П-1000 «Вулкан» (3М70) – противокорабельный ракетный комплекс

Устройство

Главный элемент комплекса – разумеется, ракеты. «Оникс» — не самая большая и мощная российская ПКР (такой сейчас является П-1000 «Вулкан»), зато по универсальности может поспорить с американскими «Гарпунами» и «Томагавками». Ей вооружаются надводные корабли и субмарины, ее пуск можно производить с самолетов. Малозаметный для радаров, «Оникс», благодаря прямоточному воздушно-реактивному двигателю, всю дистанцию до цели проходит на сверхзвуковой скорости.

Дальность, в зависимости от траектории полета, составляет от 120 до 500 км.

Сбить «Оникс» мешает и ее «умение» производить маневры уклонения. Головка самонаведения, кроме того, устойчива к помехам и в состоянии самостоятельно распознавать цели, выбирая режим атаки. Большую часть пути к цели ракета преодолевает под контролем инерциальной системы наведения, а радар начинает распознавать мишени на дальностях до 75 км.

Пуски «Ониксов» производятся мобильным комплексом К-300П «Бастион-П» и стационарным «Бастион-С» (К-300С). Ракеты системы К-300П размещаются в пусковых контейнерах, установленных на шасси полноприводного восьмиколесного тягача модели МЗКТ-7930. Машина несет две ракеты, которые запускает с интервалом чуть более двух секунд. По штату в состав дивизиона входят четыре пусковые машины, а наибольше количество стартовых установок в комплексе – 12.

Естественно, для обеспечения нормального функционирования «Бастиона» в его состав входят мобильные командные пункты, машины заряжания и обслуживающая техника. В боевую готовность «Бастион» можно привести всего за пять минут.

Если же такая машина, на борту которой находятся бытовые помещения, есть – «Бастион» может находиться на позиции месяц. К ракетной батарее иногда придается вертолет, обеспечивающий целеуказание при пусках на загоризонтные дальности. В перспективе его могут заменить на БПЛА.

Экспортные варианты «Бастиона» обычно комплектуются ПКР «Яхонт» — это вариант «Оникса», отличающийся, в частности, менее мощным зарядом.

Проектировавшиеся варианты[ | ]

В дополнение к базовому варианту ракеты проектировались 3 основных модификации, рассчитанные на вывод полезной нагрузки различной массы.

Энергия-М

«Энергия-М» (изделие 217ГК «Нейтрон») была наименьшей ракетой в семействе, с уменьшенной примерно в 3 раза грузоподъёмностью относительно РН «Энергия», то есть с грузоподъёмностью 30-35 тонн на НОО.

Число боковых блоков было уменьшено с 4 до 2, вместо 4 двигателей РД-0120 на центральном блоке был установлен только один. В 1989—1991 гг. проходила комплексные испытания, планировался запуск в 1994 году. Однако в 1993 году «Энергия-М» проиграла государственный конкурс (тендер) на создание новой тяжёлой ракеты-носителя; по итогам конкурса было отдано предпочтение ракете-носителю «Ангара» (первый запуск состоялся 9 июля 2014 года). Полноразмерный, со всеми составляющими компонентами макет ракеты хранился на Байконуре.

Энергия II (Ураган)

«Энергия II» (также называемая «Ураган») проектировалась как полностью многоразовая. В отличие от базовой модификации «Энергии», которая была частично многоразовой (как американский Спейс шаттл), конструкция «Урагана» позволяла возвращать все элементы системы «Энергия» — «Буран», аналогично концепции Space Shuttle. должен был входить в атмосферу, планировать и садиться на обычный аэродром.

Вулкан (Геркулес)

Наиболее тяжёлая модификация: её стартовая масса составляла 4747 т. Используя 8 боковых блоков и в качестве последней ступени, ракета «Вулкан» (кстати, это название совпадало с названием другой советской тяжёлой ракеты, разработка которой была отменена за несколько лет до этого) или «Геркулес» (что совпадает с проектным именем тяжёлой ракеты-носителя РН Н-1) должна была выводить до 175—200 тонн на низкую околоземную орбиту. С помощью этой колоссальной ракеты планировалось осуществлять наиболее грандиозные проекты: заселение Луны, строительство космических городов, пилотируемый полёт на Марс и т. д.

Перспективы развития

На развитии термобарических боеприпасов пыталась поставить крест ООН, везде выискивающая “негуманно оружие, причиняющее чрезмерные страдания” (хотя в таком прочтении гуманным надо считать только то, что убивает моментально и сразу). Впрочем, как уже было замечено, её резолюции запретом не являлись.

Перспективным направлением представляется использование в термобарических боеприпасах так называемых “реактивных материалов” – веществ, которые не являются взрывчатыми сами по себе, но в которых при высокоскоростном ударе (например) может быть запущена интенсивная реакция.

Быстрое сгорание на воздухе фрагментов из реактивных материалов существенно повышает фугасное действие снарядов, а крупные осколки, воспламеняясь при пробитии, создают термобарический импульс в запреградном пространстве. На сегодняшний день такое оружие существует в виде опытных образцов.

История сотворения

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМС Рф Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического орудия «Барк». В итоге Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех русских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, кроме Р-31) и передал разработку новейшей морской стратегической ракеты Булава Столичному институту теплотехники.

В качестве аргументов в пользу такового решения именовалось рвение к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет. Противники этого решения указывали на непонятные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта сотворения ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1994 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и сначало проектировавшейся под «Барк».

Создание ракет «Булава» будет развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже выполняются ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высочайшей степени унифицированы.

Видео: Короткий документальный фильм Удар Булавы

После удачных испытаний Булавы 29 июня 2007 принято решение о серийном производстве более отработанных узлов и деталей ракеты.

Ракетный комплекс «Точка-У» – видео боевых стрельб

https://youtube.com/watch?v=sFRxqwxRjfY

Разработка дивизионного ракетного комплекса “Точка” была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет “Точка” были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.В апреле 1971 года началась разработка модификации “Точка-Р”, с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 “Точка-У”. Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.На западе комплекс получил обозначение SS-21 ” Scarab”.

Состав ракетного комплекса «Точка-У» 9К79 (9К79-1):Ракеты:

9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф) 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К) 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)

Пусковые установки:

  • 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
  • 9П129М (9П129-1М)
  • 9П129М-1

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1).Специальные транспортные средства:

  • Транспортные машины 9Т238, 9Т222
  • Машины хранилища – специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)

Контейнеры:

  • 9Я234 для ракетной части и ракет
  • 9Я236 для боевой части

Аэродромно-складские тележки:

  • 9Т127, 9Т133 для ракетной части
  • 9Т114 для боевой части

Средства технического обслуживания и регламентных работ:

  • автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения
  • регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
  • машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
  • машина технического обслуживания МТО–4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
  • комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.

Средства управления связи – командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123).

Учебно-тренировочные средства:

  • учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
  • учебно-тренировочная боевая часть – 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
  • габаритно-весовой макет – 9М79-ГВМ.
  • разрезной макет ракетной части 9М79.
  • разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия – 9Н123Ф-РМ.
  • разрезной макет кассетной боевой части – 9Н123К-РМ.

Тренажеры:

  • 9Ф625 – комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
  • 2У43 – тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
  • 2У420 – тренажер оператора.
  • 2У41 – тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
  • 2У413 – тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.

Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.

История создания и развития БРК «Бастион»

История разработки БРК «Бастион»  начинается с середины 80-х годов прошлого века. Основная задача, поставленная перед машиностроением, заключалась в замене имевшихся тогда на вооружении береговых ракетных комплексов «Рубеж» и «Редут».

Разработкой нового БРК занялся генеральный конструктор Ефремов. Первоначальный проект предполагал создание универсального оперативно-тактического расчета. Новые противокорабельные ракеты могли бы размещаться не только на береговых укреплениях, но и на кораблях и подводных лодках.

Первые испытания новых ракетных установок прошли в 1985 году. Через два года проведены запуски с надводного корабля. С подводной лодки первый запуск осуществлен в 1992 году.

В 2010 году БРК «Бастион» принят на вооружение российской армии.

В новые комплексы, поступающие на вооружение, постепенно включают дополнительные блоки для системы наведения. На их основе точность наведения составляет несколько метров, что дает комплексу возможность точечными ударами поражать малоразмерные объекты на суше.

Тактико-технические характеристики комплекса «Точка-У»

Дальность стрельбы…………..минимальная: 15 (15) км; максимальная: 70 (120) кмСкорость ракеты………………300-500 м/сСтартовая масса………………2010 кгТяга двигателя………………9788 кгсВремя работы………………18—28 сПодлётное время на максимальную дальность…………136 сБоевые части (БЧ)………массой до 482 кг, обычного, ядерного и химического снаряжения, согласно номенклатуреВремя подготовки к пуску……..из готовности № 1: 2 мин.; с марша: 16 мин.Масса пусковой установки (с ракетой и расчётом)……………18145 кгМаксимальная скорость передвижения ПУ с ракетой…….по шоссе: 60 км/ч; по грунтовым дорогам: 40 км/ч; по бездорожью: 15 км/ч; на плаву: 8 км/чЗапас хода боевых машин по топливу (с полной загрузкой)…………650 кмТехнический ресурс боевых машин………………15000 кмЭкипаж………………4 чел.

Критика

Бросковый полигонный пуск ракеты 3М30 «Булава» с натурного стенда СМ-Э336. Первый кадр — работает стартовый РДТТ/ПАД, второй кадр — свободный полет, третий кадр — запуск двигателя РДТТ 1-й ступени, четвертый кадр — работает 1-я ступень ракеты.

Америкосы считают, что по всем своим чертам «Булава» фактически стопроцентно совпадает с их ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая. Но это совсем не соответствует реальности, потому что ракета Poseidon-C3 имеет две ступени и наивысшую дальность стрельбы 5600 км (6 РГЧ).

По оценкам неких профессионалов подмена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» неоднократно понизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного понижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой».

Но, как утверждает генконструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, достаточно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высочайшей её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой длительностью. По его заявлению «у „Тополя-М“, и у „Булавы“ активный участок по сопоставлению с русскими ракетами меньше в 3—4 раза, а по сопоставлению с южноамериканскими, французскими, китайскими — в 1,5—2 раза».

Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 комплекса “Точка-У”

Кроме транспортной машины 9Т238 в состав комплекса так же входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень похожи и возможности по транспортировке у них идентичны. Обе являются активным автопоездом – т.е. мосты полуприцепа являются ведущими. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа – в одном случае передача гидравлическая, а в другом – механическаяОрганизационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады ( по 2-3 РДН), в дивизионе – 2-3 стартовые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. . Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при действиях на зараженной местности расчет ПУ может осуществлять пуски ракет из кабины.Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может транспортироваться самолетами АН-22, ИЛ-76 и т.д. Ракеты, ракетные части и БЧ могут транспортироваться вертолетами типа МИ-6, В-12, МИ-8.

Особенности организации береговой охраны

Функционирование береговой охраны с использованием БРК «Бастион» построена следующим образом:

  1. первоначально объект поражения обнаруживается радиолокационной станцией или вертолетом целеуказания;
  2. данные о координатах, скорости и направлении перемещения цели сообщаются персоналу в командном пункте и поступают на автоматическую системы боевого управления;
  3. информация обрабатывается и передается на КП для принятия решения;
  4. данные целеуказания задаются на боевой комплекс, запускаются ракеты.

Каждая ракета противокорабельного комплекса «Бастион» получает индивидуальную цель. Групповой запуск производится с интервалом в две с половиной секунды, согласно техническим характеристикам установки.

Ту-142М3 снова в строю

И, наконец, третье событие, которое мы считаем правильным логически объединить с двумя предыдущими – восстановление и возвращение в боевой строй дальних морских разведчиков Ту-142 М3. Сам по себе этот факт знаменует новое обретение российским военно-морским флотом ранее практически утраченных возможностей по контролю над оперативной обстановкой в Мировом океане.

Вот как эта система работала в период СССР: «Целеуказания обеспечивались самолётами Ту-95РЦ, которых было выпущено 52 единицы. Это была действительно система целеуказания, а не передачи информации. Самолёт, при помощи РЛС, обнаруживал вражеский корабль на дальности 250-350 км и потом транслировал радиолокационное изображение на носитель на дальность до 400 км, который и производил пуски ПКР. Можно сказать, что был создан первый разведывательно-ударный комплекс.

Так же для разведывательной авиации флота было изготовлено около 70 Ту-16Р и 12 Ту-22М3Р. Кроме того, ВМФ переоборудовал своими силами 33 серийных Ту-16 в разведчики Ту-16РМ. Пара Ту-95РЦ за один вылет обследовала акваторию площадью 10 млн квадратных километров. Для Ту-16 этот показатель был равен миллиону квадратных километров. Для полётов на разведку реальных морских целей широко привлекались самолёты дальней авиации ВВС. Полёты по планам «Чайка» (Атлантика) и «Чайка-2» (Тихий океан) были обычным делом».

mil.ru
Пара Ту-95РЦ за один вылет обследовала акваторию площадью 10 млн кв. км.

Флот, лишённый таких океанских «всевидящих глаз», терял свою боевую ценность даже при сохранении части своего ударного потенциала.

Такова логическая взаимосвязь трёх рассмотренных нами недавних военно-морских событий. Которые довольно наглядно свидетельствуют о том, что боевые возможности российского ВМФ по эффективному поражению крупных надводных целей противника, в том числе его авианосных соединений, уже прошли свой исторический минимум и сегодня явно имеют тенденцию к устойчивому увеличению. Другой же стороной той же медали является неуклонное сокращение шагреневой кожи мнимой неуязвимости американского флота, которая имеет всё большее отношение к легендам и мифам нежели к реальной действительности.

Эксплуатация

«Бастион» достаточно быстро появился в войсках. Первые установки стали передавать ракетно-артиллерийским бригадам, входящим в состав Черноморского флота, еще в конце 2009 года. Уже в 2014 году машины комплекса поучаствовали в параде на Красной Площади. И не только там – 9 мая К-300 увидели и в Севастополе. После крымского референдума о присоединении к России полуостров стал одним из основных мест базирования комплекса.

Там же планируется построить стационарные установки К-300С (до сих пор все «Бастионы» были подвижными). Для этого под Севастополем восстанавливается ракетная база, известная под названием «объект 100».

Развернули К-300 и в районах действия других флотов, не только Черноморского. Северный флот разместил их на Новой земле, Тихоокеанский – на Курилах и Камчатке. «Бастионы» Балтийского флота находятся в Калининграде.

Несколько черноморских «Бастионов» еще в 2016 году перебросили в Сирию, где их использовали для обстрела лагерей террористов. Система наведения ракеты для этого была модернизирована – ведь для поражения кораблей точность «до метра» не требуется.

Интересно, что поставки К-300 сирийским вооруженным силам (с ракетами «Яхонт») начались даже раньше – в 2011 году. Также систему экспортировали во Вьетнам, велись переговоры о поставках в Венесуэлу. По некоторым данным, Сирия использовала свои «Бастионы» не для обороны своих рубежей. Общалось, что сирийцы тайно переправляли К-300 группировке ливанских исламистов «Хезболла».

Ракета комплектуется следующими типами боевых частей:

АА-60 – ядерная мощностью от 10 до 100кт, АА-86 – ядерная особой важности, АА-92 – ядерная 9Н123Ф – осколочно-фугасная сосредоточенного действия, 9Н123К – кассетная, 9Н123Ф-Р – осколочно-фугасная с пассивной радиолокационной ГСН. Боевая часть ракеты в полете не отделяется

Стыковка ракетной и боевой частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь БЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и расширяет его эффективность. Ракеты в обычном снаряжении допускают хранение в окончательно собранном виде в течении 10 лет. Сборочные работы с ракетами в войсках проводить не требуется. При проведении регламентных работ не требуется извлекать приборы из корпуса ракеты.В расчетах полётного задания при наведении “Точки” на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника

Боевая часть ракеты в полете не отделяется. Стыковка ракетной и боевой частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь БЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и расширяет его эффективность. Ракеты в обычном снаряжении допускают хранение в окончательно собранном виде в течении 10 лет. Сборочные работы с ракетами в войсках проводить не требуется. При проведении регламентных работ не требуется извлекать приборы из корпуса ракеты.В расчетах полётного задания при наведении “Точки” на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника.

Носители

Ракетами серии «Калибр-НК» и «Калибр-ПЛ» оборудуются следующие корабли иностранных и российских флотов

  • Фрегаты проекта 22350;
  • Фрегаты проекта 11356;
  • Фрегаты типа «Тальвар»;
  • Фрегаты типа «Шивалик»;
  • Корветы проекта 20385;
  • Ракетные корабли проекта 11661 (в зависимости от модификации);
  • Малые ракетные корабли проекта 21631;
  • Малые ракетные корабли проекта 22800;
  • Патрульные корабли проекта 22160 (в зависимости от модификации);
  • Подводные лодки проекта 955 «Борей» (в качестве неосновного вооружения);
  • Подводные лодки проекта 885 «Ясень»;
  • Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»;
  • Подводные лодки проекта 677.

По словам Виктора Чиркова, бывшего главнокомандующего ВМФ в скором будущем большинство кораблей ВМФ России советской постройки, в том числе и крейсер проекта 1144, эсминцы проекта 956 и противолодочные корабли проекта 1155, после модернизации, получили на вооружение ракетные комплексы с ракетами Оникс и Калибр.

В последние годы создано, сдано или сдается в эксплуатации ПО и средства загрузки для ракетных комплексов 3К14, 3М55, 9К, 3К96 и для малогабаритного торпедного комплекса «Пакет», находящихся на современных кораблях ВМФ РФ. Семейство вертикальных ПУ надводных кораблей типа 3С14 обеспечивает размещение на НК проектов 1161К, 21631, 11356М изделия комплекса 3К14, а на НК проектов 22350, 20385, 11442М, к тому же еще и изделий комплексов 3М55 и 9К ОКБ. КБСМ является создателем и поставщиком серийно изготавливаемых транспортно-пусковых стаканов из композиционных материалов, имеющих разрушаемую крышку для изделий комплекс 9К и 3К14. Для загрузки изделий указанных комплектов в ПУ НК разработаны комплексы средств погрузки типа СМ-456.

Вряд ли неприменимость ПКРК «Оникс» в некоторых УКСК как-то связана с размерами боеприпасов, так как 3М14 и 3М55 имеют приблизительно одинаковую длину (по некоторой информации около 8,1 и 8,6 метров). Вероятней всего боевой комплект 3С14 за счет системы управления урезается искусственно. Особенно нелепо это выглядит с 20385 (с «Ониксом») и 11356 (без «Оникса).

Операторы

  • Россия.
  • Китай.
  • Индия.

Крылатая ракета «Оникс-М» с дальностью 800 километров разработана в России

Москва, 25 сентября. В научно-производственном объединении машиностроения разработали крылатую ракету морского базирования «Оникс-М». Об этом рассказали источники в оборонно-промышленном комплексе России.

Как уточнили специалисты, ракета является обновленной и улучшенной версией стоящей на вооружении крылатой ракеты «Оникс». Максимальная скорость такой ракеты составляет 800 километров.

Крылатая ракета «Оникс-М» с дальностью 800 километров разработана в России. Ракета имеет повышенную точностью поражения морских и наземных целей. Разработчики улучшили ее защищенность от влияния средств радиоэлектронной борьбы. Как пишет ТАСС, в ближайшие месяцы стартуют летные испытания ракеты.

Ранее министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что российская крылатая ракета «Калибр» была доработана по итогам применения в Сирии. Глава военного ведомства России сказал, что поручение на доработку характеристик «Калибра» дал президент страны Владимир Путин. По словам Шойгу, если раньше для загрузки полетного задания в крылатую ракету «Калибр» «требовалось столько времени, что цель могла уйти», то сегодня «время загрузки полетного задания в «Калибр» уменьшилось».

Он заметил, что в общей сложности порядка 300 типов вооружения удалось доработать, основываясь на опыте применения техники в Сирии. Также, как сообщил Шойгу, 12 образцов, ранее считавшихся перспективными, были сняты с производства и, соответственно, с вооружения.

Напомним, в конце августа сообщалось, что в ходе учений в акватории Черного моря малый ракетный корабль «Вышний Волочек» впервые выполнил стрельбу из ракетного комплекса «Калибр». Известно, что военное судно Черноморского флота смогло уничтожить цель, которая находилась на расстоянии около 40 морских миль.

В 2020 году в Пентагоне рассказали о возможностях новых крылатых ракет России. Генерал Лори Робинсон, которая возглавляет Северное командование ВС США, выразила беспокойство в связи с новыми российскими крылатыми ракетами, которые летят гораздо дальше своих прежних версий.

В связи с этим генерал заявила о необходимости увеличить расходы на совершенствование системы противоракетной обороны США и создание новых радаров.

Ранее сообщалось, что власти США собираются увеличить финансирование программы сдерживания России в Европе до 6,3 миллиарда долларов. Кроме того, стало известно, что в следующем году Пентагон планирует в несколько раз увеличить закупку артиллерийских снарядов для гаубиц.

Операторы

Карта операторов ТРК «Точка»  На вооружении  Снято с вооружения

«Точка-У» на параде в Баку, 26 июня 2011 года

  •  Азербайджан — 4 единицы 9М79 по состоянию на 2018 год
  •  Армения — 4 единицы по состоянию на 2019 год
  •  Белоруссия — 36 единиц по состоянию на 2019 год
  •  Болгария — на вооружении, по состоянию на 2019 год
  •  Йемен — некоторое количество, по состоянию на 2018 год
  •  Казахстан — 12 единиц по состоянию на 2019 год
  •  КНДР — некоторое количество KN-02 Toksa, по состоянию на 2018 год
  •  Россия — 24 единицы Точка-У по состоянию на 2019 год
  •  Сирия — некоторое количество, по состоянию на 2019 год
  •  Украина — 90 единиц по состоянию на 2019 год

Снято с вооружения

  •  СССР — По состоянию на 1991 г. СССР располагал 250—300 ПУ Точка
  •  Польша
  •  Узбекистан — 5 единиц по состоянию на 2010 год
  •  Чехословакия

Описание ракеты

Противокорабельная крылатая ракета «Оникс» создана по нормальной аэродинамической схеме, она имеет складывающиеся крылья трапециевидной формы, а также складное оперение. Хорошая аэродинамическая форма ПКР и ее высокая тяговооруженность обеспечивает ракете высокую маневренность, позволяя уклоняться от средств ПВО и ПРО противника. Кроме того, форма ракеты 3М55 делает ее малозаметной для радиолокационных средств обнаружения неприятеля.

Силовая установка ракеты состоит из прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), ускорение на стартовом этапе обеспечивается твердотопливными ускорителями. Силовая установка ракеты позволяет ей достигать скорости в 2-3,5 Маха на большей части траектории полета. Потолок ракеты составляет 20 тысяч метров.

Конус воздухозаборника расположен в центре передней части ракеты, для ПКР с подводным стартом он прикрыт круглым обтекателем, который сбрасывается сразу после выхода «Оникса» на поверхность воды. Топливом ракеты служит керосин.

В воздухозаборнике находится головка наведения, аппаратура управления и боевая часть. «Оникс» способен уничтожать хорошо защищенные цели в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, эта ракета способна определять ложные цели, самостоятельно производить захват и сопровождение цели. Головка самонаведения ракеты (ГСН) способна захватывать цель в любую погоду, поражать радиоконтрастные наземные цели.

Сразу после выхода ракеты 3М55 из пускового контейнера включается разгонный блок, который разгоняет ракету за несколько секунд до двух скоростей звука. После сгорания разгонного блока включается маршевый двигатель ракеты, который обеспечивает скорость полета примерно 2,5 Маха. Система наведения 3М55 комбинированная: на большей части траектории она инерциальная, а на этапе атаки – радиолокационная. Дальность обнаружения цели составляет 50 километров.

«Оникс» имеет на борту мощный вычислительный комплекс, ра­дио­вы­со­то­мер, систему встроенного самоконтроля.

Сразу после запуска ракета поднимается на высоту 14 км, производит захват цели, после чего она отключает свою РЛС и опускается на максимально низкую высоту (10-15 метров). В случае такого старта обеспечивается максимальная дальность полета (300 км), а также значительно снижается уязвимость ракеты от средств противовоздушной обороны.

Есть и другая возможная траектория полета: с высотой, не превышающей 10-15 метров, на всей протяженности траектории. Однако в этом случае снижается дальность полета 3М55, она составляет не более 120 км.

Первый тип траектории позволяет ракете не только захватить цель, но и выбрать наиболее важную цель (если их несколько), а также отбраковать ложные цели.

Кроме стрельбы одной ракетой, для «Оникса» возможен и залповый пуск против группы кораблей. В этом случае ракеты способны сами распределять между собой цели, не допускать дублирования при поражении, вырабатывать тактику атаки. После поражения главной цели в группе ракеты атакуют второстепенные.

В бортовую вычислительную систему заложены данные относительно возможной тактики вражеской ПВО и РЭБ, а также электронные портреты основных классов современных кораблей и их вероятного построения. Оперируя этими данными, ракеты могут определить, что именно они атакуют: АУГ, конвой или десантную группу, после чего самостоятельно выбрать наиболее эффективную тактику, составить эффективный план атаки.

Каждая ракета находится в специальном транспортно-пусковом контейнере, который обеспечивает защиту изделия при его транспортировке. Угол запуска ракеты – от 15 до 90 градусов, что позволяет располагать их в пусковых установках наклонного и вертикального старта. Ракета в контейнере очень удобна для хранения (в том числе и длительного) и транспортировки. К контейнеру не нужно подводить жидкости или газ, для проведения технического осмотра ракету можно не извлекать, все действия проводятся дистанционно.

Авиационная модификация «Оникса» имеет некоторые отличия от ракет, устанавливаемых на надводные корабли и подводные лодки. У нее более короткий и облегченный стартовый ускоритель, сопло и воздухозаборник закрыт специальными обтекателями.

История создания

Ракета П-1000 «Вулкан» была разработана как развитие успешной противокорабельной ракеты П-500 «Базальт», в свою очередь, являющейся развитием старой ракеты П-35. Целью конструкторов было создание более дальнобойной ракеты, при сохранении прежних габаритов и массы и возможности использовать без капитальной модернизации существующие пусковые комплексы и инфраструктуру для П-500. Постановление правительства от 15 мая 1979 года положило начало разработке новой ПКР П-1000 «Вулкан».

Первый испытательный пуск с наземного стенда в рамках лётно-конструкторских испытаний произведён на полигоне в Нёноксе в июле 1982 года.

22 декабря 1983 года начались испытания с АПЛ проекта 675МКВ.

Разработка системы управления и ряда другой аппаратуры завершилась в 1985 году.

Комплекс принят на вооружение 18 декабря 1987 года.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий