П-70 «Аметист» (4К66) – противокорабельная ракета подводного старта

Перспективы развития

На развитии термобарических боеприпасов пыталась поставить крест ООН, везде выискивающая “негуманно оружие, причиняющее чрезмерные страдания” (хотя в таком прочтении гуманным надо считать только то, что убивает моментально и сразу). Впрочем, как уже было замечено, её резолюции запретом не являлись.

Перспективным направлением представляется использование в термобарических боеприпасах так называемых “реактивных материалов” – веществ, которые не являются взрывчатыми сами по себе, но в которых при высокоскоростном ударе (например) может быть запущена интенсивная реакция.

Быстрое сгорание на воздухе фрагментов из реактивных материалов существенно повышает фугасное действие снарядов, а крупные осколки, воспламеняясь при пробитии, создают термобарический импульс в запреградном пространстве. На сегодняшний день такое оружие существует в виде опытных образцов.

«Обеспечить надёжную защиту»

«Пальма» может устанавливаться на надводные корабли любого класса водоизмещением свыше 500 тонн. В настоящее время комплекс входит в арсенал фрегатов проекта 22350, корветов проекта 11661 (в том числе экспортных версий, известных как «Гепард-3.9») и ракетных катеров проекта 12411.

Несмотря на то что основная задача «Пальмы» — самооборона корабля, ЗРАК может применяться для защиты береговой линии, военно-морских баз, аэродромов и различных стационарных объектов. Разработчик уверен, что без этого комплекса невозможно обеспечить эффективную противовоздушную оборону, поскольку даже самые совершенные ракетные системы большой и средней дальности «пропускают крылатые ракеты».

Также по теме


«Ламантин», «Прибой», «Кайман»: какие новинки представлены на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге

На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге отечественные предприятия представили проекты перспективных боевых кораблей….

В материалах «КБточмаш им. А.Э. Нудельмана» отмечается, что «обеспечить надёжную защиту такого дорогостоящего боевого средства, как корабль, можно только за счёт «дострела» прорвавшихся ракет на последнем рубеже обороны».

Разработчик поясняет, что «в ряде случаев, когда зенитная ракетная система не может быть размещена на корабле из-за ограничений по допустимой массе или слишком большой её стоимости, малокалиберный артиллерийский комплекс, дооснащённый ЗУР, является единственным и при этом очень эффективным средством самообороны». 

Конструктивно «Пальма» состоит из двух 30-мм автоматических пушек АО-18КД с боезапасом в 1500 выстрелов, восьми пусковых контейнеров зенитных управляемых ракет (ЗУР) «Сосна-Р», оптико-электронной системы управления и вторичных источников электропитания (аппаратуры, получающей энергию от генераторов и аккумуляторов).

По словам Вербы, пушечное вооружение «Пальмы» обладает превосходной скорострельностью (до 10 тыс. выстрелов в минуту). В зависимости от типа цели очередь из АО-18КД может состоять из десятков и сотен снарядов. Артиллерийская установка может вести огонь осколочно-фугасными и подкалиберными боеприпасами.

  • Комплекс «Пальма» на корабле (без ракетного вооружения)
  • РИА Новости

Также выдающимися характеристиками обладает «Сосна-Р». Эта малогабаритная ракета массой 42 кг способна перехватывать самолёты, вертолёты, противокорабельные боеприпасы, летящие на скорости до 500 м/с. Уникальность «Сосны-Р» заключается в наличии двух боевых частей — бронебойной и осколочно-стержневой. Они позволяют ракете в буквальном смысле врезаться в цель либо взрываться в непосредственной близости от летательного аппарата (неконтактный подрыв).

Верба отмечает, что системы самолёта не видят «Сосну», если она направляется к цели в лазерном луче. Её можно обнаружить лишь в тот момент, когда у лётчика уже нет времени на противоракетный манёвр.

«Сосна» предназначена для перехвата на дальних дистанциях, а стрельба из артиллерийского вооружения ведётся на ближнем расстоянии. Кстати, её мы разработали сами, а скорострельные пушки нам помогли создать коллеги из Тулы», — рассказал представитель «КБточмаш им. А.Э. Нудельмана». 

Ещё одним важным преимуществом «Пальмы» собеседник назвал высокую помехозащищённость. Комплекс не оснащён радиолокационным оборудованием, которое гипотетически может быть выведено из строя средствами радиоэлектронной борьбы противника.

Все процессы управления в «Пальме» автоматизированы, в ручном режиме происходит только заряжание. Комплекс самостоятельно обнаруживает цель и наводит на неё вооружение. Оператору достаточно отдать команду на поражение. Интервал между фиксацией цели и открытием огня составляет 3—5 секунд.

  • Морской многоканальный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-МЕ» на МВМС-2019
  • РИА Новости

Помимо «Пальмы», на МВМС в Санкт-Петербурге была представлена морская модификация зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) «Панцирь-МЕ». Данная система также является корабельным средством ПВО ближнего радиуса. Однако Верба заявил, что сравнивать возможности «Пальмы» и «Панциря» некорректно.

«Оба комплекса действительно похожи. «Пальма» и «Панцирь» — достойные образцы отечественной конструкторской мысли, но это разные системы, и их нельзя назвать ни конкурентами, ни альтернативными вариантами друг друга. Например, «Пальма» не оснащена радиолокационной станцией в отличие от «Панциря», — пояснил представитель «КБточмаш им. А.Э. Нудельмана».

РТ-2 (8К98), РТ-2П (8К98П) — межконтинентальная баллистическая ракета

Комплекс РТ-2 стал первым разработанным в СССР боевым ракетным комплексом с твердотопливной межконтинентальной ракетой. Задача создания твердотопливных ракет с дальностью 10-12 тысяч километров была впервые поставлена в постановлении Совета Министров от 20 ноября 1959 г. Головным разработчиком этих ракет было определено ОКБ-1. Работы по созданию межконтинентальной ракеты предполагалось провести в два этапа. На первом этапе перед разработчиками была поставлена задача создания ракеты РТ-1 на баллиститном твердом топливе с дальностью полета 2500-3000 км. Ракета РТ-1 была разработана и прошла летные испытания, но на вооружение не принималась. При стартовой массе 35.5 т и массе полезной нагрузки 800 кг она обеспечивала дальность всего 2000 км, т.е. такую же, как Р-12.

Подробнее…

История создания[править | править код]

Разработка эскизного проекта противокорабельной ракеты с подводным стартом началась в филиале № 2 ОКБ-152 (бывший НИИ-642) после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 363—170 от 28 августа 1958 года «О создании скоростной подводной лодки, энергетических установок нового типа, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». После его защиты в 1959 году вышло постановление от 1 апреля 1959 года, определившее требования к ракете, ход НИОКР по ней и список подрядчиков — помимо ОКБ-152, ими стали также КБ-2 (стартовый и маршевый двигатели), НИИ-6 (твёрдое топливо и обычная боевая часть), НИИ-49 (ныне «Гранит-Электрон», система управления) и ЦКБ-34 (пусковые установки).

В 1959—1960 годах на судостроительном заводе № 444 построили несамоходный погружающийся стенд ПСА, имеющий одиночную пусковую установку СМ-101. С него 24 и 26 июня 1961 года в районе Балаклавы произвели первые два бросковых пуска массо-габаритных макетов ракеты, оснащённых стартовыми двигателями. Весной 1962 года там же было осуществлено ещё 6 пусков, на этот раз на изделиях были установлены маршевые двигатели и система автопилотирования.

В июне 1962 года к испытаниям подключилась дизельная подводная лодка С-72 проекта 61З, переоборудованная на заводе № 444 по проекту 613А с размещением пусковой установки СМ-103 в кормовой части. В июле с неё запустили две ракеты оснащённых автопилотом, а 16 декабря состоялся первый пуск «Аметиста» в штатной комплектации, завершившийся неудачей. До декабря 1963 года было проведено ещё 6 пусков, после чего лодка вновь стала на переоборудование по доработанному проекту 613АД.

Весной 1964 года несколько пусков было сделано с наземной пусковой установки СМ-107 на расположенном в юго-восточной части Крыма полигоне «Песчаная балка», несмотря на то, что штатно стартовать «Аметист» мог только из-под воды.

С июля по декабрь 1964 года с С-72 было проведено ещё шесть пусков, из которых четыре были полностью успешными, а один — частично. Несмотря на это, испытания показали слабую помехозащищённость ГСН «Конус» (при маршевой высоте в 60 метров к срыву наведения приводили даже радиоотражения от волн в свежую погоду).

С марта 1965 года по сентябрь -го с С-72 осуществили ещё 13 пусков, в основном завершившихся успешно. Однако после этого испытания были прерваны более чем на год из-за отсутствия штатных носителей — несмотря на то, что работы по ракетоносцу проекта 661 стартовали одновременно с «Аметистом», заложили его в Северодвинске только 28 декабря 1963 года и после этого работы по нему шли с большим трудом. В результате, завершающий этап испытаний был выполнен на головной лодке проекта 670 К-43, заложенной в г. Горьком 9 мая 1964 года. В октябре — ноябре 1967 года на Северном флоте с неё было произведено 10 пусков, в том числе: два одиночных, два двухракетным залпом и один четырёхракетным залпом.

Официально комплекс был принят на вооружение ВМФ СССР 3 июня 1968 года. Помимо К-43, в строй вошло ещё 11 его носителей в 1968—1972 годах: 1 АПЛ проекта 661 и 10 проекта 670. Закладка ещё 2 подлодок проекта 661 была отменена в 1962 году, не получил воплощения и прорабатывавшийся проект 705А с 8-10 ПКР П-70.

Дальнейшим развитием «Аметиста» стал комплекс П-120 «Малахит», принятый на вооружение в 1972 году.

История создания

Разработка эскизного проекта противокорабельной ракеты с подводным стартом началась в филиале № 2 ОКБ-152 (бывший НИИ-642) после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 363—170 от 28 августа 1958 года «О создании скоростной подводной лодки, энергетических установок нового типа, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». После его защиты в 1959 году вышло постановление от 1 апреля 1959 года, определившее требования к ракете, ход НИОКР по ней и список подрядчиков — помимо ОКБ-152, ими стали также КБ-2 (стартовый и маршевый двигатели), НИИ-6 (твёрдое топливо и обычная боевая часть), НИИ-49 (ныне «Гранит-Электрон», система управления) и ЦКБ-34 (пусковые установки).

В 1959—1960 годах на судостроительном заводе № 444 построили несамоходный погружающийся стенд ПСА, имеющий одиночную пусковую установку СМ-101. С него 24 и 26 июня 1961 года в районе Балаклавы произвели первые два бросковых пуска массо-габаритных макетов ракеты, оснащённых стартовыми двигателями. Весной 1962 года там же было осуществлено ещё 6 пусков, на этот раз на изделиях были установлены маршевые двигатели и система автопилотирования.

В июне 1962 года к испытаниям подключилась дизельная подводная лодка С-72 проекта 61З, переоборудованная на заводе № 444 по проекту 613А с размещением пусковой установки СМ-103 в кормовой части. В июле с неё запустили две ракеты оснащённых автопилотом, а 16 декабря состоялся первый пуск «Аметиста» в штатной комплектации, завершившийся неудачей. До декабря 1963 года было проведено ещё 6 пусков, после чего лодка вновь стала на переоборудование по доработанному проекту 613АД.

Весной 1964 года несколько пусков было сделано с наземной пусковой установки СМ-107 на расположенном в юго-восточной части Крыма полигоне «Песчаная балка», несмотря на то, что штатно стартовать «Аметист» мог только из-под воды.

С июля по декабрь 1964 года с С-72 было проведено ещё шесть пусков, из которых четыре были полностью успешными, а один — частично. Несмотря на это, испытания показали слабую помехозащищённость ГСН «Конус» (при маршевой высоте в 60 метров к срыву наведения приводили даже радиоотражения от волн в свежую погоду).

С марта 1965 года по сентябрь -го с С-72 осуществили ещё 13 пусков, в основном завершившихся успешно. Однако после этого испытания были прерваны более чем на год из-за отсутствия штатных носителей — несмотря на то, что работы по ракетоносцу проекта 661 стартовали одновременно с «Аметистом», заложили его в Северодвинске только 28 декабря 1963 года и после этого работы по нему шли с большим трудом. В результате, завершающий этап испытаний был выполнен на головной лодке проекта 670 К-43, заложенной в г. Горьком 9 мая 1964 года. В октябре — ноябре 1967 года на Северном флоте с неё было произведено 10 пусков, в том числе: два одиночных, два двухракетным залпом и один четырёхракетным залпом.

Официально комплекс был принят на вооружение ВМФ СССР 3 июня 1968 года. Помимо К-43, в строй вошло ещё 11 его носителей в 1968—1972 годах: 1 АПЛ проекта 661 и 10 проекта 670. Закладка ещё 2 подлодок проекта 661 была отменена в 1962 году, не получил воплощения и прорабатывавшийся проект 705А с 8-10 ПКР П-70.

Дальнейшим развитием «Аметиста» стал комплекс П-120 «Малахит», принятый на вооружение в 1972 году.

Технические характеристики П-120 «Малахит»

Описание
РазработчикЦКБМ (НПОМ)
ОбозначениекомплексП-120
ракета4К85
Обозначение NATOSS-N-9 «Siren»
Первый пускиюль 1961
Тип ГСНинерциальная (ИНС) + радиолокационная (АРЛГСН)
Тип ПУконтейнерная СМ-156
КАСУ«Дельфин»
Надводные корабли-носители (номера проектов)1234, 12341,1240
Подводные лодки-носители (номера проектов)670М, 686 (705А), 688
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м9,15 (8,84-9,0)
Размах крыла, м2,5
Диаметр корпуса, м0,8
Высота, м
Стартовый вес, кг3800 (3200)
Полетный вес, кг
Тип боеголовкифугасно-кумулятивная или ядерная (200 кт)
Масса БЧ, кг840
Силовая установка
ДвигательРДТТ
Тяга, кгс (кН)
Тип стартового двигателяПРД 4Л85 (4Л86)
Летные данные
Скорость, км/ч (М=)(0,9)
Дальность стрельбы, км15-110 (120-150)
Высота полета, ммаршевая60
в районе цели

definition – П-70_Аметист

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

П-70 Аметист

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

У этого термина существуют и другие значения, см. Аметист (значения).

ПКР П-70 «Аметист» (индекс ГРАУ — 4К66, по классификации НАТО — SS-N-7 Starbright) — первая крылатая противокорабельная ракета с подводным «мокрым» стартом.Комплекс устанавливался на подводные лодки проекта 670 (8 пусковых установок) и проекта 661 (10 пусковых установок).

История создания

  • 1 апреля 1959 года — постановление Совета Министров СССР № 363—170 о разработке противокорабельной крылатой ракеты с подводным стартом в ОКБ-52 (НПО Машиностроения)
  • В 1959 году — окончен эскизный проект
  • С августа по сентябрь 1960 года — проведены бросковые испытания. На первом этап летно-конструкторских испытаний с притопленного стенда ПСА в Балаклаве проведено 10 пусков.
  • 24 июня 1961 года — первый испытательный пуск из подводного положения
  • Июль-декабрь 1964 года — с подводной лодки С-72 переоборудованной по проекту 61ЗАД запущено 6 ракет, при этом 3 ракеты имели прямое попадание в цель, а 2 пуска были неудачными
  • С марта 1965 года по сентябрь 1966 года — проведен этап совместных испытаний на Черном море на подводной лодке проекта 613А. Сделано 13 пусков, «в основном успешно»
  • Октябрь-ноябрь 1967 года — проведены контрольные летные испытания на Северном флоте, с подводной лодки проекта 670А. Сделано 10 пусков. В том числе: 2 — одиночных, 2 — двухракетным залпом и 1 — четырехракетным залпом
  • 3 июня 1968 года — комплекс принят на вооружение ВМФ

Литература

А. Б. Широкорад Огненный меч Российского флота. — Москва: Яуза, Эксмо, 2004. — 416 с. — (СОВ. секретно). — ISBN 5-87849-155-9

Ссылки

Файл:Weapon template.gifЭто незавершённая статья об оружии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это незавершённая статья о ракетной / ракетно-космической технике или космическом аппарате. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Файл:Submarine-stub.gifЭто незавершённая статья о подводных лодках. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Ракетный комплекс «Точка-У» – видео боевых стрельб

https://youtube.com/watch?v=sFRxqwxRjfY

Разработка дивизионного ракетного комплекса “Точка” была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет “Точка” были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.В апреле 1971 года началась разработка модификации “Точка-Р”, с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 “Точка-У”. Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.На западе комплекс получил обозначение SS-21 ” Scarab”.

Состав ракетного комплекса «Точка-У» 9К79 (9К79-1):Ракеты:

9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф) 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К) 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)

Пусковые установки:

  • 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
  • 9П129М (9П129-1М)
  • 9П129М-1

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1).Специальные транспортные средства:

  • Транспортные машины 9Т238, 9Т222
  • Машины хранилища – специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)

Контейнеры:

  • 9Я234 для ракетной части и ракет
  • 9Я236 для боевой части

Аэродромно-складские тележки:

  • 9Т127, 9Т133 для ракетной части
  • 9Т114 для боевой части

Средства технического обслуживания и регламентных работ:

  • автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения
  • регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
  • машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
  • машина технического обслуживания МТО–4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
  • комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.

Средства управления связи – командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123).

Учебно-тренировочные средства:

  • учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
  • учебно-тренировочная боевая часть – 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
  • габаритно-весовой макет – 9М79-ГВМ.
  • разрезной макет ракетной части 9М79.
  • разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия – 9Н123Ф-РМ.
  • разрезной макет кассетной боевой части – 9Н123К-РМ.

Тренажеры:

  • 9Ф625 – комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
  • 2У43 – тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
  • 2У420 – тренажер оператора.
  • 2У41 – тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
  • 2У413 – тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.

Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.

Носители[ | ]

Помимо кораблей, подводных лодок и самолётов, носителями ПКР также могут быть наземные стационарные или подвижные береговые противокорабельные ракетные комплексы (БПРК). От специфики среды запуска и типа носителя зависят многие особенности пускового устройства и ракеты, к примеру, пусковые устройства и ракеты авиационного базирования зачастую легче и меньше в размерах ПУ и ПКР морского и наземного базирования, положение в пространстве позволяет самолётам или вертолётам-носителям осуществлять наведение на цель на значительно большем расстоянии, чем с корабля. ПКР, запускаемые из торпедного аппарата или вертикальной пусковой установки подводных лодок, всегда являются самонаводящимися или летящими по заранее запрограммированному маршруту (поскольку на сегодняшний день отсутствуют эффективные технологии практической реализации контура управления ракетой класса «поверхность—поверхность» из-под воды), ПКР авиационного базирования могут быть управляемыми при помощи станции наведения, смонтированной на борту летательного аппарата-носителя, реализуя беспроводное телевизионное/радиокомандное или радиолокационное наведение на цель (работы по созданию ПКР управляемых по оптоволоконному проводу не вышли за пределы экспериментов).

«Баллистики» против «Бури»

В 1950-е годы развернулось нешуточное соревнование между баллистическими и крылатыми ракетами за место беспилотного межконтинентального носителя ядерного или термоядерного заряда.

В СССР приняли к разработке оба типа межконтинентальных ракет — и баллистические, и крылатые. Теоретические исследования, проведенные в НИИ-1 Минавиапрома под руководством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, показали, что двухступенчатый сверхзвуковой беспилотный крылатый аппарат может достичь межконтинентальной дальности с приемлемой точностью доставки «спецзаряда». Крылатые ракеты со скоростью полета более 3М (более трех местных скоростей звука) и высотой более 20 км казались отличной заменой пилотируемых стратегических бомбардировщиков. В 1954 году официально началась разработка двух КР с дальностью 8 000 км — тяжелой «Буран» (индекс «40», ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева) и средней «Буря» (индекс «350», ОКБ-301 Семена Алексеевича Лавочкина). В США еще с 1950 года сверхзвуковую КР XSM-64А «Навахо» той же дальности до 8 000 км разрабатывала фирма «Норт Америкэн, Райт». Все разработчики сверхзвуковых межконтинентальных КР выбрали маршевые сверхзвуковые прямоточные двигатели, жидкостные ракетные ускорители в качестве первой ступени, системы наведения с использованием автоматической астронавигации. Ракеты стартовали вертикально с последующим отделением ускорителей и выходом на аэродинамический полет уже на больших высотах. Над целью КР должна была сбросить боевую часть, и та достигала бы цели самостоятельно.

Маршевые двигатели для «Бури» и «Бурана» разработали в ОКБ-670 под руководством Михаила Макаровича Бондарюка. По системам астронавигации большую работу провел Израэль Меерович Лисович. В межконтинентальных КР отработали и другие перспективные направления — новые сплавы и технологии производства планера, новые методы проектирования.

Успешные испытания в СССР ракеты Р-7 и запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли возвестили начало эры межконтинентальных баллистических ракет, а сбитый в 1960 году над Уралом самолет-разведчик U-2 продемонстрировал, что большие высоты перестали надежно защищать крылатые летательные аппараты. Крылатые ракеты стремительно теряли свои достоинства в глазах заказчиков. Средства ПВО явно опережали их в своем развитии, уже располагая ЗРК большой дальности, комплексами дальнего радиолокационного обнаружения, сверхзвуковыми высотными истребителями. «Проигрышу» крылатых ракет первого послевоенного поколения способствовали их радиолокационная заметность, а также громоздкость и энергопотребление систем наведения, которым приходилось работать не 5— 7 минут, как у баллистической ракеты, а 2—3 часа.

Конец 1950-х — начало 1960-х годов стали критическим периодом развития управляемого реактивного оружия. В 1957 году в СССР прекратили работы по «Бурану», а в США — по «Навахо» (из 11 ее пусков 10 оказались аварийными). Работы по «Буре» прекратили в 1960 году. Из всех сверхзвуковых межконтинентальных КР «Буря», главным конструктором которой был Наум Семенович Черняков, пожалуй, «продвинулась» дальше всех как по результатам опытных пусков (из 18 только 3 аварийные), так и по достигнутой в них дальности — 6 500 км с отклонением от заданной траектории не более 4—7 км. В том же 1960 году волевым решением поставили крест и на проектах стратегических крылатых ракет С-30 Цыбина, П-20 ильюшинского ОКБ-240, «С» туполевского ОКБ, бомбардировщика М-56К с ракетой Х-44 мясищевского ОКБ-23.

Единственной поступившей на вооружение межконтинентальной КР стал американский дозвуковой «беспилотный бомбардировщик» SM-62 «Снарк» фирмы «Нортроп» с турбореактивным двигателем и дальностью до 8 000 км. Его скорость и высота полета — 960 км/ч и 15—16,7 км — уступали новым сверхзвуковым истребителям, и на вооружении «Снарк» оставался лишь в течение 1960—1961 годов.

Подводные лодки также предпочли вооружать баллистическими ракетами. Стратегические КР стали первой жертвой баллистических конкурентов. Но «баллистикам» отдали предпочтение и на меньших дальностях. Это было отчасти обосновано возможностями самих КР и ожидаемым ростом возможностей ПВО. Оперативно-тактические и тактические КР первого послевоенного поколения совершали полет, как правило, на высотах не менее 300—500 м с небольшими маневрами, по кратчайшему пути к цели. Это облегчало их обнаружение и поражение средствами ПВО. Однако справедливость остановки в начале 1960-х ряда новых разработок КР поныне вызывает споры. Как бы то ни было, но именно тогда КР большой дальности — за исключением противокорабельных — покидают сцену.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий