Линейный крейсер «Фон дер Танн»

Вооружение

380-мм орудия модели 1934 года были такие же, как на «Бисмарке» и «Тирпице». Их характеристики были следующими: вес снаряда 800 кг, его начальная скорость 820 м/с, дальность стрельбы 36520 м при угле возвышения 30°, запас снарядов 105 на орудие.

К тому времени германский флот еще не имел удачного универсального орудия среднего калибра. Немцы придерживались мнения, что создать универсальное орудие без существенного снижения его эффективности при стрельбе по надводным целям невозможно. Поэтому средний калибр снова, как и на всех германских больших кораблях, представляли 150-мм орудия и 105-мм зенитки. Но для проекта «О» это было плохое решение, учитывая недостаток веса, пространства и слабую броневую защиту.

В то же время угол возвышения 150-мм орудий увеличили с 40°, которые имели установки на линкорах, до 65° (45.3 кг, 875 м/с, 23000 м, боезапас по 150 снарядов на орудие). Это означало, что теперь они могли вести огонь по самолетам, если к их снарядам разработать временной взрыватель и предусмотреть возможность его регулировки (установки времени) при стрельбе. Скорострельность башенных 150-мм орудий оставалась в пределах 6 выстрелов в минуту.

Дальняя ПВО обеспечивалась восемью 105мм/65 клб зенитками в стабилизированных спаренных установках того же типа, что стояли на всех германских линкорах (15,1 кг, 900 м/с, 17700 м, 80°, 400 снарядов на орудие). Эффективность этих установок снижали ограниченные углы обстрела и наличие всего двух директоров для управления огнем, чего уже было явно недостаточно для отражения воздушных атак.

Зенитные автоматы были представлены восемью 37-мм/83 клб и двадцатью 20-мм пушками, сгруппированными вокруг дымовых труб. Предполагалось иметь по 2000 выстрелов на каждый ствол. Как показал опыт боевых действий, такие зенитные батареи совершенно не соответствовали возросшей мощи ударной авиации. Сравнимые с этими германскими кораблями британские «Рипалс» и «Ринаун», хотя и были на 20 лет старше, имели более мощные средства ПВО.

Авиационное вооружение

Каждый корабль должен был нести по 4 гидросамолета типа «Arado-196», которые хранились в ангарах в средней части с 14-мм противоосколочной защитой. Неподвижная катапульта того же типа, что и на «Бисмарке», располагалась между тремя ангарами, а гидросамолеты на нее устанавливались с помощью больших кранов, которые служили и для спуска шлюпок. Необходимость гидросамолетов на линкорах и линейных крейсерах ставилась под сомнение, но из-за отсутствия у немцев авианосцев другого способа обнаружения конвоев просто не было.

Радиолокационное оборудование. В контрактной спецификации радар не указывался, но, без всякого сомнения, если бы эти корабли вошли в строй, на них установили бы радары слежения и управления артогнем, как это сделали на «Тирпице» в 1943-1944 годах.

Предпосылки создания

В начале XX-го века кораблями основных боевых классов (англ. capital ships) в флотах ведущих мировых держав считались броненосцы и броненосные крейсера. В официальной германской классификации броненосному крейсеру приблизительно соответствовал «большой крейсер» (нем. Groer Kreuzer). Амбиции Германской империи требовали создания сильного флота, и между Германией и имевшей флот № 1 Великобританией разгорелось военно-морское соперничество. По «закону о флоте» (англ. German Naval Laws) и ряду поправок к нему, германский флот должен был состоять из 20 «больших» крейсеров, и поэтому приблизительно каждый год закладывалось по одному новому крейсеру. Развитие британских броненосных и германских «больших» крейсеров в конечном счёте привело к появлению нового класса крейсеров — линейных.

Но создание германского линейного крейсера шло отличным от Великобритании путём. По сравнению с предшествующими броненосными крейсерами типа «Минотавр» британские линейные крейсера типа «Инвинсибл» стали революционным шагом вперёд. Благодаря увеличению калибра орудий с 234 мм до 305 мм, увеличению количества орудий главного калибра с 4 до 8, отказу от промежуточного калибра и использованию паровой турбины боевые возможности нового крейсера возросли многократно. В германском же флоте чётко прослеживалась линия эволюционного развития. От корабля к кораблю шёл постоянный рост водоизмещения — «Йорк» имел водоизмещение 9530 т, «Шарнхорст» — 11 600 т, водоизмещение новейшего броненосного крейсера программы 1906 года, будущего «Блюхера», достигло 15 840 тонн. При этом его вооружение хоть и состояло из двенадцати орудий единого главного калибра, расположенных по гексагональной схеме, но это были орудия калибром всего 210 мм. По сравнению с другими броненосными крейсерами того времени, вооружёнными 234-мм орудиями, он смотрелся вполне на уровне. Но в сравнении с вооружённым 305-мм орудиями «Инвинсиблом» проигрывал по всем статьям. К тому же «Блюхер» был оснащён паровой машиной и хотя и считался самым быстрым кораблём с таким типом силовой установки, но по скорости всё же уступал британскому сопернику, оснащённому паровыми турбинами.

Поэтому, когда от германского атташе в Лондоне поступили сведения о тактико-технических характеристиках нового британского крейсера, стало понятно, что «Блюхер» серьёзно ему проигрывает и что его защита явно не адекватна 305-мм британским орудиям. Но работы по проекту «Блюхера» были уже в завершающей стадии, и вносить в него изменения было уже поздно. Поэтому было решено, что «Блюхер» будет достраиваться по исходному проекту, а ответом британцам будет уже крейсер 1907 бюджетного года, получивший строительный индекс F.

Одним из принципиальных отличий стала концепция применения. Британский крейсер создавался именно для крейсерских функций — в первую очередь для борьбы с крейсерами противника как при действиях совместно с эскадрой линкоров, так и на коммуникациях. Участие в линейном бою основных сил флотов для него не предусматривалось, и участие в нём ограничивалось лишь окружением противника и добиванием отставших кораблей.

В германском флоте крейсерам отводилась и другая роль. Ещё в январе 1904 года кайзер Вильгельм II заявил, что так как по количеству единиц германский линейный флот уступает британскому, германские большие крейсера должны быть способны участвовать в линейном бою в одной линии с линкорами. И хотя военно-морской министр, гроссадмирал Тирпиц, был противником такого использования, настаивая на чисто крейсерских функциях, требование участия в линейном бою учитывалось при проработке проекта нового крейсера.

Разработка проекта крейсера F шла с августа 1906 по июнь 1907 года. Рассматривалось множество вариантов, в том числе с вооружением из 305 и 343-мм орудий. Однако при наличии финансовых ограничений, для соблюдения баланса скорости, вооружения и защиты, было решено остановиться на орудиях калибра 280-мм. Тем более, что этот же калибр был выбран для германских дредноутов «Нассау». Не последнюю роль здесь сыграло и мнение Тирпица о превалировании крейсерских функций. 280-мм орудия он считал достаточными для этой роли. Для обеспечения высокой максимальной скорости хода крейсер был впервые в германском флоте оснащён паровыми турбинами. 22 июня 1907 года кайзер утвердил заказ на строительство крейсера F, будущего «Фон дер Танна».

Литература

  • Мужеников, В. Б. Линейные крейсера Германии. Серия: «Боевые корабли мира». — СПб: Корабли и сражения, 1998.
  • Breyer, Siegfried (1973). Battleships and Battlecruisers of the World. London: McDonald & Jane’s. ISBN 0-356-04191-3  (англ.)
  • Brooks John Dreadnought Gunnery and the Battle of Jutland. — Routledge, 2005. — ISBN 0714657026  (англ.)
  • Gardiner Robert Conway’s All the World’s Fighting Ships: 1906-1922. — Annapolis: Naval Institute Press, 1984. — ISBN 0870219073  (англ.)
  • Hawkins Nigel Starvation Blockade: The Naval Blockades of WWI. — Annapolis: Naval Institute Press, 2002. — ISBN 0850529085  (англ.)
  • Hore Peter Battleships of World War I. — London: Southwater Books, 2006. — ISBN 978-1-84476-377-1  (англ.)
  • Hough Richard Dreadnought: A History of the Modern Battleship. — Periscope Publishing Ltd., 2003. — ISBN 1904381111  (англ.)
  • Massie Robert K. Castles of Steel. — New York City: Ballantine Books, 2003. — ISBN 0-345-40878-0  (англ.)
  • Philbin Tobias R. III Admiral Hipper:The Inconvenient Hero. — John Benjamins Publishing Company, 1982. — ISBN 9060322002  (англ.)
  • Reuter Ludwig von Scapa Flow: Das Grab Der Deutschen Flotte. — Leipzig: von Hase and Koehler, 1921.  (англ.)
  • Scheer Reinhard Germany’s High Seas Fleet in the World War. — Cassell and Company, ltd, 1920.  (англ.)
  • Staff Gary German Battlecruisers: 1914-1918. — Oxford: Osprey Books, 2006. — ISBN 978-1-84603-009-3  (англ.)
  • Strachan Hew The First World War: Volume 1: To Arms. — Oxford: Oxford University Press, 2001. — ISBN 0199261911  (англ.)
  • Tarrant V. E. Jutland: The German Perspective. — Cassell Military Paperbacks, 1995. — ISBN 0-304-35848-7  (англ.)
  • Thomas Lowell Raiders of the Deep. — Annapolis: Naval Institute Press, 1928. — ISBN 1557507228  (англ.)
  • Tucker Spencer E. The Encyclopedia of World War I. — ABC-CLIO, 2005. — ISBN 1851094202  (англ.)
  • Weir Gary E. Building the Kaiser’s Navy. — Annapolis: Naval Institute Press, 1992. — ISBN 1-55750-929-8  (англ.)

Прямой эфир

  • Публикации
  • Объявления
  • bescker →
    Адлер в 1996 году
    6 в Адлерский район города Сочи
  • URPSO →
    В Сочи спасатели вывели из леса заблудившуюся семью
    4 в Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России
  • info →
    Сдаём квартиру в Сочи в аренду: с чего начать и как её подготовить
    в Недвижимость Сочи
  • ADLERRC →
    Мероприятие в детской игровой комнате «Гримляндия»
    3 в МДД (мастерская добрых дел)
  • sava →
    МИР ВОКРУГ- ВДОХНОВЕНИЕ ХУДОЖНИКА
    2 в История Сочи
  • DanaShved →
    Весенняя Самбониада проекта «Адаптивное Самбо»
    в Спортивный Сочи
  • URPSO →
    За сутки спасатели Хостинского подразделения ЮРПСО МЧС России дважды выезжали на помощь туристам
    в Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России
  • Olga190672 →
    Фестиваль “Вокальный ринг”
    8 в Музыкальный Сочи
  • URPSO →
    На базе ЮРПСО МЧС России прошла аттестация спасателей горного курорта
    в Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России
  • info →
    Как выбрать поликарбонат для теплицы
    в Дача, сад и огород
  • sava →
    ИСТОРИЯ СОЧИ В ИСТОРИИ ЗДАНИЙ
    6 в Блог им. sava
  • vitbar →
    Пропал человек, помогите найти.
    в Происшествия в Сочи
  • VODA →
    Вуаля!
    2 в Адлерский район города Сочи
  • DanaShved →
    Завершилась серия февральских семинаров сочинских наставников Всероссийского проекта «Самбо в школу»
    2 в Спортивный Сочи
  • bescker →
    Вновь захорошела Херота
    27 в Адлерский район города Сочи
  • URPSO →
    Сочинские спасатели помогли водителю, зажатому в салоне легкового автомобиля
    в Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России
  • URPSO →
    В Сочи завершились соревнования в безопорном пространстве «Кубок Юга 2023»
    в Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России
  • URPSO →
    В Сочи проходят соревнования на высоте «Кубок Юга 2023»
    в Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России
  • so3537 →
    Абхазия. Новые места, достопримечательности, знакомства.
    10 в Сочинское отделение Русского географического общества
  • URPSO →
    Завтра в Красной Поляне стартуют соревнования в безопорном пространстве «Кубок Юга 2023»
    в Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России
  • sava →
    СОЧИ. «ПЕРЕВАЛ» В СУДЬБЕ НАРОДОВ
    7 в Блог им. sava
  • afganets →
    Водоканалу
    8 в Блог им. afganets
  • morskaya →

    в Работа

  • morskaya →

    в Работа

  • morskaya →

    в Работа

  • MyCarRental →

    в Услуги

  • viktor_ovsyannikov →

    в Услуги

  • CBuHTy3 →

    в Услуги

  • dodguy →

    в Животный мир

  • seacon →

    в Строительная ярмарка

  • seacon →

    в Строительная ярмарка

  • Julia222 →

    в Услуги

  • Henrietta →

    в Услуги

  • nezami77 →

    в Услуги

  • Julia444 →

    в Услуги

  • Julia333 →

    в Услуги

  • Julia222 →

    в Услуги

  • Julia1333 →

    в Услуги

  • Evgenbl4 →

    1
    в Железка

  • gorez →

    в Работа

  • gorez →

    в Недвижимость

  • Irinalev →

    в Недвижимость

  • Irinalev →

    в Недвижимость

  • Irinalev →

    в Недвижимость

RSS

3. Конструкция

3.1. Конструкция корпуса и надстройки

Корпус крейсера разделили водонепроницаемыми переборками на 15 основных отсеков. Двойное дно было установлено на 75 % длины корабля. Способ связей конструкции корпуса был выбран смешанным — поперечные шпангоуты + продольные стрингеры.

3.1.1. Бронирование

Бронирование жизненно важных частей корпуса выполнялось из крупповской цементированной стали. Вес брони составлял 33,3 % от общего водоизмещения линейного крейсера. Главный броневой пояс крейсера был установлен на прокладке из тикового дерева толщиной 50 мм. По главной ватерлинии толщина главного броневого пояса составляла 250 мм (при высоте в 1,22 м, из которых 0,35 м находилось ниже ватерлинии. У нижней кромки броневого пояса в 1,6 м ниже ГВЛ (в районе главной палубы) толщина брони постепенно уменьшалась до 150 мм. В оконечностях корабля броневой пояс заканчивался поперечными прямыми 180-мм переборками, а бортовая 120-мм броня продолжалась до носовой части. Бронирование верхнего броневого пояса (батареи среднего калибра) состояло из 150-мм броневых плит.

Передняя боевая рубка была выполнена из броневых плит толщиной 300 мм, задняя боевая рубка — из плит толщиной 200 мм. Толщина крыш рубок составляла 80 и 50 мм соответственно. Конструктивной особенностью крейсера являлось наличие 2-й броневой палубы.

3.2. Вооружение

Вооружение корабля состояло из восьми 280-мм скорострельных орудий с длиной ствола 45 калибров (12 600 мм) в четырёх двух-орудийных башнях. Боекомплект орудий ГК насчитывал 660 снарядов. Скорострельность орудий составляла 2,5 выстрела в минуту. Вес бортового залпа был равен 5 920 кг в минуту.

Десять скорострельных орудий среднего калибра (150 мм) с длиной ствола 45 калибров (6 750 мм) в установках образца 1906 года располагалась в батарее главной палубы между передней дымовой трубой и грот-мачтой.

Вспомогательная артиллерия состояла из 16 скорострельных орудий калибра 88-мм с длиной ствола 45 калибров (3 960 мм) в установках образца 1906 года; размещалась она в передней и задней надстройках, в носовой части верхней палубы и на главной палубе, а также в корме корабля. В начале 1916 года четыре орудия кормовой надстройки заменили двумя 88-мм зенитными орудиями в установках образца 1913 года с углом возвышения 70°. В 1916 году были демонтированы 12 оставшихся 88-мм орудий.

Торпедное вооружение состояло из четырех подводных торпедных аппаратов калибра 450 мм: один носовой, один кормовой и два бортовых аппарата размещались перед барбетом носовой башни вне зоны действия противоторпедной переборки. Общий боекомплект равнялся 11 торпед.

3.3. Энергетическая установка

Энергетическая установка корабля была паротурбинной и состояла из десяти котельных отделений, расположенных попарно пятью эшелонами (всего 18 котлов Шульце-Торникрофта) В двух передних котельных отделениях крейсера размещалось по одному котлу, в остальных же по два.

Номинальная проектная мощность на валах составляла 42 000 л. с. или 1,97 л.с./т полного водоизмещения, что при частоте скорости вращения гребных валов в 300 оборотов в минуту обеспечивало крейсеру «Фон дер Танн» скорость в 24,8 узла. При испытаниях на Нейкругской мерной миле паротурбинные машины развили форсированную мощность 79007 л.с., позволяющую крейсеру при частоте вращения гребных валов в 324 об/мин. развивать скорость 27,4 узла. Энергетическая установка крейсера приводила в движение 4 гребных винта.

Дальность плавания крейсера «Фон дер Танн» достигала 4 400 морских миль при скорости 14 узлов или 2 500 морских миль при скорости 22,5 узла. Нормальный запас угля был равен 984 тоннам, полный — 2 760 тоннам. Расход топлива составлял от 0,64 до 1,15 кг/л.с. в час.

Электроэнергию кораблю обеспечивали шесть турбогенераторов общей мощностью 1 200 кВт, напряжением 225 Вольт.

3.4. Ходовые качества

Маневренность и управляемость крейсера «Фон дер Танн» были хорошими. Но при отклонении руля на угол, превышающий 60° наступала потеря управляемости и при этом возникал крен до 8°. Метацентрическая высота была равна 2,11 м. Остойчивость являлась максимальной при 30-градусном крене и нулевой при 70-градусном.

Экипаж корабля насчитывал 923 человека (в том числе 41 офицер). Как флагманский корабль, крейсер имел увеличенный на 76 человек (в том числе 14 офицеров) экипаж. В Ютландском сражение экипаж крейсера состоял из 1174 человек.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий