П-1000 Вулкан – SS-N-12 mod.2 SANDBOX

История

Восемь пусковых установок СС-Н-12 на авианосце Киев

Четырнадцать подводных лодок Echo II были модернизированы для установки P-500, и три из них получили P-1000 Vulkan.

Разработан ОКБ-52 МАП (позднее НПО Машиностроение ), он был введен в эксплуатацию для замены СС-Н-3 Шэддок. Р-500 Базальт впервые был развернут в 1975 г. Советский авианосец Киев, а позже был добавлен как в Подводная лодка класса Echo II и Подводная лодка класса Juliett. На танке используется вариант П-500 Базальт с улучшенным наведением и двигателями. Крейсер класса Слава. Шестнадцать пусковых установок доминируют на палубах класса.

Иран

  • Раад – Отечественная противокорабельная ракета большой дальности на базе HY-2 шелкопряд.
  • Нур – обновленная копия китайца С-802.
  • Тондарь – модернизированная копия китайского С-801. Аналогичен «Нур», но оснащен твердотопливным ракетным ускорителем и имеет дальность полета 50 км.
  • Такеб – Похож на Нур, модифицированный для запуска с подводной лодки.
  • Наср – Несколько версий на основе TL-6, С-704 и С-705.
  • Ковсар 1/2/3 – Несколько версий на китайском языке С-701, TL-10 и С-704.
  • Фаджре Дарья – копия Sea Killer II.
  • Зафар (противокорабельная ракета)
  • Персидский залив (Халидж Фарс ) – Противокорабельная баллистическая ракета на базе Фатех-110.
  • Кадер – Иранская противокорабельная крылатая ракета дальностью более 200 км.
  • Гадер (ракета)

Примечания

  1. [www.testpilot.ru/orenburg/s_list.htm Продукция ПО «Стрела»] Сайт «Настоящие сверхзвуковые»
  2. 1234 [www.pa-strela.com/index.php/ru/2009-03-18-08-48-39/2009-03-19-09-14-50/2013-09-16-07-38-07 Крылатая противокорабельная ракета 3М-70 «Вулкан»] (рус.). Оф. сайт ПО «Стрела». Проверено 6 января 2014.
  3. По разным источникам
  4. 123 [militaryrussia.ru/blog/topic-390.html П-1000 Вулкан — SS-N-12 mod.2 SANDBOX | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)]. militaryrussia.ru. Проверено 13 июля 2021.
  5. [www.testpilot.ru/russia/chelomei/p/1000/index.htm П-1000 «Вулкан»]. www.testpilot.ru. Проверено 13 июля 2021.

Посейдон — оружие судного дня

Как было сказано выше, одним из поражающих факторов «Посейдона» является гигантское цунами, вызванное ядерным взрывом под водой. Такое искусственное мегацунами будет достигать в высоту 300-500 метров и сможет зайти в глубь материка до 500 км на равнинной местности.

Правда, следует учитывать, что данные относительно искусственных волн, вызванных ядерным взрывов под водой, получены путем расчетов. Как поведет себя волна на практике никому не известно, так как в истории человечества подобных ситуаций еще не возникало.

Беспилотник «Посейдон» может вызвать ядерным взрывом гигантское цунами, которое способно снести прибрежные города

Также “Посейдон” — это оружие России, которое сможет заражать прибрежные города радиацией. По оценкам экспертов, торпеда будет оснащена боеголовкой мощностью до 100 Мт или даже грязной бомбой, к примеру, кобальтовой. Правда, по мнению других экспертов, кобальтовой бомбы в природе не существует, о чем мы рассказывали ранее. Но даже без кобальта после взрыва ядерной бомбы побережье станет непригодным для проживания.

Однако в задачи дрона входит не только доставка боеголовок к берегам противника. Он также сможет выполнять разведывательные миссии на большом расстоянии. Предположительно, торпеда будет действовать не в одиночку. Вооружение будет представлять собой рой дронов, то есть большое количество беспилотников, которые будут действовать слаженно. А еще, как сообщают эксперты и сами конструкторы, «Посейдон» может быть носителем торпед и мин.

История

Восемь пусковых установок СС-Н-12 на авианосце Киев

Четырнадцать подводных лодок Echo II были модернизированы для установки P-500, и три из них получили P-1000 Vulkan.

Разработан ОКБ-52 МАП (позднее НПО Машиностроение ), он был введен в эксплуатацию для замены СС-Н-3 Шэддок. Р-500 Базальт впервые был развернут в 1975 г. Советский авианосец Киев, а позже был добавлен как в Подводная лодка класса Echo II и Подводная лодка класса Juliett. На танке используется вариант П-500 Базальт с улучшенным наведением и двигателями. Крейсер класса Слава. Шестнадцать пусковых установок доминируют на палубах класса.

Комплекс П-800 / 3К55 Оникс / Яхонт — SS-N-26 STROBILE

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)Комплекс П-800 / 3К55 «Оникс», ракета 3М55 / К-310 «Оникс» — SS-NX-26 / SS-N-26 STROBILEКомплекс 3К55Э «Яхонт», ракета 3М55Э «Яхонт» — SS-N-26 STROBILE

Комплекс 3К55Э «Яшма» (экспортный вариант для ПЛ)Комплекс «Яхонт-А» (авиационный)

Противокорабельная крылатая ракета / унифицированная противокорабельная крылатая ракета. Постановление СМ СССР о начале работ по разработке ракеты принято 05.06.1981 г. Эскизный проект разработан и принят НПО «Машиностроение» (ОКБ-52 В.Н.Челомея) 10.03.1982 г. Генеральный конструктор — Г.А.Ефремов, главный конструктор — В.А.Модестов (источник). С 1991 г. группу разработчиков ракеты возглавил главный конструктор направления Вадим Меркулов (источник). В 2011 г. организована группа ведущих конструкторов по теме 3М55 (с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и Алексеем Найденовым).Испытания ПКР предполагалось начать в 1987 г., но в 1987 г. провден лишь бросковый пуск ракеты 3М55 с МРК «Накат» пр.1234.7, после чего МРК принят на вооружение. В 1991 г. выпущена техническая документация, освоено производство, проведены наземные испытания ракет. В период с 1992 по 1998 г.г. вероятно проводились испытания подводного варианта ПКР «Оникс» на ПЛАРК К-452 пр.06704 (модернизированная ПЛАРК пр.670М), но по состоянию на 2000 г. испытания не завершены и ракета не принята на вооружение. В надводном варианте испытания проводились на МРК «Накат» пр.1234.7 (см.ниже), в 1996 г. комплекс принят в опытную эксплуатацию ВМФ России. В феврале 1998 г. подписано соглашение с Индией на совместное создание ракетного комплекса BrahMos.После длительных перерывов, государственные испытания на МРК «Накат» пр.1234.7 завершены к концу 2002 г. и Постановлением правительства России от 23.09.2002 г. ПКР 3М55 «Оникс» была принята на вооружение ВМФ. Производство ракет ведется на ПО «Стрела» (г.Оренбург) c 1999 г. (источник). Отличается от других разработок ОКБ-52 выполнением принципа «выстрелил и забыл», «lo-hi-lo» профилем полета и универсальностью применения с любых стартовых платформ (вода, воздух, земля). Ракета и комплекс «Оникс» предназначены для размещения на надводных (экспортный вариант «Яхонт») и подводных (экспортный вариант «Яшма») судах. Встречалось так же названия комплекса П-800 и П-100.

Страны НАТО

AGM-119 Пингвин противокорабельная ракета.

Модель Ракета ИДАС Германии Подводные лодки типа 212.

(Все ракеты на основе радиолокационного самонаведения, если не указано иное.)

  • Ракета AGM / RGM / UGM-84 Harpoon – Соединенные Штаты; Сделано в Боинг /Макдоннелл Дуглас
  • AGM-84H / K SLAM-ER (Standoff Land Attack Missile – Расширенный ответ) – Соединенные Штаты; Сделано в Боинг /Макдоннелл Дуглас
  • ANL (Аnti-NAvire Léger) – Франция; Противокорабельная ракета в разработке
  • Корморан 2 – Германия; Используется на Tornado IDS (ИНС и радиолокационное наведение)
  • AGM-119 Пингвин – Норвегия; Сделано в Kongsberg Defense & Aerospace (KDA) (инфракрасное самонаведение )
  • AGM-123 Шкипер – Соединенные Штаты; Разработано ВМС США
  • AS.12 – Франция; Построен Aérospatiale /Nord Aviation (визуальное руководство, управляемое по проводам SACLOS )
  • AS.15 – Франция; Построен Aérospatiale
  • BGM-109 Томагавк (Версия TASM) – США; Сделано в Raytheon /Общая динамика
  • IDAS – Германия; Сделано в Diehl BGT Defense (ракета подводных лодок, в том числе по воздушным и наземным целям)
  • Экзосет – изначально Франция; Сделано в Aérospatiale, теперь совместный европейский; Сделано в MBDA
  • Teseo / Otomat – оригинально итальянское; Сделано в Отомелара, теперь совместный европейский; Сделано в MBDA
  • Мартель – Великобритания / Франция; Сделано в BAe /Матра (варианты радиолокационного и видеонаведения)
  • Морская ударная ракета (NSM) – Норвегия; Сделано в KDA (визуализация инфракрасный )
  • Персей – Новая ракета разрабатывается MBDA для Королевский флот и Французский флот
  • Морской орел – Объединенное Королевство; Сделано в BAe
  • Морской убийца / Марте – Италия; Сделано в MBDA
  • Морской поморник – Объединенное Королевство; Сделано в BAe
  • КОПЬЕ 3 – Объединенное Королевство; Сделано в MBDA
  • РИМ-67 Стандарт – НАС, Raytheon (второстепенная роль, SARH, больше не используется)
  • RIM-174 Стандартный ERAM / SM-6 – НАС., Raytheon (второстепенная роль)
  • РБС-15 Mk. III – родом из Швеции; Сделано в Saab Bofors Dynamics, теперь совместная Германия-Швеция, также производится Diehl BGT Defense (также используется ракета наземного нападения )
  • Противокорабельная ракета большой дальности (LRASM) В настоящее время разрабатывается Локхид Мартин для DARPA.
  • SOM – Индюк
  • Атмака – Индюк

История создания

Ракета П-1000 «Вулкан» была разработана как развитие успешной противокорабельной ракеты П-500 «Базальт», в свою очередь, являющейся развитием старой ракеты П-35. Целью конструкторов было создание более дальнобойной ракеты, при сохранении прежних габаритов и массы и возможности использовать без капитальной модернизации существующие пусковые комплексы и инфраструктуру для П-500. Постановление правительства от 15 мая 1979 года положило начало разработке новой ПКР П-1000 «Вулкан».

Первый испытательный пуск с наземного стенда в рамках лётно-конструкторских испытаний произведён на полигоне в Нёноксе в июле 1982 года.

22 декабря 1983 года начались испытания с АПЛ проекта 675МКВ.

Разработка системы управления и ряда другой аппаратуры завершилась в 1985 году.

Комплекс принят на вооружение 18 декабря 1987 года.

П-1000 Вулкан

Отличительной особенностью крейсеров класса «Слава» являются восемь пар канистр П-500; в Варяг (на фото) были модернизированы до P-1000 Vulkan.

П-1000 Вулкан

Усовершенствованная версия P-500 была установлена ​​на трех подводных лодках Echo II ближе к концу холодной войны. Предположительно П-1000 Вулкан (ГРАУ 3М70) имеет такую ​​же дальность стрельбы и максимальную скорость, что и П-500 Базальт (дальность 800 км.). Вес ракеты увеличился на 1-2 тонны. Ракета имеет турбореактивный двигатель и пусковой пороховой ускоритель. Предположительно, высотные режимы полета такие же, как у Р-500.

Р-1000 был заказан 15 мая 1979 г. из НПО Машиностроения Челомей; он первый полетел в июле 1982 г. и был принят на вооружение 18 декабря 1987 г. Он был установлен на трех подводных лодках «Эхо II» Северного флота с 1987 по 1993 год; от переоборудования двух частей Тихоокеанского флота, К-10 и К-34, отказались из-за отсутствия средств. Из подводных лодок, получивших Р-1000, К-1 была выведена из эксплуатации после аварии на реакторе в 1989 году, К-35 была повреждена в 1993 году, а К-22 – в 1995 году. Р-1000 установлен на крейсер класса Слава. Варяг, и некоторые источники сообщают о ракетах П-1000 на ее родственном корабле. Москва.

Описание ракеты

Противокорабельная крылатая ракета «Оникс» создана по нормальной аэродинамической схеме, она имеет складывающиеся крылья трапециевидной формы, а также складное оперение. Хорошая аэродинамическая форма ПКР и ее высокая тяговооруженность обеспечивает ракете высокую маневренность, позволяя уклоняться от средств ПВО и ПРО противника. Кроме того, форма ракеты 3М55 делает ее малозаметной для радиолокационных средств обнаружения неприятеля.

Силовая установка ракеты состоит из прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), ускорение на стартовом этапе обеспечивается твердотопливными ускорителями. Силовая установка ракеты позволяет ей достигать скорости в 2-3,5 Маха на большей части траектории полета. Потолок ракеты составляет 20 тысяч метров.

Конус воздухозаборника расположен в центре передней части ракеты, для ПКР с подводным стартом он прикрыт круглым обтекателем, который сбрасывается сразу после выхода «Оникса» на поверхность воды. Топливом ракеты служит керосин.

В воздухозаборнике находится головка наведения, аппаратура управления и боевая часть. «Оникс» способен уничтожать хорошо защищенные цели в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, эта ракета способна определять ложные цели, самостоятельно производить захват и сопровождение цели. Головка самонаведения ракеты (ГСН) способна захватывать цель в любую погоду, поражать радиоконтрастные наземные цели.

Сразу после выхода ракеты 3М55 из пускового контейнера включается разгонный блок, который разгоняет ракету за несколько секунд до двух скоростей звука. После сгорания разгонного блока включается маршевый двигатель ракеты, который обеспечивает скорость полета примерно 2,5 Маха. Система наведения 3М55 комбинированная: на большей части траектории она инерциальная, а на этапе атаки – радиолокационная. Дальность обнаружения цели составляет 50 километров.

«Оникс» имеет на борту мощный вычислительный комплекс, ра­дио­вы­со­то­мер, систему встроенного самоконтроля.

Сразу после запуска ракета поднимается на высоту 14 км, производит захват цели, после чего она отключает свою РЛС и опускается на максимально низкую высоту (10-15 метров). В случае такого старта обеспечивается максимальная дальность полета (300 км), а также значительно снижается уязвимость ракеты от средств противовоздушной обороны.

Есть и другая возможная траектория полета: с высотой, не превышающей 10-15 метров, на всей протяженности траектории. Однако в этом случае снижается дальность полета 3М55, она составляет не более 120 км.

Первый тип траектории позволяет ракете не только захватить цель, но и выбрать наиболее важную цель (если их несколько), а также отбраковать ложные цели.

Кроме стрельбы одной ракетой, для «Оникса» возможен и залповый пуск против группы кораблей. В этом случае ракеты способны сами распределять между собой цели, не допускать дублирования при поражении, вырабатывать тактику атаки. После поражения главной цели в группе ракеты атакуют второстепенные.

В бортовую вычислительную систему заложены данные относительно возможной тактики вражеской ПВО и РЭБ, а также электронные портреты основных классов современных кораблей и их вероятного построения. Оперируя этими данными, ракеты могут определить, что именно они атакуют: АУГ, конвой или десантную группу, после чего самостоятельно выбрать наиболее эффективную тактику, составить эффективный план атаки.

Каждая ракета находится в специальном транспортно-пусковом контейнере, который обеспечивает защиту изделия при его транспортировке. Угол запуска ракеты – от 15 до 90 градусов, что позволяет располагать их в пусковых установках наклонного и вертикального старта. Ракета в контейнере очень удобна для хранения (в том числе и длительного) и транспортировки. К контейнеру не нужно подводить жидкости или газ, для проведения технического осмотра ракету можно не извлекать, все действия проводятся дистанционно.

Авиационная модификация «Оникса» имеет некоторые отличия от ракет, устанавливаемых на надводные корабли и подводные лодки. У нее более короткий и облегченный стартовый ускоритель, сопло и воздухозаборник закрыт специальными обтекателями.

Китайская Народная Республика (КНР)

  • Ракета шелкопряда
  • TL-6 – Противокорабельная ракета, предназначенная для поражения кораблей ВМФ водоизмещением до 1000 тонн.
  • TL-10 – Легкая огневая и забытая противокорабельная ракета предназначена для поражения кораблей ВМФ водоизмещением до 800 тонн.
  • С-704 – Противокорабельная ракета, предназначенная для поражения кораблей водоизмещением от 1000 до 4000 тонн.
  • С-705
  • С-801
  • YJ-12
  • YJ-18
  • DH-10 – Крылатая ракета способна нести широкий спектр боеголовок, в том числе ядерное и ЭМИ.
  • YJ-91
  • – крылатая ракета Hong Niao-1
  • – крылатая ракета Hong Niao-2
  • – крылатая ракета Hong Niao-3
  • – крылатая ракета Hong Niao-2000
  • Ракетные комплексы CX-1

История создания

Ракета П-1000 «Вулкан» была разработана как развитие успешной противокорабельной ракеты П-500 «Базальт», в свою очередь, являющейся развитием ракеты П-35. Целью конструкторов было создание более дальнобойной ракеты, при сохранении прежних габаритов и массы и возможности использовать без капитальной модернизации существующие пусковые комплексы и инфраструктуру для П-500. Постановление правительства от 15 мая 1979 года положило начало разработке новой ПКР П-1000 «Вулкан».

Первый испытательный пуск с наземного стенда в рамках лётно-конструкторских испытаний произведён на полигоне в Нёноксе в июле 1982 года.

22 декабря 1983 года начались испытания с АПЛ проекта 675МКВ.

Разработка системы управления и ряда другой аппаратуры завершилась в 1985 году.

Комплекс принят на вооружение 18 декабря 1987 года.

Individual evidence

  1. Duncan Lennox: Jane’s Strategic Weapon Systems. Jane’s Information Group , 2005, ISBN 0-710-60880-2 .
  2. ( the from March 31, 2014 in the Internet Archive ) Info: The archive link was automatically inserted and not yet checked. Please check the original and archive link according to the instructions and then remove this notice. , Accessed: March 27, 2014 (Russian)
  3. Conway’s All the World’s Fighting Ships. 1947-1995. US Naval Institute Press, ISBN 1-55750-132-7 .
  4. ( the from November 9, 2014 in the Internet Archive ) Info: The archive link was automatically inserted and not yet checked. Please check the original and archive link according to the instructions and then remove this notice. , Accessed: March 27, 2014 (Russian)

П-1000 Вулкан

Отличительной особенностью крейсеров класса «Слава» являются восемь пар канистр П-500; в Варяг (на фото) были модернизированы до P-1000 Vulkan.

П-1000 Вулкан

Усовершенствованная версия P-500 была установлена ​​на трех подводных лодках Echo II ближе к концу холодной войны. Предположительно П-1000 Вулкан (ГРАУ 3М70) имеет такую ​​же дальность стрельбы и максимальную скорость, что и П-500 Базальт (дальность 800 км.). Вес ракеты увеличился на 1-2 тонны. Ракета имеет турбореактивный двигатель и пусковой пороховой ускоритель. Предположительно, высотные режимы полета такие же, как у Р-500.

Р-1000 был заказан 15 мая 1979 г. из НПО Машиностроения Челомей; он первый полетел в июле 1982 г. и был принят на вооружение 18 декабря 1987 г. Он был установлен на трех подводных лодках «Эхо II» Северного флота с 1987 по 1993 год; от переоборудования двух частей Тихоокеанского флота, К-10 и К-34, отказались из-за отсутствия средств. Из подводных лодок, получивших Р-1000, К-1 была выведена из эксплуатации после аварии на реакторе в 1989 году, К-35 была повреждена в 1993 году, а К-22 – в 1995 году. Р-1000 установлен на крейсер класса Слава. Варяг, и некоторые источники сообщают о ракетах П-1000 на ее родственном корабле. Москва.

История создания

Разработка крылатой противокорабельной ракеты П-500 «Базальт» была начата ОКБ-52 по Постановлению СМ № 250-89 от 28 февраля 1963 года. «Базальт» предназначался для борьбы с самыми мощными корабельными группировками, включая и авианосные. Им предусматривалось вооружить как подводные лодки, так и надводные корабли. Ракета «Базальт» предназначалась для замены ракеты П-6 и имела приблизительно те же весогабаритные характеристики.

Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 года по октябрь 1970 года в Неноксе. Ракета без радиоаппаратуры запускалась с наземного стенда СМ-49.

В 1975 году ракета «Базальт» принимается на вооружение атомных подводных лодок проекта 675, которые были ранее вооружены комплексом П-6. А в 1977 году «Базальт» принимается на вооружение авианесущих крейсеров типа «Киев» проекта 1143. Первые три корабля этого проекта имели по четыре спаренные пусковые СМ-240 установки с восемью ракетами П-500 в контейнерах и восемью запасными в погребе, а четвертый крейсер пр. 1143.4 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был модернизирован и имел шесть спаренных пусковых установок СМ-241 с двенадцатью ракетами П-500 в контейнерах.

Ввод кораблей в состав ВМФ осуществлен в следующие сроки: «Киев» — в декабре 1975 года, «Минск» — в сентябре 1978 года, «Новороссийск» -в августе 1982 года, «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» — в декабре 1987 года. Пусковые установки были разработаны в КБ специального машиностроения (г.Ленинград) под руководством главного конструктора В.В.Чернецкого.

На крейсерах типа «Слава» проекта 1164 ( разработчик — ПКБ Северное, главный конструктор А.К.Перьков, с 1979 года -В.М.Мутихин), вошедших в строй в 1982 году, ракеты П-500 располагались в шестнадцати ненаводящихся контейнерах, без перезарядки.

История

Восемь пусковых установок СС-Н-12 на авианосце Киев

Четырнадцать подводных лодок Echo II были модернизированы для установки P-500, и три из них получили P-1000 Vulkan.

Разработан ОКБ-52 МАП (позднее НПО Машиностроение ), он был введен в эксплуатацию для замены СС-Н-3 Шэддок. Р-500 Базальт впервые был развернут в 1975 г. Советский авианосец Киев, а позже был добавлен как в Подводная лодка класса Echo II и Подводная лодка класса Juliett. На танке используется вариант П-500 Базальт с улучшенным наведением и двигателями. Крейсер класса Слава. Шестнадцать пусковых установок доминируют на палубах класса.

технологии

SS-N-12 в основном используется для борьбы с корабельными целями. С наземными целями также можно бороться в второстепенной роли. SS-N-12 может запускаться с кораблей и подводных лодок. Подводные лодки должны явиться к пуску управляемой ракеты. Управляемое вооружение размещено в цилиндрических контейнерах и ведется стрельба непосредственно из них. Перед запуском зажигает КР-17-300 – Turbojet -Marschtriebwerk. Максимальная статическая тяга достигается за 20–30 секунд. Затем два транспортных 4Л44 – ракета-носитель с ракетой из контейнера. Сразу после выхода из стартовой емкости крылья разворачиваются. Через 2-3 секунды ракетные ускорители сгорят и упадут. Затем ракета летит с маршевым двигателем и принимает заранее запрограммированную траекторию полета. Старт залпа можно производить с интервалом не менее 8 секунд. Базовая версия P-500 летит на крейсерской высоте 5 км со скоростью 830 м / с (около 2,6 Маха). В модернизированной версии P-1000 Wulkan крейсерская высота увеличена с 5 до 7 км, что увеличивает скорость полета примерно до 1000 м / с. При низком полете Р-500 развивает скорость около 2 Маха (660–680 м / с). Комплекс вооружения P-500 Basalt включает комплексную систему управления огнем для борьбы с авианосной группой или военно-морским подразделением . Система управления огнем была оснащена программным пакетом для управления и координации залпа восьми управляемых ракет по корабельному строю. Перед запуском ракеты в систему управления огнем необходимо записать примерное положение и курс целей. Они определяются со стартовой платформы с помощью гидролокатора , радара или ELINT . Точно так же целевые данные могут поступать с образовательных платформ Ту-95R-Bear-D или Ka-25-Hormone-B . Комплекс П-1000 также имеет систему прицеливания Legenda . Также могут быть получены спутниковые данные (например, от RORSAT ). Четыре ракеты запрограммированы на основную цель (авианосец), в то время как другие четыре ракеты запрограммированы на других кораблях в строю. Восемь управляемых ракет запускаются короткой серией. После старта вперед выходит заранее заданная управляемая ракета. В то время как семь других управляемых ракет остаются в малом полете на высоте 100 м, управляемая ракета поднимается на высоту 4 000–7 000 м, чтобы увеличить дальность полета. Маршрутный полет в заданный район происходит автономно с помощью инерциальной навигационной платформы , при этом управляемые ракеты летят в заранее запрограммированном порядке. Радиовысотомер обеспечивает необходимое безопасное расстояние между управляемыми ракетами и морской поверхностью. Обновленные данные о целях могут быть отправлены с пусковой платформы на ракету по каналу передачи данных . Во время крейсерского полета управляемая ракета использует бортовую пассивную радиолокационную поисковую головку для определения данных о текущем положении целей. Если залп управляемого оружия попадает в заранее рассчитанный район цели, управляемая ракета активирует бортовой активный радиолокационный искатель. Включается только на короткие промежутки времени. Данные об определенной цели передаются по каналу передачи данных на оставшиеся ракеты в залпе и на стартовую платформу. Остальные ракеты продолжают сохранять свой низкий вектор подхода, чтобы предотвратить раннее обнаружение и противодействие. Если управляемая ракета уничтожена, ее роль может быть передана другой. При приближении к цели все управляемые ракеты активируют собственный радиолокационный искатель и совершают произвольные маневры уклонения. Кроме того, срабатывает бортовая активная электронная система постановки помех 4Б89 для нарушения систем противоракетной обороны корабля. Как только основная цель авианосной группы уничтожена, оставшиеся в залпе ракеты атакуют другие корабли авианосной группы. Для защиты от систем защиты ближнего действия (например, CIWS ) фюзеляж SS-N-12 бронирован. Управляемая ракета была разработана, чтобы потопить большой военный корабль одним попаданием или, по крайней мере, вывести его из строя. С ядерным вариантом целый флот может быть уничтожен одним махом.

Тактика применения ПКР П-500 «Базальт»

Ракетный комплекс «Базальт» получает первичное целеуказание от орбитальных платформ МКРЦ «Легенда», либо от средств воздушной разведки. Запуск ракеты выполняется с корабля или с подводной лодки; ввиду конструктивных ограничений ракеты, являющейся развитием П-35 и использующей аналогичную пусковую аппаратуру, запуск с подводной лодки возможен только в надводном положении. Возможна стрельба как одиночными ракетами, так и залпами.

Ввиду значительного времени полета и ограниченных возможностей ГСН ракеты, стрельба на полную дальность эффективна только с применением внешнего целеуказания от самолетов Ту-95РЦ или вертолетов Ка-25РЦ с аппаратурой МРСЦ «Успех» или «Успех-У». Это является слабым местом системы, так как синхронные действия с береговыми самолетами весьма затруднительны, а вертолеты обладают ограниченными летными характеристиками. Кроме того, авиационные средства целеуказания весьма уязвимы для палубной авиации неприятеля, и нуждаются в прикрытии.

Оценка проекта

Ракета П-500 была создана как развитие удачной серии ракет П-35, с расчетом на достижение более высоких летных характеристик, большей дальности и больших возможностей в поражении хорошо защищенных целей, таких как авианосные ударные группировки. Изначально проект был рассчитан на развитие решений и основных компонентов П-35 с той целью, чтобы использовать аналогичную пусковую инфраструктуру и системы обслуживания с минимальными модернизациями. В ней впервые были применены такие новаторские технические решения как бортовая станция постановки радиопомех, комбинированная траектория стрельбы на большую дальность и залповые атаки с распределением целей. Высокая сверхзвуковая скорость и малая высота полета значительно затрудняли перехват ракеты вблизи цели.

Совершенствование палубных перехватчиков (наподобие Grumman F-14 Tomcat) и дальнобойных зенитных ракет в конце 1970-х годов позволяло перехватить ракету еще до того, как таковая снизится для маловысотной атаки. Бортовая станция постановки помех повышала устойчивость ракеты к ЗУР старых моделей (нуждавшихся в непрерывном наведении, то есть постоянном облучении цели радаром корабля-носителя), но с появлением ЗУР SM-2, имевших инерциальное наведение на маршевом участке и нуждавшихся в облучении цели только на короткий момент самонаведения в непосредственной близости от цели — возможности системы постановки помех существенно снизились.

В настоящее время система П-500 считается устаревшей, снята с вооружения и заменена на кораблях новой, более дальнобойной ракетой П-1000 Вулкан.

П-1000 «Вулкан»

Советский / российский противокорабельный ракетный комплекс (ПКР). Является развитием системы П-500 «Базальт»

История создания

Ракета П-1000 «Вулкан» была создана как последующее развитие успешной противокорабельной ракеты П-500 «Базальт», в свою очередь, являющейся развитием старой ракеты П-35. Целью конструкторов было создание более дальнобойной ракеты, при сохранении прежних габаритов и массы и возможности применять без капитальной модернизации существующие пусковые комплексы и инфраструктуру для П-500. Постановление правительства от 15 мая 1979 года дало начало разработке новой ПКР П-1000 «Вулкан».

Первый испытательный пуск с наземного стенда в рамках лётно-конструкторских испытаний произошёл на полигоне в Нёноксе в июле 1982 года.

22 декабря 1983 года произошли испытания с АПЛ проекта 675МКВ.

Создание системы управления и ряда другой аппаратуры закончились в 1985 году.

Комплекс принят на вооружение 18 декабря 1987 года

Конструкция

В главных элементах конструкции, ракета П-1000 повторяет прежнюю П-500 «Базальт». Она имеет сигарообразную форму с треугольным раскладным крылом и воздухозаборником двигателя под фюзеляжем. Главные различия между П-1000 и ее предшественником связаны с уменьшением массы конструкции ракеты ради увеличения запаса топлива.

Корпус П-1000 был сделан с использованием титановых сплавов, это позволило уменьшить вес конструкции, не снизив ее прочности. Маршевая двигательная установка та же, что и у П-500; это короткоресурсный турбореактивный двигатель КР-17В. Новый стартовый ускоритель повышенной мощности, с отклоняемым вектором тяги, разрешает оптимизировать траекторию ракеты на старте и обеспечить взлет с большим стартовым весом. Масса осколочно-фугасной боевой части была уменьшена до 500 килограмм. Все эти меры позволили увеличить запас топлива не меняя габаритов ракеты, и увеличить ее радиус действия до 700—1000 км.

Ракета П-1000 «Вулкан» применяет аналогичную П-500 «Базальт» комбинированную схему полета. Большую часть траектории ракета преодолевает на большой высоте, а вблизи цели снижается, и оставшееся расстояние проходит на сверхмалой высоте (около 15-20 метров), скрываясь от обнаружения радарами за горизонтом. Из-за большего запаса топлива на П-1000, продолжительность ее маловысотного участка может быть увеличена, что делает ракету менее уязвимой к дальнобойным ЗРК неприятеля.

ГСН ракеты применяет алгоритмы идентификации и распределения целей, созданные на основе работы над П-700 “Гранит”. Ракета может идентифицировать отдельные корабли, анализировать их положение в ордере и выбирать наиболее ценные. Подобно П-700, ракеты П-1000 обмениваются данными во время атаки и формируют общую стратегию действий, распределяя цели и выполняя одновременный заход с разных направлений.

ТТХ

-Длина: 11,7 м
-Диаметр: 0,88 м
-Размах крыла: 2,6 м
-Стартовая масса: 7000-8000 кг
-Скорость число Маха (км/ч):
-на высоте: 2,5 (3077)
-у поверхности: 2 (2460)
-Максимальная дальность стрельбы: до 1000 км
-Система управления: инерциальная + радиолокационная
-Боевая часть:
-фугасно-кумулятивная: 500 кг (масса ВВ)
-ядерная: 350 кт

П-1000 Вулкан

Отличительной особенностью крейсеров класса «Слава» являются восемь пар канистр П-500; в Варяг (на фото) были модернизированы до P-1000 Vulkan.

П-1000 Вулкан

Усовершенствованная версия P-500 была установлена ​​на трех подводных лодках Echo II ближе к концу холодной войны. Предположительно П-1000 Вулкан (ГРАУ 3М70) имеет такую ​​же дальность стрельбы и максимальную скорость, что и П-500 Базальт (дальность 800 км.). Вес ракеты увеличился на 1-2 тонны. Ракета имеет турбореактивный двигатель и пусковой пороховой ускоритель. Предположительно, высотные режимы полета такие же, как у Р-500.

Р-1000 был заказан 15 мая 1979 г. из НПО Машиностроения Челомей; он первый полетел в июле 1982 г. и был принят на вооружение 18 декабря 1987 г. Он был установлен на трех подводных лодках «Эхо II» Северного флота с 1987 по 1993 год; от переоборудования двух частей Тихоокеанского флота, К-10 и К-34, отказались из-за отсутствия средств. Из подводных лодок, получивших Р-1000, К-1 была выведена из эксплуатации после аварии на реакторе в 1989 году, К-35 была повреждена в 1993 году, а К-22 – в 1995 году. Р-1000 установлен на крейсер класса Слава. Варяг, и некоторые источники сообщают о ракетах П-1000 на ее родственном корабле. Москва.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий