Х-27 – Х-25П (AS-12 KEGLER)

1. Описание системы

Начальная буква названия указывает предназначение объекта; например, истребители имеют названия, начинающиеся с буквы F, бомбардировщики — с B, вертолёты — с H, ракеты «земля—земля» — с S, ракеты «воздух—поверхность» — с G, ракеты «воздух—воздух» — с A. Для самолётов названия с одним слогом обозначают поршневые машины, с двумя слогами — реактивные. Возможно, самым знаменитым кодовым обозначением является межконтинентальная баллистическая ракета SS-18 «Satan» («Сатана»).

Министерство обороны США расширяет кодовые обозначения НАТО в нескольких случаях. Например, если НАТО ссылается на системы ракет «воздух—поверхность», которые размещаются и на кораблях с теми же именами, как и для систем наземного базирования, невзирая на несколько незначительных отличий (и в одном случае — на отсутствие соответствующих систем), министерство обороны США использует разные серии номеров с другим суффиксом (например, SA-N- вместо SA-) для этих систем. Однако названия сохраняют соответствие системам наземного базирования — для удобства. В случаях, когда нет никакой системы соответствий, используются новые названия.

В отличие от США, в Советском Союзе боевая авиация не получала официальных названий (так, американский истребитель F-15 имеет официальное название «Игл»; у советского истребителя МиГ-29 официального названия нет), хотя, разумеется, имелись неофициальные прозвища (Су-25 «Грач»). Как правило, советские пилоты не использовали кодовые обозначения НАТО или их переводы, так как эти обозначения были неизвестны, либо уже имелось распространённое неофициальное прозвище. Многие обозначения, особенно те, которые появились во время «холодной войны», были унизительными. Истребитель МиГ-15 поначалу предполагалось назвать «Falcon» («Сокол»), но ему дали название «Fagot» (американский вариант английского faggot — «вязанка дров» либо разговорное «гомосексуалист»). Позднее начали даваться описательные названия и даже хвалебные. Например, название истребителя МиГ-29 «Fulcrum» («точка опоры») может указывать на важную роль этого самолёта в ВВС СССР, а обозначение дальнего бомбардировщика Ту-95 «Bear» («Медведь») используется его пилотами.

Со времени введения системы кодовых обозначений было придумано немало необычных названий. Так, с точки зрения непрофессионала, название бомбардировщика Ту-22М «Backfire» («обратный огонь») соответствует английскому backfiring («ответный огонь»), однако в аэронавтике «Backfire» — это опасный взрыв топлива в сопле работающего реактивного двигателя, который может быть смертельной угрозой для наземного обслуживающего персонала. Однако самолет получил свое название из-за того, что при взлете на форсажном режиме двигатели отбрасывали длинную струю раскаленных газов, а также из-за наличия кормовой пушки ГШ-23[источник не указан 677 дней].

Транспортные самолёты имеют обозначения, начинающиеся с буквы C, что привело к появлению названий «Careless» («беспечный») и «Candid» («искренний»), так как имена даются по алфавиту.

Поначалу система кодовых обозначений распространялась только на советскую военную технику, но потом стала использоваться и для обозначения техники Китая.

1.1. Кодовые буквы

  • A — ракета «воздух—воздух» (англ. Air to Air)
  • B — самолёт-бомбардировщик (англ. Bomber)
  • C — транспортный самолёт (англ. Cargo)
  • F — тактический самолёт, истребитель (англ. Fighter)
  • G — ракета «земля—воздух» (англ. Ground to Air)
  • H — вертолёт (англ. Helicopter)
  • K — ракета «воздух—земля» (от английской транскрипции буквы Х — названия советских ракет «воздух-поверхность» (напр. Х-22) — как «Kh»)
  • M — многоцелевые самолёты, не подпадающие под другие категории (англ. Miscellaneous)
  • S — ракеты «земля—земля» (англ. Surface to Surface)

1.2. Обозначения модификаций

  • Модификации обозначаются добавлением к основному названию буквы по алфавиту, например, «Bear-A» (буквы I и O не используются).
  • При незначительных изменениях конструкции используется пометка «Mod.», например, «Bear-F Mod.IV».
  • Известны два случая добавления пометки «Modified» — это «Badger-C Modified» и «Badger-G Modified».
  • Добавляется буквенно-цифровой суффикс, например, «Fulcrum-A2» или «Foxbat-B5».
  • Добавляется пометка «variant n», где n — цифра от 1, например, «Flanker-E variant 1» или «Flanker-E variant 2».

Операторы

Карта с операторами Х-29 синим цветом с бывшими операторами красным

Текущие операторы

  • Россия: ВВС России
  • Индия: ВВС Индии на его Су-30МКИ и ВМС Индии на его МиГ-29К.
  • Алжир: Алжирские ВВС
  • Беларусь: Белорусские ВВС на его модернизированном МиГ-29 БМ.
  • Болгария: Болгарские ВВС на его Су-22 M4s, которые были сняты с вооружения в 2004 году и теперь используются только для разведки. В настоящее время используется на Су-25.
  • Грузия: ВВС Грузии на его СУ-25 КМ Скорпион
  • Индонезия: TNI-AU = Tentara Nasional Indonesia – Ангкатан Удара (ВВС Индонезии ) на его Су-30МК2
  • Иран: Исламская Республика Иран ВВС на своем Су-24 Fencer
  • Северная Корея
  • Ливия: Исламистские ополчения
  • Малайзия: Королевские ВВС Малайзии использовать на его Су-30МКМ
  • Китайская Народная Республика: ВВС Народно-освободительной армии – в 2002 г. получила 2000 самолетов Х-29Ц. для использования на Су-27СК, Су-27УБК, Су-30МКК, Шэньян J-11s и, возможно, их JH-7s (‘Камбала’) и Q-5 ‘s (‘ Фантан ‘).
  • Польша: Польские ВВС на его на Су-22 M4s.
  • Сирия: Сирийские ВВС
  • Украина: ВВС Украины
  • Перу: Перуанские ВВС на его Су-25
  • Венесуэла: Венесуэльские ВВС на его Су-30
  • Вьетнам: Вьетнамские народные военно-воздушные силы на его Су-30 MK2V
  • Йемен: Йеменские ВВС

Бывшие операторы

  • Чехословакия: Чехословацкие ВВС – передано государствам-преемникам
  • Восточная Германия: ВВС Восточной Германии
  • Германия: Снят с производства после Воссоединение Германии
  • Венгрия: Венгерские ВВС на Су-22 M3s
  • Ирак: ВВС Ирака – все на пенсии
  • Ливийская арабская джамахирия: Ливийские ВВС – Остались без стартовых платформ после уничтожения Су-24 в гражданская война и последующие Бомбардировка НАТО. Захвачен повстанцами и ополченцами.[нужна цитата ]
  • Словакия: Словацкие ВВС – Су-22М4с
  • Советский союз: Советские ВВС – переданы государствам-преемникам

Развитие [ править ]

Основанная на ракете класса “воздух-воздух”, Х-66 была первой в Советском Союзе ракетой класса “воздух-земля” для тактических самолетов, поступившей на вооружение в 1968 году. Однако на практике ее было трудно использовать в качестве Самолет-носитель должен был пикировать на цель. Вариант с радиокомандным наведением, Х-23 , впервые был испытан в 1968 году, но проблемы с системой наведения означали, что он не будет принят на вооружение еще пять лет. Так в 1971 году началась работа над версией с полуактивной лазерной ГСН, которая стала Х-25. Первоначально он был известен на Западе как Х-23Л. Государственные испытания начались 24 ноября 1974 г., а Х-25 поступил в серийное производство в 1975 г.

Начались работы по созданию противорадиолокационной ракеты на базе Х-66 в 1972 году с использованием пассивной радиолокационной ГСН и автопилота СУР-73. Противорадиолокационная ракета большой дальности Х-31 возникла в результате того же проекта. Х-27 начал государственные испытания на МиГ-27 8 августа 1975 г. , но поступил на вооружение только 2 сентября 1980 г. Ему было присвоено отчетное название НАТО AS-12 «Кеглер» и в По эффекту он заменил гораздо более тяжелый Х-28 (АС-9 «Кайл»).

В 1973 году Виктор Бугайский был назначен главным инженером ОКБ и начал работы по объединению Х-23М, Х-25 и Х-27 в единую модульную систему для снижения затрат и повышения тактической гибкости. Это было завершено к концу 1978 г. , в результате чего были созданы семейства Х-25МП (противорадиолокационная), Х-25МЛ (с лазерным наведением) и Х-25МР (с радиоуправлением). НАТО продолжало называть их AS-12 и AS-10 соответственно, даже несмотря на то, что теперь их можно было поменять простой сменой головы искателя.

История операций [ править ]

Х-29 поступил на вооружение советских ВВС в 1980 году и с тех пор широко экспортируется.

Х-29Л использовались самолетами Су-34 и Су-24 в ходе российского военного вмешательства в сирийскую гражданскую войну в 2015 году .

2014 Ливийский конфликт

Ливийский Су-24 переносимых Х-29Ts поставляется в больших количествах Муаммар Каддафи «s Джамахирии были использованы исламистскими группировками против проправительственных сил вокруг Триполи во время текущей гражданской войны низкого уровня (они были изъяты из Ghardabiya Air Base депо) . Их использование, однако, было в роли неуправляемого типа земля-земля, запускаемых с модифицированных грузовиков, с удаленными килями и элеронами спереди и сзади для несколько более стабильной траектории полета. [ необходима цитата

Описание системы

Начальная буква названия указывает предназначение объекта; например, истребители имеют названия, начинающиеся с буквы F, бомбардировщики — с B, вертолёты — с H, ракеты «земля—земля» — с S, ракеты «воздух—поверхность» — с G. Для самолётов названия с одним слогом обозначают поршневые машины, с двумя слогами — реактивные. Возможно, самым знаменитым кодовым обозначением является баллистическая ракета SS-1 «Scud» («Скад»).

Министерство обороны США расширяет кодовые обозначения НАТО в нескольких случаях. Например, если НАТО ссылается на системы ракет «воздух—поверхность», которые размещаются и на кораблях с теми же именами, как и для систем наземного базирования, невзирая на несколько незначительных отличий (и в одном случае — на отсутствие соответствующих систем), министерство обороны США использует разные серии номеров с другим суффиксом (например, SA-N- вместо SA-) для этих систем. Однако названия сохраняют соответствие системам наземного базирования — для удобства. В случаях, когда нет никакой системы соответствий, используются новые названия.

В отличие от США, в Советском Союзе боевая авиация не получала официальных названий (так, американский истребитель F-15 имеет официальное название «Игл»; у советского истребителя МиГ-29 официального названия нет), хотя, разумеется, имелись неофициальные прозвища (Су-25 «Грач»). Как правило, советские пилоты не использовали кодовые обозначения НАТО или их переводы, так как эти обозначения были неизвестны, либо уже имелось распространённое неофициальное прозвище. Многие обозначения, особенно те, которые появились во время «холодной войны», были унизительными. Истребитель МиГ-15 поначалу предполагалось назвать «Falcon» («Сокол»), но ему дали название «Fagot» (американский вариант английского faggot — «вязанка дров» либо разговорное «гомосексуалист»). Позднее начали даваться описательные названия и даже хвалебные. Например, название истребителя МиГ-29 «Fulcrum» («точка опоры») может указывать на важную роль этого самолёта в ВВС СССР, а обозначение дальнего бомбардировщика Ту-95 «Bear» («Медведь») используется его пилотами.

Со времени введения системы кодовых обозначений было придумано немало необычных названий. Так, с точки зрения непрофессионала, название бомбардировщика Ту-22М «Backfire» («обратный огонь») соответствует английскому backfiring («ответный огонь»), однако в аэронавтике «Backfire» — это опасный взрыв топлива в сопле работающего реактивного двигателя, который может быть смертельной угрозой для наземного обслуживающего персонала. Однако самолет получил свое название из-за того, что при взлете на форсажном режиме двигатели отбрасывали длинную струю раскаленных газов, а так же из-за наличия кормовой пушки ГШ-23.

Транспортные самолёты имеют обозначения, начинающиеся с буквы C, что привело к появлению названий «Careless» («беспечный») и «Candid» («искренний»), так как имена даются по алфавиту.

Поначалу система кодовых обозначений распространялась только на советскую военную технику, но потом стала использоваться и для обозначения техники Китая.

Кодовые буквы

  • A — ракета «воздух—воздух» (англ. Air to Air)
  • B — самолёт-бомбардировщик (англ. Bomber)
  • C — транспортный самолёт (англ. Cargo)
  • F — истребитель (англ. Fighter)
  • G — ракета «земля—воздух» (англ. Ground to Air)
  • H — вертолёт (англ. Helicopter)
  • K — ракета «воздух—земля»
  • M — многоцелевые самолёты, не подпадающие под другие категории (англ. Miscellaneous)
  • S — ракеты «земля—земля» (англ. Surface to Surface)

Обозначения модификаций

  • Модификации обозначаются добавлением к основному названию буквы по алфавиту, например, «Bear-A» (буквы I и O не используются).
  • При незначительных изменениях конструкции используется пометка «Mod.», например, «Bear-F Mod.IV».
  • Известны два случая добавления пометки «Modified» — это «Badger-C Modified» и «Badger-G Modified».
  • Добавляется буквенно-цифровой суффикс, например, «Fulcrum-A2» или «Foxbat-B5».
  • Добавляется пометка «variant n», где n — цифра от 1, например, «Flanker-E variant 1» или «Flanker-E variant 2».

Примечания [ править ]

  1. ^ Б с д е е г ч я «Х-25МЛ» . Корпорация тактических ракет. 2004. Архивировано из оригинала на 2007-09-28.
  2. ^ Б с д е е г «Х-25MP» . Корпорация тактических ракет. 2004. Архивировано из оригинала на 2007-09-28 . Проверено 7 февраля 2009 .
  3. ^ a b c d e f Фридман, Норман (1997). Справочник Военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения, 1997–1998 гг . ISBN 9781557502681. Проверено 14 ноября 2014 года .
  4. ^ a b c d e f g h i j k l m n “Kh-25 (AS-10 ‘Karen’)” , Jane’s Air-Launched Weapons , 2008-08-01, архивировано с оригинала 12 июня 2009 года. , дата обращения 07.02.2009
  5. ^ a b c d e f g h i “Х-25МП, Х-25МПУ (AS-12 ‘Kegler’)” , Jane’s Air-Launched Weapons , 2008-08-01 , извлечено 07.02.2009.
  6. ^ a b c d e f g h i История ОАО «Тактическая ракетная корпорация» , стр. 4–6, заархивировано из оригинала 27 июля 2011 г. , извлечено 26 февраля 2009 г.
  7. Перейти ↑ Friedman, Norman (1997), The Naval Institute Guide to World Naval Weapons Systems , Naval Institute Press, p. 235, ISBN 978-1-55750-268-1
  8. ^ “Kh-23, Kh-66 Grom (AS-7 ‘Kerry’)” , Jane’s Air-Launched Weapons , 2008-08-01 , получено 2009-02-07[ мертвая ссылка ]
  9. ^ Miladenov Александр (17 сентября 2013). Сухой Су-25 Frogfoot . ISBN 9781782003595. Проверено 14 ноября 2014 года .
  10. ^ Сандер Петерс. «Иракское вторжение в Кувейт; 1990 – www.acig.org» . Проверено 14 ноября 2014 года .
  11. ^ http://www.dtic.mil/get-tr-doc/pdf?AD=ADA391341
  12. ^ a b c Фридман, Норман (2006), Руководство военно-морского института по мировым военно-морским системам вооружения (5-е изд.), Naval Institute Press, стр. 838, ISBN 978-1-55750-262-9
  13. ^ “Архивная копия” . Архивировано из оригинала на 2013-10-18 . Проверено 17 октября 2013 .
  14. ^ “Российские боевые вертолеты получат новые неуправляемые ракеты С-13ДФ” .
  15. ^ “Редкая фотография северокорейского истребителя, запускающего ракеты” воздух-воздух “, появляется после того, как Ким Чен Ын посетил авиабазу” .
  16. ^ База данных SIPRI

3. Список кодовых имён НАТО для авиатехники

Условные наименования авиатехники согласованы с Координационным комитетом по авиастандартизации (Air Standardization Coordinating Committee — ASCC), в который входят Австралия, Великобритания, Канада, Новая Зеландия и США.

3.1. Бомбардировщики

«Backfin» — Ту-98
«Backfire» — Ту-22М
«Backfire-B» — Ту-22М2
«Backfire-C» — Ту-22М3
«Badger» — Ту-16 «Барсук»
«Bank» — B-25 «Митчелл» (США)
«Barge» — Ту-85
«Bark» — Ил-2
«Bat» — Ту-2
«Beagle» — Ил-28 и Харбин H-5 (Китай)
«Bear» — Ту-95 / 142 «Медведь»
«Beast» — Ил-10
«Beauty» — позднее «Blinder» / Ту-22
«Bison» — М-4 / М-6
«Bison-B» — 3М
«Blackjack» — Ту-160
«Blinder» — Ту-22
«Blowlamp» — Ил-54
«Bob» — Ил-4
«Boot» — Ту-91
«Bosun» — Ту-14
«Bounder» — М-50 / 52
«Box» — A-20 «Хэвок» (США)
«Brassard» — позднее «Brewer» / Як-28
«Brawny» — первоначально «Browing» / Ил-40
«Brewer» — первоначально «Brassard» / Як-28
«Buck» — Пе-2
«Bull» — Ту-4
«Butcher» — Ту-82

3.2. Истребители

«Faceplate» — Е-2 (прототип МиГ-21)
«Fagot» — МиГ-15
«Faithless» — Е-231 (прототип МиГ-23ПД)
«Falcon» — позднее «Fagot» — МиГ-15
«Fang» — Ла-11
«Fantail» — Ла-15
«Fantan» — Nanchang Q-5 / A-5 (Китай)
«Fargo» — МиГ-9
«Farmer» — МиГ-19 / Shenyang J-6 (Китай)
«Feather» — Як-15 / Як-17
«Fencer» — Су-24
«Fiddler» — Ту-128
«Fin» — Ла-7
«Finback» — Shenyang J-8 (Китай)
«Firebar» — Як-28П
«Firkin» — Су-47
«Fishbed» — МиГ-21 / Chengdu J-7 (Китай)
«Fishpot» — Су-9В / Су-11
«Fitter» — Су-7 / Су-17 / Су-20 / Су-22
«Flagon» — Су-15
«Flanker A» — Т-10 (прототип Су-27)
«Flanker B» — Су-27C / Shenyang J-11 (Китай)
«Flanker C» — Су-27УБ / Су-30
«Flanker D» — Су-27К / Су-33
«Flanker E» — Су-27М / Су-35
«Flanker F» — Су-37
«Flashlight» — Як-25
«Flipper» — Е-152
«Flogger» — МиГ-23 / МиГ-27
«Flora» — Як-23
«Flounder» — Xian JH-7
«Forger» — Як-38
«Foxbat» — МиГ-25
«Foxhound» — МиГ-31
«Frank» — Як-9
«Fred» — P-63 «Кингкобра» (США)
«Freehand» — Як-36
«Freestyle» — Як-141
«Fresco» — МиГ-17 / Shenyang J-5 (Китай)
«Fritz»,«Freedse» — Ла-9
«Frogfoot» — Су-25 / Су-28 / Су-39
«Fulcrum A» — МиГ-29
«Fulcrum B» — МиГ-29УБ
«Fulcrum C» — МиГ-29С
«Fulcrum D» — МиГ-29К
«Fulcrum E» — МиГ-33
«Fulcrum F» — МиГ-35
«Frosty» — Ту-10
«Fullback» — Су-34 / Су-32

3.3. Транспортные

«Cab» — Ли-2
«Camber» — Ил-86
«Camel» — Ту-104
«Camp» — Ан-8
«Candid» — Ил-76
«Careless» — Ту-154 /-155
«Cart» — Ту-70 / Ту-75
«Cash» — Ан-28
«Cat» — Ан-10
«Charger» — Ту-144
«Clam» — Ил-18 (1946)
«Clank» — Ан-30
«Classic» — Ил-62
«Cleat» — Ту-114
«Cline» — Ан-32
«Clobber» — Як-42
«Clod» — Ан-14
«Coach» — Ил-12
«Coaler» — Ан-72 / Ан-74
«Cock» — Ан-22
«Codling» — Як-40
«Coke» — Ан-24
«Colt» — Ан-2
«Condor» — Ан-124
«Cooker» — Ту-110
«Cookpot» — Ту-124
«Coot» — Ил-18 / −20 / −22 / −24
«Cork» — Як-16
«Cossack» — Ан-225
«Crate» — Ил-14
«Creek» — Як-12M
«Crib» — Як-6 / −8 ?
«Crow» — Як-12
«Crusty» — Ту-134/334
«Cub» — Ан-12
«Cuff» — Бе-30 / Бе-32
«Curl» — Ан-26

3.4. Вертолёты

«Halo» — Ми-26
«Hare» — Ми-1
«Harke» — Ми-10/10K
«Harp» — Ка-20
«Hat» — Ка-10
«Havoc» — Ми-28
«Haze» — Ми-14
«Helix» — Ка-27 / −28 / -29 / −31 / -32
«Hen» — Ка-15
«Hermit» — Ми-34
«Hind» — Ми-24 / −25 / −35
«Hip» — Ми-8 / 9 / 13/ 17 / 19 / −171 / −172
«Hog» — Ка-18
«Hokum» — Ка-50
«Homer» — Ми-12
«Hoodlum» — Ка-26 / −126 / −226
«Hook» — Ми-6
«Hoop» — Ка-22
«Hoplite» — Ми-2
«Hormone» — Ка-25
«Horse» — Як-24
«Hound» — Ми-4 и Z-5 (Китай)

3.5. Смешанные типы

«Madcap» — Ан-71,Aн-74 ДРЛО («Ан-72 AWACS»)
«Madge» — Бе-6
«Maestro» — Як-28У
«Magnet» — Як-17УТИ
«Magnum» — Як-30
«Maiden» — Су-9У
«Mail» — Бе-12
«Mainstay» — А-50 («Ил-76 AWACS»)
«Mallow» — Бе-10
«Mandrake» — Як-25РВ
«Mangrove» — Як-25Р / −27Р ,Як-121
«Mantis» — Як-30 / 32
«Mare» — Як-14
«Mark» — Як-7У
«Mascot» — Ил-28У
«Max» — Як-18 и CJ-5 / −6 (Китай)
«Maxdome» — Ил-86ВКП / Ил-80
«May» — Ил-38
«Maya» — Аэро L-29 (ЧССР)
«Mermaid» — Бе-42
«Midas» — Ил-78
«Midget» — МиГ-15УТИ
«Mink» — Як УТ-2
«Mist» — З-25
“Mitten “ — Як-130
«Mole» — Бе-8
«Mongol» — МиГ-21У
«Moose» — Як-11
«Mop» — G.S.T. (Consolidated PBY-5, США)
«Moss» — Ту-126
«Mote» — МБР-2
«Moujik» — Су-7У
«Mouse» — Як-18М
«Mug» — МДР-6 и Бе-4
«Mule» — По-2
«Mystic-A» — М-17
«Mystic-B» — М-55

Автор книги: Михаил Первов

«БУРЯ» К-22. Х-22МП

Авиационный ракетный комплекс со стратегической сверхзвуковой крылатой ракетой класса «воздух-поверхность». Головной разработчик комплекса – КБ-1. Главный конструктор – Александр Расплетин. Головная организация по разработке ракеты – МКБ «Радуга». Главный конструктор – Александр Березняк. Усовершенствованный вариант ракеты Х-22М. Ракета оснащена пассивной радиолокационной ГСН, помехозащи– щенным неконтактным оптическим взрывателем. Комплекс принят на вооружение в 1974-1976 гг. Комплексом оснащены бомбардировщики ТУ-22КП, ТУ-22КПД, ТУ-22М2 и ТУ-22М3. По некоторым данным, ракета оснащена маршевым двигателем Р-201-300 (С5.33), разработанным в КБ Московского машиностроительного завода «Союз» (АМНТК «Союз») под руководством Сергея Туманского. Система управления инерциальная с радиолокационной ГСН. Максимальная дальность полета – 400 (560) км. Стартовая масса – 5,78 т. Длина ракеты – 11,67 м. Максимальный диаметр корпуса – 0,92 м. Размах крыла – 3 м. Масса ГЧ – 1 т. Крейсерская скорость полета – 4М. Крейсерская высота полета – 22500 м. Высота пуска – 14000 м. Запас топлива – 3 т.

Комплекс поступил на вооружение бомбардировщиков ТУ– 22М2 и ТУ-22М3.

«БУРЯ» К-22. Х-22Н

Авиационный ракетный комплекс со стратегической сверхзвуковой крылатой ракетой класса «воздух-поверхность». Головной разработчик комплекса – КБ-1. Главный конструктор – Александр Расплетин. Головная организация по разработке ракеты – МКБ «Радуга». Главный конструктор – Александр Березняк. Усовершенствованный вариант ракет Х-22ПСИ, Х– 22ПГ, Х-22М с повышенной точностью стрельбы. Предназна чена для поражения морских целей. Разработка начата в 1963 г. Первый полет бомбардировщика ТУ-95К-22 состоялся 30 октября 1975 г. Первый пуск ракеты Х-22Н с самолета ТУ– 95К-22 совершен в 1981 г. Эксплуатация комплекса в войсках ведется с начала 80-х гг. Принят на вооружение в 1987 г. Комплексом оснащены бомбардировщики ТУ-22М2, ТУ-22М3 (одна, две или три ракеты) и ТУ-95К-22 (две ракеты). По некоторым данным, ракета оснащена маршевым двигателем Р-201-300 (С5.33), разработанным в КБ Московского машиностроительного завода «Союз» (АМНТК «Союз») под руководством Сергея Туманского. Максимальная дальность стрельбы – 400 (500) км. Стартовая масса – 5,9 (6) т. Длина ракеты – 11,67 м. Максимальный диаметр корпуса – 0,92 м. Размах крыла – 3 м. Масса ГЧ – 1 т. Крейсерская скорость полета – 3,5 (4)М. Крейсерская высота полета – 22,5 км. Высота пуска – 12 км. Скорость носителя – 900-1700 км/ч.

Операторлар

Көк түспен Х-25 операторлары бар карта

Ағымдағы операторлар

  • Алжир: Алжир әуе күштері
  • Ресей: Қорғаныс министрлігі тактикалық антирадарлық әуе ракеталарын Kh-25MP кеңейтуге тапсырыс берді. Олар радиоларды да, сауытты да, аэродромдардағы ұшақтарды да, көпірлерде және өзен өткелдерінде де, жер үсті әскери кемелерінде де және т.б. жоюға қабілетті болады. Зымыран сонымен қатар күшейтілген командалық пункттер мен таблеткаларды жоя алады.
  • Солтүстік Корея
  • Сербия
  • Үндістан: белгісіз күй
  • Иран
  • Украина

Бұрынғы операторлар

  • кеңес Одағы мұрагері мен экспорттаушы елдерінен өтті
  • Венгрия мүмкін кейбіреулері әлі де белсенді
  • Польша және Чехословакия
  • Румыния
  • Югославия ықтимал, кейбіреулері сербиялық Югославия арсеналында
  • Ирак

Development

Based on an air-to-air missile, the beam-riding Kh-66 had been the Soviet Union’s first air-to-ground missile for tactical aircraft, entering service in 1968. However it proved difficult to use in practice as the launch aircraft had to dive towards the target. A version with radio-command guidance, the Kh-23, was first tested in 1968 but problems with the guidance system meant that it would not enter service for another five years. So in 1971 work began on a version with a semi-active laser seeker, which became the Kh-25. This was initially known in the West as the Kh-23L. State testing began on 24 November 1974, and the Kh-25 entered production in 1975.

Work began on an anti-radar missile derived from the Kh-66 in 1972, using a passive radar seeker and SUR-73 autopilot. The long-range Kh-31 anti-radar missile came out of the same project. The Kh-27 began state testing on a MiG-27 on 8 August 1975 but did not enter service until 2 September 1980. It was assigned the NATO reporting name AS-12 ‘Kegler’ and in effect it replaced the much heavier Kh-28 (AS-9 ‘Kyle’).

In 1973 Victor Bugaiskii was appointed head engineer of the bureau and he started work on combining the Kh-23M, Kh-25 and Kh-27 into a single modular system to reduce costs and improve tactical flexibility. The Kh-27 missile was chosen as a basis, due to its more powerful rocket engine and new autopilot. This was completed by the end of 1978, resulting in the Kh-25MP (anti-radar), Kh-25ML (laser-guided) and Kh-25MR (radio-guided) family. NATO continued to refer to these as the AS-12 and AS-10 respectively, even though they could now be switched by a simple change of seeker head.

Нұсқалар

НАТО анти-радарлық нұсқалардан басқа барлық Х-25 отбасын AS-10 ‘Карен’ деп атайды. «M» белгісі «Модульная»- модульдік (іздеуші бас).

  • Х-25 (Ізделия 71, Kh-23L) – лазермен басқарылатын түпнұсқа нұсқа
  • Kh-25ML – жартылай белсенді лазерлік бағыттаушы, 1 метр бетонға ене алатын тандемдік оқтұмсықпен
  • Х-25МА – экспортқа алғаш рет 1999 жылы ұсынылған белсенді радиолокациялық басшылық
  • Х-25МАЭ – Kh-25MA жаңартуы 2005 жылы тамызда Ka-band іздеушісімен бірге экспортқа шығарылатынын жариялады Фазотрон 4000 м (4 370 ярд) цистернаны анықтай алатын және оны Х-25МА-да пайдалануға болатын PSM
  • Х-25МС – спутниктік навигация (жаһандық позициялау жүйесі немесе ГЛОНАСС )
  • Kh-25MSE – 2005 жылғы тамызда жарияланған Kh-25MS экспорттық нұсқасы
  • Х-25МТ – теледидарға басшылық
  • Kh-25MTP – Kh-25MT инфрақызыл нұсқаулық нұсқасы
  • Х-25Р / Х-25МР – Радио-командалық нұсқаулық нұсқасы, оның 140 кг (309 фунт) үлкен заряды бар.
  • Х-27 (Х-27 / М, АС-12 ‘Кеглер’) – радиацияға қарсы зымыран
  • Kh-25MP (AS-12 ‘Kegler’) – сәулеленуге қарсы модульдік нұсқа
  • Х-25МПУ (AS-12 ‘Kegler’) – Kh-25MP жаңартылған

Жаттығу турларында «U» белгілері бар, сондықтан, мысалы, Kh-25ML үшін мыналар бар:

  • Kh-25MUL – Kh-25ML жауынгерлік даярлығы
  • Kh-25ML-UD – функционалды жаттығу зымыраны
  • Kh-25ML-UR – секциялық жаттығу зымыраны
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий