Boeing Vertol CH-47 Chinook (США)

Модификации

Военные модификации:

  • СН-47А: базовый вариант.
  • ACH-47A (Armored CH-47A): «ганшип», вариант с усиленным бронированием и вооружением.
  • СН-47В: модификация с новыми двигателями и лопастями.
  • СН-47С: модификация с новыми двигателями.
  • CH-47D: модификация с целью увеличения ресурса, грузоподъемности и иных характеристик. С 1993 года начата программа продления срока эксплуатации имеющихся CH-47D дополнительно на шесть лет.
  • СН-47D International Chinook (Model 414—100): первая экспортная модификация CH-47D.
  • НС.Мк.1 и Мк.1В: вариант СН-47 для ВВС Англии.
  • MH-47D: вариант для спецопераций с возможностью дозаправки в полете, системой десантирования путем спуска на тросе со спускового устройства роликового типа и другими обновлениями. Шесть вертолетов MH-47D преобразованы из CH-47A, шесть — из CH-47C.
  • С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полете, вооружением и новым оборудованием.
  • CH-47F: развитие CH-47D с новыми двигателями, авионикой и планером.
  • MH-47G: вариант для спецопераций на базе MH-47E с новой авионикой.
  • HH-47: спасательная модификация MH-47G.
  • СН-47J: вариант для Сил самообороны Японии.
  • CH-47SD (Супер D): дальнейшая модернизация CH-47D, увеличенные топливные баки, улучшенное цифровое управление.

Гражданские модификации:

  • Model 234LR (Long Range).
  • Model 234ER (Extended Range).
  • Model MLR (Multipurpose Long Range).
  • Model 234UT (Utility Transport).
  • Model 414.

Эксплуатанты

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 июня 2010 года

Военные

Страны-пользователи вертолёта CH-47 Chinook

  • Аргентина Армейская авиация Аргентины — 3 ед.
  • ВВС Аргентины — 3 ед. (списаны в 2004)

Австралия — 4 CH-47D и 7 CH-47F, по состоянию на 2016 год
Великобритания — 38 CH-47D, 8 CH-47SD и 12 CH-47F, по состоянию на 2021 год 2 CH-47F ожидают поступления по контракту 2011года

Трофейный южновьетнамский CH-47 в музее Вьетнама

  • Вьетнам
  • Греция — 9 CH-47D и 6 CH-47SD, по состоянию на 2016 год
  • Голландия — 11 CH-47D и 6 CH-47F, по состоянию на 2021 год Дополнительно, в 2015 г. заказано 14 CH-47F,первая партия должна поступить в 2021 г.
  • Египет — 16 CH-47D и 3 CH-47C, по состоянию на 2016 год
  • Индия — в 2015 году заказано 15 CH-47F
  • Иран — 20 CH-47C и более 2-х CH-47, по состоянию на 2016 год
  • Испания — 17 CH-47D, по состоянию на 2021 год
  • Италия — 13 CH-47C и 13 CH-47F, по состоянию на 2021 год Всего заказано 16 CH-47F по контракту 2009 г.
  • Канада — 15 CH-47F, по состоянию на 2021 год
  • Ливия — 2 CH-47C, по состоянию на 2021 год
  • Марокко — 10 CH-47D, по состоянию на 2021 год
  • ОАЭ — 22 CH-47F, по состоянию на 2021 год
  • Сингапур — 10 CH-47SD и 6 CH-47D, по состоянию на 2016 год
  • США — 325 CH-47F, 75 CH-47D и 68 MH-47G, по состоянию на 2016 год
  • Таиланд — 5 CH-47D, по состоянию на 2021 год
  • Тайвань — 8 CH-47SD, по состоянию на 2021 год
  • Турция — в 2011г заказано 6 единиц CH-47F, первые поставки должны начаться в 2021г
  • Южная Корея — 31 CH-47D, 6 MH-47E и 5 HH-47D, по состоянию на 2016 год
  • Япония — 27 CH-47D (CH-47J), 30 CH-47JA и 15 CH-47, по состоянию на 2021 год

Описание конструкции CH-47

Вертолёт CH-47 «Чинук» построен по традиционной для аппаратов Piasecki схеме с двумя продольными несущими винтами. Схема отлично подходит транспортникам — можно получить вместительный отсек и максимально использовать его объём. Правда, за счёт усложнения конструкции и худшей маневренности.

Позже их заменили моторами T55-L-7 (2650 л.с.), а версию 47B — T55-L-7C (мощность дошла до 2850 л.с.). Мощность силовой установки позднейших моделей «Чинука» довели до 6500 л.с, причем принадлежали эти моторы к тому же семейству Т-55.

Во всех вариантах турбины устанавливаются в хвостовой части вертолёта, по обе стороны от несущего винта. Вращающий момент винтам CH-47 передаётся через редукторы двигателей, главный редуктор, соединительные валы и редукторы винтов. Трансмиссия охлаждается воздухом, поступающим из воздухозаборника в заднем пилоне. Система смазки у вертолёта дублированная, допускается 330 минут работы без масла.

Трёхлопастные винты диаметром 18.3 м (у вертолёта CH-47 F) вращаются в противоположных направлениях. Прямоугольные лопасти — стеклопластиковые, носок окован титановым сплавом. Может устанавливаться противообледенительная система.

Цельнометаллический фюзеляж-полумонокок CH-47 в сечении прямоугольный, углы скруглены. Двухместная кабина экипажа имеет две аварийные двери, из задней части кабины в грузовой отсек ведёт проход. Внутри «Чинука» 33 сиденья вдоль бортов, дополнительный ряд из 11-ти сидений размещается в центре, вдоль прохода.

Санитарные вертолёты могли вместить до 24-х носилок с ранеными и двоих сопровождающих санитаров. Сдвижная дверь — с правого борта CH-47, в задней части — погрузочный люк с откидной рампой. Кабина вертолёта имеет круглые иллюминаторы, некоторые из них являются частью аварийных эвакуационных люков. Для перевозки грузов на внешней подвеске “Чинук” оборудован тремя крюками. Центральный крюк может брать массу до 11970 кг, передний и задний — по 7140 кг.

Шесть протектированных топливных баков находятся вдоль бортов, внутри обтекателей. При необходимости дополнительные баки (до трёх штук) с горючим помещаются в отсек для груза.

Ёмкость основных баков «Чинука» — 3900 литров, каждого дополнительного — 3025 литров. Четыре стойки шасси вертолёта сделаны неубирающимися, имеют амортизаторы и дисковые гидравлические тормоза. Колёса передних стоек сдвоенные, неуправляемые. Задние колёса управляемые, одинарные.

Система управления «Чинука» оборудована гидравлическими сервоприводами.

От главного редуктора приводятся два генератора переменного тока, питающие две автономные цепи электросистемы. Предусмотрена вспомогательная силовая установка — газовая турбина Solar T62, на Boeing-Vertol CH-47A Chinook мощностью – 80, а на CH-47B/C Chinook – 90 л.с.

Примечания

  1. ↑ McMullon 1998
  2. House of Commons 2011, p. 16.
  3. Brookes 1996, p. 58
  4. House of Commons 2011, p. 9.
  5. House of Commons 2011, p. 8.
  6. Brookes 1996, p. 59
  7. Campbell 2004, p. 197.
  8. House of Commons 2011, p. 24.
  9. House of Commons 2011, p. 78.
  10. House of Lords 2002, p. 4.
  11. ↑ House of Lords 2002, p. 7.
  12. House of Lords 2002, p. 10.
  13. House of Commons 2011, pp. 78–79.
  14. House of Commons 2011, p. 76.
  15. House of Commons 2011, p. 72.
  16. House of Commons 2011, p. 69.
  17. House of Lords 2002, p. 23.
  18. House of Commons 2011, p. 22.
  19. House of Commons 2011, p. 71.
  20. House of Commons 2011, pp. 7–8.
  21. House of Commons 2011, pp. 71, 84–85.
  22. Hill, David. Their Greatest Disgrace – The Campaign to Clear the Chinook ZD576 Pilots. Nemesis Books, 2016. ISBN 1-52620-446-0.

Вооружение «Чинука»

Первоначально вооружать транспортные «Чинуки» не планировалось, но уже переходную модификация CH-47 B оборудовали тремя пулемётными установками. В дверных проёмах и на грузовой рампе устанавливались пулемёты M60D калибра 7.62мм. Впоследствии вооружение заменили пулемётами М240, аналогичного калибра.

Впечатляющим арсеналом обладал штурмовик ACH-47 (Armed CH-47).

Он нёс до пяти пулемётов калибра 7.62мм (или 12.7мм), две автоматические пушки калибра 20мм, два блока 70мм неуправляемых ракет, а также 40мм гранатомёт. Пулемёты размещались в дверных проёмах и иллюминаторах, гранатомёт — в подвижной носовой турели, пушки и блоки НАР (неуправляемых авиационных ракет) — курсовые.

Расследования

Первоначальное

Комиссия ВВС Великобритании по расследованию причин катастрофы к 1995 году заключила, что не может назвать точную причину катастрофы в связи с отсутствием убедительных доказательств. Первоначально рассматривалась версия о теракте, а именно о том, что вертолёт был сбит из ПЗРК «Стрела-2» ирландских повстанцев, однако её быстро исключили, так как не было обнаружено обломков, оказавшихся в значительной отдалённости от места крушения. Два высокопоставленных лица из ВВС Великобритании, изучая улики, сделали вывод о том, что виновниками трагедии были пилоты, проявившие грубую халатность: они летели в густом тумане слишком быстро и на слишком малой высоте. Расследование и его результаты многие подвергли критике, поскольку не было понятно, что вызвало катастрофу: ошибки экипажа или техническая неисправность. В 2011 году отчёт британского парламента показал, что лица, которые вели расследование, не нашли бесспорных доказательств халатности пилотов.

Дальнейшие

После первого скандального расследования были проведены дальнейшие проверки. Результаты расследования катастрофы в 1996 году, отчёт Комитета по защите Палаты общин в 2000 году и доклад Комитета по общественным вопросам Палаты общин как минимум оставили вопрос о вине пилотов открытым. Семьи пилотов и ведущие политики (в том числе бывший премьер-министр Джон Мейджор и бывший министр обороны Малкольм Рифкиндruen) (англ. Malcolm Rifkind) потребовали провести повторное расследование, которое началось в 2001 году по инициативе Палаты лордов и продолжалось с сентября по ноябрь. 31 января 2002 года были опубликованы результаты расследования: пилоты были необоснованно обвинены в грубой халатности.

В декабре 2007 года министр обороны Дес Браун (англ. Des Broune) согласился составить новый доклад о катастрофе. 8 декабря 2008 года министр обороны Джон Хаттон (англ. John Hutton) заявил, что в докладе не было представлено новых доказательств и что вердикт в отношении лётчиков остаётся в силе. 4 января 2010 года расследование возобновилось после того, как был обнародован внутренний документ Министерства обороны Великобритании, опубликованный за 9 месяцев до катастрофы. В документе говорилось, что программное обеспечение двигателя «безусловно опасное», поскольку может привести к отказу обоих двигателей. В 2011 году был опубликован отчёт, в котором говорилось о необоснованной критике в отношении комиссии по расследованию, которая обвиняла экипаж в недостаточном уделении внимания техническим характеристикам вертолёта.

13 июля 2011 года министр обороны Лиам Фокс (англ. Liam Fox) изложил депутатам Палаты общин выводы независимого расследования, проведённого в 1994 году, согласно которым с пилотов снималась всякие обвинения в грубой халатности

Правительство приняло во внимание подтверждение лорда Филипаruen (англ. Alexander Philip), что заявление начальника управления авиационной техники, опубликованное в 1993 году, было одобрено Британскими ВВС. Согласно этому заявлению, навигационные системы и средства связи вертолётов типа Chinook HC2 авиационный экипаж не имел права использовать, поэтому подобные вертолёты не имели разрешения на полёт. Однако это заявление сокрыли от пилотов, и поэтому Британские ВВС сделали ошибочное заключение о том, что вертолёты соответствуют всем требованиям безопасности

В декабре 2012 года министр вооружённых сил Эндрю Робатэнruen (англ. Andrew Robathan) подтвердил, что ложное заявление не является проступком, несмотря на то, что непосредственно привело к гибели военнослужащих.

Однако это заявление сокрыли от пилотов, и поэтому Британские ВВС сделали ошибочное заключение о том, что вертолёты соответствуют всем требованиям безопасности. В декабре 2012 года министр вооружённых сил Эндрю Робатэнruen (англ. Andrew Robathan) подтвердил, что ложное заявление не является проступком, несмотря на то, что непосредственно привело к гибели военнослужащих.

Социальная структура и размножение

Фото: Детеныш двугорбого верблюда

Верблюды как мужские особи, так и женские достигают половозрелости к 3-5 годам. Брачный период у верблюдов выпадает на осень. В это время животные хорошо себя чувствуют, а самки обладают ресурсами для вынашивания здорового потомства. Во время гона самцы особенно агрессивны. Между самцами постоянно происходят стычки, иногда самцы могут пытаться спариваться с другими самцами. Самцы начинают бешено носиться, нападать на других, издавать громогласные звуки.

Вожаки стада сгоняют самок в одно место, и не пускают их расходиться. Во время гона самцы крайне опасны. Они могут напасть как на человека, так и других животных. Во время гона как самцы, так и самки метят свою территорию мочей, для этих же целей самцы также использует затылочные железы, касаясь камней головой. Во время брачных игр самка даёт знать самцу о готовности к спариванию ложась перед ним, и согнув всё четыре ноги.

Спариваются верблюды лёжа. Во время спаривания самцы скрипят зубами и у них идёт белая пена изо рта. Беременность у самки верблюда длится 13 месяцев. Верблюжонок рождается весом от 30 до 45 килограмм. Новорождённые верблюжата сразу хорошо стоят на ногах, и почти сразу после рождения они могут идти за матерью. У верблюжат есть зачатки горбов, в которых пока нет запасов жира, однако, на втором месяце жизни горбы поднимаются.

Самка кормит детёнышей до 1,5 лет. Из них до 4 месяцев рацион верблюжонка состоит исключительно из материнского молока, после детёныши начинают привыкать к растительной пище, траве, кустарникам. Самка может рожать несколько раз в год, и встречаются случаи, что самка кормит одновременно несколько своих детёнышей старшего и младшего. Самки охраняют своё потомство, защищаю своих и чужих детёнышей от других животных.

Тактико-технические характеристики CH-47 Чинук

— Начало эксплуатации: декабрь 1962 года — Единиц произведено: 1 200+ (на 2012)

СтоимостьCH-47 Чинук

— US$ 28,9 млн (2012)

Экипаж CH-47 Чинук

— 2-3 человека (2 пилота, борттехник или командир операции)

Вместимость CH-47 Чинук

— 33-55 солдат или 24 лежачих больных с 2 сопровождающими

Габаритные размеры CH-47 Чинук

— Длина: 30,14 м — Длина фюзеляжа: 15,87 м (без штанги дозаправки) — Диаметр несущего винта: 18,29 м (каждый) — Высота: 5,59 м — Площадь, ометаемая несущим винтом: 525,3 м² — База шасси: 7,87 м

Габариты грузовой кабины

— Длина: 9,19 м — Ширина: 2,51 м — Высота: 1,98 м — Площадь пола: 21,0 м² — Полезный объём: 41,7 м³

Вес CH-47 Чинук

— Масса пустого: 12210 кг — Нормальная взлётная масса: 22680 кг — Максимальная взлётная масса: 24494 кг

Грузоподъемность CH-47 Чинук

— Масса полезной нагрузки: 12284 кг

Объем баков CH-47 Чинук

— Объём топливных баков: 7828 л (+3 × 3028 л дополнительных бака в грузовом отсеке) — Масса топлива во внутренних баках: 6815 кг

Двигатели CH-47 Чинук

— Силовая установка: 2 × турбовальных Honeywell T55-L-714 — Мощность двигателей: 2 × 4168 л.с. (2 × 3108 кВт) — Тяговооружённость: 229,4 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)

Скорость CH-47 Чинук

— Максимальная скорость: 285 км/ч — Крейсерская скорость: 259 км/ч — Скороподъёмность: 9,35 м/с

Дальность полета CH-47 Чинук

— Боевой радиус: 935 км — Перегоночная дальность: 2333 км

Практический потолок CH-47 Чинук

— 3090 м

Статический потолок CH-47 Чинук

— Статический потолок с использованием эффекта земли: 1675 м — Статический потолок без использования эффекта земли: 2985 м

Военные операторы

Чинук из Королевских ВВС в Клермон-Ферран .

Chinook нес лодку жесткий корпус Королевской морской пехоты и его команду за Studland залива, в графстве из Дорсет , Великобритания.

Chinook использовался или использовался в общей сложности двадцатью странами, не считая гражданских версий:

  • Аргентина  : CH-47C
  • Австралия  : CH-47D
  • Канада  : CH-47D с 1974 по 1991 год, 8 заказанных, один потерянный во время доставки заменен другим самолетом, другой поврежден 17 августа 1982 года, затемс конца декабря 2008 годав Афганистане было развернуто 6 бывших в употреблении вертолетов, один будет уничтожен в действии 5 августа 2010 г. и второй ранен 15 мая 2011 г. Их заменили 15 CH-47F, поставленные в период с 2013 по 2015 гг .;
  • Южная Корея  : 18 CH-47D для армии и 7 HH-47D для ВВС;
  • Объединенные Арабские Эмираты  : 8 CH-47D доставлены Ливией в период с 2002 по 2003 гг.
  • Египет  : CH-47C / D
  • Испания  : 17 CH-47D с начала XXI – го  века  ; в Аэромобильных силах испанской армии получила свои первые Chinooks в 1975 году; CH-47D должны быть преобразованы в CH-47F за 820  миллионов евро с 2021 года.
  • США  : в настоящее время: CH-47D, MH-47D / E, CH-47F; планируется: MH-47G, HH-47; в отставке: CH-47A / B / C, ACH-47A, CH-47C, CH-47C / D SOA
  • Греция : CH-47D
  • Иран  : 20 CH-47C получены в 1970-х годах  ;
  • Италия  :поставка 16 ICH-47F запланирована на период с 2014 по 2017 год, а также возможность установки четырех дополнительных моделей;
  • Индия  : 15 CH-47F заказано в конце 2015 года, поставка с 2019 по март 2020 года;
  • Япония  : CH-47J / JA, включая 34 для армии и 21 (из 27 полученных) для ВВС  ;
  • Ливия  : 20 самолетов CH-47C, построенных в Италии, поставлены в период с 1977 по 1980 год. 7 находятся в эксплуатации в начале 2011 года, 2 – в 2016 году;
  • Марокко  : 3 CH-47D приобретены подержанными в сентябре 2015 года. 9 CH-47C куплены в 1970-х годах , 2 разбились, 7 других были сняты с эксплуатации;
  • Нидерланды  : 11 CH-47D и 6 CH-47F в 2015 году. Нидерланды уведомили в сентябре 2015 года по запросу FMS ( Foreign Military Sale )освоем желании приобрести четырнадцать CH-47F и модернизировать шесть имеющихся на вооружении. сумма 836 миллионов евро. 20 единиц должны быть введены в эксплуатацию в 2019 году в составе 298- й  эскадрильи Королевских ВВС Нидерландов . В декабре 2020 года Boeing сообщает о доставке вертолетов.
  • Великобритания  : 40 CH-47D (Chinook HC.2 и HC.2A) поступили на вооружение RAF с ноября 1984 года для замены Chinook HC.1 и HC.1B. Эти вертолеты были постоянно дислоцированы в Афганистане с апреля 2006 года и в Сахеле 2019/20 (Бархане).
  • Сингапур  : 6 CH-47D и 10 CH-47SD;
  • Тайвань  :9 CH-47SDпоставлены в 2002 году, 3 Boeing 234 в 1980-х годах, которые служили в армии, затем в качестве водного бомбардировщика в лесной службе, затем вНациональном корпусе воздушно-десантной службыдо 2015 года;
  • Таиланд  :с июля 1991 г. по июнь 1992 г. поставлено 6 CH-47D ;
  • Турция  : 11 CH-47F (6 поставлены в 2016 году, 5 в 2018 году).

Особенности и преимущества

Вертолет оснастили новой электропроводкой. Она была разработана специально согласно его потребностям. По сравнению с базовой моделью на «Чинуке» была усовершенствована несущая система, оборудованная втулками из эластомера.

Силовая установка также претерпела значительные изменения. Она представлена двигателями марки T55-GA-714A. При этом была увеличена полезная нагрузка на 226 кг. Выбор этих двигателей основан на их надежности. В условиях работы при повышенных или пониженных температурных режимах они способны развивать мощность на 25% больше. Это позволяет воздушному судну быстро преодолеть неблагоприятные климатические условия.

Интересно. В условиях повышенной работоспособности эти двигатели расходуют топлива на 5% меньше, чем при обычной эксплуатации.

В вертолете «Chinook» установили три дополнительных топливных бака. Их общая емкость составляет 3028 л. Также в оснащении была применена новая система глобального управления судном. В нее входят различные авиационные приборы и устройства, управлять которыми можно одной кнопкой. Эта система работает в комплексе с инерциальной и спутниковой навигационными системами.

Приборная доска и оборудование самолета выполнено по принципу «стеклянной кабины». Панель кабины пилота оснащена различными электронными дисплеями. Чтобы оборудованием было легко управлять, предусмотрены специальные механические указатели. На них отображается вся необходимая информация

Такое конструкционное оснащение позволяет пилотам во время боевого задания концентрировать свое внимание на более важной информации

Примечание. «Стеклянная кабина» в значительной мере упрощает управление самолетом, и позволяет отказаться от бортинженера.

Описание конструкции CH-47

Вертолёт CH-47 «Чинук» построен по традиционной для аппаратов Piasecki схеме с двумя продольными несущими винтами. Схема отлично подходит транспортникам – можно получить вместительный отсек и максимально использовать его объём. Правда, за счёт усложнения конструкции и худшей маневренности.

Первые серии вертолётов CH-47 летали с турбовальными двигателями Lycoming T-55L-5 мощностью в 2200 л.с.

Позже их заменили моторами T55-L-7 (2650 л.с.), а версию 47B – T55-L-7C (мощность дошла до 2850 л.с.). Мощность силовой установки позднейших моделей «Чинука» довели до 6500 л.с, причем принадлежали эти моторы к тому же семейству Т-55.

Во всех вариантах турбины устанавливаются в хвостовой части вертолёта, по обе стороны от несущего винта. Вращающий момент винтам CH-47 передаётся через редукторы двигателей, главный редуктор, соединительные валы и редукторы винтов. Трансмиссия охлаждается воздухом, поступающим из воздухозаборника в заднем пилоне. Система смазки у вертолёта дублированная, допускается 330 минут работы без масла.

Трёхлопастные винты диаметром 18.3 м (у вертолёта CH-47 F) вращаются в противоположных направлениях. Прямоугольные лопасти – стеклопластиковые, носок окован титановым сплавом. Может устанавливаться противообледенительная система.

Цельнометаллический фюзеляж-полумонокок CH-47 в сечении прямоугольный, углы скруглены. Двухместная кабина экипажа имеет две аварийные двери, из задней части кабины в грузовой отсек ведёт проход. Внутри «Чинука» 33 сиденья вдоль бортов, дополнительный ряд из 11-ти сидений размещается в центре, вдоль прохода.

Санитарные вертолёты могли вместить до 24-х носилок с ранеными и двоих сопровождающих санитаров. Сдвижная дверь – с правого борта CH-47, в задней части – погрузочный люк с откидной рампой. Кабина вертолёта имеет круглые иллюминаторы, некоторые из них являются частью аварийных эвакуационных люков. Для перевозки грузов на внешней подвеске “Чинук” оборудован тремя крюками. Центральный крюк может брать массу до 11970 кг, передний и задний – по 7140 кг.

Пилоны несущих винтов CH-47 – сверху фюзеляжа.

Шесть протектированных топливных баков находятся вдоль бортов, внутри обтекателей. При необходимости дополнительные баки (до трёх штук) с горючим помещаются в отсек для груза.

Ёмкость основных баков «Чинука» – 3900 литров, каждого дополнительного – 3025 литров. Четыре стойки шасси вертолёта сделаны неубирающимися, имеют амортизаторы и дисковые гидравлические тормоза. Колёса передних стоек сдвоенные, неуправляемые. Задние колёса управляемые, одинарные.

Система управления «Чинука» оборудована гидравлическими сервоприводами.

От главного редуктора приводятся два генератора переменного тока, питающие две автономные цепи электросистемы. Предусмотрена вспомогательная силовая установка – газовая турбина Solar T62, на Boeing-Vertol CH-47A Chinook мощностью – 80, а на CH-47B/C Chinook – 90 л.с.

CH-47 Chinook Operators

Worldwide there are both commercial and military operators of the CH-47 Chinook. As of 2021, all commercial operators listed are flying Chinooks, but the military list is unknown.

Military Operators

  1. United States Army
  2. Japan Ground and Air Self Defense Force
  3. United Kingdom Royal Air Force
  4. Royal Australian Air Force
  5. Royal Canadian Air Force
  6. Taiwan
  7. Egyptian Air Force
  8. Islamic Republic of Iran Army
  9. Greek Army
  10. Indian Air Force
  11. Italian Army Aviation
  12. Libyan Air Force
  13. Royal Moroccan Air Force
  14. Royal Netherlands Air Force
  15. Republic of Singapore Air Force
  16. Spanish Army Airmobile Force
  17. Royal Thai Army
  18. Turkish Army
  19. United Arab Emirates Air Force
  20. Saudi Arabia
  21. South Korean Army

Боевое применение «Чинука»

Когда началась война во Вьетнаме, “Чинуки” сразу же попали туда, как часть 1-ой «кавалерийской» (аэромобильной) дивизии. Вертолёты возили солдат, вытаскивали повреждённую технику, перебрасывали бронетранспортёры и лёгкие танки, доставляли артиллерийские орудия на недоступные иным способом позиции.

Другими словами — перевозили всё, что только могли поднять. Применяли CH-47 как импровизированные бомбардировщики, сбрасывающие слезоточивые или зажигательные бомбы из хвостового люка.

После свержения шаха поставки “Чинуков” прекратились, а американским CH-47 пришлось поучаствовать в ирано-иракской войне. В 1982 году иранские «Чинуки» сыграли ключевую роль в операции “Фатхоль-Мобин”, высадив солдат в иракском тылу.

Ливия в 1976 году приобрела 24 «Чинука» итальянской сборки. Они ограниченно применялись во время войны с Чадом, а к 2002 большинство ливийских CH-47 продали, в следствии невозможности поддерживать их рабочее состояние.

На Фолклендах “Чинукам” пришлось повоевать с обеих сторон. Аргентинцы использовали четыре вертолёта — один британцы уничтожили на земле, а другой — захватили. Три британских CH-47 погибли вместе с контейнеровозом “Атлантик Конвейер”, а четвёртый прославился, перевезя, в общей сложности, 1500 бойцов, 95 раненых, 650 военнопленных и 550 тонн груза.

Задачами заслуженного вертолёта остаются переброска войск, эвакуация повреждённой лёгкой техники, снабжение отдалённых блокпостов.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий