АО «Камов» (Ухтомский вертолётный завод)

Основная статья: Камов (конструкторское бюро)

АО «Камов»

(бывш.ОКБ «Камов» ,Ухтомский вертолётный завод ) — существовавшее до 2022 года конструкторское бюро холдинга «Вертолёты России». Входило в состав госкорпорации «Ростех». Известно как разработчик вертолётов с соосной схемой несущих винтов. Также разработало вертолёт с традиционной компоновкой (Ка-62).

ОКБ было названо в честь его первого генерального конструктора Н. И. Камова. Датой основания принято считать 7 октября 1948 года. Открытое акционерное общество с 1992 года.

До 2022 года располагалось в городе Люберцы (неподалёку от железнодорожной станции Ухтомская), позже переведено в здание Национального центра вертолётостроения в рабочем поселке Томилино (неподалёку от железнодорожной станции Панки).

На территории предприятия с 1972 года действал Народный музей истории и Трудовой славы ОАО «Камов».

В декабре 2022 года ОКБ было упразднено. АО «Камов» присоединено к АО «МВЗ имени М. Л. Миля», которое переименовано в АО «Национальный центр вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова».

Вертолёты ОКБ «Камова»

ДатаМодельКлассификация НАТОКомментарий
25 сентября 1929КаСкр-1 «Красный инженер», КаСкр-2Первый советский автожир, Ка мов-Скр жинский
1934А-7автожир
1944Ка-8
сентябрь 1949Ка-10‘Hat’
1952Ка-15‘Hen’
1955Ка-18‘Hog’
1960Ка-20‘Harp’
1960Ка-22‘Hoop’Винтокрыл
1965Ка-25‘Hormone’
1966Ка-26‘Hoodlum-A’
1969В-50проект свёрнут
1978Ка-27 и Ка-27ПС (поисково — спасательный)‘Helix’
1981Ка-28 Ка-32‘Helix’
27 июля 1982Ка-50 «Чёрная Акула» (также известен под названиями В-80 и «Вервольф»)‘Hokum-A’Ка-50-2 Erdogan
1983Ка-52 «Аллигатор»‘Hokum-B’
1983Ка-31‘Helix-B’Вертолёт ДРЛО
1984Ка-29Развитие Ка-27
1986Ка-126‘Hoodlum-B’Развитие Ка-26
середина 1980-хВ-100
1990Ка-118
1993Ка-128
1993Ка-37беспилотный вертолёт
2016Ка-62
1994Ка-226‘Hoodlum’Дальнейшее развитие Ка-126
1998Ка-60 «Касатка»
  • Соосная схема Камова (на примере Ка-25)
  • Винтокрыл Ка-22
  • Ка-27
  • Ка-50 «Чёрная акула»
  • Ка-52 «Аллигатор»
  • Ка-60
  • Ка-226
  • Макет разрабатываемого предприятием скоростного вертолёта Ка-92

Вертолеты Миля. Тяжелый Ми-26.

Ми-26

Тяжелый многоцелевой вертолет Ми-26 создавался в КБ Миля в конце 60-х, начале 70-х годов. Инженеры-конструкторы предложили концепцию на основе знаменитого тяжеловоза Ми-6, заменив на нем силовую установку и изменив компоновку. Также предполагалось оснастить вертолет современнейшим оборудованием и системами.

Первый летный образец был готов в 1977г., а в середине декабря 1979г. Ми-26 впервые отрывается от ВПП и в этом же году передается на государственные испытания, которые окончились год спустя. Сразу же по окончании которых начинается его серийное производство. Всего с начала выпуска по конец 2019г. со стапелей сошло 330 вертолетов Ми-26 в 18-ти модификациях.

Ми-26 является самым большим из выпускаемых серийно вертолетов в мире.

Летающий тяжеловес Миля В-12 (Ми-12).

Ми-12

Ми-12 абсолютный рекордсмен среди вертолетов, которому нет равных в мире по собственной массе (69т с небольшим) и весу поднимаемому (44 205кг). Вертолет оснащен двумя несущими винтами, расположенными по поперечной схеме. К такому расположению основных роторов пришли после неудовлетворительных результатов изучения продольной схемы на сверхтяжелой машине.

Разработка Ми-12 началась после выхода постановления Совета Министров СССР о начале работ над новым тяжелым вертолетом в 1962г. Основным его предназначением являлась транспортировка баллистических ракет и их частей в недоступные для обычного транспорта районы. За основу взяли винтомотрную группу Ми-6, решив ее удвоить.

И 10 июля 1968г тяжеловес наконец отрывается от земли и совершает первый полет.  В следующем году он устанавливает свой первый мировой рекорд.

Но к этому времени у армии уже не было потребности в Ми-12, несмотря на его впечатляющие достижения и проект был закрыт.

Производство

Серийный выпуск Ми-24ВМ и его экспортной модификации начался на «Роствертоле» в 2005 году.В 2008 году был подписан контракт на поставку Бразилии 12 Ми-35М3 на сумму $150 млн.Контракт на поставку ВВС России 22 вертолётов Ми-35М (Ми-24ВМ) был подписан в 2010 году, позже был подписан ещё один контракт на 27 машин с поставкой в 2012—2014 гг.В сентябре 2010 года был получен заказ на 24 Ми-35М для Государственной пограничной службы Азербайджана. Поставка вертолётов была произведена с декабря 2011 по январь 2014.Венесуэле под обозначением Ми-35М2 предположительно поставлялись .В 2012 году с Ираком был подписан контракт общей суммой $4,2 млрд на поставку различной военной продукции, среди прочего, включающий заказ на 24 вертолёта Ми-35М с полным вооружением до 2017 года.

В рамках реализации договора о ВТС, подписанного между Москвой и Ташкентом, был подписан контракт с Рособоронэкспортом на покупку 12 ударных вертолётов Ми-35М для военно-воздушных сил страны.

4 Ми-35М заказано Белоруссией в августе 2020 года.

Модернизация вертолетов Ми-24

Несмотря на принятие вооружение новых боевых вертолетов Ми-28 и Ка-50/52, машины Ми-24 в 1990-е годы продолжали составлять основу парка армейской авиации РФ. Однако их бортовое оборудование и вооружение уже не отвечало современным требованиям.

1995 году на авиационных выставках в Москве и Париже демонстрировали макет модернизированного вертолета Ми-35М, снабженного оборудованием частично западного производства (в частности, французским тепловизором «Клио»). Предполагалось, что прототип Ми-35М сможет начать летные испытания уже в 1996 году, но сроки первого полета неоднократно переносили, а в 1997 году было решено отказаться от западного оборудования. Наконец, 3 марта 1999 года прототип Ми-35М впервые поднялся в воздух.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Ми-35М базируется на вертолете Ми-24ВП – одной из последних модификаций Ми-24, созданных до распада СССР. Вместе с тем в его конструкцию внесены существенные изменения. Применен новый несущий винт с композитными лопастями и втулкой с эластомерными подшипниками, а также Х-образный хвостовой винт от вертолета Ми-28. Крыло укорочено, вместо шести узлов подвески осталось только четыре. Это позволило уменьшить массу вертолета на 85-90 кг. Дополнительную экономию дало и применение неубираемого шасси, но основным мотивом отказа от его уборки стало стремление повысить безопасность при вынужденной посадке.

Читать: Авиационный проект «Звено»

На вертолете установлены новые двигатели ТВЗ-117ВМА или ВК-2500. Полностью обновлено бортовое радиоэлектронное оборудование. Основу его составляет обзорно-прицельная система ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-324, включающей в себя тепловизионный и телевизионный канал, лазерный дальномер и пеленгатор. Кабины членов экипажа Ми-35М оснащены цветными многофункциональными дисплеями. Обновление оборудования позволило снизить нагрузку на экипаж, применять управляемое и неуправляемое вооружение в любое время суток, а также выполнять взлет и посадку на неподготовленные и необорудованные площадки.

Основным противотанковым вооружением Ми-35М являются ПТУР «Штурм-B» или «Атака-М» (до 16 единиц). Также вертолет может нести блоки 80-мм и 122-мм НАР, различные бомбы, бомбовые кассеты и контейнеры с пушечно-пулеметным вооружением.

Серийное производство Ми-35М на Ростовском вертолетном заводе началось в 2005 году. Первым заказчиком стала Венесуэла, получившая 10 таких вертолетов. 12 машин поставлено в Бразилию, 24 – в Азербайджан, 28 – в Ирак. Среди последних по времени заказчиков – Индонезия (шесть машин), Казахстан (четыре), Нигерия (две).

В 2010 году был подписан контракт на поставку 22 вертолетов Ми-35М (Ми-24ВМ) для ВВС Российской Федерации, за ним последовали новые заказы. К 2021 году количество Ми-35М на вооружении ВВС РФ превысило 60 единиц.

Читать: Советский средний танк «Объект 003»

«СУПЕР ХАЙНД»

Распространенность Ми-24 в мире обусловила появление альтернативных вариантов модернизации, разработанных различными зарубежными фирмами. Наибольших успехов в этой области добилась южноафриканская фирма ATE, предложившая свой вариант «Супер Хайнд» в нескольких модификациях. В 1999 году она подписала контракт с ВВС Алжира, предусматривавший модернизацию 40 Ми-24. Вариант «Супер Хайнд» MkII отличался установкой комплекса авионики (включая навигационную систему и тепловизионную камеру) от вертолета «Руивалк». Кабины экипажа адаптированы для полета в очках ночного видения, а пол ее защищен панелями из кевлара. «Супер Хайнд» MkIII отличается измененным вооружением (установлена 20-мм пушка GI-2 с боекомплектом 1200 снарядов, возможно применение южноафриканских ПТУР «Мокопа» и «Ингве»), а также новым бортовым комплексом обороны. До этого уровня доведены алжирские вертолеты. «Супер Хайнд» MkIV является модернизированным вариантом «тройки», а «Супер Хайнд» MkV предполагает полную переделку носовой части с установкой кабины по типу вертолета АН-1 «Кобра». Помимо Алжира, «Супер Хайнды» получили ВВС Азербайджана. Семь вертолетов Ми-24В были модернизированы в этот вариант на в Конотопе. В Азербайджане они обозначаются Ми-24G В основном эти машины соответствуют варианту «Супер Хайнд» MkIII, но вооружены украинскими ПТУР «Барьер».

Конструкция

Кабина пилота Ми-24Д

Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Шасси трёхстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой.

В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним лётчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка, бортмеханик может размещаться на откидном сиденье в отсеке оборудования за кабиной лётчика. Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабжённых системой обогрева и вентиляции, для предотвращения попадания заражённого воз­духа и радиоактивной пыли в них поддерживается небольшое избыточное давление.

Стальными плитами бронировались кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак. Кресло лётчика бронировано, с откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, между кабинами расположена бронеперегородка, лобовые стёкла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые выпуклые стёкла силикатные, не бронированные.

Центральная секция фюзеляжа состоит из грузовой кабины, в которой могут разместиться до восьми десантников, и задней конусообразной части для размеще­ния оборудования и ниш уборки главных ног шасси.

Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолёте Ми-8.

Вал несущего винта наклонён не только вперед на 4,5°, но и вправо на 2,5°, чтобы обеспечить устойчивость при поступательном прямолинейном полёте.

Одной из главных особенностей вертолёта является крыло площадью 6,75 м² с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает от 22 до 28 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов.

Круглосуточное выполнение задач

Для того чтобы вертолет мог круглосуточно справляться со своей работой, на него была установлена такая техника:

  1. Обзорно-прицельная система модели ОПС-24Н, в состав которой входит гиростабилизированное оптико-электронное оборудование ГОЭС-324.
  2. Прицельно-вычислительный комплекс модели ПрВК-24.
  3. Навигационно-индикационный комплекс КНЭИ-24.
  4. Светотехника, адаптированная к работе с очками ночного видения.

После установки данных систем машина получила возможность:

  1. Круглосуточного обнаружения и распознавания наземных и надводных целей.
  2. Наведения управляемых ракет.
  3. Определения расстояния до объекта атаки.
  4. Точного прицеливания при использовании подвижного и неподвижного стрелково-пушечного оружия, а также неуправляемых ракет.
  5. Осуществления полета в полуавтоматическом режиме по заранее заданному маршруту.
  6. Уменьшения физической нагрузки экипажа в процессе управления машиной и применения вооружения.

Внутреннее и наружное светотехническое оборудование армейского ударного вертолета МИ-35М было приспособлено под применение пилотом очков ночного видения. Эти очки позволяют распознавать объекты при освещении от 5×10-4 люкс. Диапазон длины волн, в котором они работают, составляет от 640 до 900 нм.

Благодаря приборам ночного видения пилоты получают такие возможности:

  1. Пилотирование на высоте 50-200 метров с визуальным контролем подстилающей поверхности.
  2. Обнаружение целей противника типа «мачта ЛЭП», «Бронетехника», «дорога» и так далее.
  3. Взлет, посадка, полет и посадка с касанием земли на необорудованных и неосвещенных площадках.
  4. Выполнение наблюдения за местностью, а также поисково-спасательных работ в ночное время.

Характеристики Ми-8

Страна:
СССР

Тип:
Многоцелевой вертолет

Год выпуска:
1961 г.

Экипаж:
2-3 человека + 28 пассажиров

Двигатель:
2х ТВ2-117А, мощностью по 1500 л.с.

Максимальная скорость:
250 км/ч

Практический потолок:
Статический: 1300 м, динамический: 4200 м.

Дальность полета:
425 км

Масса пустого:
7000 кг

Максимальная взлетная масса:
12000 кг (нормальная взлетная 11570 кг)

Размах крыльев:
Диаметр несущего винта: 21,288 м.

Длина:
По фюзеляжу: 18,168 м, общая длинна с винтами: 25,24 м

Высота:
До втулки несущего винта: 4,38 м, по рулевому винту: 5,65 м.

Площадь крыла:

Вооружение:
В пассажирском варианте отсутствует

Характеристики приведены для модели Ми-8П

Ми-24 и Ми-35М: многоцелевые родственники

Многоцелевой военно-транспортный вертолет Ми-24 стал первым отечественным вертолетом, специально предназначенным для боевых действий. Конструкция оказалась настолько удачной, что сейчас это одна из самых востребованных машин на мировом рынке, высокая эффективность которой многократно доказана в условиях боевых действий. Вертолет оснащен современным высокоточным оружием и способен выполнять боевые задачи круглосуточно в различных метеоусловиях.

Транспортно-боевой вертолет Ми-35М является глубокой модификацией Ми-24 и предназначен для уничтожения бронетанковой техники и огневой поддержки подразделений сухопутных войск. Он оснащен современным высокоточным оружием и способен выполнять боевые задачи круглосуточно в различных метеоусловиях. Одной из наиболее важных особенностей Ми-35М является возможность перевозки личного состава с вооружением, транспортировки до трех раненых с поля боя, а также грузов внутри кабины или на внешней подвеске.

Вертолеты типа Ми-24/35 – одни из самых воюющих в мире, история их боевого применения насчитывает более 30 войн и военных конфликтов. Ми-35М успешно продемонстрировал свою эффективную работу в боевых действиях в Сирии.

Примечания

  1. 12 Годовой отчёт компании за 2010 год (недоступная ссылка)
  2. 12 https://www.kartoteka.ru/card/2b7d24e54ac7730883b49f6bab4f4f3c/
  3. 12 Конструкторские бюро Миля и Камова будут объединены в Национальный центр вертолётостроения(неопр.) . www.russianhelicopters.aero. Дата обращения: 5 января 2020.
  4. 12 Объединение вертолётных заводов Миля и Камова одобрено акционерами (рус.). Interfax-Russia.ru (23 декабря 2019). Дата обращения: 5 января 2022.
  5. Московский вертолётный завод им. М. Л. Миля. Досье (неопр.) .tass.ru . Дата обращения: 31 октября 2022.
  6. Завод №329 (неопр.) .testpilot.ru . Дата обращения: 31 октября 2022.
  7. https://prowars.ru/ALL_OUT/AiKOut09/UVZMuz/UVZMuz001.htm. Народный музей истории и Трудовой славы ОАО «Камов»

Вертолет с газотурбинными двигателями Ми-2.

Ми-2

В 1950-х, широко распространенный в армии и ГВФ вертолет Ми-1, имеющий в оснащении поршневой мотор, к концу десятилетия уже не соответствовал растущим к нему требованиям. И весной 1960г. выдается задание на разработку многоцелевого вертолета для нужд ВВС и гражданской авиации. Машине присваивается индекс В-2. Инженерами ОКБ миля выносится революционное решение о применении в качестве силовой установки двух газотурбинных двигателей ГТД-350. Что должно было повысить надежность и живучесть машины.

В октябре 1961г. вертолет впервые отрывается от ВПП. А через месяц он выходит на гос. испытания.

Примечательно, что массовый выпуск вертолетов Ми-2 был налажен в Польше по лицензии в 1964г.

Двойка активно поставлялась на экспорт в союзные страны, а также в Бирму, Ирак, Египет, Лесото, КНДР, Кубу, Ливию, Румынию, Никарагуа, Сирию. А один экземпляр даже оказался в соединенных Штатах.

Это интересно – «Первые вертолеты СССР».

В 1992 году производство Ми-2 завершено. Всего за это время было выпущено 5400 вертолетов разных модификаций.

Вертолеты Миля Ми-2 массово эксплуатируются и сегодня боле чем в 20-ти государствах.

История создания Ми-28

Вертолёт конструировался на конкурсной основе. Ми-28 создавали работники вертолетного завода имени М.Л. Миля. Ему противостоял Ка-50 (ОКБ Камова). Первая опытная машина совершила полет 10 ноября 1982 года. На ней не было никакого вооружения, поскольку первый полет совершался с целью проверки летно-технических характеристик. Его установили лишь на втором экземпляре. Конструкцию подкорректировали под замечания, вынесенные комиссией ВВС.

В 1985 году началась постройка третьего опытного экземпляра, в котором были учтены все замечания. В 87-м модернизированная модель получила маркировку Ми-28А. Его испытания начались в январе 88-го, и после этого вертолет продемонстрировали на авиавыставках в Париже и Ред-Хилле (под Лондоном). В 1991 году был создан второй экземпляр сотрудниками МВЗ. Через два года под Гороховцом он блестяще продемонстрировал себя на учениях.

В 96 году 16 августа вертолет прошел курс модернизации (Ми-28Н). Через четыре месяца он совершил первый опытный полет.

В 2005 году начались ГСИ (государственные совместные испытания). В программе было заложено проведение массовых наземных и воздушных испытаний. Они и показали летно-технические качества вертолета. Их проведение возглавил сам главнокомандующий ВВС России. В декабре на предприятии соорудили первый опытный образец. Начальный этап ГСИ закончился в 2007 году.

Государственные совместные испытания включали в себя два этапа. В первом характеризировалась общая картина и возможное будущее производство. Помимо этого, просматривалась способность вертолета к уничтожению наземных противников. Во втором этапе проверялась способность поражать воздушных противников с помощью ракет «воздух-воздух», а также выживаемость вертолета.

ГСИ для Ми-28Н завершились 26 декабря в 2008 году. По результатам стало ясно, что вертолет полностью соответствует требованиям и нормам ТТЗ. В 2009 году президент РФ отдал приказ на принятие вертолета на вооружение ВВС, а в 2013-м тот же приказ отдало Министерство обороны страны. В 2005 году подписали договор на долгосрочной основе о поставке 67 единиц Ми-28Н. В это же время начальник РГШ генерал Ю. Балуевский заявил о необходимости спецназа в вертолетах Ка-50 и Ка-52, но уточнил информацию насчет Ми-28Н. «Ночной охотник» является основной боевой единицей типа вертолет.

В 2006 году два экземпляра приняли участие в учениях «Щит Союза-2006» на территории Республики Беларусь. Был продемонстрирован ОП-1 (первый опытный образец) и 01-01 (первый предсерийный экземпляр). Седьмого сентября в Ростове-на-Дону были проведены государственные испытания на заводе ОАО «Роствертол».

Первые четыре Ми-28Н прикрепили к Торжокскому центру боевой авиации (2008 год). В январе этого же года первые два экземпляра поступили в Торжокский ЦБП и ПЛС АА. В период с 2009 по 2011 год в ВВС России поступило 27 серийных вертолетов (четвертая армия ВВС и ПВО). К концу 2010 года на базе 6971 сформировали первую вертолетную эскадрилью из шестнадцати серийных Ми-28Н. В октябре начались параллельные поставки вертолета на 6974-ю авиабазу. До конца 2010 г. во владение Минобороны РФ поступило 38 серийных экземпляров. После этого ВВС и завод заключили еще один договор на тридцать вертолетов. Сдать их необходимо было до 2014 года. На конец 2013 года для ВВС РФ построено 63 Ми-28Н.

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения: 26 апреля 2020.
  2. ↑ . Дата обращения: 11 июля 2016.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 декабря 2013.
  4. Журнал «Авиация и время» № 3/1996 год // Вадим Михеев «Винтокрылый штурмовик Миля»
  5. ↑ (20 марта 2013). Дата обращения: 11 июля 2016.
  6. Николай Секач. Боевой вертолёт Ми-24. — М.: ООО Издательский центр «Экспринт», 2001. — 66 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94038-012-3.
  7. (19 сентября 2014). Дата обращения: 11 июля 2016.
  8. . АРМС-ТАСС (4 сентября 2012).
  9. . Дата обращения: 26 апреля 2020.
  10. . Дата обращения: 26 апреля 2020.
  11. . Российская газета. Дата обращения: 2 марта 2021.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 августа 2012.
  13. ↑ . Дата обращения: 11 июля 2016.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 августа 2012.
  15. The Military Balance 2021,p.182
  16. International Institute For Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 385. — ISBN 9781857438352.
  17. . РИА Новости (12 апреля 2011).
  18. The Military Balance 2021,p.432
  19. The Military Balance 2021,p.342
  20. The Military Balance 2021,p.187
  21. The Military Balance 2021,p.476
  22. The Military Balance 2021,p.483
  23. The Military Balance 2021,p.291
  24. The Military Balance 2021,p.140
  25. The Military Balance 2022,p.217
  26. . Дата обращения: 11 июля 2016.
  27. Алексей Михайлов. . Известия (12 сентября 2012).
  28. pfc_joker. . pfc-joker.livejournal.com. Дата обращения: 30 мая 2022.
  29.  (англ.). Al Arabiya English (8 октября 2014). Дата обращения: 30 мая 2022.
  30. . Дата обращения: 11 февраля 2017.
  31. . Дата обращения: 26 апреля 2020.
  32. . Дата обращения: 15 февраля 2017.
  33.  (исп.). Venezuela al dia (6 февраля 2019). Дата обращения: 30 мая 2022.
  34. . Дата обращения: 8 мая 2020.

Вертолеты Миля. Летающий кран Ми-10.

Ми-10

Советскому Союзу в конце 50-х, для транспортировки крылатых ракет потребовался вертолет, способный поднять груз до 15 тонн. Инженерами КБ Миля принимается решение взять за основу, зарекомендовавший себя, Ми-6. Изменению подвергся фюзеляж, ставший более узким, в который помещался груз почти 16м длиной. Также, при необходимости, его можно было переоборудовать для перевозки 28-ми пассажиров.

Летом 1960г. вертолет-кран поднимается в небо. Затем блестяще проходит испытания. Но внезапно, военно-промышленный комплекс пересматривает концепцию перевозки ракет с помощью вертолетов и над программой нависла угроза сворачивания. Таким образом, начавшееся в 1964г. серийное производство, ограничилось всего 24-мя машинами.

Боевое применение Ми 35

Ещё в марте 2014 года эти армейские вертолёты использовались для воздушного патрулирования приграничной зоны в Крыму. С присоединением Крыма к России каждый год в июне проводятся лётно-тактические учения на авиационном полигоне «Опук», в которых задействованы модернизированные вертолёты Ми 35ПМ совместно с Ми 28Н и Ка 52.

Перед экипажами вертолётов поставили задачу по обнаружению низколетящих и малоскоростных воздушных целей с последующим уничтожением на удалении от 5 км до 500 метров.

Ми 35

Вертолёты Ми 35 российского производства, стоящие на вооружении армии Ирака участвовали в разгроме боевиков ИГИЛ. Воспользовавшись нестабильной обстановкой в провинции Эль-Анбар на границе с Сирией, террористы решили создать там Исламский эмират. Войска Ирака при содействии Ми 35 уничтожили десятки боевиков, среди которых лидеры бандитских формирований.

Ми 35М

Конструкция

Ми-24ВМ (Ми-35М), в отличие от Ми-24 других модификаций, имеет неубирающиеся шасси, что обеспечивает энергопоглощение при падении (в случае если экипаж на Ми-24 не успевает или не может выпустить шасси) и укороченное крыло с двумя, вместо трёх, точками подвески вооружений. Поставлен новый автомат перекоса. Втулка несущего винта с эластомерными подшипниками, композитные несущий и Х-образный рулевой винты от Ми-28. Вместо старых устанавливаются отечественные модернизированные высотные турбовальные двигатели «Климов» .
Вертолёт оснащён современным БРЭО с комплексом навигации и электронной индикации с цветными многофункциональными дисплеями, обзорно-прицельной системой ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-324, включающей в себя тепловизионный и телевизионный канал, лазерный дальномер и пеленгатор. Обновление оборудования позволило не только снизить нагрузку на экипаж и применять управляемое и неуправляемое вооружение в любое время суток, но и выполнять взлёт и посадку на неподготовленные и необорудованные площадки.

Не стареют крылом ветераны

— Ми-24 — это очень хорошая платформа, — рассказал «Известиям» бывший замминистра обороны России по вооружению генерал-полковник Анатолий Ситнов. — Надо поменять авионику, поставить новые локаторы, тепловизионные ночные прицелы и расширить перечень применяемых средств поражения. Сама конструкция и корпус машины не устаревают. После модернизации боевые возможности «двадцать четвертых» сравняются с Ми-28Н и Ка-52. И это обойдется дешевле примерно в два раза по сравнению с производством нового вертолета.

Ми-28Н «Ночной охотник»

Источник изображения: Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин

По мнению Анатолия Ситнова, усовершенствованный «Крокодил» сможет столь же эффективно исполнять роль, которую сейчас играет на поле боя Ми-28Н — поражать цели на переднем крае и поддерживать наземные войска. Обе эти машины имеют мощное бронирование и считаются крайне живучими. В то же время у Ми-24 есть и определенное преимущество — в отличие от Ми-28Н он может перевозить до восьми человек в десантном отделении, что несколько расширяет его функционал.

— Модернизация Ми-24 — это правильное решение, — сообщил «Известиям» бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко. — Новые машины выпускают не так уж быстро. И чтобы сразу заменить Ми-24, требуются серьезные финансовые затраты. А показали себя эти вертолёты неплохо. Их конструкция, планер и двигатель позволяют эксплуатировать их ещё длительное время. А прицельное, навигационное оборудование и вооружение улучшат в ходе доработок. После этого Ми-24 смогут решать все задачи, которые стоят перед армейской авиацией.

Ми-24 начали модернизировать для полетов ночью начиная с варианта Ми-24ПН. Таких машин было произведено всего несколько штук. Наработки были впоследствии использованы при создании более современной версии, получившей обозначение Ми-35М, а также новых Ми-28Н и Ка-52. Сейчас такими приспособлениями оснащают даже современные транспортные вертолёты семейства Ми-8.

Ка-52 «Аллигатор»

Источник изображения: Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Для того чтобы летчик мог нормально работать в очках ночного видения, модернизируют всю кабину вертолёта. Устанавливают более слабую подсветку приборов, специальные светофильтры на лампы освещения. Изменяют и внешнее оборудование, чтобы оно не засвечивало очки и не мешало безопасному полету.

Опыт современных конфликтов показывает, что использование вертолетов ночью, снижает уровень их потерь от огня противника. Но полеты в тёмное время суток требуют качественного технического оборудования и хорошо подготовленных пилотов.

Как ранее сообщали «Известия», нынешней весной в армейской авиации начали апробировать новую программу подготовки пилотов. Не менее трети всех учебных вылетов должны будут проходить ночью. В это время суток машины наименее уязвимы, однако управлять ими могут только специально подготовленные летчики. Дело в том, что приборы ночного видения передают картину двухмерного изображения местности, в котором нет глубины, поэтому без специальных навыков пилот просто не сможет определить расстояние до предметов.

Роман Крецул, Алексей Рамм, Антон Лавров

Общая характеристика

Программа глубокой модернизации сделала вертолет МИ-35М универсальной машиной, способной выполнять поставленные задачи в любом месте и в любое время. Вертолет вооружается двуствольной 23-миллиметровой артиллерийской установкой и противотанковыми ракетами типа «Штурм».

Укороченные крылья и облегченное неубирающееся шасси положительно сказываются на весе машины. Благодаря доработке Х-образного рулевого винта вертолет стал меньше шуметь и им легче управлять. Благодаря использованию более мощных моторов конструкторам удалось в значительной степени увеличить высоту полета.

Вертолет МИ-35М, фото которого наверняка знакомо многим любителям авиационной техники, получил усовершенствованную обзорно-прицельную систему, которая работает совместно с оборудованием ночного видения и может использоваться в любое время. Кроме того, машина оборудуется современной навигационной спутниковой системой, связанной с бортовым ПК. Благодаря этому значительно ускоряются такие процедуры, как расчет маршрута, определение координат и выдача маршрута на монитор. Теперь об этом и многом другом поподробнее.

На вооружении

 Азербайджан — 24 Ми-35М, по состоянию на 2021 год

 Бразилия — 12 Ми-35М3 (местное обозначение: AH-2 Sabre), по состоянию на 2016 года:

2-я эскадрилья 8-й авиационной группы на авиабазе в Порту-Велью.

 Венесуэла — 9 Ми-35М2, по состоянию на 2021 год

 Ирак — более 20 Ми-35М, по состоянию на 2021 год

 Казахстан — 12 Ми-35М, по состоянию на 2021 год

 Мали — 2 Ми-35М, по состоянию на 2021 год

 Нигерия — 5 Ми-35М, по состоянию на 2021 год

 Пакистан — 4 Ми-35М, по состоянию на 2021 год

 Россия — более 60 Ми-35М, по состоянию на 2020 год

  • 344-й ЦБП и ПЛС АА (Торжок, Тверская область) — 12 Ми-35М
  • 487-й отдельный вертолётный полк (Будённовск, Ставропольский край) 
  • 55-й отдельный вертолётный полк (Кореновск, Краснодарский край) 
  • 535-й отдельный смешанный авиационный полк (Ростов-на-Дону, Ростовская область)
  • 39-й вертолётный полк (Джанкой, Республика Крым) — 8 Ми-35М

Сербия — 4 Ми-35М по состоянию на 2021 год

 Узбекистан — 12 Ми-35М по состоянию на 2022 год

Потери

ДатаБортовой номерМесто аварииЖертвыКраткое описание
08.09. Ботлихский район, Дагестан4/4Вертолёт врезался в склон горы в 20 километрах от села Ботлих во время сопровождения автоколонны. По предварительному расследованию было выяснено что командование Южного военного округа не имело права задействовать этот вертолёт в боевых задачах, поскольку машина не была проверена в работе в горах так как установленный на ней радар был не до конца отработан в режиме огибания рельефа местности. Кроме того, погибший экипаж не был допущен для полётов в сложных метеоусловиях в гористой местности.
28.06. ВВС Ирака Недалеко от en:Saqlawiyah, Ирак?/?Сбит огнём с земли.
03.10. ВВС Ирака Недалеко от Байджи, Ирак2/2Сбит огнём с земли.
08.07. ВКС России в районе Пальмиры, Сирия2/28 июля 2016 года боевиками ИГИЛ был сбит российский вертолёт Ми-35М, находившийся под управлением российских лётчиков-инструкторов Ряфагатя Хабибулина и Евгения Долгина. Вертолёт упал в районе, подконтрольном сирийской правительственной армии, лётчики погибли.
03.11. ВКС России в районе Хувейсиса, Сирия0/?Был повреждён огнём с земли, произвёл вынужденную посадку близ Хувейсиса на востоке провинции Хомс. Во время ремонта добит на земле противотанковой управляемой ракетой, запущенной боевиками ИГИЛ. Экипаж не пострадал.
04.04. ВВС Ирака Недалеко от Эль-Кута, Ирак0/?Причиной крушения, по предварительным данным, стала техническая неисправность.
04.02.2019 Сухопутные войска Венесуэлы Недалеко от Эль-Пао, штат Кохедес, Венесуэла0/5Потерпел крушение во время учений по отражению вторжения США.
07.05. ВКС России Джанкой, Крым1/3При выполнении планового учебно-тренировочного полёта на аэродроме совершил жёсткую посадку.
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий