охране внешнего рейда Порт-Артура, обстреле вражеских позиций и отражении атак брандеров .

1 ноября 1904 года «Гиляк» был разоружен и 25 ноября затонул на внутреннем рейде Порт-Артура у Перепелиной горы от попадания пяти 280-мм снарядов противника. Перед сдачей крепости корабль был взорван.

В 1905 году «Гиляк» был поднят японцами и сдан на слом.

«Гиляк»

Канонерская лодка «Гиляк»

Служба: Россия
Класс и тип суднаКанонерская лодка
Порт припискиПорт-Артур
ИзготовительНовое Адмиралтейство
Строительство начато30 апреля 1896 года
Спущен на воду22 сентября 1897 года
Введен в эксплуатацию10 октября 1898 года
Выведен из состава флота1905 год
СтатусСдан на слом
Основные характеристики
Водоизмещение1239 тонн
Длина63,09 м
Ширина11,15 м
Осадка3,14 м
Двигатели2 машины тройного расширения. 6 котлов Бельвиля
Мощность1179 л. с.
Движитель2
Скорость хода11,64 узла
Экипаж7/159
Вооружение
Артиллерия1 × 120-мм/45, 5 × 75-мм/50, 4 × 47-мм/43, 2 × 37-мм/23, 2 × 7,62-мм пулемёта, 1 × 63,5-мм/20
Минно-торпедное вооружение1 × 381-мм торпедный аппарат
 

Пройденный боевой путь

Во время сражения в “Корейца” попал единственный японский снаряд. В носовой части начался пожар, который потушили в течение 15 минут. Потерь среди личного состава не было. Когда экипаж прибыл в Санкт-Петербург, то офицеры и командование были награждены орденом Святого Георгия 4-й степени, а моряки – соответствующими знаками отличия.

В 1905 году корейцы подняли со дна канонерку и сдали её на лом. Но можно сказать, что боевой путь на этом не закончился, так как в 1906 году был спущен на воду “Кореец-2”. Модернизированная версия оснащалась более мощным вооружением и имела хоть какую-то защиту. В 1915 году данная лодка также была подорвана, чтобы исключить возможность захвата врагами. Случилось это во время сражений за Рижский залив.

Неосуществленные проекты канонерских лодок и плавучих батарей времен Великой Отечественной войны

Состояние судостроительной промышленности в начальный период Великой Отечественной войны полностью исключало любое строительство новых боевых кораблей, в том числе речных. Хотя определенные иллюзии по поводу хотя бы самой примитивной новостройки существовали. Так 24 октября 1941 г. утверждается ОТЗ на проектирование речной канонерской лодки упрощенного типа для реки Волга пр. 214. Ее предполагали построить в корпусе самоходной баржи грузоподъемностью 500 т (водоизмещение — 800 т) с развитой системой водонепроницаемых переборок. Скорость хода оговаривалась в 12 узлов, дальность плавания — 1000 миль, автономность 15 суток, осадка 1,5 м. Бронирование должно было защищать жизненно важные части, в том числе артиллерию, от 7,62-мм пуль на дистанции 200 м, а боевой рубки — от крупнокалиберных пуль на той же дистанции. В этом задании наибольший интерес вызывает предполагаемый состав вооружения. Первый вариант достаточно стандартен: три 152-мм гаубицы-пушки (боезапас 400 выстрелов), четыре 85-мм установки 90-К (боезапас 1200 выстрелов), четыре 12,7 спаренных пулемета и четыре 120-мм съемных миномета (боезапас 600 выстрелов). А вот второй вариант вооружения, кроме минометов, предусматривал две спаренные 127-мм артустановки и шесть 25-мм зенитных автоматов. Здесь речь идет об американской артиллерии, которую мы рассчитывали получить по ленд-лизу. Дальнейшее развитие это задание не получило.

Чуть позже, в январе 1942 г. выдается задание на проектирование самоходной плавучей батареи в корпусе самоходной баржи пр. 211. В мае эскизный проект был готов. Бронирование не предусматривалось, но на корабле появились три дополнительные водонепроницаемые переборки, что повысило живучесть плавбатареи. Погреба боезапаса оснащались системами орошения, затопления, осушения, вдувной и вытяжной вентиляции.

Основные тактико-технические характеристики плавучей батареи пр. 211

Если о закладке новых кораблей в то время ни кто и слушать не хотел, то план достройки кораблей с высокой степенью готовности существовал. Поэтому появилась идея достроить в качестве канонерских лодок эскадренные тральщики пр. 59. Четыре корпуса этих кораблей до начала блокады Ленинграда успели перевести на Волгу. Их достройка по первоначальному проекту исключалась — не было турбин. В конце августа принимается решение об оснащении их дизельной главной энергетической установкой. Но и требуемых дизелей в тот момент не было. В результате 29 октября утверждается ОТЗ на достройку тральщиков пр.59 в качестве канонерских лодок. Главный калибр хотели оставить прежний — две 100-мм установки Б-24, а вот в качестве зенитного опять выступали четыре 25-мм автомата. Кроме этого предполагалось вооружить канлодку четырьмя 160-мм съемными минометами. Все остальные требования соответствовали таковым для проекта упрощенной канлодки для Волги. Единственные отличия, это снижение скорости хода до 10 узлов и увеличение осадки до 1,8 м. Реализовать предложение не смогли. В результате Т-251 и Т-252 так и сгнили на Волге, после войны их разобрали на металл, а Т-253 и Т-255 в 1945 г. вернули в Ленинград, где достроили по пр. 73К с дизелями.

2. Испытания

Канонерская лодка «Гиляк»

Швартовные испытания, назначенные на начало октября 1898 года, были отложены, но 10 октября «Гиляк» был официально введен в строй, все еще находясь у достроечной стенки Нового Адмиралтейства.

14 октября корабль под командованием А. Вильгельмса совершил переход в Кронштадт, направляясь на приемосдаточные испытания в Ревель. Во время перехода обнаружилась сильная течь в таранном отделении, поэтому лодку поставили в кронштадтский док.

2 декабря, после устранения недоделок, лодка вышла из дока, но переход в Ревель был отменен из-за сложной ледовой обстановки в Финском заливе. Швартовные испытания проводились в Кронштадте.

20 мая 1899 года лодку под командованием капитана 2-го ранга В. М. Ларионова включили в состав Отдельного отряда судов Балтийского моря для проведения ходовых испытаний.

1 июня в ходе шестичасового испытания на мерной миле достичь контрактной мощности не удалось.

Особые опасения вызывал сильный (до 6,5°) крен при поворотах на 11-узловой скорости. Командование лодки ставило вопрос о снятии тяжелой башнеобразной мачты, но после специальной серии испытаний с раскачиванием лодки на тихой воде, мачту было решено оставить, но провести дополнительные испытания на Балтике при бурном море перед отправкой корабля на Дальний Восток.

Проведенные 19 июня повторные испытания дали в целом положительные результаты.

Конструкция

Внешние изображения

Конструкция и основные размеры канлодок позволяли перевозить их по железной дороге. Для этого боевая рубка речной канонерской лодки, имевшей необходимые бытовые условия и наибольшие габариты, сделана съёмной.

Самым сложным при проектировании стало бронирование. Требовалось сохранить осадку судов около 0,61 м

Корпус бронировался в зависимости от важности защищаемой части и вероятного угла встречи пули с броней. Применяли хромоникелевую сталь толщиной 6; 5 и 4-3,5 мм, которая не пробивалась остроконечной пулей винтовки Мосина с дистанций 150, 200 и 500 шагов

Ватерлинию защищал бронепояс шириной 381 мм (из них 254 мм над водой). Жизненно важные части — машинное отделение, погреба боеприпасов], подбашенные отсеки, также защищены броней. Броневой пояс у ватерлинии, надводный борт у машинного отделения и обоих погребов с 4-5 мм брони, рубка — 6 мм, палуба у машинного отделения — 3,5 мм, надстройка у машинного отделения — 4 мм, пулеметные башенки — 5. По проекту канлодки должны быть с двумя 76-мм горными пушками образца 1909 года на сконструированных для них установках Брянского завода с башнеподобными щитами, защищавшими с трёх сторон. Но на заводе сделали лишь только около 10 таких установок. Поэтому остальные пушки (значительная часть 76-мм образца 1909 года) установлены на тумбах с «горными» щитами. Башнеподобные щиты толщиной 6 мм, толщина щита 76-мм горной пушки образца 1909 года 3,5-4 мм..

Внешние изображения

В форпике платформа с тумбой пулемета, под которой шкиперское имущество. Затем погреб боеприпасов. Носовой погреб боеприпасов вмещал 100 снарядов на орудие и 6300 патронов на пулемет. В помещении команды были койки, стол, откидные скамьи, шкаф для одежды, пирамида для винтовок. Нижние койки — постоянные с выдвижными ящиками, верхние — подвесные.

В стенах боевой рубки впереди надстройки машинного отделения были щели с броневыми заслонками (передний лист подъемный, на крыше — прожектор). В рубке ручной штурвал, машинный телеграф, переговорные трубы и телефон в моторное отделение и погреба, электрическая звонковая сигнализация в машинное отделение, к пушкам и пулеметам.

Внешние изображения

В машинном отделении были два двигателя «Буффало» по 75-80 л. с., каждый работал на свой гребной винт. Топливо — смесь керосина (70 %) и бензина (30 %). Вспомогательный двигатель электрогенератора обеспечивал освещение, зарядку аккумуляторов и работу радиостанции. Одна общая трюмная и противопожарная помпа также работала от вспомогательного мотора. Также в мотоотделении расходные цистерны топлива и масла и верстак-шкаф для инструментов. Топливо в расходные цистерны перекачивали двумя ручными помпами. Для монтажа и ремонта двигателей крыша машинного кожуха съёмная.

Между моторным отделением и отделением офицера гальюн команды и камбуз, в котором: керосиновая плита «Примус», стол с ящиками для провизии и посуды и полки.

Офицерское помещение из гальюна и каюты, где были: шкаф для одежды, шкаф для документов и штурманского инструмента, диван, стол, кресло. Кроме того, было место установки радиостанции с радиусом 266 км.

Кормовой отсек, кроме пулемета, имел две цистерны топлива и румпельное отделение. Патронный погреб как и носовой.

Во всех переборках были водонепроницаемые люки для подачи патронов и снарядов и перемещения по отсекам под защитой брони.

Канлодку предполагали вооружить двумя 76,2-мм горными пушками образца 1904 года. Позднее они получили 76,2-мм пушки образца 1913 года на палубных тумбах (угол возвышения +30°, горизонтальной наволки носовой пушки 270°, кормовой 300°).

«Варяг» и канонерская лодка «Кореец»: функционал и особенности

Данные боевые корабли были одними из наиболее универсальных во время боевых действий. Конструкция была довольно грамотной, что обеспечивало высокую степень плавучести даже при повреждениях корпуса. Функционал крейсера и канонерки был весьма обширен, но чаще всего они применялись:

  • для обороны берегов и портов;
  • поддержки сухопутных войск;
  • высадки десанта;
  • борьбы с вражеской пехотой и военным флотом;
  • выполнения транспортных функций.

Можно смело говорить о том, что это были уникальные суда.

Такого плана корабли могли реконструироваться в зависимости от цели использования. Так, встречаются небронированные варианты, лодки с бронепалубой и броненосцы. Вполне логично, что использовались они для различных целей. Наибольшее распространение получили бронепалубные канонерки. При небольшой массе они обладали достаточной защитой. «Варяг» (крейсер) и канонерская лодка «Кореец» существенно отличались друг от друга. Вторая была более маневренной и подвижной, обеспечивала оперативную переброску войск при необходимости. Второй же оснащался серьезным вооружением и защитой, что позволяло входить в бой даже с несколькими противниками.

История

Исторически в эпоху парусного флота канонерскими лодками

называли крупные шлюпки или небольшие парусно-гребные суда с установленным на носу одним-тремя крупными орудиями. Впервые введены французами в XVII веке (1646), применялись при бомбардировке Дюнкерка, представляли собой 30-40-вёсельные шлюпки с двумя-тремя большими пушками.

В русском флоте канонерские лодки появились во время войны со Швецией 1788—1790 годов и составляли основу гребного флота. Этот класс судов оказался наиболее эффективным в парусно-гребном флоте. Русские канонерки имели 7—15 пар вёсел, вооружались фальконетами и имели от одного до трёх крупнокалиберных орудий.

В эпоху парового флота канонерка

— артиллерийский корабль для действий на реках, в шхерах, в прибрежной зоне. Могли исполнять функции береговой обороны, обороны портов, эстуариев рек, борьбы с десантом, поддержки своих войск на берегу, поддержки высадки своих десантов и другие вспомогательные задачи (демонстрация флага в колониях, эскорт, перевозка грузов). Могли быть специальной постройки, переоборудованные; броненосные, бронепалубные, небронированные, торпедные (будущие миноноски). В России первые паровые канонерские лодки (так называемые «шестаковки») стали строиться во время Крымской войны, и впоследствии широко применялись как в акваториях морей и океанов, так и в составе речных флотилий.

В России первыми в мире, с 1907 года, на бронированные речные корабли поставили дизельные двигатели. Башенные канонерские лодки типа «Шквал», оснащённые современными крупнокалиберными артиллерийскими системами, с дизельными двигателями мощностью в 1 000 лошадиных сил и радиусом действия до 3 000 миль, показали себя лучшими в мире речными кораблями на то время

История создания канонерской лодки «Гиляк»

Малая канонерская лодка должна была иметь длину не более 52 м, ширину — 9,8 м, осадку не более 2,6 м, что обеспечивало проходимость корабля по мелководным китайским рекам. Вооружение корабля, несмотря на минимальное водоизмещение, должны были составлять четыре 120 мм пушки, четыре 47 мм пушки, четыре 37 мм орудия и одна 63,5 мм десантная пушка системы Барановского, кроме этого, на корабле предусматривалась установка двух торпедных аппаратов.

Рапорт был рассмотрен на заседании Морского технического комитета (МТК) и был передан для реализации проекта малой канонерской лодки старшему кораблестроителю Э.П. Гуляеву. 17 ноября 1892 года начались работы по созданию проекта малой канонерской лодки с общим водоизмещением в 815 т, но с сохранением заявленной осадки в 2,6 м.

В 1894 г. от военно-морского атташе в США капитана 1 ранга Д.Ф. Мертваго поступили сведения о начале строительства серии канонерских лодок типа Альбатрос. К сообщению были приложены подробные чертежи.

Специалисты МТК, внимательно изучив поступивший материал, приняли решение использовать американский проект в качестве прототипа нового корабля. С этого момента работа над созданием проекта «дальневосточной » канонерки начинается практически заново. К концу 1895 года были готовы рабочие и технологические чертежи нового корабля. При общем водоизмещении в 963 т канонерка сохраняла первоначально заданную осадку — 2,6 м, однако за это пришлось расплатиться дальностью автономного плавания (судно брало при бункеровке 70 т угля вместо 130 т предусмотренных ранее) и мощностью вооружения.


Чертеж-схема канонерской лодки «Гиляк»

Теперь артиллерийский комплект лодки включал в себя лишь одно 120 мм орудие, пять 75 мм, четыре 47 мм пушек и столько же 37 мм орудий, кроме этого предусматривалось комплектование корабля двумя 63,5 мм десантными пушками системы Барановского.

В декабре 1895 г. на малом каменном эллинге Нового адмиралтейства начались подготовительные работы к закладке корабля. Общее руководство строительством судна было возложено на младшего судостроителя П.Е. Черниговского. Изготовление и монтирование главных и вспомогательных машин, котлов, холодильников, дымовых и вентиляционных труб, валов и бронзовых гребных винтов было возложено на .

Конструкция канонерской лодки «Гиляк» во многом являлась новаторской для своего времени. На ней впервые в истории русского флота была установлена боевая мачта, а кроме того, первым в русском флоте «Гиляк» получил и новое орудие: пулеметы системы Максима.

Корабль полностью соответствовал проекту и отличался не только неплохой мореходностью, но и был способен к плаванию на мелководных реках.

Железнодорожная береговая артиллерия

Модель железнодорожного транспортёра . Наиболее сильное отличие от реальной установки – окраска. Настоящие камуфлировали, рисуя на бортах сосны. История советских железнодорожных артиллерийских установок (ЖДАУ) началась в начале 1930 года, когда на базе Ленинградского Металлического завода было создано отдельное конструкторское бюро (ОКБ-3) под начальством А. Г. Дукельского, которому было поручено создать проект 356-мм транспортера. Прототипом послужили американские 356-мм транспортеры М1920. Советские установки TM-I-14 были созданы с использованием 356-мм орудий длиной 52 калибра, изготовленных в Англии для заложенных в 1912 году и недостроенных русских линкоров типа “Измаил”. Название изделия означает: “ТМ” – “транспортер морской”; “III” – номер конструкторской разработки; “14” – калибр ствола в дюймах. Кстати, сами артиллеристы в обиходе несколько иначе расшифровывали “ТМ” – как уважительное “Татьяна Михайловна”. В экспозиции музея КБФ представлена модель транспортёра ТМ-III-12, о них и пойдёт дальше речь.

С книги В.И.Брагина “Пушки на рельсах” получила распространение легенда, что для этих установок использовались 305-мм стволы, стоявшие на линкоре “Императрица Мария”. Линкор был головным кораблём черноморской серии дредноутов, но трагически погиб – перевернулся и затонул в Севастополе в 1916 году после взрыва пороховых погребов. Башни поднимали отдельно, уже в советское время, и в 1934 году отдельным их частям нашли применение. Однако научный сотрудник ДВО РАН, историк Владимир Калинин указывает на тот факт, что номера стволов, стоявшие на “Императрица Мария” не совпадают с теми, что установили на трёх транспортёрах ТМ-III-12.
Как пишет в своих воспоминаниях А.Г. Дукельский: “С целью ускорения изготовления установок все качающиеся части станка, механизмы для продувания, механизмы открывания затвора и другие полностью были использованы из числа снятых с затонувшего в свое время на Черном море линейного корабля типа “Мария”.
Несмотря на то, что эти устройства и механизмы пролежали в воде свыше пятнадцати лет, после приведения в порядок путем замены и доделки некоторых деталей они с успехом были использованы. Использованы были также почти все электродвигатели с относящимися к ним приборами после соответствующей замены обмоток, резервуары для сжатого воздуха и пр.”

“Хининец” и “Сивуч”

В состав Балтийского флота в царское время входила самая молодая канонерка – “Хивинец”. Предварительные испытания она прошла успешно. В процессе эксплуатации стойко выдерживала различные неблагоприятные условия. Строился “Хивинец” в 1904-1914 гг., во время укрепления Российского флота. Но конструкция была разработана еще в 1898 году. Так как не было предусмотрено никакой модификации, то такие канонерские лодки, чертежи которых вы можете увидеть в данной статье, имели весьма узкий функционал и не применялись повсеместно. Но довольно длительное время она служила базой для постройки других боевых кораблей. Обусловлено это тем, что она выживала в таких сражениях, в которых другие лодки шли на дно.

“Сивуч” известен своим сражением в Рижском заливе, где в неравной схватке она была уничтожена немецкими линкорами. Случилось это в 1915 году неподалеку от острова Кихну. Немецкие корабли хоть и уничтожили “Сивуч”, но были вынуждены отказаться от дальнейших боевых действий в заливе и отступили. Героизм личного состава сохранил Ригу от немецких захватчиков. Канонерку за её подвиг называли балтийским “Варягом”.

1904 год. Русско-японская война и её последствия для Балтийского флота

В годы русско-японской войны 1904-1905 из состава Балтийского флота формируется Вторая и Третья Тихоокеанская эскадра, а также Дополнительный (он же “догоняющий”) отряд. По раздельности они произведут переход в Тихий океан (около 30 тысяч километров) и 14 мая 1905 года погибнут в Цусимском сражении. После Цусимы возникла необходимость быстрого восстановления хотя бы оборонительных способностей Балтийского флота. Что же сделали предки?

В первую очередь применили относительно недорогое и традиционное балтийское решение – мины. Выразилось это в строительстве минных транспортов «Амур» и «Енисей» (первые минзаги с палубными рельсовыми путями, принявшие названия погибших в русско-японской войне балтийских кораблей, да и построенные по их чертежам). Для тех же целей в минные заградители («Ладога», «Нарова», «Онега») переоборудовали три устаревших броненосных фрегата и транспорт (новое название «Волга»). В случае опасности можно было быстро и эффективно построить “минный забор” в Финском заливе, тем самым в очередной раз спасая столицу от опасности с моря.

Заграничные плавания

После вступления в строй канлодка была отправлена на остров Крит в качестве судна-стационера. 23 сентября 1906 года она вышла из Кронштадта и 8 ноября прибыла в бухту Суда. В феврале 1907 года экипаж канонерской лодки оказывал помощь пассажирам терпящего бедствие у острова Элафонисси австрийского парохода «Кайзерин».

В июне 1912 года была сменена канонерской лодкой «Донец» и ушла на ремонт в Севастополь, получив разрешение турецкого правительства на проход Проливов. В Севастополе канлодка прошла капитальный ремонт корпуса и механизмов с заменой трубок в котлах и установкой кормовой мачты.

Ремонт закончился 17 октября 1912 года, после чего корабль возвратился в Суду. 27 января 1913 года лодка вышла из Греции и 25 апреля 1913 года прибыла в Кронштадт, где была зачислена в состав учебного отряда Морского корпуса.

Подготовка к военным действиям

Военно-морское командование не предполагало мобилизации судов с Волги, так как Волжский речной бассейн был очень далеко от предположительных военных баталий. Такое положение сказалось на подготовке технической документации и проектировании под дальнейшую мобилизацию.

«Н. Щорс» прошел мобилизацию 16 июля 1941 года и прошел реконструкцию в канонерку. После этого военное судно получило другое название – «Щорс». Чтобы перестроить на канонерскую лодку, было отведено 20 суток.

По приказу, необходимо было до 15 августа 1941 года, поставить Щорса в строй. Но так как формируемый экипаж не успел пройти достаточную подготовку, и снабжение вооружением запаздывало, судно было подготовлено только к концу сентября.

На лодку было установлено две 100 мм пушки, две 45 мм (зенитки) и три по 7.62 мм. Произошла полная реконструкция кают. Теперь здесь стало возможным размещение семидесяти двух человек. Такое решение стало возможным благодаря перепланировке кают в два кубрика.

Евгений Бронов

автору

Комплектация экипажа канонерки проводилась из военных (моряков, ходивших на военных кораблях) и гражданских (ходивших по рекам на баржах) лиц. Поднятие флага было проведено 28 августа 41-го года.

Канонерская лодка «Щорс»

Канонерскаялодка «Щорс», начинала свое развитие в 35-ом году в качестве буксирного парохода и имела название – «Н.Щорс». Судно относилось к классу колесных буксиров.

Характеристики

Вот некоторые технические характеристики:

  • длина – 4 м;
  • ширина – 1 м;
  • осадка – 1 м;
  • водоизмещение – 400 т;
  • наибольшая скорость без груза – 18узлов;
  • максимальное расстояние экономичным ходом – 2445 км;
  • в состав экипажа входило – 28 человек.

На судне размещены каюты для команды. Несколько из них над колесами буксирного парохода, предназначались для капитана, стар.пома и механика.

Рекомендуем прочитать: Каковы технические характеристики лодки Ока-4?

«Хининец» и «Сивуч»

В состав Балтийского флота в царское время входила самая молодая канонерка — «Хивинец». Предварительные испытания она прошла успешно. В процессе эксплуатации стойко выдерживала различные неблагоприятные условия. Строился «Хивинец» в 1904-1914 гг., во время укрепления Российского флота. Но конструкция была разработана еще в 1898 году. Так как не было предусмотрено никакой модификации, то такие канонерские лодки, чертежи которых вы можете увидеть в данной статье, имели весьма узкий функционал и не применялись повсеместно. Но довольно длительное время она служила базой для постройки других боевых кораблей. Обусловлено это тем, что она выживала в таких сражениях, в которых другие лодки шли на дно.

«Сивуч» известен своим сражением в Рижском заливе, где в неравной схватке она была уничтожена немецкими линкорами. Случилось это в 1915 году неподалеку от острова Кихну. Немецкие корабли хоть и уничтожили «Сивуч», но были вынуждены отказаться от дальнейших боевых действий в заливе и отступили. Героизм личного состава сохранил Ригу от немецких захватчиков. Канонерку за её подвиг называли балтийским «Варягом».

Примечания

  1. См. Glete (1993), стр. 710–11, где приведены списки европейских военно-морских сил, которые использовали гребные канонерские лодки.
  2. Андерсон (1962), стр. 97–99.
  3. Андерсон (1962), стр.98.
  4. Дэвид Стивен Хайдлер; Жанна Т. Хайдлер (2004). Энциклопедия войны 1812 года . Издательство Военно-морского института. п. 218.
  5. ^ абc Престон (2007), стр. 19–22.
  6. Престон (2007), стр. 26–27.
  7. ^ аб Престон (2007), стр. 28
  8. Престон (2007), стр. 68–69.
  9. Престон (2007), стр. 162–63.
  10. Престон (2007), стр. 122–124.
  11. Престон (2007), стр. 128–129.
  12. Престон (2007), стр.131
  13. Война окончена (сайт), н.о., «Советские бронекатера ВОВ» (3 августа 2016 г.).
  14. Фридман (1987).
  15. «Суда сопровождения и патрулирования», Путеводитель для посетителей , Исторические военно-морские корабли, архивировано с оригинал в 2010-11-23, получено 2010-11-23

Модели

Когда флотилия прочувствовала мощь и выносливость канонерок, было принято решение строить их «для нужд Дальнего Востока». Причем несмотря на то, что перед войной новые экземпляры не заказывались. Первыми прототипами оказались «Храбрый» и «Хивинец».

После модернизации чертежей начали выпускаться лодки типа «Гиляк». Однако они были намного слабее, конструкторы старались усилить такие параметры, как дальность плавания. Но сделать этого не удалось. Поскольку не было и качественного вооружения, канлодки не продолжили строить, равно как и использовать.


Затем появляются «Ардаган» и «Каре». Отличительные особенности этих канлодок заключаются в использовании дизельных энергетических установок. Нефтепродукты в то время являлись самыми доступными видами топлива, поэтому «Ардаган» и «Каре» были экономически выгодными.

Начиная с 1910 года, Морское министерство решается на масштабную модернизацию. Причем это происходит тогда, когда большинство канонерских лодок уже подготовлено к спуску на воду, ведению боевых действий. Принимается решение усилить защиту и артиллерийские орудия. Все это сказывается на осадке. Поэтому больше половины канлодок отправились на реконструкцию. Данный тип получил название «Бурят».

Таким образом, модели канонерских лодок постоянно изменялись, дополнялись современным типом вооружения и оборонными сооружениями. Нет такого военного корабля, который бы являлся их прототипом со времен Российской Империи и до современности.

Канонерка «Бобр»

Канонерская лодка «Бобр» относится к типу Гиляк. Такие корабли предназначались для того, чтобы защищать реку Амур вплоть до Хабаровска. В ее нижнем течении находилось малое количество гарнизонов, им и должна была оказываться артиллерийская поддержка. Поскольку наблюдалась малочисленность объектов, проектирование кораблей основывалось на большой дальности плавания, а также автономности. Однако мореходность в ходе практики оказалась крайне малой.


Ценность канонерских лодок данного типа была минимальной, поскольку вооружению при проектировке не уделялось большого внимания. В ходе Первой мировой войны они использовались в качестве плавательной базы. Конструкциями и прототипами, естественно, они не стали. Будущие корабли переняли от этих лодок только боевые задачи.

«Бобр» был заложен в 1906, спустя год его спустили на воду. В 1908 году канонерка вступила в российский флот. За всю историю своего существования она побывала и у немцев. Ее захватили в 1918 и переоборудовали в плавательную мастерскую. В этом же году лодка была передана Эстонии. Хотя она и была в неисправном состоянии, но числилась в эскадре этой страны.

Канонерская лодка прослужила 21 год, в 1927 ее отправили на слом.

1788 год. Русско-шведская война. Адмирал Грейг

Вернёмся на Балтику, к неугомонным шведам, которые в 1788 году снова стали дерзкими. 21 июня 1788 года 30-тысячная шведская армия под командованием Густава III без объявления войны перешла границу и осадила крепость Нейшлот (ныне – финский город Савонлинна). Этот день вошёл в историю ещё и тем, что комендант неожиданно осажденного Нейшлота, безрукий ветеран, майор Кузмин, на требование о сдаче крепости отвечал: “Я без руки, не могу отворить ворота; пусть его величество сам потрудится”. Шведы так и не сумели взять Нейшлот, лишь разграбили окрестности.
В тот же день король Густав ІІІ потребовал от Екатерины II немедленно разоружить Балтийский флот, отдать шведам Финляндию, отдать туркам полуостров Крым и заключить мир с Турцией (при посредничестве миролюбивых дипломатов Швеции). Причиной обострения смелости стали три фактора:
1) Уверенность в том, что Россия отправила основные силы армии и флота на Чёрном море для войны с турками.
2) Усиленная военная подготовка к реваншу – с 1771 года шведский флот вырос до 23 линейных кораблей, 11 фрегатов, а гребной флот – до 140 кораблей.
3) Поддержка европейских стран: Великобритании, Голландии и Пруссии.

На море же боевые действия начались с того, что были захвачены два крейсирующих русских фрегата, а вот дальше начались неожиданности. По непонятным причинам “Архипелагская эскадра” под командованием шотландца на русской службе адмирала Самуила Карловича Грейга не успела уйти из Кронштадта. Пополнив эту эскадру семью кораблями отряда контр-адмирала Мартына Фондезина (настоящее имя Виллим фон Дезин), Балтийский флот через 4 дня после начала войны вышел в море. 19 июля 1788 года противники вступили в бой у острова Гогланд. Вновь обратимся к книге “Краткая история Русского Флота”: “У Грейга было 17 кораблей, из которых 5 наскоро вооруженных и не имеющих полного комплекта команды, составленной большею частью из вновь набранных неопытных матросов. Шведский же флот, бывший под начальством брата короля генерал-адмирала герцога Зюдерманландского, состоял из 17 кораблей и 7 больших фрегатов с артиллерией, по калибру равной корабельной. Кроме своевременного вполне исправного снаряжения судов, шведы имели около полутора месяца времени для практического обучения своих экипажей.
Неприятельский флот, бывший под ветром от нашего и лежавший левым галсом, держался, как на маневрах, в правильной линии, сохраняя между судами равные интервалы. Между тем, спускавшийся на шведов наш флот сохранял довольно правильный строй только в авангардии и передовой части кордебаталии, за которой в беспорядке шли 8 судов, в большинстве принадлежавшие к отряду Фондезина. Далеко отставшие задние корабли, несмотря на сигналы адмирала, сопровождаемые пушечными выстрелами, не торопились приблизиться к неприятелю.”

Появление в России

В начале 19 века такие лодки появились в России. На первом этапе это были весельные суда, имеющие на своем борту до двух пушек. Со временем, когда судна начали оборудовать паровыми двигателями, у них появились пушки 12-го калибра и пара скорострелок. Первые канонерки, появившиеся в России, были деревянными.

Макет канонерской лодки “Храбрый”

В России, лодок такого типа было не так уж и много. По записям документов 1917 года, Россия имела всего 11 единиц, часть из которых плавала с конца 19 века. Многие канонерки после гражданской войны не вернулись во флот. Самыми стойкими оказались – «Храбрый» и «Хивинец». Более позднее кораблестроение брало за основу конструкционные особенности этих двух канонерских лодок.

Самой старой канонерской лодкой в России, считается – «Храбрый». Лодка прослужила 63 года на Балтике. Вначале ее оснащали тремя пушечными орудиями, но в 1916 году она прошла модернизацию получила установку 5 орудий.

Рекомендуем прочитать: Нужны при права при использовании надувной лодки ПВХ с мотором?

Вторая канонерка «Хевинец», создавалась в качестве пограничного судна. Она в основном стояла в Персидском заливе и имела всего две сто двадцатимиллиметровых пушки. Но здесь условия пребывания для экипажа, были на высоком уровне.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий