Дельта I (проект 667Б Мурена) 18 лодок
Подводная лодка класса Delta I | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя: | Дельта I класса |
Строители: | Северодвинск и Комсомольск |
Операторы: | Советский Союз |
Предшествует: | Янки класс |
Преемник: | Дельта II класса |
Завершено: | 18 |
В отставке: | 18 |
Общие характеристики | |
Смещение: |
|
Длина: | 139 м (456 футов) |
Луч: | 12 м (39 футов 4 дюйма) |
Проект: | 9 м (29 футов 6 дюймов) |
Движение: | 2 реактора с водяным охлаждением под давлением, питающие 2 паровые турбины, приводящие в действие 2 вала, каждый мощностью 38,7 МВт (51900 л.с.) |
Скорость: |
|
Ассортимент: | Без ограничений, кроме продуктов питания |
Дополнение: | 120 |
Вооружение: |
|
В Подводные лодки класса Дельта могли развернуть боевое патрулирование в окраинных льдах Советской Арктики. прибрежный, в том числе Норвежский и Баренцево море. Следовательно, в отличие от своих предшественников, им больше не нужно было проходить через западный СОСУС сонар препятствия, чтобы оказаться в пределах досягаемости их целей. Для повышения кучности ракет на подводных лодках класса Delta I. Тобол-Б навигационная система и Циклон-Б система спутниковой навигации.
После получения разрешения на разработку этого класса в 1965 году первый Delta I, К-279, был заказанный в советский Северный флот 22 декабря 1972 года. Всего было построено 18 подводных лодок этого класса, и все они обслуживались. Советский флот, под обозначением пр.667Б Мурена (угорь).
В 1991 году девять подводных лодок класса Delta I. Их началось в 1994 году, с вывозом ракетных отсеков намечено на 1997 год. Все подводные лодки этого класса были выведены из эксплуатации к 1998 году и были слом к 2005 г.
Проект российского подводного авианосца АТАКРП “Советский Союз” пр 941бис
Главная » Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не было » Проект российского подводного авианосца АТАКРП “Советский Союз” пр 941бис
Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не былоАльтернативное кораблестроение — Флоты которых не было
boroda 01.03.2018 659
в Избранноев Избранномиз Избранного 0
АТАВКРП проекта 941бис был создан под руководством группы высших офицеров флота и КГБ СССР. В 1991 году они не пожелали нарушить присягу, данную стране, которая перестала существовать. Они, как многие думающие люди, надеялись, что это временное помешательство и страна будет восстановлена.
Однако было понятно, что просто так олигархат не сдаст свои позиции и, более того, наверняка позовет на помощь своих западных друзей. Исходя из этого нужно было создать вооруженное формирование, которое в нужный момент смогло бы выступить на стороне сторонников воссоздания страны. Было бы хорошо иметь некий резерв генеральной ставки в составе дивизиона эсминцев и парочки РПКСН.
Неслыханный уровень коррупции и предательства в высших эшелонах власти и руководства ВМФ не оставляли надежды на то, что хотя бы один корабль не пойдет под нож или не будет разворован. Кроме того, тотальный контроль со стороны НАТОвцев в рамках наблюдений по программе совместного уменьшения угрозы не позволял “спрятать” или законсервировать ни одного боеспособного корабля, не говоря уже о соединении.
Единственным решением оставалось создание чего-то нового. Основной проблемой такого строительства были деньги и секретность. Причем секретность должна была быть выведена на новый уровень – скрывать стройку нужно было не только от чужих, но и от своих.
Идея возможности постройки подводного авианосца базировалась на Рубиновском проекте транспортных ПЛ, основанных на пр 941. Основным заказчиком ТПЛ был Норильский никель.
Для финансирования проекта 941бис были найдены новые русские заказчики, которым понравилась идея возить подержанные машины из Японии в европейскую часть страны круглогодично СевМор путем.
Небольшая группа конструкторов из Рубина доработала проект ТПЛ, используя наработки проектов 621 (десантно-транспортный подводный крейсер), 717 (транспортно-десантная ПЛ, минный заградитель ), 748 и 664. Конструкторы трудились двумя группами: одна думала, что создает подводный ролкер для новых русских, и лишь вторая, весьма малочисленная, знала о настоящей цели проекта.
За основу были взяты корпусные конструкции ТК-210, которые якобы были ранее разобраны. По окончании строительства цивильной части крейсера, он перешел подо льдами на Дальний Восток, в рамках “ходовых испытаний”. Еще в середине перехода заказчику было заявлено, что в проекте были серьезные упущения и, что лодка как есть эксплуатироваться не может. Нужен долгосрочный ремонт – перестройка. В силу того что длительность жизни новых русских в то время была коротка, то претензии предъявлять было просто некому.
Американцы как-то вяло наблюдали за “Звездой” в то время, и крейсер поставили именно туда для вооружения и установки полетной палубы. Туда же в разобранном виде малой скоростью под видом цвет-мета из Крыма было привезено паровое бросковое устройство, а проще говоря – катапульта.
К 1995 году крейсер был готов. Авиакрыло было отобрано из ДВ эскадрилий, СУшки были просто-напросто куплены.
Строительство привлекало внимание. И никакие средства маскировки и дезинформации не могли предотвратить утечку информации
Единственным спасением секретности был уход в моря. Экипаж был подобран исключительно из добровольцев, причем подавляющее большинство из них не знало о существовании “Советского Союза” до момента всхода на борт.
18 ноября 1995 года в 00:00 часов по местному времени тяжёлый подводный авианесущий крейсер “Советский Союз”отдал швартовы и вышел на боевое дежурство, длина которому, как теперь понятно – жизнь….
* * *
Как всегда, модель изготовлена по аутентичным чертежам, все миллиметры подогнаны, и все заклепки посчитаны.
Оригинал – https://navyper.livejournal.com/86926.html
Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»
Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.
Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.
Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.
О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.
Дельта II (пр.667БД Мурена-М) 4 лодки
Подводная лодка класса Delta II | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя: | Дельта II класса |
Строители: | Северодвинск |
Операторы: | Советский Союз |
Предшествует: | Дельта I класса |
Преемник: | Дельта III класс |
Завершено: | 4 |
В отставке: | 4 |
Общие характеристики | |
Смещение: |
|
Длина: | 155 м (508 футов 6 дюймов) |
Луч: | 12 м (39 футов 4 дюйма) |
Проект: | 9 м (29 футов 6 дюймов) |
Движение: | 2 реактора с водяным охлаждением под давлением, питающие 2 паровые турбины, приводящие в действие 2 вала каждый, мощностью 41 МВт (55 000 л.с.) |
Скорость: |
|
Ассортимент: | Без ограничений, кроме продуктов питания |
Дополнение: | 130 |
Вооружение: |
|
В Подводная лодка класса Delta II был большим баллистическая ракета подводная лодка предназначен для устранения недостатков подводной лодки класса Delta I. Конструкция по сути была такой же, однако субмарина была удлинена в четвертом и пятом отсеках на 16 метров (52 фута), чтобы можно было установить еще четыре ракетных аппарата. Новый тип Delta также получил дополнительные меры по снижению шума, включая паровые турбины установлен на амортизаторах, все трубы и гидравлическая система отделены от корпуса резиновыми изоляционными материалами, а также специальная гидроакустическое покрытие наносится на корпус.[нужна цитата ]
По сообщению НАТО, Delta II указывает на эту подводную лодку как на визуально различимый новый класс. Советское обозначение, 667BD Мурена-М указывает, что эта подводная лодка является улучшенной Delta I.
Было построено всего четыре подводных лодки этого класса, очевидно, в пользу постройки следующего класса, Delta III, и все Delta II были выведены из строя к 1996 году.
Как устроена подводная лодка ”Тайфун”
Лодка имеет просто огромные размеры. Длина ее составляет 173 метра, а ширина 23 метра. При этом полное водоизмещение составляет почти 50 тысяч тонн (втрое больше, чем у американского ”аналога”). Конструкция сделана немного нестандартной и вместо обычного параллельного расположения двух прочных корпусов, она имеет герметичные отсеки капсульного типа. Они созданы для торпедного отсека и центрального поста, а также примыкающего к нему отсека радиотехнического вооружения.
«Акула» отдыхает в порту.
Всего в лодке 19 отсеков, которые соединены между собой, а на случай всплытия из-под тощи льда носовая часть рубки была значительно усилены. Вокруг рубки предусмотрены специальные листы для того, чтобы ей не угрожал даже толстый слой льда.
Страшнее, чем удар с орбиты
«Посейдон» – средство глобального удара. Его потенциальное воздействие с моря для США страшнее, чем ракетный удар с космической орбиты. «Посейдон», заверяет разработчик КБ морской техники «Рубин», практически невозможно перехватить. И поясняет причину создания дрона: только агрессивные действия Вашингтона вынудили российское руководство прийти к разработке асимметричного ядерного сдерживания.
wikipedia.org
Самая быстрая американская торпеда Mk 48 (на снимке) не сможет уничтожить «Посейдон».
Военно-морские силы – одно из преимуществ США в стратегическом противостоянии в последние десятилетия, и вот это превосходство теперь сведено к нулю. Во многом виной тому – компактный ядерный двигатель «Посейдона». Противоторпеды ВМС США не могут остановить «Посейдон». Во-первых, торпедам не по зубам скорость свыше 200 км/ч благодаря ядерному двигателю и эффекту кавитации, практически воплощённому, по всем данным, только в России. Скорость самой быстрой американской торпеды Mk 48 не больше 100 км/ч. И она не сможет достать «Посейдон» на «его» глубине.
Во-вторых, противолодочная глубоководная натовская торпеда MU90 IMPACT на максимальной скорости 93 км/ч способна проплыть лишь считанные километры. «Посейдон», к тому же, может лихо маневрировать, ведомый навигатором по карте морского дна. Его рельеф определяется 3D-сонаром, находящемся в аппарате.
Добавим сюда гидроакустическую станцию, обладающую способностью кругового прослушивания. «Посейдон» в районе подводного залегания может находиться сколь угодно долго. Он может активно и результативно вести разведку.
Неуютно жить на восточном побережье США, не без оснований предполагая, что где-то неподалеку на морском дне притаился этакий аппарат апокалипсиса, таящий в себе заряд колоссальной мощи. Неуютно и руководству США, американским военным. «Надо же что-то делать!» – подбадривают генералов политики. И попытки наверстать далеко ушедшую вперёд Россию предпринимаются. Во всю длительную историю США и СССР-России мы в гонке вооружений, как правило, догоняли. Сегодня картина изменена на противоположную.
Boats
# | Shipyard | Name | Laid down | Launched | Commissioned | Fleet | Status |
---|---|---|---|---|---|---|---|
K-424 | SEVMASH, Severodvinsk | NA | 30 January 1974 | 11 February 1976 | 30 December 1976 | Northern | Decommissioned 28 March 1995 for scrapping |
K-441 | SEVMASH, Severodvinsk | NA | 7 May 1974 | 25 May 1976 | 31 October 1976 | Pacific | Decommissioned 28 March 1995 for scrapping |
K-449 | SEVMASH, Severodvinsk | NA | 19 July 1974 | 29 July 1976 | 5 February 1977 | Pacific | in reserve from 1996, decommissioned in 2001, scrapped 2008 |
K-455 | SEVMASH, Severodvinsk | NA | 16 October 1974 | 16 August 1976 | 30 December 1976 | Pacific | in reserve from 1998–99, probably decommissioned |
K-490 | SEVMASH, Severodvinsk | NA | 6 March 1975 | 27 January 1977 | 30 September 1977 | Pacific | in reserve from 1998–99, probably decommissioned |
K-487 | SEVMASH, Severodvinsk | NA | 9 June 1975 | 4 April 1977 | 27 December 1977 | Northern | in reserve from 1998–99, probably decommissioned |
K-496 | SEVMASH, Severodvinsk | Borisoglebsk | 23 September 1975 | 13 August 1977 | 30 December 1977 | Northern | decommissioned on 9 December 2008, fuel discharged. |
K-506 | SEVMASH, Severodvinsk | Zelenograd | 29 December 1975 | 26 January 1978 | 30 November 1978 | Pacific | Removed from service in 2010, Decommissioned in June 2010 |
K-211 | SEVMASH, Severodvinsk | Petropavlovsk-Kamchatskiy | 19 August 1976 | 13 January 1979 | 28 September 1979 | Pacific | Removed from active service in December 2010, in reserve 2012 |
K-223 | SEVMASH, Severodvinsk | Podolsk | 19 February 1977 | 30 April 1979 | 27 November 1979 | Pacific | Removed from active service in 2018 |
K-180 | SEVMASH, Severodvinsk | NA | 27 December 1977 | 8 January 1980 | 25 September 1980 | Pacific | In reserve from 2004, Scrapped in 2008 |
K-433 | SEVMASH, Severodvinsk | Svyatoy Georgiy Pobedonosets | 24 August 1978 | 20 June 1980 | 15 December 1980 | Pacific | Removed from active service in 2018 |
BS-136 (ex K-129) | SEVMASH, Severodvinsk | Orenburg | 9 April 1979 | 15 April 1981 | 5 November 1981 | Northern | 1994–2002 – conversion to special purpose submarine Project 09786 (carrier of mini-submarine). In refit since 2021 |
K-44 | SEVMASH, Severodvinsk | Ryazan | 31 January 1980 | 19 January 1982 | 17 September 1982 | Pacific | Overhauled in 2007 and in 2012-2017. Active 2019, in 2020 disarmed and reclassified as SSN |
Status-6 torpedo
The Status-6 (Статус-6), aka KANYON, has been described as an unmanned midget submarine, but it is better thought of as a massively-large nuclear powered and nuclear armed torpedo. It is ginormous: 1.6m (5.5ft) in diameter and about 24m (79ft) long. To put that into perspective, it is about 27 times the volume of a regular 533mm (21”) heavyweight torpedo.
Status-6 (Статус-6) aka KANYON nuclear powered and nuclear armed torpedo
The warhead is reported as a 100 megatons (which may be much too high!) nuclear device with a ‘dirty’ Cobalt shell in order to maximize the radioactive fallout. The payload is similar to the warheads used in ICBMs (Inter-continental Ballistic Missile) but only one is carried on the torpedo. It could therefore be compared to a city being hit by a single MIRV (Multiple Independent Reentry Vehicle) except that it explodes under the water. The effect is likely to be much more localized than an air-burst, but with greater local contamination spread by a radioactive ‘rain’. The explosion itself may be some way out of the target city due to geography and obstacle defenses but a shoreline city like New York would wiped out by a single hit. Performance variables:
Depth: The stated running depth of 1,000m is credible and places it below current countermeasures. The problem of building torpedoes and/or depth charges to hit it are not insurmountable but will take investment and renewed focus.
Speed: The claimed speed of 100 knots (185 kph) is incredibly fast for a torpedo. The leaked cutaway drawing shows that there is a nuclear reactor coupled with a steam turbine driving a propeller shaft so we know that it is not a rocket type weapon. At these speeds there would be vibration and stability problems for the designers to overcome. For the moment 100kt seems too fast but we will have to wait and see if the specifications become more realistic.
Range: The leaked document claims that the weapon can be launched from as far as 10,000 km (5,400 nm) away. Given its nuclear powerplant this seems credible. Even at an incredible 100kt, it would take 4 days to reach its target at maximum reach. Operationally we would expect ranges to be far shorter, but still undoubtedly an extremely long ranged weapon. It also seems likely that some of the distance would be accomplished under ice adding additional complexity both to navigation and to NATO countermeasures.
Дельта I (проект 667Б Мурена) 18 лодок
Подводная лодка класса Delta I | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя: | Дельта I класса |
Строители: | Северодвинск и Комсомольск |
Операторы: | Советский Союз |
Предшествует: | Янки класс |
Преемник: | Дельта II класса |
Завершено: | 18 |
В отставке: | 18 |
Общие характеристики | |
Смещение: |
|
Длина: | 139 м (456 футов) |
Луч: | 12 м (39 футов 4 дюйма) |
Проект: | 9 м (29 футов 6 дюймов) |
Движение: | 2 реактора с водяным охлаждением под давлением, питающие 2 паровые турбины, приводящие в действие 2 вала, каждый мощностью 38,7 МВт (51900 л.с.) |
Скорость: |
|
Ассортимент: | Без ограничений, кроме продуктов питания |
Дополнение: | 120 |
Вооружение: |
|
В Подводные лодки класса Дельта могли развернуть боевое патрулирование в окраинных льдах Советской Арктики. прибрежный, в том числе Норвежский и Баренцево море. Следовательно, в отличие от своих предшественников, им больше не нужно было проходить через западный СОСУС сонар препятствия, чтобы оказаться в пределах досягаемости их целей. Для повышения кучности ракет на подводных лодках класса Delta I. Тобол-Б навигационная система и Циклон-Б система спутниковой навигации.
После получения разрешения на разработку этого класса в 1965 году первый Delta I, К-279, был заказанный в советский Северный флот 22 декабря 1972 года. Всего было построено 18 подводных лодок этого класса, и все они обслуживались. Советский флот, под обозначением пр.667Б Мурена (угорь).
В 1991 году девять подводных лодок класса Delta I. Их началось в 1994 году, с вывозом ракетных отсеков намечено на 1997 год. Все подводные лодки этого класса были выведены из эксплуатации к 1998 году и были слом к 2005 г.
Первая подлодка, сумевшая потопить корабль
Американцы и здесь стали первопроходцами. Первая подлодка, применённая в бою с успешным результатом, была создана человеком по имени Хорас Ханли. И наименована она была в честь него — «Ханли». Эту подлодку использовал флот конфедератов во время Гражданской войны в Штатах 1861–1865 гг.
Субмарина «Ханли» была, конечно, гораздо совершенней «Черепахи». Гребной винт-движитель вращался здесь при помощи коленчатого вала, на который воздействовали семь матросов. А управлялась подлодка командиром, у которого было своё отдельное место. Вооружена «Ханли» была миной, укреплённой на шесте на самом краю судна. Также здесь были две башенки с люками, из которых можно было наблюдать за окружающей обстановкой, входить и выходить членам экипажа.
Подлодка «Ханли» была рассчитана на 8 человек
В атаку «Ханли» отправилась 17 февраля 1864 года. Целью подлодки был находящийся в прибрежной акватории Чарльстона шлюп «Хаусатоник» с водоизмещением 1240 тонн. Шлюп располагался в восьми километрах от береговой линии.
Экипажу «Ханли» под руководством Джорджа Диксона удалось атаковать корабль. Он за несколько минут ушёл на дно, а находившиеся на нём моряки были вынуждены спасаться на шлюпках. Затем подлодка подала сигнал о своём возвращении, погрузилась в воду и пропала.
Только в 2000 году подлодку с телами погибших подняли со дна, благодаря чему эксперты даже смогли установить, из-за чего погиб её экипаж. Причиной стала ударная волна, распространившаяся от взрыва мины. Таким образом, «Хаусатоник» стал первым кораблём, потопленным субмариной, а моряки, находившиеся в «Ханли», — первыми погибшими в реальном сражении подводниками.
«Ханли» подняли со дна в 2000 году — она довольно хорошо сохранилась
Подлодка Дреббеля — проект для английского короля
И отнюдь не один лишь Леонардо да Винчи грезил в стародавние времена о суднах, которые могут свободно плавать в подводных глубинах. Например, в 1578 году британский математик Уильям Боурн придумал свою модель подлодки и опубликовал в журнале её чертежи. Впрочем, эта конструкция могла лишь погружаться и всплывать в одном месте, а для преодолевания расстояний не годилась. К тому же Боурну, как и да Винчи, не суждено было воплотить в жизнь свои идеи, дальше чертежей дело снова не пошло.
Пожалуй, первой реальной подводной лодкой, опробованной на практике, можно назвать вёсельную конструкцию инженера голландского происхождения Корнелиуса Дреббеля. Он создал её в 1620 году для английского короля Якова I и британского флота. Эта маленькая одноместная подлодка была сделана из дерева, дополнительно обтянутого кожей. Причём Дреббель использовал наработки уже упомянутого выше Уильяма Боурна. Судно голландца могло погружаться в воду и всплывать обратно, а также двигаться на глубине примерно 4–5 метров (глубину погружения голландский изобретатель измерял ртутным барометром).
В 1622 году Дреббель соорудил новую лодку, в которую вмещалось уже целых четыре гребца и рулевой. Опыты с ней оказались вдохновляющими, поэтому по её шаблону Дреббель создал в 1624 году ещё более масштабное судно. Оно обладало продолговатой эллипсовидной формой, и его корпус, упроченный металлическими вставками, был рассчитан на двенадцать гребцов и трёх пассажиров. Есть свидетельства, что расстояние в две мили эта «подводная галера» прошла по течению Темзы со скоростью в три узла (5,5 километров в час).
Лодка Дреббеля, плывущая по Темзе
После смерти Иакова I, покровительствовавшего голландскому изобретателю, финансирование любых работ в сфере строительства подводных лодок было прекращено. Преемник Иакова, Карл I не считал нужным тратиться на это. А спустя восемь лет изобретатель умер и, к сожалению, не оставил подробных чертежей своих творений.
Есть две версии о том, как Дреббель добился того, чтобы лодка и люди в ней могли иметь доступ к воздуху под водой в течение нескольких часов. Одни исследователи говорят о трубах, выведенных на поверхность, которые теоретически могли бы обеспечивать людей воздухом. Имеется также версия (хотя она менее правдоподобна), что у Дреббеля была некая жидкость, превращавшая углекислый газ в кислород.
Современная 3D-модель лодки Дреббеля
Дельта II (пр.667БД Мурена-М) 4 лодки
Подводная лодка класса Delta II | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя: | Дельта II класса |
Строители: | Северодвинск |
Операторы: | Советский Союз |
Предшествует: | Дельта I класса |
Преемник: | Дельта III класс |
Завершено: | 4 |
В отставке: | 4 |
Общие характеристики | |
Смещение: |
|
Длина: | 155 м (508 футов 6 дюймов) |
Луч: | 12 м (39 футов 4 дюйма) |
Проект: | 9 м (29 футов 6 дюймов) |
Движение: | 2 реактора с водяным охлаждением под давлением, питающие 2 паровые турбины, приводящие в действие 2 вала каждый, мощностью 41 МВт (55 000 л.с.) |
Скорость: |
|
Ассортимент: | Без ограничений, кроме продуктов питания |
Дополнение: | 130 |
Вооружение: |
|
В Подводная лодка класса Delta II был большим баллистическая ракета подводная лодка предназначен для устранения недостатков подводной лодки класса Delta I. Конструкция по сути была такой же, однако субмарина была удлинена в четвертом и пятом отсеках на 16 метров (52 фута), чтобы можно было установить еще четыре ракетных аппарата. Новый тип Delta также получил дополнительные меры по снижению шума, включая паровые турбины установлен на амортизаторах, все трубы и гидравлическая система отделены от корпуса резиновыми изоляционными материалами, а также специальная гидроакустическое покрытие наносится на корпус.[нужна цитата ]
По сообщению НАТО, Delta II указывает на эту подводную лодку как на визуально различимый новый класс. Советское обозначение, 667BD Мурена-М указывает, что эта подводная лодка является улучшенной Delta I.
Было построено всего четыре подводных лодки этого класса, очевидно, в пользу постройки следующего класса, Delta III, и все Delta II были выведены из строя к 1996 году.
Прочность и водонепроницаемость
От этих важнейших характеристик зависит живучесть ПЛ. Их обеспечивает особая конструкция корпуса субмарины, который в свою очередь может состоять из двух корпусов – прочного и легкого или только из прочного. В первом случае речь идет о российских подводных лодках, во втором – об американских.
Прочный корпус принимает на себя давление воды, для чего ему придается специальная оптимальная форма. Внутри прочного корпуса находятся все основные системы и устройства подводной лодки. Для создания прочных корпусов используются в основном высокопрочные легированные стали и титановые сплавы. Толщина обшивки прочного корпуса при диаметре 8-12 м может составлять от 40 до 60 мм и более.
Отсеки АПЛ
Легкий корпус обеспечивает оптимальное обтекание во время плавания. Для обеспечения радиолокационной невидимости его «одевают» в специальное противорадиолокационное, звукоизолирующее резиновое покрытие. Внутри легкого корпуса размещаются балластные и топливные (для ДЭПЛ) цистерны, рулевые тяги и гидроакустические антенны.
В подводном положении межкорпусное пространство заполняется водой. Так-как давление на легкий корпус снаружи и изнутри уравновешено, нет необходимости делать его прочным. Толщина обшивки легкого корпуса составляет, как правило, от 8 до 16 мм.
Разделение на отсеки обеспечивают подводной лодке дополнительную живучесть. Отсеки отделены друг от друга водонепроницаемыми дверями-переборками с быстродействующими запирающими устройствами.
Ракетный отсек АПЛ Юрий Долгорукий
Примерный перечень отсеков ДЭПЛ: носовой и кормовой торпедные отсеки; отсек главных гребных электродвигателей и электростанция; машинный отсек; жилые помещения команды; центральный пост.
Как создавалась самая большая подводная лодка
Созданием лодки проекта 941 руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалев. Он был неоднократно отмечен государственными наградами и бессменно на протяжении нескольких десятилетий руководил ленинградским ЦКБМТ ”Рубин”. Коллективу этого бюро и была поручена работа над царь-лодкой. Строительство осуществлялось на северодвинском предприятии ”Севмаш”.
Вот она гордость советского и российского атомного флота.
Второе название лодки — ”Акула” — появилось после того, как генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев именно под таким названием представил лодку делегатам съезда партии и остальному миру в 1981 году. В целом, можно сказать, что оба названия неплохо отражают суть такой лодки. Она как тайфун должна сносить все на своем пути и как акула являться самым опасным ”хищником” в океане.
Бесшумный колосс проекта 955 «Борей»
Самая современная российская субмарина, вооруженная 16 нашумевшими ракетами «Булава», навряд ли кажется чрезвычайно интересной с первого взгляда. Но эти лодки сменили лодки проекта 941, получив их лучшие качества «задешёво».
Вместо многолопастных винтов, привычных для атомоходов, «Бореи» получили водометные движители, сделавшие их шумность запредельно низкой: по оценкам, она в 5 раз ниже «тишайших» лодок «Щука-Б».
Водометам помогает разделенный на отдельные отсеки корпус, связанный между собой амортизационными прокладками. Резиновое покрытие используется и для самой поверхности лодки.
Вероятно, это делает подводный ход субмарины сопоставимым по громкости со стаей рыб. В совокупности со специальными маломагнитными материалами такой подход сделал лодки типа «Борей» «стелсами подводного мира», незаметными для большинства наблюдателей.
Не удивительно, что журнал «The National Interest» внес АПЛ проекта 955 в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.
Лодки
# | Верфь | Имя | Положил | Запущен | Введен в эксплуатацию | Флот | Положение дел |
---|---|---|---|---|---|---|---|
К-424 | СЕВМАШ, Северодвинск | NA | 30 января 1974 г. | 11 февраля 1976 г. | 30 декабря 1976 г. | Северный | Списан 28 марта 1995 года на слом. |
К-441 | СЕВМАШ, Северодвинск | NA | 7 мая 1974 г. | 25 мая 1976 г. | 31 октября 1976 г. | Тихий океан | Списан 28 марта 1995 года на слом. |
К-449 | СЕВМАШ, Северодвинск | NA | 19 июля 1974 г. | 29 июля 1976 г. | 5 февраля 1977 г. | Тихий океан | в резерве с 1996 г., списан в 2001 г., списан в 2008 г. |
К-455 | СЕВМАШ, Северодвинск | NA | 16 октября 1974 г. | 16 августа 1976 г. | 30 декабря 1976 г. | Тихий океан | в резерве с 1998–99 гг., вероятно списан |
К-490 | СЕВМАШ, Северодвинск | NA | 6 марта 1975 г. | 27 января 1977 г. | 30 сентября 1977 г. | Тихий океан | в резерве с 1998–99 гг., вероятно списан |
К-487 | СЕВМАШ, Северодвинск | NA | 9 июня 1975 г. | 4 апреля 1977 г. | 27 декабря 1977 г. | Северный | в резерве с 1998–99 гг., вероятно списан |
К-496 | СЕВМАШ, Северодвинск | Борисоглебск | 23 сентября 1975 г. | 13 августа 1977 г. | 30 декабря 1977 г. | Северный | выведен из эксплуатации 9 декабря 2008 г., топливо слито. |
К-506 | СЕВМАШ, Северодвинск | Зеленоград | 29 декабря 1975 г. | 26 января 1978 г. | 30 ноября 1978 г. | Тихий океан | Выведен из эксплуатации в 2010 г. Списан в июне 2010 г. |
К-211 | СЕВМАШ, Северодвинск | Петропавловск-Камчатский | 19 августа 1976 г. | 13 января 1979 г. | 28 сентября 1979 г. | Тихий океан | Снят с действующей службы в декабре 2010 г., в резерве в 2012 г. |
К-223 | СЕВМАШ, Северодвинск | Подольск | 19 февраля 1977 г. | 30 апреля 1979 г. | 27 ноября 1979 г. | Тихий океан | Снят с действующей службы в 2018 г. |
К-180 | СЕВМАШ, Северодвинск | NA | 27 декабря 1977 г. | 8 января 1980 г. | 25 сентября 1980 г. | Тихий океан | В резерве с 2004 г., списан в 2008 г. |
К-433 | СЕВМАШ, Северодвинск | Святой Георгий Победоносец | 24 августа 1978 г. | 20 июня 1980 г. | 15 декабря 1980 г. | Тихий океан | Снят с действующей службы в 2018 г. |
BS-136 (бывший К-129) | СЕВМАШ, Северодвинск | Оренбург | 9 апреля 1979 г. | 15 апреля 1981 г. | 5 ноября 1981 г. | Северный | 1994–2002 гг. – переоборудование в подводную лодку специального назначения. Проект 09786 (носитель миниподводной лодки). Действует с 2008 г. |
К-44 | СЕВМАШ, Северодвинск | Рязань | 31 января 1980 г. | 19 января 1982 г. | 17 сентября 1982 г. | Тихий океан | Капитальный ремонт в 2007 г. и в 2012-2017 гг. Активный 2019 |
История
Первый корабль класса, К-424, был положил 30 января 1974 г. в г. Северное Машиностроительное Предприятие (Севмаш), Северодвинск, как последний корабль Дельта II класса. Во время строительства новый ракетный комплекс Д-9Р был интегрирован в корпус Delta II без каких-либо изменений в остальном оборудовании. Корабль был запущен 11 февраля 1976 г. и прошел ходовые испытания в ноябре 1976 г. Тогда начались испытания нового ракетного комплекса в г. белый и Баренцево море; Было запущено 22 ракеты (четыре Р-29ПЛ, шесть Р-29Р, двенадцать Р-29РК), ракетный комплекс был введен в эксплуатацию в сентябре 1978 года.
Большинство подводных лодок служили в составе Тихоокеанского флота на базе подводных лодок «Рыбачий» вблизи г. Петропавловск-Камчатский. К 1980 г. было выполнено семь арктических и два подводных плавания по южным территориям. Подледные плавания были очень сложными. В некоторых местах глубина моря составляет менее 50 метров (160 футов), а толщина льда около 15 метров (49 футов). Это дает только несколько метров вокруг подводной лодки. Такой рейс может осуществляться только с ручным управлением, что накладывает большую нагрузку на экипаж и командира.
Две подводные лодки несли службу на Северном флоте на базе подводных лодок Гажиево и три – на базе подводных лодок Оленья. С 1990-х годов все подводные лодки Северного флота находились в Гажиево.
Все подводные лодки класса Delta III прошли капитальную перегрузку и модернизацию в г. Звездочка судостроительный завод Г. Северодвинск, либо в г. Завод “Звезда”, Большой Камень, с 1991 г., когда Советский Союз развалился. Модернизированный ракетный комплекс Д-9Р с слегка модифицированными ракетами Р-29Р поставлялся с 1987 по 1990 год. На некоторых кораблях гидроакустическая станция. Аврора-1 был установлен.
Большинство кораблей было списано с 1995 года, когда подошел их следующий капитальный ремонт. Только новейшая подводная лодка, К-44 Рязань, прошел второй капитальный ремонт и заправку топливом в течение 2005–2007 гг., что обеспечило ему потенциальный срок службы до 2017 г. Он прошел еще один капитальный ремонт в 2012 г. и вернулся в строй в 2017 г.
В 1994–2002 годах подводная лодка К-129 перестроена на заводе «Звездочка» под подводную лодку специального назначения Проект 09786 (носитель мини-подводной лодки) и переименован в BS-136 Оренбург.
30 сентября 2008 г. официальный представитель ВМФ России сообщил, что Рязань успешно завершили 30-дневный транзит от базы на севере России под ледяной шапкой Арктики до базы подводных лодок Рыбачий, Полуостров Камчатка. ВМФ добавил, что Рязань вскоре будет назначен для регулярного патрулирования Тихого океана. В июле 2008 года действовали шесть лодок Delta III, две из которых предположительно находились в процессе эксплуатации. .
В рамках российских учений “Гром-2019” Рязань 17 октября 2019 года попыталась запустить две баллистические ракеты Р-29Р. Однако только одна сделала это успешно, а другая осталась в пусковой трубе.
Ставка на атомный подводный флот
Технология атомной энергетики слишком заманчива, чтобы не использовать ее в военных целях. Я даже не говорю об атомной бомбе, принцип действия которой тоже основан на цепной реакции деления атомов и выделении энергии. Просто в случае с бомбой, в отличии от энергетической установки, деление атомов бесконтрольное.
В дальнем автономном плавании и на боевом дежурстве атомные лодки хороши тем, что не вырабатывают столько шума, сколько дизельные, имеют больший размер и могут месяцами находиться на дежурстве в любой части мирового океана.
В начале 70-х годов основными игроками на рынке атомных субмарин были, как не сложно догадаться, СССР и США. Именно они сделали ставку на развитие атомного флота и немало преуспели в этом. Особенно, всем хотелось иметь больше лодок, способных нести баллистические ракеты.
Подводные лодки были основой сдерживания во времена холодной войны. Океан надежно прикрывал их своими водами.
Размеры лодок постепенно росли и в результате титул самой большой подводной лодки в мире переходил от одной страны к другой. Один из самых знаменитых американских проектов получил название ”Огайо”. Эти лодки были способны нести до 24 межконтинентальных баллистических ракет. Ответом СССР была подводная лодка проекта 941. Условное название лодки было ”Акула”, но более известна она под именем ”Тайфун”. Про нее мы сегодня и поговорим.