Г-300 Беркут

Конструкция Су-47

Самолет Су-47 скомпонован по схеме интегрального неустойчивого триплана, имеющего высоко расположенное крыло обратной стреловидности, центральноповоротное заднее хвостовое оперение небольшой площади. На самолете есть возможность выполнения динамического торможения на различных скоростях при допустимом значении угла атаки.

Во время производства деталей была применена новая технология: детали обшивки удавалось получать в плоском виде, далее им придавалась необходимая форма, кривизна и происходила их состыковка с необходимой точностью. Благодаря крупногабаритным панелям удалось уменьшить количество крепежей в конструкции. Это уменьшило массу истребителя, повысило аэродинамические характеристики и снизило заметность самолета на радарах.

В состав конструкции вошли композиционные материалы для саморазгружающихся и самоадаптирующихся конструкций. Большинство элементов (бортовые системы, шасси, фонарь) были взяты из серийных самолетов Су-27.

Крыло Су-47 имеет обратную стреловидность, на 90% состоит из композитных материалов. Имеет складную переднюю консольную часть. Поверхность консоли крыла оснащена отклоняющимся носком, а на задней поверхности находятся элерон и односекционный закрылок.

В основном конструкция фюзеляжа выполнена из титановых и алюминиевых сплавов. Имеет близкое к овальному сечение. Носовой обтекатель спереди приплюснутый и имеет оребрение. Хвостовую часть занимают два обтекателя, которые можно задействовать в будущем для размещения радиоэлектронных устройств.

Вертикальное оперение напоминает по конструкции и исполнению Су-27, но меньше по площади, нежели у предшественника. Развал килей направлен на периферию, вместе с небольшой площадью ВО аппарат становится плохо заметным для радиолокационных приборов.

По фонарю кабины планер напоминает самолет Су-27. Угол наклона стенки кресла пилота составляет 30°, это защищает его от перегрузок во время выполнения фигур высшего пилотажа и боевого маневрирования.

К основным опорам шасси прикреплено по одному колесу. Уборка основных стоек происходит в ниши, размещенные по бокам воздухозаборника. Передняя стойка поворотом вперед убирается внутрь фюзеляжа.

Разборка

Судя по отзывам владельцев, разборка самозарядного охотничьего карабина «Беркут-2М» не вызывает особых трудностей. Всю необходимую работу можно осуществить, следуя простому алгоритму действий:

  1. Отсоединяем магазин и убеждаемся, что в патроне не осталось боеприпаса.
  2. Откидываем подпружинную защелку, расположенную в верхней части рукояти.
  3. Движением назад извлекаем приклад с корпусом и ударно-спусковым механизмом.

Дальнейшая (полная) разборка должна проводиться только в том случае, если требуется отремонтировать оружие или заменить какую-то деталь. Вот небольшая инструкция:

  1. Берем плоскую отвертку и поддеваем ею возвратную пружину.
  2. Извлекаем возвратную пружину из ствольной коробки.
  3. Отсоединяем затворную раму от ствольной коробки.

Как видите, хоть разборка и не представляет особой сложности, однако она может показаться непривычной для большинства охотников. Впрочем, если вы являетесь бывшим владельцем какого-нибудь «Браунинга», то все вышеописанные действия покажутся просто примитивными.

Третье поколение

С появлением нового поколения истребителей МиГ-23 и МиГ-25П, на вооружение приняли и новые ракеты «воздух-воздух»: Р-23, Р-24 и Р-40. Обозначение этих ракет заканчивалось на индекс «Т» или «Р», в зависимости от того, какие были применены головки самонаведения – тепловые или полуактивные РЛ. Головки самонаведения оснащались бортовым вычислителем. В них широко стали использовать интегральные микросхемы. Как правило, запуская ракеты «воздух-воздух», летчик не наблюдал цель даже в благоприятных метеоусловиях.

Тепловые координаторы охлаждались с помощью жидкого азота, что делало их более чувствительными. Дальность пуска ракет возросла в два раза по сравнению с предшествующим поколением. Также был расширен диапазон подходящих условий для пуска.

Вместе с экземплярами большой и средней дальности разрабатывалась и принималась на вооружение ракета «воздух-воздух», дальность работы которой начиналась с 300 метров. Ее использовали преимущественно в маневренном воздушном сражении. Ракеты малой дальности Р-60, Р-60м и Р-73 были приняты на вооружение в 1980-х. Максимальная перегрузка перехватываемых целей для них составила 6, 8 и 12 g соответственно. Во время атаки летчик не имел возможности выполнить пуск до того, как радиолокационный прицел не подаст команду «Захват головки» (ЗГ) и «Пуск ракеты» (ПР). Это изрядно отвлекало пилота от визуального контроля цели в процессе боя.

Особенности стрельбы

Но сложно оценивать оружие только по внешнему виду, ведь куда важнее обратить внимание на то, как ведет себя карабин во время стрельбы. Если говорить о боевых характеристиках в сравнении с «Тигром», то разница в показателях будет существенная

К примеру, гражданский аналог СВД может похвастаться дульной энергией в 3500 Дж, когда у «Беркута» этот параметр составляет лишь 2800 Дж. Хотя нельзя не отметить, что отдача у последнего значительно меньше, поскольку огромная часть энергии расходуется на работу газового двигателя.

А вот открытый прицел у «Беркута» явно удобнее, чем у «Тигра» или СКС. Мушка оружия толще, так что цель будет «ловиться» в нее заметно быстрее. Так что если рассматривать карабин «Беркут» с точки зрения оружия для соревнований, то он выиграет у своих конкурентов, причем с большим отрывом. Однако этого, к сожалению, нельзя сказать о четырехкратном оптическом прицеле, который можно назвать снайперским лишь с большой натяжкой. При стрельбе с больших дистанций у оригинального «Беркута» не будет и шанса против «Тигра» и даже «Сайги».

Таким образом, «Беркут» является куда более предпочтительным оружием для тренировок, нежели другие карабины, ведь он обладает низкой отдачей, небольшой мощностью и удобной открытой мушкой. А вот если рассматривать винтовку в качестве оружия для охоты, да еще и сравнивать с такими карабинами как СКС и «Тигр», то у «Беркута» не будет и шанса.

История создания

В конце 40-х и начале 50-х годов Советский Союз начал осуществлять одну из наиболее сложных и дорогостоящих программ на начальном этапе «холодной» войны, которая уступала только программе разработки ядерного оружия. В условиях угрозы со стороны стратегических бомбардировочных сил США и Великобритании И. В. Сталин распорядился о создании ракетной системы ПВО, управляемой с помощью радиолокационной сети, для отражения возможных массированных воздушных атак на Москву. За московской системой в 1955 г. последовала вторая программа, имевшая целью защиту Ленинграда.

Однако оба типа ракет проявили недостаточную боевую эффективность, а советской программе были свойственны те же проблемы, что и Германии: чрезмерная концентрация внимания на конструкции ракеты и недостаточное, внимание более критическим технологическим проблемам, связанным с радиолокационной системой и системой управления (наведения). Одновременно другие советские КБ, усиленные немецкими инженерами, исследовали ключевые технологии

В частности, в НИИ-885 (г. Монино Московской области) была разработана полуактивная радиолокационная ГСН для зенитных ракет, в которой использовался для подсветки цели радар SCR-584, полученный по «лендлизу»

Одновременно другие советские КБ, усиленные немецкими инженерами, исследовали ключевые технологии. В частности, в НИИ-885 (г. Монино Московской области) была разработана полуактивная радиолокационная ГСН для зенитных ракет, в которой использовался для подсветки цели радар SCR-584, полученный по «лендлизу».

В августе 1950 г. задача разработки московской системы ПВО. базирующейся на зенитных ракетах, была возложена на московское СБ-1. Главными конструкторами системы были назначены С. Берия (сын J1. Берия) — известный в стране радиоспециалист и П. Куксенко, ранее репрессированный. Система получила наименование «Беркут» (по начальным буквам фамилий разработчиков).

В конце июля 1951 года – чуть менее чем через год после начала работ – на полигоне Капустин Яр состоялся первый запуск ракеты В-300. Опытные изделия запускались в вертикальном положении со стартового стола. Первые три испытательных запуска предназначались для проверки работы систем ракеты на начальных стадиях полета. Три раза подряд опытные ракеты нормально поднимались со стартового стола, своевременно сбрасывали газовые рули, а также показывали характеристики, соответствующие расчетным. Следующие пять тестовых запусков предназначались для отработки системы склонения в вертикальной плоскости при помощи газовых рулей. В этой серии только второй пуск прошел без каких-либо проблем.

Изучение результатов испытательных пусков позволило установить, что виновниками четырех неудач на испытаниях были аппаратура ракеты и наземные кабельные линии. В конце августа и начале сентября 51-го года системы ракеты В-300 были испытаны на стенде завода №301, что позволило вскоре возобновить летные испытания. С 19 сентября до 5 октября провели еще 10 испытательных пусков. В ноябре-декабре провели последнюю серию тестовых запусков первого этапа летных испытаний. Из 12 запущенных ракет 4 несли полный комплект аппаратуры, а 2 оснащались радиовзрывателями. Серия из 12 пусков обошлась без серьезных проблем, но доводка ракеты продолжилась.

Четвертая, пятая и шестая серии пусков, осуществленные в 1952 году, имели своей целью отработку различных элементов оборудования ракеты, в первую очередь радиоэлектронных систем. До конца 52-го года были проведены еще две серии пусков, в которых использовалась РЛС наведения Б-200. В девятой и десятой сериях тестовых запусков (1953 г.) использовались ракеты, произведенные серийными заводами. Результатом десяти серий испытательных пусков стала рекомендация к началу серийного производства новой ракеты и прочих элементов нового зенитного комплекса «Беркут».

В конце весны 1953 года прошли новые испытания, целью которых было определение реальных характеристик зенитной ракетной системы. В качестве мишеней использовались переоборудованные самолеты Ту-4 и Ил-28. При атаке мишеней типа Ту-4 зенитчики одновременно обстреливали по две цели. Один из переоборудованных бомбардировщиков был подбит первой ракетой, а вторая подорвалась рядом с горящей мишенью. На уничтожение трех других самолетов понадобилось от одной до трех ракет. При стрельбах по мишеням Ил-28 один самолет был уничтожен одной ракетой, три других – двумя.

Почему системой ПВО сложно поразить наземную цель

Одно из серьезных отличий ПВО от ракетных комплексов для поражения наземных целей — система наведения. Для стрельбы ракетами комплекса С-300 и С-400 вводятся координаты наземной цели и высота взрыва. Однако данные задаются не самой ракете, а станции наведения. В результате радиолокатор подсветки и наводки передает ракете определенные команды в режиме реального времени для выполнения тех или иных действий. В частности, по команде радиолокатора происходит подрыв боевой части.

Из всего вышесказанного следует, что удар по наземным целям возможен только при условии, что ракета вплоть до самого поражения цели будет находиться в зоне радиовидимости. Потому дальность стрельбы не превышает 25-30 км, не смотря на то, что сама ракета может преодолевать гораздо большие расстояния. Соответственно, в движущиеся наземные цели такая ракета попасть вообще не может.

Ракета вплоть до поражения цели должна оставаться в зоне радиовидимости

Надо сказать, что дальность поражения зависит также от расположения высоты антенны радиолокаторы и высоты подрыва боевой части. При этом, чем ниже высота подрыва, тем выше мощность поражения и, соответственно, меньше дальность стрельбы. Но, в любом случае, дорогостоящая система ПВО при ударах по наземным целям оказывается в зоне поражения артиллерией противника.

ЗРК Оса-АКМ — видео

технические средства:

— транспортно-заряжающая машина 9Т217БМ2; — машина технического обслуживания 9В210М3; — юстировочная машина 9В914; — автоматизированная контрольно-испытательная станция 9В242-1; — машина группового комплекта ЗИП 9ФЭ72М3; — комплект наземного оборудования 9Ф16М2.

Боевые средства комплекса размещаются на единой базе — плавающем колесном самоходном шасси высокой проходимости — боевой машине (БМ). Боевая машина полностью автономна, обладает мобильностью, не уступающей сопровождающим войскам, обнаруживает цели при движении. Для поражения цели требуется короткая остановка.

В состав БМ входят:

— радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) с наземным радиолокационным запросчиком; — радиолокационная станция сопровождения цели (ССЦ); — двухканальная радиолокационная станция визирования ракет (СВР); — двухканальная станция передачи команд (СПК) на ракеты; — счетно-решающий прибор (СРП); — телевизионно-оптический визир (ТОВ); — система первичного электропитания; — система радиосвязи.

Ракета комплекса выполнена по аэродинамической схеме «утка». Хранение, транспортирование и старт ракеты обеспечиваются транспортно-пусковым контейнером. Твердотопливный двухрежимный двигатель обеспечивает ракете потребную энерговооруженность, необходимую для наведения на скоростные и маневрирующие цели.

Боевое снаряжение ракеты адаптируется к конкретным условиям встречи. Боевая часть осколочно-фугасного типа. Наиболее ответственные цели могут обстреливаться очередью из двух ракет. Транспортируется всеми видами транспорта, в том числе воздушным. Имеется морская модификация комплекса «Оса-МА2», обеспечивающая ПВО кораблей малого водоизмещения.

В настоящее время серийное производство комплекса прекращено, однако большое количество ЗРК «Оса-АКМ» продолжают успешно эксплуатироваться в СВ РФ и в армиях более чем 25 стран. Предприятия промышленности оказывают полный комплекс сервисных услуг по обеспечению боеготовности комплексов и предлагают проекты модернизации, значительно расширяющие их боевые возможности. На базе элементов ЗРК «Оса-АКМ» разработан мишенный комплекс «Саман», предназначенный для испытаний систем ПВО и обеспечения обучения и повышения боеготовности боевых расчетов. В качестве мишени используется ракета ЗРК «Оса» со специальной доработкой.

Оборудование Су-47

Истребитель Су-47 оснащен современным отечественным бортовым оборудованием. К нему относится многоканальная цифровая ЭДСУ, интегральная автоматизированная система управления полетом, навигационный комплекс, включающий инерциальную навигационную систему на лазерных гироскопах и спутниковую навигацию.

Кабина самолета оснащена передовой системой катапультирования пилотов и системой жизнеобеспечения.

В управлении самолетом задействуется тензометрический РУД и боковой малоходный рычаг управления.

С целью увеличения бокового обзора, антенны и радиоэлектронное оборудование сделали небольших размеров и разместили в хвостовой части. Кроме основной БРЛС, в состав навигационного оборудования самолета входят 2 антенны, обеспечивающие задний обзор. Они установлены между соплами двигателей и крылом.

БРЛС размещалась в носовой части планера. Она комплектовалась плоской антенной фазированной решеткой, работа которой выполняется в Х-диапазоне. Бортовое радиолокационное оборудование позволяет обнаруживать цели на расстоянии до 240 км. Су-47 имеет возможность одновременного отслеживания и сопровождения до 24 целей с применением ракет против восьми воздушных целей противника.

Боевое применение ЗРК С-300

Благодаря своим высоким боевым характеристикам С-300 стал самым многочисленным и распространенным противовоздушным комплексом в мире. Его новые модификации, среди которых наиболее технические освоенным является С-300ПС, являются основным ЗРК противовоздушной обороны Российской Федерации. Благодаря насыщенности войск ПВО этими ракетными комплексами, вся западная и центральная часть страны находится под надежной защитой.

После развала Советского Союза немало зенитно-ракетных комплексов различных модификаций достались бывшим республикам, став основным элементом национальных систем ПВО. Эти комплексы стоят на вооружении в Украине, в Белоруссии, в Казахстане и в Азербайджане. В экспортном варианте оружие поставлялось в Китай, во Вьетнам, в Алжир и в Северную Корею. Различные модификации С-300 можно встретить на оснащении систем ПВО Ирана, Венесуэлы, Кипра, Греции и Болгарии. Сирийская Республика, которая сегодня переживает острейший военно-политический кризис, также имеет на оснащении некоторое количество зенитно-ракетных комплексов С-300ПС.

В ходе последующих работ по модернизации системы, неоднократно проводились учебные стрельбы. Впервые в новой истории России, на полигоне Капустин Яр в 1995 году были устроены публичные зенитно-ракетные стрельбы, в которых принимал участие ЗРК С 300ПС. Баллистическая ракета SS-17 Scad, составляющая основную ударную мощь региональных государств на Ближнем Востоке, была сбита во время полета. В сравнении с действием американских ЗРК «Пэтриот», прикрывавших объекты в Израиле и в Саудовской Аравии, российские С-300 оказались куда эффективнее. Для поражения оперативно-тактической ракеты требовалось 1-2 ракет 48Н6Е, причем уничтожалась не только ракетоноситель, но и головная боевая часть. Американские зенитно-ракетные комплексы вынуждены были тратить для уничтожения одной иракской ракеты 4-5 противоракет.

На данный момент технологические возможности комплекса до конца не исчерпаны. Последняя модификация ЗРК С-300ПМУ-1 является, по мнению военных экспертов, вполне удовлетворительным средство борьбы с воздушными целями. Недаром некоторые из стран третьего мира проявляют интерес к этому оружию, стремясь получить контракты на поставку российских зенитно-ракетных комплексов.

Последующим развитием ЗРС С-300 стал новый ракетный комплекс С-400, поступивший на вооружение ВКС России в 2007 году. Это совершенно иной по техническим характеристикам зенитный комплекс, значительно превосходящий не только своих предшественников, но и лучшие западные аналоги. В наши дни ведутся работы по созданию и запуску в серийное производство уже более новой версии зенитно-ракетного комплекса. ЗРК С-500 должен с 2020 года начать поступать на оснащение зенитно-ракетных дивизионов системы ПВО страны.

Если первый ракетный комплекс С-300, поступивший на вооружение ПВО СССР в 1979 году, имел название «Фаворит», новая ракетно-зенитная система С-500 называется «Прометей». Его зенитная ракета 55р6М «Триумфатор» по всем параметрам превосходит все существующие аналоги в мире, давая преимущество противовоздушной обороне России на 10-15 лет вперед.

Оборудование

Так как иные подходящие моторы готовые к производству отсутствовали, на прообраз самолета Су-47 «Беркут» установили двигатели ТРДДФ Д-30Ф11, которые были модернизированной версий знакомых по самолету МиГ-31, силовых установок Д-30Ф6. Турбореактивные моторы, оснащенные форсажной тягой дали самолету взлетной массой порядка 25 тонн, весьма солидные характеристики:

  1. Максимальная скорость в воздухе – 2200 км/ч.
  2. Максимальная скорость у земли – 1400 км/ч.
  3. Практический потолок – 18 тысяч метров.
  4. Практическая дальность – 3300 километров.

Что касается состава бортового оборудования самолета, то о нем по сей день известно немного. Согласно имеющейся информации, истребитель оснащался электродистанционной системой управления, в основу которой легла аналогичная система самолета Су-27. Также самолет оборудуется современными средствами связи и инерциальной навигационной системой с возможность использования спутниковых сигналов.

Для облегчения работы пилота модель оснащалась катапультным креслом К-36ДМ. Спинка кресла имела угол в 30 градусов от горизонтали, что позволяло летчику легче переносить нагрузки, которые могут возникнуть при интенсивном маневрировании. Ручки управления двигателем и педали не отличаются от модели Су-27. В некоторых источниках указывалось, что стандартную крупную центральную ручку управления заменили небольшой ручкой, расположенной с правой стороны приборной панели будущего Су-47 «Беркут».

Вооружение в первом исполнении самолета не использовалось, так как он был экспериментальным прототипом. Однако в левом крыльевом наплыве предусматривалось место для установки автоматической пушки модели ГШ-301 с боекомплектом.

Фюзеляж

Крыло обратной стреловидности имело консоли, стреловидность по передней кромке которых составляла 20 градусов, а по задней – 37. Передняя кромка формировала в корневой части наплыв прямой стреловидности. Он, вместе с консолью с прямой и обратной стреловидностью, увеличивал обтекание данной части планера. Передняя кромка крыла была оснащена отклоняемым носком, а задняя – односекционным элероном и односекционным закрылком. Ввиду высоких требований по жесткости крыло на 90% состояло из композитных элементов. Остальные детали были металлическими.

Около центра фюзеляжа, сбоку от воздухозаборников, на самолете было установлено переднее горизонтальное цельноповоротное оперение трапециевидной формы. Что касается хвостового оперения, то оно также было сделано цельноповоротным, вытянутой формы с передней кромкой большой стреловидности. Самолет-истребитель имел вертикальное оперение схожее с килями модели Су-27, однако, меньшей площадью.

Фюзеляж самолета получил плавные обводы, а его сечение больше всего напоминало овал. Носовая часть схожа с аналогичным элементом модели Су-27. По бокам от задней части кабины размещаются воздухозаборники, без возможности регулировки. На поверхности, приблизительно посредине фюзеляжа, около корневой части крыла устанавливались дополнительные воздухозаборники, которые активируются при интенсивном маневрировании, взлете и посадке. Каналы воздухозаборников на пути к моторам изгибаются, прикрывая лопатки компрессоров и снижая заметность самолета при виде с фронта. По бокам от сопел моторов на самолете установлены небольшие обтекатели, внутри которых можно разместить радиоэлектрическое оборудование.

Рождение нового зенитно-ракетного комплекса

В основу технических требований, предъявляемых к новым ракетным комплексам, легли замечания военных. Командование ПВО страны, высшее военное руководство поставило перед конструкторами задачу создать мобильный унифицированный для разных родов войск зенитно-ракетный комплекс. Главными условиями проекта являлись мобильность, широкий диапазон поражения целей по высоте, большая дальность и высокий темп стрельбы.

Работа над проектом началась еще в 1969 году. В течение 5 лет шла долгая и кропотливая работа по всем направлениям, от создания новой зенитной ракеты и систем управления до разработки стартовой и транспортной базы. Комплекс создавался в условиях тесной кооперации. Учитывая тот факт, что новый ЗРК должен стать универсальным, каждая модификация имела своих разработчиков. Так комплекс С-300В, рассчитанный на вооружение сухопутных армейских частей, создавался в НИИ-20. Морскую версию ЗРС создавали во ВНИИ «Альтаир». Головной разработчик ракетного комплекса С-300П для нужд войск ПВО страны – Центральное Конструкторское Бюро «Алмаз».

Несмотря на то, что общая проектная и технологическая база для создаваемых комплексов была унифицирована, добиться полной унификации ракетных комплексов не удалось. Морские и сухопутные варианты ракетного комплекса похожи только внешне и имеют унификацию только наполовину. Наибольшие различия в создаваемых системах приходились на оборудование РЛС и средства слежения. Главной изюминкой проекта должна была стать зенитная ракета 5В55 комплекса С-300, которая являлась мощным оружием поражения воздушных целей. На первой версии масса боевой части составляла 133 кг боевую часть. Бесконтактный взрыватель радиолокационного действия позволяет приводить осколочную боевую часть ракеты в действие на заданной высоте. Основной поражающий элемент – стальные кубики.

Созданное оружие позволяло решать следующие задачи:

  • оборона крупных военных и промышленных объектов;
  • защита административных населенных пунктов союзного назначения;
  • защита военных баз флота и авиации, пунктов управления войсками.

Основными целями для нового ЗРК являлись баллистические и крылатые ракеты, которые советская система могла сбивать на любой высоте от 250 м до 27км и на дальности от 5 до 50 км. Комплекс обладал двумя ЭВМ, способными обрабатывать информацию по обнаружению и сопровождению целей. Бортовая РЛС в состоянии отслеживать до 100 целей, давать целеуказание на 6 или на 12 целей сразу для 2 ракет.

Зенитная ракета зенитно-ракетного комплекса С 300 могла сбивать цели, скорость которых достигает 2Max. Более поздние версии ЗРК С-300ПС и С-300ПМУ уже готовы уничтожать цели, несущиеся со скоростью в 8 раз превышающую скорость звука. Темп стрельбы составляет 2 ракеты в течение 3-4 секунд. В состав одного зенитно-ракетного дивизиона обычно входит 12 пусковых установок. Единый пункт управления может одновременно осуществлять контроль всех 12 пусковых установок, раздавая параметры цели и отслеживая воздушный горизонт в заданном секторе.

Испытания и популярность

25 сентября 1997 года первый прототип самолета поднялся в воздух. Летчик-испытатель И. Вотинцев тестировал его около получаса. Никаких особых нареканий самолет не вызвал. Серия испытаний продлилась до весны 1998 года. Затем последовал анализ полученных данных и некоторые незначительные доработки.

Широкая общественность впервые увидела самолет С-37 лишь в 1999 году на аэрокосмическом салоне МАКС. На статическую стоянку модель не попала. Единственный самолет выехал на взлетную полосу непосредственно перед демонстрационным полетом. После посадки его сразу же отбуксировали в ангар. Спустя несколько дней после первого полета истребителя средства массовой информации стали говорить о нем. Вскоре споры об особенностях и перспективах машины разошлись по всему миру. При этом СМИ сразу же нарекли «Беркут» перспективным истребителем 5-го поколения, который в скором времени станет выпускаться серийно. Официальное заявление компании «Сухой» об экспериментальном характере модели с трудом пробилось сквозь массу информационного шума.

Пока СМИ продолжали дискутировать о новом самолете, его создатели не прекращали испытания, устанавливая ошибочность или верность разных технических решений. На заре 2010-х вновь поднялась тема создания на базе С-37 боевого истребителя. Предполагалась установка на него современного комплекса радиоэлектронного оборудования, в числе которого была РЛС переднего обзора оснащенная фазированной антенной решеткой. Что касается вооружения, то перспективный истребитель должен был получить управляемые и неуправляемые бомбы и ракеты, транспортировать которые можно как на внутренней, так и на внешней подвеске.

Все попытки создания боевого истребителя на базе экспериментальной модели оказались безуспешными. Компания «Сухой» продолжала исследовать прототип, время от времени демонстрируя один и тот же самолет на выставках.

Система С-25М

Работы по совершенствованию системы С-25 начались по Постановлению Правительства от 19 апреля 1954 г., в соответствии с которым перед модернизированным комплексом с ракетой «217» ставилась задача поражения целей с эффективной поверхностью рассеяния как у самолетов типа Ил-28, летящих со скоростью 1500 км/час. В дальнейшем требования к ракете уточнялись по правительственным Постановлениям от 8 мая 1957 г. и 16 апреля 1958 г.

В процессе модернизации системы С-25 существенно возросла степень участия в разработке ОКБ завода №304. В КБ-1 генеральным конструктором системы формулировались основные.задачи, идеи и цели модернизации, его ведущие специалисты определяли пути ее реализации, после чего разработка передавалась ОКБ-304, где доводились до уровня инженерных решений и выдачи технических заданий конструкторским бюро заводов-смежников.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий