А|Б|В|Г|Д|Е|Ё|Ж|З|И|К|Л|М|Н|О|П|Р|С|Т|У|Ф|Х|Ц|Ч|Ш|Щ|Э|Ю|Я
Используемые сокращения
АПЛ — атомная подводная лодка
АПКР – атомный подводный крейсер
АСУ — автоматизированная система управления
АУ — артиллерийская установка
БИУС — боевая информационно-управляющая система
БМД — боевая машина десантная
БМП — боевая машина пехоты
БМПТ — боевая машина поддержки танков
БОПС — бронебойный оперенный подкалиберный снаряд
БП — бронепробиваемость
БПЛА — беспилотный летательный аппарат
БПК – большой противолодочный корабль
БПС — бронебойный подкалиберный снаряд
БРМ — боевая разведывательная машина
БРПЛ — баллистическая ракета подводной лодки
БРЭМ — бронированная ремонтно-эвакуационная машина
БЦВМ — бортовая цифровая вычислительная машина
ВВП — вертикальный взлёт и посадка
ВПП – взлётно-посадочная палуба
ВПП — взлётно-посадочная полоса
ГАС — гидроакустическая станция
ГСН — головка самонаведения
ГЧ (БЧ) — головная часть (боевая часть)
ДРЛО — дальнее радиолокационное обнаружение
ЗАС — засекречивающая аппаратура связи
ЗПРК — зенитный пушечный ракетный комплекс
ЗРВ — зенитно-ракетные войска
ЗРК — зенитный ракетный комплекс
ЗСУ — зенитная самоходная установка
ЗУР — зенитная управляемая ракета
ИСЗ — искусственный спутник Земли
КАБ — корректируемая авиационная бомба
КВ — короткие волны
КИК — командно-измерительный комплекс
КИК – корабль измерительного комплекса
КП — командный пункт
КР — крылатая ракета
КРВБ — крылатая ракета воздушного базирования
КРМБ — крылатая ракета морского базирования
КРНБ — крылатая ракета наземного базирования
КСА — комплекс средств автоматизации
КСП — комплекс средств преодоления
КУВ — комплекс управляемого вооружения
КШМ — командно-штабная машина
МБР — межконтинентальная баллистическая ракета
МПК – малый противолодочный корабль
МТЛБ — многоцелевой тягач лёгкий бронированный
ЛТЦ — ложные тепловые цели
НАР — неуправляемая авиационная ракета
НУРС — неуправляемый реактивный снаряд
ОТРК — оперативно-тактический ракетный комплекс
ОДАБ — объёмно детонирующая авиационная бомба
ОФС — осколочно-фугасный снаряд
ПВО — противовоздушная оборона
ПЗРК — переносной зенитный ракетный комплекс
ПИК МО СССР – Плавучий измерительный комплекс Министерства обороны СССР
ПКП — подвижный командный пункт
ПКР — противокорабельная ракета
ПЛ — подводная лодка
ППС — поисково-прицельная система
ППК — поисково-прицельный комплекс
ПРЛР — противорадиолокационная ракета
ПРО — противоракетная оборона
ПСКР — пограничный сторожевой корабль
ПСК — пограничный сторожевой катер
ПТН — пост технического наблюдения
ПТРК — противотанковый ракетный комплекс
ПТУР — противотанковая управляемая ракета
ПУ — пусковая установка
ПУС — приборы управления стрельбой
РК — ракетный комплекс
РКР – ракетный крейсер
РЛК — радиолокационный комплекс
РЛС — радиолокационная станция
РЛПП — радиолокационный прожекторный пост
РН — ракета-носитель
РПКСН – ракетный подводный крейсер стратегического назначения
РСЗО — реактивная система залпового огня
РТВ — радиотехнические войска
РТР — радиотехническая разведка
РЭБ — радиоэлектронная борьба
РЭП — радиоэлектронное противодействие
РЭР — радиоэлектронная разведка
САУ — самоходная артиллерийская установка
СВ — спецвычислитель
СВП — судно на воздушной подушке
СДВ — сверхдлинные волны
СКР – сторожевой корабль
СУО — система управления огнем (оружием)
ТОС — тяжёлая огнемётная система
ТРС — тропосферная радиорелейная связь
УКВ — ультракороткие волны
УР — управляемая ракета
УРС — управляемый реактивный снаряд
ФАР — фазированная антенная решётка
ЭМИ — электромагнитный импульс
ЯБЧ — ядерная боевая часть
Эксплуатация атомных подводных лодок
Сухой док для обслуживания АПЛ типа «Огайо»
Появление атомных подводных заставило пересмотреть применение и ремонт подобных типов судов: их подводная часть имеет неподходящие для обычных портов габариты, а реакторы опасны.
Учитывая, что большая часть задач связана с длительным скрытным применением у берегов вероятного противника, поход так же должен начинаться в потайном месте — иначе лодки можно будет отслеживать с начала пути.
Аналогичные рассуждения, необходимость защиты АПЛ от вероятного удара противника, необходимость защиты окружения от возможных проблем с реакторами/вооружением привели к появлению уникальных закрытых баз размером с мегаполис.
Схема подземной базы атомных подводных лодок в Балаклавской бухте
Первая появилась в Балаклавской бухте, заняв собой колоссальную площадь отдельными помещениями, связанными туннелями и каналами: ракеты отдельно, боеголовки отдельно, лодки отдельно.
Ремонт — так же в спецзонах, так как 1-3 поколению лодок требовалась не только замена топлива, но и замена активной зоны реактора. Аналогичные комплексы были созданы уже над водой для каждого океанского флота: в Северодвинске, в Заполярье, в бухте Чажма.
АПЛ США повезло больше: военно-морская база Кингс-Бей вместила всю необходимую инфраструктуру, включая учебные центры и заводы по модернизации в одном месте с погодными условиями, исключающими проблемы во время ремонтных или погрузочных работ.
Российская база подводных лодок
Специализированные базы используются только для длительных остановок АПЛ, ремонта и погрузки ядерных материалов. Все остальное время атомные субмарины снабжаются с плавучих причалов (СССР), судов снабжения (Россия и США), оставаясь почти все время в открытом море.
Современные многоцелевые лодки часто используют обычные военно-морские порты для короткого базирования, уходя на специальные базы только при необходимости — вероятность радиоактивного загрязнения среды при их эксплуатации низкая.
В каких случаях компенсация за временную нетрудоспособность не начисляется?
Есть несколько случаев, при которых работник, который стал временно нетрудоспособным, не получает компенсацию за это. К таким случаям относится следующее:
- Если работник получил временную нетрудоспособность в тот период, когда был отстранён от работы с сохранением или без сохранения заработной платы. Например, в случае вынужденного прогула. Если он заболел во время прогула, то больничный не начисляется.
- В случае, если работник был отстранён от работы без сохранения заработной платы. Например, если он не допущен на рабочее место из-за того, что не прошёл подготовку. Если работник заболеет в эти дни, то больничный ему не полагается.
- Если работник заболел во время заключения под стражу в рамках административного или уголовного дела, а также во время предварительных мероприятий, например, судебно-медицинской экспертизы.
- Если работник заболел во время производственного простоя.
Общее устройство современной АПЛ
Ракетонесущий атомный подводный крейсер проекта 941 «Акула» в разрезе
Среднестатистическую подводную лодку, бороздящую Мировой океан прямо сейчас, можно описать единой концептуальной схемой. Отдельные агрегаты и линии могут меняться, но сама идея остаётся неизменной с семидесятых годов.
Большинство российских субмарин используют два корпуса (отдельные капсулы в общем) – внутренний из мягкого и прочного титана и внешний из маломагнитной стали. Американские используют один многослойный корпус, разделенный переборками. Как и 50 лет назад.
Между корпусами (у АПЛ США – в общем объеме) расположены ёмкости для воды. При их заполнении лодка опускается, откачка поднимает судно на поверхность. Цистерны можно заполнять одновременно или по-очереди.
Кроме основных, есть так называемые дифферентные цистерны: их заполняют для выравнивания лодки после загрузки и при движении груза. Эта система работает все время, даже под водой при горизонтальном движении.
Многоцелевая АПЛ класса «Вирджиния» ВМС США
Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого).
Переборки между отсеками рассчитаны на давление в 10 атмосфер и сообщаются люками, которые можно герметизировать, если это необходимо. Не все отечественные атомные субмарины имеют так много отсеков.
Для справки: многоцелевая АПЛ проекта 971, например, разделена на шесть отсеков, а новый ракетоносец проекта 955 — на восемь.
Как устроена подводная лодка ”Тайфун”
Лодка имеет просто огромные размеры. Длина ее составляет 173 метра, а ширина 23 метра. При этом полное водоизмещение составляет почти 50 тысяч тонн (втрое больше, чем у американского ”аналога”). Конструкция сделана немного нестандартной и вместо обычного параллельного расположения двух прочных корпусов, она имеет герметичные отсеки капсульного типа. Они созданы для торпедного отсека и центрального поста, а также примыкающего к нему отсека радиотехнического вооружения.
«Акула» отдыхает в порту.
Всего в лодке 19 отсеков, которые соединены между собой, а на случай всплытия из-под тощи льда носовая часть рубки была значительно усилены. Вокруг рубки предусмотрены специальные листы для того, чтобы ей не угрожал даже толстый слой льда.
Что такое меры социальной поддержки по ПНО?
Когда пытаешься разобрать эту многословную фразу «меры социальной поддержки по ПНО», то первое, что приходит в голову — это попробовать расшифровать аббревиатуру «ПНО». Любой поисковик нам подсказывает, что ПНО — это постоянное налоговое обязательство. И от этой расшифровки стало ещё более непонятно.
Но на самом всё не так сложно, как кажется. Платёж с пояснением «меры социальной поддержки по ПНО» — это ни что иное, как пособие по временной нетрудоспособности. Если вы в последнее время или прямо сейчас являетесь временно нетрудоспособным, не можете пойти на работу, и оформили этот факт документально, то переживать не о чём — это деньги в пользу компенсации вашего состояния. Говоря простыми словами — это выплата за больничный.
Меры социальной поддержки по ПНО или платёж в счёт компенсации временной нетрудоспособности работника может приходить по следующим случаям:
- Если работник утратил возможность посещать рабочее место и выполнять свои функции из-за полученной травмы или заболевания.
- В случае, если у работника появилась необходимость ухаживать за членом семьи, который заболел и сам себе оказать помощь не может.
- Если работник или его ребенок возрастом до 7 лет отправлен на карантин.
- Если работнику было осуществлено протезирование.
- В случае, если работник проходит курс реабилитации на курортах и в санаториях после того, как прошёл амбулаторное лечение.
Если вы получили платёж с обозначением «меры социальной поддержки по ПНО», значит вы попадаете под одну из вышеперечисленных категорий.
История проекта 955 «Борей»
История создания советских подводных лодок четвертого поколения началась еще в далеком 1978 году. Под руководством главного конструктора Здорнова в ЦКБ «Рубин» началась разработка проекта 955 «Борей» (по классификации НАТО «Dolgorukiy» или «Borei») — советской атомной подводной лодки четвертого поколения. Новая подлодка должна была относиться к классу подводных ракетоносцев, иметь подводное водоизмещение 29 тысяч тонн, корпус длиной 170 метров, подводную скорость 29 узлов и глубину погружения до 400 метров.
АПЛ проекта 955 должны были заменить морально устаревшие корабли 941 проекта «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин». Лодку планировали вооружить твердотопливными баллистическими ракетами, сначала для этой цели специально разрабатывалась ракета «Барк», но до стадии серийного производства ее так и не смогли довести, и было принято решение вместо нее вооружить новые лодки ракетами Р-30 «Булава». Поэтому начиная с 1998 года подводные лодки проекта 955 переделывались под новый ракетный комплекс.
Вообще, следует сказать, что судьба проекта «Борей» складывалась непросто. Изначально АПЛ проектировались под одну ракету с определенными габаритами, затем ракетный комплекс был заменен. Основным оружием ракетного подводного крейсера стратегического назначения являются именно межконтинентальные баллистические ракеты, и без них он будет как орудие без снарядов. В 1998 решили отказаться от создания ракет «Барк» и был объявлен конкурс на разработку новой твердотопливной ракеты. Победителем конкурса стал Московский институт теплотехники.
Например, специальные виды металлопроката изготавливал Запорожский металлургический завод, после 1991 года поставки прекратились.
Но несмотря на все трудности, строительство первой лодки проекта 955 «Борей» было возобновлено уже в 2000 году. Корабелы шли на различные ухищрения, в дело пошли даже части недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Кугуар». «Юрия Долгорукого» планировали сдать в 2006 году, а в 2004 была заложена вторая атомная подводная лодка того же проекта – «Александр Невский». Параллельно строительству лодок шли работы над созданием их оружия – новой твердотопливной ракеты.
В 2005 году было закончен корпус подводной лодки, в 2006 году был заложен третий ракетоносец того проекта, «Владимир Мономах». В 2008 году «Юрий Долгорукий» был спущен на воду, был запущен его ректор, а в следующем году начались швартовые и ходовые испытания лодки. Эта субмарина стала первым реализованным российским проектом АПЛ четвертого поколения.
По состоянию на май 2011 года было известно, что, начиная с 4-го корпуса подлодок проекта 955 «Борей» (условно пр. 09554), будет изменяться форма корпуса лодки, которая станет ближе к изначально задуманному облику субмарин. Вероятно, данные лодки будут строиться без использования задела, который остался от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказаться от двухкорпусности.
Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.
Принципиальное устройство подводной лодки
Любой подводный аппарат действительно очень похож на звездолёт: плотная среда, склонная к турбулентности при малейшем возмущении, заставляет разработчиков применять сложные формы для оптимизации движения.
Классическая подводная лодка с дизельным или дизель-электрическим агрегатом заимствует многое от надводных кораблей современного типа: есть палуба и остеклённая рубка и даже ватерлиния, разделяющая корпус на 2 части: надводную и подводную.
Такая лодка большую часть времени — при долгих морских переходах, «на марше», — находится в надводном положении; под водой проходит только скрытное выполнение задачи.
Рубка когда-то использовалась по назначению
Кроме внешнего («легкого») корпуса для формирования обводов, подводная лодка имеет внутренний («прочный») корпус, который и выдерживает возрастающее с глубиной забортное давление воды.
Для движения дизельных лодок под водой придумали шноркель — трубу, которая позволяет двигателю забирать воздух, необходимый для его работы, над поверхностью воды.
Палуба сохранилась и на современных атомных подводных лодках
Она позволяет увеличить продолжительность подводного хода, но для его реализации требуется достаточно низкая скорость, отсутствие волнения и небольшая глубина погружения.
Для больших глубин используются аккумуляторы, заряжающиеся от дизельного движителя во время его работы.
Силовая установка атомной подводной лодки: реактор, турбина и электродвигатель
Базовый принцип работы атомного реактора
Главный агрегат, отличающий атомную от дизельной лодку — реактор. В зависимости от его типа, может варьироваться тип привода.
В типичном двигателе с ядерным реактором охлажденная вода под давлением попадает внутрь корпуса реактора, содержащего ядерное топливо. Нагретая вода выходит из реактора, превращается в пар и вращает лопасти турбины.
Вал турбины подключается к валу электродвигателя через редуктор для более эффективного преобразования энергии в электрическую.
В свою очередь, вал электродвигателя при помощи механизма сцепления соединяется с гребным валом. Одновременно с этим часть электроэнергии запасается в бортовых аккумуляторах.
Рабочий отсек АПЛ
Переход энергии молекул пара в кинетическую энергию лопаток приводит к конденсации пара обратно в воду, которая вновь поступает в реактор.
От чего зависит автономность АПЛ?
Атомные подводные лодки и суда сопровождения
Появление ядерного реактора и увеличение объема корпуса подводных лодок после появления атомного реактора на борту позволили кратно в сравнении с дизельными субмаринами увеличить полезную нагрузку.
Вместе с тем — и длительность автономного хода. Считается, что продолжительность автономного похода, как называется одиночное плавание АПЛ, может достигать полугода: примерно столько занимает задача патрулирования берегов вероятного противника.
Причем многие из современных АПЛ до половины этого времени способны находиться под водой. И весь срок не пополнять запасы ни с берега, ни с судов поддержки.
Тем не менее, средний срок похода подводного флота всех государств составляет около 2-3 месяцев.
В зоне отдыха АПЛ проекта 941
Из них не менее четверти времени проходит в надводном состоянии, и не менее половины — в прямой близости с кораблями огневой поддержки и судами снабжения, которые объединяются с АПЛ в единую боевую (патрульную/учебную) группу.
Срок похода ограничивается исходя из опыта эксплуатации, на котором основан запас питания, фильтров для получения пресной воды и чистого воздуха.
Дело в том, что основной сдерживающий фактор длительных автономных походов АПЛ — психологический. Человеку слишком тяжело долгое время находится в замкнутом пространстве узким коллективом.
Кроме того, плавание атомной субмарины требует постоянного контроля и множество типовых работ, расслабляться некогда. В противном случае существовали бы суда, годами находящиеся под водой.
Российский беспилотник Орлан-10. Фото и характеристики
Полет «Орлана»
Полное «имя» аппарата – многофункциональный беспилотный комплекс, отметивший, кстати, в этом году свое пятилетие. Альма матер «Орлана-10» — санкт-петербургское предприятие «Специальный технологический центр». Основных элементов комплекса три – сам беспилотник, пункт управления и стартовый комплекс.
Его летно-технические параметры в полной мере соответствуют объему выполняемых им задач. Он легок – всего около 15 кг, что не мешает ему нести полезную нагрузку до 5 кг на скорости от 90 до 150 км/ч. Очень важен для воздушного разведчика параметр – продолжительность полета. И с этим все в порядке. За 16 часов БПЛА «Орлан-10», управляемый с пульта оператора, поднимается ввысь до 5 и пролетит 120 км. В автономном режиме этот показатель увеличивается в 5 раз.
Масса на взлете | 14 кг |
Масса нагрузки | до 5 кг |
Двигатель | внутреннего сгорания (бензин А-95) |
Метод старта | с катапульты |
Метод посадки | на парашюте |
Скорость | 90-150 км/ч |
Длительность полета | 16 ч |
Дальность полета | до 120 км при дистанционном управлении (до 600 км в автономном режиме) |
Высота полета | до 5000 м |
Допустимая температура эксплуатации (у земли) | от −30 до +40 °C |
«Орлан-10» очень неприхотлив и надежен, благодаря двигателю внутреннего сгорания, работающему на 95-м бензине. Его «аэродром» – простая разборная катапульта. Завершив свой полет, беспилотник возвращается на землю в определенное место с помощью парашюта.
Особого внимания заслуживает наземный комплекс «Орлана». Его максимальная нагрузка – звено из четырех летательных аппаратов «Орлан-10». Если возникнет необходимость в мощной беспилотной группировке, то предусмотрена возможность создания разветвленной локальной командной сети в составе 30 операторов.
«Орлан-10» летит по заданному маршруту под управлением автопилота. Функции оператора заключаются в корректировке полетного задания или маршрута, управлении аэрофотосъемкой или полезной нагрузкой. Для этого задействован специальный канал связи, по которому команды управления передаются на борт «Орлана» в онлайн режиме.
Малоизвестная история
Идею своего великого соотечественника подхватил Чарльз Кеттеринг, военный инженер армии США, предложивший (так и нереализованный) проект беспилотного летательного аппарата. В нужный момент с помощью часового устройства он должен был сбросить крылья и превратиться в авиабомбу.
Собственные проекты были у Великобритании и Германии. Последняя в годы Второй мировой войны отличилась созданием управляемых бомб и серийным производством КР «Фау-1» и «Фау-2». Советским вкладом в историю беспилотной авиации стали разработки авиаконструктора В. В. Никитина – планер-торпедоносец и беспилотная летающая торпеда.
От сверхзвуковых крылатых ракет к мирным беспилотникам
Не сидели сложа руки и американцы. Наиболее плодотворным оказался период вьетнамской войны, где их беспилотники занимались фоторазведкой, радиоэлектронной борьбой, ретрансляцией радиосвязи, а также имитацией воздушных целей. Стоит отметить хорошо зарекомендовавший себя БПЛА 147Е.
Громко заявил о себе Израиль. Во время арабо-израильского конфликта в 1973 году с помощью своих беспилотников IAI Scout и Mastiff ВВС Израиля эффективно вскрывали систему ПВО противника и эффективно уничтожали ее.
Однако войны начинались и заканчивались и постепенно приходило понимание того, что БПЛА могут успешно трудиться и на мирном поприще. За последние 2-3 десятилетия беспилотные дроны научились проводить экологический мониторинг, поддерживать сетевые коммуникации и контролировать морское судоходство. Современные технологии сделали их более компактными, дешевыми и технически оснащенными, многократно увеличив их потенциал.
Какой может быть выплата по временной нетрудоспособности
Размер платежа с пояснением «Меры социальной поддержки по ПНО» строго регламентирован законодательством. Так, эта сумма представляет собой процент от средней зарплаты работника:
- При стаже менее 5 лет начисляется 60% от среднего заработка.
- Если стаж работника 5-8 лет, то компенсация по временной нетрудоспособности будет составлять 80%.
- При стаже свыше 8 лет начисление равно 100% от средней заработной платы.
Если работник претендует на пособие по временной нетрудоспособности в течение 30 дней после завершения трудового договора, то ему начисляется 60% от средней зарплаты, независимо от стажа.
Пособие по временной нетрудоспособности начисляется работнику в течение всего срока, пока он не в состоянии выполнять работу. Если же пособие назначается по поводу заболевания члена семьи работника, то оно выплачивается только в течение 7 дней за каждого заболевшего человека, и не более 30 дней в год.
Что делать, если пришла выплата «Меры социальной поддержки по ПНО», но вам она не полагается?
Некоторые сталкиваются с тем, что им приходит выплата больничного с пометкой «Меры социальной поддержки по ПНО», но при этом они понимают, что им эта выплата не полагается. По предыдущим разделам этой статьи вы уже должны понять, в каких случаях имеете право на эту выплату, а в каких нет. Так вот, если вам стало понятно, что вам такое начисление не должно быть отправлено, но вы его получили, то алгоритм действий должен быть такой:
- Если вы получили уведомление о начислении по СМС, то сначала проверьте действительно ли есть это начисление. Для этого посетите интернет-банк и посмотрите историю платежей.
- Если деньги действительно поступили на ваш счёт, вы видите это зачисление через интернет-банк, то обратитесь в свой банк, чтобы выяснить откуда именно было поступление. А потом обратитесь в организацию, которая отправила эти деньги. Если это действительно ошибка, то верните деньги на тот же счёт, откуда они были отправлены.
- Если вам звонят после этого платежа незнакомые люди и просят вернуть эти деньги, то ни в коем случае не делайте никаких переводов, пока сами не разберётесь через банк в том, что это за платёж.
Если этот платёж является делом рук мошенников, то вы рискуете потерять часть своих денег или получить ответственность по административным или уголовным статьям. Например, если ваш счёт будут использовать как буферный в мошеннической схеме отмывания денег, то вас признают сообщником. Или они по телефону попросят вернуть вас деньги за платёж, который якобы был, но уведомление о нём вы получили только по СМС, и в интернет-банке его нет.
Если платёж был осуществлён вам действительно какой-то организацией, но ошибочно, то вы также будете отвечать по закону, если эти деньги не вернёте и потратите. Поэтому чужие деньги, даже если они пришли к вам на карту, нельзя использовать. Их обязательно надо вернуть. Но чтобы не попасть на мошенников, обязательно надо проверить операцию через поддержку банка.