«Глубоководная трагедия» К-278 «Комсомолец»
Подводные лодки проекта 685 «Плавник» создавались как подводные охотники на вражеские атомные субмарины, поэтому превосходили все существующие как в США, так и в СССР аналоги.
Для их разработки в Северодвинске был построен колоссальный испытательный комплекс с барокамерами, имитирующими самые разнообразные нагрузки на большой глубине. Габариты комплекса позволяют утверждать, что ничего подобного не существовало ни до, ни после.
Эффективная научная работа позволила построить лодку, на которой 4 августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения в 1027 метров и рекорд глубины подводного выстрела торпедами в 800 метров. На такой глубине субмарины недостижимы для средств обнаружения и вооружения других судов и по сей день.
К сожалению, по истечении третьего плавания лодка затонула, оставшись в памяти как одна из наиболее трагических морских катастроф: несмотря на наличие автономной спасательной капсулы (через которую даже осуществлялся вход), погибли 42 из 69 человек экипажа.
Чтобы предотвратить радиоактивное заражение, пришлось закачать в корпус полимер с хитином (ещё одна уникальная методика). Планируется и подъем остатков лодки. Она лежит на глубине 1650 метров, так что даже исследования её местонахождения рекордны.
Модернизация
По итогам опытной эксплуатации АГС АС-23 был предложен ряд доработок для внесения в проект серийного строительства, после реализации проект получил новое обозначение 18511 (1851.1), шифр «Палтус». По классификации НАТО Paltus — сlass По данному проекту построены два АГС — АС-21 и АС-35.
4 декабря 2012 года появилась информация, что на судостроительном заводе «Звёздочка» в Северодвинске ведутся работы по строительству модернизированной АГС на основе корпуса заложенного в 1990-х годах на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге с адаптацией к новому поколению лодок-носителей типа БС-64 «Подмосковье». Но существует мнение, что на самом деле модернизацию в ходе капитального ремонта проходит АС-23, а 4-го корпуса нет.
АС-21
Заложена 26 декабря 1984 года. Достраивалась по проекту 18511. Спущена на воду 29 апреля 1991 года. Принята 28 декабря 1991 года в состав 29-й БрПЛ КСФ (в/ч 13090) с базированием на губу Оленью (Снежногорск-1). Ответственный сдатчик — Сусленников М. Е., представитель от ВМФ — Михайлов А. И., председатель гос.комиссии — Холод В. В. Первый командир АГС — Грицко М. В.
АС-35
Заложена 20 декабря 1989 года по проекту 18511. Спущена на воду 29 сентября 1994 года. Принята 12 ноября 1995 года в состав 29-й БрПЛ КСФ (в/ч 13090) с базированием на губу Оленью (Снежногорск-1). Ответственный сдатчик — Сусленников М. Е., представитель от ВМФ — Мухин В. М., председатель гос.комиссии — Хмыров В. Л. Первый командир АГС — капитан 1-го ранга Щербаков Ю. А. 22 июля 1996 года успешно завершён последний этап Государственных глубоководных испытаний АС-35. 24 июля 2012 года между НИПТБ «Онега» и ЦС «Звездочка» подписан договор № 92-44/12 по которому предусматривается разработка конструкторско-технологической документации проведения работ на АГС АС-35 непосредственно в транспортном доке ТПД-70. 5 декабря был подписан ещё один договор № 92-20/12 на разработку проекта среднего ремонта заказа зав. № 431 в условиях ОАО «ЦС» Звездочка”.
Дальнейшим развитием проектов атомных глубоководных станций 1851 «Палтус» и 1910 «Кашалот» стал проект 10831 «Калитка».
История русского подводного флота
История подводного флота России начинается еще со времен Российской Империи. Еще в 1834 году Карл Андреевич Шильдер разработал прототип первой подводной лодки. Стоит отметить, что его задумка сильно отличалась от подводной лодки в современном понимании этого слова. На ней не было двигателя, а движение она приводилась мускульной силой экипажа, который использовал для этого специальные механические «ласты», вооружена лодка была пусковыми ракетными установками. Такая лодка могла бы передвигаться под водой около 3 часов, а экипаж составлял 12 человек.
Одну из первых серий русских подводных лодок разработал и воплотил в жизнь конструктор Степан Карлович Джавецкий в 1884 году. Эта серия из 50 лодок представляла нечто наподобие прототипу Карла Шильдера, но работали лодки уже с помощью более современного электродвигателя, став первыми в мире подводными лодками на электрической тяге. На вооружении у каждой из них было по 2 мины, а предназначались они для охраны морских военных крепостей. Прослужили эти лодки до 1886 года.
Официально подводный флот России начал свое существование 19 марта 1906 года, с указа императора Николая Второго.
Уже в 1915 году в состав Балтийского военного подводного флота входили:
- Подлодки типа «Барс» («Вепрь», «Пантера», «Рысь» и т.д.)
- Подлодки типа АГ (АГ-11, АГ-14, АГ-12, АГ-16 и т.д.)
- Подлодки типа Е и С (Е-1, Е-8, Е-9, С-26, С-27, С-32 и т. д.)
- Плавбаза «Амстердам»
Таким образом, уже после 1-ой мировой войны русский подводный флот имел выработанную тактику боевого использования и сложившуюся организацию на случай военных действий.
Большими достижениями отличался русский подводный флот и во времена Советского Союза. В 1919 году подводная русская лодка под командованием А. Н. Бахтина поставила мировой рекорд по времени нахождения под водой — 75 километров она проплыла более чем за одни сутки!
Подводная лодка серии «Декабрист»
Одним из первых проектов кораблестроения в Советском Союзе было строительство шести подводных лодок серии «Декабрист», в котором принимали участие Б. М. Малинин, И. Г. Бубнов, А. Н. Крылов и многие другие советские конструкторы.
За времена СССР в кораблестроении было много успехов, Советский Союз не уступал уровнем разработок в этой области почти ни одному государству мира.
Высокий уровень подводного вооружения поддерживает и сейчас Российская Федерация. Одни из самых значительных разработок кораблестроения современной России как «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах» спустили на воду в 2010-2011 годах. Они являются современными ракетными подводными крейсерами 4-го поколения.
Примечания
- ↑ из разных источников
- ↑ Владимир Иванов. ГРУ контролирует морские глубины. nvo.ng.ru (10 марта 2008). Дата обращения: 10 марта 2013. Архивировано 24 апреля 2013 года.
- Подводная разведка России возьмет вынужденную двухлетнюю паузу из-за выработки ресурса базовой станции. Дата обращения: 21 марта 2016. Архивировано 4 декабря 2016 года.
- ↑ АГС проект 1851 («Нельма»). Дата обращения: 21 марта 2016. Архивировано из оригинала 22 декабря 2016 года.
- ↑ пр.1851 / 18510 / 18511 — X-RAY / PALTUS. Дата обращения: 17 марта 2013. Архивировано 22 марта 2013 года.
- пр.1910 — UNIFORM. Дата обращения: 21 марта 2016. Архивировано 21 декабря 2016 года.
- в некоторых источниках указывается как Ленинградский завод «Судомех»
- сентября — в разных источниках
- АС-23. Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 21 декабря 2017 года.
- Центр судостроения «Звёздочка» возобновил строительство новейшей глубоководной мини-субмарины. Дата обращения: 21 марта 2016. Архивировано 20 марта 2017 года.
- проект возможно называется 18510М «Нельма-М»
- АГС пр.1851 (недоступная ссылка — история). Общественное объединение «Союз инженеров флота». Дата обращения: 10 марта 2013. Архивировано 16 марта 2013 года.
Характеристики и возможности
Лодка получилась очень удачной, хотя при этом и весьма внушительных размеров. Длина «Акул» составила 172,8 м, ширина корпуса 23,3 м, средняя осадка 11,2 м. Для постройки этих исполинов на заводе был специально возведён новый цех № 55, который стал самым большим крытым эллингом в мире.
Основные технические характеристики ТРПКСН проекта 941:
- Скорость (надводная) — 12 узлов;
- Скорость (подводная) — 25 узлов (46,3 км/ч);
- Рабочая глубина погружения — 400 м;
- Предельная глубина погружения — 500 м;
- Автономность плавания — 180 суток (6 месяцев);
- Экипаж — 160 человек (в том числе 52 офицера);
- Водоизмещение надводное — 23 200 т;
- Водоизмещение подводное — 48 000 т;
- 2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый.
Все требования, указанные в тактико-техническом задании, оказались соблюдены. На лодках 941-го проекта смогли разместить 20 больших межконтинентальных баллистических ракет «Р-39». Была предусмотрена возможность одновременного пуска всех ракет залпом. Это было проверено и подтверждено в ходе учений в 1998 году.
Хотя на кораблях данного класса обычно не предусмотрено торпедное вооружение, «Акул» также укомплектовали шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм. Лодка получилась значительно менее шумной, чем ее предшественницы проекта 667. Высокая автономность плавания позволяла лодкам данного типа совершать длительные походы. Большой запас плавучести обеспечивался особенностями конструкции, а прочность корпуса позволяла проламывать льды толщиной до 2,5 м.
Рождение рекордсмена
В Советском Союзе уже были случаи создания образцов техники – рекордсменов. Это и самый большой в мире транспортный самолет АН-22 «Антей» и первый в мире атомный ледокол «Ленин». В военном плане СССР также доставлял американским военным немало хлопот, создавая превосходную военную технику. Советские межконтинентальные баллистические ракеты последнего поколения наводили ужас за океаном. Не отставал в этом плане и военно-морской флот, поэтому самая большая в мире атомная подводная лодка «Акула» не стала для советской страны неожиданностью.
Сравнение размеров
Советский корабль, построенный в начале 80-х годов XX века, остается и в наши дни непревзойденным достижением конструкторской мысли. По многим техническим параметрам новая атомная субмарина по праву считается самым грандиозным советским военным проектом. Уже только технические измерения корабля потрясают воображение, не говоря о стоимости постройки судна таких масштабов. Длина корабля составляет 173 метра, а ширина корпуса составляет 23 метра. Корпус лодки — это стальная сигара величиной с 9-ти этажное здание. Только осадка лодки составляла 12 метров. Такие размеры соответствовали и огромному водоизмещению. Советский подводный ракетоносец имел водоизмещение линкора времен Второй Мировой войны – 50 тыс. тонн.
По водоизмещению АПЛ «Акула» втрое превосходила своего оппонента- подводную лодку типа «Огайо». Если говорить о названии корабля, то советский вариант имеет народное происхождение. Еще на стапелях лодку стали называть акулой. Это сравнение было настолько удачным, что в последствие прижилось в военных и в политических кругах. Впервые на широкой публике новый атомный ракетный крейсер назвал «Акулой» Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.
Первая Акула
Когда появились подводные лодки
Первые подводные лодки появились еще в позапрошлом веке, но толку от них было не так много, и по сути они были нужны только для демонстрации технологий. Уже позже они стали настоящей боевой единицей. Сначала дизельные, потом атомные, но все равно очень опасные. Были даже случаи, когда они применялись не только в военных целях. Например, в первой половине прошлого века они применялись германской армией для того, чтобы топить мирные британские суда. Нельзя не отметить, что целью были именно суда, а не люди, которым давали покинуть корабль, но факт остается фактом.
Первым идею подводных лодок предложил Леонардо да Винчи, но позже он уничтожил свои чертежи, опасаясь ”подводной войны”. Тем не менее, уже в 1578 году англичанин Уильям Боурн описал гренландскую подводную лодку из тюленьих шкур со шноркелем (вытяжная труба), воевавшую в Черном море.
Первые подводные лодки были примерно такими.
В России первые подводные лодки разрабатывались еще при Петре Великом, но их конструкции тоже были далеки от совершенства. А в первый раз в бою подводная лодка применялась в войне за независимость США (1775-1783 гг.) и называлась ”Черепаха”. Правда, она так и не смогла причинить вреда атакуемому судну. Она должна была закрепить мину на днище, но была обнаружена и пришлось взорвать ее просто так, чтобы скрыться.
Вплоть до 1944 года подводные лодки были в основном надводными кораблями. Из-за несовершенства конструкции они не могли надолго уходить под воду и использовали погружение только для того, чтобы пройти опасный участок или подготовить нападение. Уже позже они постепенно начали переходить на более долгое нахождение под водой, а сейчас это вообще не является проблемой, так как запас провизии на борту большой, системы жизнеобеспечения (кислород, переработка и так далее) хорошие, а запаса ядерного топлива хватает на месяцы автономного плавания.
Рискнули бы погрузиться под воду в такой «кастрюле»?
Ракетное преимущество
Использование «Варшавянкой» ракет «Калибр» является её принципиальным отличием от лодок схожих проектов, отметил в беседе с RT доктор военных наук капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков.
«Подводная лодка проекта 636 практически идентична подлодке проекта 877 «Палтус». Главное отличие — это пусковые установки, которые позволяют поставить ракеты «Калибр». Кроме того, на новой подлодке установлено более совершенное поглощающее покрытие, благодаря которому иностранные подлодки не смогут её обнаружить. В Средиземном море такие подлодки смогли обнаружить новейшую британскую субмарину, чем сорвали её участие в ударе по Сирии», — напомнил эксперт.
- Пуск из подводного положения крылатых ракет «Калибр» с подводной лодки «Колпино»
- РИА Новости
В свою очередь, Юрий Кнутов в разговоре с RT отметил, что подлодки смогут уничтожать как наземного противника, так и морского, потому что ракеты «Калибр» могут поражать не только сухопутные и морские цели, но и подводные корабли.
«Но всё же главной целью этих российских подводных лодок Тихоокеанского флота станут американские ракеты средней и меньшей дальности, которые будут размещены на территории Южной Кореи и Японии после распада Договора РСМД», — отметил Кнутов.
По словам эксперта, в дальнейшем на подлодках проекта 636.3 будут применять и другие виды высокоточного оружия, которое в последние годы было разработано в России.
«Ракеты «Калибр», которые могут запускаться с подводного положения, являются основным видом вооружения для подлодок этого класса. Однако намечается переход к универсальным пусковым установкам, которые будут более современными и совершенными, что в перспективе позволит новым подлодкам использовать в том числе и гиперзвуковые ракеты «Циркон», — заключил Юрий Кнутов.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.
Подводные базы глубоководных аппаратов
О ряде подводных лодок СССР и России известно не больше, чем о «Лошарике», впервые сфотографированном совершенно случайно спустя 27 лет после закладки: это переделанные из серийных АПЛ подводные лодки, предназначенные для несения глубоководных аппаратов.
Таких субмарин известно немного:
- проект 09774 КС-411 «Оренбург», в прошлом лодка проекта 667А «Навага»
- проект 09786 БС-136 «Оренбург», переделанная из 667БДР «Кальмар»
- проект 1910/19100 «Кашалот» из субмарины проекта 675
- проект 09787 БС-64 «Подмосковье», построенная как АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин»
Все они лишены вооружения и дополнены секретным оборудованием, назначение которого не определено даже военными специалистами.
Вероятно, БС-136 и БС-64 является основным носителем «Лошарика» и его грядущей беспилотной смены «Клавесин-2Р-ПМ», а КС-411 «Оренбург» — беспилотника проекта 18511 «Палтус».
Но свои тайны самые засекреченные суда хранят надежно.
Сравнение размеров
«Акулы» получились поистине колоссальными. Очень сложно представить этих гигантов в реальности. Для этого можно сравнить габариты лодки с привычными простому человеку объектами. Так, например, высота «Акулы» сопоставима с высотой 9-ти этажного дома. Их даже иногда называют «девятиэтажками». Длина лодки в полтора раза больше футбольного поля. А если поставить её на Красную площадь, то «Акула» займет почти всю ее длину.
Сравнительные размеры ТРПКСН проекта 941 и Красной площади
Современные подводные лодки 4-го поколения имеют однокорпусную конструкцию и, соответственно, гораздо более скромные размеры. От конструкторов 5-го поколения также требуют дальнейшего уменьшения габаритов. Вполне вероятно, мир уже никогда не увидит субмарин крупнее «Акулы», и право называться «самой большой подлодкой в мире» так и останется за ней. Но кто знает, какие задачи будут стоять перед подводными лодками, например, через двести лет?
Новое поколение
Большое внимание командование ВМФ уделяет строительству неатомных подлодок четвёртого поколения. Речь идёт о проекте 677 «Лада»
На текущий момент в опытной эксплуатации находится подлодка «Санкт-Петербург». До 2021 года ВМФ должен получить «Кронштадт» и «Великие Луки». Причём субмарина «Кронштадт» уже была спущена на воду в сентябре 2018 года и в течение 2019-го должна выйти на испытания.
В ближайшее время Минобороны планирует подписать контракт на строительство ещё двух субмарин. Предполагается, что в будущем подлодки проекта 677 должны составить основу неатомного подводного флота России. Также РФ готова поставлять «Ладу» зарубежным партнёрам в модификации «Амур-1650».
Также по теме
«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России
В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…
Длина «Лады» — 67 м, ширина — 7 м, скорость — 21 узел (39 км/ч), водоизмещение — 1,7 тыс. т, глубина погружения — 300 м, автономность — 45 суток, экипаж — 35 человек. Подлодка способна выполнять задачи как в прибрежной зоне, так и на просторах Мирового океана.
Как и «Варшавянка», субмарина проекта 677 вооружена ракетным комплексом «Калибр-ПЛ» и оснащена шестью торпедными аппаратами. Однако «Лада» превосходит предшественницу по показателям малошумности и автоматизации. Подлодка оснащена уникальной системой боевого управления «Литий».
«Отличительными особенностями подводных лодок проекта 677 по сравнению с подводными лодками предыдущего поколения являются возможность ведения залповой ракетной стрельбы по морским целям и улучшенные характеристики радиоэлектронного вооружения», — говорится в материалах Минобороны РФ.
Субмарины проекта 677 будут совершенствоваться в процессе производства.
Данный агрегат разрабатывают три предприятия: ЦКБ МТ «Рубин», МКБ «Малахит» и Крыловский государственный научный центр (КГНЦ). По информации Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), ВНЭУ будут оснащены и «Лада», и субмарины пятого поколения, получившие шифр «Калина».
Как заявил ранее глава ОСК Алексей Рахманов, перспективная подлодка получит ряд преимуществ, которыми сейчас обладают ракетные крейсера стратегического назначения. Предполагается, что субмарина будет вооружена гиперзвуковым ракетным комплексом «Циркон».
- Спуск на воду подлодки «Кронштадт»
По словам генерального директора ЦКБ МТ «Рубин» (разработчика «Калины») Игоря Вильнита, все ведущие мировые державы стремятся уменьшить габариты подлодок, увеличить их скорость, автоматизировать управление и минимизировать расходы на эксплуатацию.
В беседе с RT доктор военных наук Константин Сивков сообщил, что с большой вероятностью «Калина» будет широко использовать разнообразные робототехнические средства для проведения разведки, нанесения ударов и преодоления минных заграждений. Также эксперт полагает, что отечественную подлодку пятого поколения оснастят комплексом «Циркон» или усовершенствованным вариантом «Калибра».
Михаил Тимошенко придерживается несколько иной точки зрения. По его словам, применение подводных беспилотных аппаратов будет носить более ограниченный характер из-за отсутствия соответствующих систем управления, особенно на дальних расстояниях. С большой вероятностью отечественные инженеры сосредоточатся на том, чтобы избавить подлодки от необходимости подниматься на поверхность, считает эксперт.
«На мой взгляд, неатомная подлодка пятого поколения должна быть оснащена литиево-ионными батареями. Они относительно компактные, в отличие от ВНЭУ. Их использование должно сделать подлодку полностью электрической, так как дизель всё равно создаёт шум. Однозначно увеличится дальность и автономность. Прогресс в развитии неатомного флота усилит боевые возможности ВМФ и позволит ему эффективно взаимодействовать с крейсерами стратегического назначения», — подытожил Тимошенко.
* «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.
Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»
Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.
Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.
Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.
О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.
Особенности конструкции подводного ракетоносца проекта 941
Для непосвященных, лодка представляет собой огромную стальную сигару китообразной формы
Однако для специалистов особое внимание вызывают не столько размеры корабля, сколько его компоновка. Субмарина имеет двухкорпусную схему
За внешней оболочкой легкого корпуса, изготовленного из стали, находится сдвоенный основной прочный корпус. Другими словами – внутри лодки имеется два отдельных корпуса, расположенных параллельно друг другу по схеме катамаран. Прочные корпуса изготовлены из титанового сплава. Торпедный отсек, центральный пост и кормовой механический отсеки на корабле помещены в закрытые отсеки, капсулы.
Пространство между двумя прочными корпусами заполнено шахтными пусковыми установками в количестве 20 штук. Боевая рубка смещена к хвостовой части лодки. Вся передняя палуба представляет собой одну большую стартовую площадку. Такое расположение пусковых установок предполагает возможность одновременного пуска всего боезапаса. При этом пуск ракет должен осуществляться с минимальным временным интервалом. Советский ракетоносец способен осуществлять пуски ракет из надводного и из подводного положения. Рабочая глубина погружения для осуществления пуска составляет 55 метров.
Корабль имеет 19 отсеков, каждый из которых имеет сообщение с другими. В легком корпусе носовой части лодки установлены горизонтальные рули. Боевая рубка имеет усиленную конструкцию, специально рассчитанную на экстренное всплытие корабля в условиях наличия сплошного ледового щита на поверхности. Повышенная прочность является основной отличительной особенностью советских ракетоносцев III поколения. Если американские АПЛ типа «Огайо» строились для патрулирования в чистых водах Атлантики и Тихого океана, то советские подводные лодки главным образом действовали в акватории Северного Ледовитого океана, поэтому и конструкция корабля создавалась с запасом прочности, способным преодолевать сопротивление ледового панциря 2-х метровой толщины.
Сердцем атомохода является два ядерных реактора ОК-650ВВ суммарной мощностью 380 МВт. В движение субмарина приводится уже посредством работы двух турбин мощностью 45-50 тыс. л/с каждая. Такой огромный корабль имел и соответствующего размера гребные винты – 5,5 м в диаметре. В качестве резервных двигателей на лодке были установлены два дизель-генератора мощностью 800Вт.
Гребные винты
Атомный ракетоносец в надводном положении мог развивать скорость хода 12 узлов. Под водой субмарина водоизмещением уже в 50 тыс. тонн могла двигаться со скоростью 25 узлов. Рабочая глубина погружения составляла 400 м. При этом лодка имела некоторый запас критической глубины погружения, составляющие еще дополнительные 100 м.
Экипаж
Кораблем таких больших размеров и с такими ТТХ управлял экипаж численностью 160 человек. Их этого числа треть приходилась на офицерский состав. Внутренние жилые помещения на подводной лодке были оборудованы всем необходимым для длительного и комфортного проживания. Офицеры и мичманы обитали в 2-х и 4-х местных комфортабельных каютах. Матросский и старшинский состав проживали в специально оборудованных кубриках. Все жилые помещения на лодке обслуживались системой кондиционирования воздуха. Во время длительных походов экипаж корабля, свободный от боевой смены, мог проводить время в спортивном зале, посещать кинотеатр и библиотеку. Следует отметить, автономность корабля превышала все существующие до этого времени нормативы — 180 суток.
Убийца авианосцев проекта 949А «Антей»
Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок, создаваемых для уничтожения самых больших надводных кораблей — авианосцев, охраняемых не только массой судов поддержки, но и большим числом носимой авиации.
Столь сложную задачу инженеры решили превосходно. Расстояние в 3,5 метра между легким и прочным корпусами «Антеев» обеспечивает значительный запас плавучести, до 30 % и даёт защиту от подводных взрывов. Случайная торпеда не выведет лодку из строя.
Лодки этого типа несут по 72 противокорабельных сверхзвуковых ракеты П-800 «Оникс» или 24 П-700 «Гранит». Именно для них спроектирована и гиперзвуковые ракеты «Циркон», ставшие «ужасом океанов», от которого пока не существует защиты.
Даже авианосная группа может перехватить только 1-5 «Ониксов», которые лодки проекта 949 способны запускать залпом, многократно превышающим это число. Что будет с «Цирконами», не нужно даже гадать.
К этому классу относится ещё одна трагедия флота: катастрофе АПЛ К-141 «Курск» сопереживал каждый житель России не только во время показа одноименного фильма.
Как устроена подводная лодка ”Тайфун”
Лодка имеет просто огромные размеры. Длина ее составляет 173 метра, а ширина 23 метра. При этом полное водоизмещение составляет почти 50 тысяч тонн (втрое больше, чем у американского ”аналога”). Конструкция сделана немного нестандартной и вместо обычного параллельного расположения двух прочных корпусов, она имеет герметичные отсеки капсульного типа. Они созданы для торпедного отсека и центрального поста, а также примыкающего к нему отсека радиотехнического вооружения.
«Акула» отдыхает в порту.
Всего в лодке 19 отсеков, которые соединены между собой, а на случай всплытия из-под тощи льда носовая часть рубки была значительно усилены. Вокруг рубки предусмотрены специальные листы для того, чтобы ей не угрожал даже толстый слой льда.