внешние ссылки
vтеАвианосцы Германии |
---|
|
Список военно-морских кораблей Германии |
vтеКораблекрушения и инциденты на море в апреле 1945 г. | |
---|---|
Кораблекрушения |
|
Прочие инциденты |
|
1944 1945 1946 март 1945 май 1945 |
Линейные крейсера
Линейный крейсер «Фон дер Танн»
Строго говоря, здесь описывать почти нечего. Реальный «Фон дер Танн» для технических решений, воззрений и вероятных противников своего времени почти идеален. Почти.
Исключение – в принципе «сохранить боеспособность», а не просто «не утонуть». В этой реальности «Фон дер Танн» будет иметь только 230 мм пояс, зато 250 мм башни. Барбеты – 230 мм с локальными утолщениями до 250 мм. Минимальная толщина барбетов в нижней части – не менее 80 мм. Это было принципиальным решением, т.к. меньшая толщина (т.е. 30 мм реала) не гарантировала защиты от осколков 305 мм снарядов.
Линейные крейсера типа «Мольтке» — 2 шт.
При проектировании следующего линейного крейсера возник спор между сторонниками 28 см и 30,5 см калибра. 28 см калибр считался предпочтительным для обстрела нескольких целей (реал). Но в этой реальности победило простое соображение: немецкий линейный крейсер – прежде всего линейный, и только потом – крейсер. Ведь по числу линкоров ФОМ заведомо проигрывает Гранд Флиту. А значит, линейным крейсерам надо будет драться с линкорами. То есть – быть способными топить линкоры. И выбор был сделан в пользу 30,5 см калибра.
Вес четырёх башен с 30,5 см был больше, чем у пяти с 28 см. Но зато меньше была их общая длина, позволившая сэкономить на длине цитадели. Немаловажным был и экономический фактор: отказ от разработки теперь лишних 28 см/50 орудий экономил деньги.
В отличие от линкоров, на линейно-возвышенное расположение тут не рискнули. , сохранив от предшествующего типа диагональное расположение. Для линкоров его признали неудобным, т.к. углы обстрела орудий при такой схеме сильно зависели от относительного удлинения корпуса. Коротким линкорам не подошло, но для линейного крейсера было признано приемлемым.
Другим отличием от РИ стало распределение толщин брони. Главный пояс – 250 мм, барбеты 250 мм, лоб башен 280 мм. Второй пояс только 170 мм, вместо 200 мм реала, но зато главный пояс шире (верхняя кромка на 2 м над ВЛ вместо 1,2 м реала), а верхний уже, без уязвимой полосы между главным поясом и броневой палубой.
Линейные крейсера типа «Зейдлиц» — 3 шт.
Состав вооружения остался тот же. Но на этот раз было решено перейти к линейно-возвышенной схеме, позволявшей задействовать всю огневую мощь в большем диапазоне курсовых углов. Однако проблема веса носовой возвышенной башни потребовала применения экзотичной конструкции корпуса.
В итоге Альт-«Зейдлиц» получился почти полным аналогом реального «Дерфлингера», только чуть меньше за счёт скорости и брони. Распределение брони так же отличалось: пояс 280 мм, барбеты 80-280 мм, лобовая броня башен 300 мм. Скорость же составила 26,5 узлов без форсировки.
Первоначально планировалось два корабля. Но к моменту, когда пора было закладывать головной корабль следующей пары, предполагавшийся с 38 см пушками, выявилось два препятствия. В создание-то 38 см пушек Адмиралштаб верил, но приходилось считаться с риском задержек, да и бюджет не позволял заложить крейсер заметно большего водоизмещения. По этой причине решили пока повторить предыдущий проект, только увеличив скорость до 27 узлов за счёт технического прогресса в конструкции силовой установки.
Линейные крейсера типа «Гинденбург»
Внешне крейсер с 38 см пушками был похож на предыдущий тип, хотя конструкцию корпуса имел совершенно другую. Технический прогресс позволил уместить силовую установку под низко расположенную палубу, над которой вместо одного высокого межпалубного пространства размещалось два низких. Высота борта теперь составила 5,2 м против 4,6 м у предыдущего типа. Это позволило уместить аналог огневой мощи «Эрзац Йорка» в водоизмещение немногим более реального «Макензена».
Сноски
- Брейер: Der Z-Plan , стр.3.
- Уитли, с. 90.
- ↑ а такжеграммчаса такжеГрёнер, Юнг и Маасс, стр.62.
- ↑ а такжеГарцке и Дулин, стр. 311.
- Майоло, стр. 35–36.
- Гарцке и Дулин, стр. 311-312.
- ↑ а такжеГарцке и Дулин, стр. 312.
- ↑ а такжеУитли, стр.91.
- ↑ а такжеБрейер: Der Z-Plan , стр.28.
- Гарцке и Дулин, стр. 327.
- ↑ а такжеСборщик, стр. 411.
- Йохманн, стр.402.
- ↑ а такжеГардинер и Шено, стр. 225
- ↑ а такжеБрейер: Der Z-Plan , стр.25
- ↑ а такжеГарцке и Дулин, стр. 337.
- ↑ а такжеГарцке и Дулин, стр. 329
- ↑ а такжеКэмпбелл, стр.228.
- Кэмпбелл, стр.219.
- ↑ а такжеГарцке и Дулин, стр. 331.
- Гарцке и Дулин, стр. 337.
- ↑ а такжеСтертон, стр. 48
- Стертон, стр. 43–44.
- ↑ а такжеГарцке и Дулин, стр. 332.
- Гарцке и Дулин, стр. 332–333.
- ↑ а такжеГарцке и Дулин, стр. 336.
- Гарцке и Дулин, стр. 333
- Гарцке и Дулин, стр. 333-334.
- ↑ а такжеГарцке и Дулин, стр. 334
- ↑ а такжеГарцке и Дулин, стр. 335.
- Гарцке и Дулин, стр. 315-317.
- ↑ а такжеГарцке и Дулин, стр. 318
- Брейер: Линкоры , стр. 314
- Гарцке и Дулин, стр. 319
- ↑ а такжеГрёнер, Юнг и Маасс, стр. 62–63.
- ↑ а такжеГарцке и Дулин, стр. 320
- ↑ а такжеГарцке и Дулин, стр. 322
- ↑ а такжеграммчаса такжеГрёнер, Юнг и Маасс, стр. 63
- Гарцке и Дулин, стр. 343
- ↑ а такжеграммГарцке и Дулин, стр. 323
Эскадренные миноносцы
В реальном германском флоте вплоть до начала Великой войны не было класса эскадренных миноносцев. Немцы предпочитали строить просто миноносцы числом побольше, поскольку рассчитывали на оборонительную стратегию. Но принятие наступательной доктрины потребовало строительство именно эскадренных миноносцев.
С 1908г стандартом вооружения стало 3*8,8 см/45, вместо прежних 2*8,8 см/30, и 2*2 + 2*1*500 мм ТА. В первых сериях сохранялась традиционная компоновка с коротким полубаком.
Ситуация снова изменилась с появлением русского «Новика», проектировавшегося с участием немецких фирм. Первоначальный скепсис Адмиралштаба в отношении больших эсминцев был быстро нивелирован простой немецкой арифметикой: рост боевых возможностей явно превосходил рост цены. Особенно если чуть уменьшить скорость в сравнении с «Новиком» на пару узлов, что в любом случае было достаточно, зато радикально снижало стоимость корабля.
В связи с чем была даже введена новая нумерация эсминцев, и введён новый класс «цершторер». С 1911г началось строительство эсминцев с 3*10,5 см/45 и 4*2*500 мм ТА. Помимо вооружения, изменилась и архитектура корабля: теперь эсминцы имели протяжённый полубак, обеспечивший высокую мореходность.
А в 1913г был сделан следующий шаг. Идею подсказали линейные крейсера серии «Зейдлиц» — гладкопалубный корпус с сильным подъёмом к форштевню позволял сэкономить вес, сохранив достаточную мореходность, и даже улучшить прочность корпуса. Это было тем более актуально для эсминца, не имевшего ни пояса, ни нескольких палуб. Вооружение составило 4*10,5 ми/45, размещённых по схеме, подражавшей тому же «Зейдлицу», и 3*3*500 ТА. В ближайшие последующие годы изменений не вносилось: качество было достаточным, и важнее было гнать вал.
Численность миноносного флота в сравнении с реалом, конечно, уменьшилась, по причине роста стоимости каждой единицы. Но суммарный торпедный залп остался на почти том же уровне, что и в РИ, за счёт более мощного вооружения эсминцев программ 1911 и 1913гг. При этом оперативные возможности стали больше, по причине большей дальности и лучшей мореходности эсминцев.
Литература
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-146-7.
- Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945 Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote. — Bernard & Graefe Verlag, 1982. — 180 p. — ISBN 978-3763748006.
Это заготовка статьи о классах и типах судов и кораблей. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
тип «Остфрисланд » | «Остфрисланд» · «Гельголанд» · «Тюринген» · «Ольденбург» |
тип «Кайзер » | «Кайзер» · «Фридрих дер Гроссе» · «Кайзерин» · «Кёниг Альберт» · «Принц-регент Луитпольд» |
тип «Кёниг » | «Кёниг» · «Гроссер Курфюрст» · «Маркграф» · «Кронпринц» |
тип «Байерн » | «Байерн» · «Баден» · «Саксен» ·«Вюртемберг» |
тип «L-20 » | |
Кригсмарине (нем. Kriegsmarine) | |
тип «Шарнхорст » | «Шарнхорст» · «Гнейзенау» |
тип «Бисмарк » | «Бисмарк» · «Тирпиц» |
тип «» | «H-39»/«Н » · «H-40»/«J » · «H-41»/«K » · «H-42»/«L » · «H-43»/«M » · «H-44»/«N » |
Список линейных кораблей ВМС Германии | |
курсивом выделены недостроенные |
Крупные надводные корабли | |
Линкоры | Тип «Бисмарк»: «Бисмарк» • «Тирпиц» Тип «Шарнхорст»: «Шарнхорст» • «Гнейзенау» Тип «Дойчланд» (броненосцы): «Шлезиен» • «Шлезвиг-Гольштейн» |
Авианосцы | Тип «Граф Цеппелин»: «Граф Цеппелин» • «Авианосец Б» «Де Грасс» • «Зейдлиц» (из крейсера) |
Тяжёлые крейсера | Тип «Дойчланд» (карманные линкоры): «Дойчланд» («Лютцов») • «Адмирал граф Шпее» • «Адмирал Шеер» Тип «Адмирал Хиппер»: «Адмирал Хиппер» • «Блюхер» • «Принц Ойген» • «Зейдлиц» • «Лютцов» |
Лёгкие крейсера | Тип «Эмден»: «Эмден» Тип «К»: «Кёнигсберг» • «Карлсруэ» • «Кёльн» Тип «Лейпциг»: «Лейпциг» • «Нюрнберг» |
Вспомогательные крейсера | «Орион» • «Атлантис» • «Виддер» • «Тор» • «Пингвин» • «Штир» • «Комет» • «Корморан» • «Михель» • «Коронель» • «Ганза» |
Эсминцы | |
Типы: | 1934 • 1934A • 1936 • 1936А • 1936A(Mob) • 1936B |
Флотилии: | • • • • • • |
Миноносцы | |
Типы: | 1923/Raubvogel • 1924/Raubtier • 1935 • 1937 • 1939/Elbing • 1941/«Аусланд» |
Флотилии: | • • • • • • • • |
Торпедные катера | |
Типы | S 26 • S 30 • S 38/S 38b • S 100 • S 151 • Typ 700 |
Флотилии: | • • • • • • • • • • • • • • 1 (учебная) • 2 (учебная) • 3 (учебная) |
Учебно-артиллерийские | «Бремзе» • «Бруммер» |
Подводные лодки (список) | |
Проекты | Тип I • Тип II • Тип VII • Тип IX • Тип X • Тип XIV • Тип XVII • Тип XXI • Тип XXIII | Незавершённые проекты |
Флотилии | Боевые: • • • • • • • • • • • • • • • Учебные: • • • • • • • • • • • • • • |
Основные события Второй мировой войны
- , 1 сентября — армия Германии перешла западную границу Польши
- 1939, 3 сентября — Великобритания и Франция объявили войну Германии
- 1939, 17 сентября — Красная армия перешла восточную границу Польши
- 1939, 6 октября — капитуляция Польши
- , 10 мая — нападение Германии на Францию
- 1940, 9 апреля-7 июня — Оккупация Германией Дании, Бельгии, Голландии, Норвегии
- 1940, 14 июня — Немецкая армия вошла в Париж
- 1940, сентябрь — 1941, май — Битва за Англию
- 1940, 27 сентября — Образование Тройственного союза между Германией, Италией, Японией, надеявшихся после победы разделить между собой влияние в мире
Позже к Союзу присоединились Венгрия, Румыния, Словакия, Болгария, Финляндия, Таиланд, Хорватия, Испания. Тройственному союзу или странам Оси во второй мировой войне противостояла Антигитлеровская коалиция в составе Советского Союза, Великобритании и её доминионов, США и Китая
- , 11 марта — В США принят закон о ленд-лизе
- 1941, 13 апреля — договор СССР и Японии о ненападении и нейтралитете
- 1941, 22 июня — нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны
- 1941, 8 сентября — начало блокады Ленинграда
- 1941, 30 сентября-5 декабря — Битва за Москву. Поражение немецкой армии
- 1941, 7 ноября — Закон о ленд-лизе распространен на СССР
- 1941, 7 декабря — Нападение Японии на американскую базу Перл-Харбор. Начало войны на Тихом океане
- 1941, 8 декабря — Вступление в войну США
- 1941, 9 декабря — Объявление Китаем войны Японии, Германии и Италии
- 1941, 25 декабря — Япония захватила принадлежащий англичанам Гонконг
- , 1 января — Вашингтонская декларация 26 государств о сотрудничестве в борьбе с фашизмом. Образование Антигитлеровской коалиции
- 1942, январь-май — тяжелые поражения английских войск в Северной Африке
- 1942, январь-март — Японские войска заняли Рангун, острова Яву, Калимантан, Сулавеси, Суматру, Бали, часть Новой Гвинеи, Новую Британию, острова Гилберта, большую часть Соломоновых островов
- 1942, первая половина — поражения Красной Армии. Германская армия дошла до Волги
- 1942, 4-5 июня — разгром флотом США части японского флота у атолла Мидуэй
- 1942, 17 июля — начало Сталинградской битвы
- 1942, 23 октября-11 ноября — поражение немецкой армии от англо-американских войск в Северной Африке
- 1942, 11 ноября — Оккупация Германией южной Франции
- , 2 февраля — разгром фашистских войск под Сталинградом
- 1943, 12 января — прорыв блокады Ленинграда
- 1943, 13 мая — капитуляция немецких войск в Тунисе
- 1943, 5 июля-23 августа — разгром немцев под Курском
- 1943, июль-август — высадка англо-американских войск в Сицилии
- 1943, август-декабрь — наступление Красной армии, освобождение большей части Белоруссии и Украины
- 1943, 28 ноября-1 декабря — Тегеранская конференция Сталина, Черчилля и Рузвельта
- , январь-август — наступление Красной Армии по всем фронтам. Её выход к довоенным границам СССР
- 1944, 6 июня — высадка союзных англо-американских войск в Нормандии. Открытие Второго фронта
- 1944, 25 августа — Париж в руках союзников
- 1944, осень — продолжение наступления Красной Армии, освобождение Прибалтики, Молдавии, Северной Норвегии
- 1944, 16 декабря-1945, январь — тяжелое поражение союзников при контрнаступлении немцев в Арденах
- , январь-май — наступательные операции Красной армии и союзных войск в Европе и на Тихом океане
- 1945, 4-11 января — Ялтинская конференция с участием Сталина, Рузвельта и Черчилля о послевоенном устройстве Европы
- 1945, 12 апреля — умер президент США Рузвельт, его сменил Трумен
- 1945, 25 апреля — начался штурм Берлина частями Красной армии
- 1945, 8 мая — капитуляция Германии. Окончание Великой Отечественной войны
- 1945, 17 июля-2 августа — Потсдамская конференция глав правительств США, СССР, Великобритании
- 1945, 26 июля — Япония отклонила предложение о капитуляции
- 1945, 6 августа — атомная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки
- 1945, 8 августа — СССР объявил войну Японии
- 1945, 2 сентября — капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны
Вторая мировая война завершилась 2 сентября 1945 года подписанием акта о капитуляции Японии
Baltic Fleet
The Baltic Fleet has a larger allocation of minesweepers, mine layers, E-Boats, patrol boats, and conventional U-Boats. It has two German frigates. Uniquely, it has coastal anti-ship missiles. Its naval aircraft allocation consists of small patrol aircraft (principally the Dornier Do 328M), naval attack aircraft (the Panavia Pa 200 Tornado) and helicopters. The Baltic Fleet also commands two brigades of naval infantry. The Baltic Fleet commands the Royal Danish Navy in wartime, which provides four extra frigates in addition to other forces. The Baltic Fleet supports the Eastern Front.
Действия флота
- Присутствие в водах вокруг Испании во время гражданской войны (1936—1939).
- Битва за Атлантику (1939—1945):
- подводная лодка U-29 топит HMS Courageous (сентябрь 1939 г.);
- подводная лодка U-47 топит HMS Royal Oak (октябрь 1939 г.);
- Битва у Ла-Платы: тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» затоплен (декабрь 1939 г.);
- Датско-Норвежская операция: тяжёлый крейсер «Блюхер» потоплен (апрель — июнь 1940 г.);
- Бой в Норвежском море: линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» топят HMS Glorious (июнь 1940 г.);
- Сражение в Датском проливе: линкор «Бисмарк» топит HMS Hood, и в ходе последующего преследования силами британского флота через 3 дня гибнет сам (май 1941 г.);
- Противодействие арктическим конвоям:
- Операция «Цербер» (февраль 1942 г.),
- Конвой QP-11: эсминцы Z-7 (в результате дальнейшего боя потоплен), Z-24 и Z-25 топят советский транспорт «Циолковский» (2847 брт), и совместно с подводной лодкой U-456 наносят критические повреждения HMS Edinburgh (195 548 унций золота на борту), приведшие к его последующему потоплению (май 1942 г.),
- Операция «Ход конём» (июнь — июль 1942 г.),
- Операция «Вундерланд» (август 1942 г.),
- Бой в Баренцевом море (декабрь 1942 г.),
- Операция «Цитронелла» (сентябрь 1943 г.),
- Бой у Нордкапа: линкор «Шарнхорст» потоплен (декабрь 1943 г.);
- «Чёрный май»: Германией потеряно 43 подлодки (май 1943 г.);
- Операции Королевских ВВС Paravane, Obviate и Catechism: линкор «Тирпиц» потоплен (сентябрь — ноябрь 1944 г.).
- Балтийское море:
- Средиземноморский театр (до мая 1944 г.):
- подводная лодка U-331 топит HMS Barham (ноябрь 1941 г.);
- подводная лодка U-81 топит HMS Ark Royal (ноябрь 1941 г.);
- подводная лодка U-557 топит HMS Galatea (декабрь 1941 г.);
- подводная лодка U-73 топит HMS Eagle (август 1942 г.).
- Рейдерство вспомогательных крейсеров:
- Ликвидация флота (1945):
- линкор «Гнейзенау», тяжёлые крейсера «Адмирал Хиппер» и «Лютцов», авианосец «Граф Цеппелин» — затоплены экипажем, тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» — потоплен (март — май 1945 г.);
- Операция «Регенбоген» — затопление флота (в том числе более 200 субмарин).
Всего подлодками потоплено 2759 торговых судна и 148 кораблей союзников, в том числе 2 линкора, 3 авианосца, 3 эскортных авианосца. В боевых походах погибло 630 подлодок Кригсмарине, 123 — в германских водах, 215 было уничтожено собственными командами, 38 списано из-за повреждений и износа, 11 переданы за границу, 153 достались союзникам.
Надводными кораблями Кригсмарине, среди прочего, были потоплены: 1 авианосец и 1 линейный крейсер Королевского военно-морского флота Великобритании.
Строительство и переоборудование
Зейдлицем в мае 1942 г., до начала конверсионных работ.
Зейдлиц был заказан Кригсмарине с верфи Deschimag в Бремене . Зейдлиц был первоначально разработан как легкий крейсер версия адмирала Hipper -класса тяжелых крейсеров, вооруженный двенадцать 15 см (5,9 дюйма) пушки вместо того , адмирал Hipper ‘ s восемь 20,3 см (8,0 дюйма) пушки. Однако «Кригсмарине» решили завершить строительство корабля, идентичного « Адмиралу Хипперу», 14 ноября 1936 года. Его киль был заложен 29 декабря 1936 года под строительным номером 940. Корабль был спущен на воду 19 января 1939 года, но после начала Второй мировой войны. в сентябре 1939 года работы были остановлены, когда корабль был готов примерно на 95 процентов.
После потери линкора « Бисмарк» в мае 1941 г., во время которой британские авианосцы сыграли важную роль, а также после торпедирования ее сестринского корабля « Тирпиц» в марте 1942 г. «Кригсмарине» убедились в необходимости приобретения авианосцев. Работа над специально построенным авианосцем Graf Zeppelin , остановленная в апреле 1940 года, была возобновлена в марте 1942 года. Кригсмарине также решило преобразовать ряд судов во вспомогательные авианосцы. Seydlitz был среди отобранных для переоборудования кораблей вместе с несколькими пассажирскими лайнерами.
Одновременно с возобновлением строительства Graf Zeppelin на Зейдлице начались работы по переоборудованию . Большая часть надстройки была вырезана, за исключением воронки, для подготовки к установке кабины экипажа и авиационного ангара. Всего с корабля было удалено примерно 2400 т (2400 длинных тонн; 2600 коротких тонн) материала. Кабина экипажа должна была быть 200 м (660 футов) в длину и 30 м (98 футов) в ширину. Ангар был 137,50 м (451,1 фута) в длину, 17 м (56 футов) в ширину в носовой части и 12 м (39 футов) в ширину на миделе и в корме. Ее вооружение было сокращено до зенитной батареи из десяти 10,5-см орудий L / 65 в сдвоенных установках, двух впереди боевой рубки и трех в корме, десяти 3,7-см орудий в сдвоенных установках и двадцати четырех 2-см орудий в четырехместных установках. .
Зейдлиц ” воздух дополнением s должен был состоял из десяти Bf 109 истребителей и десять Ju 87 Stuka divebombers. Истребители Bf 109 были морской версией модели “E”, получившей обозначение . Их крылья были длиннее, чем у наземной модели, чтобы обеспечить более короткий взлет. Выбранный тип Ju 87 должен был быть вариантом “E”, который представлял собой морскую версию , был модифицирован для запусков с катапульты и был оснащен тормозным механизмом .
Корабль был переименован в Weser , но работы были прекращены в июне 1943 года, до завершения переоборудования. Незавершенное судно было затем перевезено в Кенигсберг , где оно оставалось до конца войны. 29 января 1945 года корабль был потоплен, прежде чем наступающая Советская Красная Армия смогла его захватить. Тем не менее советский военно-морской флот рассматривал возможность использования обломков для завершения строительства крейсера Lützow , дочернего корабля Зейдлица, который Советы приобрели незавершенным перед началом войны. Однако этого не произошло, и судно было разобрано на металлолом.
Подводные лодки
Первоначально корабли этого класса расценивались скорее, как диверсионные
Однако необходимость быть на острие прогресса в любом случае заставляла уделять внимание развитию и подлодок. Только к 1911г был накоплен достаточный технический и тактический (учебный, конечно) опыт, чтобы можно было начать строить лодки серийно
В качестве основного был выбран проект Ганса Техеля, как имеющий большие боевые возможности. Вооружение составило 4 носовых и 2 кормовых 500 мм ТА. А вот с артиллерийским было сложнее. Первоначальный проект предусматривал только 7,5 см пушку. Но простое соображение, что не на каждую цель нужна торпеда, а калибр 7,5 см всё же слишком слаб, заставило искать альтернативы. В строй уже первые лодки стали вводить с 8,8 см орудием. Но после вступления первых лодок в строй были проведены эксперименты по установке 10,5 см орудия, оказавшиеся успешными (на лодки проекта Техеля действительно ставили такие пушки уже в ходе войны в реале).
И вот тут принцип поиска асимметричных путей заставил уделить большее внимание новому классу. Программа 1912г предполагала постройку не 72 лодок за 20 лет, как в РИ, а 120
Начиная с 1912г, ежегодно закладывались 6 лодок. Получалось к началу войны мало, но это неизбежно, поскольку раньше не получается разработать действительно боеспособный образец для тиражирования. Но всё же больше, чем в РИ.
Кроме того, разумным выглядит постройка хотя бы одной (а может и не одной) плавбазы гидросамолётов. Причём под эту роль можно переоборудовать старые крейсера, типа «Принца Генриха».
Елизавета Петровна — Фридрих Великий. Не бой, а побоище
Кампания весны-лета 1758 года в Богемии была проиграна пруссаками, и перехватившие инициативу противники Фридриха готовились раздавить его армию. Пока австрийцы собирались с силами, к Берлину направилась русская армия Виллима Фермора. Знакомство прусской армии с восточным соседом в 1757 году при Гросс-Егерсдорфе закончилось поражением немецкого фельдмаршала Левальда, так что Фридриху Великому нужно было отнестись к новой угрозе со всей серьёзностью. И снова незаменимым помощником короля оказался генерал Зейдлиц.
Решающее сражение кампании против русских состоялось в августе 1758 года у местечка Цорндорф, приблизительно в 100 км от Берлина. Страшная бойня, которой обернулось сражение, едва не стала братской могилой для прусской пехоты и её короля. Главную роль в битве сыграла кавалерия под командованием великолепного Зейдлица. Его продуманные и решительные действия против правого фланга русских (даже вопреки прямым приказаниям короля) выправили ситуацию на поле боя после поражения прусских батальонов, оказавшихся бессильными в бою с регулярной русской пехотой. Несложно представить, каким мог быть исход сражения, окажись во главе конницы менее искусный начальник, но король не ошибся с выбором.
Фридрих Великий и Зейдлиц при Цорндорфе. (pinterest.com)
Кровавый день 25 августа завершился с неопределённым результатом, однако последующее отступление русской армии позволяет говорить о стратегической победе Фридриха, который сумел достичь своей цели и не допустил дальнейшего продвижения армии Фермора по собственно прусским землям. С другой стороны, потери прусской армии были просто чудовищны — король лишился половины своей пехоты, серьёзно потрёпана оказалась и кавалерия, что сковывало возможности Фридриха по дальнейшему преследованию русских. Впрочем, король понимал, что никто из его генералов, кроме Зейдлица, не был достаточно талантлив, чтобы привести его задумку в исполнение. На фоне прочих командиров гений этого «прусского Мюрата» сиял особенно ярко.
Помимо участия в походах короля в качестве командира конницы, Зейдлиц нередко становился во главе отдельного корпуса, выполняя задачи по прикрытию стратегических направлений и объектов. Справедливости ради нужно сказать, что в 1760 году русские оказались проворнее генерала и даже сумели занять Берлин, пока Зейдлиц спешил на помощь столице. После битвы при Хохкирхе (1759 год) Зейдлиц прикрывал отступление разбитой прусской пехоты. Поражение стоило пруссакам сотни орудий и трёх десятков знамён, но армия была спасена. Спасена, чтобы погибнуть под Кунерсдорфом.