Орион – ОКР Иноходец

Полезная нагрузка

Под полезной нагрузкой подразумевается не только вооружение. Летательный аппарат может нести и другие устройства, необходимые для проведения разведки или захвата цели. Нагрузка размещается внутри фюзеляжа, но может крепиться и снаружи корпуса. Выступающие части оборудования прикрываются обтекателями. К элементам полезной нагрузки можно отнести:

  • Цифровую фотокамеру высокого разрешения;
  • Радиолокационную систему;
  • Систему радиотехнической разведки;
  • Оптико-электронную систему.

Оптико-электронная система (ОЭС) представляет собой отдельно разработанный модуль, масса которого составляет 55,5 кг. Он выполнен в виде цилиндра диаметром 410 мм и высотой 550 мм. Эта система позволяет беспилотнику сканировать пространство в видимом и инфракрасном диапазоне излучения. Система может отличать неподвижные цели и автотранспорт, а также надводные цели. Расстояние до цели измеряется собственным вычислительным центром, а сама цель подсвечивается лазером. Связь с центром управления поддерживается с помощью пяти информационных каналов, включающих в себя:

  • Канал данных с тепловизинной камеры;
  • Канал данных с телевизионной камеры;
  • Канал данных с широкоугольной телевизионной камеры;
  • Два канала для лазерного дальномера и целеуказателя.

Радиолокационная станция разработана АО «Корпорацией «Фазотрон-НИИР» Бортовая станция снабжена фазированной антенной решеткой, которая применяется только на аппаратах «Орион». Станция РЛС включает в себя следующие модули:

  • Информационно-управляющая система;
  • Спутниковая система навигации;
  • Система диагностики оборудования;
  • Автоматическая система управления.

Тактико-технические характеристики (TTX)

Оценить технические характеристики комплекса БПЛА «Орион» возможно по открытым данным для «Орион-Э», публикуемым на сайте группы Кронштадт.

Литера «Э» маркирует экспортный вариант БПЛА, поэтому ниже приведены ТТХ именно этого изделия.

Размах крыла, м16
Высота, м3
Длина, м8
Максимальная взлетная масса, кг1000
Mаксимальная масса полезной нагрузки, кг200
Крейсерская скорость, км/ч120
Продолжительность полета (с 60 кг полезной нагрузки), ч24
Высота полета максимальная, м7500
Радиус применения, км250
Радиус применения с БЛА-ретранслятором, км300

ТТХ БПЛА «Орион-Э»Инфографика

История создания

О передаче первого комплекса сообщил информагентству ТАСС генеральный конструктор компании-разработчика Николай Долженков. Создание беспилотного авиационного комплекса «Орион» началось в 2011 году. К тому времени стало понятно, что шансы получить полнофункциональную систему с аппаратами аналогичного класса у иностранных поставщиков вооружения и военной техники, например, у Израиля, — иллюзорны.

«Орион» разрабатывался в интересах и в соответствии с техническим заданием Министерства обороны России в рамках опытно-конструкторской работы «Иноходец».

Право выполнять работу по созданию российского комплекса со средневысотными беспилотными летательными аппаратами большой продолжительности полета, так называемого MALE-класса, было предоставлено компании «Транзас». Исполнителя выбрали по итогам конкурса, в котором также принимали участие концерн «Вега» и КБ «Туполев».

В дальнейшем компания «Транзас» была реформирована. Выделенный в отдельную структуру дивизион беспилотной авиации, получивший наименование «Кронштадт», был в 2015 году приобретен АФК «Система». Новые владельцы направили существенные финансовые инвестиции в проекты по беспилотной тематике, что позволило интенсифицировать работы.

Полезная нагрузка

Полезная нагрузка устанавливается либо внутри фюзеляжа, либо выходя частично за пределы планера, прикрывается съёмными обтекателями.

Варианты полезной нагрузки:

  • цифровая аэрофотосистема высокого разрешения,
  • компактная многофункциональная радиолокационная система,
  • аппаратура радиотехнической разведки,
  • оптико-электронная система.

Полезная нагрузка позволяет вести воздушную разведку и информационное обеспечение действий вооружённых сил; патрулирование; целеуказание, корректировку огня; топографическую съёмку местности.

Оптико-электронная система (ОЭС)

По данным разработчика:

  • масса МОЭС: 55,5 кг,
  • диаметр — 410 мм,
  • высота — 550 мм.

Основные функции:

  • обзор пространства в видимом и инфракрасном диапазонах;
  • обнаружение и автосопровождение наземных и надводных целей;
  • измерение дальности до цели и её подсвет лазерным излучением.

Перечень информационных каналов:

  • тепловизионная камера с переменным угловым полем;
  • телевизионная камера с переменным угловым полем;
  • телевизионная камера широкоугольная;
  • лазерный дальномер (безопасный для глаз);
  • лазерный дальномер/целеуказатель.

Радиолокационная станция (РЛС)

Согласно Постановлению Правительства России № 218 от 09.04.2010 г., АО «Корпорация „Фазотрон-НИИР“» назначено ответственным за создание многофункциональной бортовой РЛС МФ-2 Х-диапазона для БПЛА «Орион».

Вооружение

Максимальная полезная реальная нагрузка составляет 150-180 кг, учитывая возможность нести 6 шт. КАБ-20 или 3 шт. КАБ-50.

  • корректируемая авиационная бомба — КАБ-20, КАБ-50
  • управляемая планирующая авиабомба — УПАБ-50
  • свободнопадающая авиабомба — ФАБ-50

Bayraktar TB2, Турция

Bayraktar TB2

Беспилотник был разработан компанией «Бойкор Макино». Заслужил свою известность за хорошую работу системы управления и программного обеспечения. В 2014 году «Bayraktar TB2» побил мировой рекорд при проведении тестовых полетов: он находился в небе на высоте 8 км 24 часа 34 минуты. Во время боевых действий этот БПЛА может иметь в наличии корректируемые бомбы и противотанковые управляемы ракеты.Двигатель: внутреннего сгорания Rotax 912 с винтом толкающего типа мощностью 100 л. с.

  • Скорость: 130–222 км/ч
  • Размах крыльев: 12 м
  • Время полета: 27 ч
  • Высота полета: 8,2 км
  • Дальность полета: 150 км
  • Грузоподъемность: 150 кг

БПЛА «Bayraktar TB2» из-за его дешевизны стал очень популярным в армиях малых стран мира. А его производитель продолжает совершенствовать машину и уже готов показать клиентам вариант беспилотного истребителя.

Было интересно? Хотите быть в курсе самых интересных событий и новостей? Подписывайтесь на наши каналы в и Telegram.

Вы можете сообщить нам свои новости или прислать фотографии и видео событий, очевидцами которых стали, на электронную почту.

Конструкция

Носовая часть.

Хвостовое оперение и двигатель.

Планер средних размеров, нормальной аэродинамической компоновки имеет прямое крыло и хвостовое оперение V-образной формы. Фюзеляж имеет большое удлинение, несимметричное поперечное сечение. Для сокращения массы при сохранении показателей прочности планер изготавливается из композитных материалов.

Крыло — среднерасположенное, прямое, большого удлинения с небольшим сужением с развитой механизацией. Все основные средства механизации управляются с помощью электродистанционной системы управления (ЭДСУ).

Перед передней стойкой и за ней имеются внутренние объёмы для размещения полезной нагрузки, крепления для необходимого оборудования и его обтекателей.

Двигатель на опытном образце — австрийский Rotax 914 мощностью 86 кВт (115 л. с.), оснащённый турбокомпрессором для повышения высотности. Двухлопастный винт АВ-115 диаметром 1,9 метра производится компанией «Аэросила».
Для серийного производства компанией «Агат» во взаимодействии с ЦИАМ разрабатывается российский двигатель АПД-110/120.

Авионика (БРЭО)

Использовано БРЭО разработки «КТ-Беспилотные системы» и других фирм-производителей.

БРЭО БЛА состоит из:

  • информационно-управляющей системы,
  • системы автоматического управления,
  • аппаратуры сопряжения с общеобъектовым оборудованием,
  • системы контроля и диагностики бортового оборудования,
  • инерциально-спутниковой навигационной системы.

Особенности камер и принцип работы

К функциональным характеристикам камеры фиксации «Скат» относятся:

  1. Повсеместный контроль с фотофиксацией всего транспорта.
  2. Фотоматериалы отличаются высокой доказательностью.
  3. Регистрационные знаки различных стран распознаются автоматически.
  4. Возможность видеотрансляции контролируемой зоны в режиме реального времени.
  5. Сбор статистики.
  6. Мониторинг на расстоянии.
  7. FTP- и MySQL-серверы.
  8. Информация выгружается на внешний носитель.
  9. Встроен модуль охраны.
  10. Невысокий уровень энергопотребления.
  11. Классификация транспортных средств.
  12. Наличие системы диагностики.

Подробно о радаре «Стрелка» мы рассказывали в этой статье.

Размеры аппарата составляют 21 см в длину, 25 см в ширину и 35 в высоту. Масса не более 8 кг. Срок службы камеры — 6 лет, средняя наработка на отказ — 35 тыс. Исправно работать аппарат может при температуре окружающего воздуха от -40 до +50 °С.

Различаются 3 вида комплекса:

  • стационарный с внешним питанием «Скат-с» (устанавливается на опоре сбоку либо сверху относительно участка, подлежащего контролю);
  • стационарный с автономным питанием (размещается в защитном кожухе на опоре аналогично предыдущему);
  • передвижной «Скат-п» (предусматривает установку на обочине на треногу).

Данное устройство также является камерой для контроля скорости.

Принцип работы радарного комплекса довольно прост: скорость и факт нарушения определяются по фотоснимкам с помощью несложных математических вычислений. Система дважды фотографирует одно и то же транспортное средство. Между точками фиксации определяется расстояние и время, которое было затрачено на его преодоление. Затем вычисляется скорость движения путем деления расстояния на время, и, если она превышает установленную, данные пересылаются в ГИБДД для формирования штрафа. Но некоторые водители используют глушилки против камер ГИБДД.

«Иноходец» и «Сириус»

Беспилотник «Иноходец» был разработан специалистами компании «Кронштадт». В экспортной версии он называется «Орион-Э».

Как отмечается на сайте разработчика, «Иноходец» является единственным российским дроном в категории средневысотных БПЛА большой продолжительности полёта, также известных как MALE (Medium-Altitude Long-Endurance).

Помимо нанесения ударов, данный дрон способен осуществлять воздушную разведку и патрулирование, определять координаты наземных и надводных объектов, а также проводить топографическую съёмку местности.

«Диапазон применения БЛА варьируется от разведывательного и информационного обеспечения армии до противопожарной безопасности и доставки грузов в труднодоступные районы», — указано в материалах «Кронштадта».

Боевая работа БПЛА «Иноходец»

Планер аппарата полностью изготовлен из углеволокна, «включая силовой набор конструкции». Кроме того, в производстве данных комплексов применяются «уникальные передовые технологии и современные автоматизированные средства объективного контроля качества», говорят в компании.

При создании «Иноходца» была впервые внедрена энергоэффективная электроимпульсная противообледенительная система. Благодаря этому решению комплекс способен выполнять поставленные задачи даже в самых суровых погодных условиях.

Дрон также оборудован системами наблюдения и получения необходимой информации в режиме реального времени.  

Благодаря экономичному двигателю комплекс может находиться в режиме полёта до 24 часов, а установленная на борту «Иноходца» автономная радиолокационная система определения координат позволяет автоматически производить взлёт и посадку аппарата в условиях отсутствия спутниковой навигации или подавления сигналов.

В свою очередь, низкая акустическая заметность дрона снижает вероятность его обнаружения и позволяет оператору вести бесшумное наблюдение.

По данным «Кронштадта», максимальная взлётная масса «Иноходца» достигает 1 т, предельная масса полезной нагрузки — 200 кг, высота полёта — 7,5 тыс. м, а радиус действия по радиоканалу — 300 км. Крейсерская скорость аппарата варьируется от 120 до 200 км/ч.

  • БПЛА «Орион» («Иноходец»)

В комплекс «Иноходец», помимо самого дрона, входят также пункт управления (занимается управлением БПЛА, планированием полёта и обработкой данных), модуль технического обеспечения, модуль управления взлётом и посадкой, радиомодуль (передаёт команды управления на БПЛА и телеметрическую информацию), а также различные специальные нагрузки, которые устанавливаются на аппарат в зависимости от его модификации.

Также по теме


«Универсальное средство на поле боя»: на что способны российские дроны-камикадзе

Российский барражирующий боеприпас «Ланцет» обладает специальной защитой, которая оберегает его даже от новейшего лазерного оружия…

«Иноходцы» начали поступать в войска ещё в 2020 году. Об этом на заседании итоговой коллегии Министерства обороны России сообщил тогда глава ведомства Сергей Шойгу.

В августе 2022 года на полях Международного военно-технического форума «Армия-2022» Минобороны РФ подписало ряд контрактов, в том числе и на поставку беспилотников «Иноходец». В том же месяце представители «Кронштадта» сообщили, что работы по выполнению этого заказа уже начались.

Кроме того, на форуме «Армия-2022» стало известно об испытании «Иноходца» с радиолокационной станцией на борту.

«Действительно, бортовая радиолокационная станция — одна из предусмотренных целевых нагрузок. На данный момент этот БЛА находится на стадии лётных испытаний», — сообщили тогда в пресс-службе компании в ответ на вопрос, на какой стадии находится проект «Ориона» в версии с бортовой РЛС.

Помимо Минобороны РФ, «Иноходцем» также интересуются и за рубежом. Об этом, в частности, в марте 2022 года сообщили в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству РФ (ФСВТС). В ведомстве отметили, что по поводу продажи БПЛА велись переговоры с рядом иностранных заказчиков.

Экспортная версия дрона уже демонстрировалась на нескольких международных выставках вооружений, в том числе на прошедшей в феврале этого года Aero India 2023. 

Стоит отметить, что в данный момент идут работы также над дальнейшим развитием «Иноходца», который в разных источниках называется «Иноходец-РУ» или «Сириус».

Как отметил в январе 2022 года главком ВКС генерал армии Сергей Суровикин, первая серийная поставка этих дронов намечена на 2023 год.

В отличие от «Иноходца», он имеет два двигателя и увеличенную взлётную массу. Дальность действия дрона будет достигать около 3 тыс. км.

История

Вид сбоку.

Разработка БПЛА велась по заказу Минобороны России с 2011 года. В рамках опытно-конструкторской работы БПЛА проходил с шифром «Иноходец». Головным разработчиком и исполнителем работ стало подразделение компании «Транзас» из Санкт-Петербурга, занимающееся разработкой БПЛА, в дальнейшем переименованное в «Кронштадт».

Из отчёта НПК СПП за 2014 год стало известно, что СПП разрабатывает оптико-электронную станцию для БПЛА «Орион», серийное производство запланировано в 2017 году (30 изделий ежегодно).

Первый опытный образец для проведения лётных испытаниях изготовлен в 2015 году. В том же году опытный образец «Ориона» был замечен на рязанском аэродроме Протасово.

Испытания начались в Лётно-исследовательском институте им. Громова в первой половине 2016 года.

Экспортная версия данного БПЛА была представлена на авиасалоне МАКС-2017.

На форуме «Армия-2018» группа «Кронштадт» представила блок управления вооружением для беспилотника. В 2018 году «Орион» испытали на применение авиабомб. В том же году беспилотник побывал в Сирии, но без применения вооружения.

На авиасалоне «МАКС-2019» стало известно, что Минобороны России получит один комплекс до конца года.

В ноябре 2019 года «Орион» начал поступать в опытно-войсковую эксплуатацию в ВКС России; 16 ноября того же года один аппарат упал в Рязанской области.

В 2019 году АО «Кронштадт» подало в «Росавиацию» первую в России заявку на получение сертификата типа беспилотной авиационной системы (БАС) «Орион» для применения его в гражданской авиации. В состав БАС «Орион» входят два беспилотных воздушных судна, оснащённых комплектом целевых нагрузок, станция внешнего пилота и средства обеспечения автоматического взлёта и посадки. Компания приступила к выполнению комплекса сертификационных работ в соответствии с действующим воздушным законодательством.

БАС «Орион» предназначена для выполнения авиационных работ связанных с воздушным патрулированием, мониторингом и аэросъёмкой.

Одной из наиболее важных задач определена ледовая разведка в Арктике для обеспечения судоходства на трассе Северного морского пути. Помимо этого БЛА большой продолжительности полёта могут применяться для поиска лесных пожаров. Такая система была представлена на авиасалоне «МАКС-2019». К задачам такой системы относятся:

  • Противопожарный мониторинг.
  • Лесопатологический мониторинг.
  • Мониторинг лесопользования.
  • Организация связи лесопожарных формирований.
  • Доставка экстренных грузов пожарным подразделениям в удалённых районах.

В декабре 2019 года на коллегии Министерства обороны С. К. Шойгу рассказал, что этот тип беспилотника в ударном варианте был впервые испытан в реальной боевой работе в Сирии. Ранее сообщалось, что в предыдущие годы «Орион» тестировался там в невооружённой конфигурации.

В апреле 2021 года пресс-служба компании сообщила, что компания «Кронштадт» начала строительство в Дубне первого в России завода по серийному производству беспилотных летательных аппаратов. Завод будет построен в рекордно короткие сроки — запуск производства запланирован уже на ноябрь 2021 года». «Инвестиции в проект составят более 4 млрд рублей». По словам источника в оборонно-промышленном комплексе, которые привело РИА Новости, «новое производство позволит закрыть потребности в беспилотниках „Иноходец“ как со стороны Минобороны, так и других заказчиков».

20 декабря 2021 года пресс-служба компании сообщила, что “Компания «Кронштадт» закончила строительство завода крупноразмерных беспилотных летательных аппаратов самолётного и вертолётного типов. Завод представляет собой единую промышленную площадку общей площадью более 50 га, где расположены основные производственные цеха АО «Кронштадт» и входящего в него АО «Дубненский машиностроительный завод имени Н. П. Фёдорова» (ДМЗ).

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Характеристики комплекса БПЛА «Орион-Э» (экспортной версии):

  • размеры (длина, размах крыльев, высота): 8 м, 16,3 м, 3,2 м,
  • максимальный взлётный вес: 1000 кг,
  • нормальная масса полезной/боевой нагрузки: 60 кг,
  • максимальная масса полезной/боевой нагрузки: 200 кг,
  • радиус применения: 250 км,
  • радиус применения с БЛА-ретранслятором: 300 км,
  • продолжительность полёта: 24 часа (с нагрузкой 60 кг),
  • мощность двигателя: 86 кВт (115 л. с.)
  • высота полёта: 7500 м,
  • крейсерская скорость 120-200 км/ч

На официальном сайте АО «Кронштадт» относительно ТТХ БПЛА «Орион» приводятся несколько противоречивые сведения. Так, например, крейсерская скорость указана как 120-200 км/ч и в то же время как 120 км/ч. Поэтому выше указаны интегрированные значения из приведённых разработчиком. Сложившаяся практика позволяет предположить, что вариант «Ориона» для российской армии, известный как «Иноходец», может обладать характеристиками, превышающими данные экспортного варианта.

Конструкция аппарата и силовая установка

Сам планер БПЛА относится серии планеров нормальной аэродинамической компоновки. Они имеет V-образное хвостовое оперение и прямое крыло. Фюзеляж выполнен с небольшим удлинением, а в его поперечном сечении прослеживается асимметрия. С целью облегчить конструкцию разработчики приняли решение использовать для создания фюзеляжа композиционные материалы. Крыло планера имеет небольшое сужение. Средства механизации управляются при помощи элементов дистанционной системы управления.

Полезная нагрузка размещается внутри корпуса в районе передней стойки. Выступающие ее части прикрыты обтекателями. На предсерийных образцах были использованы двигатели Rotax 914 мощностью 86 кВт (115 л.с.). В серию беспилотники поступили с ответственной силовой установкой АПД-110/120, разработанной совместно ЦИАМ и компанией «Агат». Двухлопастный винт в диаметре достигает 1,9 м. Винт АВ-115 был специально разработан компанией «Аэросила» для аппаратов серии «Орион». Комплекс «Орион» — это не один летательный аппарат. В сосав комплекса входят 3 – 6 беспилотников, модуль управления взлётом и посадкой, модуль радиотехнических средств и модуль размещения операторов.

Номенклатура боеприпасов

Съемный пилон для вооружений

Достаточно давно стало известно, что БПЛА «Орион» сможет нести и применять управляемые ракеты и бомбы нескольких типов. Специально для него разрабатывались боеприпасы малых калибров, соответствующие ограниченной грузоподъемности аппарата. Макеты таких изделий открыто демонстрировались несколько месяцев назад.

Для «Ориона» – а в будущем и для других средних или тяжелых ударных БПЛА – предназначается целый спектр управляемых авиабомб. Они выполнены в калибрах 20 и 50 кг.

Предлагается планирующая авиабомба УПАБ-50 с боевой частью от реактивного снаряда системы «Град». Аналогичный заряд несет изделие КАБ-50, которое может комплектоваться инфракрасной, телевизионной и лазерной головкой самонаведения. Имеется упрощенная бомба ФАБ-50.

Наименьшими в номенклатуре являются бомбы КАБ-20. При массе около 21 кг такое изделие несет 7 кг взрывчатого вещества. Созданы модификации со спутниковым и лазерным наведением.

Разработана управляемая ракета Х-50. Это изделие длиной 1,8 м с корпусом диаметром 180 мм. Масса ракеты 50 кг, из которых до 20 кг приходится на БЧ требуемого типа. Ракета может комплектоваться ГСН разных типов. Летно-технические характеристики не сообщались.

Цель вижу, атакую!

Беспилотный летательный аппарат может нести полезную нагрузку массой до 200 кг. В ее составе, в частности, многоканальная оптикоэлектронная система наблюдения МОЭС на гиростабилизированной платформе. Система разработана Научно-производственной корпорацией «Системы прецизионного приборостроения». Она позволяет обнаруживать и сопровождать цели днем и ночью, а также обеспечивает целеуказание для управляемого оружия.

Кроме того, беспилотник может нести радиолокационную станцию или станцию фоторазведки и, возможно, системы радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы. Для размещения этой аппаратуры предназначен отсек под центральной частью фюзеляжа.

Во-первых, можно говорить о возможности применения тех вооружений, которые создаются корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). В феврале 2020 года генеральный директор корпорации Борис Обносов сообщил, что КТРВ разрабатывает несколько новых боеприпасов массой от 50 кг до 100 кг. При этом в числе носителей указывались беспилотники компаний «Кронштадт» и «Сухой».

Во-вторых, можно предположить использование тех разработок в области авиационного вооружения для беспилотников, которые ведутся в инициативном порядке рядом компаний. В их числе, к примеру, ОКБ «Авиаавтоматика» из Курска. Она уже демонстрировала на открытых выставках и презентациях линейку управляемых бомб калибром от 25 кг до 50 кг.

Наконец, нельзя исключать, что «Орион» также будет нести некоторые образцы неуправляемого ракетно-бомбового вооружения, приемлемая точность попадания которых может обеспечиваться за счет использования возможностей его прицельно-навигационного комплекса.

От «Орлана» до «Ориона»

Ещё в начале XXI века Россия точно не была впереди планеты всей в разработке беспилотных летательных аппаратов, уступая не только европейским странам, но даже Турции. Однако в 2008 году, после нападения Грузии на Южную Осетию, стало окончательно понятно, что без собственных дронов на современной войне делать нечего. И уже через два года не без помощи израильской фирмы IAI в российских вооружённых силах появились первые, пока что только разведывательные, беспилотники.

К этому результату Россия шла почти 10 лет…

– это средневысотный большой продолжительности полёта беспилотник разработки компании «Кронштадт». Его испытания начались в Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова в первой половине 2016 года. В ноябре 2018 года «Орион» начал поступать в опытно-войсковую эксплуатацию в ВКС России, а в ноябре 2021 года, по данным компании-производителя «Кронштадт», в подмосковной Дубне должен состояться запуск первого в России завода по серийному производству беспилотных летательных аппаратов. Новое производство позволит закрыть внутренние потребности в беспилотниках, а также обеспечить экспорт.

В ударном варианте «Орион» может нести разнообразное вооружение: авиационную малогабаритную управляемую ракету Х-50; корректируемые малогабаритные авиационные бомбы КАБ-20 и КАБ-50 с боевой частью (продемонстрированы три варианта исполнения с разными системами наведения: лазерной, теле- и тепловизионной); управляемую планирующую авиационную бомбу.

mil.ru
Тяжёлый ударный беспилотник С-70 «Охотник».

Разведчик и штурмовик

Как сообщается, «Орион» стал первым средним разведывательно-ударным беспилотником, поступающим в части российской армии. Вместе с ним на вооружение должен поступить целый ряд боеприпасов, а в будущем возможно создание новых изделий с характеристиками, отвечающими потребностям ВС РФ.

При помощи оптических средств БПЛА «Орион» способен наблюдать за местностью и искать цели. Затем, используя АСП существующих типов, беспилотник может наносить удары по наземным целям.

БЧ массой от 7 до 20 кг способно эффективно поражать живую силу, легкобронированную технику и неукрепленные сооружения противника.

Уступая по мощности «полноразмерным» бомбам и ракетам, новые изделия способны заполнить пустующую нишу менее тяжелых АСП и расширить гибкость применения боевой авиации, пилотируемой и беспилотной.

Боевой потенциал беспилотных комплексов со схожими возможностями неоднократно демонстрировался в ходе конфликтов последних десятилетий.

Разведывательно-ударные БПЛА продемонстрировали в качестве полезного и удобного дополнения к пилотируемой тактической авиации, способного взять на себя решение отдельных задач и снизить риски для людей.

Что еще может предложить Россия?

По последним данным, с 2012 года в российскую армию на вооружение принято 900 беспилотников. В основном это разведчики, корректировщики огня, перехватчики различных сигналов противника. В 2021 году российские военные получат сразу семь первых отечественных беспилотных авиационных комплексов «Орион» (он же «Иноходец») разведывательно-ударного назначения.

«Орион» — средневысотный беспилотник большой продолжительности полета. Размах крыльев — 16 м, длина — 8 м, взлетная масса — 1 т. Крейсерская скорость заявлена на уровне 120 км/ч, максимальная же скорость неизвестна. Аппарат способен работать на высотах до 7,5 км. Максимальное время полета — 24 часа.

Беспилотник может нести управляемые ракеты и авиабомбы нескольких типов. Специально для него изготовлены боеприпасы малых калибров, чтобы «Орион» мог поднять груз в воздух.

В апреле 2021 года на авиабазе ВВС США впервые провели запуск беспилотника Kratos UTAP-22 с помощью искусственного интеллекта. Система Skyborg подняла аппарат, управляла им и посадила. До сих пор, когда речь шла о боевых дронах, имелось в виду противостояние людей. Весной 2021 года, возможно, началась другая история — о противостоянии машин.

Запуск беспилотника Kratos UTAP-22 с «компьютерным мозгом» на борту

(Фото: ВВС США)

Куб

Группа компаний ZALA AERO из концерта “Калашников” еще в 2019 году представила первую версию своего бесшумного высокоточного БПЛА со скрытым запуском. Основной функционал беспилотник – пикирование на цель из верхней полусферы после непродолжительного (примерно 30 минут) барражирования и ведения объекта атаки. Основная цель таких атак – танки, броня которых в башне минимальна в вертикальной проекции по сравнению с остальными проекциями. Пикирующая атака “Куб” позволяет пробивать такие башни. Координаты цели могут задаваться как вручную, так и посредством изображения. Особый интерес вызывает режим роя, когда несколько беспилотников следуют за ведущим БПЛА.

“Куб” в размахе крыльев достигает 1,2 м и, обладая весом в 3 кг, набирает скорость до 130 км/ч.

https://youtube.com/watch?v=dBMHKDtemu0

Предвидеть, чтобы побеждать

На вооружении Армии обороны Израиля в настоящее время состоят несколько комплексов этого класса. Первым появился Harpy разработки IAI – беспилотник весом 135 кг, с боевой частью массой 32 кг, способный пролететь 500 км. По сути это самонаводящийся самолёт-снаряд. После обнаружения сигналов РЛС он определяет местоположение цели, пикирует на неё и поражает осколочно-фугасной боевой частью. Запускается БПЛА с мобильной пусковой установки контейнерного типа при помощи твёрдотопливных стартовых ускорителей.

Более новый самолёт-снаряд IAI Harop легче и несёт боевую часть массой 23 кг на дальность 1 000 км. Он оборудован радаром и цифровой камерой с углом обзора 360 градусов, имеющей высокое разрешение. Предназначен для борьбы с комплексами ПВО противника, поэтому его и называют «киллером систем противовоздушной обороны».

iai.co.il
Израильский самолёт-снаряд IAI Harop.

Кроме того, израильские конструкторы разработали 7 боеприпасов лёгкого класса семейства Hero, предназначенных для уничтожения точечных особо важных целей – ликвидации людей и техники при нанесении минимального сопутствующего ущерба. Также на вооружение ЦАХАЛ поступило несколько тяжёлых беспилотников IAI Heron.

Специалисты дают неплохую оценку семейству серийное производство которых ведётся Брянским электромеханическим заводом. В разработке и другие российские системы РЭБ, способные ставить преграду беспилотным летательным аппаратам вероятного противника, но при этом надо учитывать, что созданием БПЛА сегодня занимаются не только сотни авиастроительных фирм из 80 стран, но и многочисленные «кустари»

Поэтому важно уловить тенденции и действовать на опережение

…А началась эпоха боевых дронов, если помните, с невинного авиамоделизма.

Зарубежные беспилотники

Одним из направлений в развитии БПЛА является уменьшение их габаритов без существенного ущерба для технических характеристик. Норвежская разработала микро дрон ПД-100 Блэк Хорнет вертолетного типа.

Данный беспилотник может работать около четверти часа на расстоянии до 1 км. Этот робот применяется в качестве индивидуального разведывательного средства солдата и оснащен тремя видеокамерами. Используется некоторыми регулярными подразделениями США в Афганистане с 2012 года.

ТТХ Блэк Хорнет
Длина100 мм.
Вес120 гр.
Дальность полета1000 м.
Время работы25 мин.
Оснащение3 оптические видеокамеры с разрешением в 3 МП

Самый распространенный беспилотник армии США — РКью-11 Рэйвен. Его запуск производится с руки солдата и для его приземления не требуется специальной площадки, он может летать как в автоматическом режиме, так и находясь под управлением оператора.

Этот легкий беспилотник солдаты США применяют при решении задач ближней разведки на уровне роты.

ТТХ РКью-11 Рэйвен
Длина, мм790
Вес, гр.1800
Размах крыла, м1.5
Дальность полета, кмдо 5
Силовая установкаЭлектродвигатель
Время работы, мин45…60
Оснащениецифровая видеокамера дневного обзора, камера ночного видения

Более тяжелые БПЛА американской армии представляют РКью-7 Шэдоу и РКью-5 Хантер. Оба образца предназначены для производства разведки местности на уровне бригады.

Беспрерывное время работы в воздухе этих беспилотников существенно отличается от более легких образцов. Существуют множественные их модификации, некоторые из которых включают в себя функции подвешивания на них небольших управляемых бомб массой до 5.4 кг.

МКью-1 Предатор — это самый известный американский дрон. Изначально его основной задачей, как и у многих других образцов, была разведка местности. Но вскоре, в 2000 году, производители внесли в его конструкцию ряд модификаций, позволяющих ему выполнять боевые задачи, связанные с непосредственным уничтожением целей.

Помимо подвешиваемых ракет (Хеллфайр-С, созданные специально для этого беспилотника в 2001 году), на борту робота установлены три видеокамеры, инфракрасная система и своя бортовая радиолокационная станция. Сейчас существуют несколько модификаций МКью-1 Предатора для выполнения задач самого различного характера.

В 2007 году появился еще один ударный БПЛА—американский МКью-9 Рипер. По сравнению МКью-1 Предатор его показатель продолжительности полета был намного выше, а также помимо ракет мог нести на борту управляемые авиабомбы и имел более современную радиоэлектронику.

Вид БПЛАМКью-1 ПредаторМКью-9 Рипер
Длина, м8.511
Скорость, км/чдо 215до 400
Вес, кг10304800
Размах крыла, м1520
Дальность полета, км7505900
Силовая установка, двигательпоршневойтурбовинтовой
Время работы, чдо 4016-28
Ракетная/бомбовая нагрузкадо 4-х ракет Хеллфайр-Сбомбы до 1700 кг
Практический потолок, км7.915

Самым большим БПЛА в мире по праву считается РКью-4 Глобал Хоук. В 1998 году он впервые поднялся в воздух и по сей день выполняет задачи разведывательного характера.

Этот дрон — первый в истории робот, который может использовать воздушное пространство и воздушные коридоры США без разрешения органа управления воздушным движением.

ТТХ РКью-4 Глобал Хоук
Длина, м13.3
Размах крыла, м35
Дальность полета, км22 000
Вес, т15
Силовая установкаТурбовентиляторный двигатель
ОснащениеИК-система, комплекс для веденияразведки, РЛК-комплекс
Время работы, ч36
Практический потолок, км18
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий